Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СКЛАДСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОЦЕНКА СКЛАДСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКЛАДСКОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАТОРЫ / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СКЛАДСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филимонова Татьяна Александровна

Проведена оценка развития складской деятельности логистических операторов Республики Беларусь и Могилевской области, предложены и рассчитаны показатели складского потенциала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филимонова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF MOGILEV REGION WAREHOUSE POTENTIAL

An assessment of the development of warehouse activities of logistics operators in the Republic of Belarus and the Mogilev region has been carried out; indicators of the warehouse potential of the region have beenproposed and calculated.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СКЛАДСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ»

ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI: 10.53078/20778481_2021_3_134 УДК 658

Т. А. Филимонова

ОЦЕНКА СКЛАДСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ

T. A. Filimonova

ASSESSMENT OF MOGILEV REGION WAREHOUSE POTENTIAL

Аннотация

Проведена оценка развития складской деятельности логистических операторов Республики Беларусь и Могилевской области, предложены и рассчитаны показатели складского потенциала региона.

Ключевые слова:

складской потенциал, логистические центры, логистические операторы, показатели оценки складского потенциала.

Для цитирования:

Филимонова, Т. А. Оценка складского потенциала Могилевской области / Т. А. Филимонова // Вестник Белорусско-Российского университета. - 2021. - № 3(72). - С. 134-142.

Abstract

An assessment of the development of warehouse activities of logistics operators in the Republic of Belarus and the Mogilev region has been carried out; indicators of the warehouse potential of the region have been proposed and calculated.

Keywords:

warehouse potential, logistics centers, logistics operators, indicators for assessing warehouse potential.

For citation:

Filimonova, T. A. Assessment of Mogilev region warehouse potential / T. A. Filimonova // The Belarusian-Russian university herald. - 2021. - № 3(72). - P. 134-142.

Современное экономическое развитие региона обусловлено усилением конкуренции, ужесточением требований к качеству не только товаров, но и логистического обслуживания, а также, как следствие, ростом логистических издержек. Постоянный рост издержек вызывает необходимость оценки факторов логистической деятельности и выявления логистического потенциала региона.

© Филимонова Т. А., 20221

В начале нынешнего столетия бурно развивающиеся торговые организации столкнулись с нехваткой качественной складской инфраструктуры. Поэтому правительство Республики Беларусь взяло на себя задачу организации развития логистической системы и транзитного потенциала, цель которой изложена в пятилетних республиканских программах. Целью программы

2008 г. является создание эффективной логистической сети международного уровня с интеграцией в логистическую систему Европы. Для этого предусматривалось выделение 50 земельных участков под строительство различного рода логистических центров. К концу 2015 г. в рамках республиканской программы их было построено 20.

В соответствии с Республиканской программой развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016-2020 гг. к 2020 г. запланированы следующие показатели: увеличение в 1,5 раза объема производства логистических услуг, рост более чем в 1,5 раза общей складской площади логистических центров. Достижение данных показателей планировалось обеспечить путем улучшения качества и целостности оказания логистических услуг; дальнейшего совершенствования логистической инфраструктуры с целью повышения ее производительности; совершенствования правовой базы и экономических условий для роста транзита через территорию Республики Беларусь. За рассматриваемую пятилетку предполагалось увеличить объем логистических услуг на 348,4 млрд р., или на 18,24 %, а общую складскую площадь на 174,7 тыс. м2, или на 36,24 %.

Основные показатели логистической деятельности Республики Беларусь за 2015-2019 гг. представлены в табл. 1.

В 2016 г. рынок логистических услуг характеризовался кризисными явлениями. По словам учредителя ООО «Ай Кью Проперти Групп» К. Крупатиной: «рынок складской недвижимости «просел» относительно спроса, потребления складских площадей, арендных ставок и стоимости продажи. Вакантность складских площадей класса «В» сейчас составляет 6 %, что касается складов класса «А», то доля пустующих площадей в этом классе составляет 40 %, что не укладывается ни в какие допустимые нормы. Для сравнения: в Московском регионе процент ва-

кантных площадей класса «А» составляет всего 8 %» [2].

