ОЦЕНКА РИСКОВ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КОНФЛИКТА В ЮЖНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ
Д.В. Пивоваров
Кафедра востоковедения Московский государственный институт международных отношений Проспект Вернадского, 76, Москва, Россия, 119454
Статья посвящена вопросам региональной безопасности в Юго-Восточной Азии. Автор рассматривает проблематику международных отношений, которая непосредственным образом относится к внешней политике и формированию внешнеполитической стратегии. Подход, предлагаемый автором в данной статье, по оценке рисков как основы внешнеполитического планирования и анализа международных конфликтов и проблемных областей, впервые применяется в политологии как перспективная исследовательская методика.
Ключевые слова: внешняя политика; международные конфликты; внешнеполитический риск; стратегия внешней политики; анализ рисков; Юго-Восточная Азия; Южно-Китайское море.
Анализ конфликтов — достаточно сложная и многомерная задача. Историческое описание последовательности тех или иных событий позволяет исследователю выйти на определенные закономерности и особенности рассматриваемой конфликтной проблематики и на основании этого сделать определенные выводы о состоянии дел в данных областях.
Подход, предлагаемый автором, основывается на представлении о конфликте как о динамичном процессе, где основным моментом при принятии политических решений и построении внешнеполитического курса во внешней политике является анализ вызовов и угроз безопасности.
Вызовы и угрозы безопасности представляют собой определенную систему рисков в области безопасности, где попытка выступить с определенным прогнозом развития конфликтной ситуации наталкивается на целый ряд сложно предсказуемых обстоятельств, а выделение и анализ рисков помогают лучше представить угрозы по отношению к каждому конкретному субъекту международной политики и оценить перспективы той или иной внешнеполитической стратегии.
По мнению автора, анализ рисков представляет изучаемую конфликтную ситуацию таким образом, что любая политика государства в отношении конфликтов строится в принципиально агрессивной среде и всегда находится под влиянием различных факторов и игроков. Существование агрессивной среды, таким образом, ставит государство перед необходимостью правильно и всесторонне взвесить как риски, так и свои возможности.
Риск как явление можно представить и как событие, и как возможность, и как деятельность.
Риск как событие (или группа родственных случайных событий) наносит ущерб объекту, обладающему данным риском [8. С. 11; 4; 11]. Риск как отдельное событие обладает двумя наиболее важными, с точки зрения внешней политики, свойствами — неопределенностью и необходимостью выбора альтернатив.
С другой стороны, риск — это возможность наступления из множества вариантов исходов, которые могут произойти в течение определенного периода времени, события, нежелательного определенному субъекту [7. С. 22]. Причины неопределенности и одновременно источники риска заключаются в различных случайностях, наличии противоборствующих тенденций, столкновении противоречивых интересов, вероятностном характере угроз международной безопасности, неполноте, недостаточности информации об объекте, процессе, явлении, по отношению к которому принимается решение.
Вместе с тем риск можно определить и как деятельность, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели [2. С. 7].
На взгляд автора, риск в различных его проявлениях выдвигает на передний план процесс и тактику по его управлению. Основная задача управления рисками сводится к обеспечению правомерности и допустимости риска при принятии конкретных рисковых решений, разрабатываемых применительно к определенным внешнеполитическим ситуациям. Управление риском, таким образом, можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий [2. С. 29]. Иными словами, управление рисками представляет систему оценки риска и политических отношений, возникающих в процессе этого управления, и включает стратегию и тактику управленческих действий [6. С. 288]. Именно эта связка рисков со стратегией и принятием политических решений, по мнению автора, является причиной того внимания, которое уделяется проблематике анализа рисков в данной статье.
Для того чтобы выстроить эффективную систему оценки рисков, необходимо определить проблемные области, а в их рамках — набор имеющихся вызовов и угроз безопасности.
Хорошим примером такой проблемной ситуации может служить конфликт в Южно-Китайском море. Данный пример выбран потому, что он представляет как потенциальную, так и вполне реальную внешнюю угрозу для всех государств бассейна Южно-Китайского моря. Конфликт объединяет такие страны, как КНР, Вьетнам, Филиппины, Малайзию, Бруней и Тайвань в особую, региональную систему взаимоотношений. Таким образом, конфликт, хотя и достаточно локальный, может потенциально угрожать дестабилизации отношений в перспективном для внешнеполитических и внешнеэкономических интересов России регионе.
Построение модели управления рисками по проблематике конфликта в Южно-Китайском море сталкивается с решением нескольких важных вопросов: необходимо определить каждый риск в отдельности, вероятность его возникновения и последующего его влияния, а также меры по его управлению.
