Научная статья на тему 'Оценка регионального потенциала высшей школы'

Оценка регионального потенциала высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брянцева Е. Н., Липкина Е. Д.

Статья раскрывает вопросы, связанные с определением исследования и оценкой потенциала высшей школы в региональном преломлении на примере вузов Омска. Научная новизна работы состоит в предложенных понятиях статики и динамики потенциала высшей школы, а также в применении ПАТТЕРН-анализа образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The local Higher Education institutions' assessment

The article deals with the development of potentials of high education institutions. The results of static and dynamics of Omsk State Universities and Academies are given here. The method of PATTEPH was used reviewing the problem.

Текст научной работы на тему «Оценка регионального потенциала высшей школы»

НАУКА

И ОБРАЗОВАНИЕ

Е. Н. БРЯНЦЕВА Е. Д. ЛИПКИНА

Омский государственный технический университет

Омский государственный педагогический университет

ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Статья раскрывает вопросы, связанные с определением исследования и оценкой потенциала высшей школы в региональном преломлении на примере вузов Омска. Научная новизна работы состоит в предложенных понятиях статики и динамики потенциала высшей школы, а также в применении ПАТТЕРН-анализа образовательных учреждений.

Образовательный потенциал можно рассматривать как некую совокупность накопленных ресурсов комплекса «Высшая школа», использование которых должно обеспечить наиболее полное удовлетворение соответствующих потребностей экономики. Исследование потенциала высшей школы требует, и это вытекает из его сущности, решения трех принципиальных взаимообусловленных задач, объединяющих большое количество специальных вопросов различного характера. Во-первых, это изучение статики потенциала - величины потенциала высшей школы, т.е. ее созидательных возможностей, структуры потенциала. Во-вторых, изучение динамики потенциала - развития его как системы со всеми существующими внутренними и внешними связями. Наконец, третья задача - исследование организационно-управленческих аспектов, связанных с функционированием потенциала, реализации всей совокупности ресурсов высшей школы.

С функцией организации многообразной деятельности высшей школы связано понятие организационного потенциала. К числу ведущих духовных элементов в сфере высшего образования следует,

прежде всего, отнести организацию, понимаемую в расширительном смысле как совокупность процессов, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, т.е. между всеми элементами комплекса «Высшая школа». Организационный потенциал - это комплекс ресурсов, обеспечивающих указанную совокупность процессов. Организационный потенциал характеризует способность подсистемы организационного развития высшей школы рационально объединить во времени и пространстве все элементы процесса подготовки кадров; обеспечить координацию деятельности систем на различных уровнях управления высшей школой; создать необходимые организационные условия для эффективного развития всех составляющих системы высшего образования.

Образовательно-научный потенциал комплекса «Высшая школа» влияет на динамику показателей всех форм эффективности, обеспечивая определенный вклад по линии подготовки и переподготовки кадров и научно-исследовательской деятельности в развитие экономики в целом и ее отраслей, экономических регионов. Здесь, по нашему мнению, необхо-

димо выделить «территориальный срез», во-первых, как наименее изученный (а к такому заключению однозначно приводит анализ специальной литературы) и, во-вторых, как наиболее важный для построения эффективных систем межотраслевого управления на уровне экономического региона (в частности, таких крупных городов, как Омск).

Так, в период 2005-2006 гг. отраслевая структура промышленности г. Омска была представлена следующим образом:

-пищевая промышленность — 28,3%;

-электроэнергетика — 17,9%;

- машиностроение и металлообработка — 13,6%;

-химическаяи нефтехимическая — 13,0%;

- промышленность стройматериалов — 3,4%;

- легкая промышленность — 1,7%;

- черная металлургия — 0,3%;

- топливная промышленность — 1,1%;

- лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная — 11,3%.

В структуре не приведены данные по торговым предприятиям и предприятиям сервиса. Это связано с высокой динамикой развития рынка торговли и предприятий, оказывающих услуги. Причем в настоящее время наиболее активно развиваются организации, связанные с информационными услугами, с туризмом (как въездным, так и выездным), а также культурно-досуговые центры, небольшие клубы и т.п. Торговые предприятия и организации также прогрессируют как в количественном отношении, так и в качественно новых подходах к устройству торговых площадей, обслуживанию и т.д. Поэтому естественно предполагать, что потенциал высшей школы, исходя из данного (территориального) критерия, должен соответствовать рыночным тенденциям, удовлетворяя потребности в квалифицированном персонале максимально полно. Однако, как показывает анализ специальностей, предлагаемых вузами г. Омска, целый ряд специальностей, востребованных рынком, упущен. Кроме того, структура предлагаемых омскими вузами специальностей в значительной степени отличается от имеющей место рыночной структуры предприятий. Это является значительным недостатком, который может быть рассмотрен в качестве причины неполного раскрытия регионального потенциала высшей школы.

