Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ОКСИДА УГЛЕРОДА НА УЛИЦАХ МУРОМА'

ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ОКСИДА УГЛЕРОДА НА УЛИЦАХ МУРОМА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
оксид углерода / концентрация / предельно допустимый уровень / экология города / автомобильный транспорт / carbon oxide / concentration / maximum permissible level / city ecology / road transport

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Борисова Д.А., Булкин В.В.

В докладе анализируются суточные вариации концентрации оксида углерода (СО) в основных узлах транспортных потоков города Мурома. Измерения концентрации СО осуществлялось утром, днём, вечером и ночью. Показано, что в целом уровень концентрации оксида углерода не превышает допустимых норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Борисова Д.А., Булкин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF CARBON OXIDE ON STREETS OF MUROM

The report analyzes daily variations in the concentration of carbon oxide (CO) in the main nodes the traffic flows in the city of Murom. The concentration of CO was measured in the morning, afternoon, evening and night. It is shown that, in general, the concentration of carbon oxide does not exceed the permissible standards.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ОКСИДА УГЛЕРОДА НА УЛИЦАХ МУРОМА»

The scientific heritage No 10 (10),2017 49

Борисова Д.А.

Муромский институт Владимирского государственного университета, студент

Булкин В.В.

Муромский институт Владимирского государственного университета, профессор, д-р. тех. наук

ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ОКСИДА УГЛЕРОДА НА УЛИЦАХ МУРОМА

ASSESSMENT OF CARBON OXIDE ON STREETS OF MUROM

Bulkin V. V.

Murom Institute of Vladimir State University, Professor, Doctor of Engineering

Borisova D.A.

Murom Institute of Vladimir State University, student

АННОТАЦИЯ

В докладе анализируются суточные вариации концентрации оксида углерода (СО) в основных узлах транспортных потоков города Мурома. Измерения концентрации СО осуществлялось утром, днём, вечером и ночью. Показано, что в целом уровень концентрации оксида углерода не превышает допустимых норм.

ABSTRACT

The report analyzes daily variations in the concentration of carbon oxide (CO) in the main nodes the traffic flows in the city of Murom. The concentration of CO was measured in the morning, afternoon, evening and night. It is shown that, in general, the concentration of carbon oxide does not exceed the permissible standards.

Ключевые слова: оксид углерода, концентрация, предельно допустимый уровень, экология города, автомобильный транспорт.

Keywords: carbon oxide, concentration, maximum permissible level, city ecology, road transport

Введение

В результате активной технологической деятельности человека взаимное влияние человека на окружающую среду и обратное влияние среды на человека становится всё более заметным [1]. Активная техногенная деятельность приводит к загрязнению среды обитания, что ставит задачу управления этими процессами и защиту человека от такого влияния.

Атмосфера является наиболее подвижной из трёх основных сфер обитания. Для неё характерна чрезвычайно высокая динамичность, обусловленная как быстрым перемещением воздушных масс в латеральном и вертикальном направлениях, так и высокими скоростями, разнообразием протекающих в ней физико-химических реакций. Возможные загрязнения воздуха в отдельной локальной зоне могут переноситься на значительные расстояния, загрязняя атмосферу на удалении от источника. В силу указанных причин контроль загрязнения воздуха среды обитания имеет особое значение.

В докладе дан анализ суточных вариаций концентрации оксида углерода (СО) в основных узлах транспортных потоков города Мурома.

Выбор основных зон контроля

Муром является третьим по численности городом Владимирской области (более 110 тыс. человек), однако по данным территориального органа государственной статистики по Владимирской области Муром является лидером по числу машин на душу населения. На период 2015 года в городе насчитывалось более 43 тысяч автомобилей, следовательно, почти каждый третий

житель города имел автомобиль [2]. А уже в 2016 году эта цифра перевалила за 50 тысяч [3]. Автомобильный парк города постоянно растёт, вместе с этим увеличивается доля автомобилей, выработавших свой технический ресурс, следовательно, экологическая ситуация в городе ухудшается.

Газообразные загрязнения в промышленных городах - существенная проблема для региона. Во Владимирской области загрязнение воздуха выхлопными газами составляет около 30% от общей массы загрязнений, более 50% - в областном центре Владимире [4]. Муром в этом списке занимает четвёртое место (10,1%) [5].

К сожалению, планировка улиц современного города способствует сосредоточению транспортных потоков в нескольких основных направлениях или узлах, проходящих в направлениях «Южный микрорайон (промышленно-жилая зона) - «Центр» города, по линиям Юг-Север и Восток-Запад, что не способствует созданию благоприятной экологической обстановки в этих узлах.

