Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная организация / исследование / параметры стратегии / оценка / параметры / отклонения / предложения / project organization / research / the attributes of strategies / assessment / parameters / deviations / suggestions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов Борис Никифорович

Для определения уровня реализации стратегии необходимо использование адекватных методологических инструментов. Проведено исследование трех параметров реализации стратегии четырех проектных организаций нефтегазовой отрасли для определения их фактических уровня и состояния. Определены инновационные предложения по улучшению значений параметров реализации стратегии параметров выбранных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATING THE IMPLEMENTATION OF AN ORGANIZATION’S STRATEGY

To determine the level of implementation of the strategy, it is necessary to use adequate methodological tools. A study of three parameters for implementing the strategy of four project organizations in the oil and gas industry was conducted to determine the level and state of their actual estimates. Innovative proposals for improving the values of parameters for implementing the strategy for the parameters of the selected organizations were identified.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИЙ»

15. Volkova V., Kozlov V., Mager V., Chernenkaya L. Classification of methods and models in system analysis // Proceedings of 2017 20th IEEE International Conference on Soft Computing and Measurements, SCM 2017 (2017), pp. 183-186.

16. Vladimir V. Velikorossov, Alexander V. Rechinskiy, Sergey A. Filin, Liudmila V. Chernenkaya, Andrei V. Chernenkii Digital Economy as a Tool for Reducing of Uncertainty in Strategic Managerial Decisions // Proceedings of the Xl-th In-ternational Scientific Conference "Communicative Strategies of the Information Society" (CSIS'19), October 2019, Article No. 14, pp. 1-6.

17. Лафта, Дж.К. Управленческие решения: учебное пособие. М.: Благовест-В, 2004. 304 с.

УДК 338.24

doi:10.18720/SPBPU/2/id20-134

Герасимов Борис Никифорович,

д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента

ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка», Самара, Россия, boris0945@mail.ru

Аннотация. Для определения уровня реализации стратегии необходимо использование адекватных методологических инструментов. Проведено исследование трех параметров реализации стратегии четырех проектных организаций нефтегазовой отрасли для определения их фактических уровня и состояния. Определены инновационные предложения по улучшению значений параметров реализации стратегии параметров выбранных организаций.

Ключевые слова: проектная организация, исследование, параметры стратегии, оценка, параметры, отклонения, предложения.

Boris N. Gerasimov,

Doctor of Economics, Professor of Management

EVALUATING THE IMPLEMENTATION OF AN ORGANIZATION'S STRATEGY

Samara University of Public Administration "International Market Institute",

Samara, Russia, boris0945@mail.ru

Abstract. To determine the level of implementation of the strategy, it is necessary to use adequate methodological tools. A study of three parameters for implementing the strategy of four project organizations in the oil and gas industry was conducted to determine the level and state of their actual estimates. Innovative proposals for improving the values of parameters for implementing the strategy for the parameters of the selected organizations were identified.

Keywords: project organization, research, the attributes of strategies, assessment, parameters, deviations, suggestions.

Процесс стратегического управления является сложной системой взаимодействия главных атрибутов организации (целей, миссии, стратегии, структуры и культуры) со всеми направлениями деятельности, видами и сторонами процессного управления. Очевидно, что в любой организации формируется иерархическая структура процессной деятельности, протекающую через множество подразделений до рабочих мест всех уровней с использованием средств технологического оснащения в виде задач, заданий, указаний и поручений. При этом практически отсутствуют критерии оценки, а тем более инструменты измерения результативности реализации стратегических направлений деятельности организации, Конечно, существует оценивание на уровне известных показателей и признаков в количественных и стоимостных виде деятельности организации или её основных операционных (производственных) подразделений (цехов) [12]. Существует ряд показателей оценки от определения качества продукции/услуг, определяющих спрос на неё потребителей, до конкурентоспособности организации на том ином рынке в целом.

На самом деле не стратегия определяет параметры любой деятельности в организации, а приводные ремни стратегии: политика, тактика и процедуры.

Политика, как известно, конкретизирует, хотя и укрупненно, основные положения деятельности того или процесса организации на основе важнейших административных, нормативных, правовых предписаний государственного, регионального и организационного уровня типа гражданского, трудового, экологического кодексов и т.д. В некоторых организациях также учитывается менталитет и традиции тех или иных групп населения, а также сложившихся приоритетов спроса и предпочтений потребителя национального и регионального порядка [14].

