Научная статья на тему 'Оценка ресурсного потенциала на основе привлекательности туристских объектов региона для развития конкурентных преимуществ'

Оценка ресурсного потенциала на основе привлекательности туристских объектов региона для развития конкурентных преимуществ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
278
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / ресурсный потенциал / объекты туризма / метод анализа иерархии / привлекательность туристских объектов / tourism / resource potential / tourism objects / the method of hierarchy analysis / the attractiveness of tourist facilities

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Богомазова И. В., Яковенко О. В.

В современных условиях в качестве основных условий, определяющих туристское предложение территории, выступает имеющийся туристский потенциал и туристские ресурсы. Развитие видов туризма на основе многообразия туристских продуктов и услуг обуславливается соответствующими туристскими ресурсами. В связи с этим процесс развития конкурентных преимуществ регионов должен быть сопряжен с проведением объективной оценки ресурсов и ориентирован в стратегическом развитии на имеющийся туристский потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF RESOURCE POTENTIAL ON THE BASIS OF APPEAL OF TOURIST FACILITIES FOR REGIONAL DEVELOPMENT OF COMPETITIVE ADVANTAGES

In modern conditions the available tourist potential and tourist resources act as the main conditions that determine the territory of the tourist offer. The development of the types of tourism on the basis of diversity of tourism products and services is driven by the respective tourist resources. In this regard, the development of competitive advantages of the regions should be coupled with carrying out the objective resource assessments and focuses on the strategic development of the existing tourist potential.

Текст научной работы на тему «Оценка ресурсного потенциала на основе привлекательности туристских объектов региона для развития конкурентных преимуществ»

Богомазова И.В., Яковенко О.В. Оценка ресурсного потенциала на основе привлекательности туристских объектов региона для развития конкурентных преимуществ // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т.2, №4, 2016.

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА RESOURCE POTENTIAL DEVELOPMENT TOURISM

УДК 338.48 DOI: 10.18413/2408-9346-2016-2-4-3-17

Богомазова И. В.1 Яковенко О. В.2

ОЦЕНКА РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА НА ОСНОВЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКИХ ОБЪЕКТОВ РЕГИОНА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

1) доцент, кандидат экономических наук, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»), ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Россия. E-mail: [email protected]

2) старший преподаватель, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

(НИУ «БелГУ»), ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Россия. E-mail: [email protected]

Статья выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук. Тема «Развитие конкурентных преимуществ сферы туризма с целью повышения эффективности региональной экономики» (МК-8062.2016.6)

Аннотация. В современных условиях в качестве основных условий, определяющих туристское предложение территории, выступает имеющийся туристский потенциал и туристские ресурсы. Развитие видов туризма на основе многообразия туристских продуктов и услуг обуславливается соответствующими туристскими ресурсами. В связи с этим процесс развития конкурентных преимуществ регионов должен быть сопряжен с проведением объективной оценки ресурсов и ориентирован в стратегическом развитии на имеющийся туристский потенциал.

Ключевые слова: туризм; ресурсный потенциал; объекты туризма; метод анализа иерархии; привлекательность туристских объектов.

UDK 338.48

Bogomazova I. V.1 Yakovenko O. V.2

ASSESSMENT OF RESOURCE POTENTIAL ON THE BASIS OF APPEAL OF TOURIST FACILITIES FOR REGIONAL DEVELOPMENT OF COMPETITIVE ADVANTAGES

1) Associate Professor, Ph.D in Economics, Belgorod State National Research University, 85, Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia. E-mail: [email protected]

2) Senior lecturer, Belgorod State National Research University, 85, Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. In modern conditions the available tourist potential and tourist resources act as the main conditions that determine the territory of the tourist offer. The development of the types of tourism on the basis of diversity of tourism products and services is driven by the respective tourist resources.

In this regard, the development of competitive advantages of the regions should be coupled with carrying out the objective resource assessments and focuses on the strategic development of the existing tourist potential.

Keywords: tourism; resource potential; tourism objects; the method of hierarchy analysis; the attractiveness of tourist facilities.

НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

" Р Я Р л " г н "" ^ " '

Богомазова И.В., Яковенко О.В. Оценка ресурсного потенциала на основе привлекательности туристских объектов региона для развития конкурентных преимуществ // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т.2, №4, 2016.

В настоящее время в Российской Федерации туризм определен как одно из перспективных направлений развития региональной экономики. Особая роль туризма в системе социально-экономического развития оказывает благотворное влияние на эффективное использование природных ресурсов, решение проблем занятости населения и привлечение дополнительных средств в экономику региона.

