Научная статья на тему 'Оценка синергического эффекта совместного освоения месторождений Восточной Сибири'

Оценка синергического эффекта совместного освоения месторождений Восточной Сибири Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ / СИНЕРГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / НЕФТЬ / ДОБЫЧА НЕДР / СОВМЕСТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТРАНСПОРТИРОВКА НЕФТИ / ТРУБОПРОВОД / НЕФТЯНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ / OIL TRANSPORTATION SYSTEM / SYNERGETIC EFFECT / OIL / SUBSOIL MINING / JOINT USE / ECONOMIC EFFICIENCY / OIL TRANSPORTATION / PIPELINE / OIL FIELDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филимонова Ирина Викторовна, Самсонова Ольга Сергеевна, Юва Дарья Сергеевна

Рассматриваются проблемы реализации транспортировки сырья по трубопроводной инфраструктуре Восточной Сибири и Дальнего Востока. Одним из ключевых направлений повышения экономической эффективности освоения участков недр Восточной Сибири и Дальнего Востока является оптимизация системы транспортировки сырья по трубопроводной инфраструктуре. Новый импульс приобретает синергия от реализации инвестиционных проектов на основе совместного (долевого) использования транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филимонова Ирина Викторовна, Самсонова Ольга Сергеевна, Юва Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF SYNERGETIC EFFECT OF JOINT DEVELOPMENT OF DEPOSITS OF EASTERN SIBERIA

The article deals with the problems of realization of transportation of raw materials on the pipeline infrastructure of Eastern Siberia and the Far East. One of the key ways to increase the economic efficiency of developing subsoil plots in Eastern Siberia and the Far East is to optimize the system for transporting raw materials through the pipeline infrastructure. A new impulse acquires a synergy from the implementation of investment projects on the basis of joint (shared) use of transport infrastructure.

Текст научной работы на тему «Оценка синергического эффекта совместного освоения месторождений Восточной Сибири»

МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

УДК 332

JEL A19, L91, P28, P48, R10, R40, R49 DOI 10.25205/2542-0429-2018-18-1-42-53

И. В. Филимонова 1 2, О. С. Самсонова 3, Д. С. Юва 1

1 Новосибирский государственный университет ул. Пирогова 1, Новосибирск, 630090, Россия

2 Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН

пр. Академика Коптюга, 3, Новосибирск, 630090, Россия

3 Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН

пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Jilimonovaiv@list.ru, ogelinka@list.ru, darya_yuva@mail.ru

ОЦЕНКА СИНЕРГИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА СОВМЕСТНОГО ОСВОЕНИЯ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ *

Рассматриваются проблемы реализации транспортировки сырья по трубопроводной инфраструктуре Восточной Сибири и Дальнего Востока. Одним из ключевых направлений повышения экономической эффективности освоения участков недр Восточной Сибири и Дальнего Востока является оптимизация системы транспортировки сырья по трубопроводной инфраструктуре. Новый импульс приобретает синергия от реализации инвестиционных проектов на основе совместного (долевого) использования транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: система транспортировки нефти, синергический эффект, нефть, добыча недр, совместное использование, экономическая эффективность, транспортировка нефти, трубопровод, нефтяные месторождения.

Введение

Основным импульсом развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока стало строительство и ввод в эксплуатацию в 2008 г. нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО). Нефтепровод позволил соединить месторождения углеводородов Западной и Восточной Сибири с рынками Азии и США.

Территория Восточной Сибири и Дальнего Востока отличается слабой геологической изученностью, что, с одной стороны, обусловливает большие перспективы открытия новых месторождений, а с другой стороны, создает дополнительные риски освоения перспективных лицензионных участков и месторождений в зоне ВСТО, а также неоднозначность в вопросе экономической целесообразности их разработки.

Основными объектами прироста добычи нефти в настоящее время являются крупные месторождения - Ванкорское, Талаканское и Верхнечонское. Ввод в разработку этих месторо-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-01032 и гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых МД-6723.2018.6.

Филимонова И. В., Самсонова О. С., Юва Д. С. Оценка синергического эффекта совместного освоения месторождений Восточной Сибири // Мир экономики и управления. 2018. Т. 18, № 1. С. 42-53.

ISSN 2542-0429. Мир экономики и управления. 2018. Том 18, № 1 © И. В. Филимонова, О. С. Самсонова, Д. С. Юва, 2018

ждений позволил сформировать базовую транспортную инфраструктуру. В настоящее время эти месторождения находятся на максимальном уровне добычи, и в ближайшие годы прогнозируется падение добычи нефти на них. В среднесрочной и ближайшей перспективе поддержание добычи нефти в регионе будет происходить за счет ввода в разработку мелких и средних месторождений, находящихся вблизи этих крупных. Поэтому необходимо масштабное проектирование и строительство нефтепроводов-отводов для транспортировки нефти от более мелких и соседних с крупными месторождений до магистрального трубопровода.

