Научная статья на тему 'ОЦЕНКА САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ОЦЕНКА САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
130
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дубровский Владислав Юрьевич

Актуальность темы, раскрываемой в статье, состоит в необходимости обучения сотрудников правоохранительных органов навыкам саморегуляции, поскольку данная категория служащих зачастую выполняет профессиональные функции в экстремальных ситуациях, в том числе в условиях применения противопандемических мер. Проблема исследования заключается в противоречии между повышением физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок, которые испытывают на себе сотрудники правоохранительных органов в экстремальных профессиональных ситуациях, с одной стороны, и необходимостью в объективной оценке и осуществлении саморегуляции их поведения, с другой. Цель исследования состоит в рассмотрении социологической специфики оценки саморегуляции поведения сотрудников правоохранительных органов в экстремальных ситуациях. Статья включает результаты эмпирического исследования, проведенного в 2020-2021 гг. на территории Белгородской области, в котором приняли участие действующие сотрудники правоохранительных органов (n=134), проходящие повышение квалификации. Использованы следующие методы: для сбора данных применялись анкетирование и формирующий эксперимент, для обработки и анализа полученных материалов привлечен компьютерный анализ пакета Excel, компаративный анализ. Результаты исследования показали, что овладение навыками саморегуляции позволило сотрудникам правоохранительных органов лучше понять причины стресса, научило владеть собой, улучшило качество коммуникации с коллегами и непосредственными руководителями. Кроме того, сделан вывод об улучшении группы показателей, оцененных в результате формирующего эксперимента и объективной и субъективной оценки саморегуляции поведения: общего физического самочувствия, снижении уровня тревожности, раздражительности и агрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дубровский Владислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF SELF-REGULATORY BEHAVIOR OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS IN EXTREME SITUATIONS: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The relevance of the research lies in the need to develop self-regulation skills in law enforcement officers, since this category of employees often performs professional functions in extreme situations, including anti-pandemic measures. The research problem is the contradiction between the increase in physical, intellectual and emotional stress experienced by law enforcement officers in extreme professional situations, on the one hand, and the need for an objective assessment and self-regulatory behavior, on the other. The purpose of the study is to examine the sociological specifics of assessing self-regulatory behavior of law enforcement officers in extreme situations. The article includes the results of an empirical study conducted in 2020-2021 in the Belgorod region, which was attended by current law enforcement officers (n = 134) undergoing advanced training. The following methods were used: a questionnaire survey and a formative experiment were used to collect data; computer analysis of the Excel package and comparative analysis were used to process and analyze the obtained materials. The results of the study showed that mastering self-regulation skills allowed law enforcement officers to understand better the causes of stress, taught them self-control, and improved the quality of communication with colleagues and immediate supervisors. In addition, it was concluded that such indicators as general physical well-being, a decrease in the level of anxiety, irritability and aggression improved.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-100-107 УДК 316:342.5

Дубровский В.Ю.

ОЦЕНКА САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Дубровский Владислав Юрьевич,

преподаватель кафедры огневой подготовки

БГКОУ «Белгородский юридический институт МВД России имени ИД. Пу-тилина», Белгород, Россия, e-mail; d. d. d.vlad'a/ambler. г и тел.: +7 (950) 717 02 30

