Научная статья на тему 'Оценка результатов корректировки внешнеполитического курса СССР в 1953-1964 гг.'

Оценка результатов корректировки внешнеполитического курса СССР в 1953-1964 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1397
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / Хрущев / внешняя политика / USSR / Khrushchev / foreign policy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Е.Р. Шуба

В статье исследуются оценки результатов корректировки внешнеполитического курса СССР в период правления Н.С. Хрущёва. Рассматривается феномен «сверх-державности» в отношении СССР. Выдвигается идея внешнеполитического «разворота» и предлагается оценка дипломатического статуса Советского Союза после смерти И. Сталина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the results of the adjustment of the USSR’s foreign policy course in 1953-1964

The article examines the evaluation of the results of the adjustment of the foreign policy of the USSR during the reign of N.S. Khrushchev. The phenomenon of "super-power" in relation to the USSR is considered. The idea of a foreign policy "U-turn" is put forward and an assessment of the diplomatic status of the Soviet Union after the death of I. Stalin.

Текст научной работы на тему «Оценка результатов корректировки внешнеполитического курса СССР в 1953-1964 гг.»

УДК 94(47).084.9

Оценка результатов корректировки внешнеполитического курса СССР в 1953-1964 гг.

Е.Р. Шуба, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, Белгород; студент; jenya130598@yandex.ru. Науч. рук. к-т. ист. наук, доцент Е.Ю. Прокофьева

Аннотация. В статье исследуются оценки результатов корректировки внешнеполитического курса СССР в период правления Н.С. Хрущёва. Рассматривается феномен «сверх-держав-ности» в отношении СССР. Выдвигается идея внешнеполитического «разворота» и предлагается оценка дипломатического статуса Советского Союза после смерти И. Сталина. Ключевые слова: СССР, Хрущев, внешняя политика

Evaluation of the results of the adjustment of the USSR's foreign policy course in 1953-1964

E.R. Shuba, Belgorod National Research University, Belgorod, Russia; student. Research adviser E.Y. Prokofieva

Abstract. The article examines the evaluation of the results of the adjustment of the foreign policy of the USSR during the reign of N.S. Khrushchev. The phenomenon of "super-power" in relation to the USSR is considered. The idea of a foreign policy "U-turn" is put forward and an assessment of the diplomatic status of the Soviet Union after the death of I. Stalin. Keywords: USSR, Khrushchev, foreign policy

Современная Россия стремится к возвращению себе статуса мировой сверхдержавы, приобретенного после победы в Великой Отечественной войне. Среди современных исследователей существует мнение о том, что впервые международный авторитет СССР стал постепенно терять обороты в послевоенный период из-за смены политического курса, неуверенного государственного лидера, а также запущенного им процесса «десталинизации» после смерти И.В. Сталина.

Идея о коренной смене политического и экономического курса в указанный период принадлежала первому секретарю ЦК - Н.С. Хрущёву. Его фигура представляет особый интерес для исследования, поскольку он занимал высшую руководящую должность в партийном аппарате страны на протяжении 11 лет, что составляет седьмую часть от всей продолжительности советской истории [3, с. 41].

Впервые вопрос о пересмотре внешнеполитического курса СССР был поднят в марте 1953 года Г.М. Маленковым. Председатель Совмина ратовал за «разрядку» напряженности на международной арене.

Новое руководство партии во главе с Н.С. Хрущевым главным средством по установлению мирных взаимоотношений во внешней политике считало максимальное расширение дипломатических и дружеских отношений СССР с другими странами [8, с. 5]. Первым шагом в данном направлении стало

194

подписание Корейского соглашения о перемирии. Стоит отметить, что подготовлено оно было ещё И.В. Сталиным, который представлял Советский союз на первых переговорах о необходимости данного перемирия, которые прошли в 1951 году в Москве.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 года, советским правительством было принято решение о прекращении состоянии войны с Германией. Во время визита председателя правительства ФРГ К. Аденауэра в сентябре 1955 г. в СССР было положено начало в установлении советско-германских политических отношений.

