Научная статья на тему 'Оценка родителями организации и качества оказания медицинской помощи в Омском Центре восстановительного лечения и реабилитации'

Оценка родителями организации и качества оказания медицинской помощи в Омском Центре восстановительного лечения и реабилитации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
448
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕТСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / КАЧЕСТВО И ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / SURVEY / MEDICAL REHABILITATION / CHILD POPULATION / THE QUALITY AND AVAILABILITY OF MEDICAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федорова Галина Васильевна, Шрейдер Татьяна Фалентиновна

В работе представлены результаты анкетирования родителей детей первого года жизни с нарушением двигательной сферы, получавших медицинскую помощь в Центре восстановительной медицины и реабилитации г. Омска. Анализ проведенного социологического опроса показал, что организацию и хорошее качество медицинской помощи в Центре родители оценивают достаточно высоко. Выявленные в ходе анкетирования проблемы ставят перспективные задачи по совершенствованию медицинской реабилитации детей в возрасте до года на территории Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федорова Галина Васильевна, Шрейдер Татьяна Фалентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parents assessment for medical care organization and quality in Omsk medical rehabilitation centre

The paper represents parents questionnaire data based on the results of medical care for under one year old children with motor sphere violation received in BIHOR CRMR. Sociological analysis of parents survey results have long-term tasks on improvement of medical rehabilitation for under one year children praised the organization and proved good quality of medical care in Omsk Medical Rehabilitation Centre. The identified problems have long-term tasks on improvement of medical rehabilitation for under one year old children in Omsk Region.

Текст научной работы на тему «Оценка родителями организации и качества оказания медицинской помощи в Омском Центре восстановительного лечения и реабилитации»

6. Сравнение различных способов некрэктомии в эксперименте / В. Ф. Зубрицкий [и др.] // Инфекции в хирургии. —

2010. - № 4. - С. 76-80.

7. Гостищев, В. К. Некрэктомия: ее возможности и место в гнойной хирургии : 80 лекций по хирургии ; под ред. В. С. Савельева. - М. : Литтерра, 2008. - С. 736-743.

8. Савельев, В. С. Клиническая хирургия : национальное руководство. В 3 т. Т. 1 / под ред. В. С. Савельева, А. И. Кириенко. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 864 с.

9. Светухин, А. М. Гнойная хирургия: современное состояние проблемы / А. М. Светухин, Ю. А. Амирасланов // 80 лекций по хирургии ; под ред. В. С. Савельева. - Москва, 2008. - С. 724-735.

10. Колсанов, А. В. Новое в лечении ран и раневой инфекции кожи и мягких тканей / А. В. Колсанов, А. В. Толстов, А. С. Воронин // Вестник новых медицинских технологий. -

2011. - Т. XVIII, № 4. - С. 65-66.

11. Кузин, М. И. Раны и раневая инфекция : рук. для врачей / М. И. Кузин, Б. М. Костюченок. - 2-е изд., перераб. и доп. -М. : Медицина, 2006. - 361 с.

ФИЛИППОВ Сергей Иванович, доктор медицинских наук, профессор (Россия), профессор кафедры госпитальной хирургии.

БАРХАТОВ Сергей Иванович, ассистент, аспирант кафедры госпитальной хирургии. ДЕГОВЦОВ Евгений Николаевич, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой госпитальной хирургии.

НИЗОВОЙ Константин Александрович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной хирургии.

Адрес для переписки: Barsiv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.04.2014 г. © С. И. Филиппов, С. И. Бархатов, Е. Н. Деговцов, К. А. Низовой

УДК 614.2+616-082-053.36(571.13) р. В. ФЕДОРОВА

Т. Ф. ШРЕЙДЕР

Омская государственная медицинская академия

ОЦЕНКА РОДИТЕЛЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ И КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ОМСКОМ ЦЕНТРЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ_

В работе представлены результаты анкетирования родителей детей первого года жизни с нарушением двигательной сферы, получавших медицинскую помощь в Центре восстановительной медицины и реабилитации г. Омска. Анализ проведенного социологического опроса показал, что организацию и хорошее качество медицинской помощи в Центре родители оценивают достаточно высоко. Выявленные в ходе анкетирования проблемы ставят перспективные задачи по совершенствованию медицинской реабилитации детей в возрасте до года на территории Омской области. Ключевые слова: анкетирование, медицинская реабилитация, детское население, качество и доступность медицинской помощи.

