УДК 631.6.06.04:(631.61:631.672)001.76
Г. А. Сенчуков, А. С. Капустян (ФГБНУ «РосНИИПМ»)
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ
Дана оценка деятельности подведомственных Департаменту мелиорации Мин-сельхоза России федеральных государственных учреждений по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению, расположенных в Дальневосточном, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. Рассмотрено состояние мелиоративных систем и технологического оборудования, определено соотношение административного и производственного персонала в управлениях и их филиалах, оценена потребность в затратах на межевание, приобретение основных средств и т.д. Намечены пути оптимизации учреждений и основные мероприятия по ее реализации.
Ключевые слова: оценка состояния, направления оптимизации, износ мелиоративного оборудования, административно-управленческий персонал, инженернотехнический линейный персонал.
G. A. Senchukov, A. S. Kapustyan (FSBSE “RSRILIP”)
STATUS EVALUATION AND DIRECTIONS FOR ACTIVITY OPTIMIZATION OF THE STATE LAND RECLAMATION
ESTABLISHMENTS
The activity appraisal of federal state land reclamation and rural water supply establishments situated in the Far Eastern, South and North-Caucasian Federal Districts subordinated to Russian Ministry of Agriculture Department of Land Reclamation was done. The status and technological equipment of land reclamation systems is considered. The ratio of managerial and operating personnel at agencies and their branch offices is determined. The necessity of costs for land surveying and acquisition of fixed assets is evaluated. The directions for optimization of the establishments and the main measures for its realization are outlined.
Keywords: status evaluation, directions for optimization, wear of land reclamation equipment, managerial personnel, engineering operating personnel.
В результате произошедших социально-экономических преобразований в нашей стране ситуация с мелиоративным комплексом в АПК России потребовала принятия радикальных мер по системному совершенствованию деятельности федеральных государственных учреждений по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению. Для решения проблемы Департаментом мелиорации Минсельхоза России было принято решение о проведении комплексных проверок эффективности деятельности подведомственных государственных учреждения эксплуатационной направлен-
ности. С этой целью к работе было привлечено ФГБНУ «РосНИИПМ», которое 2010-2011 годах выполнило мероприятия по инвентаризации и паспортизации подведомственных Депмелиорации учреждений.
Мероприятия проводились в трех федеральных округах Российской Федерации - Дальневосточном, Южном, Северо-Кавказском. Для сбора информации были отправлены запросы (анкеты) по инвентаризации и паспортизации основных фондов федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих эксплуатацию мелиоративных водохозяйственных систем. Для обеспечения достоверности получаемой информации были проведены контрольные выезды в 26 организаций.
В состав анкет входили запросы по площади мелиорированных земель, наличию и техническому состоянию мелиоративных систем, включая отдельно стоящие гидротехнические сооружения, численности и текущему состоянию мелиоративной техники, обеспеченности управлений и их филиалов специалистами различной квалификации, потребности в финансировании для межевания земель под мелиоративными объектами, приобретении основных средств, а также сведения по балансовой стоимости активов, перечню и основным показателям непрофильных активов. Запрашивалась также информация по примерной стоимости работ при разработке декларации безопасности ГТС и предложения по проведению оптимизации работы управлений и их филиалов.
Полученные данные были обобщены и проанализированы. В ходе инвентаризации были выявлены факты, требующие разрешения. Например, в таблице 1 приведены данные по наличию и состоянию износа мелиоративного оборудования и техники в Дальневосточном, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.
Анализ данных таблицы 1 показал следующее:
- 77,7 % протяженности трубопроводов оросительной сети имеют износ от 75 до 100 %;
- 28,9 % всего количества гидротехнических сооружений имеют износ более 75 %;
- 54,4 % насосных агрегатов имеют износ более 75 %;
- 73,8 % парка мелиоративной техники имеют износ более 75 %.
