Научная статья на тему 'Оценка состояния и пути формирования физической культуры личности студентов технического вуза'

Оценка состояния и пути формирования физической культуры личности студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЫЧНЫЙФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / АНАЛИЗ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ОБЫЧНЫЙPHYSICAL EDUCATION / STUDENT'S PERSONALITY / EDUCATIONAL PROCESS / VALUABLE POTENTIAL / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ANALYSIS / QUESTIONNAIRE DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гонтарь Оксана Петровна

В данной статье описываются методы и результаты исследования по вопросу состояния физической культуры личности студентов технического вуза. Для оптимизации и повышения эффективности образовательного процесса в этом направлении предлагаются пути совершенствования методов обучения и форм организации, что способствует существенному повышению общего уровня культуры здоровья студента и воспитанию сознательного отношения к занятиям физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гонтарь Оксана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state value and ways of pfysical calture's formation of student's personality in a technical university

In the author's opinion, forming physical culture of the students of higher school is most effectively carried out on the basis of improvement of educational process on the discipline physical culture due to the wide use of modern pedagogical technologies. The optimum equation of the curriculum purposefully allows to solve the given tasks in the field of physical culture according to the State educational standard. The article is dedicated to the experimental confirmation of these positions.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния и пути формирования физической культуры личности студентов технического вуза»

занятиях в течение учебного года; схема анализа физкультурного занятия и др.); содержание физ-культурно-спортивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (варианты планирования, конспекты разных видов физкультурных занятий (занятий-тренировок, игровых занятий, занятий, построенных на свободном выборе движений детьми и др.), спортивных прогулок, сценарии развлечений и др.) с учетом личностно-ориентиро-ванного подхода во взаимодействии педагога с детьми и с учетом этнокультурной составляющей содержания дошкольного образования.

Примечания

1. Дошкольные учреждения реализуют комплексную программу развития и воспитания детей в ДОУ Республики Коми «Парма» (авт. кол. под рук. С. С. Белых и др.).

2. Проводились в соответствии с рекомендациями М. А. Руновой (2000 г.) и А. Б. Лагутина (2004 г.).

УДК 796

О. П. Гонтарь

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В данной статье описываются методы и результаты исследования по вопросу состояния физической культуры личности студентов технического вуза. Для оптимизации и повышения эффективности образовательного процесса в этом направлении предлагаются пути совершенствования методов обучения и форм организации, что способствует существенному повышению общего уровня культуры здоровья студента и воспитанию сознательного отношения к занятиям физической культурой.

In the author's opinion, forming physical culture of the students of higher school is most effectively carried out on the basis of improvement of educational process on the discipline "physical culture" due to the wide use of modern pedagogical technologies. The optimum equation of the curriculum purposefully allows to solve the given tasks in the field of physical culture according to the State educational standard. The article is dedicated to the experimental confirmation of these positions.

Ключевые слова: физическая культура; образовательный процесс; ценностный потенциал; личность студента; педагогическая технология; анализ; анкетирование.

Keywords: physical education; educational process; valuable potential; student's personality; pedagogical technologies; analysis; questionnaire design.

ГОНТАРЬ Оксана Петровна - аспирант кафедры физического воспитания Сибирского федерального университета © Гонтарь О. П., 2009

Реформы, затронувшие всю современную систему высшего образования, не обошли стороной физическое воспитание. Однако его совершенствование на основе старых концептуальных положений, когда в процессе физкультурно-спортивной деятельности решались задачи преимущественно двигательного характера, не приносит результатов в формировании физической культуры студентов. Актуальность нашего исследования определяется его направленностью на разрешение присущего современной системе знаний о физическом воспитании противоречия между пониманием необходимости освоения студентами ценностей физической культуры и недостаточной разработанностью средств, методов и форм социально-педагогического воздействия, обеспечивающих успешность этого процесса.

Создание педагогической модели базируется на предшествующей ей теоретически возможной. Основными компонентами выделены мотивационный, общекультурный, физический и рефлексивный. Оценка состояния физической культуры личности студента осуществлялась по данным проведенного анкетирования и тестирования, в котором приняли участие 252 студента Института цветных металлов и золота Сибирского федерального университета. Для определения потребностно-мотивационной сферы деятельности студентов в области различных компонентов физической культуры, поиска путей и средств формирования физической культуры личности был использован метод анкетирования, в котором приняло участие 252 студента.