Аннотация

Актуальность темы, раскрываемой в статье, состоит в необходимости обучения сотрудников правоохранительных органов навыкам саморегуляции, поскольку данная категория служащих зачастую выполняет профессиональные функции в экстремальных ситуациях, в том числе в условиях применения противопандемических мер. Проблема исследования заключается в противоречии между повышением физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок, которые испытывают на себе сотрудники правоохранительных органов в экстремальных профессиональных ситуациях, с одной стороны, и необходимостью в объективной оценке и осуществлении саморегуляции их поведения, с другой. Цель исследования состоит в рассмотрении социологической специфики оценки саморегуляции поведения сотрудников правоохранительных органов в экстремальных ситуациях. Статья включает результаты эмпирического исследования, проведенного в 2020-2021 гг. на территории Белгородской области, в котором приняли участие действующие сотрудники правоохранительных органов (п=134), проходящие повышение квалификации. Использованы следующие методы: для сбора данных применялись анкетирование и формирующий эксперимент, для обработки и анализа полученных материалов привлечен компьютерный анализ пакета Excel, компаративный анализ. Результаты исследования показали, что овладение навыками саморегуляции позволило сотрудникам правоохранительных органов лучше понять причины стресса, научило владеть собой, улучшило качество коммуникации с коллегами и непосредственными руководителями. Кроме того, сделан вывод об улучшении группы показателей, оцененных в результате формирующего эксперимента и объективной и субъективной оценки саморегуляции поведения: общего физического самочувствия, снижении уровня тревожности, раздражительности и агрессии.

Ключевые слова: саморегуляция, экстремальная ситуация, сотрудники правоохранительных органов, исследование.

Для цитирования: Дубровский Ъ.Ю. Ог(енка саморегуляции поведения сотрудников правоохранительных органов в экстремальных ситуациях: социологический

анализ // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Том 13, № 2. С. 100-107. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-100-107.

Dubrovsky V.Yu.

ASSESSMENT OF SELF-REGULATORY BEHAVIOR OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS IN EXTREME SITUATIONS: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Dubrovsky Vladislav Yurievich,

a lecturer of the Department of Firearms Training

BSPEL "Belgorod. Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named, after ID. Putilin", Belgorod, Russia, e-mail: d.d.d.vlad'a/ambler.ru tel.: +7 (950) 7.17. 02 30

Annotation

The relevance of the research lies in the need to develop self-regulation skills in law enforcement officers, since this category of employees often performs professional functions in extreme situations, including anti-pandemic measures. The research problem is the contradiction between the increase in physical, intellectual and emotional stress experienced by law enforcement officers in extreme professional situations, on the one hand, and the need for an objective assessment and self-regulatory behavior, on the other. The purpose of the study is to examine the sociological specifics of assessing self-regulatory behavior of law enforcement officers in extreme situations. The article includes the results of an empirical study conducted in 2020-2021 in the Belgorod region, which was attended by current law enforcement officers (n = 134) undergoing advanced training.

The following methods were used: a questionnaire survey and a formative experiment were used to collect data; computer analysis of the Excel package and comparative analysis were used to process and analyze the obtained materials. The results of the study showed that mastering self-regulation skills allowed law enforcement officers to understand better the causes of stress, taught them self-control, and improved the quality of communication with colleagues and immediate supervisors. In addition, it was concluded that such indicators as general physical well-being, a decrease in the level of anxiety, irritability and aggression improved.

Keywords: self-regulation, extreme situation, law enforcement officers, research.

For citation: Dubrovsky V.Yu. Assessment of self-regulatory behavior of law enforcement officers in extreme situations: a sociological analysis // Vestnik Majkopskogo gosii-darstvennogo tehnologiceskogo aniversiteta. 2021. Volume 13, No. 2. P. 100-107. https: doi. org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-100-107.

Введение

Служба в органах внутренних дел, наряду с другими профессиями, связана с высоким риском для жизни и здоровья, работой в экстремальных условиях. Сотрудникам полиции часто приходится работать в условиях высокого уровня стресса, что негативно отражается

на их физическом и психологическом здоровье.

В этой связи необходимость формирования навыков саморегуляции сотрудников правоохранительных органов в экстремальных ситуациях является одной из главных задач, решаемых в системе подготовки кадров, чья деятельность

связана с требованиями к физической, тактической подготовке; применением специальных средств, оружия при выполнении оперативно-служебных задач.

Необходимость научного осмысления проблем профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов, несущих службу в условиях повышенной опасности и экстремальных ситуаций, привела к появлению целой серии исследований в различных областях знания - юриспруденции, психологии, педагогике, социологии, результаты которых были имплементированы в отечественную практику, положив начало формированию новой научной специальности 19.00.06 «Юридическая психология» и направлениям подготовки специалистов, в частности 37.05.02 «Психология служебной деятельности», 40.05.02 «Правоохранительная деятельность».

