Научная статья на тему 'НАЧАЛО, РАЗВИТИЕ И ОБОСТРЕНИЕ КАРИБСКОГО КРИЗИСА: ПОМОЩЬ СССР'

НАЧАЛО, РАЗВИТИЕ И ОБОСТРЕНИЕ КАРИБСКОГО КРИЗИСА: ПОМОЩЬ СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1216
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУБИНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ХОЛОДНАЯ ВОЙНА / КАРИСКИЙ КРИЗИС 1962 Г / КУБА / США / СССР / КУБИНО - АМЕРИКАНСКИЙ КОНФЛИКТ / СОВЕТСКО-КУБИНСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ПОСТАВКИ ВООРУЖЕНИЯ СССР НА КУБУ / МИР НА ГРАНИ ЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамилова Х.А.

В данной статье рассмотрены события, оказавшие большое влияние н историю СССР и США, последствия которых растянулись на многие десятилетия. Речь идет о Карибском (Кубинском) кризисе 1962 года. Противостояние США и маленького острова Куба и оказание последнему помощи СССР - события, поставившие весь мир перед лицом Третей мировой (или ядерной войны). В работе рассмотрены предпосылки возникновения кризиса, его ход и основные этапы. Основной упор сделан на анализ помощи СССР своим кубинским союзникам и роль советской помощи в развёртывании и разрешении Карибского кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЧАЛО, РАЗВИТИЕ И ОБОСТРЕНИЕ КАРИБСКОГО КРИЗИСА: ПОМОЩЬ СССР»

УДК 94

Мамилова Х.А.

магистрантка II курс Ингушский государственный университет Республика Ингушетия, Магас

НАЧАЛО, РАЗВИТИЕ И ОБОСТРЕНИЕ КАРИБСКОГО КРИЗИСА: ПОМОЩЬ СССР

Аннотация

В данной статье рассмотрены события, оказавшие большое влияние н историю СССР и США, последствия которых растянулись на многие десятилетия. Речь идет о Карибском (Кубинском) кризисе 1962 года. Противостояние США и маленького острова Куба и оказание последнему помощи СССР -события, поставившие весь мир перед лицом Третей мировой (или ядерной войны). В работе рассмотрены предпосылки возникновения кризиса, его ход и основные этапы. Основной упор сделан на анализ помощи СССР своим кубинским союзникам и роль советской помощи в развёртывании и разрешении Карибского кризиса.

Ключевые слова:

Кубинская революция, холодная война, Кариский кризис 1962 г., Куба, США, СССР, Кубино -Американский конфликт, Советско-Кубинские взаимоотношения, поставки вооружения СССР НА Кубу,

мир на грани ядерной войны.

Каждый международный кризис в ХХ веке тесно связан с глобальными политическими процессами. Не стал исключением и Карибский кризис. Его корни лежат в беспрецедентном подъеме национально-освободительного и демократического движения после Второй мировой войны. Стремлению стран Латинской Америки добиться большей независимости на этой волне противостояли США, которые хотели не допустить проникновения СССР в Латинскую Америку. В условиях начала «холодной войны» руководство США совместило достижение своих целей в Латинской Америке с созданием (ОАГ), которая должна была реализовать лозунг «Доктрины Монро» - «Америка для американцев».

Приход к власти демократических сил на острове Куба был с осторожностью встречен американским руководством. Попытка Фиделя Кастро в апреле 1959 года организовать встречу с представителями правительства Соединенных Штатов окончилась безуспешно. Начиная с этого момента кубино-американские взаимоотношения стали быстро идти на ухудшение. Каждая из сторон приняли ряд экономических санкций, направленных друг против друга. Далее за ними последовали и меры военного характера [1; с. 158].

Попытка организованного США переворота на Кубе путем вторжения с американских судов кубинских эмигрантов состоялась в апреле 1961 года, в результате которой бригада контрреволюционеров при организованной поддержке Вооруженных сил США высадилась на Плайя-Хирон (о. Куба). Попытка высадки, однако, завершилась поражением десанта.

В конце 1961 года конфликт между Америкой и Кубой начал набирать все большие обороты и выходить за региональные рамки. Кубу обвинили в организации коммунистического проникновения в латиноамериканские страны.