Мотивационный компонент в структуре физической культуры отражает конкретные мотивы и ценностные ориентации личности в этой области. В структуре физической культуры личности он является определенным «стержнем», вокруг и во взаимосвязи с которым формируются другие компоненты [1, 2]. Потребности, интересы, мотивы включения в физкультурно-спортивную деятельность, по мнению студентов, определяются состоянием материально-спортивной базы, наличием инвентаря, направленностью содержания учебного процесса, доброжелательной атмосферой, спортивной формой. Препятствуют формированию мотивации и активного положительного отношения к физ-культурно-спортивной деятельности такие внутренние факторы, как недостаток времени, отсутствие потребности в физкультурно-спортиврой деятельности, вредные привычки (алкоголь, курение и т. д.), состояние здоровья и т. д. Полученные данные исследования свидетельствуют о значительном интересе студентов к секционным занятиям по избранному виду спорта - 40,6% опрошенных студентов выбрали эту форму занятий. Второй по значимости для студентов формой физической активности выступают прогулки, игры, плавание (32,43% студентов). Определенное число студентов счита-

ют для себя наиболее приемлемым занятия в клубах по физкультурно-спортивным интересам -10,17%. Примерно такое же число студентов хотели бы использовать для физкультурно-спортив-ной деятельности самостоятельную форму занятий - 9,24%. Следует особо подчеркнуть слабую заинтересованность студентов в массовых спортивных и оздоровительных мероприятиях, проводимых в вузе, - всего 7,56% студентов хотели бы участвовать в таких мероприятиях.

Отношение студентов к физкультурно-спортив-ной деятельности во многом определяется характером интересов и мотиваций. Результаты нашего исследования показывают, что лишь 22,14% студентов считают необходимыми занятия для своей будущей профессиональной деятельности. Относительно большое (36,82%) число студентов не уверены в значимости физической культуры, и 21,34% студентов не знают, является ли физкультура необходимым элементом профессиональной подготовки. Из полученных данных в результате анкетирования видно, что 74,77% студентов подтверждают желание заниматься физическими упражнениями в оздоровительных целях, но 25,23% студентов не заинтересованы в использовании физической культуры для собственного оздоровления.

Результаты анкетирования показывают, что существенно влияет на уровень физкультурно-спортивной активности значительный приоритет двух факторов: желание студентов повысить свою физическую подготовленность (33,5% положительных ответов студентов) и необходимость оптимизировать вес, улучшить фигуру (42,8% положительных ответов студентов). Следующей положительной мотивацией для студентов является получение зачета по предмету «Физическая культура» -41,7%; возможность снять усталость, повысить работоспособность - 9,8%; 14,6% студентов понимают значимость занятий в сфере физкультурно-спортивной деятельности для воспитания воли, характера. Следует отметить, что 48,76% студентов совершенно не заинтересованы в систематических занятиях спортом и выступлениях на соревнованиях, а 61,46% студентов не интересуются событиями спортивной жизни университета. Каковы же причины, мешающие студентам заниматься физической культурой? Наиболее значимым внутренним фактором является недостаток времени -18,9% студентов. Среди других причин, мешающих студентам заниматься физической культурой, называются отсутствие потребности в физкультур-но-спортивной деятельности (12,7%), отсутствие необходимых условий для занятий (8,76%). Препятствуют активности в занятиях физической культурой и спортом также вредные привычки - 6,98% студентов, состояние здоровья - 7,56% и др.

Помимо мотивов не менее значимую роль в формировании мотивационного компонента нашей мо-

дели играют установки, воля и потребности. Установки содержат в себе целевую сущность деятельности личности, должны характеризоваться уровнем достижения цели, проявлением силы воли и устремленностью. Очень большую роль в сформи-рованности установок играет та обстановка, в которой вырос человек, а в нашем случае это студент технического вуза, окружающая среда со сложившимися приоритетами, личный пример близких людей. Воля есть регулирующая сторона сознания, выражающаяся в способности человека совершать преднамеренные действия, поступки, требующие преодоления трудностей и направленные на достижение поставленной цели. По итогам исследования физическую культуру как школу мужества, средство воспитания характера и повышение своих функциональных и двигательных возможностей рассматривают лишь 27,3%, а считают её важнейшим аспектом жизни 2,03% опрошенных студентов. Потребности в сфере физической культуры в структуре мотивационно-ценностных ориентаций студента занимают особое место. Потребность определяется как отсутствие блага, благоприятных условий, нехватка чего-то, состояние лишения блага.