15 мая 1955 года в Вене был заключен многосторонний Договор о независимости Австрии между оккупационными государствами: Францией, Великобританией, США и СССР, согласно которому Австрия была полностью восстановлена в правах как суверенное государство, ей были гарантированы окончание военных действий и постоянный нейтралитет. Таким образом, предоставление независимости Австрии во многом стало возможной благодаря дипломатическим усилиям руководства И.В. Сталина, став в последствии главным центром международного сотрудничества.

В январе 1956 года лично Н.С. Хрущёвым было принято решение о возвращении Финляндии арендуемой территории Порккала-Удд на побережье Финского залива с одновременной ликвидацией военных сил Советского союза с одной из важнейших военно-морских баз СССР. За короткий десятилетний срок своего существования данная ВМБ была отлично укомплектована передовой военной техникой, были возведены военные городки с необходимыми коммуникациями. Только за последние 3 года с 1952 по 1955 на оснащение данного объекта было потрачено свыше 135 млн. рублей. Стратегическое значение данной базы было огромно - помимо полного контроля над входом в Финский залив, обеспечивающего защиту Ленинграда, непосредственная близость к финской столице - Хельсинки была равна выстрелу дальнобойного орудия советской ВМБ [5, с. 154]. Тем не менее, Хрущев вернул арендованные территории вместе с мощнейшей укомплектованной базой взамен на отвлеченное соглашение о двадцатилетнем советско-финском сотрудничестве и добрососедстве.

На ХХ съезде КПСС в 1956 году большое внимание было уделено изменению внешнеполитического курса СССР. Хрущев утверждал, что на данном этапе представляется возможным недопущение новой мировой войны, путем дипломатического урегулирования конфликтов. Однако, о полном прекращении противостояния между СССР и США говорить не приходилось.

В Америке продолжал действовать закон, согласно которому все страны, получавшие от неё помощь в соответствии с планом Маршалла, обязаны были расторгнуть все торговые отношения со странами социалистического лагеря. Так, в 1955 году на международной арене стали складываться военно-политические блоки СЕНТО и СЕАТО, главной задачей которых являлось сдерживание воздействия социалистических стран на мировую общественность.

В 1956 году коренным образом была изменена военная доктрина СССР. Новая концепция ознаменовала собой переход от военных действий на полях сражений к атомно-ядерной конфронтации. Уже в 1957 году СССР первым в мире провел испытания межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, дальность полета которой позволяла поразить территорию США. С 1959 года на территории Советского союза было развернуто массовое секретное производство МБР, а также строительство атомного подводного флота [10, с. 208].

Стремительное наращивание военно-промышленного потенциала СССР дало возможность советскому правительству в начале 1960-х годов на переговорах со странами Западного лагеря сохранять жесткую независимую позицию, что существенно обострило мировую политическую напряжённость [9, с. 51].

Последним шагом на пути к новому мировому конфликту стала неудачная встреча Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущева в Вене 4 июня 1961 года. Лидеры США и СССР так и не смогли договориться о решении германского вопроса, а на предложение о введении запрета на проведение ядерных испытаний советский лидер ответил категоричным отказом. Этой же ночью на территории Берлина на основании сложившихся внутренних границ была воздвигнута стена, обнародовавшая открытое противостояние между СССР и Западом. Данное событие получило вскоре название Первого Берлинского кризиса, который стал разделительным «железным занавесом» в Европе [1, с. 93].

Спустя 3 месяца СССР в одностороннем порядке объявило мораторий на проведение ядерных испытаний и провел массовое тестирование советского ядерного оружия.

