Научная статья на тему 'Оценка результатов деятельности санаторно-курортных организаций'

Оценка результатов деятельности санаторно-курортных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2434
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SPA ORGANIZATION / EVALUATION OF ECONOMIC PERFORMANCE / EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF MEDICAL PRACTICE / THE ASSESSMENT OF SOCIAL PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьян А. В.

В статье апробирован методический подход к оценке результатов деятельности санаторно-курортных организаций, на примере ЗАО «Санаторий «Светлана». Отличительной особенностью представленной методики является использование показателей, отражающих специфику деятельности коммерческих организаций санаторно курортной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE VALUATION RESULTS OF SPA ORGANIZATIONS

In this paper tested a methodical approach to evaluating the performance of spa institutions on the example of JSC «Sanatorium» Svetlana. «A distinctive feature of the presented method is the use of indicators that reflect the specifics of the commercial health organizations the resort area.

Текст научной работы на тему «Оценка результатов деятельности санаторно-курортных организаций»

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Григорьян А.В., аспирантка кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Сочинского Государственного университета

В статье апробирован методический подход к оценке результатов деятельности санаторно-курортных организаций, на примере ЗАО «Санаторий «Светлана». Отличительной особенностью представленной методики является использование показателей, отражающих специфику деятельности коммерческих организаций санаторно - курортной сферы.

Ключевые слова: санаторно-курортные организации, оценка экономической эффективности деятельности, оценка результативности медицинской деятельности, оценка социальной эффективности деятельности.

PERFORMANCE VALUATION RESULTS OF SPA ORGANIZATIONS

Grigorian A., Graduate Department «Accounting and Auditing» Sochi State University

In this paper tested a methodical approach to evaluating the performance of spa institutions on the example of JSC «Sanatorium» Svetlana. «A distinctive feature of the presented method is the use of indicators that reflect the specifics of the commercial health organizations - the resort area.

Keywords: spa organization, evaluation of economic performance, evaluation of the effectiveness of medical practice, the assessment of social performance.

Основной целью государственной политики в санаторно-курортной сфере является создание в нашей стране современного высокоэффективного курортного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортной помощи. На всех уровнях управления разрабатываются программы государственной поддержки и дальнейшего развития санаторно - курортной сферы. Так, в своем докладе «Об итогах работы Минздравсоцразвития России в 2010 г. и задачах на 2011 г.» министр здравоохранения и социального развития Голикова Т. отметила, что особое внимание должно быть уделено развитию санаторно-курортной помощи, которая «должна стать ключевым элементом системы оздоровления и медицинской реабилитации». Согласно статистическим данным, число санаторно-курортных учреждений ежегодно сокращается. Данный процесс должен быть остановлен, а совместные усилия направлены на развитие современной системы медицинской реабилитации и оздоровления [3].

Согласно данным Доклада о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Росс. Федерации бесплатной медицинской помощи в 2010 г., в ней приняли участие 48 санаторно-курортных учреждений, подведомственных Минздравсоцраз-вития России. За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на лечение пациентов в санаторно-курортных учреждениях в 2010 г. израсходовано 5 218,6 млн. руб. В данных санаторно-курортных учреждениях пролечено 94,1 тыс. пациентов, стоимость лечения одного пациента составила в среднем 55 474,1 руб. В 2010 г. в санаторно-курортных учреждениях пациентами проведено 2 427,3 тыс. койко-дней, средние сроки лечения одного пациента в санаторно-курортных учреждениях составили 25,8 дня [4].

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, санаторно-курортные организации представлены в разделе «Здравоохранение и предоставление социальных услуг». Следовательно, санаторно-курортная деятельность подразумевает осуществление лечения, профилактики и оздоровительных мероприятий на базе лечебно-профилактических учреждений (санаториев, курортов, профилакториев, пансионатов с лечением, санаториев-профилакториев, бальнеологических лечебниц, грязелечебниц, детских санаториев, санаториев для детей с родителями, санаторнооздоровительных лагерей круглогодичного действия и др.). В ст. 15 Федерального закона от 23 февраля 1995 № 26 - ФЗ «О природ-

ных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» определено, что санаторно-курортными организациями являются организации, осуществляющие лечебный процесс, имеющие статус лечебно-профилактических организаций и функционирующие на основании государственной лицензии, предоставленной в установленном порядке. Организационно - правовые формы осуществления санаторно - курортной деятельности могут быть различными, следовательно, подходы к оценке ее результатов будут существенно отличаться.

