УДК 338.1
оценка состояния инновационного климата как структурной составляющей инновационной среды региона
(на примере Ульяновской области)
а. а. Гончарова,
старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента E-mail: g. [email protected] Ульяновский государственный технический университет
В статье дана оценка состояния инновационного климата региона на примере Ульяновской области. Проведен комплексный анализ факторов, оказывающих влияние на развитие инновационной деятельности. В ходе исследования выявлен ряд проблем, предложены пути их разрешения.
Ключевые слова: инновационная среда региона, инновационный потенциал региона, инновационный климат, Ульяновская область.
В современных условиях перевода российской экономики на инновационный путь развития остро стоит проблема повышения инновационной активности российских предприятий. По данным Федеральной службы государственной статистики, в России на начало 2011 г. доля инновационно активных предприятий составила лишь 9,5 % от общего числа предприятий отечественной промышленности, в то время как во многих развитых странах — более 50 %.
Причинами низкой инновационной активности являются серьезные препятствия и ограничения, с которыми сталкиваются предприятия в процессе своего развития. В основном это недостаточность финансирования инновационных проектов, отсутствие у большинства предприятий современной базы для внедрения разработок, дефицит квалифицированных кадров, способных эффективно управлять инновационным процессом, сопротивление инновациям из-за длительных сроков окупаемости и др.
В связи с этим формирование инновационной среды, обладающей необходимыми условиями для развития инновационной деятельности, является одной из первоочередных задач современной России.
По мнению ряда ученых [7, 10, 12, 11, 15], на создание благоприятной инновационной среды как условия для осуществления инновационной деятельности должна ориентироваться региональная инновационная политика. К объективным причинам, подтверждающим необходимость формирования инновационной среды в регионах, специалисты относят:
- рост суверенитета территорий, усиление экономической самостоятельности и становление основ финансово-бюджетной независимости;
- географическую обусловленность инновационного процесса, выражающуюся в повышении восприимчивости к инновациям при физической близости всех элементов инновационной среды;
- общность интересов различных организаций, населения и региональных органов власти, позволяющую достигать более тесного и эффективного взаимодействия участников инновационного процесса, что обеспечивает его успешность;
- территориальную привязку и невысокую мобильность научно-образовательного комплекса, являющегося начальным звеном в инновационном процессе;
- развитие промышленных сетей в рамках конкретных регионов;
усиление региональном компоненты в социально-экономической, научно-технической и инновационной политике государства.
Таким образом, именно в регионах, обладающих возможностями для стимулирования и развития инновационной деятельности, должна формироваться инновационная среда.
В настоящее время существует множество интерпретаций понятия «инновационная среда региона», однако все они сводятся к общему признаку — это совокупность условий и факторов, действующих внутри и за пределами региональной инновационной системы и оказывающих влияние на возможности эффективно осуществлять инновационную деятельность в регионе.
Исходя из определения, инновационную среду региона следует рассматривать как систему, состоящую из элементов внутренней и внешней среды (см. рис.).
Оценка состояния внутренней среды региональной инновационной системы показывает ее потенциал, а оценка состояния внешней среды — инновационный климат. Таким образом, следует считать, что инновационная среда региона складывается из инновационного потенциала и инновационного климата региона.
, Внешняя среда региональной инновационной системы, разделяемая на среду экономическую, политико-правовую, социальную, природно-географическую, транспортную, технологическую и бизнес-среду региона
Внутренняя среда региональной инновационной системы
Инновационная инфраструктура
Вузы, НИИ, научные центры
; Конструкторские и технологические бюро, творческие группы ......::::::::::::::::::::::::
I Малое и среднее предпринимательство Крупное предпринимательство Потребители инновационных товаров, технологий и услуг
Структура инновационной среды региона
В экономической науке понятие «климат» вначале использовалось в значении «инвестиционный климат», как характеристика условий для капиталовложений. С появлением термина «инновация» возникло производное понятие «инновационный климат». В работах российских ученых встречаются следующие его определения:
состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели [5];
совокупность факторов внешней среды организации, прямо или косвенно влияющих на возможность реализации ее инновационного потенциала [3].
