Научная статья на тему 'Оценка результатов экспедиционной работы со школьниками'

Оценка результатов экспедиционной работы со школьниками Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПЕДИЦИЯ / ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ / ВЯТКА / ПАРЕЙАЗАВРЫ / ПАЛЕОНТОЛОГИЯ / PROJECT AND RESEARCH ACTIVITY / EXPEDITION / EVALUATION OF RESULTS / VYATKA / PAREIASAURS / PALEONTOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Двинина Галина Геннадьевна

В статье описывается процедура выбора маршрута экспедиции учащихся средних классов «Лицея естественных наук» города Кирова, проведенной в июне 2015 года в Котельничском районе Кировской области, а также особенности подготовки школьников, процесс создания условий для наблюдений и приемы оценки результатов деятельности участников экспедиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE RESULTS OF EXPEDITIONARY WORK WITH SCHOOLCHILDREN

The article describes the procedure for choosing the route of the expedition of Lyceum of Natural Sciences middle school students, conducted in June 2015 in the Kotelnichsky district of the Kirov region, as well as the peculiarities of training students, the process of creating conditions for observation and methods of evaluating the results of the expedition.

Текст научной работы на тему «Оценка результатов экспедиционной работы со школьниками»

Оценка результатов экспедиционной работы со школьниками

Двинина Галина Геннадьевна

Оценка результатов экспедиционной работы со школьниками

Evaluation of the results of expeditionary work with schoolchildren

Аннотация. В статье описывается процедура выбора маршрута экспедиции учащихся средних классов «Лицея естественных наук» города Кирова, проведенной в июне 2015 года в Котельничском районе Кировской области, а также особенности подготовки школьников, процесс создания условий для наблюдений и приемы оценки результатов деятельности участников экспедиции. Ключевые слова: проектная и исследовательская деятельность, экспедиция, оценка результатов, Вятка, парейазавры, палеонтология

Abstract. The article describes the procedure for choosing the route of the expedition of Lyceum of Natural Sciences middle school students, conducted in June 2015 in the Kotelnichsky district of the Kirov region, as well as the peculiarities of training students, the process of creating conditions for observation and methods of evaluating the results of the expedition.

Keywords: project and research activity, expedition, evaluation of results, Vyatka, pareiasaurs, paleontology

В стандарте образования второго поколения одно из основных направлений — развитие у школьников основ учебно-исследовательской и проектной деятельности. Планируемые результаты предусматривают, что выпускник научится выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме. Достижение запланированного результата наиболее эффективно осуществляется в процессе публичного представления творческого отчета по результатам экспедиционной работы.

Однако в последнее время экспедиционная работа со школьниками все больше приобретает цивилизованный характер. Экспедиционные выезды стали чаще заменяться автобусными (вариант— поездными) турами по городам и весям. Учителю проще заказать туристическому бюро путевку и вывезти учеников по заранее готовому маршруту с комфортными условиями проживания. Школьники хорошо при этом отдыхают, но, к сожалению, вместо живого общения с природой видят схематичное представление о посещаемой территории. Даже самая лучшая экскурсия не заменит проживания в естественных условиях. Что говорить про походные и экспедиционные навыки, которые через окно автобуса просто не

Двинина

Галина Геннадьевна,

педагог-организатор экологического воспитания, учитель ИЗО в КОГОАУ «Лицей естественных наук», г. Киров e-mail: vitova@yandex.ru

Galina

Dvinina,

teacher-organizer of environmental education, teacher of fine arts at the Lyceum of natural sciences, Kirov

Опыт регионов

формируются? В результате мы имеем эффект, когда школьники воспринимают экспедиционный выезд как развлекательное мероприятие, и вследствие этого не готовы выполнять экспедиционные обязанности, не могут качественно обработать собранный в полевых условиях материал и оформить научный отчет.

