Научная статья на тему 'Оценка рыночной эффективности деятельности Сибирского банка на рынке банковских услуг'

Оценка рыночной эффективности деятельности Сибирского банка на рынке банковских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
банки / рынок / услуги / банковский сектор / технологии / потребности клиентов / инновации / экосистема / banks / market / services / banking sector / technologies / customer needs / innovations / ecosystem

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Николаева, Васильева Зоя Андреевна

В настоящей статье представлена оценка рыночной эффективности деятельности Сибирского банка на рынке банковских услуг. Инновационные технологии обслуживания вывели Сбербанк на европейский уровень обслуживания и сервиса. Помимо этого, следует отметить, что Сбербанк реализует новую стратегию — быть «ближе» к людям, стараясь верно и вовремя отслеживать не только существующие на данный момент потребности населения, но и стремиться предугадывать направления этих потребностей. Важной задачей Сбербанка является продажа востребованных продуктов, как в ближайшем, так и далеком будущем, тем самым занимая лидирующее место в банковском секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ольга Николаева, Васильева Зоя Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the market efficiency of the Siberian Bank in the banking services market

This article presents an assessment of the market efficiency of the Siberian Bank in the banking services market. Innovative service technologies have brought Sberbank to the European level of service. In addition, it should be noted that Sberbank is implementing a new strategy — to be «closer» to people, trying to correctly and timely track not only the current needs of the population, but also to try to anticipate the direction of these needs. An important task of Sberbank is to sell popular products, both in the near and far future, thereby occupying a leading position in the banking sector.

Текст научной работы на тему «Оценка рыночной эффективности деятельности Сибирского банка на рынке банковских услуг»

Оценка рыночной эффективности деятельности Сибирского банка на рынке банковских услуг

Ольга Николаева

Магистрант ИУБПЭ СФУ Россия, г. Красноярск E-mail: klepa nikola@mail.ru

Научный руководитель: Васильева Зоя Андреевна

Профессор, доктор экономических наук Кафедра «Экономика и управление бизнес процессами» СФУ

Россия, г. Красноярск

Аннотация: В настоящей статье представлена оценка рыночной эффективности деятельности Сибирского банка на рынке банковских услуг. Инновационные технологии обслуживания вывели Сбербанк на европейский уровень обслуживания и сервиса. Помимо этого, следует отметить, что Сбербанк реализует новую стратегию — быть «ближе» к людям, стараясь верно и вовремя отслеживать не только существующие на данный момент потребности населения, но и стремиться предугадывать направления этих потребностей. Важной задачей Сбербанка является продажа востребованных продуктов, как в ближайшем, так и далеком будущем, тем самым занимая лидирующее место в банковском секторе.

Ключевые слова: банки, рынок, услуги, банковский сектор, технологии, потребности клиентов, инновации, экосистема.

Student О. Nikoiaeva

"Siberian federal University"

city of Krasnoyarsk

Assessment of the market efficiency of the Siberian Bank in the banking services market

Abstract: this article presents an assessment of the market efficiency of the Siberian Bank in the banking services market. Innovative service technologies have brought Sberbank to the European level of service. In addition, it should be noted that Sberbank is implementing a new strategy — to be «closer» to people, trying to correctly and timely track not only the current needs of the population, but also to try to anticipate the direction of these needs. An important task of Sberbank is to sell popular products, both in the near and far future, thereby occupying a leading position in the banking sector.

Keywords: banks, market, services, banking sector, technologies, customer needs, innovations, ecosystem.

ПАО «Сбербанк России» является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в совокупном банковском капитале находится на уровне 26%. По данным журнала «The Banker», Сбербанк занимает 43 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира. Сбербанк занимает лидирующие позиции в России по многим параметрам относительно других банков страны, около половины российского рынка имеют вклады в данном банке, а каждый третий корпоративный и розничный кредит. Основанный в 1841 г. Сбербанк в настоящее время — это современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг.

За последние несколько лет Сбербанк демонстрирует устойчивые показатели доходности. Об этом свидетельствуют показатели чистой прибыли банка, представленные на рисунке 1.

749

332

542

316 348 362

I II Iii

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рисунок 1 —Динамика чистой прибыли ПАО «Сбербанк» за 2011-2018 года, млрд. руб. [4] Рентабельность собственных средств и реальный рост ВВП представлены на рисунке 2.

28.0%

20.S%

14.8%

10.2%

23.1%

2011

2012

i.e%

2011

0.7%

2014

-2.5% 201S

03*

2016

1.6%

2017

2-3%

2013

• Рентабе л ьность собственных средств (ROE)

• Рост ВВП России г/г

Рисунок 2 — Рентабельность собственных средств и реальный рост ВВП, % [4]

Рентабельность собственных средств Сбербанка находится на уровне выше 20% начиная с 2016 года. Также за 2018 год достигнуты основные ключевые показатели эффективности банка. Их прогноз и фактическое выполнение за 2018 год представлены на рисунке 3.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ I Ношение опер, расходов копер, I доводам (GR)

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Чистая процентная маржа (NIM) - средняя Рост чистых комиссионных доходов Стоимость рисна (CoR) Рентабельность капитала (КО£)

БАЛАНС И КАПИТАЛ

Достаточность базового капитала (СЕТ 1} по Базелю Ш для Группы Сбербанка

201S ílpOíHüJ

Ниже 3S%

Выше 5.3% 16-19% Около 130 б.п. Быте 2094

8ыше 11.5%

201В Фая

34.2%

S.WK' + 13.1% 115 l)¡)S 23.1%

Д5Ш55

ш ef

Ef Й

е?

