Научная статья на тему 'Оценка риска развития сердечно-сосудистой патологии у подростков'

Оценка риска развития сердечно-сосудистой патологии у подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
139
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЙ РИСК / CARDIOVASCULAR RISK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Серебряков Павел Валентинович, Серебрякова О. Д., Яцына И. В., Соболевская О. В., Яцына Д. С.

По результатам обследования 253 подростков, обучающихся в учреждениях среднего и среднего профессионального образования, предложен подход, обосновывающий целесообразность включения показателей учебной среды в число модифицируемых факторов сердечно-сосудистого риска для подростков на основе оценки степени сопряженности сумм рангов по модифицируемым факторам с количественными клинико-функциональными и лабораторными показателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Серебряков Павел Валентинович, Серебрякова О. Д., Яцына И. В., Соболевская О. В., Яцына Д. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evaluation of risk of development of cardiovascular pathology in adolescents

The article presents result of examination of 253 adolescents educating in institutions of secondary and secondary professional education. The approach is proposed substantiating expediency of including indicators of educational environment into listing of modifying factors of cardiovascular risk for adolescents on the basis of evaluation of degree of conjugation of rank sum on modifying factors with quantitative clinical functional and laboratory indicators.

Текст научной работы на тему «Оценка риска развития сердечно-сосудистой патологии у подростков»

7. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Зелинская Д.И., Терлец-кая Р.Н. Инвалидность детского населения России. М.: Центр межсекторальных программ; 2008.

REFERENCES

1. Baybarina E.N., Degtyarev D.N. Perinatal medicine: from theory to practice. Rossiyskiy vestnikperinatologii ipediatrii. 2013; 5: 4—7. (in Russian)

2. Baranov A.A., Il'in A.G. Actual problems of preserving and strengthening the health of children in the Russian Federation. Rossiyskiypediatricheskiy zhurnal. 2011; 4: 7—12. (in Russian)

3. Malyshkina A.I., Pesikin O.N., Kuligina M.V. Organization of prenatal diagnosis in the Central Federal District of the Russian Federation. Mat'i ditya v Kuzbasse. 2014; 2: 9—13. (in Russian)

4. Tsybul'skaya I.S. Medical and Social Aspects of the Formation of Children's Health. [Mediko-sotsial'nye aspekty formirovaniya

Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60 (2)

_DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-2-70-76

Здоровье детей и подростков

zdorov'ya detey]. Tver': Tverskaya gorodskaya tipografiya; 2013. (in Russian)

5. Al'bitskiy V.Yu., Baranov A.A., Gasilovskaya T.A., Ibragi-mov A.I., Konova S.R. Medical and Social Problems of Contemporary Orphanhood. [Mediko-sotsial'nye problemy sovre-mennogo sirotstva]. Moscow: Litera; 2007. (in Russian)

6. Fil'kina O.M., Dolotova N.V., Vorob'eva E.A., Shanina T.G., Kocherova O.Yu., Pykhtina L.A. Population's attitude to the problem of child abandonment and children left without parental care, family. Detskaya meditsina Severo-Zapada. 2012; 3: 24— 7. (in Russian)

7. BaranovA.A.,Al'bitskiy V.Yu., Zelinskaya D.I., Terletskaya R.N. Disability of the Child Population of Russia [Invalidnost' detskogo naseleniya Rossii]. Moscow: Tsentr mezhsektoral'nykh programm; 2008. (in Russian)

Поступила 15.10.15 Принята в печать 10.11.15

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 616.1-053.6-02

Серебряков П.В.1, Серебрякова О.Д.1, Яцына И.В.1, Соболевская О.В.2, Яцына Д.С.1

ОЦЕНКА РИСКА РАЗВИТИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ ПАТОЛОГИИ У ПОДРОСТКОВ

1ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, г. Мытищи, Московская обл.; 2ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» Минобрнауки России, 109542, г. Москва

По результатам обследования 253 подростков, обучающихся в учреждениях среднего и среднего профессионального образования, предложен подход, обосновывающий целесообразность включения показателей учебной среды в число модифицируемых факторов сердечнососудистого риска для подростков на основе оценки степени сопряженности сумм рангов по модифицируемым факторам с количественными клинико-функциональными и лабораторными показателями.

