евразийский кардиологический журнал
EURASIAN HEART JOURNAL
термальная гипертензия (АГ), ишемическая болезнь сердца (ИБС), инсульт и сахарный диабет 2 типа (СД типа2) (ВОЗ, 2000). Гиперурикемия (ГУ) является независимым фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний, поэтому диагностика и лечение подагры, ГУ, а также осложнений заболевания являются актуальной проблемой терапии. Помимо непосредственного патологического влияния повышенного уровня мочевой кислоты (МК) на стенку сосудов важное значение у больных подагрой приобретает воздействие повышенного артериального давления (АД), которое часто встречается у этих пациентов. АГ, в свою очередь, значительно увеличивает риск кардиоваскулярных катастроф. Цель: оценить суммарный риск смертельного СЗ у 41 пациента с подагрой, проходивших стационарное лечение в ревматологическом отделении ГБУ «ЯГКБ» г. Якутска в 2007-2012 гг. в рамках многоцентрового обследования по подагре.
Материал и методы:
Анкетирование пациентов согласно опроснику, разработанному в ФГБУ «НИИ Ревматологии имени В.А. Насоновой», который включает в себя следующие разделы: паспортная часть, приверженность пациентов вредным привычкам, анамнез заболевания подагрой, число пораженных суставов, сопутствующая патология, эффект от проводимой терапии. Лабораторные методы исследования: клинический анализ крови; биохимический анализ крови: глюкоза, ХС ЛПВП, ХС ЛПНП, ХС, ТГ, креатинин, мочевина, МК, общий белок, билирубин, АЛТ, АСТ, гамма-ГТП, ЩФ, креатинкиназа; общий анализ мочи; суточный анализ мочи (объем выделенной за сутки мочи, креатинин, белок, мочевая кислота), в день выполнения биохимического анализа крови; 2. Инструментальные методы: рентгенографическое исследование дистальных отделов стоп, кистей; УЗИ почек. Клиническая диагностика ИБС, АГ, СД типа 2, ХПН, ХСН. Десятилетний фатальный риск был высчитан с помощью Шкалы SCORE (http://klinrek.ru/calcs/score. htm). В зависимости от полученного значения риска пациента следует отнести в одну из следующих категорий: низкий риск - менее 5% и высокий риск - 5% и более.
Результаты:
Только 22 проанализированных истории болезни позволили оценить вероятность наступления смертельного исхода от ССЗ в течение ближайших 10 лет: из них >5% у 4 мужчин; <5% n=18 (16 мужчин+2 женщины). В группе SCORE >5% среднее значение 5,9 [5,04-6,87]; в группе < 5% среднее значение 2,1 [0,12; 4,9]. Безусловно, численность групп была неодинаковая, однако удалось выявить некоторые тенденции: ассоциированные клинические состояния были только в группе < 5%: ИБС у 3 (17%), ХПН у 1 (6%), ИМ у 1(6%). МК была выше у пациентов в группе >5%: 501,75 (353-718) и 473(256-787).
Заключение:
необходимо шире внедрять опросник для больных с подагрой в практику ЛПУ, т.к. строгое заполнение его позволяет оценить риск смертельного ССЗ в течение 10 лет и принять превентивные меры.
ОЦЕНКА РИСКА ЛЕТАЛЬНОСТИ БОЛЬНЫХ С ОСТРЫМ КОРОНАРНЫМ СИНДРОМОМ БЕЗ ПОДЪЕМА СЕГМЕНТА ST В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТАКТИКИ ЛЕЧЕНИЯ
Полозова Э. И., Сеськина А. А., Щетинина Д. В.
ФГБОУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарева", кафедра госпитальной терапии
Введение (цели/ задачи):
В настоящее время сердечно-сосудистые заболевания широко распространены не только в Российской Федерации, но и во многих развитых странах мира. Данный класс заболеваний является лидирующим в структуре причин смертности в России; на его долю приходится 55% всех случаев смерти среди населения, среди них около 30% случаев смерти лиц трудоспособного возраста. Одним из наиболее фатальных проявлений ишемической болезни сердца является острый коронарный синдром. Целью работы явилась оценка риска летальности больных с острым коронарным синдромом без подъема сегмента ST (ОКСбпST) в зависимости от тактики лечения.