Улучшение качества оказания медицинской помощи сегодня имеет большое значение для национальных систем здравоохранения. Это обусловлено следующими факторами: проведением исследований, выявивших низкое качество медицинской помощи, повышением ожидания пациентов, а также появлением в средствах массовой информации публикаций, посвященных вопросам качества больничной помощи.

Применительно к здравоохранению понятие «качество медицинской помощи» определяется как результат деятельности, направленной на создание таких условий медицинской помощи населению, которые позволяют выполнить заявленные государством (медицинской организацией) гарантии в соот-

ветствии с установленными критериями и показателями качества с учетом удовлетворенности населения в полученной медицинской помощи [1].

Социологические методы анализа существенно расширяют и дополняют имеющуюся информацию о предоставляемой в медицинской организации помощи, которые обычно формируются на основе традиционно используемых статистических и экспертных методах анализа качества оказываемой медицинской помощи. Несмотря на трудность оценки удовлетворенности населения медицинской помощью, в настоящее время ориентация на пациента рассматривается как одно из ключевых положений концепции непрерывного улучшения и обеспечения качества [2, 3].

Особую актуальность в последние десятилетия приобрела проблема повышения качества жизни детей первого года с нарушением двигательной сферы, а именно с перинатальной патологией нервной системы. По данным ведущих отечественных неврологов, эти поражения обусловливают основные причины детской инвалидности. Кроме того, у детей с нетяжелыми формами в последующие годы нередко отмечаются проявления минимальных церебральных дисфункций, существенно затрудняющих их обучение и образование. В связи с этим проблемы медицинской реабилитации детей до года с точки зрения ее качества привлекают пристальное внимание врачей различных специальностей [4].

В бюджетном учреждении здравоохранения Омской области «Центр восстановительной медицины и реабилитации» высококвалифицированные специалисты занимаются лечением именно таких детей в условиях дневного стационара (мощность 32 койки). При участии Омской государственной медицинской академии на базе Центра проводится исследование в рамках кандидатской диссертации (в плане научно-исследовательской работы академии) по совершенствованию медицинской реабилитации детей в возрасте до года на территории Омской области.

Цель исследования — оценка родителями организации и качества оказания медицинской помощи в омском Центре восстановительного лечения и реабилитации.

Материал и методы исследования. Был проведен социологический опрос родителей (п = 360) детей до года, получавших лечение в Центре восстановительного лечения и реабилитации. При составлении анкеты, куда вошли 18 вопросов, были использованы методические рекомендации «Проведение социологических исследований в здравоохранении» (под ред. М. С. Бедного, 1986). Анкета включала как открытые, так и закрытые вопросы. Закрытые вопросы предлагали определенные варианты ответов, из которых респондент выбирал подходящий ему один или несколько.

Исследование проводилось в период посещения детьми реабилитационного центра и прохождения ими курса восстановительного лечения (ручной массаж, лечебная гимнастика и физиотерапевтические процедуры).

Родителям предлагалось ответить на вопросы, касающиеся, в частности, доступности и качества оказания медицинской помощи, удовлетворенности ее результатами, информированности о медицинских услугах.

Полученные материалы анализировали с помощью применения нескольких традиционных методов

статистики, в том числе коэффициента соответствия •2 (хи-квадрат).