Для установления различных состояний параметров стратегии организаций выбрана 10-балльная шкала [8]. Для оценки уровня реализации стратегии организации были отнесены следующие параметры: издержки производства; качество продукции; надежность поставок продукции; срок выполнения заказа; удобство в эксплуатации; способность реагировать на изменение спроса; гибкость и скорость освоения новой продукции; ассортимент продукции; техническая поддержка; послепродажное обслуживание [13].

Для оценки состояния каждого из перечисленных выше параметров реализации стратегии организации выбрана и сформулирована совокупность лингвистических переменных, которые определяют различные ступени содержательных характеристик их состояния [6].

Для исследования состояния параметров стратегии выбраны организации по проектированию объектов и сооружений в области нефтега-

зодобычи. Наиболее крупными и известными организациями в данной области в регионе являются проектные институты НИПИнефть, ГИ-ПРОнефть, филиал «ГИПРОтрубопровод и Нефтестройпроект (НСП).

Для исследования состояния производственной стратегии четырех выбранных организаций одного региона были три параметра: срок выполнения заказа; способность реагировать на изменение спроса; техническая поддержка.

Для выполнения экспертизы используются 10-балльные шкалы параметров стратегии, а также была приглашена группа независимых экспертов. Каждая организация приготовила для экспертизы определенный комплекс материалов заданного перечня и содержания по производственной деятельности выбранных организаций [4]. Экспертам были предоставлены данные материалы, определенное время для изучения, а также они были ознакомлены с методикой проведения данного исследования, а также процедурами поведения экспертной деятельной по заданному направлению [2].

Экспертиза выполняется в экспертных листах, в которых фиксируются фактические значения оценок состояния производственной стратегии для выбранных четырех организаций [15]. В экспертизе принимали участие 5 специалистов, в основном из консалтинговых организаций.

Для наглядности представления экспертных оценок их фактические значения параметров производственной стратегии округляются до целых цифр. Фрагмент заполненного экспертного листа приведен в табл. 1.

Таблица 1

Экспертный лист фактической оценки состояния параметров организаций (фрагмент)

№ п/п Наименование параметров стратегии Организации

НИПИнефть ГИПРО нефть ГИПРОтрубопровод НСП

Эксперт 1

1 Срок выполнения заказа 8 7 9 6

2 Способность реагировать на изменение спроса 9 8 8 7

3 Техническая поддержка 9 7 9 5

Эксперт 2

1 Срок выполнения заказа 9 8 8 7

2 Способность реагировать на изменение спроса 7 8 7 8

3 Техническая поддержка 9 7 8 5

Эксперт 3

1 Срок выполнения заказа 7 8 9 7

2 Способность реагировать на изменение спроса 10 7 8 7

3 Техническая поддержка 8 8 8 5

Для определения нахождения уровня фактических показателей данной организации относительно этого уровня производится вычисление средних значений оценок состояния 3 параметров производственной стратегии 4 организаций [5]. Приведем данные фактических значений оценок показателей состояния трех параметров производственной стратегии для всех организаций. Фрагмент показателей состояния трех параметров производственной стратегии для двух организаций представлен в табл. 2.

Таблица 2

Оценки фактических значений оценок состояния показателей параметров стратегии производственной организаций (фрагмент)

№ Наименование Эксперты Средние

п/п параметров 1 2 3 4 5 значения

стратегии оценок

НИПИ нефть

1 Срок выполнения заказа 8 9 7 8 9 8,2

2 Способность реагировать на изменение спроса 9 7 10 9 8 8,6

3 Техническая поддержка 9 9 8 9 8 8,6

«ИПРОнефть

1 Срок выполнения заказа 7 8 8 7 9 7,8

2 Способность реагировать на изменение спроса 8 8 7 9 8 8,0

3 Техническая поддержка 7 7 8 8 9 7,8

Затем рассчитанные средние значения оценок состояния для каждого из трех параметров производственной стратегии четырех организаций сводятся вместе в одну таблицу. На их основе производится вычисление итоговых средних для всех трех параметров производственной стратегии, которые становятся своего рода ориентиром для всех организаций данной отрасли выбранного региона [3]. Итоговые значения фактических оценок представлены в табл. 3.