Ключевые слова: учебная среда; подростки; сердечно-сосудистый риск.

Для цитирования: Серебряков П.В., Серебрякова О.Д., Яцына И.В., Соболевская О.В., Яцына Д.С. Оценка риска развития сердечно-сосудистой патологии у подростков. Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60 (2): 70—76. DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-2-70-76

Serebryakov P.V.1, Serebryakova O.D.1, Yatsina I.V.1, Sobolevskaya O.V.2, Yatsina D.S.1

THE EVALUATION OF RISK OF DEVELOPMENT OF CARDIOVASCULAR PATHOLOGY IN ADOLESCENTS

'The F.F. Erisman Federal research center of hygiene, Mytistahi, 141014, Moscow region, Russian Federation; 2The state university of management, Moscow, 109542, Russian Federation

The article presents result of examination of253 adolescents educating in institutions of secondary and secondary professional education. The approach is proposed substantiating expediency of including indicators of educational environment into listing of modifying factors of cardiovascular risk for adolescents on the basis of evaluation of degree of conjugation of rank sum on modifying factors with quantitative clinical functional and laboratory indicators.

Keywords: educational environment; adolescents; cardiovascular risk.

For citation: Serebryakov P.V., Serebryakova O.D., Yatsina I.V., Sobolevskaya O.V., Yatsina D.S. The evaluation of risk of development of cardiovascular pathology in adolescents. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii (Health Care of the Russian Federation, Russian journal). 2016; 60(2): 70—76. (In Russ.) DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-2-70-76 For correspondence: Pavel V Serebryakov, doctor of medical sciences, professor, head of department of early diagnostic and prevention of common and occupational diseases of the F.F. Erisman Federal research center of hygiene, Mytishсhi, 141014, Moscow region, Russian Federation, E-mail: [email protected] Information about authors:

Serebryakov P.V., http://orcid.org/0000-0002-8769-2550 Yatsina I.V., http://orcid.org/0000-0002-8650-8803

Для корреспонденции: Серебряков Павел Валентинович, д-р мед. наук, проф., зав. отделением ранней диагностики и профилактики обшдх и профессиональных заболеваний Института общей и профессиональной патологии ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, r. Мытищи, Московская обл., E-mail: [email protected]

Children and adolescents' health

Funding. The study had no sponsorship.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Received 17 September 2015 Accepted 10 November 2015

Введение

Лидирующей причиной смертности населения остаются заболевания сердечно-сосудистой системы, что определяет негативную демографическую тенденцию в нашей стране. При этом, по данным скрининговых исследований, доля сердечно-сосудистых заболеваний у лиц трудоспособного возраста составляет более 40%. В то же время отдельные признаки, свидетельствующие о риске развития в будущем сердечно-сосудистых заболеваний, можно обнаружить уже в детском и подростковом возрасте [1, 2]. Рост первичной заболеваемости по данным официальной статистической отчетности регистрируется практически по всем классам болезней в группе старших подростков (15—17 лет), а максимально выраженный — более чем в 2 раза за последние годы — по классу болезней органов кровообращения. Важную роль в формировании здоровья детей и подростков играют факторы учебной среды: чрезмерные образовательные нагрузки, психоэмоциональный дискомфорт, нерациональное питание, длительные статические нагрузки и низкая двигательная активность [3—6].

В связи с этим необходимость гигиенической оценки наиболее значимых для детского и подросткового населения факторов сердечно-сосудистого риска, разработка комплексных профилактических мероприятий сохраняют актуальность.