Жесткие меры, принятые Соединенными Штатами направленные против Кубы еще до ее исключения из состава ОАГ, были сформулированы в проекте под кодовым названием «Мангуста», принятом американским руководством к концу ноября 1961 года. Целью его было помочь кубинцам свергнуть «коммунистический» режим [2; с. 137].

Политика, проводимая советским руководством также способствовала переходу кубино-американского конфликта в глобальный масштаб. Начало 1960-х годов связано с усилением конфронтации между СССР и США, а уже в мае 1960 года не было запланированной встречи глав четырех держав. Встреча 3 и 4 июня 1961 года в Вене председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущева с

новоизбранным президентом США Дж. Кеннеди не снизила уровня конфронтации между двумя государствами. Также при встрече обсуждался германский вопрос.

Президент США также пытался показать на переговорах, что напряженность на мировой арене является последствием распространения коммунистических идей по всему миру. Н. С. Хрущев же в свою очередь, заявил, что Советский Союз и дальше будет поддерживать национально-освободительные войны на территории любых стран. Вскоре противостояние в центре Европы окончилось строительством Берлинской стены 13 августа 1961 года. Таким образом, на повестку дня был поставлен вопрос о последствиях поддержки антиамериканских режимов в странах «третьего мира» [3; с. 101].

Как было принято столь роковое решение о размещении советских ядерных ракет на территории Кубы? Этот вопрос и на сегодняшний день еще не до конца прояснен. Скорее всего, можно предположить, что мысль о создания советских ракетных баз на Кубе возникла в марте-апреле 1962 года. Одним из первых же признаков грозы над Кубой было ее исключение из ОАГ. Идея размещения ядерных ракет на кубинской территории у Н. Хрущева возникла в апреле 1962 года, после доклада министра обороны СССР Р. Я. Малиновского о размещении американских ядерных ракет средней дальности в Турции.

В Москву в начале мая был вызван представитель посольства СССР в Гаване А.И. Алексеев. А.И. Алексеев был немедленно принят Н. Хрущевым, от которого узнал о решении руководства назначить его послом на Кубе, что объяснялось его хорошими связями с кубинским руководством, которые были срочно необходимы для осуществления намерений о создании на Кубе советской ракетной базы. Через пару дней Алексеева снова вызвали в Кремль, на встречу с Н.С. Хрущевым с участием членов политического руководства - А.И. Микояна, Ф.Р. Козлова Ш.Р. Рашидова, министра обороны Р.Я. Малиновского, министра иностранных дел А.А. Громыко и командующего ракетными войсками С.С. Бирюзова [4; с. 36].

В конце беседы Н.С. Хрущев заявил о большой вероятности вторжения американцев на Кубу, чем и объясняется необходимость развертывания советских ядерных ракет на территории кубинского острова с целью отражения военной угрозы Кубы с помощью ядерного сдерживания США. Перед отъездом делегации прошел расширенный Совет обороны, на котором был представлен и утвержден план действий «Анадырь». Советская делегация успешно реализовала возложенную на нее миссию. Однако кубинское руководство не вполне ясно представляло себе цель развертывания Группы советских войск на Кубе (ГСВК).

В то же время советский представитель высказал следующее заявление: «Целью доставки советских войск и стратегических вооружений на Кубу было только укрепление их обороноспособности^; с. 41].

Таким образом, в протоколе заседания Президиума ЦК от 21 мая было зафиксировано выступление Н. Хрущева: «Разместить ракетно-ядерное оружие. Проводить под строгим секретом. Затем объявить. Ракеты под нашим командованием. Это будет наступательная политика». Для ведения переговоров по данному вопросу было решено отправить на Кубу делегацию во главе с Ш.Р. Рашидовым, в которую вошли маршал С.С. Бирюзов и А.И. Алексеев. Советская военная делегация во главе с лидером Узбекистана, назначенного для отвода глаз, прибыла в Гавану поздно вечером - 29 мая 1962 года. На следующее утро 30 мая состоялась встреча представителей советской делегации с братьями Фиделем и Раулем Кастро. Главным переговорщиком со стороны СССР был маршал С.С. Бирюзов.

