Перевалова Ю.В., Цапок П.И., Колеватых Е.П.
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ АНТИОКСИДАНТНОЙ И МИКРОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМ
ПРИ ПОТРЕБЛЕНИИ СИНБИОТИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ,
СОДЕРЖАЩИХ БИФИДОБАКТЕРИИ И ЛАКТИТ ГОУ ВПО «Кировская ГМА Росздрава», г. Киров
Цель исследования: оценить влияние
синбиотических продуктов, содержащих бифидобактерии и лактит, на процессы липопероксидации и состояние кишечного микробиоценоза.
Объекты и методы исследования. Оценку влияния синбиотических продуктов на показатели ПОЛ проводили на беспородных белых крысах - самцах, содержащихся в стандартных условиях вивария и разделенных на 4 экспериментальные и 2 контрольные группы.
Животные 1-й экспериментальной группы получали вместе с основным рационом кисломолочный продукт, обогащенный бифидобактериями, данная проба не содержала пребиотических добавок. Для особей 2-й подопытной группы готовили кисломолочный продукт, обогащенный бифидобактериями (в концентрации 108 КОЕ/г) и лактитом (суммарное массовое содержание составило 0,02%). Животные контрольной группы получали кисломолочный продукт, который не содержал пробиотических микроорганизмов и пребиотических компонентов.
При работе с 3-й экспериментальной группой к основному рациону добавляли суспензию бифидобактерий (содержание пробиотических микроорганизмов - 108 КОЕ/мл), с 4-й подопытной группой - культуру бифидобактерий, обогащенную лактитом (содержание пробиотических микроорганизмов - 108 КОЕ/мл, массовая
концентрация лактита -0,02%). Для животных 2-й контрольной группы в качестве добавки к основному рациону использовали разведенную в 100 раз питательную основу, применявшуюся для культивирования бифидобактерий.
По истечении 10 дней животные выводились из эксперимента путем декапитации под кратковременным эфирным наркозом. В отобранных образцах крови определяли: содержание тотальных липидов, общего и свободного холестерина, продуктов липопероксидации - диеновых коньюгатов и малонового диальдегида. Дополнительно проводили оценку активности каталазы и содержания церулоплазмина.
Состояние системы свободнорадикального окисления оценивали методом хемилюминесценции (ХЛ). Для характеристики кинетики ХЛ крови использовали такие параметры как максимальную интенсивность ХЛ (I ), светосумму (8) за
определенный отрезок времени (30 и 60 сек).
Отобранные при забое животных образцы толстого кишечника подвергали микробиологическим исследованиям на предмет оценки содержания бифидо и лактобактерий. Определение количества жизнеспособных микробных клеток в образцах проводили регламентированными методами.
Изучаемые количественные признаки, имеющие нормальное распределение, представляли в виде среднего значения (М) и стандартной ошибки среднего (т). Значимость различий в группах проверяли с помощью дисперсионного анализа и 1-критерия Стьюдента. Различия считали статистически достоверными при уровне значимости р<0,05.
Результаты.
В плазме крови животных исследуемых групп отмечена тенденция к снижению содержания тотальных липидов (значение данного показателя в экспериментальной группе составило 1,61±0,07 г/л, в контроле - 1,73±0,05 г/л, р>0,05) и малонового диальдегида (2,82±0,31 нмоль/мл в группе 2, в контрольной группе - 3,50±0,32 нмоль/мл, р>0,05). Отмечено достоверные изменения (р<0,05) в уровне диеновых коньюгатов (0,225±0,046 нмоль/г липидов, в контроле - 0,449±0,037 нмоль/г липидов) и церулоплазмина (191,5±7,2 мг/л , в контроле - 144,4±5,7 мг/л) в группе, получавшей синбиотик. Выявлена тенденция к снижению активности каталазы эритроцитов.
Отмечено достоверное (р<0,05) снижение интенсивности максимальной вспышки ХЛ у животных группы 2 (49,9±2,2 имп, в контрольной группе - 56,6±1,9 имп) в то время как снижение данного показателя у животных 1 группы не является достоверным (52,7±2,3 имп, р>0,05).
Введение в рацион животных кисломолочного продукта, содержащего бифидобактерии в концентрации 108 КОЕ/г, вызывало достоверное (р<0,05) увеличение содержания бифидобактерий (6,3±0,2 ^КОЕ/г в группе 1, 5,5±0,2 ^КОЕ/г в контрольной группе). При оценке содержания лактобацилл установлено, что количество лактобактерий у животных опытных групп достоверно не изменилось по сравнению с контрольной группой.
Применение синбиотического кисломолочного продукта вызвало аналогичные изменения в содержании бифидобактерий (6,8±0,3 ^КОЕ/г в группе
2, 5,5±0,2 ^КОЕ/г в контрольной, р<0,05) и лактобацилл.
Аналогичные результаты были получены для групп 3 и 4, которые получали пробиотический и синбиотический продукты в виде бактериальной взвеси. При этом отмечено снижение эффекта как по биохимическим, так и микробиологическим показателям при сохранении общей тенденции. В ходе исследования отмечено, что снижение содержания продуктов липопероксидации происходит на фоне стабильности системы антиоксидантной защиты.
В результате проведенного исследования
выявлено влияние бифидобактерий в составе функциональных продуктов питания не только на состояние кишечного микробиоценоза, но и на процессы ПОЛ. Добавление лактита в качестве пребиотика вызывает усиление действия бифидобактерий, что выражается в изменении биохимических показателей: снижении содержания первичных интермедиатов, радикалов, находящихся в конце цепи, и конечных продуктов липопероксидации. При этом совместное использование пробиотической культуры и пребиотика приводит к значимым изменениям как в биохимическом статусе, так и в составе кишечной микрофлоры животных.
Выводы
1. Потребление бифидосодержащего продукта, а также синбиотического продукта, в состав которого входит лактит, снижает интенсивность процессов перекисного окисления липидов in vivo.
2. Потребление бифидосодержащих продуктов интактным животным сопровождается снижением образования продуктов липопероксидации на фоне стабильного состояния системы антиоксидантной защиты.
3. Лактит в качестве пребиотической составляющей оказывает комплексное влияние на состав микрофлоры толстого кишечника и на процессы липопероксидации. При этом максимальный эффект достигается при совместном использовании лактита и бифидобактерий.