Материал и методы

Проведено обследование 253 подростков (167 юношей и 86 девушек) в возрасте от 12 до 18 лет, проживающих в г. Мытищи Московской области. Подростки, включенные в исследование, являлись учащимися учреждений среднего (100 юношей и 59 девушек) и среднего профессионального образования (СПО) (67 юношей и 27 девушек) г. Мытищи. Средний возраст подростков, обучающихся в учреждениях среднего образования, составил 14,6±1,5 года для девушек и 14,8±1,5 года для юношей. Средний возраст учащихся учреждений СПО составил 16,5±1,0 и 16,8±0,9 года для девушек и юношей соответственно.

Оценку факторов образа жизни обследованных проводили методом анкетного опроса. Перечень вопросов включал блоки, позволяющие оценить особенности образа жизни, условий проживания, получить данные о личном самочувствии, а также о наследственности, отягощенной сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Психологическое тестирование обследованных проводили по методике К. Леонгарда в модификации Г. Шмишека, что позволило выделять следую-

щие типы акцентуации характера: гипертимный, застревающий, эмотивный, педантичный, тревожный, циклотимный, демонстративный, возбудимый, дистимичный и экзальтированный. Для застревающего и эмотивного типов характерна повышенная склонность к развитию сердечно-сосудистых заболеваний.

Антропометрические показатели определяли по значению индекса массы тела (ИМТ) по формуле: ИМТ = масса тела, кг/рост, м2.

Лабораторные методы исследования включали определение показателей липидного профиля (общий холестерин — ОХС, холестерин липопро-теидов высокой плотности — ХС-ЛПВП, холестерин липопротеидов низкой плотности —ХС-ЛПНП, триглицериды — ТГ, коэффициент атеро-генности — КА) на биохимическом анализаторе Метролаб 2300 (Аргентина).

Методы функциональной диагностики. Электрокардиографию (ЭКГ) проводили на аппарате ECG-9020K (NIHON KOHDEN, Япония). Эхокардиографию выполняли на аппарате sono-DIAGNOST 360 (PHILIPS, Голландия). Функциональное исследование состояния церебральной гемодинамики проводили с помощью реографа 4РГ-2М (НейроРеокартограф-МБН, Россия). Для оценки вегетативного реагирования всем подросткам проводили клиноортостатическую пробу. Были выделены следующие типы реакции на ее проведение: нормальный, гиперсимпатический, гипердиастолический и асимпатикотонический варианты. Определение параметров вариабельности сердечного ритма (ВСР) проводили на основании данных 24-часового ЭКГ-мониторирования на аппарате CardioDay Holter (GE Medical Systems Information Tehnologies GmbH, Голландия). Показатели центральной гемодинамики оценивали с использованием программно-аппаратного комплекса АПКО-8-РИЦ (ООО «Глобус», Россия) методом объемной компрессионной осциллометрии (ОКО). Подросткам, включенным в исследование, проводили цветную цифровую фотосъемку глазного дна с помощью фундус-камеры KOWA VX-10 с компьютеризированной системой обработки изображений VK-2 (KOWA Company, Ltd., Япония).

Для статистической обработки полученных данных использовали программные пакеты Microsoft Excel 2003, STATISTICA 6.0 и StatPlus 2008 Professional в среде Microsoft Windows XP SP3. Достоверность различий оценивали с использованием параметрических (Г-критерий Крамера—Уэл-ча) и непараметрических критериев (Ж-критерий Вилкоксона, критерий х2), Для оценки связи ис-

Здоровье детей и подростков

пользовали методы корреляционно-регрессионного анализа.

Результаты

Для оценки параметров учебной среды и условий организации учебного процесса дана характеристика материально-технического и санитарно-технического состояния школ и учреждений СПО г. Мытищи, изучены также параметры режимов обучения и режима дня; организации питания. Каждый учитываемый признак характеризовался по проценту его соответствия гигиеническим регламентам. Выявлено, что факторы учебной среды, определяющие негативное воздействие на здоровье учащихся общеобразовательных школ и учреждений СПО, характеризуются достоверными различиями по соответствию гигиеническим нормативам режимов обучения (87,1 и 71,5% соответственно; р < 0,05) за счет распределения предметов в течение дня (86 и 58,3%) и в течение недели (92,4 и 72,8%), режимов дня (78,6 и 67,1%) и организации питания (92,4 и 71,3%) при равнозначных показателях материально-технической и санитарно-технической составляющих учебного процесса.