Месторождения находятся в собственности у различных недропользователей, которые, как правило, не готовы инвестировать большие средства в транспортную инфраструктуру, в связи с этим одним из ключевых направлений повышения экономической эффективности освоения участков недр Восточной Сибири и Дальнего Востока является оптимизация системы транспортировки сырья по трубопроводной инфраструктуре. Синергический эффект придает новый импульс реализации инвестиционных проектов на основе совместного (долевого) использования транспортной инфраструктуры.

Полученная в исследовании экономическая оценка, разработанный методический подход и обоснование управленческого решения могут использоваться компаниями-недропользователями при осуществлении последовательного подключения месторождений. На основе данного исследования сторонние недропользователи могут обосновать свое решение о подборе проекта, опираясь на предложенный авторами методический подход.

Современное состояние

транспортной инфраструктуры нефтепроводов

Нефтяной комплекс Восточной Сибири и Дальнего Востока - динамично развивающийся и один из крупнейших центров нефтяной промышленности России. Регион располагает значительным энергетическим потенциалом, начало освоения которого связано с вводом в 2008 г. магистрального трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». Однако до настоящего времени в регионе слабо развита система нефтепроводов-отводов, что замедляет темпы освоения месторождений углеводородного сырья. В статье предложены направления повышения эффективности строительства и эксплуатации транспортной инфраструктуры в регионе за счет синергического эффекта. Авторами разработан методический подход к оценке синергического эффекта, являющегося частью геолого-экономического моделирования освоения месторождения нефти и газа. Алгоритм оценки состоит из следующих этапов: предоставление схем и вариантов подключения нефтяных месторождений и их транспортировки до магистрального нефтепровода; расчет технико-экономических показателей с учетом последовательного подключения месторождений; расчет дисконтированного потока денежной наличности (КРУ) по вариантам с учетом схем транспортировки; ранжирование дисконтированного денежного потока; количественная оценка синергического эффекта (сравнение дисконтированного денежного потока при совместном и индивидуальном подключении участков). Для апробирования предложенного авторами методического подхода были выбраны шесть перспективных лицензионных участков в Иркутской области, разработаны различные варианты и комбинации подключения месторождений, и в соответствии с ними рассчитаны инвестиционные проекты. Результатом апробирования является обоснованный выбор варианта совместного освоения этих участков, количественная оценка синер-гического эффекта рекомендованного варианта составила 69,1 млрд руб. Это позволило повысить эффективность, вовлечь в разработку большее количество месторождений и решить проблему поддержания устойчивого роста добычи нефти в регионе.

Строительство первой очереди нефтепровода ВСТО и спецморнефтепорта в Козьмино, подводящих и соединительных нефтепроводов - «Ванкорское - Пурпе» и «Пурпе - Само-тлор», «Верхнечонское - Талаканское - ВСТО», а также нефтепроводов «Северный Сахалин - Южный Сахалин», «Северный Сахалин - Де-Кастри» стало стимулом к интенсификации освоения ресурсного потенциала Восточной Сибири и Дальнего Востока [1; 2].

При помощи нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» стало возможным связать нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с портами на Дальнем Востоке, а также непосредственно потребителей в АТР.

Планируется что пропускная способность нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» составит - 80 млн т нефти в год. Строительство первой очереди ВСТО (ВСТО-1) стартовало в 2006 г. и было закончено в 2008 г., его реализация осуществляется на участке «Тайшет - Сковородино» (2757 км), мощность трубопровода составила 30 млн т в год. Работа в реверсном режиме участка нефтепровода ВСТО «Талаканское - Тайшет» продолжалась один год (2008 по 2009 г.).

Осуществление поставок нефти из Сковородино до тихоокеанского побережья происходило исключительно железнодорожным транспортом. Стоит отметить, что половина всего объема нефти поставлялась в Китай на нефтеперерабатывающие заводы в районе г. Дацин, другая часть - в российский дальневосточный терминал Козьмино. С 2009 г. стало возможным осуществление отгрузки нефти в танкеры, это реализовано за счет того, что ранее «Транснефть» завершила заполнение технологической нефтью объектов порта в Козьмино.

Начиная с декабря 2010 г. организованы поставки нефти по нефтепроводу «Россия - Китай» по маршруту «Сковородино - Дацин».