Актуальность проблемы, поднимаемой в статье, состоит в необходимости исследования различных факторов, оказывающих влияние на поведение сотрудников органов внутренних дел в экстремальных ситуациях, а также оценки таких качеств, как стрессоустойчивость, способность к саморегуляции, выстраиванию межличностных и профессиональных взаимоотношений с коллегами, партнерами, гражданским населением.

Цель исследования: изучить влияние обучения в рамках программы повышения квалификации на уровень саморегуляции сотрудников правоохранительных органов в экстремальных ситуациях.

Материалы и методы

Для оценки уровня саморегуляции сотрудников правоохранительных органов в 2020-2021 гг. было проведено социологическое исследование на базе БГКОУ «Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина».

Основными методами сбора данных выступали опрос (анкетирование) и формирующий эксперимент, в котором приняли участие слушатели программы

повышения квалификации, проходящие переподготовку из числа действующих сотрудников правоохранительных органов (п=134), осуществляющих деятельность на территории Белгородской области.

Участники программы повышения квалификации были поровну разделены на контрольную (п=67) и экспериментальную (п=67) группы на основе списочного состава. Выборка случайная, сформированная по принципу доступности испытуемых. Участниками экспериментальной группы стали 58 мужчин и 9 женщин, средний возраст 34,7 года в возрастном диапазоне 24-48 лет. Средний стаж профессиональной деятельности 12,3 года.

В начале программы повышения квалификации методом анкетирования было проведено исследование в обеих группах. Вопросы анкеты были разделены на блоки с целью изучения уровня саморегуляции в экстремальных ситуациях, выявления спектра трудностей в профессиональной деятельности, отношения к применению табельного огнестрельного оружия, способах снятия стресса, особенностях межличностных отношений с коллегами и руководителями.

Программа повышения квалификации предполагала гибридное офлайн и онлайн обучение с применением дистанционных технологий, интерактивных форм взаимодействия и отличалась по содержанию в экспериментальной и контрольной группах. Участниками контрольной группы была прослушана типовая программа повышения квалификации, предполагающая два часа на изучение темы «Методы саморегуляции сотрудников правоохранительных органов в экстремальных ситуациях»; членам экспериментальной группы была предоставлена возможность более интенсивного включения в усвоение данного раздела (8 часов) через проигрывание и разбор ситуаций, типичных для

их профессиональной деятельности, выполнение различных типов упражнений и заданий, способствующих формированию практических навыков.

Занятия в группах проводились одновременно, но отдельно друг от друга. По завершении программы повышения квалификации было проведено повторное анкетирование с использованием того же инструментария с целью выявления изменений.

Результаты и обсуждение

Концепт «экстремальная ситуация», наряду с чрезвычайной, стрессовой и кризисной, в большей степени изучен в психологии, реже в социологии и социальных науках. В обобщенном виде экстремальную ситуацию рассматривают как «обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей» [1, с. 10]. В данном определении автор указывает на временный, чрезвычайный характер сложившихся условий.

Вместе с тем, служба в правоохранительных органах сопряжена, как правило, с длительным повседневным уровнем стресса из-за пребывания в экстремальных ситуациях, обстоятельствах, связанных с риском, угрозами для жизни и здоровья. Поэтому более близким, на наш взгляд, является определение A.M. Сто-ляренко, который под «экстремальной» понимает ситуацию практически и психологически трудную для человека, сопряженную с повышенными, предельными и запредельными нагрузками, ответственностью, разного рода рисками и нежелательными последствиями (материальным ущербом, гибелью и пр.) [3, с.16].

Критериями, позволяющими отнести ситуацию к экстремальной, являются:

объективная оценка обстоятельств как опасных; недостаток времени или информации для принятия взвешенных решений; угрожающие действия правонарушителя; географические, климатические условия и т.д., что затрудняет объективную оценку ситуации и требует от сотрудников умений быстро переключаться, сохранять устойчивость внимания и восприятия, предвидеть дальнейшие действия преступника, принимать решения о передислокации и координации движения оперативной группы.