Материал и методы:
В исследование, носившее ретроспективный характер, включено 60 пациентов с ОКСбпST, находившихся на лечении в отделении неотложной кардиологии ГБУЗ РМ «Республиканская клиническая больница №4» г. Саранска в 2013-2016 гг., разделенных на 2 группы. I группа (n=30) - больные, получавшие только традиционную медикаментозную терапию; II группа (n=30) - больные, получавшие интервенционное лечение (баллонная вазодилятация + стентирование коронарных артерий). Среди больных с O^nST, включенных в исследование, было 68 % мужчин (41 человек) и 33% женщин (19 человек) в возрасте от 41 до 89 лет (средний возраст 61,6±10,0 лет). Группы больных были сопоставимы по основным кли-нико-демографическим показателям. Методы исследования: анкетирование, анализ историй болезни с оценкой биохимических показателей (холестерин, тропонины, креатинин, глюкоза), результатов инструментальных методов исследования (электрокардиография, эхокардиография, холтеровское мо-ниторирование электрокардиограммы, коронароангиогра-фия). На основании полученных данных проводили оценку риска летальности больных с острым коронарным синдромом без подъема сегмента ST в зависимости от тактики лечения с использованием шкалы GRACE при поступлении и выписке больных.
Результаты:
Исследования показали, что по шкале GRACE в 50% и 37% случаев соответственно в I и II группах больных отмечен средний риск развития сердечно-сосудистых осложнений, низкий риск - в 37% и 50 % случаев соответственно, высокий риск - в 13% случаев в обеих анализируемых группах больных. Шкала GRACE позволяет оценить риск летальности при OКСбпST. Согласно полученным данным, риск летальности при поступлении выше, чем при выписке. Отдаленный прогноз в отношении риска летальности более неблагоприятный, чем ближайший - в период госпитального лечения пациентов с O^nST. Среднее значение количества баллов в I группе составило 114,0±29,3, во II группе - 112,6±20,8. Различия показателей в анализируемых группах не отмечается (p>0,05),
тезисы iv евразийского конгресса клрдиологов abstracts of the iv Eurasian congress of cardiologists
что свидетельствует об их сопоставимости по риску летальности. У больных I группы при поступлении риск внутриго-спитальной летальности составил 2,35±0,5%, у больных II группы - 1,57±0,2% (p>0,05). Риск летальности через 6 мес., оцененный при поступлении, составил в группе пациентов, получавших только консервативное лечение, 5,54±0,4%, во II группе больных - 4,17±0,8% (р>0,05). В анализируемых группах больных при поступлении риск внутригоспитальной летальности и развития повторного инфаркта миокарда (ИМ) составил 9,29±0,9% и 8,9±0,6% соответственно (p>0,05). Оценка при поступлении риска летальности и повторного ИМ в отдаленном периоде через 6 мес. от момента госпитализации показала следующие значения: 18,03±2,5% в I группе и 16,87±1,9% - во II группе больных (р>0,05). Согласно шкалы GRACE, оценивая клинические и биохимические показатели больных при выписке, отмечено, что риск летальности через 6 мес. в I группе больных составил 2,39±0,3%, во II группе -0,8±0,1% (р<0,001). Риск летальности и повторного ИМ через 6 мес. в I группе больных составил 4,19±0,4%, во II группе -2,73±0,3% (р<0,01).
Заключение:
Полученные данные свидетельствуют о более высокой величине риска летальности и повторного ИМ, оцененной по шкале GRACE среди пациентов, получавших только консервативное лечение, что указывает на большую эффективность интервенционной тактики ведения пациентов с O^nST по сравнению с традиционной консервативной терапией.