Усиление роли регионального туризма оказывает позитивное влияние на организацию отдыха местного населения и реализацию потребностей в культурном развитии, что в целом способствует развитию внутреннего и въездного туризма.

Степень удовлетворения потребностей населения в туристских товарах и услугах выступает в качестве индикатора, характеризующего социально-экономическую эффективность результатов деятельности. При этом наблюдается трансформация сопряженных отраслей, а также решение ряда социальных проблем, в том числе улучшение качества жизни в условиях обеспечения комплекса мероприятий по развитию туристской инфраструктуры, повышения доступности и

конкурентоспособности туристских услуг. В целом повышение социально-экономической роли сферы туризма определяет целесообразность поиска новых перспективных возможностей развития.

В условиях стратегического развития регионального туризма особую значимость приобретает проведение оценки ресурсного потенциала. При этом развитие конкурентных преимуществ должно базироваться на основе привлекательности туристских объектов.

При проведении оценки привлекательности объектов сферы туризма Белгородской области была построена иерархия, которая предполагает реализацию следующих этапов:

- постановка проблемы исследования;

- выделение цели, ориентированной на определение наиболее привлекательных туристских объектов выбранной группы;

- определение критериев различных уровней и альтернатив (приведенный перечень объектов).

Критерии представляют собой совокупность факторов различных уровней:

- факторы первого уровня характеризуют экономическую, эстетическую, рекреационную привлекательность объектов;

- факторы второго уровня определяют транспортную доступность, уровень туристской инфраструктуры, природно-экологические и социально-экономические условия;

- факторы третьего уровня - группы объектов.

Под экономической привлекательностью понимается экономическое развитие территории, существующие условия, обуславливающие инвестиционную деятельность и активность, увеличение занятости населения.

В основе эстетической привлекательности лежит возможность восприятия и гармоничное сочетание красоты имеющихся ресурсов и самобытности образа жизни с позиции чувств.

Рекреационная привлекательность отражает условия, обеспечивающие организацию развлечений, отдыха, оздоровления туристов.

Полученные результаты ориентированы на их применение различными субъектами индустрии туризма, обуславливая возможность для дальнейшего развития конкурентных преимуществ.

При оценке степени привлекательности туристских объектов Белгородской области выбранные объекты были сгруппированы по следующим направлениям:

- природные объекты;

- экскурсионные объекты;

- археологические объекты;

- этнографические объекты;

- памятники архитектуры и градостроительства;

- военно-исторические объекты;

- объекты сельского туризма;

- туристская инфраструктура.

Определение предпочтения альтернатив

основано на их наибольшей популярности в изучаемом сегменте и наличии экспонатов, отражающих высокую степень значимости и ценности, как для жителей Белгородской области, так и гостей региона. При этом каждая из указанных групп включает различные категории объектов.

1. Природные объекты туризма:

- заказники, урочища;

- заповедники;

НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

" Р Я Р л " г н "" ^ " '

Богомазова И.В., Яковенко О.В. Оценка ресурсного потенциала на основе привлекательности туристских объектов региона для развития конкурентных преимуществ // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т.2, №4, 2016.

- реки, озера, пруды, родники;

- пещеры;

- природные парки, сады.

2. Экскурсионные объекты туризма:

- краеведческие музеи;

- художественные музеи, историко-художественные музеи, исторические музеи, художественные галереи;

- памятники;

- литературные музеи, историко-литературные музеи и др.

3. Археологические объекты туризма:

- городища;

- селища;

- поселения;

- стоянки;

- места нахождения археологических предметов.

4. Этнографические объекты туризма:

- национальные сельские усадьбы;

- дома мастеров и ремесленников;

- музеи и центры народного творчества;

- фестивали славянской культуры.

5. Памятники архитектуры и градостроительства:

- церкви;

- храмы;

- усадьбы;

- постройки.

6. Военно-исторические объекты туризма:

- памятники;

- мемориальные комплексы;

- музеи.

7. Объекты сельского туризма:

- гостевые усадьбы;

- сельские усадьбы;

- объекты развлечения;

- музеи русско-народной тематики.

8. Объекты туристской инфраструктуры:

- средства размещения;

- объекты досуга, отдыха и развлечения;

- предприятия общественного питания.

Проведение анализа и выявление наиболее

предпочтительных объектов осуществлено в два этапа. На первом - из общей совокупности выделены наиболее известные и значимые объекты, на втором - построены иерархии туристской привлекательности объектов природного, экскурсионного, археологического и этнографического интереса, памятников архитектуры и градостроительства, военно-исторических объектов; объектов сельского туризма и туристской инфраструктуры Белгородской области (рис. 1-8).