В ситуации неопределенности, при отсутствии вариантов решения или альтернативы, критериев оценки, возрастает риск ошибочного выбора, неадекватных действий сотрудников, поспешность или медлительность при принятии решений, следствием чего может стать нарушение саморегуляции, профессиональное выгорание, невозможность продолжения службы в правоохранительных органах. Длительная экстремальная ситуация крайне негативно влияет на индивида, провоцируя возникновение нарушений поведения, коммуникации, повышенный уровень конфликтности, склонность к девиациям.

Одним из видов экстремальной ситуации для сотрудника правоохранительных органов является применение огнестрельного оружия. Статья 23 Федерального закона «О полиции» дает исчерпывающий список ситуаций, определяющих правоприменение оружия с целью: защиты другого лица и/или самозащиты в ситуациях угрозы жизни и здоровью; предотвращения попытки завладения оружием, транспортом, боевой и специальной техникой полиции; освобождения заложников; задержания правонарушителя(ей)/преступника(ов), оказывающего(их) вооруженное сопротивление либо в случае невозможности задержания другим путем; пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в

совершении преступлений, а равно для подачи сигнала тревоги, разрушения запирающих устройств [2] и другие.

Существует и ряд ограничений на применение огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов с производством выстрела на поражение: в ситуации значительного скопления людей из-за опасения причинения вреда случайным лицам; в отношении несовершеннолетних, женщин, инвалидов, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

Восприятие ситуации как экстремальной состоит не столько в объективности

ее оценки, сколько в неготовности сотрудника к ее ликвидации в силу недостатка саморегуляции собственного поведения, учета внешних факторов. В этой связи необходима целенаправленная подготовка сотрудников правоохранительных органов, направленная на формирование у них навыков, необходимых при выполнении специфических служебных обязанностей.

Перед началом обучения по программе повышения квалификации было проведено анкетирование всех участников для выявления измеряемых показателей (табл.1).

Интерпретация результатов первичного опроса участников позволила

Таблица 1

Оценка показателей в контрольной и экспериментальной группах (до обучения)

Показатели Контрольная группа (п=67) Экспериментальная группа (п=67)

Оценка уровня саморегуляции в экстремальных ситуациях (по шкале от 0 до 5) Низкий (0-1 балл) 59,7% Низкий (0-1 балл) 59,6%

Средний (2-3 балла) 25,4% Средний (2-3 балла) 26,9%

Высокий (4-5 баллов) 14,9% Высокий (4-5 баллов) 13,5%

Наличие трудностей в профессиональной деятельности Да 80,6% Да 74,6%

Нет 11,9 % Нет 19,4%

Затрудняюсь ответить 7,5% Затрудняюсь ответить 6,0%

Отношение к применению табельного огнестрельного оружия Испытываю страх 22,4% Испытываю страх 23,9%

Нейтрально отношусь 47,7% Нейтрально отношусь 43,3%

Не испытываю негатива 29,9% Не испытываю негатива 32,8%

Способы снятия стресса Занятие спортом 13,4% Занятие спортом 10,4%

Употребление алкоголя 7,5% Употребление алкоголя 8,9%

Активный отдых с друзьями 31,3% Активный отдых с друзьями 34,3%

Работа 14,9% Работа 13,4%

Отдых с семьей 11,9 % Отдых с семьей 14,9%

Хобби 21,0% Хобби 18,1%

Оценка межличностных отношений с коллегами (по шкале от 0 до 5) 0-1 балл 17,9% 0-1 балл 14,9%

2-3 балла 34,3% 2-3 балла 38,8%

4-5 баллов 47,8% 4-5 баллов 46,3%

Оценка межличностных отношений с непосредственным руководителем (по шкале от 0 до 5) 0-1 балл 19,4% 0-1 балл 16,4%

2-3 балла 40,3% 2-3 балла 46,3 %

4-5 баллов 40,3% 4-5 баллов 37,3%

заключить, что все исследуемые индикаторы в контрольной и экспериментальной группах не имели заметных различий между собой. Более половины респондентов (59,7% и 59,6% соответственно) оценили свой уровень саморегуляции в экстремальных ситуациях как низкий.