Если управление рисками включает действия, связанные с планированием, мониторингом и контролем, то вопрос работы с ними — это во многом выработ-
ка модели, позволяющей наиболее адекватно оценить проблему, стоящую перед принятием политического решения, и использовать различные тактические приемы, направленные на снижение рисков, такие как оптимизация (распределение рисков по различным направлениям с последующим снижением их влияния), перенос по времени (отсрочки времени возникновения рисков), принятие на себя рисков (непосредственная работа в случае возникновения рисков) и меры по предупреждению (противодействие возникновению риска) [5; 11].
В интересах построения актуальной рабочей модели анализа рисков целесообразно при определении каждого конкретного риска ограничиваться выделением только самых серьезных по своим последствиям. Это позволяет значительно сузить набор рисков и сосредоточиться, таким образом, только на самых важных. Классификация рисков способствует их лучшему пониманию и позволяет эффективным образом провести их анализ. Из множеств классификаций наиболее ориентированной на проблематику конфликта, самой простой и логичной автор считает разделение рисков на внешние и внутренние, которые, в свою очередь, можно подразделить на стратегические, операционные и потенциальные [9. С. 99—100].
К внешним рискам можно отнести воздействие иных региональных конфликтов, могущих оказывать влияние на эскалацию напряженности в Южно-Китайское море. Внутренние риски связаны, прежде всего, с поведением стран — участниц конфликта и изменениями в их политике. Такие изменения проявляются в невыполнении взаимных обязательств по сохранению стабильности и агрессивных действиях в районе конфликта.
Стратегические риски препятствуют достижению долгосрочных целей государств, как правило, связаны с кардинальными изменениями международной обстановки, для многих государств это могут быть просто факторы непродолжительной силы (военные действия, распад государств, влияние глобальных кризисов).
Операционные риски связаны с текущей или планируемой на ближайшее время деятельностью государства на международной арене. К таким рискам можно отнести экологические, террористической атаки, социально-экологические трудности, политические изменения в руководстве страны (хотя этот момент может иметь и стратегические последствия).
Под категорию потенциальных рисков попадают различные проявления нелегальной деятельности организационно-преступных группировок, экономические махинации, которые могут нанести крупный ущерб экономике, или подобные действия, которые могут привести к международному скандалу (например, шпионские скандалы).
На самом деле классифицировать риски можно любым другим способом (например, по областям деятельности или по государственной ведомственной структуре). Главное, чтобы все понимали, о каких именно рисках идет речь.
Для того чтобы избежать стремления к перечислению всех возможных рисков, более эффективным выглядит представление рисков как взаимодействующих элементов, характер последствий и вероятность которых зависит от конкретных складывающихся обстоятельств.
Отдельно следует выделить вероятность возникновения военных столкновений между участниками конфликта как достаточно гипотетическую, но важную с точки зрения своих последствий.
Что касается мер по управлению рисками, то они представляют собой в определенном смысле тактические приемы по управлению рисками, где каждый такой прием связан с возможным сценарием развития событий.
Наиболее удобный способ представить описание рисков и меры по их управлению — это сгруппировать исходные данные в следующем виде:
Риски в области региональной безопасности
Внешние риски Обострение конфликтных тенденций в районе островов Южно-Китайского моря, Тайваня, пограничных конфликтов Угроза международного терроризма и организационной преступности Появление глобальных и региональных экономических кризисов Применение политических и экономических санкций в адрес одного из участников конфликта Ухудшение международной торговой конъюнктуры для одной из стран конфликта Прочие риски (экологические, техногенные, миграционные,распространение заболеваний и пр.) Внутренние риски Действия политической оппозиции, подрывающие политическую стабильность в одной из стран конфликта Появление негативного отношения к действиям находящимся у власти политических сил со стороны общества, потеря доверия населения к политической власти Ухудшение состояния национальной экономики (рост инфляции, снижение темпов роста ВВП и др.) Появление социальных проблем (безработица, снижение доходов граждан и др.) Прочие риски (экологические, техногенные, миграционные,распространение заболеваний и пр.)
Из этого можно вывести следующее. Меры по управлению рисками в области безопасности
Управление внешними рисками Привлечение помощи посредников и третьей стороны Использование потенциала превентивной дипломатии Принятие взаимных добровольных обязательств (т.н. кодекс поведения) Обсуждение на международных форумах, в рамках международных организаций, в том числе ООН, АСЕАН, АТЭС и др. Проведение информационных кампаний в СМИ, направленных против эскалации конфликта Управление внутренними рисками Использование потенциала превентивных политических действий Принятие антикризисных экономических мер Привлечение помощи НПО и дружественных стран Проведение информационных кампаний в СМИ, направленных против различных проявлений напряженности
Меры по управлению рисками показывают, что в ответ на разносторонность рисков в области безопасности возникает необходимость выработки комплексного и последовательного подхода. С другой стороны, слабая прогнозируемость возникновения и тяжести последствий рисков ведет к применению мер превентивного характера, направленных на предупреждение и недопущение проявлений негативных форм угроз и вызовов безопасности. Кроме того, вышеприведенные меры демонстрируют эффективность, лишь если они обладают достаточной гибкостью при применении, прозрачны и понятны для исполнителей, их использование непредвзято, объективно и соответствует закону. Во многом их положительный эф-
фект достигается за счет умелой работы со СМИ и общей складывающейся в регионе благоприятной ситуации.