Богомазова И.В., Яковенко О.В. Оценка ресурсного потенциала на основе привлекательности туристских объектов региона для развития конкурентных преимуществ //Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т.2, №4, 2016.

Рис. 1. Привлекательность природных объектов туризма Fig. 1. Attention value of nature-made tourist objects

Богомазова И.В., Яковенко О.В. Оценка ресурсного потенциала на основе привлекательности туристских объектов региона для развития конкурентных преимуществ //Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т.2, №4, 2016.

] [аибо-и.шая гур истекая i|рнл.ickíí ic.jbiioc i ь экскурсионных oómíki de туризма Iгородской ^лластн

X

iп

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[ i Экономическая привлекательной!

1

Fi Эстетическая привлекательность

1 1

1'У Грииаюртная лос i мшость [ V ТуржпúKíj'ri инфраструктура Fa3 Социал ь но-э коном и ч е ски е у слов ия

F31 Краеведческие музеи

Âj Белгородский государственный историко-краеведческнй музей (г. Белгород)

A¡ Старооскольский краеведческий музеи (г. Старый Оскол)

A3 Апексеевский краеведческий музеи ( г. Алексеевка, Алексеевскнй район'

А^Вадуйский краеведческий музей (п. У разово, Валуйский район)

А § Чернявский краеведческий музей ( п. Черня ика, Черняиский район)

Ад Ровен ьской районный краеведческий музей (п. Ровеиькн. Ровен ьской район)

]\я2 Художественные музеи, историко-Xудожест венные музеи, исторические музеи, художественные галереи

А7 Белгородский государственный художественный музей (г. Белгород)

Ag Шебекиискнй историко- художественный музей (г. Шебекино. Шебекиискнй раной)

Ао Старооскольский художественный музей (г. Старый Оскол )

А|о Галерея союза художников ( г. Белгород)

А11 Валуй ски й ист орико-художест венный музей (филиал Белгородского художественного музея) (г Валуйки)

Fv ] 1амятннки

А12 Мемориально-культурный комплекс В Ф Раевского (с. Богосл овка, Губки некий городской округ)

А|з Памятник «Князь Владимир» (г. Белгород)

Au Колокол «Единения» (п. Прохоров ка, Прозоровский район)

A| g Остатки «Палатовского вала* Изюмской оборонительной черты (Красногвардейский район )

А|б Остатки «Верхососепского вала* Белгородской засечной черты

(Красногвардейский район)

An Памятник М. С Щепкину (г. Белгород)

A|g Памятник покровителю святого Белогорья Святителю Иоасафу Епископу Белгородскому (г. Белгород)

А|9 Памятник В. И. Ленину (г. Белгород)

Рис. 2. Привлекательность экскурсионных объектов туризма Fig. 2. Attention value of sightseeing tourist destinations

1'у*.. lu ic|i;L1 Vi\ историко-литературные музеи и др.

Аэд Белгородский литературный музей (г. Белгород)

Ац Исторнко-театральный музей им. MC. Щепкина (с. Алексеевка, Яковлевский район)

Ац Историко-литературный музей им. Н.В. Станкевича (с. Мухоудеровка, Алексеевский район)

Ан Литературно-мемориальный музей В. Ерошенко (г Старый Оскол. Старооскольский городской округ)

Aî4 Музей связи (г. Белгород)

НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Р Р Я Н А К С Н К Р. Я и I. Т^^М

Богомазова И.В., Яковенко О.В. Оценка ресурсного потенциала на основе привлекательности туристских объектов региона для развития конкурентных преимуществ // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т.2, №4, 2016.

Наибольшая туристская привлекательность археологических объектов туризма Белгородской области

Экономическая привлекательность

Fj2 Зстетическа

кая ир ивлекател ьность

1 1

]'У Гриииюртнал „и1-!, mm петь 122 TvpMC j екая инфраструктура Fj3 Социал ьно-эконом ически е условия

Fj1 Городища

Ai Хотмыжское (средний бронзовый век) (с. Хотмыжск, Борисовский район )

Aj Крапивное (с Крапивное, Шебекинский район)

A3 Холки (с. Холки, Чермянский район)

A4 Большое городище (ранний железный век) (с. Большое городище, Шебекинский район)

АдДмитриевка (железный век) (с Дмитриевка, Шеоекипский район)

Ад Сабыиипо (железный век) (с. Сабынипо, Яковлевский район)

А 7 Мухоудероека-1 (железный век) ( с, Мухоудеровка, Алексееве кий район)

1:5 Селища

Ag Кузне новкд- 5 (поздний палеолит) (1 км к северу от к. Кчзнеиювка. Валуйскнй оайон)

Àj Шмарное-1 (неолит) (с. Шмарное* Старооскол ьский городской округ)

Ал Доброе (неолит) (юг с. Доброе, Шебекинский район)

Al i Валуйки (неолит) (близ р. Оскол, с пойме левого берега, Валуйсккн район)

Ал Ульяловка-1,2 (неолит)(х_ Ульяновка. Волокоиовекий район )

А]5 Головчино (ранний бронзовый век) (с. Головчино, Грайворонский район)

A J J Шиши][о (2-5 вв. н.э.) (с.

