УДК: 376.64 ГРНТИ: 14.25.05 DOI: 1032415/^аеп^а.2019.01.06
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
С. Н. Александрова
Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова Россия, 428015 г. Чебоксары, пр. Московский, 19-5
ЕЗ Александрова Светлана Николаевна - [email protected]
В статье рассматривается проблема организации процесса, направленная на воспитание детей-сирот к культуре права, в пространстве школы-интерната. Результаты, представленные в данной статье - теоретический анализ и изучение научных подходов педагогов и ученых оценочных индикаторов воспитанности правовой культуры, разработка и научное обоснование критериев, позволяющие измерить компоненты правовой культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Методологическую основу составили системный, личностный, культурологический, деятельностный, полисубъектный (диалогический) подходы к изучению социальных и педагогических явлений; педагогические идеи гуманизации образования. В качестве методов исследования применялись, эмпирические - наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, интервью, анкетирование, тестирование, изучение школьной документации (личных дел учащихся, классных журналов, протоколов собраний, заседаний) и педагогический эксперимент; теоретические - анализ философской, педагогической литературы. Для определения уровня правовой культуры, был внедрен факультатив «Правовая культура личности». Деятельностный подход к исследованию понятия «правовая культура» позволил разработать оценочно-критериальный инструментарий уровней сформированности правовой культуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С учетом проведенного анализа основных подходов к исследованию уровней, показателей и критериев на теоретическом уровне в статье также представлен авторский подход к методике определения критериев, показателей и уровней сфор-мированности правовой культуры в общеобразовательном пространстве учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения правовой культуры на практическом уровне. Научно обоснованы и разработаны критерии, показатели сформированности правовой культуры, которые внедрены и апробированы в образовательный процесс школы-интерната. Предложенные критерии и показатели могут быть применены в различных типах общеобразовательных учреждениях, для оценки уровня воспитанности правовой культуры у обучающейся молодежи.
Ключевые слова: дети-сироты, правовая культура, школа-интернат, образовательный процесс, критерии.
EVALUATION OF FORMATION OF LEGAL CULTURE IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT BOARDING SCHOOL
S. N. Alexandrova
Chuvash State University
19-5 Moscow Ave., 428015 Cheboksary, Russia
El Alexandrova Svetlana - [email protected]
The article deals with the problem of organization of the process aimed at the education of orphans to the culture of law in the space of boarding school. The results presented in this article - theoretical analysis and study of scientific approaches of teachers and scientists evaluation indicators of legal culture, development and scientific justification of criteria to measure the components of legal culture in orphans and children left without parental care. The methodological basis consists of system, personal, cultural, activity, polysubject (dialogical) approaches to the study of social and pedagogical phenomena; pedagogical ideas of humanization of education. As research methods used, empirical-observation, individual and group conversations, interviews, questionnaires, testing, study of school documentation (personal files of students, class journals, minutes of meetings, meetings) and pedagogical experiment; theoretical - analysis of philosophical and pedagogical literature. To determine the level of legal culture, the optional legal culture of the individual was introduced. Activity approach to the study of the concept of legal culture allowed to develop evaluation and criteria tools of levels of formation of legal culture of orphans and children left without parental care. Taking into account the analysis of the main approaches to the study of levels, indicators and criteria at the theoretical level, the article also presents the author's approach to the method of determining the criteria, indicators and levels of formation of legal culture in the educational space of the institution for orphans and children left without legal culture at the practical level. Criteria, indicators of formation of legal culture which are introduced and tested in educational process of boarding school are scientifically proved and developed. The proposed criteria and indicators can be used in various types of educational institutions to assess the level of education of legal culture of young people.
Keywords: orphans, legal culture, boarding school, educational process, criteria.
Важнейшим направлением системы образования является приведение ее критериев в соответствие с современными требованиями, необходимые для создания условий способствующие формированию правовой культуры у детей-сирот, которые предусматривают способность ребенка-сироту овладеть социально важными компетенциями для успешного решения жизненных задач.
