© А.А. Кулешов, 2002
УДК 622.6(571.56)
А.А. Кулешов
ОЦЕНКА РЕСУРСНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И РЫНКА КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ
А
втомобильный технологический транспорт по-прежнему остается ведущим на открытых горных работах России и стран СНГ, и альтернативы ему пока не видно, несмотря на крупные его недостатки, особенно в экологическом плане.
Задача повышения эффективности карьерного автотранспорта решается одновременно в двух производственных сферах: 1) машиностроительной и 2) горнодобывающей. При этом под воздействием рыночных отношений их взаимовлияние в последние годы становится более ощутимым: потребители горнотранспортной техники становятся значительно требовательнее к ее качеству, а производители совершенствуют ее более быстрыми темпами, чем это было ранее. В условиях острого дефицита денежных средств горные предприятия закупают новые автосамосвалы небольшими партиями (от 2 до 5 шт. в год) или единичные экземпляры. Важным фактором, влияющим на закупку новой техники, является, безусловно, ее цена. Основной производитель автосамосвалов для горно-добывающей промышленности -Белорусский автомобильный завод
- значительно повысил цены на свою продукцию, и существовавший ранее большой разрыв в ценах на аналогичную продукцию (в 2 раза и более) фирм США и Японии постепенно сокращается. Такое явление вполне закономерно, так как, с одной стороны, БелАЗ постоянно совершенствует конструкцию машин, повышает их качество, а с другой -вышел на широкий международный рынок, что не могло не повлиять на цену его продукции.
В условиях рыночных отношений у предприятий расширяются возможности выбора наиболее на-
дежной и приемлемой для их условий техники. Поэтому наблюдается усиление тенденции закупки импортной техники, которая хотя и стоит примерно в два раза дороже, чем продукция завода БелАЗ аналогичной грузоподъемности, но зато и надежнее они в 2 раза и более и гораздо проще в обслуживании.
Горнодобывающие и металлургические предприятия России и стран СНГ используют автосамосвалы большой грузоподъемности (100-200 т) следующих фирм: Белорусский автомобильный завод (Республи-ка Беларусь); «Катерпиллер» (США); «Юклид» («Дресслер», «Хоулпак») (США); «Комацу» (Япония).
Основным поставщиком карьерных автосамосвалов на рынок России и стран СНГ является Белорусский автозавод, который ежегодно выпускает около 200 шт. автосамосвалов с электромеханической трансмиссией грузоподъемностью 120-200 т, причем доля автосамосвалов грузоподъемностью 120-130 т составляет более 90 %. На ближайшие годы планируется увеличить производство большегрузных автосамосвалов такой грузоподъемности до 300 шт. в год.
Основные потребители автосамосвалов БелАЗ - угледобывающие предприятия Кузбасса, металлургические и добывающие предприятия Уральского и Северо-Западного регионов, Якутии и Дальнего Востока.
Закупки автосамосвалов БелАЗ по странам СНГ составляют ориентировочно (%):Россия - 56, Украина
- 24, Казахстан - 11.
Большегрузные автосамосвалы БелАЗ с электромеханической трансмиссией эксплуатируются также в Казахстане на горнорудных предприятиях и угольных разрезах, в Узбекистане (карьер «Мурунтау» Навоийского ГОКа - около 200 машин), Армении (Каджаранс-кий
рудник) и Таджикистане - на строительстве Рогунской ГЭС.
Автосамосвалы зарубежного производства применяются на таких крупных предприятиях России, как алмазодобывающая АК «Алроса» (Республика Саха Якутия), ОАО «Карельский окатыш», горная компания АО «Ковдорский ГОК», ОАО Апатит», Кольская горно-металлургическая компания и др.
Анализ структуры парков карьерных автосамосвалов по пяти крупным горнодобывающим предприятиям Северо-Западного региона РФ представлен в таблице.
Общий парк автосамосвалов грузоподъемностью более 100 т. по этим предприятиям (7 карьеров) составляет 271 шт.
Структура парка автосамосвалов на алмазодобывающих карьерах выглядит следующим образом, шт.: Ш-1200 - 25, САТ-785 - 66, БелАЗ-75125 - 70, D-510Е (Хоулпак»)
- 10, всего - 171.
На карьерах России общее количество автосамосвалов грузоподъемностью 100 т и выше составляет, по предварительной оценке, 1950 шт., в том числе импортных - около 350 шт.
