Научная статья на тему 'Мультимедийные экскурсии как возможность в реальном времени знакомства туристов с достопримечательностями города и области'

Мультимедийные экскурсии как возможность в реальном времени знакомства туристов с достопримечательностями города и области Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1338
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / мультимедийные экскурсии / достопримечательности / турист-ские объекты / tourism / multimedia tours / attractions / tourist facilities

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Богомазова Ирина Викторовна

В современных условиях увеличивается роль мультимедийных технологий, позволяющих предприятиям туристской индустрии представлять информацию справочно-информационного и рекламного характера. Широкое распространение мультимедийных средств и технологий охватывает большое ко-личество взаимосвязанных систем, стирая границы и расстояния, оказывает влияние на со-хранение и формирование благоприятных условий для осуществления диалога культур, продвижения туристских дестинаций и развития конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMEDIA TOURS AS AN OPPORTUNITY OF INTRODUCING TOURISTS TO THE ATTRACTIONS OF THE CITY AND AREA

In modern conditions, the role of multimedia technologies is increasing, allowing the tourism industry enterprises to provide reference and advertising information. The wide distribution of multimedia tools and technologies covers a large number of intercon-nected systems, blurring boundaries and distances, influencing the preservation and formation of favorable conditions for the implementation of a dialogue of cultures, promotion of tourist desti-nations, and development of competitive advantages.

Текст научной работы на тему «Мультимедийные экскурсии как возможность в реальном времени знакомства туристов с достопримечательностями города и области»

Богомазова И. В. Мультимедийные экскурсии как возможность в реальном времени знакомства туристов с достопримечательностями города и области// Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса.

- Т. 3, № 3, 2017.

РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ DEVELOPMENT OF THE TOURIST INDUSTRY

УДК 338.48 Богомазова И. В.

DOI: 10.18413/2408-9346-2017-3-3-3-10

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ ЗНАКОМСТВА ТУРИСТОВ С ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМИ ГОРОДА И ОБЛАСТИ

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»), ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Россия. [email protected]

Статья выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук. Тема «Развитие конкурентных преимуществ сферы туризма с целью повышения эффективности региональной экономики» (МК-8062.2016.6).

Аннотация. В современных условиях увеличивается роль мультимедийных технологий, позволяющих предприятиям туристской индустрии представлять информацию справочно-информационного и рекламного характера.

Широкое распространение мультимедийных средств и технологий охватывает большое количество взаимосвязанных систем, стирая границы и расстояния, оказывает влияние на сохранение и формирование благоприятных условий для осуществления диалога культур, продвижения туристских дестинаций и развития конкурентных преимуществ. Ключевые слова: туризм; мультимедийные экскурсии; достопримечательности; туристские объекты.

UDK 338.48 Bogomazova I. V.

MULTIMEDIA TOURS AS AN OPPORTUNITY OF INTRODUCING TOURISTS TO THE ATTRACTIONS OF THE CITY AND AREA

Belgorod State National Research University 85, Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia. [email protected]

Abstract. In modern conditions, the role of multimedia technologies is increasing, allowing the tourism industry enterprises to provide reference and advertising information. The wide distribution of multimedia tools and technologies covers a large number of interconnected systems, blurring boundaries and distances, influencing the preservation and formation of favorable conditions for the implementation of a dialogue of cultures, promotion of tourist destinations, and development of competitive advantages. Keywords: tourism; multimedia tours; attractions; tourist facilities.

Туризм, как феномен XXI века, является одним из самых стабильно развивающихся секторов экономики. Уровень его развития во многом определяет социально-экономические условия стран и регионов, выступая в качестве значительногоисточника доходов. В тоже время индустрия туризма ориентирована на формирование и развитие межкультурных

и образовательных связей, расширение кругозора, организацию отдыха и обеспечение процессов духовного и физического восстановления.

Развитие и проникновение во все сферы деятельности информационных технологий привело к росту их предложения на рынке в различных проявлениях. Так, в качестве ос-

Богомазова И. В. Мультимедийные экскурсии как возможность в реальном времени знакомства туристов с достопримечательностями города и области// Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса.