Необходимость воспитания у детей-сирот правовой культуры, приобретает особую значимость в процессе вза-
имодействия с различными социокультурными явлениями: антисоциальное поведение, негативное влияние старших сверстников, защита своих прав, интересов в различных сферах жизни. Роль педагогической поддержки организации для детей-сирот, в таких социальных реалиях значительно увеличивается, и она должна быть направлена на подготовку такого ребенка к процессу социализации.
В свете изложенного теория и практика воспитания в пространстве школы-интерната, сквозь происходящие
современные процессы реформирования образования требует новых подходов, в частности, воспитания правовой культуры детей-сирот - воспитанника который способен был адекватно реагировать на изменения, происходящие в обществе, противостоять различного рода противоправным действиям, осуществлять защиту своих прав и самостоятельно строить жизненные стратегии.
Проблема воспитания правовой культуры детей-сирот в организации данного типа является одной из приоритетной задачей реформирования образования, которая должна выстраиваться на основе личностно-деятельностного подхода.
Основываясь на исследованиях С.Н. Александровой правовая культура включает в себя знание совокупности базовых правовых установок, осмысление правовых принципов, уважительное отношение к правовым основам общества, законности и правопорядку, осознание необходимости исполнения установленных законами требований и умение использовать правовые знания [1].
Анализ дефиниции понятия«правовая культура» внаучно-педагогической литературе свидетельствуют о сложности его измерении и оценки. По мнению автора, разработка научно обоснованной системы критериев, показателей и уровней правовой культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является важной предпосылкой совершенствования процесса формирования правовой культуры в общеобразовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В педагогической литературе понятие «критерий» характеризуется как средство, с помощью которого измеряются или выбираются альтернативы. Применение критериев в этом значении предоставляет возможность выявить относительное достижение данной альтернативы по сравнению с остальными, быть образцом, позволяющим сделать заключение об относительной значимости осуществленного выбора, служить для проверки реализации цели и для оценки степени ее реализации. Критерий можно рассматривать как измеритель, на основании которого осуществляется оценка. Как отмечают исследователи, при выборе критериев следует исходить из целей и задач конкретного исследования.
Р.Н. Галиахметова к критериям сформированности правовой культуры учащихся относит: общую успеваемость; качество знаний; чувство симпатии к окружению; интерес и активность к познанию нравственных и правовых норм; умение спокойно принимать свои неудачи (в учении, в быту); уверенность в себе; умение организовать себя к учебной деятельности [2].
Так, Е.И. Евсикова в своих исследованиях выделяет трех-компонентную структуру правовой культуры: когнитивный, эмоционально-волевой, инструментально-деятельностный [3].
В современной педагогической науке нет единой точки зрения на проблему классификации уровней правовой культуры. Исходя из разработанной концепции правовой культуры, И. А. Иванников выделяет следующие уровни правовой культуры личности: обыденный (характеризуется отсутствием глубоких обобщений); профессиональный (обычно приписывают юристам и всем тем, кто связан с правовой деятельностью; при непосредственном и частом выполнении юридически значимых действий они совершенствуют свои знания, степень понимания государственно-правовых явлений и свою профессиональную деятельность); теорети-
ческий (является подвидом профессиональной, с той лишь разницей, что ее приписывают не всем юристам, а лишь тем, кто имеет научные знания о природе, сущности, взаимодействии государственно-правовых явлений) [4].
В.А. Балюк выделяет следующие уровни сформированности правовой культуры личности: высокий, средний и низкий [5].
Методологическую основу изысканий составили идеи системного, личностного, культурологического, личностного, деятельностного подходов. В ходе экспериментальной работы применялись следующие методы, анализ психолого-педагогической литературы, обобщения передового педагогического опыта формирования правовой культуры обучающиеся молодежи, наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, интервью, анкетирование, тестирование, изучение школьной документации, педагогический эксперимент; анализ результатов образовательной деятельности, а также внедрен и апробирован факультатив «Правовая культура личности» [6].