Окончено строительство второго этапа проекта - строительство нефтепровода «Сковоро-дино - СМНП "Козьмино"» (ВСТО-2) протяженностью 2046 км. ВСТО-2 был введен в эксплуатацию 25 декабря 2012 г. На первоначальном этапе мощность трубопровода составила 30 млн т в год. В 2016 г. общая мощность ВСТО-2 была увеличена до 50 млн т нефти в год, что было достигнуто путем строительства дополнительных нефтеперекачивающих станций.

Введение в эксплуатацию нефтепровода «Заполярное - Пурпе» было назначено на конец 2015 г. Это открыло новые перспективы для начала полномасштабной добычи с месторождений компаний «Роснефть» (Лодочное, Сузунское, Тагульское на севере Красноярского края и Русское, расположенное в Тазовском районе ЯНАО), «ЛУКОЙЛ» (Пякяхинское в ЯНАО), «Газпромнефть» (Новопортовское, Восточно-Мессояхское в ЯНАО), российско-итальянское совместное предприятие «Северэнергия» (Самбургского, Ево-Яхинского, Яро-Яхинского и Северо-Часельского в ЯНАО).

Расширение и повышение надежности сырьевой базы углеводородов как основы устойчивого роста добычи нефти в регионе на долгосрочную перспективу должно осуществляться путем увеличения объема финансирования геологоразведочных работ (глубокого бурения) как в зоне активного недропользования вдоль трассы нефтепровода ВСТО, так и на перспективных слаборазведанных территориях региона.

В декабре 2013 г. компания «Транснефть» начала строительство магистрального нефтепровода «Куюмба - Тайшет». К концу 2016 г. нефтепровод был полностью подготовлен к вводу в эксплуатацию. Заявки нефтяных компаний на транспортировку нефти по новому магистральному нефтепроводу «Куюмба - Тайшет» на 2017 г. составляют 950 тыс. т. На первом этапе последовательно мощность будет доведена до 8,6 млн т нефти в год. Вторым этапом предусмотрено строительство еще двух нефтеперекачивающих станций (НПС-3 и НПС-4) на территории Красноярского края и Иркутской области. Пропускная способность нефтепровода достигнет 15 млн т нефти в год.

Приоритетные направления развития транспортной инфраструктуры

Восточной Сибири и Дальнего Востока

Основное направление развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока - это развитие сектора нефтедобычи и транспортировки углеводородного сырья. База углеводородов региона, сформированная в 1980-е гг., обеспечивает поддержание стабильного уровня добычи нефти в России.

Дальнейшее развитие нефтяного комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока напрямую связано с активной государственной инвестиционной политикой в секторах, структурно сдерживающих развитие восточных регионов страны. Так, возможно дальнейшее развитие при следующих условиях:

• увеличение инвестиционной активности со стороны государства в финансировании проектов инновационного развития Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, при этом необходимо будет учитывать тенденцию роста доли компаний с государственным участием в проектах добычи углеводородов в регионе;

• расширение и повышение надежности сырьевой базы углеводородов как основы устойчивого роста добычи нефти в регионе на долгосрочную перспективу путем увеличения объема и финансирования геологоразведочных работ (глубокого бурения) как в зоне активного недропользования вдоль трассы нефтепровода ВСТО, так и на перспективных слабораз-веданных территориях региона;

• развитие морских терминалов для нефтепродуктов, продукции нефтегазохимии (метанола, полимеров, гелиевого концентрата и др.) на российском побережье Тихого океана (Козьмино, Находка, Де-Кастри, Пригородное, бухта Елизарова, Ванино, Посьет, Славянка и др.);

• расширение мощности нефтяного терминала в порту Козьмино, увеличение пропускной способности нефтепроводов «Россия - Китай» (Сковородино - Дацин) и ВСТО;

• строительство нефтепроводов-отводов до основной магистрали. В связи с ростом числа средних и мелких месторождений, готовых к вводу в эксплуатацию, сдерживающим фактором является отсутствие транспортной инфраструктуры.

Восточносибирские регионы следует развивать в рамках единой долгосрочной государственной программы развития восточных территорий России, которая позволит реализовать экономические и геополитические интересы страны, обеспечить ее территориальную целостность и национальную безопасность.

Классификация современных методик

инвестиционных проектов

Синергизм (синергия) является предметом особого внимания менеджеров компаний, так как его кумулятивный положительный эффект (2 + 2 = 5) значимо повышает совокупные результаты различных проектов в сравнении с уровнями эффективности каждого из них по отдельности [3]. Синергизм является предпосылкой для создания диверсифицированных проектов. Для эффективного использования менеджерами важной составляющей корпоративного портфеля им необходимо иметь достаточно четкое представление о его концепции и практических подходах к вопросам синергизма. Изучение эффекта и изучение взаимосвязей между теорией и практикой являются основными направлениями работ менеджеров, консультантов и ученых на протяжении уже более чем тридцати лет. Вопросам изучения синергизма посвящено множество различных статей и книг, о чем свидетельствует и перечень направлений теоретических работ по тематике синергизма. Данная область является достаточно обширной и сложной.