Другими словами, инновационный климат является состоянием внешней среды организации. С точки зрения В. М. Трофимова, к отдельной организации понятие инновационного климата неприменимо, оно может относиться к стране, региону или городу, так как климат имеет четкую географическую привязку [8].
Под инновационным климатом региона И. М. Голова предлагает понимать «...уровень благоприятности имеющихся на территории научно-технологических и социально-экономических условий для развития инновационной деятельности
и воспроизводства инновационных процессов» [2].
Исследователь А. А. Бовин рассматривает инновационный климат в разрезе инновационных условий, включающих в себя целый комплекс таких факторов, как коммуникации, природ-но-географические условия, технологическая и научно-техническая сфера, экономическая и финансовая сфера, политико-правовая сфера, стратегическая зона хозяйствования, скорость появления инноваций на данном сегменте рынка, рынок трудовых ресурсов [1].
С точки зрения О. В. Ко-наныхиной, под инновационным климатом региона следует понимать целенаправленное воздействие региональных органов госу-
X
л::
дарственного управления на региональные системообразующие факторы (инвестиционная привлекательность, инновационная и внешнеэкономическая активность, инновационная и институциональная инфраструктура) для усиления инновационной активности региона и его хозяйствующих структур, достижения эффективных, приоритетных, инновационных направлений развития, обеспечивающих качественный экономический рост [10].
Несмотря на то, что в последнее время растет интерес исследователей в области формирования и развития инновационного климата региона, вопросы оценки его состояния освещены крайне мало. В основном они сводятся к оценке состояния инновационного климата отдельной организации.
Таким образом, в связи с недостаточностью проработки указанной проблемы предлагается подход, основанный на понимании инновационного климата региона как уровня состояния внешней среды региональной инновационной системы, оказывающей влияние на возможности эффективно осуществлять инновационную деятельность в регионе.
Алгоритм оценки состояния инновационного климата региона может быть представлен в виде пяти последовательно реализуемых этапов:
1) анализ элементов внешней среды региональной инновационной системы;
2) выявление факторов, относящихся к «возможностям и угрозам» развития инновационной деятельности в регионе;
3) экспертная оценка степени влияния выявленных факторов;
4) определение значения интегрального показателя;
5) определение вектора преобразований в инновационной сфере региона.
Реализация представленного алгоритма требует решения ряда задач.
Первая задача связана с необходимостью выбора элементов, формирующих внешнюю среду региональной инновационной системы. В настоящей работе в качестве таковых выступают экономическая, политическая, социальная, технологическая, природно-географическая, транспортная среда и бизнес-среда региона.
Экономическую среду региона формируют величина валового регионального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, нормы налогообложения, инвестиции и другие показатели, отражающие экономическое состояние региона.
К политико-правовым составляющим внешней инновационной среды региона относятся политика органов государственной власти в области инновационной деятельности, группы лоббирования в органах региональной власти, отношение правительства к различным отраслям экономики, изменения в нормативно-правовом законодательстве региона.
Социальную составляющую инновационной среды региона образуют существующие в обществе обычаи и ценности, отношение людей к работе, качество жизни населения, демографическая структура общества, рост населения, уровень образования, готовность людей к перемене места жительства.
Технологическую среду формируют возможности науки и техники для производства новой продукции, оказания услуг и выполнения работ по усовершенствованию производимой продукции.
Природно-географические факторы включают в себя природные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности на данной территории, рациональность их использования.
Следующий элемент внешней среды региональной инновационной системы — транспортная инфраструктура, устойчивое развитие которой служит гарантией свободного перемещения продукции, конкуренции и свободы экономической деятельности в регионе, позволяет в полной мере осваивать ресурсы регионов, тем самым обеспечивать развитие инновационной деятельности.