Для целей определения статики научно-обраэо-вательного потенциала, на наш взгляд, предпочтительным является использование метода ПАТТЕРН, повышающего информативность состояния системы в данный момент. Данный метод позволяет получить оценки по частным показателям при помощи соотнесения фактических значений с наилучшими.

и- = хи

^ Хтах ' где ху - фактические значения показателей по переменным государственных учреждений высшего профессионального образования Омска; X ¿шах — максимальные значения показателей; 1 = 1,2,..., п - число показателей; } = 1,2.....п - число вузов.

Объектом проведения анализа стали государственные учреждения высшего профессионального образования г.Омска. За информационную базу были приняты данные Омскоблкомстата в период 2002-2006 гг. При проведении обследования были выделены следующие переменные:

численность обучающихся в государственных учреждениях высшего профессионального образования дневного обучения (человек);

□ Стройматериалы вЛегмя пром-ть □ Черная мгталл-ия □ Топливная пром-ть ■ Лесная пром-ть □Жииия ■ Машиностроение □ Электроэнергетика

'¡■Пчщевая пром-ть в Другое отрасли

Рис. 1. Отраслевая структура промышленности г. Омска

численность обучающихся в государственных учреждениях высшего профессионального образования вечернего обучения (человек);

численность обучающихся в государственных учреждениях высшего профессионального образования заочного обучения (человек);

численность обучающихся в государственных учреждениях высшего профессионального образования экстернат (человек);

численность обучающихся студентов в государственных учреждениях высшего профессионального образования за счёт федерального бюджета (человек);

численность обучающихся студентов в государственных учреждениях высшего профессионального образования с полным возмещением затрат на обучение (человек);

выпуск специалистов государственными учреждениями высшего профессионального образования дневного обучения (человек);

выпуск специалистов государственными учреждениями высшего профессионального образования вечернего обучения (человек);

выпуск специалистов государственными учреждениями высшего профессионального образования заочного обучения (человек);

выпуск специалистов государственными учреждениями высшего профессионального образования экстернат (человек);

распределение принятых в государственные учреждения высшего профессионального образования на дневное обучение (человек);

распределение принятых в государственные учреждения высшего профессионального образования на вечернее обучение (человек);

распределение принятых в государственные учреждения высшего профессионального образования на заочное обучение (человек);

распределение принятых в государственные учреждения высшего профессионального образования на экстернат (человек);

распределение выпускников дневных отделений государственных учреждений высшего профессионального образования по характеру дальнейшей занятости, получивших направление на работу (человек);

распределение выпускников дневных отделений государственных учреждений высшего профессионального образования по характеру дальнейшей занятости, самостоятельно трудоустроившихся по специальности (человек);

распределение выпускников дневных отделений государственных учреждений высшего профессионального образования по характеру дальнейшей за-

Таблица 1

Распределение должностных категорий профессорско-преподавательского персонала государственных учреждений высшего профессионального образования по возрасту

Из основного (штатного) персонала - полных лет

до 30 лет 30-39 40-49 50-59 60-65 более 65

Всего 930

946 1089 952 522 309

в том числе:

ректор - - . 7 3

проректор - - 26 25 14 4

деканы факультетов 1 4 35 30 19 2

заведующие

кафедрами 4 30 130 131 82 33

профессора в

составе кафедр - 2 30 63 54 71

доценты в составе

кафедр 61 237 407 449 244 152

старшие

преподаватели 186 356 315 195 61 28

преподаватели,

ассистенты 678 317 146 52 45 19

Профессорско-преподавательский персонал государственных учреждений высшего профессионального образования

Таблица 2

Кроме того, персонал, Из основного (штатного) персонала имеют

Основной В том работающий на условиях штатного

(штатный) персонал числе женщин ученую степень ученое звание

совместительства доктора наук кандидата наук профессора доцента

Всего

в том числе по 4748 2442 922 372 2131 325 1475

должностям:

ректор 10 - - 8 2 10 -

проректор 69 10 18 42 20 31

деканы факультетов 91 19 - 22 60 21 52

заведующие кафедрами профессора в составе кафедр 410 220 130 34 12 190 158 156 217 64 142 131 213 79

доценты в составе кафедр 1550 663 418 9 1386 1 1089

старшие преподаватели 1141 755 142 - 146 .

преподаватели-ассистенты 1257 831 160 1 214 _ 11

нятости, продолжающих обучение на следующем уровне (человек).

На основе результатов многомерной оценки вузов по методу ПАТТЕРН можно распределить переменные на группы с показателями высокого, среднего и низкого уровня, оценивающими статику потенциала — созидательных возможностей, структуры потенциала. В состав группы с высоким уровнем данного показателя входят Омский государственный технический университет, Омский государственный университет и Омский государственный педагогический университет.