- Т. 3, № 3, 2017.

новного направления выступает внедрение мультимедийных технологий, представляющих совокупность текстовой, графической информации в сочетании с речью, музыкой, графикой, анимацией, видео и т.п. Это позволяет применять новые возможности использования компьютерной техники для наглядного представления туристского продукта, разрабатывая виртуальные экскурсии и путешествия, обеспечивая приближение объекта к потенциальному потребителю [4, 6].

В качестве одного из направлений, используемых в социально-культурной сфере, выступает применение мультимедийных презентаций и экскурсий.

Мультимедийная презентация сочетает разнообразные элементы, собранные воедино, а именно: компьютерную анимацию, графику, видео, музыку и звуковой ряд [3, 7]. Для мультимедийной презентации характерно интерактивное представление информации, высокий уровень мобильности и информативности, доступность и эффект присутствия, что обуславливает ее экономическую эффективность.

Широкое применение мультимедийных технологий определяет их популярность и в области туризма. Для туристов создаются виртуальные экскурсии, что позволяет независимо от местонахождения ознакомиться с интересующими достопримечательностями. Виртуальные экскурсии и путешествия могут быть представлены в форме презентаций и панорам объектов [9].

В настоящее время посещение городов, стран, целых континентов и их достопримечательностей пользователями в реальном времени стало достаточно простым явлением благодаря мультимедийным экскурсиям.

При осуществлении виртуального тура возможно создание на экране монитора панорамного 3D-изображения, просматривая которое у зрителя есть возможность получения большого объема визуальной информации, что отличает его от обычной фотографии. Используя клавиатуру или курсор мыши, пользователь может оглядеться вокруг или обернуться, приблизить или отдалить интересующие предметы или детали изображения, развернуть картину под нужным углом [5].

Интерактивность обеспечивает эффект присутствия, что является основным преимуществом, выделяющим виртуальные сферические панорамы среди других средств визуализации.

Виртуальные экскурсии приобретают все большую популярность для продвижения городов и музеев во всем мире. Особой популярностью пользуются проекты, разработанные для музеев (Лувр (louvre.historic.ru/virttour.shtml), музеи мира (musei-online.blogspot.com)) [5].

Мультимедийные экскурсии заменяют реальное путешествие. Проекты подобного рода являются комфортными, удобными и безопасными, позволяя, не покидая привычного места жительства, познакомиться с культурой и традициями других городов и даже государств [10]. При этом развитие и доступность современных технологий решает ряд задач:

- позволяет людям с ограниченными возможностями ознакомиться с объектами показа;

- приближает туристов к цели вне зависимости от наличия или отсутствия финансовых ресурсов;

- обеспечивает экскурсантов информацией как о туристских, так и об инфраструк-турныхобъектах, выступая в качестве рекламы и элемента продвижения;

- является средством обучения для представителей туристского бизнеса, молодежи, студентов и школьников.

Тем не менее, применение мультимедийных экскурсий ограничивает возможности создания запросов в режиме реального времени, экскурсант в полной мере зависит от разработчика и представленной им информацией, тем самым ограничивая собственные впечатления.

Усиление роли и внимания к индустрии туризма в РФ определили необходимость разработки и реализации программ, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма. Анализ состояния и перспектив развития сферы туризма в Белгородской области свидетельствует о наличии предпосылок и возможностей продвижения региона на внутреннем и международном рынках. В силу то-

Богомазова И. В. Мультимедийные экскурсии как возможность в реальном времени знакомства туристов с достопримечательностями города и области// Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса.

- Т. 3, № 3, 2017.

го, что вклад отрасли туризма в социально-экономическое развитие региона является незначительным, особое внимание следует уделить исследованию состояния и выявлению перспективных направлений развития.

Для исследуемого региона характерно разнообразие культур (например, салтово-маяцкой, рюменской, древнерусской, русской), которое обусловлено историческим возникновением и формированием области, а также благоприятными природно-

климатическими условиями региона (например, лесостепная и степная зоны, реки, относящиеся к бассейну Днепра и Дона, сосновые боры и дубравы) [1].

