Научная статья на тему 'Оценка результатов применения компьютерного тестирования на заочном отделении'

Оценка результатов применения компьютерного тестирования на заочном отделении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробей Людмила Александровна, Грибовская Марал Атаевна, Кузменкова Инна Анатольевна

В данной работе дан анализ опыта применения компьютерного тестирования как промежуточной формы контроля знаний студентов заочного отделения, описана методика организации и проведения компьютерного тестирования, дан пример варианта тестового задания, отмечены положительные и отрицательные стороны данной формы контроля знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка результатов применения компьютерного тестирования на заочном отделении»

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

45

УДК 372.016:004.415.53

Л. А. Воробей, М. А. Грибовская, И. А. Кузменкова

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ

В данной работе дан анализ опыта применения компьютерного тестирования как промежуточной формы контроля знаний студентов заочного отделения, описана методика организации и проведения компьютерного тестирования, дан пример варианта тестового задания, отмечены положительные и отрицательные стороны данной формы контроля знаний.

Введение

Образовательный процесс в современных условиях направлен, в первую очередь, на формирование активной и профессионально востребованной личности, обладающей аналитическим мышлением, способной критически оценивать ситуацию, быстро адаптироваться и свободно ориентироваться в конкретных экономических условиях, умеющей анализировать и прогнозировать экономические системы, самостоятельно и творчески принимать решения. Важная роль в формировании такой личности принадлежит общенаучным дисциплинам (в частности, высшей математике), овладение которыми обеспечивает получение стандартных фундаментальных знаний в свете современных представлений, помогает создать целостную картину мира в его естественнонаучном понимании, приобщает к системному мышлению, помогает овладеть методами анализа, учета, формулировать экономические задачи на языке точных наук. Такой подход диктует необходимость поиска новых эффективных форм, методик и технологий обучения, направленных на вовлечение студента в атмосферу научного поиска, творчества, способности воплощать научные идеи в успешные инновационные проекты. Задача крайне сложная, ведь учебный процесс в вузе сам по себе представляет собой сложный объект управления, включающий организацию обучения, содержание дисциплин, методы, формы, средства обучения и, наконец, контроль результатов обучения. Инновационная модель развития образования, являющаяся частью государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы, утвержденной Указом Президента № 136 от 26 марта 2007 г. [1], в системе контроля знаний выделяет три составляющих:

1) компьютерное тестирование, позволяющее оценить объем знаний;

2) оценка практических навыков и умений в виде зачетов и экзаменов;

3) устное собеседование, которое позволяет оценить, как мыслит студент, насколько развита его речь.

Именно в области контроля знаний компьютерные технологии продвинулись максимально далеко, и ведущую роль здесь занимает компьютерное тестирование.

Результаты исследования и их обсуждение

В Белорусском торгово-экономическом университете компьютерное тестирование практикуется более пяти лет. Оно представляет собой промежуточный этап контроля знаний студентов заочного отделения. Тестирование направлено на проверку минимально допустимого уровня знаний студентов. Анализ опыта тестирования показывает явные преимущества тестового контроля на этапе допуска студента к экзамену (зачету).

Компьютерным тестированием были заменены традиционные контрольные работы на заочном отделении, большая часть которых, как правило, выполнялась несамостоятельно. Кроме того, работы представлялись на рецензию в последние дни перед экзаменом. В результате даже если студенты допускались к экзамену, уровень их знаний был крайне низок. Необходимость же получения допуска к экзамену (зачету) посредством компьютерного тестирования обязывает студентов усвоить основные определения, понятия, формулы, алгоритмы решения задач.

Любое новшество, внедряемое в педагогический процесс, должно проходить три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе должны решаться задачи целеполагания, диагностики, прогнозирования и планирования развития педагогического процесса [2]. На данном этапе перед коллективом кафедры была сформулирована цель: создать базы тестовых заданий по каждой

46

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

из изучаемых дисциплин: «Высшая математика», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Математическое программирование», «Эконометрика». При этом необходимо было придерживаться следующих требований к составлению тестовых заданий:

• задания тестов должны охватывать все темы типовой программы;

• формулировки тестовых заданий должны быть краткими, синтаксически простыми, не содержать двусмысленностей и быть понятными студентам, проходящим тестирование;

• ответы должны быть одинаково привлекательными и не содержать подсказок, должны быть сформулированы четко и кратко;

• нахождение ответов не должно требовать больших затрат времени.

Основной этап включает реализацию поставленных целей и задач. В результате по каждой дисциплине курс был разбит на десять секций. Программа тестирования из каждой секции случайным образом выбирает по одному заданию. Таким образом, студенту в общей сложности предлагается ответить на десять вопросов. В каждом из тестовых заданий дается пять вариантов ответов. Специфика тестов по высшей математике предполагает использование таких тестовых заданий, в которых нужно из нескольких ответов выбрать только один правильный. При проведении компьютерного тестирования не допускается использование студентами учебников, учебно-методических пособий, а также других вспомогательных материалов. На выполнение тестовых заданий отводится двадцать минут. Ограничение во времени предполагает, что студент должен четко знать теоретический материал и обладать навыками решения типовых примеров, при этом исключается возможность списывания и подсказок. Студент сдает тест, если верно отвечает не менее чем на шесть вопросов. Максимальное число попыток тестирования - три. В случае неудачных трех попыток тестирования по дисциплине студент имеет право на дополнительное компьютерное тестирование на платной основе, но не более одной платной попытки в день.

