Научная статья на тему 'Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума на население Владивостока'

Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума на население Владивостока Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
254
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШУМ / РИСК / ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / NOISE / RISK / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жигаев Дмитрий Сергеевич, Кику Павел Федорович

Проведена оценка раздражающего действия шума посредством социологических и социально-акустических обследований по 10 мониторинговым точкам в г. Владивосток. Установлено, что в 9 из 10 точек отмечается высокий и экстремальный уровень риска состоянию здоровья при воздействии транспортного шума на сердечно-сосудистую и нервную систему. Респонденты отметили более сильное влияние шума от строительных работ, машин и оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жигаев Дмитрий Сергеевич, Кику Павел Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The estimation of irritating noise by sociological and socio acoustic surveys with 10 points Monitoring in Vladivostok. Found that 9 out of 10 points there is a high and extreme risk to health when exposed to traffic noise on cardio vascular and nervous system. Respondents noted a stronger effect of noise from construction, machinery and equipment.

Текст научной работы на тему «Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума на население Владивостока»

класса опасности и уровня безвредности отхода по фитотоксическому действию осуществляется по параметрам фитотоксичности (среднеэффективному и пороговому разведениям экстракта).

Токсиколого-гигиенические исследования образцов проведены на базе ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья».

Испытания проводились в подостром эксперименте на самцах белых беспородных крыс и мышей. Изучались параметры острой токсичности (при введении в желудок и при ингаляционном поступлении) путем установления средней смертельной дозы и учетом признаков клинической интоксикации, как в момент эксперимента, так и последующий 10-дневный срок наблюдения.

Действие местного раздражающего и кожно-ре-зорбтивного действия изучалось после однократного и повторного нанесений экстракта отхода на кожу и слизистые оболочки. Оценка результатов осуществлялась по реакции кожи и слизистых оболочек глаз (эритема, отек, трещины, изъязвления).

Сенсибилизирующее действие изучали по реакции гиперчувствительности замедленного типа путем внутрикожного введения образцов в нативном виде.

Результатами, полученными, в ходе эксперимента доказано отсутствие цитотоксического и фитотоксического влияния отхода на тест-объекты. По степени воздействия на организм (острая токсичность) отход относится к малоопасным веществам (средняя смертельная доза составила более 6000 мг/кг), обладает слабым раздражающим действием на кожу и слизистые оболочки глаз, аллергобезопасен.

Вывод. Таким образом, на основании комплексной оценки отходов - донные отложения морского порта Корсаков оцениваются, как малоопасные и отнесены к 4 классу опасности. Применение ток-сиколого-гигиенических исследований в комплексе с биотестированием в рамках экспериментального метода в практике определения класса опасности отходов позволило достоверно получить ответ о токсичности испытываемых образцов и уточнить фактический класс опасности донных отложений.

Elovskiy O.V., Boku D.S., Litvinova L.V. Hygienic substantiation classes of hazardous waste production (bottom sediments of marine areas Korsakov) experimental method. Federal Budget Institution of Health "Centre of Hygiene and Epidemiology in the Sakhalin region”, Yuzhno-Sakhalinsk

Based on a comprehensive assessment of marine sediments Korsakov port were assessed as low risk and assigned to the 4th class of danger. The use of toxicological and hygienic studies in combination with biotesting under ex-tion method in the practice of determining the hazard class of waste is allowed to reliably obtain the answer of the toxicity of the test samples and clarify the actual class is a danger of sediments.

Keywords: waste, hazard class, biotestirvanie Сведения об авторах:

Олег Васильевич Еловский, заведующий испытательным лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области», Южно-Сахалинск; e-mail: sakhfguz@sakhfguz.ru;

Дина Сергеевна Боку, заведующая санитарно-гигиенической лабораторией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области», Южно-Сахалинск; e-mail: sakhfguz@sakhfguz.ru;

Любовь Витальевна Литвинова, химик-эксперт ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области», Южно-Сахалинск; e-mail: sakhfguz@sakhfguz.ru.