Для создания имиджа Белгородской области, как интересного и привлекательного туристского региона, реализуется Государственная программа Белгородской области «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014-2020 годы», а в ее составе подпрограмма «Развитие туризма, ремесленничества и придорожного сервиса» [8]. С целью обеспе-

чения доступности туристских объектов и формированияв регионе конкурентоспособной туристской индустрии целесообразно применение современных информационных технологий, обеспечивающих быстрое получение интересующей информации [2].

В качестве примера может быть предложена обзорная экскурсия по Белгородской области с включением следующих объектов:

- музей-заповедник «Прохоровское поле»;

- музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление»;

- Холковский подземный монастырь;

- заповедник «Белогорье»;

- «Круглое здание» в селе Головчино;

- здание Белгородской митрополии;

- памятник Равноапостольному Князю Владимиру в Белгороде;

- дворцовый комплекс Юсуповых в поселке Ракитном.

Музей-заповедник «Прохоровское поле» отражает легендарные страницы Великой Отечественной войны, сохраняя подвиги и отдавая дань глубокого уважения участникам победы (рис. 1).

Рис. 1. Музей-заповедник «Прохоровское поле» Fig. 1. Prokhorovka Field Museum-Preserve

Государственному военно-историческому музею-заповеднику «Прохоровское поле» в соответствии с указом Президента Российской Федерации № 414 от 26 апреля 1995 года присвоен статус федерального государственного учреждения культуры.

Прохоровское поле по праву носит название «Третье ратное поле России», как Куликово и Бородинское, на котором 12 июля 1943 года произошло крупное танковое сражение, ставшее переломным и определившее

дальнейший ход Великой Отечественной войны. В этом сражении участвовали порядка 1500 единиц военной техники. В настоящее время в знак проявленного героизма воинов воздвигнуты Памятник Победы - «Звонница», храм Петра и Павла.

Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление» является самой крупной диорамой в России и отражает страницы истории, связанные с танковым сражением под Прохоровкой (рис. 2). Художественное

Богомазова И. В. Мультимедийные экскурсии как возможность в реальном времени знакомства туристов с достопримечательностями города и области// Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса.

- Т. 3, № 3, 2017.

полотно диорамы создано мастерами студии художников-баталистов студии им. М. Б. Грекова - народным художником Н. Я. Бу-

том, заслуженными художниками Г. К. Сево-стьяновым, В. Н. Щербаковым и Н. А. Сычевым.

Рис. 2. Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление» Fig. 2. «The Battle of Kursk. Belgorod direction» Museum-Diorama

Холст длиной 67 метров и высотой 15 метров составляет единую композицию со смотровой площадкой и рельефным макетом местности, площадью более 500 кв. м. Воспроизведенные события отражают бой 5-й

гвардейской танковой армии и боевые порядки 29 танкового корпуса.

Свято-Троицкий Холковский монастырь является единственным действующим пещерным монастырем в Белгородской области (рис. 3).

Рис. 3. Холковский подземный монастырь Fig. 3. The Underground Monastery in Kholky

Пещеры монастыря расположены на меловых холмах. Доподлинно неизвестна история их происхождения - искусственное, созданные монахами, или естественное.

Государственный природный заповедник

«Белогорье» создан в 1999 году. Он основан на базе заповедника «Лес на Ворскле» и заповедных участков «Острасьевы яры», «Ямская степь», «Лысые горы» и «Стенки Изго-рья» (рис. 4).

Богомазова И. В. Мультимедийные экскурсии как возможность в реальном времени знакомства туристов с достопримечательностями города и области// Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса.

- Т. 3, № 3, 2017.

Рис. 4. Заповедник «Белогорье» Fig. 4. «Belogorye» Preserve

«Круглое здание» в селе Головчино явля- сооружение круглой формы, здание обладает

ется уникальной достопримечательностью. загадочной историей (рис. 5).

