ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК339.35
Андрющенко Е.П., магистрант
ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Andryushchenko E.P., undergraduate Novgorod State University named after Yaroslav the Wise
Омарова Н.Ю. д.э.н., профессор
зав. кафедрой финансов, денежного обращения и кредита ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Omarova N.Y.
Doctor of Economics, Professor Head. Department of Finance, monetary Novgorod State University named after Yaroslav the Wise
ОЦЕНКА РЫНКА ИЗВЕСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОАО «УГЛОВСКИЙ
ИЗВЕСТКОВЫЙ КОМБИНАТ»
EVALUTION OF THE LIME MARKET AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF UGLOVSKY
LIMY INDUSTRIAL COMPLEX, JSC
Аннотация
В статье представлена оценка рынка извести на основе данных крупнейших предприятий России по производству и продаже извести. Также представлена структура потребления извести России, основные факторы конкуренции предприятия и объёмы производства извести основными российскими производителями.
Ключевые слова
регион, рынок, факторы конкуренции
Annotation.
The article presents a market assessment of lime-baseddata of the largest enterprises of Russia on manufacture and sale of lime. Also the structure of lime consumption Russia, main competition factors of the company and volumes of lime production by major Russian producers.
Keywords region, market, competition factors
Известь является одним из наиболее распространенных и разносторонне используемых химических продуктов, производимых и потребляемых по всему миру.
Гашёная и негашеная известь использовалась во многих цивилизациях в течение более чем 3000 лет. Это объясняется доступностью сырья, простотой технологии и ценными свойствами извести.
Если ранее известь в основном применялась в качестве строительного материала, то в наше время ее использование приобрело существенно более широкий характер. Наиболее крупными потребителями данной продукции являются предприятия черной металлургии (известь используется в качестве флюсующего агента), строительная индустрия (в качестве вяжущего), целлюлозно-бумажная промышленность,
НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №3/2016 ISSN 2411-717Х
химическая промышленность, сельское хозяйство, сахарная промышленность. Также в значительных объемах известь используется для охраны окружающей среды (нейтрализация сточных вод и дымовых газов).
Общемировое производство извести, включая небольших производителей в развивающихся странах, а также производителей извести для собственных нужд (таких как металлургические заводы и целлюлозно-бумажные комбинаты), оценивается в 300 млн. тонн в год. Из них на рынок поступает около 120 млн. тонн в год. По объёму производства извести Россия занимает одно из лидирующих мест, ежегодно выпуская 9-12 млн. тонн этой продукции[1].
Особенностью рынка извести в России в настоящее время является то, что свыше 80% от общего объёма производства приходится на долю технологической и строительной извести, которая практически в полном объёме используется её производителями для собственных нужд [3].
Ещё одной особенностью рынка извести в России является то, что практически в каждом регионе страны имеются предприятия, производящие и продающую данную продукцию. Структура потребления извести России в 2012-2013 гг. представлена на рисунке 1 [4].
Рисунок 1 - Структура потребления извести России в 2012-2013 гг.
Большинство же крупных производителей извести практически в полном объёме используют произведенный продукт для собственного потребления (химические и металлургические комбинаты) [2]. Среди предприятий, поставляющих на рынок товарную известь, к крупным (с объёмом производства свыше 100 тыс. т в год) можно отнести только шесть заводов:
- ОАО «Угловский известковый комбинат» (Новгородская обл.);
- ЗАО «Клинцовский силикатный завод» (Брянская обл.);
- ЗАО «Елецизвесть» (Липецкая обл.);
- ООО «Придонхимстрой Известь» (Воронежская обл.)
- ОАО «Солигаличский известковый комбинат» (Костромская обл.);
- ЗАО «Копанищенский комбинат стройматериалов» (Воронежская обл.).
Объёмы производства извести десяти основными российскими производителями в 2014 гг. представлены на рисунке 2.
Доли рынка крупных предприятий по производству извести
в России, 2014 г ■ ОАО «Новолипецкий
металлургический комбинат» ОАО «Сода»
ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»
□ ОАО «Северсталь»
■ ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат»
■ ООО «МечелМатериалы»
ОАО «Березниковский содовый завод»
□ ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат ОАО "Угловский известковый комбинат"
ОАО «Солигаличский известковый комбинат»
Рисунок 2 - Объёмы производства извести десяти основными российскими производителями
Одним из ведущих и старейших предприятий России (с 1879 г.) по производству и продаже извести является ОАО «Угловский известковый комбинат». Предприятие поставляет своё сырьё строительным фирмам, компаниям-перекупщикам, отдельным потребителям, обеспечивая их строительными материалами [6]. ОАО «Угловский известковый комбинат» является членом ряда некоммерческих организаций, таких как:
- региональная организация работодателей «Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Новгородской области»;
- «Некоммерческое партнерство производителей извести;
- ассоциация товаропроизводителей «Новгород».