С июля 1962 года началась крупная операция по ведению вблизи США группировки войск, способной вести самостоятельные боевые действия на расстоянии 11 тыс. км от баз снабжения [6; с. 153]. Для этого необходимо было провести частичную мобилизацию войск, а также осуществить тайную переброску и размещение около шестидесяти тысяч человек. Связи с отсутствием прямой воздушной связи основным средством транспортировки для переброски войск стали морские корабли [7; с. 182].

Первые боевые части советских войск прибыли на остров в начале августа. Их выгрузили в портах Сантьяго-де-Куба, Нуэвитас, Касильда, Гавана, Ваия-Онда, Кабаньяс и Мериель. Следом к середине августа начали переброску ядерного оружия. В сентябре на Кубу начали прибывать ядерные ракеты средней дальности, а также самолеты Ил-28 и тактические ракеты «Луна», которые могли использоваться в качестве носителей ядерных зарядов. Вопрос о секретном развертывании ГСВК в сентябре 1962 года фактически был снят с повестки дня.

Американское руководство была в курсе о размещении советских войск на Кубе с июля 1962 года, что было неудивительным явлением, учитывая наличие на территории острова разветвленной американской разведывательной группировки. Об этом сообщил советский военный представитель в Вашингтоне в ноябре 1962 года: «Роберт Кеннеди сказал, среди прочего, относительно кубинского ракетного кризиса, что американскому правительству удалось обеспечить «высокий уровень секретности» в дни кризиса [8; с. 410]. Чтобы отразить угрозу, президенту США, не потребовалось приложить особых организационных усилий.

Еще ранее он заявлял: «Мы должны уметь избирательно выбирать оружие и его применение, варьировать темпы военного производства, гибко управлять нашими войсками, чтобы максимально быстро реагировать на меняющиеся условия и задачи в любой обстановке»[9; с. 240].

В 1962 году предполагалось, что Объединенные командования (ОК) Вооруженных сил США будут развернуты в зоне Атлантического океана и в зоне Южной и Центральной Америки (так называемое Южное командование) для принятия мер против Кубы. С этой целью до июля 1962 года были разработаны три оперативных плана: 312-62, 314-62 и 316-62. Все оперативные планы содержат меры по установлению морской и воздушной блокады Кубы, а также созданию на острове военного правительства США [10; с. 166].

К маю 1962 года Соединенные Штаты имели значительное превосходство над СССР в поставках и семнадцатикратный перевес в ядерных боеприпасах. Превосходство в средствах средней дистанции, которое могло превратить Западную Европу в радиоактивные руины, и планы осуществить ядерные удары по Аляске отдельным ракетным полком, предполагавшимся к развёртыванию в районе Анадырь, были слабым утешением для руководства Советского Союза.

Учитывая горький опыт Перл-Харбора, США в 1961 году развернули две станции системы предупреждения о ядерном нападении в Туле (Гренландия) и Фийлингдейаз-Муре (Великобритания). Станции фиксировали сам факт полета МКР за 25-30 минут до падения их головных частей в США, давая таким образом достаточное время для принятия решения о реакции и тем самым исключавшее возможности внезапного нападения противника.

В дополнение к 60 ракетам «Тор», развернутым на западе Англии, Соединенные Штаты развернули 45 ракет средней дальности «Юпитер» (РСД) в северной части Италии и Турции до мая 1962 года по «настойчивой просьбе» своих союзников по НАТО. И хотя эти ракеты находились в оперативном подчинении британских ВВС («Тор») и объединенного командования НАТО («Юпитер»), планирование их боевой задачи реализовывалось в общем плане «ядерного наступления» США. Время полета данных ракет до целей на территории СССР соответствовало 10 минутам, что лишало руководство СССР попытки принять решение об ответных мерах.

Таким образом, в начале 1960-х годов США имели количественное и качественное превосходство в области стратегических ядерных вооружений и могли гипотетически выиграть ядерную войну с СССР.