Представляя собой необычное архитектурное

Рис. 5. «Круглое здание» в селе Головчино Fig. 5. «The Round building» in the village of Golovchino

Появление «Круглого здания» датируется 1812 годом, представляя собой мощный кирпичный цилиндр диаметром 30 метров. При этом оно построено по принципу русской матрешки - внутри внешнего цилиндра имеется второй, который содержит в себе еще один.

Ученым до настоящего времени неизвестно, с какой целью сооружено здание и чем определяется выбор подобной формы. О селе Головчино известно, что основано оно одним из сподвижников Петра I - графом Гаврилой Головкиным. Потом он подвергся опале, и его вотчина была отписана государству. Императрица Елизавета пожаловала бесхозное имение новому подданному России - сербу, генерал-майору Хорвату. Уже при его внуке крепостные производили тут на заводах сахар и селитру, выращивали лошадей, обрабатывали 12 тысяч десятин земли. В годы царствования Александра I

Хорваты выстроили в Головчино прекрасный дворец и парк. Народная молва утверждает, что к «круглому зданию» от графского дворца шел подземный ход, который впоследствии был разрушен.

Новое здание Белгородской митрополии расположено на месте Свято-Троицкого собора - духовного центра дореволюционного Черноземья. Во время подготовки к строительству на его месте были найдены останки сотен белгородцев, а также белгородских священнослужителей и архиереев (рис. 6).

В новом здании митрополии кроме Свято-Троицкого находятся нижний храм в честь священномученика Никодима (Кононова), галерея, в которой можно увидеть фундамент разрушенного Свято-Троицкого храма, склеп, в котором нашли мощи святителя Никодима, и административные помещения.

Богомазова И. В. Мультимедийные экскурсии как возможность в реальном времени знакомства туристов с достопримечательностями города и области// Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса.

- Т. 3, № 3, 2017.

Рис. 6. Здание Белгородской митрополии Fig. 6. The building of the Belgorod Metropolia

Памятник Равноапостольному Князю Владимиру является крупнейшим памятником Белгорода и крупнейшим в мире памятником князю Владимиру. Его открытие было приурочено к 2000-летию Рождества Христова и 55-летнему юбилею освобождения Бел-

города от немецко-фашистских захватчиков (рис. 7).

Дворцовый комплекс Юсуповых в поселке Ракитное представляет собой усадебный комплекс (рис. 8).

Рис. 7. Памятник Равноапостольному Князю Владимиру в Белгороде Fig. 7. Monument to Eqiicd-to-the-Apostles Prince Vladimir in Belgorod

Рис. 8. Дворцовый комплекс Юсуповых в поселке Ракитное Fig. 8. The Yusupov Palace Complex in the village of Rakitnoye

Богомазова И. В. Мультимедийные экскурсии как возможность в реальном времени знакомства туристов с достопримечательностями города и области// Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса.

- Т. 3, № 3, 2017.

Г

Историческую ценность составляет главный усадебный дом и 320-летний дуб-долгожитель. Находясь в хорошем состоянии и являясь памятником архитектуры конца XIX - начала XX века, дом был возведен в 1846 году. В разработке проекта усадьбы принимал участие итальянский архитектор Джакомо Флоренти, чьи шедевры украшают улицы и площади Санкт-Петербурга.

Представленные объекты, находящиеся на достаточном удалении друг от друга на территории области, обеспечат возможность расширения кругозора туристов, а в сочетании с мультимедийными технологиями позволят наглядно погрузиться в атмосферу и историю.

Реалистичность обуславливает возрастающую популярность мультимедийных экскурсий, обеспечивая достижение высокого уровня сервиса и удовлетворение растущих потребностей экскурсантов.

Информация о конфликте интересов:

автор не имеет конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: author have no conflict of interests to declare.

Список литературы

1. Богомазова, И. В. Формирование и развитие сферы туризма в регионе в современных условиях (на примере Белгородской области). Белгород : Издательский дом «Белгород», 2013. 228 с.