Общекультурный компонент ФКЛ представляет собой целостную практико-ориентированную систему валеологических знаний и умений физического саморазвития, совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте ФКЛ в системе общественных отношений. Объем знаний в области физической культуры предполагает прежде всего соответствие его возможностям учебного процесса и способностям занимающихся. Материал теоретического раздела государственной программы предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового образа жизни. Научность знаний в области физической культуры студента обусловлена тремя критериями: уровнем содержания изучаемой дисциплины; научным уровнем коммуникации знаний; интеллектуальными способностями учащихся.

Физический компонент ФКЛ включает в себя физическое совершенство и физкультурную деятельность. Специфической стороной физического совершенства является процесс физического воспитания. В компоненты качеств физического совершенства личности отнесены: физическое развитие, двигательные навыки и физическая подготовленность. Для определения физического состояния в нашем исследовании мы воспользовались методикой Г. Л. Апанасенко (1988) [3]. Для

определения уровня физической подготовленности была использована экспресс-оценка уровня физического здоровья по В. И. Белову. Также были проведены тесты на состояние дыхательной системы (проба Штанге, проба Генча), общей работоспособности (Гарвардский степ-тест) и гибкости.

Уровень соматического здоровья, согласно Г. Л. Апанасенко (1988), считается безопасным в том случае, если имеет сумму баллов 14 и выше. В результате проведенных расчетов показателей мы выяснили, что безопасный уровень соматического здоровья имеют 27,5% юношей и 23,2 % девушек, а число баллов выше 17 (высокий уровень) смогли набрать лишь 6,8% юношей и 8,3% - девушек. Остальные студенты имеют средний (юноши -28,1%, девушки - 31,4%), ниже среднего (юноши - 21,6%, девушки - 18,9%) и низкий уровень соматического здоровья (юноши - 18,7%, девушки - 20,8%). По обобщенным данным физического состояния студентов можно сделать заключение о том, что фактически уровень соматического здоровья юношей и девушек находится на одном уровне - около 4-5 баллов - на границе между «средним» и «ниже среднего» уровнями.

Рефлексивный компонент ФКЛ. Рефлексия традиционно понимается как мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом своей деятельности. Она проявляется в способности субъекта к постоянному личностному самосовершенствованию на основе механизмов самоанализа и саморегуляции, что указывает на ее полифункциональность и придает ей характер системообразующего фактора [4]. Критериями, характеризующими уровни сформированности физической культуры личности на основе механизмов рефлексии, нами определены:

1) Уровень развития рефлексии. В результате проведенного анкетирования в рамках нашего исследования выяснилось, что довольно часто ставят перед собою определенные цели, но не всегда достигают их 38% опрошенных студентов; 27% ставят перед собою цели не часто, но стараются их достигнуть; 18% делают это редко; 17% считают, что это не нужно. Также можно сделать выводы о том, что 42% испытуемых стараются анализировать свои действия и поведение, 22% делают это не часто, 14% редко анализируют, а для 20% опрощенных студентов это совсем не важно.

2) Владение рефлексивным анализом в области физической культуры. Достаточно показателен в процессе анкетирования оказался результат анализа ответов на вопрос о самоконтроле потребляемого и расходуемого количества килокалорий: лишь 11% студентов контролируют постоянно этот процесс, 19% находят это важным для себя, но не всегда контролируют, 34% на это редко обращают внимание, а 26% никогда этого не делают.

3) Сформированность умений в области физической культуры. Анализируя результаты проведенного анкетирования со студентами, выяснилось, что на 23% испытуемых никак не влияет информация о результатах тестирования, 52% она заставляет задуматься и оценить свои физические возможности в сравнении с результатами других студентов. На вопрос о необходимости знаний личных антропометрических данных 38% опрошенных студентов согласились, что это необходимо, а 26% в этом совсем не видят надобности.

Проведенный анализ состояния физической культуры личности студента технического вуза позволил предложить следующие пути совершенствования образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура»:

1. Прохождение в полном объеме теоретического и методико-практического разделов программы по физической культуре, рекомендованной Ми-нобразованием РФ, с использованием новых информационных технологий, активных методов и средств общения и взаимодействия со студентами.

2. Проведение итоговой аттестации студентов по дисциплине «Физическая культура» с использованием программированных материалов и компьютерных программ, составление сравнительных таблиц и др.

3. Расширение теоретического и контрольного разделов программы по теме «Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья». Особое внимание уделялось значению средств физической культуры для профилактики аутопатогении - саморазрушающему поведению (наркомании, алкоголизму, курению и т. д.).