По данным Всемирного банка, в развитых странах логистическими услугами обеспечивается от 15 % до 25 % ВВП страны с тенденцией к повышению. В странах Евросоюза за счет логистики формируется 20 %...25 % ВВП. Согласно табл. 1, в Республике Беларусь данный показатель в 2015 г. составил 0,17 % и вырос до 0,33 % к 2019 г. В 2018 г. Всемирный банк опубликовал исследование эффективности логистики. Согласно данному исследованию, Республика Беларусь занимает 103-е место. Все ближайшие соседи далеко обошли РБ по данному показателю: Эстония заняла 36-е место, Литва - 54-е, Украина -65-е, Латвия - 70-е, Россия - 75-е. По оцениваемым Всемирным банком показателям Республика Беларусь заняла следующие места:

- 85-е по профессиональной компетентности и качеству логистических услуг;

- 134-е по простоте организации международных перевозок;

- 112-е по показателю эффективности таможенного и пограничного контроля;

- 92-е по качеству торговой и транспортной инфраструктуры;

- 109-е по прослеживаемости прохождения грузов и своевременности доставки;

- 78-е по своевременности поставок грузов.

Хотя Республика Беларусь и улучшила свой результат по всем показателям за рассматриваемые пять лет, рейтинг остается на очень низком уровне. Рядом с нашей республикой находятся такие страны, как Уганда (одной строчкой выше), также выше нас находятся Джибути, Гондурас, Сан-Томе и Принсипи. Для достижения белорусскими операторами более высокого места в рейтинге Всемирного банка необходимо подвести их деятельность под рамки мировых стандартов и начать

следует с инфраструктуры складов типа «С» и «Л».

Если говорить о программе развития логистической деятельности на 2016-2020 гг., то запланированные показатели по росту объемов логистических услуг были выполнены. Так, количество логистических центров за 2016-2019 гг. возросло на 233 %, рост объема логистических услуг за этот же период составил 279,5 %, а удельного веса данных услуг в ВВП - 194,1 %. При этом показатели ВВП и ВРП Моги-левской области по транспортной деятельности, складированию, почтовой и курьерской деятельности не демонстрировали такого бурного роста. Можно предположить, что рост данного показателя был обеспечен за счет роста объемов логистических услуг. Распределение долей оказанных логистических услуг между различными операторами, представленное на рис. 1, в течении четырех лет оставалось примерно на одном уровне, но к 2019 г. логистические операторы на складах начали более активными темпами захватывать рынок логистических услуг, увеличив свою долю на 5,21 % в сравнении с прошлым годом.

В 2019 г. в Республике Беларусь наблюдался рост спроса на складские помещения, кроме того, предыдущие годы кризиса (2014-2016 гг.) вынудили складские комплексы взять на себя функции логистических операторов, что повлекло качественное развитие логистических центров, рост конкуренции и снижение стоимости аренды складских площадей. Основными потребителями услуг логистических операторов на данное время являются интернет-магазины и торговые сети, далее идут логисты и на последнем месте производители. Неудовлетворенная потребность возникала только в Минске и Минской области, поэтому логистические центры

проектировались именно в этом регионе. В 2020 г. были введены в эксплуатацию 81,6 тыс. м2, из них девять объектов в пригороде Минска. Логистические компании не заинтересованы в строительстве складских помещений в регионах, в том числе и в Могилевской области, из-за низкой доходности и высокой окупаемости.

По данным о специализированных складах, представленных в табл. 2, можно сделать вывод, что в Могилев-ской области не развито данное направление.

И если по республике идет сокращение количества специализированных складов при росте их объемов, то в Мо-гилевской области в 2019 г. наблюдается значительный рост количества складов, но их объемы остаются примерно на уровне 2015 г. Если говорить о продовольственных складах, то в Могилев-ской области наблюдается рост количества складов при сокращении их объемов, что говорит о их разукрупнении, хотя по республике ситуация обратная. По показателям магазинов-складов и складов-холодильников наблюдается тенденция к снижению как по республике, так и по области.

В Могилевской области в 2016 г. рост складских площадей был обеспечен за счет развития инфраструктуры логистическими операторами. На территории СЭЗ «Могилев» в районе ст. Луполово Белорусской железной дороги СООО «СТЛ Логистик» был создан контейнерный терминал площадью 7,4 тыс. м2. Строительство данного объекта было запланировано в Программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 г. Также построен и введен в эксплуатацию транспортно-логисти-ческий центр «Могилев-Белтаможсер-вис» общей площадью 3 тыс. м2 в Могилеве (район д. Полыковичи).