Определение такого рода градации дает возможность выявления мер по устранению факторов, сдерживающих развитие потенциала по конкретным позициям. Еще одним элементом статики потенциала является состояние профессорско-преподавательского состава. На наш взгляд, наиболее корректным будет сведение этих данных в таблицы, дополняющие представление об образовательно-научном потенциале комплекса «Высшая школа» по Омской области (таблицы 1,2). Кроме того, это позволяет подойти к оценке уровня влияния на развитие экономики региона и в той или иной мере оценить динами-

ку образовательного потенциала. Для более полного анализа понятия динамики образовательного потенциала необходимо также рассмотреть уровень интеграционных связей в системе ВУЗ - производство, количество уже существующих взаимосвязей и т.д.

Анализ регионального вклада высшей школы, анализ влияния ее потенциала на показатели региональной эффективности сопряжены с известными трудностями теоретического и методологического характера и являются предметом отдельного исследования, поэтому в данной работе они не приводятся.

Таким образом, расширение диапазона имеющихся специальностей учреждениями высшего образования, а также использование результатов ПАТТЕРН-анализа по частным показателям для определения мер по устранению факторов, сдерживающих развитие потенциала по исследованным позициям, дают возможность усиления регионального развития высшей школы.

Динамику образовательно-научного потенциала представляется возможным оценить при условии наличия и изучения интеграционных связей в системе ВУЗ - производство.

Библиографический список

1. Богачев E.H. Региональные интеллектуальные комплексы на базе высших учебных заведений / E.H. Богачев. — М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов. - 1992.-172 с.

2. Вовк И Т. УНПО — укрепление связи вузов с производством / И.Т, Вовк // Вестник высшей школы. - 1984. - Ns2. - С. 36-37.

3. Мешков Н.М. Взаимодействие вузов и предприятий в процессе обучения студентов/ Н.М. Мешков // Высшее образование в Европе. - 1983. - Т. 8. - № 4. - С. 34-39.

4. Новиков В.Н. Непроизводственная сфера в условиях перехода к рыночной экономике / В Н. Новиков и др. — Киев: Высш. школа, 1993. — 186 с.

5. Семенов В. Университеты и рынок / В. Семенов // Российский экономический журнал. - 1993. - № 3. - С. 103-110.

6. Хайринкс В. Воспроизводство, эффективность, рост / В. Хайринкс, Г. Майер. - М.: Прогресс, 1980. - 780с.

7. Чернейко Г, Кадры для рынка / Г. Чернейко // Хозяйственное право. - 1994. - №12. - С. 86-89.

8. Чугаев A.A. Высшая школа и производство (Взаимодействие. Планово-экономические методы управления) / A.A. Чугаев. — Киев: Высш. школа, 1990. - 146 с.

БРЯНЦЕВА Елена Николаевна, канд. экон. наук, доцент каф. менеджмента ОмГТУ. ЛИПКИНА Елена Дмитриевна, канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент в образовании» ОмГПУ.

Дата поступления статьи в редакцию: 15.09.2006 г. © Брянцева H.H., Липкина Е.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

577 1 О. И. КУРДУМАНОВА

Омский государственный педагогический университет

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ БИОХИМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ

В статье представлены методологические подходы к построению системы биохимических знаний. Автором обоснована необходимость уровневой методологии, включающей философский, общенаучный, психолого-педагогический и частнонаучный уровни. Кратко охарактеризованы биофилософский, аксиологический, культурологический, системный, деятельностный, личностный, валеологический, компетентностный и блочно-модульный подходы, показана их значимость в формировании системы биохимических знаний в свете концепции устойчивого развития цивилизации.

Актуальность построения системы биохимических знаний продиктована необходимостью учета тех изменений, которые в настоящее время затронули всю цивилизацию и требуют подготовки специалистов, которые будут способны находить выход из возникающих проблем. Под методологией понимают учение о принципах построения, средствах, формах и способах научно-исследовательской и познавательной деятельности. A.A. Макареня, В.Л. Обухов методологией называют науку о путях и средствах рационализации научной деятельности, приращения нового знания [11]. Согласно определению Э.Г. Юдина, методология «есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» [15], Отбор содержания, разработка методической модели формирования системы биохимических знаний будущих учителей в свете концепции устойчивого развития цивилизации зависят от правильного выбора методологии исследования.

Рассматриваемая проблема требует обобщения

представлений, существующих в различных областях знаний: философии, педагогике, психологии, методике, поэтому нами была использована уровневая методология, включающая философский, общенаучный, психолого-педагогический и частнонаучный уровни. Уровневая методология использовалась в исследованиях М. Василевски, Э. Витол, Т.Н. Литвиновой, H.A. Мартынова, М.А. Шаталова и других. Наше исследование основано на сочетании различных методологических подходов, относящихся к различным уровням методологии (таблица 1).

В свете концепции устойчивого развития цивилизации методологическую основу нашей работы на философском уровне составили идеи биофилософии. Биофилософию представляют как комплексную, интегративную, биологически ориентированную междисциплинарную отрасль знания, вскрывающую мировоззренческо-методологичес-кие,гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы бытия универсума через при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.