Научная статья на тему 'Оценка регулирующего воздействия как проект, консолидирующий общество, бизнес, науку и власть'

Оценка регулирующего воздействия как проект, консолидирующий общество, бизнес, науку и власть Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ / ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЛАСТЕЙ С БИЗНЕСОМ / ЭКСПЕРТНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ / ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рензин Олег Маркович

Особенностью современного этапа трансформации экономической системы России является введение в практику новых механизмов согласования позиций основных взаимодействующих акторов: властей, бизнеса, гражданского общества. Пройдя многоэтапную процедуру поиска инструментария для этого, современная институциональная система выделила в качестве эффективной практики предварительную оценку регулирующего воздействия принимаемых управленческих решений. Особое значение имеет реализация такого подхода на локальном уровне, поскольку чувствительность хозяйствующих субъектов к изменениям в региональных и муниципальных нормативно-правовых актах и регламентах очень высока. В статье комментируется комплекс идей о применении процедуры оценки регулирующего воздействия (далее ОРВ) и ее совершенствовании, высказанных представителями законодательной и исполнительной власти, бизнес-сообщества, академической и вузовской науки на специальном заседании Общественного совета при Министерстве экономического развития Хабаровского края. Показана эффективность использования такой площадки для аккумулирования экспертных предложений и подготовки их к реализации в региональной экономической политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рензин Олег Маркович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка регулирующего воздействия как проект, консолидирующий общество, бизнес, науку и власть»

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

DOI

УДК

о.м.

:и вузовской науки на при Министерст,ве экономического тивность использования такой

Общественного совета Хабаровского края. Показана

: acts and regulations is very high.

Рензин Олег Маркович - канд. экон. наук, зам. директора, Институт экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук, председатель Общественного совета Минэкономразвития Хабаровского края (г. Хабаровск). E-mail: rerzin@ecrin.ru

and

them

implementation in the

economic

is

Ключевые <

пуц

й с бизнесом,

: reforms, assessment of regulatory impact, ■ business, expert and public councils, the,

■ советы, Хабаровский край . of economic authorities

В

сложившейся российской ке организации хозяйственных процессов проблемы обеспечения эффективной взаимосвязи между пр°цедурами принятия управленческих решений и их резУльтативной практической реализацией в экономической системе существовали в достаточно острой форме на всех этапах постсоциалистического развития на всех уровнях регулирования.

Для согласования позиций

Однако длительное время это действие в части формирован1ш

2010

что процедурами тельной экспертизы проектов тельных актов могут заниматься

чительно феДеральН^1е и региональные

механизмы взаимных со-Правда, в отдельных случа-

федпр

оРганизации. Так, например, i

в

ip

тех, которые касались прав человека.

Институты, которые поставили на профессиональный уровень учет федеральными и региональными властными структурами: реакций эк°н°мического сообщества на принимаемы«

j

что попытки институционального ; шения проблемы пр

гократно. В частности, в ; невой

контакты с государственными

и РСПП), среднего и малого предпринимал») ь С другой стороны, в регионах

террит°риальных с^укту^ ших предпринимательское сообщество и формирующих для него :

ческие решения, имеют в России очень небольшую историю. В 2010 - 2011 гг. произошла формализация связей между исполнительной властью, бизнесом,

общественными и экспертными организациями в части оценки последствий принятия нормативных актов. К 2017 г. в стране сложилось системное

ление о структуре и функцион органов, обеспечивающих ние предварительн^1х оценок щего воздействия (далее - ОРВ) в части институциональных инициатив, а также об э^ф^фективности инструментaрия, при меняемого для этого.

В Хабаровском крае система ОРВ стала важным коммуникативным каналом, обеспечивающим взаимодействие общества, бизнеса и экономических властей. Одной из площадок, на которой проис-

дел в этом сегменте, стали заседания Об-

края. На них Региональных вместно с руководством

и

специалистами ведут конструктивный направленный на i

На заседании Общественного совета, прошедшем 28 февраля 2017 г., рассматривались и обсуждались итоги работы в этом институциональном сегменте за

прошедший календарный год.