© Д.С. Жигаев, П.Ф. Кику, 2012 УДК 614;614.2

Жигаев Д. С., *Кику П.Ф.

ОЦЕНКА РИСКА ЗДОРОВЬю НАСЕЛЕНИЯ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТРАНСПОРТНОГО ШУМА НА НАСЕЛЕНИЕ ВЛАДИВОСТОКА

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области», Южно-Сахалинск

Проведена оценка раздражающего действия шума посредством социологических и социально-акустических обследований по 10 мониторинговым точкам в г. Владивосток. Установлено, что в 9 из 10 точек отмечается высокий и экстремальный уровень риска состоянию здоровья при воздействии транспортного шума на сердечно-сосудистую и нервную систему. Респонденты отметили более сильное влияние шума от строительных работ, машин и оборудования.

Ключевые слова: шум, риск, здоровье населения Городской шум воспринимается, прежде всего, субъективно. Первым показателем неблагоприятного его действия являются жалобы на раздражительность, беспокойство, нарушение сна. В появлении жалоб уровень шума и фактор времени имеют решающее значение, но степень неприятных ощущений зависит и от того, в какой мере шум превышает обычный уровень.

В ходе исследования была проведена оценка раз-

дражающего действия шума посредством социологических и социально-акустических обследований, опрос проводился в соответствии с требованием ГОСТ Р 53574-2009. Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума проводилась в соответствии с Методическими рекомендациями МО 2.1.10.0059-12.

В ходе проведённого опроса было опрошено 111 человек, в возрасте от 17 до 69 лет. Из них 46 человек составляли мужчины и 65 женщины (табл.1).

Таблица 1

Опросный лист матричного вопроса QX

Источник шума Варианты ответов

Не испытывал Слегка Умеренно Сильно Очень сильно Нет ответа

Дорожное движение 13 36 39 14 9 -

Воздушное движение 48 34 19 9 1 -

Машины и оборудование 34 21 27 21 6 2

Строительные работы 15 22 29 27 17 1

Животные на улице 43 34 25 5 1 3

Дети на улице 65 30 11 2 - 3

Другие люди на улице 41 42 22 3 - 3

Другие шумы: указать (соседи, клиенты и шум автомобильных сигнализаций) 1 4 7 2 8 3

На следующем этапе были проведены замеры шума на территории г. Владивосток (табл.2). Замеры шума проводились в жилых районах в местах которых расположены крупные автотранспортные развязки: кольцо Инструментального завода, кольцо Первой речки, площадь Баляева, площадь Луговая, проспект 100-летия Владивостока, центральна часть города Владивостока, ул. Русская, кольцо Третьей рабочей, район Эгер-шельд. Исследование проводилось в летне-осенний период с 9-17 часов в 91 точке. Для прове-

дения замеров использовался шумомер ШИ-01В. Шумовая нагрузка измерялась как со стороны проезжей части, так и внутри жилой застройки. По результатам измерения бралась средняя эквивалентная доза шума для каждого отдельного района города Владивостока. Мы считаем данный подход наиболее верным в связи с тем, что проживающее население контактирует с повышенной шумовой нагрузкой как в районе прохождения автомагистралей, так и с шумовой нагрузкой внутри жилой застройки.