Оценка эффективности строительства нефтепроводной инфраструктуры не может рассматриваться отдельно от эффективности освоения месторождений в целом. Поэтому методической базой являются методы геолого-экономического прогнозирования и инвестиционной оценки проектов освоения месторождений.

В статье представлена классификация методик оценки инвестиционных проектов (рис. 1), составной частью которых является и оценка транспортной составляющей [2; 4-8]. Известные российские и зарубежные методики оценки инвестиционных проектов сгруппированы по финансовым, экономическим, прогнозным и субъективным принципам. В то же время данные методики не учитывают синергический эффект.

Методика оценки синергического эффекта

на транспорте

Методика является абсолютно уникальной и включает в себя следующие аспекты: продолжительность реализации проекта, особую структуру капитальных и эксплуатационных затрат, специализированный налоговый учет и основные финансово-экономические индикаторы.

Методики оценки инвестиционных проектов

ч г

Финансовые Экономические Прогнозные

I

Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (2000 г.)

Методика Торгово-промышленной палаты РФ

Методика Минреги-онразвития РФ

Методика институтов РАН

Методическое руководство по количественной и экономической оценке ресурсов нефти, газа и конденсата России

Методика ЮНИДО

Методика Министерства экономического развития РФ

Методика Всемирного банка (Handbook on economic analysis of investment operations)

ПК «Стратегия» (СНИИГиМС)

Методики ИНГГ СО РАН

Методики ИЭОПП СО РАН

Методики ФГУП «ВНИГНИ»

Методики ФГУП «ВНИГРИ»

Методики ФГУП «ЗапСибНИИГГ»

Субъективные

Методики Schlumberger

Методики ExxonMobil

Методики Subsurface Consultants & Associates

Методики EPA (Environment Protection Agency)

Методики Landmark Graphics

Методики Ernst&Young

Методика Европейского Союза (Guide to cost benefit analysis of investment projects)

Рис. 1. Классификация основных методик оценки инвестиционных проектов

Нефтегазовый комплекс оценивается по отдельной схеме, которая в общепринятом формате не разработана. Авторами на основе обобщения опыта различных методик была разработана принципиально новая схема и алгоритм оценки инвестиционных проектов.

В работе создана методика, по результатам которой можно выделить четыре блока: производственно-экономический, технико-экономический, финансово-экономический, блок си-нергического эффекта.

1. Производственно-экономический блок позволяет составить прогноз добычи нефти, который непосредственно основывается на геолого-промысловом методе разработки месторождения. Данный метод реализуется при определенных условиях, таких как максимизация коэффициента извлечения нефти в зависимости от размещения и плотности сетки добывающих скважин, системы заводнения, прогнозного начального дебита и динамики его падения. В завершение осуществляется прогноз ценовых показателей и выручки. Основные показатели: прогноз добычи, прогноз выручки, прогноз ценовых показателей.

2. Технико-экономический блок позволяет рассчитать прогнозные значения капитальных и эксплуатационных затрат полного освоения месторождения, реализованных на базе экономически обоснованных нормативов затрат, оптимального варианта разработки, стратегических планов развития территории [9]. Данный блок включает в себя капитальные вложения, в которые входят: геологоразведочные работы, бурение, транспортировка, научное сопровождение; эксплуатационные затраты (материальные, заработная плата, на добычу, на перера-

ботку, прочие расходы); налоги (НДПИ, подоходный налог, НДС, на имущество, на прибыль).

3. Финансово-экономический блок отражает расчеты эффективности освоения объекта оценки, такие как: выручка от реализации, прибыль балансовая и чистая, налоги с дифференциацией по бюджетам различных уровней. Также отражает и основные показатели инвестиционной привлекательности - чистый дисконтированный доход, внутреннюю норму доходности, индекс доходности, срок окупаемости [10; 11].

4. Синергический эффект наглядно показывает изменения финансово-экономических показателей с учетом включения новой методики расчета. Ранжирование показателей дисконтированного денежного потока и срока окупаемости вводится для обоснования расчетов с учетом применения новой методики, разработанной авторами.