Шнптннп Кр.пmnrin гыий паилиЛ

Aj5 Щалоково (бронзовый век) (с. Щелоково, Прохоров екий район)

Ajé У разово (бронзовый век) (п. У разово, Валуйск ни район)

F]3 Поселен и

А) 7 Остатки древнего поселения «Каменный брод» (Kpaci ю гвар дей с к н й район)

A ig Остатки древнего поселения «Городок» ( Красногвардейский район)

Fj* Стоянки

А^Сабыннпо-! (поздний палеолит) (2 км от с. Сабынино. Яковлевский район)

А20 Яблоково-1 (ранний мезолит) (3,5 км к югу от с. Яблокшю, Валуйский район)

А21 Колосково-1 ?2 (мезолит, железный век) (с. Колосков о, Валуйскнй район)

Рис. 3. Привлекательность археологических объектов туризма Fig. 3. Attention value of archeological tourist destinations

Fj5 Места нахождения археологических предметов

АкДмитриевка (каменный век) (с, Дмитриевка, Шебекинский район)

А23 Ржевка-1 (каменный век) (левый Оерег р. Нежеголь: Шебекинский район )

Ам Нижнечуфичево (каменный век) (о. Горок и но, Старооекольский городской округ)

Аи Сороки но (каменный век) (с. Горокнно, Старооскольский городской округ)

Азе Дубровка (каменный век) (х. Дубровки, Валуйскнй район)

А27 Ч имооеп ьки (неолит) (с. Зимовеньки, Шебекинский район)

Аза Раздолье (поздний палеолит) (х. Раздолье, Красногвардейский район)

АгрСамарино-] (бронзовый век)(с. Гамарино, Красногвардейский район)

Ад® Кисе лево-1 (поздний палеолит) (и ] км от с. Киселево в устье Осинового лога. Белгородский район)

НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

RFSFARCH R F. S Т

Богомазова И.В., Яковенко О.В. Оценка ресурсного потенциала на основе привлекательности туристских объектов региона для развития конкурентных преимуществ // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т.2, №4, 2016.

Наибольшая туристская привлекательность этнографических объектов туризма Белгородской области

X

F[l Экономическая привлекательное!

F|2 Эстетическая привлекательность

1 1

1'У ]'р;1мсиортная дос 11 ми ость Туристская инфраструктура Fj3 Социально-экономические условия

X

F} I (аднональные сельские усадьбы

À J Усадьба «Бережка» (Грайворонекий район) (старинное: родовое поместье)

А; Усадьба «Лебёдка» (Грайворонекий район) (ми ни комплекс народной культуры)

A3 Усадьба «Такушка» (Грайворонекий район) ( народные ремесла, рецепты русской кухни)

A4 Мнннкомплекс Рудакова (традиции русской бани) ( Валуйский раной)

À5 Крестьянское подворье ■i На Ворсхле» (Грайворонекий район)

FV Дома мастеров и ремесленников

.•Vi Областной дом ремесленников (г Белгород, здание БГТУ им. Шухова)

А7 Дом ремесел (с. Алексеевка, Яковлевский район)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ag Прозоровский дом ремесел (п. Прохоровка, Прохоровский район)

.Aj Старооскольский дом ремесел (г. Старый Оскол)

А|о Дом ремесел Антоновского СМДК (Гранвороискнй район)

Ац Мастерская по ткачеству «Золотника» (Грайворонекий район)

А12 Надомная мастерская по лазоплетениго «Кошель» (Грайворонекий район)

X

F?" Музеи и центры народного творчества

А13 Белгородский государственный музей народного творчества (г. Белгород)

А и Городе кой це! гтр i шрод] i ого творчества (г. Белгород)

АЦентр народного творчества (с. Купи но, Шебекиискнй раной)

Ali Дом народного творчества (Черняиский район)

Aj7 Дом народного творчества (п. Майский, Белгородский район)

Ais Музей народного костюма ( Гранворонски й район)

Aig Музей рукоделия (Грайворонекий район)

Ai® Музей ((Крестьянская

изба»

Рис. 4. Привлекательность этнографических объектов туризма Fig. 4. Attention value of ethnographic tourist destinations

X

F]4Фестивали славянской культуры

A2| Международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень» (Борисовский район)

Ац Межрегиональный фольклорный фестиваль «Лето Красное» (Черняиский район)

А23 Фестиваль-ярмарка народной культуры «Белгородская слобода» (Белгородский раной)

Богомазова И.В., Яковенко О.В. Оценка ресурсного потенциала на основе привлекательности туристских объектов региона для развития конкурентных преимуществ //Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т.2, №4, 2016.