Рисунок 3 — Прогноз и фактическое выполнение показателей деятельности Сбербанка в 2018 году [4]

Лидирующие позиции и высокие показатели результативности деятельности Сбербанка позволяют ему занимать высокие рыночные позиции в сфере банковских услуг. Динамика ключевых показателей доли рынка представлена в таблице 1.

Таблица 1 —Доля рынка Сбербанка в РФ по ключевым показателям деятельности [на основании данных источника [4]

Показатели Даля рынка, %

на 31.12.2018 на 01.10.2019

Активы 30.4 31=5

Кредиты корпоративным клиентам 32.7 31Д

Кредиты физическим лицам 41.4 40.9

Жилищное кредитование 56,3 54Д

Баланс по кредитным картам 43.4 44.1

Средства корпоративных клиентов 23 Д 25 Д

Средства физических лиц 45.1 43.8

Уже по состоянию на 01.10.2019 года рыночная доля активов банка выросла на 1,1% по сравнению сданными за 2018 год.

ПАО «Сбербанк» постоянно осуществляет внедрение новейших передовых банковских продуктов и технологий обслуживания, отвечающих потребностям клиентов.

В 2020 году Сбербанк выделяет три ключевых приоритета стратегии деятельности. Это лучший клиентский опыт и экосистема, технологическое лидерство и люди нового качества в эффективных командах. Операционные показатели по приоритетам стратегии и значения за 2019 год представлены на рисунке 4.

Лучший клиентский опыт и экосистема

Техн ологическое лидерство

Люди нового качества в эффективных командах

Активны« ршничные »опиенты Польюеэгели цкфро&ых к^ нала в

92-8 млн Д^" розничных продаж

в удаленных каналах

65 млн Клиенты МСБ 2.3 млн

^ Более 300 тыс корпоративных клиентов воспользовались

не&анкоескими услугами через Сбербанк ^ Д оля и потеч н ы х к ре дитов, в ы да н н ых ч ерез Д омКл и к достигла 25.4% Развитие платформы электронной коммерции Беру.ру и бета-тестирование трансграничной платформы Ёгтд1у

Масштабн ая грансфор м ация к л ю чевы х ИТ-инициатив Ба н к: д редиздйн производственного процесса ^ Технологическая платформа почти завершена ^ При м ене н ие И И ео внешн их и е нутренни х сер висах ^ Улучшенная аналитика и системы данных

^ Об нов лекн ый соста вправления

* Объединение К1/1Б + Корпоративный бизнес; выделение Сети Продаж

* АдПе-трансформация всех Ьизнес-блоков завершена ^ Аксел ератор для развития культуры инноваций

Рисунок 4 — Направления реализации стратегии 2020 Сбербанка и достигнутые результаты в 2019 году [4]

За 2019 год в Сбербанке 98% решений о выдаче кредитов для физических лиц и 30% решений о кредитовании юридических лиц принимает искусственный интеллект.

В 2019 году улучшен сервис жилищной экосистемы банка — появились новые сервисы: аренда недвижимости, коммерческая недвижимость и не ипотечные сделки. Данные сервис позволяет получать более 5 млрд. руб. годового дохода.

Сбербанк развивает собственную цифровую экосистему в самых различных направлениях деятельности (рисунок 5).

loTlitXHieilH .. ч

Итернет вещей

AyTiopiHMf $юпее-npoueitofc 626

3b*iMJrtJUig

л-«.* (¿.Префениовальные L-i CtpBrtCW

Ibarifgd

ЦЗ Те1иичес*ая поддержи!

J&srtMnt 5егд«

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

швпм^

E-AutO

Логистика

Существующие направления

40 Sbattowi

Облако docdoc

Электронная система зд (имен ранения О ¿раз жизни. Финансовые

типологии Mv*f

Электронная коммерция

Yarnies млчг:

Умугнвзв ^аптир Рекламные

токологии er^pww?

Телеком Идентификация С ViilonUbi

Kn6ei>6e jo л ai с ть

^ Дич/чч Торговая площадка В2В

(tcpwjwcT

Bl.iOwC

Он лай н-рек рутмент

Технология еЬорд данных шумные данные-

В процессе реализации

Рисунок 5 — Направления развития экосистемы Сбербанка [4]

Сбербанк активно сотрудничает с «Яндексом» и имеет совместное предприятие, где компаниям принадлежит по 45% и еще 10% находится в мотивационном фонде менеджмента.

Инновационные разработки нашли свое отражение как в развитии розничного бизнеса Сбербанка, так и в секторе обслуживания физических лиц. Данная тенденция прослеживается в переходе от предложения клиентам единичных банковских услуг и продуктов к формированию единой комплексной модели взаимодействия с клиентами, что позволяет удовлетворить сразу несколько потребностей населения в сфере банковских услуг [3, с.38].

Список литературы

1. Белая, ДА Инновации в банковской сфере / ДА Белая // Студент года 2018. — 2018. — С.61-65

2. Борщ, Л.М., Тюлин, А. Рынок банковских услуг России: основы кредитования /Л.М. Борщ, А. Тюлин

// Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2016. — № 2. — С.82-91

3. Нороян, P.M. Инновационная деятельность ПАО Сбербанк // Инновационная наука. — 2018.

— №3, —С.37-39

4. Официальный сайт ПАО Сбербанк [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sberbank.ru

5. Повольнова, Н. Лидеры банковского рынка. Деловой квартал, 23.04.2019 [Электронный ресурс].

Режим доступа: https://krasnoyarsk. dk.ru/news/reyting-dk-lidery-bankovskogo-rynka-237120644

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.