Научная статья на тему 'Формирование мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой (на примере оздоровительного бега)'

Формирование мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой (на примере оздоровительного бега) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2299
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ / MOTIVATION / SELF-STUDY / JOGGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михеева Татьяна Михайловна, Холодова Галина Борисовна

В статье рассматривается процесс формирования мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой. Раскрывается значимость оздоровительного бега в повышении уровня функционального состояния организма студента. Предложена методика формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности на примере занятий оздоровительным бегом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михеева Татьяна Михайловна, Холодова Галина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of motivation of students to independent occupations by physical culture (on the example of jogging)

This article discusses the formation of students’ motivation to self-employment by physical culture. Revealed the importance of jogging in improving the functional state of the body of the student. A method of formation of motivation to sports activity the example jogging sessions.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой (на примере оздоровительного бега)»

УДК 796.035:796.422:159.947.5-052

Михеева Т.М., Холодова Г.Б.

Оренбургский государственный университет E-mail: xolodova478@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ (НА ПРИМЕРЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЕГА)

В статье рассматривается процесс формирования мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой. Раскрывается значимость оздоровительного бега в повышении уровня функционального состояния организма студента. Предложена методика формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности на примере занятий оздоровительным бегом.

Ключевые слова: мотивация, самостоятельные занятия, оздоровительный бег.

Студенческая молодежь - особая профессиональная группа, а информационные и эмоциональные перегрузки, которым они подвергаются, очень часто приводят к срыву адаптационных процессов организма, за которыми следуют различные отклонения в состоянии здоровья, ухудшение функционального состояния организма студента, что приводит к снижению работоспособности[10].

Данные врачебного контроля свидетельствуют о том, что уровень физического здоровья от курса к курсу снижается, а число хронических заболеваний возрастает. Численность студентов, полностью освобожденных от практических занятий по состоянию здоровья и отнесенных к специальной, и подготовительной медицинским группам увеличивается. По мнению специалистов, наблюдается и понижение к «старшим курсам» работоспособности студентов.

Ухудшение здоровья студентов требует новых, действенных средств и методов для решения проблемы укрепления физического и духовного здоровья молодежи. Двигательная активность является одним из определяющих факторов здоровья человека. Наблюдается повсеместное снижение физической активности и, к сожалению, самое резкое ее падение приходится на период от 15 до 25 лет.

Неосознанное отношение студентов к своему здоровью, непонимание благоприятного воздействия физической культуры на его состояние, невысокая мотивация к занятиям физическими упражнениями, неразвитость навыков самоконтроля все это приводит к снижению уровня двигательной активности, и как следствие к ухудшению здоровья.

На наш взгляд, одной из задач обучения студента в университете по предмету «Физическая культура» является формирование у студента устойчивой мотивации и потребности к здоровому образу жизни, к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, включения их в свой повседневный быт.

Мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность [4]. Мотивы деятельности, по словам А.Н. Леонтьева, это многогранное понятие, включающее в себя: потребности, установки, интерес, привычки, побуждения, желания, склонности, влечения [6].

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив».

Мотивация, по мнению ученых, это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека [7] . Мотивация - процесс формирования и обоснования намерения что-либо сделать или не сделать.

В учебной деятельности проявляются следующие мотивы:

- познавательные, направленные на содержание предмета и процесс учения (овладение знаниями и способами деятельности, потребности к интеллектуальной активности, решение труднодостижимых целей и т. д.);

- социальные (мотивы долга, ответственности, самоопределения, самосовершенствования);

- узколичные (мотивы благополучия, престижа, избегание неприятностей и т. д.)

Физкультурная деятельность студентов имеет следующую классификацию мотивов:

- мотивы, связанные с удовлетворением процессом деятельности (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);

- мотивы, связанные с удовлетворением результатом занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результата и др.);

- мотивы, связанные с видением конкретных перспектив занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).

Для повышения мотивации студентов к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой необходимо дать полный объем информации о средствах и методах физической культуры. Необходимо показать социальную значимость физической культуры, как для отдельной личности, так и для общества в целом, что позволит повысить интерес студенческой молодежи к физкультурным занятиям.

Процесс формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом - это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков (в детском возрасте) до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом.

