по физической культуре». — М., 2005.
2. Зеер, Э. Ф. Концепция развивающего профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Инновационные процессы в сфере высшего профессионального образования. — Екатеринбург, 2007. — С. 26-37.
3. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 200 с.
4. Мухина, В.С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
5. Степин, В.С. Поиск новых ценностей и стратегия развития России // Вестник Российского философского общества. — 2000. — № 1. — С. 9-13.
6. Толерантность и образование : современные проблемы формирования толерантного сознания. - Екатеринбург : Полиграфист, 2006. - 165 с.
ОЦЕНКА РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПУЛЬСОВОЙ ДИАГНОСТИКЕ ТИБЕТСКОЙ
МЕДИЦИНЫ
З.Б. Мункуев
Спортивные достижения конкретного тяжелоатлета зависят от ряда факторов, лимитирующих его работоспособность. К этим факторам можно отнести различные реакции органов и систем на физические перегрузки, а также ограниченные скорости восстановительных процессов в организме, которые могут приводить к накоплению усталости [5,6,8]. Возникающая при этом возможность получения различного рода травм далеко не всегда адекватно оценивается тренерами во время учебнотренировочного процесса [7]. Причина этого заключается в том, что известные методы обследования текущего состояния спортсменов способны либо зарегистрировать какое-либо нарушение постфактум, что уже поздно, либо предоставить в распоряжение спортивного врача массу сведений, из которых зачастую трудно сделать точный прогноз динамики функционального состояния в целом [10]. Порой на получение и обработку результатов обследования уходит масса времени, тогда как тренерское решение относительно необходимости внесения изменений в учебно-тренировочный процесс должно приниматься практически мгновенно.
В связи с этим, актуальной является задача оперативной оценки текущего состояния спортсменов (в течение нескольких минут) без амбулаторных анализов и применения специального медицинского оборудования, и своевременной коррекции резервных возможностей спортсменов, позволяющей избежать возникновения различных травм, заболеваний и переутомлений на всех этапах тренировочного и соревновательного процессов [10].
В основе разработанного метода заложен принцип достижения высокого спортивного результата при одновременном сохранении уровня здоровья спортсмена. Метод предполагает строго индивидуальный подход к тренировочному процессу, и предусматривает специальную систему коррекции функционального состояния спортсменов, повышения резервных возможностей организма, а также профилактику травм [10].
В работе членами сборной команды России по тяжелой атлетике, мы применяли методы выявления Тибетской медицины, основное обследование проводили по пульсовой диагностике.
В современных условиях, приходится обследовать пульс в любое время всех периодов и этапов учебно-тренировочных процесса. Тибетская медицина выделяет пульс ветра, пульс желчи, пульс слизи, пульс жара и пульс холода. За время исследований мы применяли более 37 классификаций пульсов. [13]. Опишем общепринятые характеристики начала Ветра, Желчи и Слизи:
1. Пульс ветра пустой, полый, временами останавливающийся, напоминаю-
щий вздутый кожаный мешок - высок, но при нажиме опадает, исчезает, а при прекращении нажима быстро восстанавливается.
2. Пульс желчи тонкий, бьется напряженно. Снаружи мягкий, мелкий, внутри энергичный и резкий, однако слабого наполнения.
3. Пульс слизи слабый, нечеткий, доносится из глубины, в глубине бьется тяжело, словно преодолевает препятствие [12].
Для исследований мы также применили характеристики определения степеней жара и холода, описанные в трудах известного исследователя Тибетской медицины В.Н. Пупышева «Если при выдохе и вдохе врача обычно происходит пять ударов - два на выходе, два на вдохе, и один в промежутке - это пульсация состоянии нормы (неизменный, нормальный и постоянный). В случае превышения этого, если пульс бьется шесть раз - жар, семь - восемь - сильный жар, девять - вышедший за верхний предел жар - это три пульса жара».
«Если пульс меньше указанного, если он бьется четыре раза - холод, три -сильный холод, два - вышедший за нижний предел холод - это три пульса холода».
Для оценки резервных возможностей у тяжелоатлетов высокой квалификации в учебно-тренировочном процессе, мы применяли разработанный метод следующим образом:
1. Определение начал Ветра, Желчи, Слизи и состояний Жара и Холода
2. Определение нарушений в плотных и в полых органах.
3. Определение локализации нарушений.
Пульс спортсменов мы измеряли утром после ночного сна в одно и то же время. Атлет садился напротив Специалиста, так чтобы кисти обеих рук располагались на уровне приблизительного месторасположения сердца [13].
Специалист Тибетской медицины обследует пульс в диалоговом режиме, варьируя силу нажима и участок соприкосновения подушечек пальцев попеременно на левой и правой или одновременно на обеих руках пациента, поочередно «опрашивая» 12 внутренних органов. [14]. Результаты опроса и пульсовой диагностики уточняются, и устанавливается причина нарушений.