Кризис вокруг Кубы обычно ограничивается тринадцатью днями - с 14 по 27 октября 1962 года. Но это слишком поверхностный подход к одному из самых важнейших конфликтов в истории после Второй мировой войны. Ряд исследователей выделяют три фазы кризиса: «скрытую», «открытую» и «завершающую» [11; с. 347].

Скрытая фаза кризиса начала реализовываться в первых числах сентября. Не случайно 27 августа разведывательные данные о Кубе доводились до сведения руководства США в виде ежедневного самоотчета. Согласно докладу военного представителя СССР в Гаване от 2 сентября 1962 года, правительство США приказало своим вооруженным силам открыть «ответный огонь» по кубинским кораблям и самолетам в зоне нейтральных вод и небе [12; с. 292]. В рамках реализующейся предвыборной кампании в США 4 сентября представитель Белого дома был уполномочен дезавуировать заявления оппозиции о присутствии советских подразделений на территории Кубы [12; с. 293].

3 октября начато усиленное патрулирование в воздухе прибрежных вод США, целью которого было выявлять советские подводные лодки и развертывать оперативную связь ВМС США для проведения морской блокады Кубы.

6 октября командующему ОК в зоне Атлантического океана было отдано поручение к 15 октября быть наготове к выполнению оперативных планов 314-62 и 316-62. Как видите, к 20 октября 1962 года американские войска уже должны быть наготове не только к вторжению на о. Кубу, но и к возможному всеобщему ядерному столкновению [13; с. 292].

В начале сентября 1962 г. Н.С. Хрущев заявил в разговоре с министром внутренних дел США: «Но ведь вы посылаете ракеты и ядерные боеголовки в Японию. Зачем это делается? Это против нас же направлено. Вы угрожаете Ф. Кастро, а мы даем ему современные оборонные технологии. Кубинцы не умеют пользоваться этой техникой, и мы посылаем наших специалистов обучать их»[12; с. 290]. Подобный мотив звучал в заявлении ТАСС от 11 сентября 1962 года. В заявлении ТАСС было сделано предупреждение о том, что нападение на Кубу может характеризовать начало развязывания военных действий.

18 октября 1962 года в ходе сессии Генеральной Ассамблеи ООН А.А. Громыко посетил президента и госсекретаря Соединенных Штатов. Он повторил речь, сказанную Н.С. Хрущёвым, что помощь Кубе имеет только оборонительный характер

Несмотря на подобные выводы, военная подготовка в Советском Союзе активно продолжалась на случай возможного обострения международной обстановки [2; с. 171].

В октябре 22 числа началась открытая фаза Карибского кризиса. В 19.00 по вашингтонскому времени (в Москве было 23 октября, 3 часа) американский президент обратился к народу с заявлением о «карантине» Кубы. Дж. Кеннеди сказал: «...Таинственное, быстрое и необъяснимое применение коммунистических ракет в районе, имеющем особое историческое значение для Соединенных Штатов и других государств Западного полушария в обход советских заверений и как бы вызов американской политике и других стран, входящих в это полушарие - это внезапное, секретное решение впервые в истории разместить стратегические вооружения за пределами советской территории является преднамеренным изменением статус-кво, абсолютно неприемлемым для нашей страны...»[12; с. 295]. Согласно директиве Комитета начальников штабов (КНШ) США, для всех американских войск с 23.00 22 октября вводилась боевая тревога №3. Ситуация была настолько серьезной, что ее ввели и для космических сил, чего, как сообщала советская военная разведка, раньше не замечали. Одновременно началась активная подготовка к включению латиноамериканских ВМС к системе морской блокады Кубы.

Кубинское руководство в чем-то упредило президента США. К 15.50 Ф. Кастро как главнокомандующий Революционными вооруженными силами (РВС) дал команду привести войска в полную боевую готовность. 23 октября было также принято решение о проведении всеобщей мобилизации [13; с. 229]. Наравне с этим были сформированы отряды народной обороны, включавшие до 112320 человек.