В ОАО «Угловский известковый комбинат» работа ведётся в три смены, что связано с применением непрерывных технологий.
Известняк - основное сырьё для производства извести в ОАО «Угловский известковый комбинат». Он делится на пять основных классов: класс А, класс Б, класс В и Г, класс Д и Е, класс Ж. Предприятие использует только один класс - класс А (рисунок 3).
Рисунок 3 - Виды известника в зависимости от содержания оксида магния (MgO)
Предприятия закупают разное количество продукции от ОАО «Угловский известковый комбинат» (рисунок 4).
5 ■ Крупные
37 покупатели Более
1 10
42 42 Средние
покупатели 1-9,9
■Мелкие
покупатели Меннее
1
Рисунок 4 - Сегментирование покупателей ОАО «Угловский известковый комбинат»
В своем исследовании, по методике В.А. Шаповалова, мы оценили значимость различных факторов конкуренции по силе их влияния на рынок товара, проведли анализ конкуренции на рынке извести и сделали определенные выводы относительно позиции ОАО «Угловский известковый комбинат». Основные факторы конкуренции ОАО «Угловский известковый комбинат» представлены в таблице 2 [7].
Таблица 2
Основные факторы конкуренции ОАО «Угловский известковый комбинат»
Факторы конкуренции Признаки действия факторов на рынке
Ситуация в отрасли
Количество и размер фирм, конкурирующих на рынке На рынке работают группа разных по размеру и силе фирм и имеются фирмы, значительно превосходящие предприятие, среди основных конкурентов ОАО «Угловский известковый комбинат» можно выделить 32 основных, специализирующихся на выпуске извести
Изменение и платёжеспособность спроса Платёжеспособный спрос увеличивается, перспектива спроса благоприятна, в связи с развитием промышленности и постройкой автомагистрали «Москва-Хельсинки»
Степень однородности, стандартизации, дифференциации товаров, предлагаемых конкурентами Продукция конкурентов принципиально не отличается от продукции ОАО «Угловский известковый комбинат», она может быть взаимозаменяемой
Стандартность или различие сервиса по товарам Набор услуг конкурентов практически идентичен, но ОАО «Угловский известковый комбинат» может предоставить доставку продукции как автомобильным, так и железнодорожным транспортом, что могут позволить не все предприятия
Затраты покупателя на переключение с одного производителя на другого Затраты покупателя на переключение с одного производителя на другого невелика, поэтому вероятность перехода покупателей к конкурентам велики, тем более за много лет на предприятие наработало постоянную базу клиентов, которым нравится качество продукции и возможные услуги, которые может предоставить ОАО «Угловский известковый комбинат»
Барьеры (затруднения) ухода с рынка Барьеры (затруднения) ухода с рынка велики, возможности роста спроса
Барьеры (затруднения) проникновения на рынок Существуют барьеры для проникновения конкурентов на данный рынок
Ситуация на смежных рынках Высокая степень конкуренции на смежных рынках: по производству силикатного кирпича, строительных материалов, целюложно-бумажной промышленности, лесного хозяйства и т.д.
Привлекательность рынка товаров Прогнозы рынка извести положительные, наблюдается растущий спрос на продукцию, большие потенциальные возможности
Влияние потенциальных конкурентов
Трудности входа на данный рынок Для входа на рынок производства извести необходим большой стартовый капитал, т.к. оборудование очень дорогое, кроме того все основые и крупные месторождения карбоновых пород уже или исследуется или разработаны. Ещё одной трудностью для входа на рынок являетс наличие ожесточённой конкуренции среди производителей извести
Доступ к каналам сбыта На рынке отрасли большое количество торговых посредников, но не все предприятия их используют, а напрямую продают покупателям, снижая при этом затраты и повышая цену на продукцию
Отраслевые преимущества В ОАО «Угловский известковый комбинат» основными конкурентными преимуществами являются географическое положение, приближенное Центральному федеральному округу и основным месторождениям известняка и наличие железнодорожной ветки
Влияние поставщиков Предприятие не имеет поставщиков продукции, а само из сырья занимается переработкой и продажей продукции
Предприятий по производству извести в России достаточно много, поэтому новому предприятию очень сложно найти свою рыночную нишу. Для открытия нового предприятия также требуется стартовый капитал для покупки дорогого оборудования и новый улучшенный сервис, чтобы переманить покупателей, которые в большинстве случаев на предприятии являются постоянными. Поэтому можно сделать вывод, что угроза появления новых конкурентов невелика [5].
