О.Б. ЕРГОДОЕВА
кандидат экономических наук, старший преподаватель Байкальского государственного университета экономики и права,
г. Иркутск e-mail: [email protected]
ОЦЕНКА РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ТЕОРИИ НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ
Предложены этапы, позволяющие провести оценку ресурсного потенциала коммунального комплекса муниципального образования на примере г. Улан-Удэ. Установлена зависимость величины ресурсного потенциала коммунального комплекса муниципального образования от составляющих его компонентов. Получена оценка ресурсного потенциала коммунального комплекса муниципального образования.
Ключевые слова: потенциал; коммунальный комплекс; экспертная оценка; программа.
УДК 352 ББК 65.441.35
O.B. ERGODOEVA
PhD in Economics, Senior Instructor, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]
RESOURCE POTENTIAL ASSESSMENT OF HOUSING AND PUBLIC UTILITY COMPLEX USING METHODS OF FUZZY SETS THEORY
The author describes the stages that give an opportunity to assess the resource potential of a housing and public utility complex of a municipality by the example of Ulan-Ude city. The dependence of resource potential size of a housing and public utility complex of a municipality on its components is determined. The assessment of resource potential of housing and public utility complex of a municipality is presented.
Keywords: potential; housing and public utility complex; expert assessment;
program.
На сегодняшний день принятие органами местного самоуправления грамотных управленческих решений становится эффективным инструментом для оперативного поиска и обоснования решений в условиях неопределенности, размытости сложных социально-экономических ситуаций. Методические аспекты оценки ресурсного потенциала описывались в трудах Т.Г. Красновой, В.И. Са-марухи, А.Ф. Шуплецова и других ученых. Применение в этих условиях аппарата теории нечетких множеств имеет большую практическую значимость [1, с. 15].
В научной литературе факторам неопределенности, нашедшим проявление в управлении коммунального комплекса на
муниципальном уровне, по нашему мнению, уделено недостаточное внимание.
Для реализации комплексной оценки целесообразно проанализировать состояние и использование ресурсного потенциала коммунального комплекса муниципального образования [2, с. 98] на примере г. Улан-Удэ (Республика Бурятия). Учитывая тот факт, что при анализе различных процессов невозможно дать количественную оценку факторам, оказывающим влияние на функционирование коммунального комплекса муниципального образования, сформулируем этапы оценки ресурсного потенциала, основанные на теории нечетких множеств (рис. 1).
© О.Б. Ергодоева, 2012
О.Б. ЕРГОДОЕВА
Первый этап — выявление компонентов ресурсного потенциала коммунального комплекса муниципального образования и их составляющих, анализ состояния которого позволит получить оценку и выявить степень использования каждого ресурса в коммунальном комплексе, а также определить иерархию ресурсов. Ресурсный потенциал коммунального комплекса муниципального образования г. Улан-Удэ представляем как функцию, аргументами которой являются:
RP = ^(Р1, Р2, Р3, Р4, Р5, Р6, Р7, Р8, Р9),
где Р1 — управленческий ресурс; Р2 — кадровый ресурс; Р3 — природный ресурс; Р4 — информационно-методический ресурс; Р5 — инвестиционный ресурс; Р6 — инновационный ресурс; Р7 — финансово-экономический ресурс; Р8 — технический ресурс; Р9 — нормативно-правовой ресурс.
Рис. 1. Этапы оценки ресурсного потенциала коммунального комплекса муниципального образования
При оценке эффективности использования ресурсов коммунального комплекса и
обеспеченности ими финансово-экономический, управленческий и технический ресурсы образуют «верх» иерархии; природный, инновационный, инвестиционный — «низ», а кадровый, информационно-методический, нормативно-правовой занимают связующее место (рис. 2).
Второй этап — приведение к балльной оценке составляющих каждого компонента в ресурсном потенциале коммунального комплекса муниципального образования с применением лингвистических переменных, установлении значений (низкий, средний, высокий) на универсальном множестве от 0 до 100 при помощи построения соответствующих функций принадлежности. Областью определения данной функции будем считать нечеткие подмножества, заданные на универсальном множестве: низкий [0, 40], средний [40, 70], высокий [70, 100].