К составляющим бизнес-среды региона относятся емкость внутреннего регионального рынка, стоимость аренды производственных и офисных площадей, степень вовлеченности молодежи в предпринимательскую деятельность, информированность хозяйствующих субъектов о действующем законодательстве, уровень самоорганизации бизнес-сообщества, стабильность и прозрачность налоговой политики, прозрачность условий конкуренции, безопасность ведения бизнеса в регионе и др.
Вторая задача исходит из необходимости выбора метода анализа внешней среды региональной инновационной системы.
В экономической практике применяются различные методы анализа внешней среды: SWOT-анализ, матрицы классификации возможностей и угроз, матрица анализа внешних факторов EFEM. Данный перечень методов в основном характерен для анализа факторов, влияющих на функционирование отдельных предприятий. В отношении региональной инновационной системы более целе-
сообразно адаптировать известные методы анализа к особенностям структуры инновационной среды региона и использовать их в следующей последовательности:
1) метод, аналогичный STEP-анализу, суть которого заключается в прослеживании тенденций и возможных изменений состояния элементов внешней среды региональной инновационной системы;
2) метод рейтинговой оценки, позволяющий определить факторы, по которым регион обладает преимуществами и недостатками перед другими регионами.
Третья задача связана с оценкой степени влияния выявленных в процессе исследования факторов, относящихся к «возможностям и угрозам» развития инновационной деятельности в регионе. Ее решение заключается в проведении опроса руководителей инновационно активных предприятий региона, выступающих в качестве экспертов и оценивающих каждый фактор внешней среды инновационной системы региона по пятибалльной шкале: 5 — решающее влияние фактора; 4 — очень важное; 3 — важное;
2 — важное в некоторой степени; 1 — незначительное влияние фактора.
Далее, в связи с участием нескольких экспертов, по мнению автора, следует по каждому фактору определить среднюю оценку, вес и взвешенную оценку.
Следующая задача, связанная с определением значения интегрального показателя, решается путем суммирования всех взвешенных оценок. При этом факторам, относящимся к возможностям, присваивается знак «+», к угрозам — знак «—».
Полученное значение показателя позволяет определить уровень инновационного климата региона — благоприятный, удовлетворительный, предкризисный или кризисный (табл. 1).
Апробация представленного алгоритма проведена на материалах Ульяновской области.
Выявленные в процессе исследования факторы, относящиеся к «возможностям и угрозам» развития инновационной деятельности в регионе [6, 4, 9, 13, 14], оценены руководителями 33 инновационно активных предприятий Ульяновской области (табл. 2).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что инновационный климат Ульяновской области находится в предкризисном состоянии. Во многом это определяется слабой связью между вузами, властью и бизнесом, отсутствием стимулов у бизнеса к развитию и внедрению инноваций, высоким уровнем налогов, не позволяющим найти внутренние ресурсы для инноваций, высокой степенью износа элементов производственной инфраструктуры, дефицитом кадров, обладающих современными ключевыми компетенциями, несовершенством регионального законодательства в сфере инновационной деятельности.