Товаров-заменителей у предприятия нет, но если изменится структура производства или сырьевая база у покупателей, то возможно известковая продукция потеряет спрос на рынке. Например, силикатный кирпич состоит из извести, песка и воды, известь им продаёт ОАО «Угловский известковый комбинат», а если заменить силикатный кирпич на другой вид (керамический, огнеупорный), то потребности в извести уже не возникнет. Поэтому угроза замены известковой продукции очень значительна, так как потребители могут перейти на новые товары.
Поставщиков у предприятия нет, т.к. ОАО «Угловский известковый комбинат» имеет собственную сырьевую базу, которую он и разрабатывает на протяжении многих лет. Рычаги воздействия покупателей на производителей известковой продукции не высокие, т.к рынок, на котором работают предприятия известковой продукции является рынком производителя и конкуренция со стороны покупателя мала.
Предприятия устанавливают цены на продукцию самостоятельно без давления со стороны покупателей. Большинство потребителей преданы своему уже сделанному выбору в пользу предприятия. Последним фактором является уровень конкуренции, который является обширным и обострённым среди производителей извести. ОАО «Угловский известковый комбинат» имеет основных 32 предприятия-конкурента в России. Конкурентная позиция ОАО «Угловский известковый комбинат» является неизменной, поэтому предприятие активно защищают свою долю или свой сегмент рынка. Список использованной литературы
1 Омаров М.М., Журавская У.С. Оценка состояния и перспективы развития предпринимательства в Новгородской области // Известия Международной академии аграрного образования. - 2015. - № 21. - С. 185189.
2 Омарова Н. Ю., Сугаипов М. Ю. Основные этапы и структура адаптивного управления потребительским рынком // Российское предпринимательство, 2007. - №5. - С. 83-87
3 Обзор рынка извести в России. - М.: ИнфоМайн, 2012. - 160 с.
4 Смекалов П. В., Омаров М. М., Омарова Н. Ю. Оценка эффективности реализации конкурентных стратегий и тактических мероприятий инновационного характера на рынке // Научные труды Вольного экономического общества России. 2014. - Т. 187-02. - С. 131-138
5 Управление маркетингом: Учебник/ Под ред. А.В. Короткова, И.М. Синяевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 463 с.
6 Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. -
НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №3/2016 ISSN 2411-717Х
М.: ИНФРА-М, 2000. - 669 с.
7 Шаповалов В.А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 345 с.
©Андрющенко Е.П., Омарова Н.Ю., 2016
Ермолаева Галина Сергеевна
ассистент кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева
г. Кемерово, РФ E-mail: galina_ermolaeva@mail.ru
К ВОПРОСУ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАБОТНИКОВ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
В статье определены условия труда работников организаций угольной промышленности как вредные. Проведен сравнительный анализ отдельных трудовых показателей: численности и движения персонала, уровня заработной платы, а также уровня пенсионного обеспечения. Рассмотрены особенности дополнительного пенсионного обеспечения работников угольной промышленности как способа уравнивания их пенсионных прав по отношению к другим категориям пенсионеров. Дана оценка эффективности его применения.
Ключевые слова
доплата к пенсии, дополнительное пенсионное обеспечение, заработная плата, пенсионер, пенсия, угольная
промышленность
Необходимость добычи полезных ископаемых для обеспечения работы других отраслей неоспорима, в организациях угольной промышленности занято большое количество экономически активного населения.
Условия труда работников организаций угольной промышленности являются тяжелыми, часто связаны с повышенным риском травматизма, получения профессиональных заболеваний. К моменту достижения пенсионного возраста большинство работников угольной промышленности имеет неизлечимые заболевания внутренних органов, полученных в результате работы в условиях постоянного присутствия угольной пыли.
Для компенсации потерянного здоровья, восстановления социальной справедливости и уравнивания их в пенсионных правах с другими категориями граждан, существует дополнительное пенсионное обеспечение работников угольных предприятий.
Так, в Кемеровской области в 2014 году в угольной промышленности было занято около 10 % всего занятого населения в области (115,6 тыс. чел.). Что касается движения персонала, то прием в 2013 году составил 31,8 тыс. чел., выбытие - 39,4 тыс. чел. За 2014 год значение аналогичных показателей - 24,8 тыс. чел. и 32,5 тыс. чел. соответственно. В течение 2014 года в угольной промышленности наблюдалось сокращение рабочего времени. Неполный рабочий день зафиксирован у 507 работников в 2014 году.
В таблице 1 представлены данные о численности занятых в экономике Кемеровской области всего, а также о численности занятых в угольной и других отраслях. Представленные данные относятся к тем видам деятельности, где численность занятых превышает 100 тыс. чел.