Таблица 1 - Наличие и состояние износа мелиоративного
оборудования и техники в Дальневосточном, Южном и Северо-Кавказских федеральных округах
Мелиоративное оборудование, техника Общее количество Износ, %
до 10 10-25 25-75 75-100
Трубопроводы оросительной сети 3947,6 км 6,4 41,3 831,3 3068,6
Г идротехнические сооружения 20823 шт. 56 3336 8749 6556
Оборудование насосных станций 2070 шт. 109 175 659 1127
Парк мелиоративной техники 1768 шт. 46 123 295 1304
Таким образом, к настоящему времени в рассмотренных округах отмечается значительный износ мелиоративного оборудования и техники.
Федеральные государственные бюджетные учреждения, принявшие участие в анкетировании, осуществляют эксплуатацию мелиоративных водохозяйственных систем с целью орошения и осушения земель сельскохозяйственного назначения на площади около 3 млн га и проводят работы по водоснабжению и обводнению территорий в объеме около 6783,38 млн м3.
Несмотря на существующее несоответствие потребностей сельхозпроизводителей в услугах эксплуатационных организаций, количество ГТС, протяженность каналов и трубопроводов осталась неизменной и необходимость поддержания их в рабочем состоянии требует участия обслуживающего персонала. Поэтому эксплуатационные организации вынуждены содержать значительный штат сотрудников для их эксплуатации.
Прогноз развития АПК России показывает, что снижение объемов мелиорированных земель имеет временный характер, обусловленный социально-экономическими причинами, во многом не зависящими от экс-
плуатационных организаций. Предполагается реализация ряда мер, направленных на государственную поддержку сельского хозяйства, которые должны привести к оживлению отраслей АПК, требующих для своего развития высокоэффективного орошаемого земледелия, что приведет, как следствие, к увеличению мелиорированных угодий.
В настоящее время мелиоративные эксплуатационные организации имеют возможность обеспечить такое увеличение, поэтому проведение оптимизации их деятельности только за счет сокращения кадрового состава необходимо осуществлять обоснованно, чтобы не подорвать имеющийся в настоящее время, но не востребованный кадровый потенциал. В тоже время есть необходимость упорядочить соотношение административноуправленческого (АУП) и инженерно-технического линейного персонала (ИТР), так как в ряде случаев отмечается перекос в штатных расписаниях учреждений в сторону первого.
В целом по организациям, от которых были получены сведения по кадрам, на 5975 (76,2 %) сотрудников линейного инженерно-технического и рабочего персонала приходится 1863 (23,8 %) сотрудников АУП.
Следует отметить, что при незначительных площадях мелиорируемых земель в ряде организаций обеспечивается значительный объем водоснабжения и водоотведения, что говорит об их высокой социальной значимости. Этот факт необходимо учитывать при проведении оптимизации. Общей проблемой является отсутствие проектной документации на водохозяйственные мелиоративные объекты. Практически ни в одном учреждении нет проектной документации на гидротехнические сооружения в полном объеме.
Выявлена необходимость финансирования в централизованном порядке декларирования безопасности ГТС и охраны мелиоративных объектов. Такая потребность по декларированию безопасности ГТС определена в 23-х учреждениях, по охране объектов - в 25-ти. Требуемый объем финансирования для разработки декларации безопасности ГТС мелиоратив-
ных объектов составляет 50786,24 тыс. руб., а финансирования охраны мелиоративных объектов - 203901,9 тыс. руб./год. ФГБУ «Управление «Каб-балкмелиоводхоз» и ФГБУ «Управление «Терско-Кумского гидроузла» не смогли определить примерную стоимость работ по разработке декларации безопасности ГТС по своим объектам. ФГБУ «Управление «Ингушмелио-водхоз» не предоставило данной информации.
Общий объем учтенных предложений по приобретению основных средств для нужд федеральных государственных бюджетных учреждений в соответствии со ст. 310 бюджетной классификации РФ составляет около 1,8 млрд руб.