Наличие трудностей в профессиональной деятельности отметило подавляющее число опрошенных (80,6% и 74,6%). Почти каждый второй не испытывал страха перед оружием, однако

в возрастной группе 24-30 лет данный фактор выражен в наибольшей степени.

На открытый вопрос анкеты о способах снятия стресса респонденты дали разнообразные ответы, которые были сгруппированы в пять кластеров: треть респондентов сделала выбор «активный отдых с друзьями» (31,3% и 34,3%), особенно в возрастной когорте 24-30 лет; увеличение возраста и изменение семейного положения коррелирует с хобби (21,0% и 18,1%) и семейным отдыхом

Таблица 2

Оценка показателей в контрольной и экспериментальной группах (после обучения)

Показатели Контрольная группа (п=67) Экспериментальная группа (п=67)

Оценка уровня саморегуляции в экстремальных ситуациях (по шкале от 0 до 5) Низкий (0-1 балл) 56,7% Низкий (0-1 балл) 40,3 %

Средний (2-3 балла) 26,9% Средний (2-3 балла) 55,2 %

Высокий (4-5 баллов) 16,4% Высокий (4-5 баллов) 14,9%

Наличие трудностей в профессиональной деятельности Да 77,6% Да 50,6%

Нет 17,9 % Нет 43,3%

Затрудняюсь ответить 4,5 % Затрудняюсь ответить 6,1%

Отношение к применению табельного огнестрельного оружия Испытываю страх 19,4% Испытываю страх 16,4%

Нейтрально отношусь 52,2% Нейтрально отношусь 50,7%

Не испытываю негатива 28,4% Не испытываю негатива 32,9%

Способы снятия стресса Занятие спортом 17,9% Занятие спортом 23,8%

Употребление алкоголя 7,5% Употребление алкоголя 4,5%

Активный отдых с друзьями 34,3% Активный отдых с друзьями 40,2%

Работа 11,9% Работа 7,5%

Отдых с семьей 14,9 % Отдых с семьей 17,9%

Хобби 13,5 % Хобби 6,1%

Оценка межличностных отношении с коллегами (по шкале от 0 до 5) 0-1 балл 13,4% 0-1 балл 17,9%

2-3 балла 37,3% 2-3 балла 43,3%

4-5 баллов 49,3% 4-5 баллов 38,8%

Оценка межличностных отношении с непосредственным руководителем (по шкале от 0 до 5) 0-1 балл 16,4% 0-1 балл 13,4%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2-3 балла 43,3% 2-3 балла 43,3 %

4-5 баллов 40,3% 4-5 баллов 43,3%

(11,9 % и 14,9%); замыкает список «работа» (14,9% и 13,4%), «занятие спортом» (13,4% и 10,4%), «употребление алкоголя» (7,5% и 8,9%). Последние выборы говорят о чрезмерной занятости, трудо-голизме, высоком уровне стресса сотрудников правоохранительных органов.

Отношение с коллегами каждый второй участник оценил на максимально высокие баллы (47,8% и 46,3%) из-за командного характера работы, длительных отношений, неформального общения вне службы.

Взаимоотношения с непосредственным руководителем в основном носят позитивный характер, и лишь менее 20% опрошенного личного состава характеризуют их негативно.

Результаты исследования, полученные при сравнении показателей участников обеих групп между собой, а также до и после проведения обучения, показали заметные улучшения практически всех показателей у участников экспериментальной группы (табл. 2).