23 октября президент Америки подписал указ об установлении морской блокады Кубы с 2 часов дня 24 октября, заменив слово «блокада» на «карантин» только в первоначальном тексте, а далее оставил все как есть. Следовательно, Советскому руководству дали время принять нужного решение. 23 октября правительство СССР в своем заявлении охарактеризовал действия, проводимые США как морскую блокаду и «беспрецедентные агрессивные действия»[3; с. 198]. «В то же время в иске рассматривалась возможность будущих переговоров, которые заключались в предложении ликвидировать военные базы на чужих территориях. Но приказа остановить советские корабли, следовавшие с военными грузами на Кубу, не последовало. 23 октября, Н.С. Хрущев отправил Ф. Кастро послание, в котором заявление, сделанное Дж. Кеннеди было расценено как беспрецедентное вмешательство во внутренние дела Кубы и провокационная акция против СССР [14; р. 294].

Сразу же после выступления президента американские войска стали выдвигаться в районы где был сосредоточен их десант. По данным американской разведки. 24 октября на Кубе находилось до 30 ядерных ракет и 20 бомбардировщиков Ил-28. Для руководства США было неожиданностью присутствие на острове советских боевых частей.

24 октября Хрущев отправляет президенту США послание. Уже 27 октября заявление публикуется, в нем сообщается о том что СССР готов убрать с Кубы ядерное вооружение, которое США считают

«наступательным» при том условии, что американцы уберут свои ракеты размешенные на территории Турции. Дж. Кеннеди данное условие не принимает и заявляет, что все работы на ракетных базах на Кубе должны быть приостановлены. 27 октября стал самым критическим днем за весь период кризиса. В это время советской зенитной ракетой над островом был сбит один из самолетов-разведчиков США. Пилот данного самолета погиб. Ситуация обострилась до предела, а президент Америки принял решение по истечении двух суток начать бомбардировку советских ракетных баз и начать высадку на Кубу. В эти дни многие американцы, были напуганы ожидающейся ядерной войной и начали покидать города, самостоятельно рыли бомбоубежища. Во всей этой не легкой ситуации между Москвой и Вашингтоном проводились неофициальные переговоры, обе стороны рассматривали много вариантов предложений с целью прекратить опасность надвигающейся ядерной бури. 28 октября, советским руководством было принято решение принять американское условие, заключавшееся в том, что СССР выводит свои ракеты с Кубы, после чего США снимет блокаду острова. Дж. Кеннеди взял на себя обязательство не нападать на «остров Свободы». Помимо этого, было достигнуто соглашение на вывод американских ракет из Турции. Прямым текстом советское послание было передано президенту США.

После 28 октября СССР вывез с Кубы свое вооружение и бомбардировщики, а США сняли блокаду. Напряженность в мире спала, но подобная «уступка» США не понравилась кубинцам. Официально находясь на советской позиции, Ф. Кастро подверг критике действия проводимые Москвой. В целом Кубинский кризис показал этим двум странам, что продолжение гонки вооружений, спонтанные действия на международной арене могут привести мир в пучину глобальной и все уничтожающей ядерной войны. И как это ни парадоксально, с преодолением кубинского кризиса было положено начало разрядке напряженности: противники поняли, что противостоящая сторона стремится избежать ядерной войны. США и СССР начали лучше понимать пределы возможного противостояния в «Холодной войне», необходимость искать компромисс в двусторонних отношениях. Для Н.С. Хрущева Карибский кризис не прошел бесследно. Его уступки многими воспринимались как проявление слабости характера, что еще больше подрывало авторитет советского лидера среди кремлевского руководства[12; c. 249].

Теперь коротко ознаменуем с вами наиболее важные подходы в трактовке Кубинского кризиса как высшей фазы, кульминации «Холодной войны». Карибский кризис является поворотным моментом как в «Холодной войне», так и в взаимоотношениях США и СССР. Следует отметить также, что в некоторых исследованиях Карибский кризис рассматривается в контексте несбывшихся имперских амбиций СССР и США, а это значит, его результаты интерпретируются с теми же подходами.

Карибский (Кубинский) кризис второй половины ХХ века относится к самым опасным событиям времён «Холодной войны», поставив мир на грань катастрофы-на грань уничтожения всего сущего из-за амбиций двух супердержав - СССР и США. А Куба стала лишь отправной точкой, используемой в их целях. Как уже выше нами было отмечено - Карибский кризис повлек за собой не мало последствий имевших серьезную основу и, следовательно, стал и остается предметом длительной дискуссии во всём мире.