Пик «холодной войны» пришелся на 1962 год и вошел в историю как Карибский кризис. Основной предпосылкой можно назвать установку американских ракет на территории Турции в 1961 году, в непосредственной близости к границам СССР. Решение Н.С. Хрущева в 1962 году о размещении советских ядерных ракет средней дальности на Кубе - наиболее удобной точки поражения США - было встречено подготовкой военного вторжения американской армии на данную территорию. Когда весь мир оказался в шаге от гибели, решить конфликт Кеннеди и Хрущеву удалось в результате долгих и тяжелых телефонных переговоров и договориться об обоюдном выводе ракет из Турции и Кубы. В 1963 году в Москве было подписано трёхсторонне соглашение между СССР, США и Великобританией «о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой», который вскоре был поддержан большинством стран [2, с. 197].

Таким образом, несмотря на частичное мировое разоружение и существенное снижение международной напряженности, «холодная война» не была окончена и со сменой власти в США и СССР конфликт разгорелся с новой силой.

В основу внешнеполитического курса Н.С. Хрущева в отношении стран социалистического лагеря было положено установление прочных дружественных отношений. В 1955 году по инициативе СССР был образован военно-политический блок социалистических стран - Организация Варшавского договора, в противовес европейским блокам. В его состав вошли:

СССР, Польша, Румыния, Болгария, ГДР, Албания, Чехословакия и Венгрия. Главной целью учреждения ОВД являлась взаимная помощь его членов в случае военной опасности.

Для регулирования экономических отношений между странами социалистического лагеря продолжал действовать Совет экономической взаимопомощи, благодаря которому продолжало постоянно увеличиваться число промышленных строек СССР, развернувшихся на территориях его союзников.

Наиболее крупным интернациональным предприятием, организованным в контексте СЭВ, стало строительство нефтепровода «Дружба» в 19581964 годах, общая протяженность которого превышала 4,5 тысячи километров. В 1959-1962 годах была создана единая энергосистема «Мир» для европейских стран, находящихся в составе СЭВ. Большую часть расходов данной кампании взял на себя СССР.

В 1955 году по инициативе СССР было заключено соглашение о восстановлении дружественных отношений с Югославией. Помимо сотрудничества в различных отраслях экономики, науки и культуры соглашение аннулировало югославский долг перед Советским союзом свыше 90 миллионов долларов, кроме того, руководство партии охотно предоставило союзнице новый кредит.

Характерной чертой внешней советской политики после смерти Сталина стало открытое вмешательство во внутренне дела стран социалистического лагеря. Так, в 1953 году военными силами СССР были подавлены восстания на территории Восточного Берлина, где рабочие выступили за объединение города. В 1956 году волна рабочих восстаний прокалилась в Польше под лозунгами: «Свободу!», «Хлеба!», «Долой коммунизм!». Данные конфликты привели к смене власти в Польше, а Советский союз был намерен ввести свои войска на данную территорию. Ситуация заблаговременно разрешилась лишь благодаря дипломатическим способности нового польского лидера - В. Гомулка [6, с. 343]. 4 ноября 1956 года советские войска были введены в Венгрию, где начали набирать силу антикоммунистические партии, объявившие о выходе страны из ОВД. Восстание также было подавлено.

Таким образом, события в Венгрии и Югославии четко продемонстрировали всему миру намерение Советского союза любой ценой сохранить социалистический строй в странах Юго-Восточной и Центральной Европы.

Коренные изменения произошли и в советско-китайских отношениях. На место нового мирового лидера коммунизма претендовал Мао Цзедун, которого в печати стали называть пятым классиком марксистского учения. Причиной для разрыва отношений между СССР и Китаем в сфере разработки и испытаний ядерного оружия стал отказ последнего разместить на своей территории советские военные базы.

Третьим вектором внешнеполитического курса СССР во время правления Н.С. Хрущёва стало налаживание отношений со странами третьего мира, которые все быстрее избавлялись от бремени колониальной зависимости. После посещения Н.С. Хрущевым и Н.А. Булганиным Афганистана, Бирмы и Индии в 1955 году, советскому правительству удалось провести более

30 политических переговоров с лидерами развивающихся государств, более 20 из которых заключили соглашения о сотрудничестве с СССР.