Результаты и их обсуждение. Оценка качества организации работы и медицинского обеспечения в Центре была проведена в зависимости от достаточности объема информации, разъяснений и рекомендаций, дававшимися его сотрудниками • 2 = 12,0622; • <0,0024). Кроме того, на оценку качества оказали влияние другие факторы: время назначения процедур с учетом пожеланий родителей и режима дня ребенка (• 2 = 8,65854; • <0,0132), полученный эффект от проведенного курса лечения (с2= 13,7606; • <0,0010) и степень отличия организации медицинской помощи в Центре от других медицинских учреждений (• 2= 12,41800; • <0,0145).

Анализ анкет показал, что качество организации и медицинского обеспечения в Центре большинством респондентов было оценено положительно со значительной степенью достоверности (табл. 1).

Одним из основных был вопрос об удовлетворенности медицинской помощью и ее доступностью в Центре (табл. 2). Примечательно, что была получена высокая степень вероятности влияния этих факторов (• 2 = 22,9121; • <0,000011). Так, из 360 родителей на «хорошо» и «отлично» оценили организацию и лечение в Центре восстановительной медицины и реабилитации более 82 %, а на «удовлетворительно» — 17,39 %.

Качеством медицинского обслуживания в Центре удовлетворены 93,6 % (т±1,3 %; р<0,01) населения. Удовлетворенность жителей Омской области (95,45 %; т±1,1; р<0,01) выше, чем в г. Омске (93,5 %; т±1,3; р<0,01). Коэффициент соответствия, используемый при проведении анализа социологического опроса, выявил, что достоверно влияющими на удовлетворенность качеством оказания и доступностью медицинской помощи были следующие обстоятельства:

— сравнение с другими медицинскими организациями по качеству оказания медицинской помощи (• 2= 11,8093; • <0,0188);

— положительный эффект, полученный от лечения в Центре (• 2 = 7,9867; • <0,0047);

— удобное время для прохождения процедур (• 2 = 4,1494; • <0,0416);

— полнота объема информирования, разъяснений, рекомендаций и назначений, данных специалистами Центра (• 2 = 8,9730; • <0,0027).

Анкетирование показало, что, в отличие от других медицинских организаций, качество оказания медицинских услуг в Центре значительно выше. В частности, в 66,9 % (т±2,5 %; р<0,01) случаев опрошенные отметили, что медицинское обслуживание в исследуемом центре лучше, чем в других медицинских

Таблица 1

Оценка качества медицинского обслуживания в зависимости от эффекта лечения, пройденного в Центре восстановительной медицины и реабилитации

Как Вы оцениваете качество медицинского обслуживания? Отмечаете ли Вы положительный эффект после пройденного курса лечения в Центре?

- да нет/не знаю Всего

Хорошее абс. 103 24 127

% % 32,49 55,81 88,3

Отличное абс. 207 16 223

% % 65,3 37,21 102,5

Удовлетворительное абс. 7 3 10

% % 2,21 6,98 9,19

Итого - 317 43 360

Таблица 2

Оценка качества медицинского обслуживания в Центре восстановительной медицины и реабилитации в зависимости от удовлетворенности респондентов качеством и доступностью медицинской помощи

Как Вы оцениваете качество медицинского обслуживания ? Удовлетворены ли Вы качеством и доступностью медицинской помощи в Центре?

- да нет Всего

Хорошее абс. 116 11 127

% % 34,42 47,83 82,25

Отличное абс. 215 8 223

% % 63,8 34,78 98,58

Удовлетворительное абс. 6 4 10

% % 1,78 17,39 19,17

Итого 337 23 360

учреждениях. На мнение респондентов оказали влияние следующие вопросы анкеты:

1. Насколько часто Вы проходили лечение в Центре (• 2= 15,1354; • <0,0192)?

2. Насколько достаточным был объем информации, разъяснений, рекомендаций и назначений, данных специалистами Центра (• 2=11,1605; • <0,0037) ?

3. От кого Вы узнавали информацию о возможности прохождения лечения в Центре (• 2= 13,5162; • <0,0090)?

4. Проходили ли Вы лечение в медицинских организациях подобного типа (• 2= 10,1730; • <0,0061)?

5. Устраивает ли Вас работа психологов Центра (• 2= 10,7742; • <0,0292)?