Таблица 3

Итоговые значения фактических оценок состояния параметров производственной стратегии организаций

№ п/п Наименование параметров стратегии Организации Средняя итоговая оценка в отрасли

НИПИ-нефть ГИПРО- нефть ГИПРОтру-бопровод НСП

Значения фактических оценок состояния параметров

1 Срок выполнения заказа 8,2 7,8 8,2 6,6 7,7

2 Способность реагировать на изменение спроса 8,6 8,0 7,8 7,2 7,9

3 Техническая поддержка 8,6 7,8 8,4 5,2 7,5

Таким образом, организации, имеющие значения фактических оценок состояния того или иного параметра производственной стратегии выше средней итоговой оценки по организациям данной отрасти выбранного региона находятся в лучшем конкурентном положении относительно других, имеющих более низкие значения, а тем более организаций, которые имеют фактические значения этих параметров ниже средней итоговой оценки.

Исследование фактических значений состояния параметров производственной стратегии выбранных организаций производится сравнение фактических значений состояния параметров с средним итоговым значением значения этих же параметров и определением разности этих двух значений по табл. 3. При этом определяются значения отклонений и дается качественная характеристика каждого количественного значения в соответствии с 10-бальной шкалой каждого параметра производственной стратегии организации.

Для более глубокого исследования состояния фактической оценки состояния трех параметров производственной стратегии одной организации необходимо провести анализ каждого отдельного параметра [1]. Качественная оценка каждого количественного фактического значения -это хороший повод для более детального изучения причин возникновения количественных и качественных значений каждого параметра и разбора аспектов формирования данных оценок [7, 9].

Например, для исследования состояния параметра «срок выполнения заказа» необходимо провести анализ всей технологической цепочки выполнения продукции или услуг. Фрагмент представления отклонений фактических оценок состояния параметров производственной стратегии для выбранных организаций приведен в табл. 4.

Таблица 4

Значения и характеристика отклонений оценки состояния параметров производственной стратегии Нефтестройпроект (фрагмент)

Оценки

№ п/п количественные качественная

Наименование параметров стратегии средняя оценка факт отклонение

1 Срок выполнения заказа 7,7 6,6 - 1.1 сроки устанавливаются на договорной основе; ведется промежуточный контроль

2 Способность реагировать на изменение спроса 7,9 7,2 -0,7 реакция на изменения спроса происходит практически без задержки, создание группы специалистов, оценивающих события на рынке, исследование событий на рынке не на всех уровнях управления

3 Техническая поддержка 7.5 5,2 -2,3 поддержка пользователей, частичное управление сетевым оборудованием

Анализ производится только для отрицательных значений отклонений 3 параметров производственной стратегии организации с указанием их качественной оценки и определением причин каждого отклонения (23 для каждого параметра) [11]. Пример исследования отрицательных отклонений фактических значений оценки параметров производственной стратегии Нефтестройпроект от средних значений всех организаций показан в табл. 5.

Таблица 5

Анализ фактических значений оценки параметров состояния производственной стратегии Нефтестройпроект

№ п/п Наименование параметров Отклонение Оценка качественная Причина отклонения значения оценки параметра стратегии

1 Срок выполнения заказа - 1.1 Сроки устанавливаются на договорной основе; ведется промежуточный контроль 1.1. Контроль соблюдения сроков ведется на нескольких уровнях 1.2. При заключении договора не всегда можно оценить полный объем и срок работа

2 Способность реагировать на изменение спроса -0,7 Реакция на изменения спроса происходит практически без задержки, создание группы специалистов, оценивающих события на рынке, исследование событий на рынке не на всех уровнях управления 2.1. Однообразие заказов в связи с ограниченностью корпоративных обязательств компании Роснефть) 2.2. Нерациональное распределение задач среди сотрудников с учетом квалификации

3 Техническая поддержка -2,3 Поддержка пользователей, частичное управление сетевым оборудованием 3.1. Поддержка частично зависит от доступов к определенным сервисам головной компании 3.2. Тендерная основа закупки оборудования

Изучение данных табл. 5 следует отметить, что причины отклонений, в основном связаны с управленческими и производственными причинами, которые действительно встречаются практически в любой организации. И они требуют своего внимания и разрешения.

Одним из методологических инструментов, позволяющих рассмотреть и выработать мероприятия по улучшению количественных и качественных значений каждого параметра по работе [10] и является разработка предложений по улучшению состояния параметров производственной стратегии организации.

Выбираются и исследуются три причины фактического состояния одного или нескольких параметров производственной стратегии. Для каждой причины отклонения определяются предложения по улучшению, средства реализации и ожидаемые результатов. Фрагмент предложений

по улучшению состояния параметров производственной стратегии Неф-тестройпроект представлен в табл. 6.