]1i Граиспоргная /n'l i \ миость

т

F2 Туристская инфраструктура

F2 Социально-экономические условия

т

F31 Церкви

A| Смоленский собор ("1731 г., г. Белгород)

Ai Церковь Пресвятой Троицы (1730 г., г. Старый Оскал)

A3 Церковь Воздвижения Креста Господня 1787-1805 г. г. (17871805 г., г. Старый Оскал )

Ai Преображенский собор (г. Белгород)

А? Церковь Покрова святой Богородицы (с. Шоп и и о, Яковлевский район)

As Троицкая церковь (с. Раевка (Гнилое), Чермянский район)

Ат Старообрядческая церковь (Вейделевский район) (деревянная)

Ag Знаменская церковь (с. Знаменка, Старооскол ьский городской округ)

А ^ M и хайл о-Архангельская церковь ( 1832 г., с. Осколец, Губки][ский городской округ)

F32 Храмы

Aw Крестовоздвиженский храм ( 1787-1805 г., г. Старый Оскал)

Ац Свято-Троицкий храм (г. Алексеевка, Алексеевскнй район)

Ац Храм во имя Святителя Николая (1775 г., с. Никольское, Белгородский район )

А|з Покровский храм (п. Вейделевка, Вейделевский район)

А и Николаевский храм (с. Николаевка. Вейделевский район)

Ai s Епаговещеиско-М ихайловский храм (с. Бори соска, Волокоповский район)

А |б Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери (с. Плоское, Корочаиский район)

А17 Христорождест венский храм (с. Лесное Уколово, Красненскнй район)

А|я Дмитриевский храм (1810 г., с. Я6лоеюво, Корочаиский район)

At® Храм святых апостшов Петра и Павла (п. Прохоров ка, Прохоровский район)

Усадьбы

А ю Усадьба «Богословка:» (с. Богословка, Губки некий городской округ) (ус. Раевских)

Ац Усадьба «Искра» (Корочанский район) (ус. Балабанова)

А22 Усадьба M уха новых (с. Веселая Лопань, Белгородский район )

А и Усадьба «Слобода Ракитная» (Ракитяиский район) (ус. Юсуповых)

А24 Усадьба «Сабынипо» (Яковлевкский район) (ус. Волконских)

Агз Усадьба «Архангельская» (Губкин ск и fi городской округ)

Aií Усадьба «Удеровка» (Алексее веки й район) (ус, Станкевичей)

Ait Усадьба A.A. Карамзиной-Клейпмихель (Ивняиский район)

F3* Постройки

А 28 Бирючанские торговые ряды (п. Красногвардейское )

Ais Круглое здание (с. Головчино, Грайворонский район)

A3Q Дом купца Селиванова (г. Белгород)

Аз1 Ветряные мельницы (с. Меняйлово, Атексеевский район)

Рис.

5. Привлекательность памятников архитектуры и градостроительства Fig. 5. Attention value of architectural monuments and urban development

НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Богомазова И.В., Яковенко О.В. Оценка ресурсного потенциала на основе привлекательности туристских объектов региона для развития конкурентных преимуществ //Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т.2, №4, 2016.

Рис. 6. Привлекательность военно-исторических объектов туризма Fig. 6. Attention value of war-historical tourist destinations

Богомазова И.В., Яковенко О.В. Оценка ресурсного потенциала на основе привлекательности туристских объектов региона для развития конкурентных преимуществ //Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т.2, №4, 2016.

Рис. 7. Привлекательность объектов сельского туризма Fig. 7. Attention value of rural tourist destinations

НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Богомазова И.В., Яковенко О.В. Оценка ресурсного потенциала на основе привлекательности туристских объектов региона для развития конкурентных преимуществ //Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т.2, №4, 2016.

Рис. 8. Привлекательность объектов туристской инфраструктуры Fig. 8. Attention value of tourist infrastructure

Богомазова И.В., Яковенко О.В. Оценка ресурсного потенциала на основе привлекательности туристских объектов региона для развития конкурентных преимуществ // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т.2, №4, 2016.