Основной изменяемый параметр, который непосредственно влияет на конечный расчет КРУ - это капитальные вложения на транспортировку в разрабатываемые участки КУ', при помощи синергического эффекта мы получаем снижение капитальных вложений на реализацию ввода в эксплуатацию месторождений. Для реализации нашего проекта необходимо учитывать изменения в структуре капитальных затрат на строительство трубопроводной системы от месторождений до основной магистрали ВСТО и совокупных затрат на прокладку транспортной инфраструктуры между участками. Для расчетов понадобятся дополнительные параметры, такие как:

• общая стоимость строительства отвода от конечного месторождения до нефтепровода ВСТО;

• общая стоимость строительства отвода между участками;

• доля в общем объеме добычи нефти среди рассматриваемых месторождений;

• расчет стоимости относительно доли прокачки нефти месторождения к общему объему прокачиваемой нефти между участками;

• расчет стоимости относительно доли прокачки нефти месторождения к общему объему прокачиваемой нефти по основному нефтепроводу до магистрали.

Алгоритм расчета синергического эффекта состоит в следующем:

1) предоставление схем и вариантов подключения нефтяных месторождений и их транспортировки до магистрального нефтепровода;

2) расчет технико-экономических показателей с учетом последовательного подключения месторождений;

3) расчет дисконтированного потока денежной наличности (КРУ) по вариантам с учетом схем транспортировки;

4) ранжирование дисконтированного денежного потока;

5) количественная оценка синергического эффекта (сравнение дисконтированного денежного потока при совместном и индивидуальном подключении участков).

Для получения количественной оценки синергического эффекта от совместного освоения ряда месторождений необходимо рассчитать все КРУ с учетом различных способов подключения и проранжировать в соответствии с разработанными вариантами подключения к транспортной инфраструктуре. Значимость месторождений устанавливается в соответствии с их количественной оценкой КРУ, от наибольшего к наименьшему (табл. 1). При расчете КРУ учтены затраты на охрану окружающей среды [12] и степень риска реализации проекта

[13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с полученными значениями каждому месторождению присваивается ранг значимости, что в последующем будет влиять на выбор варианта освоения лицензионных участков.

Для количественной оценки синергического эффекта была принята разница между КРУ проектов по разработанным ранее вариантам подключения месторождений (табл. 2).

На основании расчетов происходит выбор наиболее эффективного варианта освоения месторождений при помощи ранжирования и с учетом количественной оценки синергического эффекта.

В итоге происходит сравнение отобранных вариантов и выбирается максимальное значение синергического эффекта:

тах (81 (/); ...; (/)},

где Q, М, Ь, Б, В, ¥ - рассматриваемые лицензионные участки; КРУ - дисконтированный поток денежной наличности; - синергический эффект. После выполненных расчетов можно делать заключение о рекомендованном варианте подключения, где будет достигнут наибольший синергический эффект от освоения недр лицензионных участков.

Таблица 1

Ранжирование КРУ лицензионных участков по вариантам

Ранг кру (о КРУ (/) КРУ (к) КРУ (I)

1 КРУ тах КРУ тах КРУ тах КРУ тах

2

3

4

5

6 КРУ т1п КРУ т1п КРУ т1п КРУ т1п

Сумма I кру(0 I КРУ(/) I КРУ(к) I КРУ(/)

Таблица 2

Количественная оценка синергического эффекта

Участки / значения кру (0 81 = кру (0 - кру (/) 81 = кру (0 - кру (к) 81 = кру (0 - кру (I)

Q

М

Ь

Б

В

¥

Итого I кру (о I 81(КРУ) (/) I 81(КРУ) (к) I 81(КРУ) (I)

Пороговые значения срока окупаемости являются дополнительными индикаторами для принятия управленческого решения. Подводя итог, можно сделать вывод, что представленный методический подход помогает реализовать обоснование уровня инвестиций в освоение месторождений с учетом различных вариантов реализации проекта и на их основе рассчитать эффективность вложений в проект.

Количественная оценка синергического эффекта формирования транспортной инфраструктуры на востоке страны

Для апробирования методического подхода к оценке синергического эффекта были выбраны шесть перспективных лицензионных участков в Иркутской области: И-96 Тэтэрский; И-96 Немчуйский; И-100 Алтыбский; И-101 Южно-Тетейский; И-107 Верхнететейский; И-108 Кочемской. С общими запасами нефти по категориям С1 + С2 - 50 млн т, ресурсами нефти категории Д1 - 100 млн т.

Для освоения этих лицензионных участков необходимо строительство трубопроводной инфраструктуры, которая соединила бы эти участки с магистральным нефтепроводом ВСТО. Существует выбор прокладки трасс трубопроводов и соответственно варианты подключения месторождений.

Индивидуальное подключение - подключение лицензионных участков по отдельности и строительство транспортной инфраструктуры для каждого участка до основной магистрали ВСТО (варианты 1, 1.1., 1.2., 1.3).

Совместное подключение лицензионных участков и строительство нефтепроводов-отводов до основной магистрали ВСТО (варианты 2, 2.1., 2.2., 2.3).