Анализируя современную институциональную структуру санаторно - курортной сферы, очевидно, что достаточно большой ее сегмент составляют организации негосударственного сектора - коммерческие и некоммерческие организации. Для санаторно - курортных организаций негосударственного сектора, впрочем как и для санаторно - курортных учреждений, актуальными являются проблемы оценки эффективности и результативности их деятельности. Существуют различные методические подходы к оценке результатов деятельности хозяйствующих субъектов, учитывающие специфику их деятельности. Для санаторно - курортных организаций целесообразно использовать следующие направления оценки:

В соответствии с выбранными направлениями, осуществим оценку результатов деятельности санаторно - курортной организации ЗАО «Санаторий «Светлана», являющей представителем негосударственного сектора. Для этого рассмотрим структуру ее доходов и расходов за период 2009-2010 гг. (Таб. 1)

Используя представленные данные, осуществим оценку эффективности деятельности ЗАО «Санаторий «Светлана», которая, в общем виде, рассчитывается как отношение полученных результатов к затратам, понесенным для их достижения. Однако данный показатель в состоянии дать лишь поверхностное представление об уровне эффективности. Для выражения и результатов, и затрат, в зависимости от цели экономического анализа, могут использоваться различные показатели.

Оценка экономической эффективности деятельности ЗАО «Санаторий «Светлана»

В состав показателей, используемых для анализа экономических аспектов эффективности деятельности санаторно - курортной организации, помимо традиционно используемых, могут входить

Результаты деятельности санаторно-курортных организаций

I

Ж

Оценка Оценка Оценка

экономической результативности социальной

эффективности медицинской эффективности

деятельности деятельности деятельности

Рис. 1. Направления оценки результатов деятельности санаторно-курортных организаций

Таблица 1. Доходы и расходы ЗАО «Санаторий «Светлана» за период 2009 - 2010 гг.

Показатели В рамках ФСС Реализованные на сторону (путевки по графику ч/з турфирмы) Наличный расчет (реализованные на месте в кассе организации) Итого

2009г. 2010г. 2009г. 2010г. 2009г. 2010г. 2009г. 2010г.

Доходы от реализации, тыс. руб. 83458 21947 154373 193416 21399 15089 259230,0 230452,0

Доля доходов 0,32 0,10 0,60 0,84 0,08 0,07 1,00 1,00

Расходы на оказание санаторнокурортной услуги, тыс.руб. 72029,00 19500,04 135055,0 171851,29 18007,0 13406,67 225091,0 204 758,00

в том числе: - материальные расходы 31 413,00 8 161,03 58899,00 71922,10 7853,00 5 610,87 98165,00 85 694,00

- расходы на оплату труда 17 259,84 5 112,38 32362,20 45054,75 4314,96 3 514,87 53937,00 53 682,00

- отчисления во внебюджетные фонды 4 215,68 13458,00 7 904,40 11295,16 1053,92 942,06 13 74,00 13 458,00

- амортизация 2 516,80 820,73 4 719,00 7 233,00 629,20 603,26 7 865,00 8 618,00

- прочие расходы 16 624,00 4 124,23 31 170,00 36346,28 4 156,00 3 031,42 51950,00 43 306,00

и дополнительные, отражающие специфику деятельности конкретной организации [7].

Фондоотдача в отчетном году снизилась на 32,5 % и составила 77 руб., то есть на каждый руб. ОПФ получено 77 руб. выручки. Фондоемкость, в отличие от фондоотдачи является обратным показателем и свидетельствует о том, что на каждый рубль оказанной услуги в 2010 г. приходилось 0,98 руб. ОПФ, причем ее уровень снизился на 32,6 %. Таким образом, сегодня ОПФ в ЗАО «Санаторий «Светлана» используются достаточно эффективно, но с течением времени эффективность снижается.

Важной является оценка уровня зарплатоотдачи и зарплатоем-кости. Первый показатель снизился незначительно - на 0,16 %, а второй остался без изменений. Уровень зарплатоемкости, равный в 2010 г. 0,8 руб., показывает, что на каждые 1000 руб. оказанной услуги приходится почти 800 руб. затрат на оплату труда.