В то же время кризис продемонстрировал всю опасность эскалации «холодной войны», которая в любой момент могла перерасти в «горячую». Один из подобных моментов мир счастливо миновал в октябре 1962 г. Осознание этого побудило противостоящие в межблоковой борьбе стороны начать поиск выхода из тупика противостояния, налаживать каналы обмена срочной информацией и предотвращения кризисных ситуаций. Одним из таких каналов стала «Горячая линия» между Кремлем и белым домом проложенная по дну Атлантики после событий Карибского кризиса. Самым лучшим результатом к которому разумно подошли каждая из участниц конфликта, стало подписание и реализация Договора о прекращении ядерных испытаний в трех средах (в атмосфере, в космосе, под водой).

Список использованной литературы:

1. Васильев В.Н. «Карибский кризис», - М., 1991. 288 с.

2. Громыко А.А. Карибский кризис// Вопросы истории 1971, №7,8. С. 135-144; С. 121-129.

3. Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. - М., 1990. 348 с.

4. Goure L., Rothenberg M. Soviet Penetration of Latin America. - Miami, 1975. 204 р.

5. Копылов И.П. Главное не проиграть//Родина. 1988 №8. 255 с.

6. Лавренов С.Я., Попов И.М. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. - М., 2003. 296 р.

7. Dinnerstein H. The Making of a Missile Crisis. - New York, 1976. 312 р.

8. Фурсенко А.А. Безумный риск: секретная история Кубинского ракетного кризиса 1962 г. / А. А. Фурсенко, Тимоти Нафтали; [пер. с англ. М. А. Тимофеева]. - Москва: РОССПЭН, 2016. 510 с.

9. Чубарьян А.О. Новая история «холодной войны» Новая и новейшая история, - М., 1997. 230 с.

10.Холодная война. 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива. Сборник статей. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 526 с.

11. Строганов А. И. Новейшая история стран Латинской Америки. - М., 1995. 414 с.

12.Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945-1995). - М., 1997, С. 292.

13. Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985): Новое прочтение. - М., 1995. 292 с.

14. Detzer D. The Brink: Cuban Missile Crisis. - New York, 1979. 289 р.

© Мамилова Х. А., 2021

УДК 94.327.82

Сафонов А.С.

кандидат исторических наук, доцент Дипломатической академии МИД РФ

г. Москва, РФ

«СДЕРЖИВАНИЕ» КАК ЭЛЕМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США В ОТНОШЕНИИ

ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН: ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ В ПЕРИОД

ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ (1979 - 1989 ГГ.)

Аннотация

Статья посвящена анализу истоков и развития политики «сдерживания» Ирана как одного из базовых элементов внешней политики США в отношении этой страны после исламской революции 1979 года. Показано, что «сдерживание» изначально носило поливариантный и гибкий характер, обусловленный конъюнктурной оценкой руководством США внутриполитической ситуации в ИРИ и способности осуществить «экспорт» исламской революции вовне.

Ключевые слова

США, Иран, «муллократия», исламская революция, экспорт революции, ирано-иракская война, сдерживание.

Политика «сдерживания» Ирана занимает важное место во внешнеполитическом подходе США к этой стране. Сложности переговорного процесса по поводу возвращения Вашингтона к выполнению условий «ядерной сделки» с Ираном также во многом обусловлены стремлением американцев сдержать усиление, с их точки зрения, военно-политического потенциала Тегерана и его укрепление в качестве регионального «центра силы». В этой связи представляется актуальным рассмотреть вопрос генезиса и эволюции американской политики «сдерживания» в отношении ИРИ в период холодной войны, когда были заложены базовые принципы и установки, которыми администрации США руководствуются вплоть до настоящего времени.

Исламская революция в Иране привела к падению монархии в этой стране. Пришедшее в итоге к власти шиитское духовенство во главе с аятоллой Р. Хомейни приступило к строительству исламской республики, в основе которой лежали принципы шариата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.