В качестве примера приведем тест, разработанный по курсу «Теория вероятностей и математическая статистика».

Секция 1. Основные понятия теории вероятностей.

Студент должен сдать два экзамена. Событие А - «студент сдал первый экзамен», событие В - «студент сдал второй экзамен», событие С - «студент сдал оба экзамена». Тогда событие С равно:

1) C = A • B ; 2) C = A + B; 3) C = A / B; 4) C = A; 5) C = A • B + A • B .

Секция 2. Классическое определение вероятности.

В урне 12 шаров, ничем, кроме цвета, не отличающихся. Среди этих шаров 4 красных. Вероятность вытащить шар другого цвета равна:

1 4 8 11

1) —; 2) —; 3) —; 4) -; 5) -.

12 12 12 4 8

Секция 3. Основные теоремы теории вероятностей.

В каждом из двух ящиков находится по 20 деталей. В первом ящике содержится 5, а во втором 10 бракованных деталей. Из каждого ящика вынимают по одной детали. Вероятность того, что обе вынутые детали окажутся бракованными, равна:

5 +10 5 10 11 11 5 10

1) ----; 2) —+ — ; 3)- + —; 4)—; 5) — •— .

40 20 20 5 10 5 10 20 20

Секция 4. Повторные независимые испытания.

Вероятность выигрыша по лотерейному билету равна 0,4. Тогда вероятность того, что среди купленных 7 билетов окажутся 4 выигрышных, рассчитанная по формуле Бернулли, равна:

1) р7 (4) = C4 • (0,4)4 (0,б)7~4;

2) P4 (7) = C7 • (0,4)7 (0,б)7-4;

3) P7(4) = C74 • (0,4)4(0,6)4;

4) P4 (7) = C74 -(0,6)7 (0,4)7 4;

5) P7 (4) = C74 • (0,4)4 (0,6)7 .

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

47

Секция 5. Случайные величины.

Закон распределения дискретной случайной величины Х задан следующей таблицей:

X 0 1 2 3

Р 0,4 0,2 0,3 0,1

Значение функции распределения этой случайной величины на интервале 1 < x < 2 равно:

1) 0; 2) 0,3; 3) 0,6; 4) 0,9; 5) 1.

Секция 6. Некоторые законы распределения случайных величин.

Непрерывная случайная величина X распределена по показательному закону

f ( x)

10е 10х, при x > 0; 0, при x < 0.

Тогда ее математическое ожидание равно:

1) 0; 2) ; 3) в10; 4) -L; 5) 10.

10 е

Секция 7. Нормальное распределение.

Дифференциальная функция распределения случайной величины X равна:

f (x)

(x-lf

8

Тогда математическое ожидание случайной величины X равно: 1) 0; 2) 2; 3) 1; 4) 8; 5) 4іл .

Секция 8. Выборочный метод.

Для вариационного ряда

х -10 0 1

2 3 5

выборочное среднее хв равно:

1) -5; 2) -1,5; 3) 0; 4) 0,5; 5) 10.

Секция 9. Элементы теории корреляции.

Коэффициент корреляции принимает значения из промежутка:

1) [-1; 1]; 2) [0; 1]; 3) (-1; 1); 4) (-да; да); 5) [0; + да).

Секция 10. Непараметрические методы математической статистики.

Критическая область для проверки гипотезы Н0 имеет вид (-Ккр; Ккр). Гипотеза Н0 будет отвергнута, если:

1) Кнабл < -Ккр;

2) -Ккр < Кнабл < Ккр;

3) Кнабл > Ккр;

4) \Ккр\ > Кнабл;

5) Кнабл = Ккр.

48

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Ежегодно тестовая база обновляется и совершенствуется не только с технической, но и с дидактической точки зрения, что позволяет избежать необъективности результатов тестирования, а также исключить уловки студентов при сдаче тестов. Формулировки заданий изменяются таким образом, чтобы при кажущемся сходстве смысл их был различным, поэтому задачи заменяются аналогичными. При этом учитываются типичные ошибки, ведется статистика самых «трудных» вопросов.

На заключительном этапе нововведений изучается степень решения поставленных задач, обобщается опыт, выделяются положительные стороны, выявляются причины недостатков, намечаются пути их устранения [2].