2018 год

51,32

32,86

2019 год

56,53

30,95

6,29

ЕЦВ транспортно-логистических центрах

Щ В оптово-логистических центрах, торгово-логистических центрах □Логистическими операторами на складах и других объектах

Рис. 1. Распределение долей оказанных логистических услуг между различными операторами

Табл. 1. Анализ логистической деятельности Республики Беларусь, в том числе Могилевской области

В миллионах рублей

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Темп роста показателя 2019 г. к Темп роста удельного веса показателя 2019 г. к

млн р. УД- вес, % млн р. УД- вес, % млн р. УД- вес, % млн р. УД- вес, % млн р. УД- вес, % 2018 г. 2015 г. 2018 г. 2017 г. 2016 г. 2015 г.

ВВП Республики Беларусь 89 909,8 100 94 949 100 105 748,2 100 122 319,7 100 131 951,7 100 107,9 146,8 — — — —

ВРП Могилевской области 6 398,7 7,12 6 743,8 7,10 7 517,7 7,11 8 458,7 6,91 9 105,3 6,91 107,6 142,3 100 97,1 97,2 97,0

В том числе транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность Республики Беларусь транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность Могилевской области 4 971,29 358,33 5,53 0,40 5 410,8 364,17 5,70 0,38 6 085 420,99 5,75 0,40 7 188,3 490,60 5,88 0,40 7 830,1 528,11 5,93 0,40 108,9 107,6 157,5 147,4 101 99,8 103,1 100,5 104,1 104,4 107.3 100.4

Количество логистических центров в Республике Беларусь 18 30 35 44 60 136,4 333,3

Объем логистических услуг Республики Беларусь 156,89 0,17 246,6 0,26 296,7 0,28 302,2 0,25 438,5 0,33 145,1 279,5 132 117,9 126,9 194,1

В том числе объем логистических услуг, оказанных логистическими центрами 156,89 0,17 155,3 0,16 192,9 0,18 225,6 0,18 223,6 0,17 99,1 142,5 91,9 92,9 103,6 97,1

Табл. 2. Анализ динамики числа и площади складов, расположенных в специальных помещениях, по Республике Беларусь, в том числе Могилевской области

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Темп роста показателя 2019 г. к

2018 г. 2017 г. 2016 г. 2015 г.

Склады, расположенные в специальных помещениях, по Респуб- 9 008 8 550 8 056 8 039 8 308 103,35 103,13 97,17 92,23

лике Беларусь, ед.

В том числе по Могилевской области 443 435 432 432 476 110,19 110,19 109,43 107,45

Складская площадь по Республике Беларусь, тыс. м2 2 774,7 2 843,1 2 746,4 2 746,4 2 896,8 105,48 105,48 101,89 104,40

В том числе по Могилевской области 129,3 125,9 121,2 117,6 133,1 113,18 109,82 105,72 102,94

Складской объем по Республике Беларусь, тыс. м3 14 952,5 15 754,6 15 532,6 15 532,6 16 570 106,68 106,68 105,18 110,82

В том числе по Могилевской области 691,6 651,1 638,8 618,4 696,4 112,61 109,02 106,96 100,69

Из общего числа складов

Продовольственные по Республике Беларусь, ед. 721 728 750 732 697 95,22 92,93 95,74 96,67

В том числе по Могилевской области 38 38 40 38 44 115,79 110 115,79 115,79

Складская площадь по Республике Беларусь, тыс. м2 453,3 471,0 435,4 467,4 484,4 103,64 111,25 102,85 106,86

В том числе по Могилевской области 22,4 20,5 16,6 9,1 14,8 162,63 89,15 72,20 66,07

Складской объем по Республике Беларусь, тыс. м3 2 644,9 2 849,5 2 596,4 2 781,2 2 968,7 106,74 114,34 104,18 112,24

В том числе по Могилевской области 130,6 120,1 94,6 48 78,3 163,13 82,77 65,20 59,95

Магазины-склады по Республике Беларусь, ед. 170 141 132 128 134 104,69 101,52 95,04 78,82

В том числе по Могилевской области 26 19 16 15 17 113,33 106,25 89,47 65,38

Складская площадь по Республике Беларусь, тыс. м2 37,4 33,8 36,2 33,2 26,7 80,42 73,76 78,99 71,39

В том числе по Могилевской области 4,0 3,4 2,9 2,4 2,5 104,17 86,21 73,52 62,50

Складской объем по Республике Беларусь, тыс. м3 184,6 164 182,1 151,5 124,5 82,18 68,37 75,91 67,44

В том числе по Могилевской области 21,6 16,7 14,3 9,7 10 103,09 69,93 59,88 46,30

Склады-холодильники по Республике Беларусь, ед. 189 183 213 176 182 103,41 85,45 99,45 96,30