Цель данной работы — описать выбор маршрута экспедиции, подготовку школьников, создание условий для наблюдений в естественных условиях, показать приемы оценки результатов деятельности участников дальней экспедиции.

Отличительной чертой организации и проведения экспедиционной работы является последовательное выполнение следующих этапов: подготовка экспедиции, экспедиционный выезд и сбор материалов для проекта, камеральная обработка черновых материалов, создание авторского текста в форме проекта, защита проекта, рефлексия проделанной работы. Рассмотрим каждый из перечисленных этапов на примере летней экспедиции 2015 года. Лицеисты уже не раз занимались комплексным изучением пойменного ландшафта реки Вятки. На этот раз задачей являлось изучение палеоматериалов, характеризующих эволюционное развитие данной территории.

В июне 2015 года состоялась экспедиция на местонахождение вятских парейазавров в Котельничском районе Кировской области. Участники — учащиеся 5, 6, 7 классов КОГОАУ «Лицей естественных наук». Руководители — научный сотрудник Вятского палеонтологического музея В.В. Масютин, педагог-организатор лицея Г.Г. Двинина, инструктор — А.О. Зыков. Цель экспедиции — исследовать местонахождение вятских парейазавров. При выборе данного маршрута учитывались следующие позиции: во-первых, удобная заброска и стационарный палаточный лагерь подходят для первого похода младших подростков, в котором они должны освоить «азбуку» туриста. Во-вторых, тема поиска древних рептилий интересна для юных исследователей. В-третьих, многолетнее сотрудничество с вятскими палеонтологами позволило принять участие не в учебной, а в реальной экспедиции. Во время подготовки ребятам было предложено познакомиться с материалами Вятского палеонтологического музея, было проведено занятие по подготовке и использованию необходимого научного оборудования: полевых дневников, линеек, рулеток, геологического молотка, кистей, шила, саперной лопаты, клея для закрепления находок и других необходимых для полевых работ предметов. Особое внимание было уделено технической стороне подготовки, так как все участники впервые совершали самостоятельный поход. Были проведены практические занятия по укладке рюкзака, по технике безопасного поведения в природных условиях. До начала маршрута в городе Котельнич участники посетили экспозицию Котельничского палеонтологического музея. Во время экскурсии разговор шел об этапах развития жизни на Земле, особое внимание было уделено пермскому периоду палеозойской эры. Ребятам

Оценка результатов экспедиционной работы со школьниками

Двинина Галина Геннадьевна

были представлены находки вятских ученых, описаны места находок и условия поиска палеонтологического материала.

Обнажение верхней перми у г. Котельнича, к которому приурочено одно из богатейших местонахождений позвоночных, начинается несколько южнее Котельничского речного порта и протягивается почти без перерывов более чем на 30 км вдоль высокого (до 60 м) правого берега реки Вятки. Слагающие это обнажение породы относятся к северодвинскому горизонту верхнетатарского подъяруса и могут быть расчленены на пять литологически однородных пачек. Нижняя часть разреза относится к Ванюшонковской пачке. Название пачки происходит от д. Ванюшонки, расположенной в 18 км к югу от г. Котельнич. Она сложена в основном красными, местами буроватыми аргиллитами с многочисленными белыми известковистыми конкрециями. Видимая мощность Ванюшонковской пачки достигает 10 м. Именно к ней приурочена основная масса находок позвоночных. Внутри пачки отчетливо выделяются пять костеносных горизонтов, которые содержат нередко полные скелеты, находимые в залегании in situ (то есть непосредственно на месте гибели и захоронения животных). Самый нижний костеносный горизонт (обозначаемый как горизонт «Е») располагается у самой кромки воды и чаще всего бывает затоплен даже в летнее время. Именно этот слой и был выбран для изучения лицеистами.