Таблица 1
Пограничные значения интегрального показателя, характеризующего состояние инновационного климата региона
Значение интегрального показателя Характеристика состояния инновационного климата
3—5 Благоприятное состояние, способствующее развитию инновационной деятельности в регионе
1—2,9 Удовлетворительное состояние, способствующее достижению тактических целей инновационно активных предприятий региона
0—0,9 Предкризисное состояние, при котором переход к удовлетворительным значениям интегрального показателя возможен путем соответствующих организационных мероприятий
<0 Кризисное состояние, требующее радикальных преобразований в экономической, социальной, технологической и других сферах внешней среды региональной инновационной системы
Таблица 2
экспертная оценка факторов, оказывающих влияние на развитие инновационной деятельности в Ульяновской области
Фактор Средняя оценка Вес Взвешенная оценка
Высокие по сравнению с ПФО и Россией в целом темпы роста промышленного производства, оборота розничной торговли 2,47 0,04 0,10
Рост потребительских расходов населения 2,33 0,04 0,08
Значительные объемы кредитования 3,25 0,05 0,16
Окончание табл. 2
Фактор Средняя оценка Вес Взвешенная оценка
Высокая плотность населения области, формирующая благоприятные предпосылки для организации новых производств 2,63 0,04 0,11
Увеличение темпов строительства объектов социальной инфраструктуры 3,61 0,06 0,20
Наличие развитой системы профессионального образования 3,83 0,06 0,23
Относительно невысокая доля затрат населения на услуги ЖКХ и топливо 2,71 0,04 0,11
Государственная поддержка ключевых отраслей экономики 3,61 0,06 0,20
Региональные программы по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность 3,77 0,06 0,22
Активная внешнеторговая и межрегиональная деятельность правительства области 3,52 0,05 0,19
Обеспеченность природными ресурсами 2,50 0,04 0,10
Достаточно развитая транспортная инфраструктура региона: наличие аэропортов, речного порта, автомобильных и железнодорожных путей 2,82 0,04 0,12
Выгодное экономико-географическое положение и благоприятные климатические условия 2,75 0,04 0,12
Относительная территориальная близость региона к ЦФО 2,72 0,04 0,12
Достаточная емкость рынка 3,45 0,05 0,19
Относительно недорогая аренда площадей производственного и непроизводственного назначения 3,75 0,06 0,22
Безопасность ведения бизнеса в регионе 3,21 0,05 0,16
Относительно невысокий уровень бюрократии 2,74 0,04 0,12
Принятие мер финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне правительства области 4,20 0,07 0,28
Развитие технологических кластеров в регионе 4,15 0,06 0,27
Итого... — — +3,30
Высокий уровень налогов, не позволяющий найти внутренние ресурсы для инноваций 3,52 0,05 0,17
Снижение доли инвестиций в образование 2,70 0,04 0,10
Высокая степень износа элементов производственной инфраструктуры 3,60 0,05 0,18
Дефицит кадров, обладающих современными ключевыми компетенциями 3,70 0,05 0,19
Низкие показатели уровня жизни населения по сравнению со среднероссийским уровнем и уровнем ПФО 3,10 0,04 0,13
Сокращение численности экономически активного населения 2,10 0,03 0,06
Увеличение доли старших возрастов в составе экономически активного населения трудоспособного возраста 3,45 0,05 0,16
Общая для населения тенденция: лучше иметь надежную работу, чем работу, связанную с риском 3,70 0,05 0,19
Низкая степень вовлеченности населения в инновационный процесс 3,35 0,05 0,15
Отрицательный миграционный прирост и естественная убыль населения 2,87 0,04 0,11
Низкий относительно ПФО уровень состояния коммунальной инфраструктуры 2,60 0,04 0,09
Низкий уровень государственных расходов на развитие науки и технологий 3,30 0,05 0,15
Несовершенство регионального законодательства в сфере инновационной деятельности 3,70 0,05 0,19
Износ существующей транспортной инфраструктуры 2,30 0,03 0,07
Длительные сроки окупаемости нововведений 3,25 0,04 0,14
Низкая доля вложений в инновации со стороны бизнеса 3,80 0,05 0,20
Слабая связь между вузами, властью и бизнесом 4,10 0,06 0,23
Отсутствие у бизнеса стимулов к развитию и внедрению инноваций 3,90 0,05 0,21
Низкая степень вовлеченности в предпринимательскую деятельность молодежи и социально незащищенных групп населения Ульяновской области 3 0,04 0,12
Сложности оформления и регистрации инновационных проектов 2,75 0,04 0,10
Конкуренция со стороны иностранных компаний 3,30 0,05 0,15
Отсутствие прозрачности условий для конкуренции в регионе 2,60 0,04 0,09
Коррупционные правонарушения со стороны должностных лиц государственной власти 2,50 0,03 0,09
Итого... — — — 3,27
Интегральная оценка — — 0,03
Таким образом, с целью преодоления препятствий в развитии инновационной деятельности в Ульяновской области необходима комплексная работа по переводу сдерживающих факторов, представленных в табл. 2, от категории угроз к категории возможностей.