При оценке значимости элементов иерархии использован метод парных сравнений. В качестве лиц, принимающих решения, выступили 200 респондентов, среди которых представители и специалисты администрации г. Белгород и Белгородской области, муниципальных образований, руководители туристских компаний, представители туроператорских и турагентских фирм, работающие на региональном рынке в сфере въездного и внутреннего туризма, субъекты предпринимательской деятельности индустрии

гостеприимства (руководители средств размещения, предприятий питания), а также потребители туристских услуг.

При проведении расчетов осуществлялось сравнение элементов иерархии. Полученные оценки альтернатив позволили осуществить ранжирование объектов туризма Белгородской области по каждой анализируемой группе.

В качестве примера в табл. 1 представлены результаты оценки альтернатив природных объектов туризма.

Таблица 1 Table 1

Результаты оценки альтернатив природных объектов туризма Белгородской области Assessment results of alternatives to nature-made tourist objects in Belgorod region

№ п/п Рейтинг Природный объект

1. 0,1562S6559 Ботанический сад Белгородского государственного университета (г. Белгород) (А21)

2. 0,12272443б Урочище «Монастырский лес» (Белгородский район) (А1)

3. 0,09445S909 Природный парк «Нежеголь» (Шебекинский район) (А22)

4. 0,0S6204742 «Лес на Ворскле» (Борисовский район) (Аб)

5. 0,0S6204742 Холкинские пещеры (Чернянский район) (А18)

б. 0,072632S29 Урочище «Сосна на песках» (Чернянский район) (А4)

7. 0,055б47332 Святой источник «Криница» (Яковлевский район) (А1б)

S. 0,04б33473б Заказник «Бембус» (Волоконовский район) (А5)

9. 0,042935S6S Природный парк «Хотмыжский» (Борисовский район) (А19)

10. 0,0320504S1 «Лысые горы» (А9)

11. 0,0320504S1 «Стенки изгорья» (А10)

12. 0,023300б72 «Ямская степь» (А8)

13. 0,0246307S6 Река Северский Донец (Ац)

14. 0,023793513 Заказник «Бекарюковский бор» (Шебекинский район) (А2)

15. 0,02003бб43 Урочище «Городище» (Валуйский район) (Аз)

1б. 0,01SS917S2 Природный парк «Ровеньский» (Ровеньской район) (А20)

17. 0,01733277б Родник «Серафима Саровского» (Старооскольский район) (А15)

1S. 0,0143б7457 «Острасьевы Яры» (А7)

19. 0,012315393 Река Оскол (А12)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. 0,00S210262 Велико-Михайловские пруды (Новооскольский район) (А13)

21. 0,0063S5759 Синдеевы пруды (Волоконовский район) (А14)

22. 0,003203S42 Шмарненская пещера (Староосколький район) (А17)

В соответствие с полученными результатами в каждой группе были выделены по пять наиболее привлекательных для туристов объектов:

1. Природные объекты:

- Ботанический сад Белгородского государственного национального исследовательского университета (г. Белгород);

- Урочище «Монастырский лес» (Белгородский район);

- Природный парк «Нежеголь» (Шебекинский район);

- «Лес на Ворскле» (Борисовский район);

- Холкинские пещеры (Чернянский район).

2. Экскурсионные объекты:

- Белгородский государственный художественный музей (г. Белгород);

- Памятник «Князь Владимир» (г. Белгород);

- Белгородский государственный историко-краеведческий музей (г. Белгород);

- Колокол «Единения» (п. Прохоровка, Прохоровский район),

- Историко-театральный музей им. М. С. Щепкина (с. Алексеевка, Яковлевский район).

Богомазова И.В., Яковенко О.В. Оценка ресурсного потенциала на основе привлекательности туристских объектов региона для развития конкурентных преимуществ // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т.2, №4, 2016.

3. Археологические объекты:

- Холковское городище (с. Холки, Чернянский район);

- Киселево-1, место нахождения археологических предметов (поздний палеолит), в 1 км от с. Киселево в устье Осипового лога, Белгородский район);

- Ржевка-1, место нахождения археологических предметов (каменный век), левый берег р. Нежеголь, Шебекинский район;

- Хотмыжское городище (средний бронзовый век), с. Хотмыжск, Борисовский район;

- Остатки древнего поселения «Каменный брод», Красногвардейский район.

4. Этнографические объекты:

- Фестиваль-ярмарка народной культуры «Белгородская слобода» (Белгородский район);

- Белгородский государственный музей народного творчества (г. Белгород);

- Международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень» (Борисовский район);

- Городской центр народного творчества (г. Белгород);

- Крестьянское подворье «На Ворскле» (Грайворонский район).