В нашей работе мы придерживались общих положений, описанных в медицинских трактатах. [15].
В работе со спортсменами, мы не ставили цель в оценке профессиональных (технические приемы тяжелоатлетов) резервных возможностей спортсменов высокой квалификации, т. к. мы работали с выдающимися спортсменами, которые занимаются этим видом больше десяти - пятнадцати лет и завоевывали медали различного достоинства на Олимпийских играх, Чемпионатах мира и Европы.
Таким образом мы предлагаем экспресс-метод оценки физиологических резервных возможностей спортсменов высокой квалификации по пульсовой диагностике, основанной на характеристиках определения степеней жара и холода по В. Н. Пупы-шеву табл. 1.
Таблица 1
Оценка резервных возможностей организма спортсменов высокой квалификации
по пульсовой диагностике Тибетской медицины
Состояние резервов Состояние Степень Пульс на 1 дыхание Характеристика
неудовлетворительное Жар 3 9/1 Серьезные нарушения жара
удовлетворительное 2 7-8/1 Сильный жар
хорошее 1 6/1 Жар
Отличное состояние резервов Норма 0 5/1 Пульс неизменный, нормальный, постоянный
хорошее Холод 1 4/1 Холод
удовлетворительное 2 3/1 Сильный холод
неудовлетворительное 3 2-1/1 Серьезные нарушения холода
Приведем пример: у тяжелоатлета Л был выявлен сильный жар, место расположение пульса легких, который классифицируется как удовлетворительное состояние резерва спортсмена, при опросе состояние спортсмена полностью подтвердилось: некоторое беспокойство, бессонница, из-за болей в правом кистевом суставе, во время интенсивных нагрузок, особенно при упражнениях взятие на грудь и выталкивание с груди.
Были назначены методы и средства Тибетской медицины [1,2,15].
Через семь дней по пульсовой диагностике выявили пульс жара, боли уменьшились на 60 %. Тренировочные нагрузки выполняются полностью, аппетит хороший, самочувствие хорошее, сон нормальный, боли не беспокоят.
Через 15 дней выявили пульс неизменный, нормальный и постоянный. На ответственных соревнованиях завоевал золотую медаль.
ВЫВОД
Данный метод позволяет обеспечивать тренера оперативной информацией о динамике изменения функционального состояния, о резервных возможностях спортсмена на различных этапах подготовки, дает ему возможность своевременного подбора оптимальных индивидуальных нагрузок во время учебно-тренировочного процесса, что подтверждается завоеванной тяжелоатлетом Л золотой медалью на Чемпионате мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асеева, Т.А., Дариев Д.Б., Кудрин А.И. и др. Лекарствоведение в Тибетской медицине. - Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1989. - 191 с.
2. Асеева, Т.А., Найдакова Ц.А. Пищевые растения в Тибетской медицине. -Улан-Удэ: Бурят. кн.изд-во, 1983. - 144 с.
3. Бресткин, М.П. Функции организма в условиях изменненой газовой среды. Ленинград, 1968.
4. Дембо, А.Г. Врачебный контроль в спорте /А.Г. Дембо. - М.: Медицина. 1988. - 288 с.: ил.
5. Дембо, А.Г. Основные принципы функциональной диагностики в спортивной медицине: лекция / А.Г. Дембо; Гос. дважды орденоносный ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л.: [б.и.], 1986. - 37 с.
6. Дембо, А. Г. Спортивная медицина: Общая патология, врачебный контроль с основами частной патологии: учеб. для ин-тов физ. культуры / под ред. А.Г. Дембо. -М.: Физкультура и спорт, 1975. - 366 с.
7. Дворкин, Л.С. Тяжелая атлетика: (учебник) / Л.С. Дворкин. - М.: Советский спорт, 2005. - 597 с.: ил.
8. Мозжухин, А.С. Физиологические резервы спортсмена: лекция для слушателей факультета повышения кадров, ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, Ленинград, 1979.
9. Сологуб, Е.Б. Физиологические основы спортивной тренировки: Метод. указания по спортивной физиологии / Е.Б. Сологуб.- Л.: ГДОИФК, 1986.- 59 с.
10. Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология спорта. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Олимпия Пресс, 2005.-528.,ил.
11. Солодков, А.С. Функциональные состояния спортсменов и способы их восстановления: лекция / А. С. Солодков; Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.: [б.и.], 2001. - 33 с.
12. Цыдыпов Ч.Ц. Пульсовая диагностика тибетской медицины. Новосибирск,
1988.
13. Чжуд-ши - памятник средневековой Тибетской культуры: Пер. с тиб./Под ред. Д.Б. Дашиева. - Н.: Наука, 1988. - 349 с.
14. Чжуд-ши Ксилограф изд. Агинского дацана, предположительно XIX век. -
460 л.