Во всех организациях предстоит решить вопрос о содержании на своем балансе непрофильных активов. В рассмотренных учреждениях износ непрофильных активов составляет в среднем 73,2 % при их балансовой стоимости около 3,5 млрд руб. и затратах на содержание более 180 млн руб. Поэтому целесообразно передать их в другие формы собственности.
Не проведено в полном объеме межевание земель под мелиоративными водохозяйственными объектами. Общий объем затрат, необходимый для завершения этой работы, оценивается в сумму около 400 млн руб.
Не вызывает оптимизма возрастной состав специалистов учреждений и их филиалов. По представленным данным из 5975 специалистов количество специалистов до 25 лет составляет 302 чел., от 25 до 45 лет -1843 чел., от 45 до 60 лет - 2973 чел., свыше 60 лет - 857 чел. Таким образом, более 62 % составляют специалисты предпенсионных и пенсионных возрастов. Привлечение молодых специалистов ограничено низким уровнем заработной платы, которая составляет в среднем 11916 рублей, а также отсутствием социальных льгот.
Поступившие от опрошенных учреждений предложения по проведению оптимизации деятельности своих организаций включают следующие мероприятия:
- сокращение количества филиалов со 139 до 123 (Астраханмелио-водхоз - сокращение одного филиала, Волгоградмелиоводхоз - сокращение трех филиалов, Кубаньмелиоводхоз - сокращение двух филиалов, Рос-товмелиоводхоз - сокращение двух филиалов, Минсельхоз Республики Дагестан - сокращение пяти филиалов, Ставропольмелиоводхоз - сокращение одного филиала, Каббалкмелиоводхоз - сокращение одного филиала);
- сдача в аренду, передача с баланса непрофильных активов другим организациям (Калммелиоводхоз, Амурмелиоводхоз, Биробиджанмелиоводхоз, Управление эксплуатации Большого Ставропольского канала, Управление эксплуатации Краснодарского гидроузла и Чограйского водохранилища).
Оценку эффективности работы филиалов, по нашему мнению, необходимо вести как по показателю объема мелиорированных площадей, так и по показателю балансовой стоимости активов. При этом целесообразность существования филиалов с низкими показателями объема мелиорированных площадей и балансовой стоимости активов, на наш взгляд, подлежит серьезному обоснованию.
Проведенная оценка состояния мелиоративного комплекса АПК России показывает, что оптимизация деятельности эксплуатационных водохозяйственных организаций должна проводиться в следующих основных направлениях:
- передача в аренду неиспользуемых производственных зданий и сооружений;
- установка на сооружениях приборов учета воды и т.д.;
- списание фондов и техники после истечения сроков их амортизации;
- объединение нескольких филиалов, производительных участков;
- ликвидация (передача и т.п.) непрофильных активов;
- обновление парка мелиоративной техники.
Сенчуков Герман Александрович - кандидат технических наук, Федеральное государственной бюджетное научное учреждение «Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации» (ФГБНУ «РосНИИПМ»), заместитель директора.
Контактный телефон: 8 (8635) 26-51-15, 8-918-514-24-37.
E-mail: [email protected]
Senchukov German Aleksandrovich - Candidate of Technical Sciences, Federal State Budget Scientific-Research Establishment “Russian Scientific-Research Institute of Land Improvement Problems” (FSBSE “RSRILIP”), Deputy Director.
Contact telephone number: 8 (8635) 26-51-15, 8-918-514-24-37.
E-mail: [email protected]
Капустян Александр Сергеевич - кандидат технических наук, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации» (ФГБНУ «РосНИИПМ»), ведущий научный сотрудник. Контактный телефон: 8-951-511-62-96.
E-mail: [email protected]
Kapustyan Aleksandr Sergeyevich - Candidate of Technical Sciences, Federal State Budget Scientific-Research Establishment “Russian Scientific-Research Institute of Land Improvement Problems” (FSBSE “RSRILIP”), Leading Researcher.
Contact telephone number: 8-951-511 -62-96.
E-mail: [email protected]