В опытно-экспериментальной работе по изучению сформированности правовой культуры приняли участие педагоги и учащиеся РГОУ «Кугесьская школа-интернат основного общего образования Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики».
Для оценки уровня воспитанности правовой культуры у обучающихся, опираясь на исследования Р.Н. Галиахме-товой и Е.И. Евсиковой разработан следующий комплекс критериев и показателей. Так, когнитивному критерию соотносят проявления таких показателей, как наличие знаний правоведческого содержания, сформированность правового сознания. В качестве показателей по поведенческому критерию, выступают, наличие навыков правомерного поведения и умений их реализовать в повседневной жизни. Эмоционально-ценностный критерий соответствует следующим показателям, как сформированность отношения к праву и законности. Такие показатели, как наличие потребности в защите общих и личных интересов от преступных посягательств, соответствуют мотивационно-оценочному критерию. Каждый из перечисленных показателей соответствует низкому, среднему и высокому уровню воспитанности правовой культуры.
По степени выраженности показателей сформированности правовой культуры учащихся выделены три уровня их проявления. Так, показателями характеризующий низкий уровень воспитанности правовой культуры, по когнитивному критерию выступают (поверхностные (неглубокие) и незначительные по объему и содержанию знания правовых норм о способах правовой защиты, не знает, как и при каких обстоятельствах применять нормы права в конкретной жизненной ситуации, почти не осознает и недостаточно четко понимает место и роль правовых знаний и их практической реализации в соответствии со своим статусом, не в полной мере представляет возможности реализации правовых норм в соответствии со своим статусом); по поведенческому критерию (имеет представление о том, как вести себя в обществе в соответствии с правовыми нормами, не противоречащими законодательству, но не всегда проявляет эти умения в повседневной жизни, не сформированы умения отстаивать своих права в соответствии со своим общественным статусом; по эмоционально-ценностному критерию (не сформировано чувство уважения к праву и законности, право не является личностно значимой социальной ценностью, имеет место проявление правового нигилизма); по
мотивационно-оценочному критерию (не готов содействовать укреплению законности и правопорядка, равнодушен к любым нарушениям правового поведения в обществе, не активен в отстаивании законности, не готов к участию в содействии правоохранительным органам).
К показателям среднего уровня сформированности правовой культуры, по когнитивному критерию относят (овладел определенным объемом правовых знаний, характеризуется достаточно устойчивостью, знает, как применять приобретенные правовые знания в конкретной ситуации, в основном понимает и осознает важность знаний норм права и законности, частично осознает важность правовых норм и реализацию их в соответствии со своим статусом); по поведенческому критерию относят (представление о том, как вести себя в обществе в соответствии с правовыми нормами, а также проявляет умения и навыки правомерного поведения в конкретных ситуациях повседневной жизни, частично сформированы умения и навыки в отстаивании своих прав в соответствии со своим социальным статусом); по эмоционально-ценностному критерию (частично сформировано чувство уважения к закону и, как правило, оно лежит в основе регулирования взаимоотношений с другими членами социума); по мотивационно-оценочному критерию (проявляет готовность к содействию по укреплению правопорядка и законности в конкретных ситуациях, частично сформирована потребность пресекать противоправные действия в отношениях со сверстниками и в социуме).