Мотивационно-ценностные ориентации личности на активное, положительное отношение к физической культуре во всех сферах жизнедеятельности отражают сформированную потребность в ней, систему знаний и убеждений, организующих, направляющих на познавательную и практическую деятельность [2].

Мотивация является главным компонентом для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной

Самостоятельные занятия физическими упражнениями восполняют дефицит двигательной активности студентов, способствуют более эффективному восстановлению организ-

ма и повышению физической и умственной работоспособности.

Студенты, которые занимаются самостоятельно физическими упражнениями, должны опираться на научно-методическую помощь кафедры физического воспитания. Планирование таких самостоятельных занятий осуществляется ими при непосредственном участии преподавателей по физической культуре и медиков.

Привлечение студентов к самостоятельным занятиям вне рамок программы предмета «Физическая культура» является повышением их образовательного уровня в вопросах оздоровительной физической культуры. Потребность в движении обеспечит нормальное развитие и жизнедеятельность организма студента, будет способствовать привлечению его к систематическим занятиям физической культурой как в рамках учебного процесса, так и вне его.

Для увеличения двигательной активности, повышения физического развития студентов, мы предложили самый простой и доступный всем вид самостоятельных занятий физическими упражнениями, это занятия оздоровительным бегом.

Оздоровительный бег можно рекомендовать всем - от детей до лиц пожилого возраста. Влияние оздоровительного бега на человеческий организм чрезвычайно велико. Для оценки эффективности воздействия бега необходимо выделить два наиболее важных направления: общий и специальный эффект. Общее влияние на организм молодого человека связано с изменениями функционального состояния ЦНС, компенсацией недостающих энергозатрат, функциональными сдвигами в системе кровообращения и снижением заболеваемости. Тренировка в беге на выносливость является незаменимым средством разрядки и нейтрализации отрицательных эмоций, которые возникают в течение учебного дня у студента, и вызывают хроническое нервное перенапряжение. Во время занятий оздоровительным бегом снимается нервное напряжение, улучшается сон и самочувствие, повышается работоспособность. В результате положительного влияния систематических занятиях бегом на центральную нервную систему изменяется и тип личности бегуна, его психический статус. Психологи считают, что любители оздоровительного бега становятся более общительны, контактны, доброжелательны, имеют бо-

лее высокую самооценку и уверенность в своих силах и возможностях. Конфликтные ситуации у бегунов возникают значительно реже и воспринимаются намного спокойнее; психологический стресс или вообще не развивается, или же вовремя нейтрализуется. Многие ученые отмечают повышение творческой активности, плодотворности научных исследований после начала занятий оздоровительным бегом

[3], [9].

Специальный эффект беговой тренировки заключается в повышении функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и аэробной производительности организма. Повышение функциональных возможностей проявляется, прежде всего, в увеличении сократительной и «насосной» функций сердца, росте физической работоспособности. Регулярные тренировки в оздоровительном беге положительно влияют на все звенья опорнодвигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией [3], [9].

Оздоровительный бег, в отличие от других видов физических упражнений, хорош еще и тем, что нагрузки легко регулируются по объему и интенсивности. Они могут быть длительными или короткими, редкими или систематическими [10].

В исследовании принимали участие 134 студента основной медицинской группы (60 юношей, 74 девушки). Исследование проходило в три этапа.

На первом этапе мы выявили отношение студентов к занятиям физической культуры и ценностям здоровья. С помощью анкетирования, опроса, беседы мы установили, что студенты достаточно высоко осознают социальную ценность здоровья в жизни общества и структуре жизнедеятельности. Большинство респонденты (64%) отнесли себя к спортсменам и физкультурникам, и 36% опрошенных студентов считают достаточным собственный двигательный режим для повседневной деятельности и сохранения здоровья. Однако лишь 15% студентов занимаются самостоятельно (во внеурочное время) физическими упражнениями, и тратят 6-7 часов в неделю, что отвечает требованиям рационального двигательного режима. Всего лишь 17% опрошенных респондентов считают необходимыми занятия физической куль-

турой для успеха в будущей профессиональной деятельности.