Таблица 2

Результаты замеров шума на территории г. Владивосток

№ п/п Район Владивостока Средний эквивалентный уровень шума дБа ^ЕО) Ранг

1 На протяжении ул. Светланская от центра города до площади Луговая 70,7 1

2 Площадь Луговая 70,2 2

3 Остановка транспорта Проспект 100-летия Владивостока 69,5 3

4 Центральная часть города Владивосток 67,6 4

5 Кольцо Первой речки 66,1 5

6 Кольцо Инструментального завода 65,4 6

7 район ул. Русская (вторая речка) 64,8 7

8 Кольцо Третьей рабочей 63,1 8

9 Площадь Баляева 63,0 9

10 Район Эгершельд 56,9 10

Для решения задач характеристики уровня риска рассчитывается индекс риска здоровью, свяханный с шумовгім фактором. Погазатель яарактеризует вероятность нарушений здоровья при аоздейстиии шумового фякткра с учетом нарастания общеао риска здо_овью по мере увеличения возраста:

Сі Асов _ ^7/

О «и

< і_ /Лсее/С о ГДЄ

Л Асов - приведенный индекс риска под воздействие шумовой нагрузки на момент времени і;

АК;4сов - дополнительный совокупный агрегированный риск под воздействие шумовой нагрузки на момент времени і;

Асов/ф

- совокупный агрегированный риск без воз-

максимильных уровней шумя. Мероприятия по снижению шумовой нагрузки рекомендуетсы разраба-аывдть нн ближяйшую краткосрочную перспектииу в течение год*а. Рекомендуется перекмитр степени _иска ьсга>^г.п,і:>ііе г-одо;

- величина ЛАсоа превышает уровень 0,6, что оценивается как экстремальный риск. Рекомендуются меры по немедлехномн прекрощению деятельности основных источников шума или выводу населения из зоны вредного воздействия. Рекомендуется повторная оценке уровней риска после принятия мер по снижению неблагоприятного воздействия транспортного шума на здоровье населения

действия шумовой нагрузки на момент времени (фоновый риск).

Рекомендации по управлению риском шумового фактора могут разрабатываться с учетом следующей оценочной шкалы индекса цАсов (рис. 1):

- величина К Лсаа составляет менее 0,05, что может оцениваться как риск низкий, слабо влияющий на уровень состояния здоровья на исследуемой территории. Рекомендуются меры по организации сокращенного (выборочного) мониторинга шумовой нагрузки, планированию мероприятий, которые могут быть реализованы в долгосрочной перспективе (5 лет и более). Плановый пересмотр уровней риска рекомендуется с частотой не реже, чем один раз в пять лет, а также при размещении на территории новых источников шума и изменении градостроительной ситуации;

- величина д/1™ находится в диапазоне 0,05-0,35, что может оцениваться как умеренный (средний) риск. Рекомендуются меры по организации постоянного мониторинга шумовой нагрузки. Мероприятия по снижению шумовой нагрузки рекомендуется разрабатывать с учетом среднесрочной и краткосрочной перспективы (1-3 года). Плановый пересмотр рекомендуется с частотой не реже одного раза в три года. Мероприятия по снижению шумовой нагрузки рекомендуется разрабатывать с учетом среднесрочной и краткосрочной перспективы (1-3 года). Рекомендуется пересмотр степени риска каждый год.

- величина Ц Асое находится в диапазоне 0,35-0,6, что оценивается как высокий риск. Рекомендуются меры по организации расширенной программы мониторинга шумовой нагрузки с проведением дополнительных исследований в местах и/или в периоды

Рис 1. Шкала оценки индекса

Проведённые расчёты индекса риска здоровью, связанного с шумовым фактором и характеризующие вероятность нарушений здоровья при воздействии шумового фактора с учётом нарастания общего риска здоровью по мере увеличения возраста показали:

На протяжении ул. Светланская от центра города до площади Луговая, отмечается высокий и экстремальный уровень риска состоянию здоровья при воздействии транспортного шума на сердечно-сосудистую систему, заболевания органов кровообращения, нервной системы в течение 50 лет и более.

Площадь Луговая, отмечается высокий и экстремальный уровень риска состоянию здоровья при воздействии транспортного шума на сердечно-сосудистую систему, заболевания органов кровообращения, нервной системы в течение 50 лет и более.

Остановка транспорта Проспект 100-летия Владивостока, отмечается высокий и экстремальный уровень риска состоянию здоровья при воздействии транспортного шума на сердечно-сосудистую систему, заболевания органов кровообращения, нервной системы в течение 60 лет и более.