2. Богомазова, И. В., Стенюшкина, С. Г. Информационно -коммуникационные технологии как фактор развития регионального туристско-рекреационного комплекса // Научный результат. Сер. Технологии бизнеса и сервиса. 2015. № 2. С. 64-71. Режим доступа http://www.belsu-research-rssult.ru/images/issue2/business/business2.pdf (дата обращения: 31.08.2017).

3. Гуляев, В. Г. Новые информационные технологии в туризме / В. Г. Гуляев. М. : ПРИОР, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение. М. : Советский спорт, 2007. 216 с.

5. Кизим, А. В. Информационные технологии в туризме : учебно-методическое пособие / А. В. Кизим. Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2011. 146 с.

6. Климова, Т. Б., Вишневская, Е. В., Богомазова, И. В. Повышение туристской привлекательности территории в контексте развития мобильных приложений / Т. Б. Климова, Е. В. Вишневская, И. В. Богомазова // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. Режим доступа URL: http: //www .science-education.ru/121-18631. (дата обращения: 31.08.2017).

7. Морозов М. А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. - М. : Изд-во Академия, 2004. - 240 с.

8. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014 - 2020 годы» [Текст] : Постановление Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 г. N 522-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

9. Виртуальные экскурсии и 3D тур [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.panotours.ru/ (дата обращения: 31.08.2017).

10. Виртуальные экскурсии? Почему бы и нет? [Электронный ресурс] // Режим доступа : https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid =1718&showentry=1165 (дата обращения: 31.08.2017).

References

1. Bogomazova, I. V. (2013), «Formation and development of tourism in the region in modern conditions (the example of Belgorod region)». Belgorod : Publishing house «Belgorod». 228 р. Russia.

2. Bogomazova, I. V., Stenyushkina, S. G. (2015), «Information and communication technologies as a factor of development of a regional tourist-recreational complex» // Research Result. Ser. Technologies of business and service. № 2. P. 64-71. Access mode http://www.belsu-research-result.ru/images/issue2/business/business2.pdf (date of access: August 30, 2017). Russia.

3. Gulyaev, V. G. (2003), «New information technologies in tourism» / V. G. Gulyaev. Moscow : PRIOR. Russia.

4. Emelyanov, B. V. (2007), «Excursion». Moscow : Soviet sport. 216 р. Russia.

5. Kizim, A. V. (2011), «Information technologies in tourism: educational-methodical manual» / A. V. Kizim. Astrakhan : Publishing house «Astrakhan University». 146 p. Russia.

6. Klimova, T. B., Vishnevskaya, E.V., Bogomazova, I. V. (2015), «The increase of the tourist at-

Богомазова И. В. Мультимедийные экскурсии как возможность в реальном времени знакомства туристов с достопримечательностями города и области// Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса.

- Т. 3, № 3, 2017.

tractiveness of the territory in the context of mobile applications development» / T. B. Klimova, E.V. Vishnevskaya, I.V. Bogomazova // Modern problems of science and education. № 1. Access mode URL: http://www.science-education.ru/121-18631. (date of access: August 30, 2017). Russia.

7. Morozov, M. A. (2004), «Information technologies in socio-cultural services and tourism» / M. A.Morozov, N. S. Morozova. Moscow : Publishing Academy. 240 p. Russia.

8. On the approval of the state program of Belgorod region «The development of economic potential and formation of a favorable business climate in Belgorod region for 2014-2020» (2013) // Decree of the Government of Belgorod region of December 16. № 522-pp // The legal reference system «Consultant Plus». Russia.

9. Virtual tours and 3d-tours (2017) [Electronic resource] // Access mode: http:// www.panotours.ru/ (date of access: August 31, 2017). Russia.

10. Virtual tours? Why not? [Electronic resource] // Access mode: http:// edugal-axy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=1718&showe ntry =1165. (date of access: August 31, 2017). Russia.

Богомазова Ирина Викторовна, доцент, кандидат экономических наук, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)

Bogomazova Irina V., Associate Professor, PhD in Economics, Belgorod State National Research University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.