Пропускная способность трубопроводов обоснована уровнями добычи нефти каждого месторождения, прогнозируемого к открытию на этих лицензионных участках.

Каждый вариант подключения отличается набором факторов:

Ь - протяженность нефтепровода от участка до НПС нефтепровода ВСТО, км;

0 - диаметр трубы, мм;

1 - длина строительства отвода до следующего месторождения, км;

Q - максимальный объем нефти, проходимый по трубопроводу.

В работе представлены различные варианты и комбинации подключения месторождений, а также основные изменяемые параметры при комбинации подключения. Например, вариант 2.1 (рис. 2) предполагает последовательное подключение участков И-100, И-90 к участку И-96; И-96, И-107, И-108 - к участку И-101. Протяженность трубопроводной инфраструктуры совместного использования составит 840 км. Объем добычи нефти на месторождениях -от 1,26 до 2,29 млн т в год. Диаметры трубопроводов, необходимых для реализации прокачки нефти от месторождений, зависят от объема прокачки нефти на месторождении в год и составляют от 323 до 720 мм. Длина строительства отвода до следующего месторождения варьируется от 60 до 80 км.

Рис. 2. Пример варианта подключения лицензионных участков по варианту 2.1

Расчеты показали, что при совместном освоении лицензионных участков все рассматриваемые месторождения имеют достаточно высокий уровень индекса доходности - больше 1, что свидетельствует об экономической целесообразности разработки данных месторождений.

Для более релевантного обоснования инвестиционного решения была применена методика присваивания рангов для месторождений по основным вариантам и выявлена значимость месторождений в соответствии с ранжированием: 1) И-96; 2) И-100; 3) И-101; 4) И-90; 5) И-107; 6) И-108. Далее, для количественной оценки синергического эффекта была принята разница между КРУ проектов по разработанным ранее вариантам подключения месторождений, которая позволила рекомендовать вариант 1.3 (табл. 3).

Таблица 3

Синергический эффект от совместного освоения по основному варианту 1,

млн руб.

№ кру (1) 81 = кру (1) - кру (1.1) 81 = кру (1) - кру (1.2) 81 = кру (1) - кру (1.3)

И-90 6 128,20 4 625,30 4 625,30 4 625,30

И-96 7 675,30 7 175,80 7 175,80 7 175,80

И-100 2 909,60 8 856,10 9 594,10 9 283,40

И-101 3 895,80 7 361,20 6 183,90 7 163,10

И-107 -5 008,30 9 218,60 10 027,30 9 102,70

И-108 -5 505,30 8 641,60 7 922,60 8 536,90

Итого 10 095,30 45 878,60 45 529,00 45 887,20

Аналогичная процедура проведена для варианта 2, в соответствии с которым транспортировка осуществляется по совместной инфраструктуре и наиболее протяженному пути, хотя он оценивался как наиболее эффективный. По этому варианту подключения значимость месторождений в соответствии с ранжированием следующая: 1) И-96; 2) И-101; 3) И-100; 4) И-90; 5) И-107; 6) И-108. Для количественной оценки синергического эффекта была также принята разница между КРУ проектов по разработанным ранее вариантам подключения месторождений, которая позволила рекомендовать вариант 2.1 (табл. 4).

Таблица 4

Синергический эффект от совместного освоения по основному варианту 2,

млн руб.

№ кру (2) 81 = кру (2) - кру (2.1) 81 = кру (2) - кру (2.2) 81 = кру (2) - кру (2.3)

И-90 -1 871,10 11 848,80 10 696,50 11 630,50

И-96 3 032,60 11 115,40 9 981,80 10 905,10

И-100 -1 763,60 12 574,70 13 542,60 12 149,40

И-101 261,80 11 144,50 11 144,50 11 144,50

И-107 -8 165,90 12 488,80 13 288,60 13 107,40

И-108 -6 630,40 9 899,70 9 899,70 9 899,70

Итого -15 136,60 69 071,90 68 553,70 68 836,60

Суммарный синергический эффект при рассмотрении двух основных наиболее эффективных вариантов показал, что наибольший синергический эффект будет достигаться при осуществлении варианта 2.1, что совпадает с качественной оценкой по выбору комбинации подключения месторождений к основной магистрали ВСТО.

Синергический эффект 1 = КРУ (1) - КРУ (1.3) = 45 887,20 млн руб.

Синергический эффект 2 = КРУ (2) - КРУ (2.1) = 69 071,90 млн руб.