В качестве показателей характеризующий высокий уровень сформированности правовой культуры, по когнитивному критерию выступают (овладел достаточно обширным объемом правовых знаний, характеризующихся глубиной, имеется потребность в самостоятельном изучении правовых норм, знает, как применять знания правовых норм, и применяет их в конкретной ситуации, сопоставляет и анализирует в соответствии с ситуацией, осознает важность и необходимость овладения знаниями и навыками правового поведения, полностью осознает важность правовых норм и законности сопоставляет их со своим социальным статусом в процессе их реализации); по поведенческому критерию относят (имеет достаточно хорошо сформированные умения и навыки правового поведения и реализует их в повседневной жизни, ориентируясь на конкретную ситуацию, овладел умением и навыками отстаивать свои права с учетом своего статуса в процессе социализации); по эмоционально-ценностному критерию (сформировано чувство уважения к закону, право является личностно-значимой социальной ценностью); по мотивационно-оценочному критерию (готов активно содействовать правоохранительным органам, укреплении законности и правопорядка, проявляет готовность к пересеканию любых правонарушений в общении со сверстниками, активно отстаивает законность в социуме, принимает посильное участие в соблюдении правил внутреннего распорядка образовательного учреждения.
Сравнительный анализ проведенной экспериментальной работы на констатирующем и формирующем этапах эксперимента по формированию правовой культуры у учащихся учреждения, с учетом выделенных критерий, показателей и уровней, свидетельствует о значительном повышении уровня правовой культуры у учащихся учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По итогам формирующего этапа эксперимента по когнитивному критерию 70% (21 учащихся) КГ и 50% (15 учащих-
ся) ЭГ имеют низкий уровень сформированности правовой культуры (поверхностные (неглубокие) и незначительные по объему и содержанию знания правовых норм о способах правовой защиты и т. д.) По итогам констатирующего этапа эксперимента это процентное соотношение КГ и ЭГ составляло 76,7% и 83,3%; по данным формирующего этапа 13,3% (4 учащихся) КГ и 23,3% (7 учащихся) ЭГ обладают средним уровнем правовой культуры по когнитивному критерию, что характеризуется следующими показателями: овладели определенным объемом правовых знаний, характеризуются достаточно устойчивость.
По итогам констатирующего этапа эксперимента процентное соотношение КГ и ЭГ составляло 23,3% и 16,7%; 17% (5 учащихся) КГ и 27% (8 учащихся) ЭГ обладают высоким уровнем сформированности правовой культуры по когнитивному критерию, учащиеся овладели достаточным объемом правовых знаний, характеризующихся глубиной и разносторонностью. По итогам констатирующего этапа эксперимента процентное соотношение КГ и ЭГ составляло 0% и 0%.
По итогам формирующего этапа эксперимента: 56,6% (17 учащихся) КГ и 46,6% (14 учащихся) ЭГ имеют низкий уровень сформированности правовой культуры по поведенческому критерию и характеризуются следующими показателями: имеют представление о том, как вести себя в обществе в соответствии с правовыми нормами, но не всегда проявляют эти умения в повседневной жизни. По итогам констатирующего этапа эксперимента это процентное соотношение КГ и ЭГ составляло 63,3% и 78,9%; 23,3% (7 учащихся) КГ и 26,6% (8 учащихся) ЭГ обладают средним уровнем сформированности правовой культуры по поведенческому критерию, имеют представление о том, как веста себя в обществе в соответствии с правовыми нормами, а также проявляют умения и навыки правомерного поведения в конкретных ситуациях повседневной жизни. По итогам констатирующего этапа эксперимента процентное соотношение КГ и ЭГ составляло 36,7% и 18,8%; 20 % (6 учащихся) КГ и 26,6% (8 учащихся) ЭГ имеют высокий уровень правовой культуры по поведенческому критерию, имеют достаточно хорошо сформированные умения и навыки правового поведения и реализуют их в повседневной жизни, ориентируясь на конкретную ситуацию. По итогам констатирующего этапа эксперимента процентное соотношение КГ и ЭГ составляло 0% и 0%.