Анализ основных показателей деятельности организации в 2010 г. все же позволяет признать ее достаточно эффективной. Тем не менее, большинство прямых показателей эффективности деятельности организации в динамике снижаются, а обратные - растут, что означает падение эффективности функционирования ЗАО «Санаторий «Светлана» во времени с экономической точки зрения, основная причина которого - резкий рост себестоимости санаторно -курортных услуг. [8]

Оценка результативности медицинской деятельности ЗАО «Санаторий «Светлана»

Материальные, технические, финансовые и другие ресурсы, имеющиеся в распоряжении санаторно - курортной организации, формируют основу производства диагностических, лечебных и оздоровительных услуг, потребление которых должно обеспечивать достижение определенного медицинского результата. Медицинскую результативность следует рассматривать как степень достижения медицинского результата, который проявляется положительной динамикой здоровья конкретного пациента. При этом обязательно учитывается уровень использования ресурсной базы санатория (показатели, характеризующие рациональность использования значительной части этих ресурсов, рассмотрены при анализе экономической эффективности). Кроме того, результативность медицинской деятельности неразрывно связана с ее качеством. [7]

В соответствии с Методическими рекомендациями «Комплексная оценка эффективности деятельности санаторно-курортного учреждения как самостоятельного хозяйствующего субъекта: методические подходы и организационные технологии», анализ результативности медицинской деятельности:

В 2010 г. результативность медицинской деятельности снизилась - коэффициент результативности составил 0,55 против 0,68 в 2009 г. Подобная ситуация - следствие того, что в 2010 г. резко

сократился объем путевок, реализованных по линии ФСС - темп роста составил 26,3 % по сравнению с 2009 г. Количество пациентов, посетивших санаторно - курортную организацию с целью реабилитации после стационарного лечения, резко сократилось по сравнению пациентами, для которых санаторно - курортное лечение является одной из форм проведения отпуска.

Оценка социальной эффективности деятельности ЗАО «Санаторий «Светлана»

Социальная эффективность деятельности системы охраны здоровья населения традиционно рассматривается с позиций оценки степени и направленности ее воздействия на структуру и качество общества, общественных отношений и общественного производства. Решение множества разнообразных задач социальной эффективности реабилитационно - оздоровительной системы, составной частью которой является санаторно-курортная организация, возможно только посредством оптимизации выполнения одной из главных функций этой системы — воспроизводственной, то есть обеспечения положительной динамики общественного здоровья через повышение уровня здоровья конкретного человека. [1]

Степень доступности для населения приемлемой по уровню качества медицинской помощи является одним из важнейших аспектов эффективности системы охраны здоровья. В оценочную систему введены также показатели, характеризующие уровень материального (финансового) обеспечения населения. Это стандартные показатели, регулярно рассчитываемые территориальным органом государственной статистики: средняя заработная плата по территории (области), величина прожиточного минимума.

Для оценки доступности лечебно - оздоровительных услуг санаторно - курортной организации рассчитываются следующие коэффициенты:

1. Соотношение средней заработной платы по территории (СЗПт) и средней цены путевки (Ц) [5,6];

2. Соотношение прожиточного минимума (ПМ) и средней цены путевки (Ц).

Для оценки рассматриваемого аспекта социальной эффективности высчитывается коэффициент доступности (Кд), представляющий собой среднее арифметическое значение выше обозначенных коэффициентов.

Актуальность оценки социальной эффективности деятельности санаторно — курортных организаций, ее влияние на уровень общей эффективности являются основанием для включения показателя, характеризующего соответствующую деятельность санатория, в оценочную систему. Дня определения этого показателя, названного нами коэффициентом социальной поддержки (Ксп), выделены среднегодовые (или за любой иной расчетный период) данные, с приемлемой степенью точности отражающие динамику

Таблица 2. Анализ экономической эффективности деятельности ЗАО «Санаторий «Светлана» за период 2009 - 2010 гг. (тыс. руб.)

Показатели 2010 г. 2009 г.