Содержательной основой для дискуссии стал отчетный доклад

И.О. Загорского. В качестве он назвал очень высокий уровень про-

с другими регионами: 3-е 85 субъектов Российской Федерации. Это, по

является, с одной стороны,

всех активных участников

Выступившая лист службы,

с содокладом специа-

работу Е.А.

заседании

пр°(

сти

зр:

подходов к организации процесса ОРВ, ориентация на деленаправленное повышение его эффективности.

жение новых, более высоких результатов проводимой работы по совершенствованию ОРВ, обсуждалась участниками заседания в представленных докладах.

Важные аспекты решения этих задач определили первый зам.

ля Законодательной думы края Ю.Ф.Матвеев и председатель : янного комитета по бюджету, налогам и развитию Законодательной думы Н.А.

Они дали высокие оценки сти Министерства экономиче

вития соверц

и

его Общественного совета по

[ствованию управленческой си-

сообществом, стрировала на заседании технологии проведения оценочной р^оть^ позволившие получить высокие результаты.

Надо отметить, что обсуждение представленных докладов не вылилось в торжественнуЮ песнь ДостиГHутому, хотя

практически все участники заседания

отметили, что такая высокая вая позиция Хабаровского края в

ональных списках - большая редкость. Однако это не повод для самоуспокоения и, более того, высокого места трудно достигнуть, но еще сложнее его удержать. Важно, что в обоих выступлениях

представителей министерства отчетливо

ось понимание необходимо-1Ствования существующих

стемы в регионе и одновременно : кнули необходимость значительно более эффективного использования органами исполнительной и представительной властей края имеющихся возможностей общественного обсуждения и экспертных оценок при разработке и прохождении законодательных актов.

В частности, было обращено внимание на включение в совместное рассмотрение органами власти и общественными организациями инициатив по усилению

роли региональных бизнес_структур в процессах интенсификации развития

экономики края, прежде всего, в рамках

формируемЫХ территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и режимов Свободного порта.

Член Общественного совета, д.э.н. В.К. Заусаев привлек внимание специалистов к проблеме оценок конечного ре-

зультата полученного от внедрения системы ОРВ. По его мнению, существует необходимость перехода от оценок эффективности процесса к оценкам его результативности для реальной экономики и для уровня жизни населения. В частности необходимо просчитать корреляцию между действиями по оценке регулирующего воздействия и развитием бизнеса в Хабаровском крае.

При активном обмене мнениями участниками заседания по этому вопросу были высказаны идеи, связанные с мониторингом и измерением временных лагов между предпринятыми действиями и откликом на них экономической системы. Кроме того, была выделена как существенная проблема количественных оценок тех действий, которые связаны с отклонением тех или иных законопроектов. Выведение их за рамки хозяйственной практики избавило систему от негативных процессов, однако, получение

достоверных оценок экономических и финансовых потерь, не допущенных в результате этого, весьма проблематично.

Существенным аспектом в повышении эффективности использования сформированного инструментария стало рассмотрение селективного подхода к

номенклатуре нормативно-правовых актов, которые выводятся на ОРВ.

Члены Общественного совета С.Н. Тре-масова и И.Е. Хованский выделили блок вопросов, связанных с формированием списка нормативно-правовых актов, выносимых на процедуру ОРВ. Поскольку существует процедура их предварительной селекции, которая пока не слишком хорошо отработана, то возникают риски пропустить важные позиции.

Участники дискуссии отмечали, что в множестве проектов документов, которые затрагивают вопросы : тельской и инвестиционной сти на региональном и муниципальном уровнях, необходимо выделение тех, к которым наиболее чувствительна территориальная экономическая система. В противном случае, высокие валовые по-кaзaтели, характеризующие количество проведенных ОРВ, не будут зовать их результативность для ной экономики.

Указывалось на необходимость более широкого привлечения предпринимательских объединений и гражданского общества к вынесению нормативно-правовых актов на экспертизу. Опыт такой работы в крае имеется, мо его масштабировать и вать. При этом большую роль играет не только позиция властных структур, но и активность предпринимательского сообщества.