Полученные результаты позволяют сделать вывод о важной роли обучения саморегуляции сотрудников правоохранительных органов в экстремальных ситуациях. С позиции респондентов экспериментальной группы обучение

позволило им лучше понять свои эмоции, причины стресса, научило владеть собой, улучшило качество коммуникации с коллегами и непосредственным руководителем по сравнению с участниками контрольной группы. Кроме того, были отмечено улучшение общего физического самочувствия, снижение уровня тревожности, раздражительности, агрессии.

Данные о положительном влиянии обучения, направленного на формирование и совершенствование навыков саморегуляции поведения в экстремальных ситуациях у сотрудников правоохранительных органов, подтверждаются результатами отечественных [6, с. 243-246] и зарубежных [4, с. 1259; 5, с. 4466; 7, с. 7279] исследований.

Заключение

Способность осуществлять правовую оценку ситуаций профессиональной деятельности и своих действий, опираться на проверенные схемы служебной деятельности, умение грамотно использовать боевое оружие, готовность эффективно осуществлять профессиональные обязанности повышают уверенность сотрудников правоохранительных органов в экстремальных ситуациях, позволяя нести службу в оптимальном режиме.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. М.: Эксмо, 2005. 960 с.

2. О полиции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 07.02.2100 № З-ФЗ (ред. от 24.02.2021) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения 12.04.2021).

3. Столяренко A.M. Прикладная юридическая психология: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 639 с.

4. Biofeedback-Assisted Resilience Training for Traumatic and Operational Stress: Preliminary Analysis of a Selfi-Delivered Digital Health Methodology / Kizakevich P.N. [et al.] // JMIRmHealth uHealth. 2019. T. 6, № 7 (9). C. 1259.

5. McCraty R., Atkinson M. Resilience Training Program Reduces Physiological and Psychological Stress in Police Officers // Global Advances in Health and Medicine. 2012. Т. 1, № 5. C. 44-66.

6. Using distance educational methods for training people, experienced high psycho-emotional stress / Volkova O. [et al.] // 14th International Conference on Virtual Learning - Virtual reality. New technologies in education and research. 2010 - Learning Culture and Knowledge Society

- 2030. Models & Methodologies, Technologies, Software solutions. Phase II - Period 2010-2020: e-Skills for the 21st Century (Bucharest, Bucharest University, 25-26 October, 2019). Bucharest: Bucharest University Press, 2019. P. 243-246.

7. Police department personnel stress resilience training: an institutional case study / Weltman G. [et al.] // Global Advances in Health and Medicine. 2014. T. 3, № 2. C. 72-79.

REFERENCES:

1. Malkina-Pykh I.G. Extreme situations. M.: Eksmo, 2005.960 p.

2. On the Police [Electronic resource]: Federal Law of 07.02.2100 No. 3-FL (as amended on 24.02.2021) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (date of access 12.04.2021)/

3. Stolyarenko A.M. Applied legal Psychology: a textbook for universities. M.: UNITI-DANA, 2001. 639 p.

4. Biofeedback-Assisted Resilience Training for Traumatic and Operational Stress: Preliminary Analysis of a Self-Delivered Digital Health Methodology / Kizakevich P.N. [et al.] // JMIR mHealth uHealth. 2019. Vol. 6, No. 7 (9). P. 1259.

5. McCraty R., Atkinson M. Resilience Training Program Reduces Physiological and Psychological Stress in Police Officers // Global Advances in Health and Medicine. 2012. T. 1, No. 5. P. 44-66.

6. Using distance educational methods for training people, experienced high psycho-emotional stress / Volkova O. [et al.] // 14th International Conference on Virtual Learning - Virtual reality. New technologies in education and research. 2010 - Learning Culture and Knowledge Society - 2030. Models & Methodologies, Technologies, Software solutions. Phase II - Period 2010-2020: e-Skills for the 21st Century (Bucharest, Bucharest University, 25-26 October, 2019). Bucharest: Bucharest University Press, 2019. P. 243-246.

7. Police department personnel stress resilience training: an institutional case study / Weltman G. [et al.] // Global Advances in Health and Medicine. 2014.Vol. 3, No. 2. P. 72-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.