4. Организация самостоятельного изучения студентами во внеучебное время теоретического раздела программы путем использования компьютерного учебника «Культура здоровья студента», созданного нами на кафедре физического воспитания Института цветных металлов и золота Сибирского федерального университета.

5. Проведение индивидуальных консультаций при организации студентами собственной физической активности и выбора форм и интенсивности занятий, обеспечение необходимыми теоретическими и методико-практическими материалами, совместное решение познавательных задач и т. д.

Предложенные пути формирования физической культуры личности студента были апробированы в ходе педагогического эксперимента, проведенного на кафедре физического воспитания Института цветных металлов и золота Сибирского федерального университета. Эксперимент проходил в естественных условиях учебного процесса. Для проведения педагогического эксперимента были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы. Со студентами КГ проводились толь-

ко традиционные учебно-тренировочные занятия. Экспериментальное обучение осуществлялось по разработанной методике, включающее прохождение усовершенствованного нами теоретического и методико-практического разделов вузовской программы.

Анонимная форма высказывания мнения студентами, осуществленная по окончании педагогического эксперимента, показала, что 76,3% студентов КГ и все студенты ЭГ высказались за целесообразность проведения теоретических и методи-ко-практических занятий. Анализ результатов анкетирования по окончании педагогического эксперимента показал, что все студенты ЭГ в отличие от КГ

- в меньшей степени уверены в том, что их физическое развитие соответствует уровню, необходимому для продуктивного труда и сохранения здоровья и их двигательный режим достаточен для нормальной жизнедеятельности;

- считают занятия физической культурой скорее более сложными, чем простыми;

- в большей мере заинтересованы в систематических занятиях физической культурой в оздоровительных целях и повышении уровня своего физического развития;

- в большей степени удовлетворены качеством преподавания учебной дисциплины «Физическая культура».

Использование предложенных путей и методов организации образовательного процесса существенно повысило его эффективность:

- при приобретении теоретических знаний и методико-практических умений и навыков у студентов ЭГ по сравнению со студентами КГ наблюдались положительные сдвиги в оценке своего физического развития - 29%; достаточности собственного двигательного режима - на 19%, сложности занятий физической культурой - на 11%;

- в ЭГ увеличилось количество студентов с оптимальной и относительно высокой физкультур-но-спортивной активностью (на 15%);

- в ЭГ возросло число студентов, заинтересованных в систематических занятиях физической культурой в оздоровительных целях - на 26%; в повышении уровня своего физического развития -на 15%.

Полученные положительные данные ориентируют преподавателей на использование активных методов обучения и форм организации образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура», способствуют воспитанию сознательного отношения к занятиям физической культурой и нормам здорового образа жизни.

Примечания

1. Пиянзин А. Н. Воспитание ценностного отношения студентов педагогического вуза к физической культуре: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1992. 16 с.

2. Соловьев Г. М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. 168 с.

3. Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. СПб., 1992.

4. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Личность: внутренний мир и самореализация: идеи, концепции, взгляды / авт.-сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухоб-ская. СПб.: Изд-во Института образования взрослых: Тускарора, 1996.

УДК 378:741

А. М. Савинов

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА НА РУБЕЖЕ XX-XXI вв.

В статье рассматривается состояние системы преподавания академического рисунка конца XX - начала XXI в. в контексте эволюции отечественной академической художественной школы, анализируются внутренние и внешние факторы среды, оказывающие влияние на систему преподавания рисунка: экономические, организационно-правовые, политические, социально-культурные.

The article describes the conditions of development of system of teaching Academic drawing at the end of the 20th the beginning of the 21st centuries, connected with the evolution of Russian Academic Art School. The article also analyses both internal and external factors, economic, legal, political, social and cultural, which influence the system of teaching drawing.

Ключевые слова: система преподавания, художественное образование, академический рисунок, методические принципы рисунка.

Keywords: the system of teaching, art education, academic drawing, methological principles of drawing.

В исследованиях системы преподавания академического рисунка период ее развития - конец XX -начало XXI в. - пока не подвергался научному анализу. Поэтому представляется важным разобраться в том, что же произошло с отечественной школой рисунка на рубеже нынешнего и прошлого веков, чтобы понять, в каком состоянии находится система преподавания рисунка сейчас. Для этого следует посмотреть, каково было в целом положение в нашей стране в данный период и как внешняя среда влияла на систему преподавания.

Одним из факторов внешней среды, оказывающих воздействие на систему преподавания академического рисунка, является экономический.

САВИНОВ Андрей Михайлович - заведующий кафедрой графического дизайна Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института © Савинов А. М., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.