Таблица 6

Предложения по улучшению состояния параметров производственной стратегии Нефтестройпроект (фрагмент)

Причина отклонения значения параметров Предложения по улучшению параметра Средства реализации Ожидаемые результатов

2.1. Однообразие заказов в связи с ограниченностью корпоративных обязательств Выход организации на рынок сторонних заказчиков за пределами периметра компании Роснефть Участие в тендерах на проектные работы Частичное выполнение заказов заказчиков не из периметра Роснефть

2.2. Нерациональное распределение задач среди сотрудников с учетом квалификации Распределение работ с учетом опыта и квалификации Совещание руководства, закрепление ведущих исполнителей проектов Обучение сотрудников в процессе работ, рост квалификации и профессионализма

Таким образом, исследование параметров реализации стратегии позволяет не только выявлять проблемы и сформулировать инновационные предложения по их преодолению, но и среагировать на состояние отдельные параметров политики и тактики в рамках реализации стратегии организации.

Список литературы

1. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. М.; Новгород: СЕТ, 1995. 272 с.

2. Герасимов Б.Н. Типология управления в социальных и экономических средах // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2019. № 1. С. 30-42.

3. Герасимов Б.Н. Построение систем управления организациями на основе типовых методологических подходов // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2019. №3. С. 121-131.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Производственный менеджмент. М., 2015.

312 с.

5. Герасимов Б., Герасимов К. Построение систем управления: теория, методология, технологии. Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 288 с.

6. Герасимов Б.Н. Шимельфениг О.В. Онтология как рефлексивная картина представления экономических систем // Креативная экономика и социальные инновации. 2018. Вып 8. № 2(23). С. 7-26.

7. Герасимов Б.Н., Яковлева Н.Г. Управление персоналом организации. М., 2011. 352 с.

8. Глейк Дж. Хаос. Создание новой науки. М.: Амфора, 2001. 160 с.

9. Иванов В.В., Хан О.К. Управленческий учет для эффективного менеджмента. М.: ИНФРА-М, 2013. 208 с.

10. Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента и становление организационной демократии / пер. с англ. СПб.: Питер, 2004. 368 с.

11. Неизвестный С.М. Мозг проекта. М.: Russian Science Publisher, 2007. 400 с.

12. Самойлов А.В. Механизм управления инновационной деятельностью // Во-

просы экономики и права. 2012. №3. С. 177-185.

13. Турищева Т.Б. Внутренний контроль и управленческий учет в автономных учреждениях. Механизм взаимосвязи. М.: КноРус, 2018. 128с.

14. Шимельфениг О.В., Герасимов Б.Н. Развитие жизнедеятельности человека на основе постижения мира и самоопределения // Креативная экономика и социальные инновации. 2018. Вып. 8. № 4(25). С. 113-130.

15. Gerasimov B.N., Vasyaycheva V.A., Gerasimov K.B. Identification of the factors of competitiveness of industrial company based on the module approach // Entrepreneur-ship and sustainability issues. 2018. V.6. №2. Р. 677- 690.

УДК 330.47

doi:10.18720/SPBPU/2/id20-135

Артёменко Евгений Сергеевич,

канд. экон. наук, доцент

РОЛЬ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КОМПАНИИ

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

Санкт-Петербург, Россия, Evg_art@mail.ru

Аннотация. В работе исследуются особенности охвата бизнеса цифровыми технологиями - процесса, который начинается с роста цифровых компетенций, проходит через цифровое потребление и завершается цифровой трансформацией. Цифровая экономика базируется на глубокой интеграции стратегий бизнеса и IT. Показано, что цифровая трансформация - это изменение бизнес-процессов, в основе которых лежит системный анализ и аналитика больших данных. Основным источником данных становятся не внешние ресурсы, а внутренние процессы компании. Традиционные IT модели уже не могут удовлетворять растущим цифровым потребностям бизнеса. Необходимо учитывать, что цифровизация не заменяет реальные бизнес-процессы, а лишь дополняет их, адаптируя под новые реалии.

Ключевые слова: системный анализ, цифровая трансформация, большие данные, машинное обучение, прогнозная аналитика, искусственный интеллект, интернет вещей.

Evgenii S. Artemenko,

Cand. of Economics, Associate Professor

THE ROLE OF SYSTEM ANALYSIS IN THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE COMPANY

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia, Evg_art@mail.ru

Abstract. The paper investigates the features of embracing a business with digital technologies - a process that begins with the growth of digital competencies, passes through

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.