Сравнительный анализ результатов по итогам констатирующего и формирующего этапов эксперимента явно свидетельствует о значительном повышения уровня правовой культуры у учащихся по эмоционально-ценностному критерию. По результатам констатирующего и формирующего этапов эксперимента процентное соотношение КГ и ЭГ ис-следования следующие: данные формирующего этапа эксперимента указывают на то, что 56,6% (17 учащихся) КГ и 46,6% (14 учащихся) ЭГ обладают низким уровнем сформи-рованности правовой культуры по выделенному критерию, у учащихся КГ менее сформировано чувство уважения к праву и законности, право не является личностно значимой социальной ценностью. По итогам констатирующего этапа эксперимента процентное соотношение КГ и ЭГ составляло 66,5% и 75,6%; результаты формирующего этапа эксперимента указывают на то, что 23,3% (7 учащихся) КГ и 26,6% (8 учащихся) ЭГ имеют средний уровень сформированно-сти правовой культуры по эмоционально-ценностному критерию и характеризуются следующими показателями:
частично сформировано чувство уважения к закону, и как правило, оно лежит в основе регулирования взаимоотношений с другими членами социума. По итогам констатирующего этапа эксперимента процентное соотношение КГ и ЭГ составляло 13,3% и 6,7%; 20% (6 учащихся) КГ и 26,6% (8 учащихся) ЭГ обладают высоким уровнем сформирован-ности правовой культуры по эмоционально-ценностному критерию и характеризуются сформированностью чувства уважения к закону и право является личностно значимой социальной ценностью. По итогам констатирующего этапа эксперимента процентное соотношение КГ и ЭГ составляло 19,7% и 16,7%.
Данные констатирующего и формирующего этапов эксперимента свидетельствуют о значительном повышении уровня правовой культуры у учащихся учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по мотивационно-оценочному критерию. По результатам итогового этапа эксперимента процентное соотношения КГ и ЭГ исследования следующие: 40% (12 учащихся) КГ и 33,3% (10 учащихся) ЭГ имеют низкий уровень сформированно-сти правовой культуры по мотивационно-оценочному критерию не готовы содействовать укреплению законности и правопорядку и т. д. По итогам констатирующего этапа эксперимента процентное соотношение КГ и ЭГ составляло 49,7% и 73,3% соответственно; 40% (12 учащихся) КГ и 40%
ЛИТЕРАТУРА
(12 учащихся) ЭГ обладают средним уровнем сформиро-ванности правовой культуры по мотивационно-оценочно-му критерию и характеризуются готовностью к содействию по укреплению правопорядка и законности в конкретных ситуациях. По итогам констатирующего этапа эксперимента процентное соотношение КГ и ЭГ составляло 33,3% и 15,5% соответственно; 20% (6 учащихся КГ) и 26,6% (8 учащихся ЭГ) имеют высокий уровень сформированности правовой культуры.
Необходимость формирования у учащихся правовой культуры в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлена необходимостью формирования у них правового сознания, активной жизненной позиции, умения регулировать поведение во всех сферах общественной жизни. Это является одной из ключевых проблем современной педагогической науки и школьной практики.
В качестве индикаторов сформированности правовой культуры у учащихся учреждения для детей-сирот использовались следующие критерии: когнитивный, поведенческий, эмоционально-ценностный и мотивационно-оценоч-ный. Предложенные критерии и показатели могут быть применены в различных типах общеобразовательных учреждениях, для оценки уровня воспитанности правовой культуры у обучающейся молодежи.
1. Александрова С.Н. Формирование правовой культуры у учащихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Чебоксары, 2008. 287 с.
2. Галиахметова Р.Н. Развитие нравственно-правовой культуры учащихся школ инновационного типа. диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Казань, 2001. 161 с.
3. Евсикова Е.И. Формирование правовой культуры школьников. диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Якутск. 2007.
4. Иванников И.А. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998. № 3. С. 12-16.
5. Балюк Г.И. Взаимосвязь правовой культуры и социалистической демократии. Киев, 1984. 48 с.
6. Александрова С.Н. Педагогические условия формирования правовой культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Образование и саморазвитие. 2008. № 2(8). С. 130-137.
Поступила в редакцию 07.01.2019