При изучении факторов образа жизни у обследованных подростков отмечены выраженные различия в преобладании частоты курения у юношей-студентов (х2 = 7,56; р = 0,006), регулярных занятий спортом у школьников обоего пола по сравнению со студентами (28,2—42,9 и 12,5—30% соответственно; х2 = 6,67; р = 0,01) и регулярности питания у юношей-школьников (34,3 и 15% соот-

ветственно; х2 = 9,22; р = 0,003). Отмечено достоверное преобладание типов акцентуации характера (эмотивного и застревающего) со склонностью к развитию сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся учреждений СПО обоего пола: у юношей — 30 и 14,3% случаев соответственно (х2 = 6,72; р = 0,01) и у девушек — 43,8 и 23,1% соответственно (х2 = 8,72; р = 0,003). Выявлены более высокие средние значения ИМТ у юношей (22,3— 23,9 кг/м2) по сравнению с девушками (20,3— 21,7 кг/м2), а также достоверное преобладание случаев избыточной массы тела у юношей-студентов по сравнению со школьниками (20,6 и 6,7% случаев соответственно; х2 = 7,06; р = 0,008).

Данные, полученные в ходе анкетирования, с оценкой факторов образа жизни, клинико-лабо-раторных и функциональных методов позволили сформировать базу данных с целью последующей статистической обработки для выявления связей качественных и количественных клинико-лабора-торных и функциональных показателей с модифицируемыми и немодифицируемыми факторами сердечно-сосудистого риска (табл. 1).

К блоку модифицируемых факторов были отнесены повышенная масса тела, низкая физическая активность, наличие вредных привычек (курение и употребление алкоголя). Дополнительно к числу модифицируемых факторов был отнесен тип учебной нагрузки, поскольку гигиеническая оценка режимов обучения выявила достоверное преобладание негативных интегральных оценок в учреждениях СПО по сравнению с общеобразовательными учреждениями. Данные факторы (И1) были

Таблица 1

Принцип формирования балльных оценок

Критерии выбора

Вариант балльных оценок

0

1

Модифицируемые факторы (сумма баллов Е1)

Клинико-функциональные параметры (сумма баллов Е2)

Наследственность (немодифицируемый фактор сердечно-сосудистого риска)

ИМТ

Учебная нагрузка Физическая активность Алкоголь (пиво) Курение

Акцентуация характера

Клиноортостатическая проба

Глазное дно

Наличие дислипидемии

< 24,9 кг/м2

Школа

Высокая

Не употребляет

Не курит

Без склонности к сердечнососудистым заболеваниям

Нормальная реакция

Нормальный сосудистый рисунок

КА < 3,0

Не отягощена

> 25 кг/м2

Профобучение Низкая Употребляет Курит

Со склонностью к сердечно-сосудистым заболеваниям

Реакция, отличная от нормальной

Наличие ангиопатии

КА > 3,0 Отягощена

Итоговая сумма по всем баллам (в том числе и немодифицируемым, кроме пола) — Е3

Children and adolescents' health

ранжированы качественно для возможности проведения их бинарной оценки. Подобным же образом были ранжированы клинико-функциональные параметры, при которых давалась та или иная качественная оценка. К таким параметрам были отнесены результаты клиноортостатической пробы, результаты осмотра глазного дна, данные оценки уровня КА, а также результаты психологического тестирования, выявившие типы акцентуации характера с наличием или отсутствием склонности к развитию сердечно-сосудистых заболеваний (£2). Дополнительно проведена интегральная оценка всех ранжированных параметров с учетом такого немодифицируемого фактора сердечно-сосудистого риска, как наследственная отягощенность. Таким образом, итоговая сумма баллов (£3) могла варьировать в диапазоне от 0 до 10 (см. табл. 1). Проведенная балльная оценка предусматривает, что с ее увеличением нарастает степень сердечнососудистого риска.