5. Памятники архитектуры и градостроительства:

- Круглое здание (с. Головчино, Грайворонский район);

- Преображенский Собор (г. Белгород);

- Смоленский собор (г. Белгород);

- Храм святых апостолов Петра и Павла (п. Прохоровка, Прохоровский район);

- Усадьба «Богословка» (с. Богословка, Губкинский район) (усадьба Раевских).

6. Военно-исторические объекты:

- Мемориальный комплекс «Прохоровское поле» (п. Прохоровка, Прохоровский район);

- Мемориальный комплекс «Курская битва» (г. Белгород);

- Мемориальный комплекс «Курская дуга» (п. Яковлево, Яковлевский район);

- Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» (п. Прохоровка, Прохоровский район);

- ГУК «Белгородский государственный историко-художественный музей-диорама

«Курская битва. Белгородское направление» (г. Белгород).

7. Объекты сельского туризма:

- Парк регионального значения «Ключи» (Прохоровский район);

- Культурно-оздоровительный центр «Русская усадьба» (Прохоровский район);

- Рекреационная зона «Хутор Марынычев» (Красногвардейский район);

- Гостевой дом «На Парковой» (Белгородский район);

- Усадьба «Панский хуторок» (родовое поместье в лесной зоне) (Грайворонский район).

8. Объекты туристской инфраструктуры:

- Белгородский зоопарк (г. Белгород);

- Белгородский государственный академический драматический театр им. М. С. Щепкина (г. Белгород);

- Санаторий «Красиво» (Борисовский район);

- Гостиничный комплекс «Белогорье» (г. Белгород);

- Учебно-спортивный комплекс БелГУ им. С. Хоркиной (г. Белгород).

В целом результаты, которые были получены при выявлении уровня привлекательности объектов туризма Белгородской области, могут выступить основой для развития конкурентных преимуществ сферы туризма с целью повышения эффективности региональной экономики, а также для формирования конкурентоспособного туристского предложения и повышения привлекательности региона как объекта внутреннего и въездного туризма.

Повышение конкурентоспособности

региональной туристской индустрии с учетом потенциала туризма и возможностей, которые обусловлены такими ресурсами, как природно-климатические, культурные и экономические, обеспечит повышение уровня и качества жизни населения в регионе. В данном контексте формирование и продвижение туристских дестинаций, повышение качества туристского продукта с использованием современных информационных технологий является весьма важным и перспективным направлением развития сферы туризма и создания туристического образа территории.

Богомазова И.В., Яковенко О.В. Оценка ресурсного потенциала на основе привлекательности туристских объектов региона для развития конкурентных преимуществ // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т.2, №4, 2016.

В силу того, что в последние годы для современной туристской индустрии характерны существенные изменения, обусловленные внедрением современных технологий, для ее успешного функционирования целесообразна модернизация процессов и технологий разработки и реализации турпродукта.

Формирование единого информационного пространства на региональном уровне позволит придать новый импульс развитию туризма в области, повысит уровень информированности о местах и объектах культурно-познавательного и исторического наследия, а также обеспечит реализацию туристского потенциала региона в целях развития новых направлений туризма, их популяризации и активизации интереса.

Реализация и развитие данного направления представляет несомненный интерес не только для отдельных туристских предприятий, но и в целом может повлиять на развитие туристской отрасли, способствуя повышению привлекательности туризма в регионе. Это обеспечит продвижение новых направлений в развитии сферы туризма в Белгородской области на основе создания качественного туристского продукта с учетом современных требований туристского рынка, что повлечет за собой рост потоков внутреннего и въездного туризма и, как следствие, повышение эффективности региональной экономики.

Список литературы

1. Белгородская область в цифрах. 2016: краткий стат. сборник [Текст] : стат. сб. / Федер. служба гос. статистики (Росстат), Территориальный орган федер. службы гос. статистики по Белгор. обл. (Белгородстат). - Белгород : Белгородстат, 2016. - 289 с.

2. Богомазова, И. В. Оценка привлекательности объектов сельского туризма Белгородской области на основе метода анализа иерархии [Текст] / И. В. Богомазова // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 2.

3. Богомазова, И. В. Формирование и развитие сферы туризма в регионе в современных условиях (на примере Белгородской области) [Текст] : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05, Белгород, 2011. 234 с.

4. Богомазова, И. В., Стенюшкина, С. Г. Информационно-коммуникационные технологии как фактор развития регионального туристско-рекреационного комплекса [Текст] / И. В. Богомазова, С. Г. Стенюшкина // Научный результат. Сер. Технологии бизнеса и сервиса. 2015. №2. С. 64-71. Режим доступа http://www.belsu-research-

result.ru/images/issue2/business/business2.pdf (Дата

обращения: 20.10.2016).