В целом решение выявленных проблем видится в разработке и реализации программы долгосрочного регионального инновационного развития, включающей следующие направления в области формирования благоприятного инновационного климата в регионе:
- создание эффективных стимулов (материальных и моральных) для притока квалифицированных специалистов, научных кадров, предпринимателей, активной и творческой молодежи в инновационные секторы экономики;
- освобождение от налогообложения имущества, участвующего в реализации приоритетных инновационных проектов;
- снятие бюрократических барьеров при сертификации новых продуктов;
- разработка и реализация миграционных программ с целью привлечения в регион квалифицированных специалистов;
- активная информационная поддержка развития инновационной деятельности на территории Ульяновской области, направленная на формирование культуры инноваций, повышение престижа и привлекательности научной и инновационной деятельности в регионе;
- создание комфортных условий для проживания членов проектных команд, представителей бизнеса на территории с развитой транспортной и социальной инфраструктурой, красивой архитектурой и природой, с дружественной средой для приезжающих на временную или постоянную работу из других регионов страны и из-за рубежа;
- развитие транспортной инфраструктуры региона;
- формирование общего перечня объектов инновационной инфраструктуры региона, разработка правил взаимодействия ее элементов, четкое разделение сфер деятельности, формирование общего центра согласования деятельности элементов инновационной инфраструктуры Ульяновской области;
- создание и развитие регионального информационно-маркетингового центра;
- ужесточение региональных мер противодействия коррупции;
- разработка и принятие нормативных документов по вопросам регулирования инновационной деятельности в регионе;
- повышение степени взаимодействия региональных органов власти с федеральными органами в вопросах инновационного развития;
- регулярный мониторинг и устранение существующих административных и нормативных барьеров для развития инновационной деятельности в Ульяновской области.
Список литературы
1. Бовин А. А. Управление инновациями в организации. М.: Омега-Л. 2006. С. 350.
2. Голова И. М. Инновационный климат региона как условие социально-экономического развития. Екатеринбург. 2008. С. 45.
3. Инновационный климат. URL: http:// http:// managment-study. ru/innovacionnyj-klimat. html.
4. Итоги 2011 года: экономика, социальная сфера // Деловое обозрение. 2012. № 2.
5. КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ. 2000. C. 458.
6. Конаныхина О. В. Методика диагностики уровня инновационного климата региона как основа формирования механизма управления инновационной активностью хозяйствующих структур // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2011. № 2. С. 175—178.
7. Оленева Л. А. Проблемы формирования региональной инновационной среды. Труды выпускников аспирантуры ТУСУР. Томск: Изд. ТУСУР. 2005. С. 103—110.
8. Определение инновационного процесса и инновационной деятельности. Инновационная среда. — URL: http://www. projects. innovbusiness. ru/content/document_ r_71BE271C-66C2-4292-B611-988686BB5C15.html.
9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сборник. Росстат. М. 2011. С. 990.
10. Трофимов В. М. К вопросу о понятиях «инновационная среда» и «инновационный климат» в современной экономической науке // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский ГУЭП). 2011. № 6.
11. Ульяновская область. Социально-экономическое положение. URL: http://vid1.rian. ru/ig/ratings/Ulyanovsk_ oblast. pdf.
12. Унтура Г. А. Проблемы создания инновационной среды региона в рыночных условиях // Регион: экономика и социология. 2002. № 4. С. 5—29.
13. Уровень социально-экономического развития регионов. 2012. URL: http://www. riarating. ru/infografika /20120702/610227291.html.
14. Экологическая карта России. URL: http://www. ria. ru/ecorating. html.
15. Aydalot Ph. (Ed.). Milieux innovateurs en Europe. 1986. Paris: GREMI.