Результаты ранжирования позволили провести корреляционный анализ с использованием количественных клинико-лабораторных параметров. Поскольку принадлежность к мужскому полу является дополнительным немодифицируемым фактором сердечно-сосудистого риска, корреляционный анализ полученных данных проводили отдельно для каждого пола.

Отмечено, что у девушек уровни показателей липидного обмена, такие как ОХС и ХС-ЛПНП (атерогенная фракция холестеринов), а также значения КА, положительно коррелировали с уровнями ранговой оценки по сумме модифицируемых факторов ^ от 0,35 до 0,44). Отмечено также, что повышение ранговой оценки по сумме клинико-функциональных показателей сопровождалось динамикой такого показателя реоэнцефалограм-мы, как снижение амплитуды систолической волны ^ = -0,38), отражающей систолическое наполнение сосудов.

Изменение суммы рангов по качественным клинико-функциональным показателям сопровождалось однонаправленным изменением показателей, отражающих скорость наполнения крупных = 0,39) и мелких = 0,52) сосудов. Средняя скорость медленного наполнения (за счет кровенаполнения мелких сосудов) положительно коррелировала с интегральной балльной оценкой ^^ = 0,35), при этом увеличение скорости наполнения мелких сосудов происходило на фоне снижения сосудистого сопротивления, состояние которого отражал дикротичекий индекс ^^ = -0,3). Показатели артериального давления (АД), определяемого методом ОКО, проявляли содружественную положительную связь с суммарной ранговой оценкой по модифицируемым факторам от 0,31 до 0,6). Связь этих же показателей с ранговой оценкой по клинико-функциональным параметрам была также прямой и более тесной от 0,36 до 0,71),

соответственно, увеличение осциллометрических показателей АД проявляло умеренную и сильную взаимосвязь с интегральной суммарной ранговой оценкой от 0,64 до 0,79).

Накопление суммы баллов по данным о наличии ангиопатии глазного дна, акцентуации характера со склонностью к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, наличием дислипидемии, вегетативной дисрегуляции проявляло связь умеренной силы с уменьшением степени податливости артерий = 0,58).

У девушек по мере увеличения балльной оценки по сумме модифицируемых факторов сердечно-сосудистого риска (Ё1) выявлен рост показателей, косвенно отражающих повышение симпатического тонуса. В частности, на это указывает положительная связь с уровнями сердечного выброса ^ = 0,52), ударного объема ^ = 0,49), ударного индекса (Я = 0,33), скорости пульсовой волны ^ = 0,3), фактического удельного периферического сопротивления сосудов (Я = 0,4). Практически все данные показатели проявляли еще более тесную положительную связь с суммарной балльной оценкой клинико-функционального показателя (Я от 0,5 до 0,72), что также указывает на заинтересованность симпатического звена.

Интегральная балльная оценка также положительно коррелировала с увеличением показателей, отражающих уровни сердечного выброса ^ = 0,58), скорости пульсовой волны ^ = 0,73) и сосудистого сопротивления (Я от 0,63 до 0,73). Нарастание выраженности симпатического тонуса при увеличении суммы (И1) модифицируемых факторов проявлялось снижением показателей обЩей ВСР С^БАМЧ = -0,37; Я™ = -0,35) и более выраженным снижением показателей, отражающих парасимпатический компонент регуляции ВСР

(^NN50 = -0,57; ^N50 = -0,85).