5. Богомазова, И. В., Яковенко, О. В. Стратегическое развитие сферы туризма в Белгородской области в контексте социально-экономических преобразований региона [Текст] / Богомазова И. В., Яковенко О. В. Белгород : ООО «Зебра», 2015. 124 с.

6. Васильева, Л. В. Организационно -экономический механизм обеспечения устойчивого развития туризма в регионе [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Л. В. Васильева; С.-Петерб. гос. инженер.-эконом. ун-т. СПб., 2006. 18 с.

7. Климова, Т. Б., Вишневская, Е. В., Богомазова, И. В. Повышение туристской привлекательности территории в контексте развития мобильных приложений [Текст] / Т. Б. Климова, Е. В. Вишневская, И. В. Богомазова // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. Режим доступа URL: http://www.science-education.ru/121-18631 (Дата обращения: 20.10.2016).

8. Саати, Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий [Текст] / Т. Саати ; пер. с англ. Р. Г. Вачнадзе. М. : Радио и связь, 1993. 314 с.

9. Салманов, О. Н. Математическая экономика с применением Mathcad и Excel [Текст] / О. Н. Салманов. СПб. : БХВ-Петербург, 2003. 456 с.

10. Ферару, Г. С., Яковенко, О. В. Тенденции, факторы и перспективы стратегического развития туризма в контексте инновационных преобразований социально-экономической среды региона (на примере Белгородской области) [Текст] / Г. С. Ферару,

0. В. Яковенко // Научный результат. Серия «Технологии бизнеса и сервиса». 2015. № 1. С. 19-25. (Дата обращения: 20.10.2016).

References

1. Belgorod region in figures. 2016: a brief article. compilation [Text] : stat. sat. / Feder. Service state. Statistics Service (Rosstat), Territorial body fader. service state. statistics Belgor. region. (Belgorodstat). Belgorod: Belgorodstat, 2016. 289 p.

2. Bogomazova, I. V. Evaluation of the attractiveness of rural tourism facilities of Belgorod region based on the analytic hierarchy process [Text] /

1. V. Bogomazova // Modern problems of service and tourism. 2011. № 2.

3. Bogomazova, I. V. Formation and development of tourism in the region in modern conditions (on the example of Belgorod region) [Text] : dis. ... Cand. ehkon. Sciences: 08.00.05, Belgorod, 2011. 234 p.

4. Bogomazova, I. V., Stenyushkina, S. G. Information and communication technologies as a factor of regional tourist and recreational complex [Text] / I. V. Bogomazova, S. G. Stenyushkina // Research Result. Ser. «Business and Technology of Service». 2015. №2.

Богомазова И.В., Яковенко О.В. Оценка ресурсного потенциала на основе привлекательности туристских объектов региона для развития конкурентных преимуществ // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т.2, №4, 2016.

Pp. 64-71. http://www.belsu-research-

result.ru/images/issue2/business/business2.pdf (Date of access: 20.10.2016).

5. Bogomazova, I. V., Yakovenko, O. V. Strategic development of tourism in Belgorod region in the context of socio-economic transformation of the region [Text] / I. V. Bogomazova, O. V. Yakovenko. Belgorod: OOO «Zebra», 2015. 124 p.

6. Vasilyeva, L. V. Organizational-economic mechanism of maintenance of sustainable tourism development in the region [Text] : Author. Dis. ... Cand. ehkon. Sciences: 08.00.05 / L. V. Vasilieva; St. Petersburg. State. Inzhener.-Economy. Univ. St. Petersburg, 2006. 18 p.

7. Klimova, T. B., Vishnevskaya, E. V., Bogomazova, I. V. Increasing tourist attractiveness of the area in the context of the development of mobile applications [Text] / T. B. Klimova, E. V. Vishnevskaya, I. V. Bogomazova // Modern Problems science and education. 2015. № 1. URL Access: http://www.science-education.ru/121-18631 (Date access: 20.10.2016)

8. Saaty, T. Decisions. Analytic Hierarchy Process [Text] / T. Saati; from English. R. Vachnadze. Moscow: Radio and communication, 1993. 314 p.

9. Salmanov, O. Mathematical economics using Mathcad and Excel [Text] / O. Salmanov. S-Pb. : BHV-Petersburg, 2003. 456 p.

10. Feraru, G. S., Yakovenko, O. V. Trends, strategic tourism development factors and prospects in the context of innovation and social and economic environment of the region (on the example of Belgorod region) [Text] / G. S. Feraru, O. V. Yakovenko // Research Result. A series of «Business Technology and Service» 2015. № 1. Pp 19-25. (date of the access: 20.10.2016).

Рецензент

Петин А.Н., декан факультета горного дела и природопользования, доктор географических наук, профессор

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.