По другим странам СНГ, шт.: Украина - 400, Казахстан - 600, Узбекистан - 300, Таджикистан -100, Армения - 50.
Общее количество автосамосвалов грузоподъемностью 100 т и выше, эксплуатирующихся в России и других странах СНГ, составляет, таким образом, 3400 шт. При среднем сроке службы карьерного автосамосвала 8 лет ежегодно подлежит списанию 425 шт.
При выпуске заводом БелАЗ 300 шт. автосамосвалов в год дефицит составит 125 автосамосвалов. Естественно, крупные горнодобывающие предприятия, имеющие на своих счетах валютные средства, будут закупать импортную технику. Стоимость импортного автосамосвала грузоподъемностью 130-150 т (вместе с уплатой таможенной пошлины, НДС, комплектов шин и транспортированием до заказчика) составляет в зависимости от модели от 1,0 до 1,5 млн долл. США.
Если даже сохранить численность парка импортных автосамосвалов на карьерах России на нынешнем уровне, т.е. 350 шт., то при
Таблица
№ ii.ii. Предприятие Марка автосамосвала Грузоподъемность, т Количество, шт.
1 ОАО «Олкон» БелАЗ-75191 110 3
БелАЗ-75121 120 27
БелАЗ-7549 75 1
БелАЗ-75131 130 7
Всего 38
2 ОАО «Карельский окатыш» БелАЗ-75191 110 26
БелАЗ-75121 120 20
«Холупак» 120 11
«Юклид Р-1502 140 6
Всего 63
3 Г орная компания АО «Ковдорский ГОК» БелАЗ-75191 110 14
БелАЗ-75121 120 27
«НЭ-1200» 120 12
Всего 53
4 ОАО «ГМК Печенганикель» БелАЗ-75191 110 21
БелАЗ-75121 120 14
Всего 35
5 ОАО «Апатит» (3 карьера) БелАЗ-75191 110 50
БелАЗ-75121 120 30
«НЭ-1200» 120 5
Всего 85
среднем сроке службы этих машин 10 лет ежегодно нужно закупать не менее 35 шт. автосамосвалов за рубежом, а по всем странам СНГ - не менее 50 шт. На это потребуется 50-75 млн долл. США ежегодно. Наибольшую конкуренцию на нашем рынке автосамосвалам БелАЗ составляет продукция фирм США «Катерпиллер» и «Хоулпак».
В условиях рыночных отношений Белорусский автозавод вынужден кардинально менять свою производственную практику: вместо
планового выпуска автосамосвалов различных моделей завод начал выпускать автосамосвалы большой грузоподъемности (120-280 т) под конкретного заказчика - по аналогии с зарубежными фирмами. При этом в конструкцию машин вносятся соответствующие изменения по требованию заказчика. Так, например, для АК «Алроса» изготовлен самосвал модели БелАЗ-75131 с тяговым двигателем повышенной мощности (640 вместо 470 кВт).
Естественно, рынок можно завоевать, лишь постоянно повышая качество машин и назначая за них умеренную цену. Когда нарушается это правило, продукция не находит сбыта. Примером может служить новая модель автосамосвала БелАЗ-7555 грузоподъемностью 55 т. Ее цена (260 тыс. долл. США) не соответствует ее потребительским свойствам, пока мало известна потребителям и поэтому с трудом реализуется.
В то же время завод значительно повысил качество автосамосва-
лов БелАЗ-75125 грузоподъемность 120 т: в условиях АК «Алроса» его среднегодовой пробег составил за первые пять лет эксплуатации 63,6 тыс. км, или 97 % от пробега автосамосвала Д-510Е. При этом даже при некотором повышении цены (около 700 тыс. долл. США) он имеет хороший сбыт. В самых тяжелых условиях алмазодобывающих карьеров его ресурс составляет до списания 350 тыс. км.
В заключение необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует достоверный прогноз емкости рынка карьерных автосамосвалов как в России, так и в странах СНГ из-за отсутствия единого координирующего центра. Таким центром могла бы стать Академия горных наук РФ. Создание такого прогноза на ближайшие 10 лет является важной экономической задачей.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ ---------------------------------------------------------------------------
Кулешов А.А. — профессор, доктор технических наук, Санкт-Петербургский государственный горный институт (ТУ).