В том числе по Могилевской области 35 31 27 29 30 103,45 111,11 96,77 85,71

Объем единовременного хранения товаров по Республике Бела- 84,2 73,9 79,7 79,1 75,7 95,70 94,98 102,44 89,90

русь, тыс. т

В том числе по Могилевской области 1,3 1,1 1,5 1,3 1,0 76,92 66,67 90,91 76,92

Хранилища для картофеля, овощей и фруктов по Республике Беларусь, ед. В том числе по Могилевской области Объем единовременного хранения товаров по Республике Беларусь, тыс. т В том числе по Могилевской области 30 2 47,9 0,8 23 45,9 24 45,5 37 4 60,2 3,0 38 1 78,7 1,0 102,70 25,0 103,73 33,33 158,33 172,97 165,22 171,46 126,67 50,00 164,30 125,00

Терминал СООО «СТЛ Логистик» предназначен для обслуживания железнодорожных направлений: имеет необходимое оборудование для работы как с железнодорожным, так и с автомобильным транспортом, площадки для хранения и ремонта контейнеров, накопления маршрутных партий. Спектр оказываемых услуг включает услуги по оформлению сопроводительных документов, экспедированию, таможенному сопровождению.

АО «Объединенная транспортно-логистическая компания Евразийский железнодорожный альянс» («ОТЛК Eurasian Rail Alliance», ОТЛК ERA) нацелено расширять число маршрутов контейнерных грузоперевозок из Беларуси в КНР. Планируется задействовать и ст. Луполово.

В рамках реализации правительственной Программы развития логистической системы Беларуси склады РУП «Белтаможсервис» были оборудованы по европейским стандартам. Современное оборудование и система управления складом сделали процесс складской обработки и учета товаров наиболее эффективным и качественным. Стало возможным оказание дополнительных услуг: маркировка акцизными марками, контрольными (идентификационными) знаками, в том числе с радиочастотной меткой (RFID-меткой), стикеровка, комплектация, взвешивание, паллетирование, отборка, кросс-докинг. На данный момент склады «Белтаможсервис» являются самыми конкурентоспособными в Могилевской области.

Один из крупнейших логистических центров Могилевской области -«Могилевгрузсервис» Могилевского отделения Белорусской железной дороги. В этом году предприятие переработало уже более 700 тыс. т грузов. Оно обслуживает практически все предприятия Могилевской области и соседей. Основные виды работ предприятия: погрузка, разгрузка, хранение, складиро-

вание, таможенное оформление. Всего на предприятии работают 254 человека. В Могилеве - самый крупный участок, остальные - в Слуцке, Бобруйске, Кри-чеве, Костюковичах. Основные партнеры предприятия находятся в Китае и Литве. За рубеж отправляется в основном продукция Могилевского лесхоза.

В Могилевской области также предусматривались и другие проекты строительства логистических центров, которые не были реализованы:

строительство логистического

центра в Бобруйске площадью 15 га с автомобильным и железнодорожным подъездом;

- строительство логистического центра в Бобруйском районе на землях Мирадинского лесничества площадью до 20 га;

строительство торгово-логис-тического центра в районе д. Полыко-вичи-2 Могилевского района площадью 98,9 га.

Выполнить оценку складского потенциала представляется затруднительным, т. к. статистический учет по некоторым важным для данной оценки показателям Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь не ведется. С учетом имеющихся данных автором были предложены следующие показали оценки складского потенциала региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Показатель оценки динамики доли складских площадей региона

Id =

X S1 рег X S

0 рег

X S1 респ/ X S

(1)

0 респ

где Бхрег, 8орег - складская площадь региона в отчетном и базовом периодах соответственно, м2; 8\респ, 8оресп - складская площадь республики в отчетном и базовом периодах соответственно, м2.

2. Динамика плотности размещения складских площадей региона

1р _

X рег X ^

0 рег

X ^тер / X ^

(2)

тер

где 8тер - площадь региона, км2.

3. Показатель оценки динамики ВРП, приходящегося на 1 м2 складской площади,

г _ХВРП1 /XВРПо (3)

1ВРП ~ ^ о о ' V3/

X рег I X ^

0 рег

где ВРП1 и ВРПо - валовый региональный продукт, млн р.

4. Интегральный показатель

складского потенциала региона можно представить в следующем виде:

Ьр _ 3 М ■ 1р ■ I

ВРП

(4)

Оценка складского потенциала была проведена частично для складов, расположенных в специальных помещениях. Временной ряд был взят за период 2015-2019 гг., т. к. планирование всех показателей развития Республики Беларусь ведется на пятилетний период. Исходя из проведенных расчетов можно сделать следующие выводы.