На вопрос: «Что Вас сдерживает от активных самостоятельных занятий физкультурой и спортом?», студенты 1-3 курсов ответили:

- Не могу перебороть себя, хотя и понимаю, что занятия нужны - 23%;

- Просто не знаю, с чего начать и где можно заниматься - 37%;

- Ничто не сдерживает, я активно занимаюсь - 15%;

- Для желаемых занятий требуется слишком много денег - 12%;

- Плохое состояние здоровья - 5%;

- Большая общая нагрузка в университете, дома - 5,3%;

- Отсутствие или неудобное расположение спортивной базы - 2,7%.

Проведенные исследования позволяют выявить причины, по которым студенты не достаточно активно занимаются физическими упражнениями самостоятельно:

- недостаточная информированность важности двигательной активности в укреплении здоровья;

- отсутствие практических умений и навыков в организации самостоятельных занятий физической культуры;

- не умение планировать и использовать физические упражнения с учётом особенностей телосложения и физической подготовленности;

- отсутствие навыков самоконтроля.

В ходе исследования, мы выявили основные мотивы для занятий физической культурой: улучшить фигуру, осанку; укрепить здоровье; желание двигаться; развить физические качества; эмоциональная разгрузка, хорошее настроение.

С помощью экспресс-методике Г. Л. Апанасенко определялся исходный уровень функционального состояния организма студентов [1]. Данные представлены в таблице №1.

На втором этапе нашего исследования, по итогам анкетирования, опроса, бесед, студентам были предложены программы тренировок оздоровительным бегом по А. Лидьярду, К. Купера, В. Бауэрмана и В. Гариса в зависимости от уровня функционального состояния организма студентов и мотивов к самостоятельным занятиям оздоровительным бегом [5].

На занятиях использовался информационный подход, который реализовался, в теоретичес-

кой части практических занятий по физической культуре, в форме индивидуальных и групповых бесед, подбора для студентов специальной литературы. Обсуждались темы: значение физической культуры в жизни студента, значение двигательной активности в укреплении здоровья и повышения уровня физической подготовленности студента, основные средства и методы физического воспитания, методы самоконтроля в ходе самостоятельных занятий оздоровительным бегом. В ходе практических занятий особое внимание уделялось техники бега и правильному дыханию во время занятий оздоровительным бегом.

Таким образом, студентам был дан необходимый объем знаний и методических умений для самостоятельных занятий оздоровительным бегом.

На протяжении всего эксперимента студенты получали консультации по возникающим вопросам в ходе занятий оздоровительным бегом. В индивидуальных беседах преподаватель физической культуры подбадривал начинающих бегунов. В течение всего периода самостоятельных пробежек студенты заполняли дневник самонаблюдения, где фиксировались результаты самоконтроля. Опираясь на записи в дневнике самонаблюдения, совместно с преподавателем, периодически анализировалось эффективность нагрузки самостоятельных занятий. К концу эксперимента, студент уже сам вносил коррективы в свою тренировочную программу оздоровительным бегом.

На третьем этапе нашего исследования проводилось тестирование для определения функ-

ционального уровня организма студентов занимающихся самостоятельно оздоровительным бегом. Результаты представлены в таблице 1.

Наряду с исследованием улучшения показателей функционального уровня организма студентов, нами изучалось психоэмоциональное состояние занимающихся оздоровительным бегом самостоятельно, которое оценивалось с помощью педагогических наблюдений и методики А.Н. Лутошкина «Цветопись» [8]. Результаты исследования показали, что после выполнения оздоровительной пробежки эмоциональное состояние у 76% студентов улучшалась. Студенты отмечали разрядку и нейтрализацию отрицательных эмоций, которые возникали в течение учебного дня. У 14% эмоциональное состояние в течение занятия изменялось незначительно. Во время педагогических наблюдений у 10% молодых людей отмечались жалобы на болевые ощущения во время бега в голеностопном суставе и в икроножных мышцах.

Хотелось бы отметить, что 90% студентов достигли желаемого результата. Из этого числа улучшили фигуру (сбросили лишний вес) -64%; повысили функциональное состояние организма - 70%; повысили двигательную активность - 90%; улучшили показатели общей выносливости - 89%.