У данного варианта подключения месторождений к нефтепроводу ВСТО есть явные преимущества. Несмотря на его протяженность, он имеет достаточно много положительных моментов, связанных с тем, что по пути прокладки транспортной инфраструктуры от участков к магистральному нефтепроводу ВСТО находятся уже разработанные месторождения и перспективные участки, ввод в эксплуатацию которых назначен на ближайшие годы. Также немаловажным фактором является и дальность прохождения от заповедной зоны, это связано с тем, что размещение транспортной инфраструктуры вблизи заповедника может повлечь

за собой дополнительные расходы на обеспечение безопасности от каких-либо происшествий.

Выводы и рекомендации

Исследование показало, что сдерживающим фактором ввода в разработку новых месторождений является, прежде всего, слабая развитость транспортной инфраструктуры. Решением задачи по повышению экономической эффективности освоения месторождений в условиях слабой развитости транспортной инфраструктуры может стать использование схем совместного подключения, а инструментом экономической оценки - синергический эффект.

В ходе исследования методические подходы были систематизированы и сгруппированы по финансовым, экономическим, прогнозным и субъективным принципам. Были представлены отечественные и зарубежные научно-исследовательские институты, занимающиеся вопросами транспортировки углеводородов и формирования транспортной инфраструктуры. Также были рассмотрены вопросы формирования транспортной инфраструктуры и мнения отечественных и зарубежных ученых.

Обоснование выбора рекомендованной схемы подключения осуществлено с использованием методических подходов к оценке эффективности инвестиционных проектов и геолого-экономического моделирования освоения месторождений. Авторами выполнена оценка экономической эффективности освоения группы лицензионных участков компании ООО «Газ-промнефть» и дано обоснование ключевых показателей.

Для каждой из сформированных авторами схем подключения лицензионных участков проведена оценка необходимого уровня инвестиций, прежде всего в развитие транспортной инфраструктуры - стоимость строительства от участка до основной магистрали нефтепровода ВСТО, транспортной инфраструктуры между участками, учет параметров прокладываемой трубопроводной системы.

Значительное повышение эффективности основных экономических параметров произошло на месторождениях с самым низким уровнем доходности. При совместном освоении участков их рентабельность резко возрастает. Осваивать месторождения в комплексе с другими лицензионными участками становится выгодно.

Итогом данного исследования является обоснованный авторами вариант подключения лицензионных участков на основе экономической эффективности инвестиций с учетом си-нергического эффекта от использования транспортной инфраструктуры нефтяных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это позволит повысить эффективность, вовлечь в разработку большее количество месторождений и решить проблему поддержания устойчивого роста добычи нефти в регионе.

Список литературы

1. Суслов В. И. Синергия региональных инновационных систем // Интерэкспо ГеоСибирь. 2012. Т. 1, № 3. С. 7-13.

2. Филимонова И. В., Эдер Л. В., Дякун А. Я., Мамахатов Т. М. Комплексный анализ современного состояния нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. Экология и природопользование. 2016. Т. 2, № 1. С. 43-60.

3. Иванов Д. А. Понятия «синергия» и «синергический эффект»: семантический и эволюционный аспекты // Российское предпринимательство. -2016. Т. 17, № 20. С. 2583-2594.

4. Логинова Н. А. Формирование и оценка синергетических эффектов на рынке транспортных услуг // Вестн. ИНЖЭКОН. Серия: Экономика. 2010. № 1. С. 161-165.

5. Мясников А. А. Основные классы синергетических эффектов в экономике // Вопросы экономических наук. 2008. № 6 (33). С. 9-18.

6. Кемпбелл Э., Саммерс Лачс К. Стратегический синергизм. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 416 с.

7. Campbell A., Goold M. Synergy: Why Links between Business Units Often Fail and How to Make Them Work. London: Forthcoming, Capstone, 1998. 104 р.

8. Campbell А., Luchs К. Competency-Based Strategy. London: International Thomson Business Press, 1997. 89 р.

9. Hallegatte S., hil M. Dumas P., Hourcade J.-C. Business cycles, bifurcations and chaos in a neo-classical model with investment dynamics // Journal of Economic Behavior and Organization. 2008. Vol. 67 (1). P. 57-77.

10. Белый О. В., Ефанов А. Н., Зайцев А. А., Белозеров В. Л. Методология измерения экономической эффективности инвестиционных проектов на транспорте // Транспорт: наука, техника, управление. 2016. № 10. С. 13-20.

11. Golev A. V., Chernyy S. A. Economic perspectives of resource synergy in industrial centers // Вестн. УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2012. № 2 (2). С. 63-66.

12. Мкртчян Г. М, Пляскина Н. И. Экономические и правовые вопросы регулирования охраны окружающей среды (на примере Новосибирской области): Учеб. пособие по курсу «Экономика природопользования» / Министерство образования РФ, Новосибирский государственный университет, экономический факультет. Новосибирск, 2000. 148 с.