Другой важной проблемой, которую обсудили участники заседания, стало повышение достоверности полученных оценок, которое неразрывно связано с качеством и профессионализмом привлекаемого для ОРВ экспертного са, оценкой их компетентности. Именно формирование представительного сообщества специалистов может рассматриваться как существенный резерв повышения объективности и репрезентативности в определении прогнозных воздействий нормативно-правовых актов на функционирование региональной экономической системы. Как справедливо отмечалось, от этого впрямую зависит качество проводимой работы по ОРВ.

Начальник Управления развития Минэкономики Хабаровского края Ю.Ю. рассматривая эту проблему, по-

казал, с одной стороны, необх управления количественными ристиками экспертного тарную ориентации на увеличение численности специалистов, привлеченных для < рования оценок, чем повышается зентативность полученных результатов, а, с другой стороны, необходимость повышения качества экспертных заключений, более точное выявление прогнозных реакций экономики на институциональные новации.

Решение этой двуединой задачи связано с формированием атмосферы взаимного доверия и сотрудничества между властными структурами и общественными организациями в использовании механизмов ОРВ. Без этого процедуры оценки станут формальными, и, соответственно, их влияние на повышение экономики будет незначительным. Поэтому важной задачей является не только текущая работа, но и обеспечение преемственности в экспертном корпусе, привлечение в его состав не только опытных специалистов, но и тиражирование навыков проведения экспертизы для более широкого круга участников, включая студентов экономического и юридического профиля.

Эта проблематика получила развитие в выступлениях членов Общественного совета и участников заседания, представлявших образовательные и научные организации края.

Перспективный характер этого направления сотрудничества между властными структурами и вузами отметил директор Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС В.А.

По его мнению, происходит существенное укрепление взаимосвязей региональных учреждений высшего образования с Правительством Хабаровского края. Оно охватывает не только педагогическую деятельность, включая переподготовку кадров, но и экспертные, и исследовательские задачи, в т.ч. подготовку, тестирование и сопровождение управленческих новаций, в частности, механизмов оценки регулирующего вш-действия. По его мнению, данная работа займет важное место в перспективных планах работы специализированного Экспертно-аналитического центра, кото-

рый создается в Дальневосточном институте управления - филиале РАНХиГС. что

возможностях его реализации сказано в содержательном

и рас-

Д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

невосточного института ния - филиала РАНХиГС, к.э.н. О.Г.

При этом ]

реального управления

! творческого ]

1ровано в

тех частях экономической системы региона, где отсутствует критическая масса специалистов по прогнозир

подготовка к такой деятельности ет специальных внутривузовских приятий, однако это будет

молодежи в реальную экономику и получением ими дополнительн^1х профес-

компетенций и навыков.

С т

Центра компетенций для сбора, тизации рaспрострaнения, приумножения знаний и внедрения эффективных практик. Такой центр поЗвоЛИт эффек-

профессиональные

уровней подгот°вленности участников процесса. ^^ од ^ной это организа

торы ОРВ - руководители и специалистах органов регионального и муниципального управления; с другой сторгаы ¡этетерты-представители бизнес-сообщества и об-

_ практику участия в

ОРВ студентам и как будущим управленцам, и как будущим экспертам.

Эту позицию поддержала проректор

по научной работе Хабаровского государственного университета экономики

и права, д.э.н. И.В. Зикунова, рассказавшая о проводимой университетом

совместно с Министерством экономики Хабаровского края работе по подготовке экспертных специалистов и ности дальнейшей работы на

Обсуждение проблем, включены повестку заседания Общественного совета, показало, что их разрешение требует постоянного и конструктивного га между ветвями власти, мательскими

в

кругами общ

научными

и

тельными организациями.

Более того, участники заседания рекомендовали придать этим обсуждениям публичный характер, чтобы они были доступкы не только узкому кругу

экспертов, общественных или властных структур. Необходимо доводить их до

широких масс населения, включенность Которого в процедуру ОРВ является одним из важнейших условий повышения ее эффективности.

Откликаясь на эти рекомендации, Общественный совет Минэкономразвития Хабаровского края и редакция журнала «Власть и управление на , ке» публикует в данном номере ку основных материалов и выступлений участников заседания, посвященного практике реализации ОРВ в ском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.