У юношей показатели липидного спектра (ТГ и КА) проявляли слабую и умеренную связь с балльной оценкой по сумме модифицируемых факторов ^ТГ = 0,45; RКД = 0,32). Кроме того, отмечено, что уровни ОХС и ЛПНП проявляли преимущественно слабую связь с балльной оценкой кли-нико-функционального показателя ^ОХС = 0,34; RЛПНП = 0,37) и положительную связь умеренной силы с интегральной факторной балльной оценкой ^ОХС = 0,57; RЛПНП = 0,49) (табл. 2). Увеличение суммы балльной оценки И2 у юношей отрицательно коррелировало с показателями рео-энцефалографии, отражающими систолическое наполнение в целом, реализующееся за счет снижения скорости наполнения крупных сосудов (Я = -0,37 и R = -0,43 соответственно). Снижение скорости систолического наполнения происходило на фоне увеличения диастолического АД, которое в свою очередь слабо коррелировало с балльной оценкой клинико-функционального показателя ^ = 0,34). Уровни диастолического АД у юно-

шей повышались по мере увеличения суммарной балльной оценки по модифицируемым факторам (Я = 0,53) и интегральной балльной оценки (Я = 0,75). Систолическое АД также характеризовалось приростом по мере накопления модифицируемых факторов сердечно-сосудистого риска (Я = 0,47) и в еще большей степени — по мере увеличения интегральной балльной оценки (Я = 0,52).

Такие расчетные параметры центральной гемодинамики, определяемые при ОКО, как сердечный выброс, скорость пульсовой волны, ударный объем и ударный индекс, проявляли положитель-

Здоровье детей и подростков

ную связь (Я = 0,56; Я = 0,38; Я = 0,8 и Я = 0,39 соответственно) с суммарной балльной оценкой Е2. Следует отметить, что по мере накопления модифицируемых факторов (Е1), увеличения суммы баллов клинико-функционального показателя (Е2) и роста значений интегральной оценки (Е3) отмечено увеличение значений ударного объема (Я = 0,32; Я = 0,8 и Я = 0,69 соответственно). При этом увеличение показателей ударного объема происходило за счет общего снижения периферического сопротивления (Я от -0,32 до -0,66), что является косвенным свидетельством определенного веге-

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Связь количественных клинико-функциональных и лабораторных показателей с балльными факторными

оценками у обследованных (ранговая корреляция, К)

Вид балльных оценок

Показатели девушки юноши

Е3 Е3

Показатели липидного спектра

ОХС

ХС-ЛПНП ХС-ЛПВП ТГ

0,44

0,44

0,34 0,57

0,37 -0,3

0,45

0,49

0,42

Показатели ВСР

Показатели ОКО

Показатели реоэнцефалографии

КА 0,35 0,34 0,32 0,43 0,56

NN50 -0,85

pNN50 -0,57

SDANN -0,37

SDNN -0,35

Диастолическое АД 0,63 0,66 0,53 0,34 0,75

Систолическое АД 0,45 0,7 0,74 0,47 0,52

Конечное систолическое АД 0,31 0,36 0,35

Среднее АД 0,4 0,71 0,76

Ударное АД 0,6 0,61 0,79 0,31

Пульсовое АД 0,56 0,51 0,64 0,4

Пульс -0,34 -0,67 -0,43

Сердечный выброс 0,52 0,5 0,58 0,56 0,55

Сердечный индекс 0,44

Ударный индекс 0,33 0,39

Ударный объем 0,49 0,32 0,8 0,69

Скорость пульсовой волны 0,3 0,59 0,73 0,38

Податливость артерии. -0,58 -0,44

Общее периферическое сопротивление сосудов 0,63 -0,32 -0,66 -0,56

Удельное периферическое сопротивление сосудов рабочее (УПССр) -0,3

Удельное периферическое сопротивление сосудов фактическое (УПССф) 0,4 0,55 0,68

Амплитуда 1-й систолической волны -0,38 -0,37

Максимальная скорость быстрого наполнения 0,39 -0,43

Дикротический индекс -0,3

Средняя скорость медленного наполнения 0,52 0,35

Children and adolescents' health

Девушки

тативного дисбаланса, при котором повышение симпатического тонуса может происходить на фоне одновременного повышения и парасимпатического тонуса. Этим объясняется выявленная отрицательная корреляционная связь значения частоты сердечных сокращений (пульса) с группами балльных оценок ^ от -0,34 до -0,67). При этом частота пульса уменьшалась на фоне увеличения диастолического АД, увеличения ударного объема, снижения периферического сопротивления. Это может быть обусловлено тем, что сердечнососудистая система у юношей обладает более высоким адаптационным резервом, а также большей их физической тренированностью.