Вместе с тем управление рисками не следует понимать как ситуативный процесс. Напротив, практика переговоров, консультаций, существование определенных правил поведения и форматов взаимодействия государств создает систему мониторинга и контроля, позволяющего минимизировать проявления вышеуказанных рисков.
Характерным примером здесь может служить инцидент, произошедший в декабре 2007 г., когда Государственный совет КНР одобрил создание округа с административным центром в Саньша на острове Хайнань, который объединил в один округ территории Парасельских островов и островов архипелага Спратли, на которые претендует Вьетнам. Данная напряженная ситуация не закончилась конфликтом только потому, что сторонам удалось перенести проблему в рамки переговорного процесса.
Вместе с тем управление рисками в области безопасности не только способствует созданию определенной системы взаимоотношений, оно является важнейшей предпосылкой к формированию и важнейшим условием реализации внешнеполитической стратегии.
Соотношение внешних и внутренних рисков очень важно для представления о том, в каких рамках работает внешнеполитическая стратегия государства, которая в конечном итоге будет зависеть от того, какую политику изберет страна в отношении контроля и минимизации воздействия данных рисков на свою безопасность. Вклад, который вносит оценка рисков в формирование стратегии, заключается в определении приоритетов среди вызовов и угроз национальной безопасности, а также среди мер по их управлению и минимизации. Выбор приоритетов — это совершенно субъективный процесс, зависящий от представлений государства о своих национальных интересах и соотношения политических сил в руководстве страны.
Опыт конфликта в Южно-Китайском море может представлять и определенный интерес с точки зрения продвижения российских интересов в Юго-Восточной Азии.
Во-первых, материал данной статьи показывает, что меры по управлению рисками в области безопасности носят как общий, так и специальный характер. Они вполне применимы и для решения конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве, особенно учитывая многонациональный характер некоторых из них и переплетение интересов большого количества государств.
Во-вторых, анализ управления рисками показывает, что регион Юго-Восточной Азии необходимо воспринимать в комплексе, как взаимозависимую систему безопасности. В этой связи важным представляется развитие отношений как с международными организациями, способствующими укреплению безопасности в регионе (АСЕАН и АРФ), так и двухсторонних отношений со странами Юго-Восточной Азии.
В-третьих, в регионе существует ряд очень сложных внутренних противоречий и конфликтов, которые ввиду их острого восприятия со стороны стран-участниц требуют выработки достаточно взвешенной и осторожной политики.
И, в-четвертых, современная работа в разрешении проблем безопасности региона могла бы не только принести обоюдную пользу, но и значительно продвинуть вперед военно-политическое и экономическое сотрудничество со странами региона, что в свете усиливающихся позиций России на международной арене могло бы стать особенно актуальным.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. — М.: Мысль, 1989.
[2] Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: Учеб. пособие. — М.: Дело и сервис, 1999. — С. 7.
[3] Дегтярева О.И. Управления валютными и политическими рисками в зарубежных операциях. — М.: МГИМО, 2001.
[4] Найт Ф. Понятие риска и неопределенности. — THESIS, 1994. — № 5.
[5] Рогов М.А. Риск-менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 2001.
[6] Тэпман Л.Н. Риски в экономике: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. В.А. Шван-дара. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
[7] Управление риском в рыночной экономике. — М.: Экономика, 2002.
[8] ХохловН.В. Управление риском. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
[9] Шишкаков А. Как управлять рисками // Генеральный директор. — 2009. — Май.
[10] Gigerenzer G. Reckoning With Risk: Learning to Live With Uncertainty. — London: Allen, The Penguin Press, 2002.
[11] Meldrum D. Country risk and Foreign direct investment // Business Economics. — 2000. — January.
ANALYZING STATE SECURITY RISKS IN SOUTH CHINA SEA CONFLICT
D.V. Pivovarov
The Department of Asian and African Studies Moscow State Institute of International Relations (University)
MFA of the Russian Federation
Vernadskogo prosp., 76, Moscow, Russia, 119454
The article is devoted to the regional security issues in South East Asia. The author analyses the international relations that go closely to the foreign policy and foreign policy strategy problems. The author proposes risk analysis as a new and promising method in political science to generate foreign policy plans and analyze international conflicts and problems.
Key words: foreign policy, international conflicts, foreign policy risk, foreign policy strategy, risk analysis, South East Asia, South China Sea.