Центральная часть города Владивостока, отмечается высокий и экстремальный уровень риска состоянию здоровья при воздействии транспортного шума на сердечно-сосудистую систему, заболевания органов кровообращения, нервной системы в течение 60 лет и более.

Ко льцо Первой речки, отмечается высокий и экстремальный уровень риска состоянию здоровья при

воздействии транспортного шума на сердечно-сосудистую систему, заболевания органов кровообращения, нервной системы в течение 60 лет и более.

Кольцо Инструментального завода, отмечается высокий и экстремальный уровень риска состоянию здоровья при воздействии транспортного шума на сердечно-сосудистую систему, заболевания органов кровообращения, нервной системы в течение 70 лет и более.

Район ул. Русская (вторая речка), отмечается высокий и экстремальный уровень риска состоянию здоровья при воздействии транспортного шума на сердечно-сосудистую систему, заболевания органов кровообращения, нервной системы в течение 70 лет и более.

Кольцо Третьей рабочей, отмечается высокий и экстремальный уровень риска состоянию здоровья

при воздействии транспортного шума на сердечнососудистую систему, заболевания органов кровообращения, нервной системы в течение 80 лет и более.

Площадь Баляева, отмечается высокий и экстремальный уровень риска состоянию здоровья при воздействии транспортного шума на сердечно-сосудистую систему, заболевания органов кровообращения, нервной системы в течение 80 лет и более.

Район Эгершельд, величина риска на сердечнососудистую и нервную систему, заболевания органов кровообращения, оценивается, как риск низкий, слабо влияющий на уровень состояния здоровья на исследуемой территории.

Вывод: Таким образом, полученные результаты легли в базу данных для составления шумовой карты города.

Gigaev D.S., *Kiku P.F. Health risk assessment public from exposure to traffic noise on the population Vladivostok. Federal Budget Institution of Health "Centre of Hygiene and Epidemiology in the Sakhalin region”, Yuzhno-Sakhalinsk

The estimation of irritating noise by sociological and socio - acoustic surveys with 10 points Monitoring in Vladivostok. Found that 9 out of 10 points there is a high and extreme risk to health when exposed to traffic noise on cardio - vascular and nervous system. Respondents noted a stronger effect of noise from construction, machinery and equipment.

Keywords: noise, risk, health Сведения об авторах:

Дмитрий Сергеевич Жигаев, зав. отделом социально-гигиенического мониторинга ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», 8(423) 265-00-41, E-mail: sgm-risk@fguzpk.ru

Павел Федорович Кику, д.м.н., профессор, зав. кафедрой профилактической медицины, школы биомедицины Дальневосточного федерального университета, 8(423) 255-48-91, E-mail: lme@list.ru

© Коллектив авторов, 2012 УДК 614.7:614.2:625.7/.8

Жигаев Д.С., Ананьев В.Ю., *Кику П.Ф., **Андреев В.Л.

СОЗДАНИЕ ПРОгРАММНОгО РАСШИРЕНИЯ СИСТЕМы ARCGIS

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», Владивосток;

^Дальневосточный федеральный университет, школа биомедицины, Владивосток;

**Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток.

Представлена система геоинформационных технологий при ведении социально-гигиенического мониторинга, что позволило визуализировать на электронной карте города Владивостока места отбора проб воды, почвы и выявить места отбора проб по неудовлетворительным показателям.

Ключевые слова: геоинформационные технологии, социально-гигиенический мониторинг

В связи с необходимостью внедрения в работу социально-гигиенического мониторинга систем ArcGIS, была проведена совместная работа с ВГУ-ЭС по созданию программного продукта для отобра-

жения результатов мониторинговых исследований на электронной карте города Владивостока.

Настоящее программное расширение является начальным этапом в автоматизации процессов от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.