При формировании блока балльных оценок по модифицируемым факторам наряду с факторами, значимость которых в настоящее время не подвергается сомнениям (ИМТ, степень физических нагрузок, наличие вредных привычек), была включена бинарная оценка, учитывающая интенсивность и напряженность учебного процесса.

Для обоснования целесообразности подобного подхода нами дополнительно проведен корреляционный анализ с применением методических приемов, приведенных ранее. Однако в данном случае была оценена значимость полученных коэффициентов ранговой корреляции между количественными клинико-лабораторными и функциональными показателями и суммами рангов по модифицируемым факторам, с включением и без включения фактора учебной нагрузки. Если из суммарной балльной оценки, использованной ранее, исключить фактор учебной среды, то значимость коэффициентов корреляции, а следовательно, и теснота связи снижается. При этом в большинстве случаев значения коэф-фициентов снижаются до уровней (< 0,3 по модулю), при которых нет оснований говорить о наличии значимой связи между изучаемыми параметрами (табл. 3). Исключение составили значения коэффициентов ранговой корреляции для ударного АД ^ = 0,31 и R2 = 0,33 соответственно) и общего периферического сопротивления сосудов ^ = -0,32 и R2 = -0,33 соответственно) у юношей. В данных случаях при исключении из ранговой оценки фактора

учебной среды отмечено повышение значений коэффициентов корреляции по модулю. Следует отметить, что при этом и сила связи в обоих случаях была ближе к слабой.

Обсуждение

Полученные данные позволяют вполне обоснованно считать, что неблагоприятное влияние, оказываемое нерациональной учебной нагрузкой, негативно воздействует на вегетативный баланс регуляции сердечно-сосудистой системы, на гемо-динамические параметры и показатели липидно-

Таблица 3

Учебная нагрузка как фактор риска. Результаты корреляционного анализа (ранговая корреляция, R)

Юноши

Показатели С включением фактора учебной нагрузки (R1) С исключением фактора учебной нагрузки (R2)

ОХС 0,44 0,27

ЛПНП 0,44 0,36

КА 0,35 0,18*

Амплитуда 1-й систолической волны -0,38 -0,32

Конечное систолическое 0,31 0,16*

давление

Пульсовое давление 0,56 0,33

Среднее давление 0,4 0,12*

Ударное давление 0,6 0,46

Систолическое давление 0,45 0,17*

Сердечный выброс 0,52 0,31

Скорость пульсовой волны 0,3 0,11*

Ударный индекс 0,33 0,29*

Ударный объем 0,49 0,4

УПССф 0,4 0,29

УПССр/УПССф 0,34 0,03*

-0,37 -0,25*

-0,35 -0,13*

NN50 -0,85 -0,34

pNN50 -0,57 -0,27*

ТГ 0,45 0,38

КА 0,32 0,16*

Пульс -0,34 -0,26

Диастоличе ское давление 0,53 0,38

Ударное давление 0,31 0,33

Систолическое давление 0,47 0,41

Ударный объем 0,32 -0,21*

Общее периферическое -0,32 -0,33

сопротивление сосудов

Примечание. * — связь минимальная.

го спектра. Корреляционный анализ выявил, что влияние нерациональных учебных нагрузок оказывает более значимое воздействие на показатели, отражающие состояние сердечно-сосудистой системы у девушек. Возможно, это обусловлено тем обстоятельством, что в подростковом возрасте на фоне гормональной перестройки, происходящей в женском организме, резервы вегетативной регуляции истощаются, что приводит к компенсаторному перераспределению регуляторно-компенсаторных механизмов и истощению адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование обосновывает целесообразность включения показателей учебной среды (режима обучения и режима дня, организации питания в учебных учреждениях) в число модифицируемых факторов сердечно-сосудистого риска для подростков на основе оценки степени сопряженности сумм рангов по модифицируемым факторам с количественными клинико-функциональными и лабораторными показателями. Установлено значимое влияние нерациональных учебных нагрузок на показатели АД (Я от 0,45 до 0,6), липидного спектра (Я от 0,32 до 0,45), вегетативной регуляции (Я от -0,37 до -0,85).