ОЦЕНКА СВЯЗИ НАРУШЕНИЙ РИТМА СЕРДЦА С АЛЛОСТАТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ У МУЖЧИН ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА
Мурасеева Е. В.1, Горохова С. Г.1, Пфаф В. Ф.1, Атьков О. Ю.2
1Научный клинический центр ОАО «РЖД», Москва, Россия, 2ГБОУДПО Российская Медицинская академия последипломного образования Минздрава РФ
Введение (цели/ задачи):
Нарушения ритма сердца - важное звено сердечно-сосудистого континуума. Они ухудшают качество жизни пациентов, способствуют прогрессированию сердечной недостаточности и повышают риск внезапной смерти. Предотвращение развития аритмий возможно на основе воздействия на модифицируемые факторы, лежащие в основе их патогенеза. Одним из известных триггеров предсердных и желудочковых аритмий является хронический стресс. Согласно современным подходам, количественной мерой хронического стресса являются показатели аллостатической нагрузки. Индекс аллостати-ческой нагрузки (ИАН) отражает субклиническое состояние здоровья у работающих в возрасте от 20 до 60 лет и ассоциирован с показателями общей смертности, сердечно-сосудистой заболеваемости. Это позволяет использовать его для ранней объективизации проблем со здоровьем в качестве индикатора функциональных расстройств и предиктора развития сердечно-сосудистой патологии. Однако до настоящего времени не ясно, насколько аллостатическая нагрузка связана с нарушениями ритма сердца. Цель исследования: оценить взаимосвязь нарушений ритма сердца и индекса аллостатиче-
ской нагрузки у пациентов трудоспособного возраста.
Материал и методы:
В исследование были включены 158 пациентов с нарушениями ритма сердца (все мужчины, средний возраст - 54,6±8,0 лет). Все работали на железнодорожном транспорте. Клини-ко-лабораторное и инструментальное обследование проводили согласно принятым стандартам обследования при данном виде патологии. В каждом случае анализировали исходные данные о факторах сердечно-сосудистого риска (курение, ожирение, дислипидемия, сахарный диабет, наследственность). Аритмии диагностировали на основании данных ЭКГ и суточного мониторирования ЭКГ по Холтеру (ХМЭКГ). Расчет индекса аллостатической нагрузки проводился по методике McEwen B.C. c набором биомаркеров, в число которых были включены индекс массы тела (ИМТ), ЧСС, систолическое и диастолическое АД, гемоглобин, глюкоза, общий холестерин, липопротеиды высокой и низкой плотности (ЛПВП, ЛПНП), триглицериды, креатинин. Значения ИАН ниже 3 единиц считали низкой, от 3 единиц и выше - повышенной аллостатической нагрузкой. При расчетах использовали разработанную нами компьютерную программу «Расчет индекса аллостатической нагрузки от хронических стрессов (ИАН)», встроенную в медицинский сайт «Профессиональный риск» (http:// medtrud.com/)
Результаты:
По результатам обследования, у 129 (81,6%) пациентов была ИБС вследствие коронарного атеросклероза, который был подтвержден при коронароангиографии. У 127 (80,4%) была артериальная гипертензия, у 36 (22,8%) - сахарный диабет 2 типа, у 38% - дислипидемия. 58% пациентов были курильщиками, ИМТ > 25 имели 77,2%, отягощенную семейную наследственность по ранней ИБС - 29,7%. При ХМЭКГ выявлены следующие нарушения ритма: частые наджелудоч-ковые экстрасистолы (НЖЭС) - в 81% случаев; пароксизмы фибрилляции/трепетания предсердий (ФП/ТП) в 18,4%; желудочковая экстрасистолия (ЖЭ) I градации по Лауну - в 22,8%, II градации - 12%; III градации - 27,8%, IV градации - 37,4%. Показатель ИАН до 3 ед. имели 39,9% пациентов, 3 ед. и выше - 60,1%. Распределение пациентов по величине ИАН и видам нарушений ритма обнаружило, что при повышенном ИАН достоверно чаще выявлялись наджелудочковые экстрасистолы (х2 = 6,26, р<0,05), желудочковые экстрасистолы II, III и IV градации по Lown-Wolf (х2 = 4,88, р<0,05, х2 = 14,36, р<0,001, х2 = 43,01, р<0,001, соответственно). Связи пароксизмов МП/ ТП и ЖЭС I градации с величиной ИАН не выявлено. При этом в группе с низким ИАН (от 0 до 2 ед.) достоверно реже встречались пациенты с дилатацией левого предсердия и левого желудочка, чем в группе с ИАН выше 3 ед. (х2 = 8,50, р<0,001, х2 = 11,80, р<0,001), соответственно.
Заключение:
У мужчин трудоспособного возраста нарушения ритма сердца - частые наджелудочковые и желудочковые экстрасистолы - достоверно связаны с повышенной аллостатической нагрузкой, которая является интегральным клиническим показателем хронического стресса. Определение индекса алло-статической нагрузки ИАН важно для индивидуальной оценки вклада стресса в развитие аритмий и последующего определения эффективности лечебно-профилактических мероприятий.