После установки лагеря на высоком берегу Вятки в районе деревни Ванюшонки Котельничского района была проведена ознакомительная экскурсия «Местонахождение вятских парейазавров», чтобы познакомить с территорией, где ежегодно ученые находят остатки ископаемых животных, обитавших в позднепермскую эпоху — около 260 миллионов лет назад. Далее в ходе коллективной творческой игры участники подробно изучили особенности представителей древней фауны, остатки которых предстояло искать: растительноядного парейазавра Дельтавьятии, дроматозавров Суминии и дицинодонта, хищника Горгонопса и насекомоядного Эмеролетера.

Следующим этапом экспедиции была съемка знаменитой Сокольей горы, которая находится в 17 км южнее г. Котельнича. Наиболее известная песчаная линза «Соколья гора» сложена отложениями мощных русловых потоков. Последние представлены серовато- и желтовато-зелеными крупнозернистыми песчаниками с конгломератами в основании и образуют так называемую Соколовогорскую пачку. Линза имеет размеры около 400 м в ширину и до 20 м мощности. С помощью размеченных веревок с подвешенным грузом учащимися было выполнено измерение высоты залегания слоев песчаника и красноцветных глинистых отложений. Ребята научились составлять схемы залегания, используя условные знаки, собрали коллекцию образцов горных пород и минералов Сокольей горы.

В течение следующих трех дней участники экспедиции участвовали в осмотре береговых отложений. Чтобы принять участие

Опыт регионов

в поисковых работах, ребятаучились отличать по цветуучастки горных пород, залегающих вдоль реки. Среди красных и серых глинистых отложений нужно было искать чуть выпуклые отвердевшие участки. Место предполагаемой находки расчищали кисточкой, шилом, откалывали кусочки породы горным молотком и фиксировали разведенным клеем ПВА. Результат изыскательских работ удивил бывалых палеонтологов: обнаружен скелет парейазавра (Pareiasaurus). Остатки парарептилии вместе с породой были вывезены в Киров в лабораторию Вятского палеонтологического музея для дальнейшей расчистки и определения видовой принадлежности.

Камеральная обработка черновых материалов осуществлялась в условиях полевого лагеря ежедневно. Каждый день в полевых дневниках шла фиксация накопленного материала, вычерчивались таблицы, заносились данные. От каждой группы ребят на вечернем костре выступал докладчик с результатами дня.

По результатам экспедиции ребятами было сделано три проекта, защита которых состоялась на конференции в Лицее: «Организация палаточного лагеря в полевых условиях», «Залегание горных пород Сокольей горы» и «Экспедиция на местонахождение вятских парейазавров». Оценка достижения планируемых результатов осуществлялась в процессе обсуждения индивидуальных творческих отчетов. При обсуждении учитывались индивидуальные умения: а) планировать и выполнять учебное исследование; б) оформлять учебный проект; в) использовать оборудование в процессе экспедиционной работы; г) моделировать схему геологического обнажения; д) использовать методы исследовательской работы. Владение комплексом перечисленных умений дает возможность каждому ученику поставить высокую оценку. Таким образом, мы можем констатировать, что в результате экспедиции: сформировалась группа учащихся, прошедшая практику проживания в природных условиях уникального места Кировской области;

участники экспедиции получили навыки полевой научной работы;

у ряда учащихся появился интерес к палеонтологии и желание заниматься научной исследовательской деятельностью по географии.

• в ходе лабораторного исследования костных останков была подтверждена находка растительноядного ящера Проелгинии (Proelginia cf. permiana Hartmann-Weinberg);

• научный доклад с результатами экспедиции в Москве на Всероссийском форуме научной молодёжи «Шаг в будущее» получил Диплом I степени и малую научную медаль. WR

Литература

Меланина 2005 — МеланинаН.М. Минералы и горные породы Кировской области. Киров, 2005. 96 с., ил.

Хлюпин et al. 2000 — Хлюпин А.Ю., Коффа А.А., Лаломов А.В., Наугольных С.В. Парк пермского периода на вятской земле / Под ред. к.г.-м. наук Новикова И.В. 2000. 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.