Разработка комплексов мероприятий по профилактике ранних функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы у подростков должна базироваться на установлении и модифицирующем воздействии на факторы риска среды обитания, учебной среды и образа жизни; проведении медико-профилактических мероприятий, позволяющих выделить группы риска ранних нарушений системы кровообращения с использованием дополнительных диагностических методик. По полученным данным к наиболее значимым и чувствительным маркерам, рекомендуемым для использования в качестве критериев эффективности, относятся показатели, отражающие состояние ли-пидного обмена, функциональный уровень вегетативной регуляции центральной и периферической гемодинамики.

В комплексе превентивных мер снижения риска ранних изменений сердечно-сосудистой системы приоритетное место занимают гигиенические мероприятия, направленные на оптимизацию учебной

Здоровье детей и подростков

среды и рационализацию учебной нагрузки, повышение мотивации к соблюдению здорового образа жизни; формирование среди подростков групп риска с учетом комплекса немодифицируемых факторов и клинико-функциональных критериев.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Оганов Р.Г. Профилактическая кардиология: надежды и реальность. Здравоохранение. 2012; (9): 60—7.

2. Трубникова К.Е., Трофимова Т.И., Беляков Н.А., Румянцева И.В., Житомирская М.Л., Назаров Т.Н. Современные подходы к диагностике артериальной гипертензии у детей. Медицинский академический журнал. 2011; (1): 40—5.

3. Кучма В.Р., Степанова М.И., Уланова С.А., Поленова М.А. Сохранение здоровья школьников путем оптимизации их обучения. Российский педиатрический журнал. 2011; (3): 42—5.

4. Шубочкина Е.И., Молчанова С.С., Куликова А.В. Качество жизни и проблемы формирования здоровья учащихся учебных заведений начального профессионального образования. ВестникРАМН. 2009; (5): 37—40.

5. Иванова И.В., Черная Н.Л., Сенягина Е.И. Состояние здоровья и социально-психологические особенности учащихся школ разного типа. Российский педиатрический журнал. 2010; (2): 53—5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Костюкова Э.О. Психологические аспекты профилактики гипертонии в детских организованных коллективах. Справочник врача общей практики. 2010; (1): 37—40.

REFERENCES

1. Oganov R.G. Preventive cardiology: expectations and reality. Zdravookhranenie. 2012; (9): 60—7. (in Russian)

2. Trubnikova K.E., Trofimova T.I., Belyakova N.A., Rumyantse-va I.V., Zhitomirskaya M.L., Nazarov T.N. Modern approaches to the diagnosis of hypertension in children. Meditsinskiy aka-demicheskiy zhurnal. 2011; (1): 40—5. (in Russian)

3. Kuchma V.R., Stepanova M.I., Ulanova S.A., Polenova M.A. Maintaining the health of schoolchildren through the optimization of their training. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2011; (3): 42—5. (in Russian)

4. Shubochkina E.I., Molchanova S.S., Kulikova A.V. Quality of life and problems of formation of health of students of educational institutions of primary vocational education. Vestnik RAMN. 2009; (5): 37—40. (in Russian)

5. Ivanova I.V., Chernaya N.L., Senyagina E.I. The health status and socio-psychological characteristics of pupils of different types. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2010; (2): 53—5. (in Russian)

6. Kostyukova E.O. Psychological aspects of the prevention of hypertension in children's organized groups. Spravochnik vracha obshcheypraktiki. 2010; (1): 37—40. (in Russian)

Поступила 17.09.15 Принята в печать 10.11.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.