Исходя из анализа транспортных потоков и плотности застройки городской среды были выбраны для анализа следующие участки: №1 - ул. Ленина (одна из двух основных линий автопотока «Южный - Центр»)/ул. Московская (главная улица города); №2 - ул. Войкова (выход на Нижегородскую трассу)/ул. Юбилейная (связь между Владимирским и Нижегородским направлениями); №3 -ул. Владимирская (выход на Владимирское шоссе)/ул. Московская; №4 - бульвар Тихомирова (зона автомобильной стоянки большегрузного транспорта).

Результаты контроля

Контроль содержания СО на выбранных участках осуществлялся в периоды времени, которые были определены наиболее характерными с точки зрения интенсивности движения автотранспорта: утренний период (7:30-8:30), когда наблюдается активное движение по пути на работу; дневной период (13:00-14:00), когда имеет место активное движение производственного и общественного

транспорта; вечерний период (16:30-17:30), когда активное движение связано с завершением рабочего дня; ночной период (22:00-23:00), когда движение практически отсутствует. Результаты одного из дней контроля представлены в таблице. Контроль осуществлялся с использованием портативного газоанализатора МАГ-6П.

Результаты измерений представлены на рисунках 1-4.

Рис. 1 - Данные по перекрестку №1

Рис.2 - Данные по перекрестку №2

Рис.3 - Данные по перекрестку №3

Рис.4 - Данные по перекрестку №4

Значения на уровне величины «0» означают, что прибором фиксировались значения, т.е. концентрация СО явно была несущественной.

Анализ полученных данных показывает, что во всех случаях в утренние часы концентрация СО находится на уровне погрешности, что явно ниже предельно-допустимого уровня (ПДУ). Однако уже к середине дня на участке №1 уровень концентрации достигает 12 мГ/м3, что практически в 2,5 раза превышает ПДУ (5 мГ/м3) для пространств населённых пунктов [6]. Данный участок представляет собой одну из главных транспортных развязок города на линии автопотока в направлениях «Южный -Центр» и расположен в «деловой» части города, где сконцентрирована существенная часть магазинов и торговых центров. Снижение уровня уже к концу рабочего дня может быть объяснено тем, что активность движения производственного автотранспорта к этому моменту времени уже снижается, а владельцы индивидуального транспорта по пути от работы домой знают о «сложностях» в развязке данного места и стараются выбрать другой маршрут при приближении к центру.

В остальных случаях повышение концентрации СО наблюдается ближе к концу дня.

Увеличение концентрации СО до 15 мГ/м3 (трёхкратное превышение ПДУ) в период времени 16:30-17:30 районе участка №2 объясняется иными причинами. Во-первых, данная часть трассы - узел связи между Владимирской и Нижегородской трассами, а часть работающих на городских предприятиях живут в пригородных районах. Во-вторых, часть жителей города работает за пределами городской черты и в этот момент времени возвращается домой. В-третьих, проезжая часть в данном районе является одной из самых узких в городе. Всё это и приводит к повышению уровня СО в конце рабочего дня. Уже к ночи ситуация с содержанием СО выравнивается.

Превышение ПДУ практически в три раза зафиксировано в ночное время на участках №3 и №4. Однако, если на участке №4 такое резкое повышение концентрации именно в данное время вполне

понятно (бульвар Тихомирова фактически представляет собой связку центральной улицы города, Владимирской и Нижегородской трасс, а контроль осуществлялся в районе ночной стоянки большегрузного транспорта, в период, когда у водителей идёт процесс выбора места, приготовления пищи и т.д.), то ситуация с участком №3 требует дополнительного анализа и уточнения. Фактически, данная зона представляет собой одну из наиболее напряжённых «развязок» на главной улице города в центрально-западной части. Рядом расположено вагонное депо с сетью железнодорожных путей, автовокзал, берёт начало Владимирское шоссе. Однако в данное время активного движения автотранспорта не наблюдается. Кроме того, рядом расположена парковая зона, основу которой составляет бывший сосновый питомник. Т.о., повышение концентрации в данном месте и в данное время простого логического объяснения не имеет и необходимы дополнительные исследования.

Заключение

Выполненный анализ показывает, что в целом ситуация в Муроме с точки зрения соблюдения норм содержания оксида углерода не вызывает опасений и находится в пределах допустимого. Кратковременные (до 2-3 ПДК) превышения имеют место только в некоторых районах города.