Третий этап — формирование правил логистического вывода на основе нечетких множеств. Для построения экспертной системы по расчетам интегральной оценки ресурсного потенциала коммунального комплекса г. Улан-Удэ Республики Бурятия в целом были сформулированы продукционные правила логического вывода, которые в последующем позволят получить итоговую оценку компонентов ресурсного потенциала коммунального комплекса муниципального образования (табл. 1).
Необходимо отметить, что приведенные правила логического вывода не противоречат выдвинутым ранее положениям о том, что каждый компонент имеет свое значение и место в ресурсном потенциале коммунального комплекса муниципального образования и они между собой взаимосвязаны.
III
Финансово-
экономический
Управленческий
Технический
Кадровый
Информацион-
но-методический
Нормативно-
правовой
Природный
Инновационный
Рис. 2. Компоненты ресурсного потенциала коммунального комплекса муниципального образования
Инвестиционный
Известия ИГЭА. 2012. № 5 (85)
II
Таблица 1 Правила логического вывода для построения экспертной системы для оценки состояния ресурсного потенциала коммунального комплекса муниципального образования
Оценка Характеристика
Высо- кая Наибольшее число компонентов имеет высокие показатели
Все компоненты имеют высокие показатели
Сред- няя Наибольшее число компонентов имеет средние показатели
Все компоненты имеют средние показатели
Низкая Наибольшее число компонентов имеет низкие показатели
Все компоненты имеют низкие показатели
Четвертый этап — получение окончательного результата интервальной нечеткой оценки каждого компонента ресурсного потенциала коммунального комплекса муниципального образования, объединенного в единую итоговую оценку экспертов-анали-тиков (табл. 2). Полученная оценка ресурсного потенциала коммунального комплекса г. Улан-Удэ Республики Бурятия равна 47,4 и принадлежит к «среднему» подмножеству. Данная оценка подтверждает недостаточное развитие компонентов ресурсного потенциала коммунального комплекса муниципального образования.
В результате проведенных исследований (с помощью экспертной системы) была установлена зависимость величины ресурсного потенциала коммунального комплекса муниципального образования г. Улан-Удэ (Республика Бурятия) от составляющих его компонентов (ресурсов коммунального комплекса), что позволило получить заключение о его состоянии и величине в муниципальном
образовании, оценить влияние и вклад каждого из девяти компонентов на ресурсный потенциал коммунального комплекса муниципального образования, а также рассмотреть итоговую оценку ресурсного потенциала при разработке программы его развития.
Таблица 2
Итоговая оценка компонентов ресурсного
потенциала коммунального комплекса
г. Улан-Удэ Респ ублики Б’ урятия
Ресурс Нечеткая оценка Значение функции принадлежности
Управленческий Р1 Средняя 60,2
Кадровый Р2 Средняя 46,4
Природный Р3 Средняя 52,7
Информационно-методический Р4 Средняя 48,6
Инвестиционный Р5 Низкая 36,8
Инновационный Р6 Низкая 30,2
Финансово-экономический Р7 Средняя 60,4
Технический Р8 Низкая 38,9
Нормативно-правовой Р9 Средняя 58,3
Итоговая оценка ресурсного потенциала коммунального комплекса муниципального образования Средняя 47,4
Полученный показатель оценки эффективности программ развития коммунального комплекса учитывает прирост ресурсного потенциала RP. Данный показатель апробирован при разработке программы развития коммунального комплекса г. Улан-Удэ Республики Бурятия. Апробация показала его увеличение (балльная оценка составила 81,0), что обусловило повышение эффективности использования ресурсов и развитие ресурсного потенциала коммунального комплекса.
Список используемой литературы
1. Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М., 1976.
2. Шуплецов А.Ф. Оптимизация ресурсно-финансового обеспечения программы поддержки малого бизнеса // Вестник Иркутской государственной экономической академии. 2000. № 5. С. 98—104.
Referenses
1. Zade L. Ponyatie lingvisticheskoi peremennoi i ego primenenie k prinyatiyu priblizhennykh reshenii. M., 1976.
2. Shupletsov A.F. Optimizatsiya resursno-finansovogo obespecheniya programmy podderzhki malogo biz-nesa // Vestnik Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii. 2000. № 5. S. 98—104.
Известия ИГЭА. 2012. № 5 (85)