13. Мкртчян Г. М, Морозов В. п., Шубников Е. Н, Скопина Л. В. Развитие доходных методов оценки эффективности разработки лицензионных участков с учетом неопределенности и рисков // Наука и образование. 2012. № 3. С. 101-105.

Материал поступил в редколлегию 17.10.2017

I. V. Filimonova 1 2, O. S. Samsonova 3, D. S. Yuva 1

1 Novosibirsk State University 1 Pirogov Str., Novosibirsk, 630090, Russian Federation

2 Institute of Oil and Gas Geology and Geophysics SB RAS

3 Academician Koptyug Ave., Novosibirsk, 630090, Russian Federation

3 Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS

17 Academician Lavrentiev Ave., Novosibirsk, 630090, Russian Federation

filimonovaiv@list.ru, ogelinka@list.ru, darya_yuva@mail.ru

ESTIMATION OF SYNERGETIC EFFECT OF JOINT DEVELOPMENT OF DEPOSITS OF EASTERN SIBERIA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article deals with the problems of realization of transportation of raw materials on the pipeline infrastructure of Eastern Siberia and the Far East. One of the key ways to increase the economic efficiency of developing subsoil plots in Eastern Siberia and the Far East is to optimize the system for transporting raw materials through the pipeline infrastructure. A new impulse acquires a synergy from the implementation of investment projects on the basis of joint (shared) use of transport infrastructure.

Keywords: oil transportation system, synergetic effect, oil, subsoil mining, joint use, economic efficiency, oil transportation, pipeline, oil fields.

References

1. Suslov V. I. Synergy of Regional Innovation Systems. Interexpo Geo-Siberia, 2012, vol. 1, no. 3, p. 7-13. (In Russ.)

2. Filimonova I. V., Eder L. V., Dyakun A. Ya., Mamakhatov T. M. Complex analysis of the current state of the oil and gas complex of Eastern Siberia and the Far East. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekologiya i prirodopol'zovanie [Tyumen State University Herald. Natural Resource Use and Ecology], 2016, vol. 2, no. 1, p. 43-60. (In Russ.)

3. Ivanov D. A. The concept of «synergy» and «synergistic effect»: the semantic and evolutionary aspects. Russian Entrepreneurship, 2016. vol. 17, no. 20, p. 2583-2594. (In Russ.)

4. Loginova N. A. Formation and evaluation of synergetic effects in the market of transport services. VestnikINZHEKON. Series: The Economy, 2010, no. 1, p. 161-165. (In Russ.)

5. Myasnikov A. A. The main classes of synergetic effects in the economy. Issues of Economic Sciences, 2008, no. 6 (33), p. 9-18. (In Russ.)

6. Campbell E., Summers Lachs K. Strategic Synergies. 2nd ed. St. Petersburg, Peter, 2004, 416 p.

7. Campbell A., Goold M. Synergy: Why Links Between Business Units Often Fail and How to Make Them Work. London, Forthcoming, Capstone, 1998, 104 p.

8. Campbell A., Luchs K. Competency-Based Strategy. London, International Thomson Business Press, 1997, 89 p.

9. Hallegatte S., hil M. Dumas P., Hourcade J.-C. Business cycles, bifurcations and chaos in a neo-classical model with investment dynamics. Journal of Economic Behavior and Organization, 2008, vol. 67 (1), p. 57-77.

10. Belyi O. V., Efanov A. N., Zaycev A. A., Belozerov V. L. Methodology of measuring the economic efficiency of investment projects in transport. Transport: nauka, tehnika, upravlenie [Transport: science, technology, management], 2016, no. 10, p. 13-20. (In Russ.)

11. Golev A. V., Chernyy S. A. Economic perspectives of resource synergy in industrial centers. Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy, 2012, no. 2 (2), p. 63-66. (In Russ.)

12. Mkrtchyan G. M., Plyaskina N. I. Economic and legal issues of environmental regulation (by the example of the Novosibirsk region). Textbook on the course «Economics of Nature Man-agement»ro Ministry of Education of the Russian Federation, Novosibirsk State University, Faculty of Economics. Novosibirsk, 2000, 148 p. (In Russ.)

13. Mkrtchyan G. M., Morozov V. P., Shubnikov E. N., Skopina L. V. Development of profitable methods for assessing the effectiveness of the development of license areas, taking into account uncertainties and risks. Science and Education, 2012, no. 3, p. 101-105. (In Russ.)

For citation :

Filimonova I. V., Samsonova O. S., Yuva D. S. Synergy Effect Estimation of Eastern Siberia Deposits Joint Development. World of Economics and Management, 2018, vol. 18, no. 1, p. 42-53. (In Russ.)

DOI 10.25205/2542-0429-2018-18-1-42-53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.