Таким образом, по сравнению с другими медицинскими учреждениями, организация и качество оказания медицинской помощи в Центре восстановительной медицины и реабилитации, по мнению респондентов, находятся на более высоком уровне.

Имеют определенное значение в оценке деятельности Центра ответы родителей на вопросы анкеты об эффективности пройденного курса лечения. Так, из 360 респондентов его положительный эффект отметили 88,1 % (т±1,7 %; р<0,01). Рассмотрим зависимость ответов на поставленный вопрос:

1. Какова оценка уровня медицинского обслуживания в Центре по сравнению с другими профильными организациями (• 2= 11,4377; • <0,0328)?

2. Насколько устраивает работа психологов (• 2 = 6,6230; • <0,0364)?

3. Насколько достаточным был объем информации, разъяснений, рекомендаций и назначений, данных специалистами Центра (• 2 = 8,7426; • <0,0031)?

Наряду с высокой оценкой деятельности Центра родители отметили и ряд недочетов. В частности, в 39,4 % (т±2,6 %; р<0,14) случаев недовольство вызывает очередность на получение медицинской помощи по программе госгарантий. По данным медицинской документации Центра восстановительной медицины и реабилитации (проанализировано 500 унифицированных карт), в 67,8 % (т±2,1 %; р<0,01) случаев очередь на госпитализацию в дневной стационар реабилитационного центра составила более трех месяцев.

Необходимость улучшения условий для ожидающих лечение детей и их родителей отметили 23,9 % (т±2,2 %; р<0,3) респондентов. По их мнению, оформление игровых комнат для детей, организация питания и зон для времяпровождения родителей позволят поднять на более высокий уровень сервисную составляющую в организации медицинской помощи. Более 21,7 % (т±2,2 %; р<0,96) родителей

настаивают на увеличении продолжительности курса лечения в Центре.

Таким образом, социологический опрос, проведенный с целью оценки организации и качества оказываемой медицинской помощи детям до года с нарушением двигательной сферы в Центре восстановительной медицины и реабилитации, показал значительную степень удовлетворенности родителей и хорошее качество оказания медицинской помощи с положительным эффектом от лечения.

В то же время проблемным остается обеспечение доступности медицинской помощи: длительность ожидания пациентами лечения, улучшение условий для ожидающих лечение детей и их родителей.

Выводы.

1. Организация и качество оказания медицинской помощи детям до года с нарушением двигательной сферы в Центре восстановительной медицины и реабилитации находятся на высоком уровне.

2. Необходимо дальнейшее изучение проблемы обеспечения доступности медицинской помощи в рамках программы госгарантий (снижение длительности ожидания пациентами лечения) и улучшение сервисной составляющей для ожидающих лечение детей и их родителей.

Библиографический список

1. Цыганова, О. А. Предикторы удовлетворенности пациентов качеством стационарной медицинской помощи / О. А. Цыганова, Т. Г. Светличная // Вестник Российской академии медицинских наук. - 2011. - № 3. - С. 19-23.

2. Лившиц, С. А. Некоторые механизмы повышения эффективности функционирования лечебного учреждения в современных условиях / С. А. Лившиц // Экономика здравоохранения. - 2004. - № 2. - С. 23-26.

3. Савашинский, С. И. Эффективность деятельности лечебно-профилактических учреждений (методические подходы) / С. И. Савашинский // Экономика здравоохранения. - 2003. -№ 7. - С. 5-9.

4. Лечение и реабилитация перинатальных поражений нервной системы у детей первых месяцев жизни / Е. П. Бомбанди-рова [и др.] // Лечащий врач. - 2005. - № 2. - С. 67-69.

ФЕДОРОВА Галина Васильевна, доктор медицинских наук, профессор (Россия), профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения. ШРЕЙДЕР Татьяна Фалентиновна, аспирантка кафедры общественного здоровья и здравоохранения. Адрес для переписки: tshrejder@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.04.2014 г. © Г. В. Федорова, Т. Ф. Шрейдер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.