Исходя из пятилетнего опыта работы, можно выделить следующие преимущества тестового контроля знаний на этапе допуска студента к экзамену:

• полнота охвата содержания (возможность проверки знаний по всем основным темам курса);

• объективность оценок тестирования, которые практически никогда не оспариваются студентами;

• возможность одновременного тестирования большого количества студентов;

• возможность быстро выявить уровень знаний и получить статистические данные об успеваемости студентов;

• возможность найти слабые места в подготовке и выявить направления индивидуальной помощи в освоении нового материала;

• компьютерное тестирование носит обучающий характер: при повторном тестировании студент вынужден выучить те вопросы, на которые не знал ответа, при необходимости обратиться за помощью к преподавателю;

• компьютерное тестирование позволяет давать методические рекомендации для дальнейшего построения образовательного процесса;

• компьютерное тестирование побуждает студентов более серьезно относиться к установочной сессии и осознать необходимость самоподготовки в межсессионный период. Важная роль в организации самоподготовки студентов принадлежит преподавателю, его умению грамотно организовать эту работу. Отправным пунктом является традиционная установочная лекция, на которой определяются содержание, цели и пути познавательной деятельности, не только даются рекомендации для самостоятельного изучения курса, но и обращается внимание на методику подготовки к компьютерным тестированиям. При этом в помощь студентам предлагаются вопросы, на которые необходимо уметь отвечать для успешного выполнения теста, примерные тестовые задания по дисциплинам курса, методические пособия, организуются консультации, для желающих проводятся факультативные занятия в качестве платной услуги.

Как положительные стороны можно также отметить «простоту заполнения базы контрольных заданий и внесения в нее изменений» [3] и тот факт, что при правильной организации тестрование как часть процесса обучения будет способствовать развитию системного мышления [4].

Но, несмотря на явные преимущества промежуточного компьютерного контроля знаний, существуют и отрицательные стороны:

• в большинстве случаев студент первоначально пытается сдать тест без подготовки, однако после нескольких неудачных попыток осознает тот факт, что все-таки необходимо сесть и выучить, но время упущено, в результате чего он не допускается к экзамену;

• студент, зная отдельные действия в решении задачи и тем самым успешно сдав тестирование, в ряде случаев может затрудняться в применении полного алгоритма решения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• отсутствие возможности проверки правильности понимания студентом задания;

• отсутствие учета индивидуальных способностей и психологических особенностей студентов (не каждый обладает способностью вдумчиво читать и быстро воспринимать информацию с экрана компьютера, что создает значительное препятствие для студентов, у которых данная интеллектуальная способность развита слабее);

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

49

• тестовый контроль не восполняет в полной мере диалог между преподавателем и студентом;

• в большинстве случаев отсутствует возможность творческого подхода у студента к решению задач.

Несмотря на все это, достоинств у компьютерного тестирования именно как промежуточного контроля знаний больше. Что же касается недостатков, то большую часть из них можно устранить, грамотно организовав учебный процесс, рассматривая его как процесс овладения уровнями обучения. При подготовке к тестированию студент в лучшем случае проходит только два низших уровня научного познания: оперирование представлениями, оперирование логическими связями. Задача преподавателя построить дальнейший процесс обучения (практические занятия, консультации, факультатив) таким образом, чтобы были освоены и более высокие уровни - обобщающего познания и научного предвидения. Наиболее эффективно учебный процесс протекает тогда, когда более высокие уровни сложности опираются на менее сложные, базовые уровни научного знания [5].

В этом случае компьютерное тестирование будет не только выступать эффективным средством контроля знаний, но и иметь обучающий характер. При этом возникает проблема: подготовка качественных тестов не только с технической, но и дидактической точки зрения. Для ее решения должна быть разработана специальная система контроля качества и экспертизы компьютерных тестов. При этом в качестве экспертов, кроме специалистов по данной дисциплине, должны привлекаться специалисты из других областей - психологи, программисты и др.

Выводы

Компьютерное тестирование как промежуточная форма контроля знаний не исключает традиционных форм контроля, а является подтверждением наличия у студента-заочника базы знаний, необходимой для участия в экзаменационной сессии. При этом, в первую очередь, при введении тестирования в образовательный процесс в УО «БТЭУ» руководствовались тем принципом, что целью и средством любого педагогического процесса, а в данном случае процесса тестирования студентов заочного отделения, является самосовершенствование личности, включая и установки на самообразование.

Литература

1. О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 20072010 годы : Указ Президента Респ. Беларусь от 26 марта 2007 г., № 136 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2007. - № 79. - С. 9.

2. Андреев, В. И. Основы педагогики высшей школы : учеб. пособие для вузов / В. И. Андреев. -Минск : РИВШ, 2005. - 194 с.

3. Зуенок, А. Ю. Обучение будущих учителей технологии проведения компьютерного контроля знаний / А. Ю. Зуенок, Т. Н. Круглик // Адукацыя і выхаванне. - 2009. - № 10. - С. 29-33.

4. Абовский, Н. П. Развитие системного мышления при обучении и тестировании / Н. П. Абовский, В. И. Пологушкин // Alma mater. - 2009. - № 2. - С. 32-40.

5. Архангельский, С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С. И. Архангельский. - М. : Высш. шк., 1974. - С. 384.

Summary

The analyses of experience of computer testing usage as an intermediate form of the knowledge control of the students of correspondence department is presented in the given work. The author describes the technique of organization and carrying out the computer testing, gives an example of the variant of testing task and notes positive and negative sides of the presented form of knowledge control.

Поступила в редакцию 16.03.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.