Список литературы

1. Шарапов Р.В., Соловьев Л.П., Булкин В.В. Существование человека в рамках техносферы / Машиностроение и безопасность жизнедеятельности. -Муром: ИПЦ МИ ВлГУ, 2012, №1. -С.31-39.

2. Сайт Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области. -Режим доступа: http://vladimirstat.gks.ru/.

3. Каждый третий муромлянин имеет личный автомобиль / Муром24.РФ. -Режим доступа: Ы1р://муром24.рф/регуауа polosa/2383-kazhdyy-tretiy-muromlyanin-imeet-lichnyy-avtomobil.html (30.06.2016).

4. Проблемы Владимирской области, связанные с экологией / Ecology-of.ru. -Режим доступа:

http://ecology-of.ru/ekologiva-regionov/problemY-vladimirskoj-oblasti-swazannve-s-ekologiej#i.

5. Природа России. Национальный портал. -Режим доступа:

http://www.priroda.ru/regions/air/detail.php7FO ID=42 5&ID=5832&SECTION ID

6. ГН 2.1.6.1338-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы / Российская Академия наук. Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Се-верцова. Лаборатория аналитической

экотоксикологии. -Режим доступа:

http ://www. dioxin.ru/index. htm.

Рибалова О.В.

Нацюнальний унгверситет цившьного захисту Укра'ти, доцент, канд. техн. наук, доцент Варламов £.М.

Науково - досл1днаустанова «Укратський науково - досл1дний тститут екологгчних проблем»

Завгдувач сектором, канд. техн. наук, старший науковий ствробтник

Гаджиев Е.Н.

Науково - досл1днаустанова «Укратський науково - досл1дний тститут екологгчних проблем»

Астрант

ВИЗНАЧЕННЯ РИЗИКУ ДЛЯ ЗДОРОВ'Я ЛЮДЕЙ В1Д ВПЛИВУ ШК1ДЛИВИХ ВИКИД1В ПРИ ВИРОБНИЦТВ1 М1НЕРАЛЬНО1 ВАТИ

THE DEFINITION OF RISK TO HUMAN HEALTH FROM IMPACT OF POLLUTANTS IN THE

MANUFACTURING OF MINERAL WOOL

Rybalova O. V.

National University of Civil Defense of Ukraine, PhD, Associate Professor

Varlamov E.M. Scientific - research institution

"Ukrainian Scientific - Research Institute of Ecological Problems". Head of sector, PhD, Senior Researcher

Hajiyev E.N. Scientific - research institution "Ukrainian Scientific - Research Institute of Ecological Problems", postgraduate.

АНОТАЦ1Я

В статп проаналiзовано джерела забруднення атмосферного повгтря виробництва теплоiзоляцiйних матерiалiв. Дана оцшка ризику для здоров'я населення при B^rni викидiв забруднюючих речовин вщпо-вщно до американського та росшського методичних пiдходiв. Визначено перелш захворювань, яш можуть виникнути при впливi викидiв забруднюючих речовин тдприемства виробництва мшерально! вати. В робот проаналiзовано переваги та недолiки методичних пiдходiв до оцшки ризику для здоров'я населення, що е актуальним для подальшого розвитку методологй' визначення рiвня екологiчноi небезпеки промисло-вих шдприемств.

ABSTRACT

The article analyzes the sources of air pollution in the manufacturing of thermal insulation materials. The estimation of health risk from the impact of pollutant emissions was given in accordance with the American and Russian methodological approaches. The list of diseases that can occur from tthe pollutant emissions of enterprises manufacturing mineral wool was defined. The paper analyzes the advantages and disadvantages of methodological approaches to assessing the risk to public health, which is important for the further development of methodology of determining the level of environmental hazard from industries.

K^40Bi слова: еколопчна небезпека, викиди забруднюючих речовин, здоров'я населення, виробни-цтво мшерально! вати.

Keywords: environmental hazards, pollutant emissions, public health, mineral wool production.

Забруднення навколишнього середовища ставить перед сустльством проблему забезпечення еколопчно! безпеки i сощально! захищеносл лю-дини в умовах стшкого економiчного розвитку на-шо! держави. Збереження здоров'я населення е одним з основних критерив при ргшент еколопчних проблем, тому що вщ стану здоров'я людей зале-жить добробут кра!ни в цшому.

Проблема встановлення причинно-наслщко-вих зв'язшв мiж станом навколишнього середовища i здоров'ям населення е одшею з ведучих серед со-щальних задач, а досвiд и виршення в розвинених кра!нах свiту протягом бiльш трьох десятилiть доводить и актуальнiсть i гостру необхвдшсть вклю-чення в систему державного управлшня природоо-хоронною дiяльнiстю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.