Для того, что добиться расположения ряда стран третьего мира и поставить их на социалистический путь развития Советский союз оказывал им существенную материальную и военную помощь. Советские специалисты были отправлены на крупные промышленные стройки в развивающиеся страны. В общей сложности СССР спонсировал более указанных 6000 предприятий [7, с. 56].

Особый вклад в распространение коммунистической идеологи в странах третьего мира внёс лично Н.С. Хрущев. В конце 1950-х - начале 1960-х он нанес множество визитов и был лично знаком с большинством лидеров развивающихся стран. Его инициативе принадлежит представление к званию Героя Советского Союза А. бен Белла, Ф. Кастро и Г.А. Насера.

Итогом данной политики стало усиление конфронтации между СССР и США, поскольку страны Запада расценивали налаживание отношений между Советским Союзом и странами третьего мира как советскую экспансию.

Подводя итог целям и методам внешнеполитических реформ Хрущева можно сделать вывод о том, активная внешняя политика не имела чёткой последовательности, деятельность Хрущёва зачастую была противоречивой и неоднозначной. Став новым идеологом Советского Союза, а также одним из наиболее важных политических лидеров на международной арене, Н.С. Хрущёв играл заметную роль в развитии событий «холодной войны». На время его правления приходятся ряд мировых кризисов, обострение отношений СССР с Китаем, Албанией и Румынией, при одновременном налаживании дипломатических контактов с рядом стран и помощи Кубе. Во внешней политике СССР, в лице Первого секретаря, активно продвигал идею всемирного разоружения, и в то же время проводил передовые испытания мощнейшего ядерного оружия [4, с. 6].

В то же время СССР продолжал сохранять статус главного оппонента США и мировой сверхдержавы, который был установлен ещё правительством И.В. Сталина. Руководству Хрущева удалось сделать несколько шагов на пути к снижению мировой напряженности в контексте «холодной войны», однако конец положить ей не представлялось возможным.

Стремление к максимальному установлению контактов как в социалистическими, так и с развивающимися странами в большинстве случаев оборачивалось огромными неоправданными тратами для СССР, которые не приносили существенных результатов.

Литература

1. Веттиг Г. Н. С. Хрущев и Берлинский кризис 1958-1963 годов. Политика угроз и возведение Берлинской стены. М.: РОССПЭН, 2007. 400 с.

2. Мартьянов И.Ю. Деятельность политического руководства СССР в период Карибского кризиса и общественное мнение: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02. М., 2006. - 242 с.

3. Медведев Р. А. Н.С. Хрущев: Политическая биография: биография. М.: Книга, 1995. - 70 с.

198

4. Пыжиков А. В. Хрущевская "оттепель", [1953-1964]. М.: ОЛМА-Пресс, 2002. - 509 с.

5. Советская внешняя политика в годы "холодной войны" (1945-1985): Новое прочтение / [Л. Н. Нежинский, И. А. Челышев, А. М. Филитов и др. М.: Междунар. отношения, 1995. - 508 с.

6. Холодная война. в 2 т. Т. 1: Противостояние двух сверхдержав. М.: Рубин, 2014. -

979 с.

7. Хрущёв и Насер. Из истории советско-египетских отношений. Документы и материалы. 1958-1964. СПб.: Алетейя, 2017. - 129 с.

8. Хрущев Н.С. О международном положении и внешней политике Советского Союза: Доклад т. Н. С. Хрущева на III сессии Верховного Совета СССР 31 окт. 1959 г. Калининград, 1959. - 40 с.

9. Хрущев Н.С. Разоружение - путь к упрочению мира и обеспечению дружбы между народами: Доклад и заключит. слово т. Н. С. Хрущева на четвертой сессии Верховного Совета СССР. Закон о новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР. Обращение Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик к парламентам и правительствам всех государств мира. М.: Госполитиздат, 1960. - 72 с.

10. Черток Е.Б. Горячие дни Холодной войны. Ракеты и люди. М.: Машиностроение, 1999. - 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.