Показатели экономической эффективности деятельности

1. Выручка от реализации (Р) 230452,00 259230,00

- в рамках ФСС 21947,00 83458,00

- реализованные па сторону (путевки по графику ч/з турфирмы) 193416,00 154373,00

- наличный расчет (реализованные на месте в кассе организации) 13406,67 18007,00

2. Расходы на оказание санаторно-курортной услуги (С) 204758,00 225091,00

- в рамках ФСС 119500,04 72029,00

- реализованные на сторону (путевки по графику ч/з турфирмы) 171851,29 135055,00

- наличный расчет (реализованные на месте в кассе организации) 13406,67 18007,00

3. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (СОФ) 300657,00 254507,00

- в рамках ФСС 28632,94 81442,24

- реализованные па сторону (путевки по графику ч/з турфирмы) 252338,34 152704,2

- наличный расчет (реализованные на месте в кассе организации) 21045,99 20360,56

4. Стоимость материальных оборотных средств (СМОС) 29839,00 96402,00

- в рамках ФСС 9180,80 9548,48

- реализованные на сторону (путевки по графику ч/з турфирмы) 80909,21 17903,40

- наличный расчет (реализованные на месте в кассе организации) 6748,14 2387,12

5. Фонд оплаты труда (ФОТ) 18000,00 20000,00

- в рамках ФСС 1714,22 6400,00

- реализованные на сторону (путевки по графику ч/з турфирмы) 15107,22 12000,00

- наличный расчет (реализованные па месте в кассе организации) 1178,56 1600,00

6. Коэффициент экономической эффективности Кэк = [Р/С| * |(Р/(СОФ+СМОС+ФОТ)| 0,62 0,98

- в рамках ФСС 0,62 0,99

- реализованные па сторону (путевки по графику ч/з турфирмы) 0,62 0,97

- наличный расчет (реализованные на месте в кассе организации) 0,59 1,04

7. Фондоотдача (Р/СОФ) 0,77 1,02

- в рамках ФСС 0,77 1,02

- реализованные на сторону (путевки по графику ч/з турфирмы) 1,30 1,01

- наличный расчет (реализованные на месте в кассе организации) 0,72 1,05

8. Фондоемкость (СОФ/Р) 0,98 1,30

- в рамках ФСС 0,98 1,30

- реализованные на сторону (путевки по графику ч/з турфирмы) 0,77 0,98

- наличный расчет (реализованные на месте в кассе организации) 1,39 0,95

9. Зарплатоотдача (В/ФОТ) 12,80 12,96

- в рамках ФСС 0,08 0,08

- реализованные на сторону (путевки по графику ч/з турфирмы) 12,80 0,08

- наличный расчет (реализованные на месте в кассе организации) 12,80 13,37

10. Зарплатоемкость (ФОТ/В) 0,08 0,08

- в рамках ФСС 12,80 13,04

- реализованные на сторону (путевки по графику ч/з турфирмы) 0,08 12,86

- наличный расчет (реализованные на месте в кассе организации) 0,08 1,00

Таблица 3. Анализ результативности медицинской деятельности ЗАО «Санаторий «Светлана» за период 2009 - 2010 гг.

Показатели 2010 г. 2009 г.

1.Коэффициент медицинской результативности (Кмр) - Кмр = МРф : п, где МРф - отношение количества пациентов с положительным медицинским результатом (динамика здоровья на день выписки); п - общее число пациентов, выбывших из организации за этот же период 0,55 0,68

занятости, обеспечиваемой конкретной санаторно - курортной организацией, а также относительный уровень качества жизни его работников, выражаемый размером оплаты их труда:

1. Среднегодовое число работающих в санатории (Р);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Среднегодовая заработная плата по санаторию (СЗПс);

3. Соотношение СЗПс и средней заработной платы по отрасли (здравоохранение) в территории (СЗПт);

4. Соотношение СЗПс и прожиточного минимума в территории (ПМт).

Осуществим расчет коэффициентов социальной эффективности санаторно - курортной организации ЗАО «Санаторий «Светлана», используя при этом показатели, обозначенные в Методических рекомендациях» [7]:

Согласно произведенным расчетам, коэффициент социальной поддержки в 2010 г. увеличился по сравнению с 2009 г. - темп роста составил 101,84 %. Это, безусловно, положительно характеризует социальную эффективность деятельности анализируемой санаторно - курортной организации.

Важным является и такой аспект социальной эффективности деятельности санаторно - курортных организаций, как ее влияние на формирование определенного уровня качества жизни довольно значительной части населения посредством предоставления рабочих мест. Этот аспект социальной эффективности актуален еще и

потому, что санаторно -курортные организации располагаются в «курортных местностях», где являются едва ли не единственными поставщиками рабочих мест для населения. Отсутствие выбора места работы, стремление получить хотя бы незначительный, но относительно стабильный заработок вынуждает людей в такой ситуации мириться с низкими размерами оплаты труда. Но основной проблемой все-таки являются вынужденные отпуска без сохранения заработной платы, в которые в период межсезонья санаторно - курортные организации отправляют своих сотрудников. В этой ситуации работодатели лишают своих сотрудников не только возможности заработка. Время, проведенное в этих отпусках, не учитывается при исчислении общего трудового стажа при выходе на пенсию, значительно сокращается сумма пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет.