10% студентов не получили эмоционального удовлетворения и не достигли желаемых результатов. Полученные результаты они объясняют тем, что данный вид двигательной активности им не подходит.

Таблица 1 - Результаты тестирования студентов для определения функционального уровня организма

Этап эксперимента

Начало Конец

Показатели Баллы Уровень 3 4 из Уровень

Масса тела (кг) / рост2 (м) (средн. арифм в балл.) -1,6 Ниже средн. 0,2 Средн.

ЖЕЛ (мл) / масса тела (кг) (средн. арифм в балл.) -0,8 Ниже средн. 2,2 Выше средн.

ДМК (кг) х 100 / масса тела (кг) (средн. арифм в балл.) -0,7 Ниже средн. 1,6 Средн.

ЧСС х АДсист / 100 (средн. арифм в балл.) -1 Ниже средн. 3 Выше средн.

Время (мин.) восстан. ЧСС после 20 прис. за 30 сек. (средн. арифм в балл.) -1,1 Ниже средн. 5,4 Выше средн.

2. Для повышения мотивации студентов к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой необходимо дать полный объем информации о средствах и методах физической культуры. Необходимо показать социальную значимость физической культуры, как для отдельной личности, так и для общества в целом, что позволит повысить интерес студенческой молодежи к занятиям физической культурой.

3. Успешная реализация мотивов и целей вызывает у студентов желание и интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение - отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.

12.02.2014

Список литературы:

1. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология. / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Понова - Рост. На Дон. Фенпкс. - 2000. - 248 с.

2. Афанасенко, Е.А. Формирование мотивационно-ценностного отношения к фпзпческой культуре у студентов специальной медицинской группы: автореф. дпсс. канд. нед. наук / Е.А. Афанасенко.- Москва, 2006. - 25с.

3. Впру, А.А. Аэробные упражнения. / А.А. Впру, Т.А. Смирнова - М.: ФиС. - 1988. - 196 с.

4. Гельфман, С.Н. Пспхолого-недагогпческпе условия развития понятийного мышления / С.Н. Гельфман, Э.Г. Цымбал -Томск. -2003. - 239с.

5. Иващенко, Л. Я. Программирование занятий оздоровительным фптнесом / Л. Я. Иващенко, А. Л., Благий, Ю. А. Усачев. -К.: Наук. Свет. -2008. - 198с.

6. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоцпп / А.Н. Леонтьев - М. - 1971. - 196 с.

7. Пономаренко, А. А. Теоретические основы исследования учебной мотпвацпп студентов // Молодой ученый. / А. А. Пономаренко, В. А. Ченобытов. - 2013. - №1. - С. 356-358.

8. Соколов, В. А. Методика тренпровкп в легкой атлетпке / В. А. Соколов. - Мн.: Полымя, 1994. - 504 с.

9. Фурман, Ю.М. Фпзпологпя оздоровительного бега. / Ю. М. Фурман - Кпев: Здоровье. - 1994. - 208с.

10. Холодова, Г. Б. Оздоровительный бег как средство повышения работоспособности студента // Вестнпк Оренбургского государственного университета. - 2013. - №12 (161). - С. 83-87.

11. Холодова, Г. Б. Субъектная профессиональная позиция будущего педагога // Вестнпк университета управления / Холодова Г. Б. - 2011. - №4. - С. 106-108.

Сведения об авторе:

Холодова Галина Борисовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 3216 тел.: (3532) 372468, e-mail: xolodova478@mail.ru Михеева Татьяна Михайловна, доцент кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 3216, тел.: (3532) 372468, e-mail: motya-sto@mail.ru

В ходе нашего исследования, студенты получили достаточный объем информации о важности двигательной активности в укреплении здоровья; приобрели практические умения и навыки в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями; научились использовать физические упражнения с учётом особенностей телосложения и физической подготовленности; приобрели навыки самоконтроля. Почти все студенты продолжают самостоятельно заниматься оздоровительным бегом.

Выводы:

1. Физическая культура должна обеспечить более полное удовлетворение духовных интересов студентов; знания, полученные при освоении обязательного минимума программного материала по физической культуре, должны составить базис представлений о здоровом образе жизни и обеспечить теоретическую основу формирования навыков и умений по физическому самосовершенствованию личности в течение всей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.