1. Показатель оценки динамики доли складских площадей за анализируемый период снизился на 1,4 %, что в совокупности с низкой долей обеспеченности складами области имеет негативную тенденцию.

2. Плотность размещения складских площадей региона увеличилась на 2,9 % в основном за счет строительства транспортно-логистического центра «Могилев-Белтаможсервис».

3. Показатель оценки динамики ВРП, приходящегося на 1 м2 складской площади, в сопоставимой оценке уменьшился на 4,7 % как за счет сокращения ВРП в сопоставимой оценке, так и за счет сокращения складских площадей.

4. В целом по трем показателям произошло снижение складского по-

тенциала области на 1,7 %. Исходя из проведенных расчетов можно утверждать, что запланированного регионом развития складской инфраструктуры не произошло несмотря на увеличение плотности размещения складов на 2,9 % за пятилетний период.

Разрыв в оснащенности транс-портно-логистической инфраструктуры между Минской и Могилевской областью на данном этапе стал значительным, логистические операторы не заинтересованы в территории Могилев-ской области.

Конкурентоспособность логистических центров Республики Беларусь остается на низком уровне. Причины заключаются в невысоком качестве оказываемых логистических услуг, в их недостаточном количестве и достаточно высокой стоимости, несмотря на то, что стоимость аренды складских площадей в течение нескольких лет снижалась. Размер арендной платы зависит от месторасположения склада, снимаемой площади и транспортной доступности. В Минском районе средняя ставка за 1 м2 составляет 6 евро (с НДС) складской площади класса «А», класса «В» - 4 евро, класса «С» - 2 евро. Наибольшим спросом пользуются складские площади в районе МКАД.

Отрицательным моментом в работе белорусских логистических операторов является отсутствие комплексного подхода к тарификации работ с грузами. Формирование комплексных тарифов, которые позволят клиенту сэкономить, в сравнении с приобретением отдельных услуг по работе с грузом увеличит спрос на таможенные и складские услуги. Кроме того, потребители начнут пользоваться всем комплексом услуг, что увеличит выручку и прибыль логистического центра. Одной из востребованных логистических услуг, которую могут внедрить складские объекты, является предложение вариантов оптимизации затрат клиентам.

С целью интеграции разрозненных товаропроводящих систем Республике Беларусь необходимо строить логистические центры в государствах, которые являются основными партнерами. У одного города целесообразнее иметь один крупный транспортно-логистический центр, расположенный вдоль автомагистрали. При строитель-

стве логистических центров следует учитывать наличие большого земельного участка (от 50 га), месторасположение складов, остальной инфраструктуры, необходимой стандартному логистическому центру, возможность обеспечения максимального синергетиче-ского эффекта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рожко, О. Н. Оценка логистического потенциала региона / О. Н. Рожко // Вестн. экономики, права и социологии. - 2015. - № 2. - С. 72-75.

2. Коржевич, К. Как «загрузить» склады? / К. Коржевич // Журнал для руководителей «Директор». - 2016. - № 11. - С. 32-36.

3. Божанов, П. В. Логистическая деятельность в Беларуси: тенденции и проблемы / П. В. Божа-нов // Наука и техника. - 2017. - № 5. - С. 506-514.

4. Романькова, Т. В. Складской потенциал региона: оценка и развитие / Т. В. Романькова, М. Н. Гриневич // Материалы, оборудование и ресурсосберегающие технологии: материалы Междунар. науч.-техн. конф. - Могилев: Белорус.-Рос. ун-т, 2019. - С. 436-437.

5. Транспорт в Республике Беларусь: стат. сб. - Минск: Белстат, 2020. - 22 с.

6. Филимонова, Т. А. Разработка стратегии развития складского потенциала региона / Т. А. Филимонова // Развитие инновационного потенциала современной экономики и ее информационное обеспечение: материалы Междунар. науч. конф. молодых ученых и преподавателей вузов. - Краснодар, 2021. -

Татьяна Александровна Филимонова, ст. преподаватель, Белорусско-Российский университет. E-mail: filimonova_tatiana102938@rambler.ru.

Tatiana Aleksandrovna Filimonova, senior lecturer, Belarusian-Russian University. E-mail: filimono-va_tatiana102938@rambler.ru.

С. 456-459.

Статья сдана в редакцию 5 июля 2021 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.