В этой ситуации огромное значение имеют совместные усилия государства, в лице органов управления, и непосредственно санаторно - курортных организаций, направленные на решение проблем курортной сферы. Для этого существуют различные рычаги, стимулы и инструменты, такие как нормы амортизации, налоговые льготы, национальные проекты, гарантированная помощь, штрафы и пени, арендные ставки, вознаграждения, порядок прохождения лицензирования. Реализация программ (федеральных, регио-

Таблица 4. Анализ социальной эффективности деятельности ЗАО «Санаторий «Светлана» за период 2009 - 2010 гг.

Показатели 2010 г. 2009г.

І.Соотношение средней заработной платы по территории (СЗПт) и средней цены путевки (Ц): 12,16 11,53

- в рамках ФСС 21,78 18,47

- реализованные на сторону (путевки по графику ч/з турфирмы) 12,16 11,53

- наличный расчет (реализованные на месте в кассе организации) 12,16 11,53

2.Соотношение прожиточного минимума (ПМ) и средней цены путевки (Ц): 3,56 3,82

- в рамках ФСС 6,37 6,12

- реализованные на сторону (путевки по графику ч/з турфирмы) 3,56 3,82

- наличный расчет (реализованные на месте в кассе организации) 3,56 5198/1362 =3,82

З.Коэффициент доступности (Кд) = (1+2)/2 7,86 7,68

- в рамках ФСС 4,08 12,3

- реализованные на сторону (путевки по графику ч/з турфирмы) 7,86 7,68

- наличный расчет (реализованные на месте в кассе организации) 7,86 7,68

4.Индекса доступности (Ид), Ид = Кдп / Кд п-1 (Кдп) - за расчетный период (Кд п-1) - за период, предшествующий расчетному 1,02

- в рамках ФСС 0,33

- реализованные на сторону (путевки по графику ч/з турфирмы) 1,02

- наличный расчет (реализованные на месте в кассе организации) 1,02

Таблица 5. Коэффициенты социальной эффективности ЗАО «Санаторий «Светлана»

Показатели 2009 г. 2010 г.

1.Коэффициент социальной поддержки Ксп. = ((СЗПс/СЗПт) + (СЗПс/ПМт))/2 СЗПс) - среднегодовая заработная плата по санаторию; СЗПт) - средняя заработная плата по отрасли (здравоохранение) на территории; ПМт - прожиточный минимум на территории. 1,63 1,66

2.Индекс социальной поддержки (Исп) Исп = Кспп : Ксп п-1 (Кспп) - за исследуемый период; (Ксп п-1) за период, предшествующий исследуемому 0,98

нальных, муниципальных), направленных на развитие санаторно -курортной сферы, будет способствовать улучшению показателей здоровья населения страны, которое является национальным достоянием.

Примечания:

1. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Росс. Федерации» (с изменениями и дополнениями 30 ноября 2011 г.)

2. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007

3. Доклад министра здравоохранения и социального развития Голикова Т. «Об итогах работы Минздравсоцразвития России в 2010 г. и задачах на 2011 г.» // http://www.minzdravsoc.ru/health/ modemization/18

4. Доклад «О реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Росс. Федерации бесплатной медицинской помощи в 2010 г.» // http://www.minzdravsoc.ru/health/ modernization/18

5. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2010 №145 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за IV квартал 2009 года» вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

6. Приказ Департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 25.01.2011 № 39 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за IV квартал 2010 года» («Кубанские новости», № 17 от 5 февраля 2010г.).

7. Лебедев И. В., Кудрин В. С., Лейзерман В. Г. Методические рекомендации «Комплексная оценка эффективности деятельности санаторно-курортного учреждения как самостоятельного хозяйствующего субъекта: Методические подходы и организационные технологии», рекомендовано для издания и внедрения на федеральном уровне.

8. Савицкая Г.В. - Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2007 г. - 336 с. - (Серия «Высшее образование»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.