ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Оценка развития российского рынка автоматизированных банковских систем
в период кризиса Батаев А. В.
Батаев Алексей Владимирович /БаХаеу А1ехеу У1аЛтптоУ1сЪ - кандидат технических наук, доцент, Высшая школа государственного и финансового управления Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматриваются перспективы развития сектора банковского программного обеспечения - автоматизированных банковских систем (АБС). Проведен анализ динамики доходов российских разработчиков АБС в условиях кризиса.
Ключевые слова: информационные технологии, финансовые институты, автоматизированные банковские системы.
Трудности, с которыми пришлось столкнуться финансовой системе России, из-за рецессии, вызванной мировым финансово-экономическим кризисом и введением западных санкций, привели к резкому ухудшению финансовых показателей банковского сектора.
Невозврат кредитов, трудности с доступом к мировым рынкам капитала, девальвация национальной валюты привели к снижению количества игроков в банковском секторе России. За последние пять лет количество финансовых институтов снизилось более чем на 10% [1], [2].
Ухудшение положения в банковской сфере не могло не сказаться на рынке банковского программного обеспечения. По оценкам специалистов в 2015 году произошло снижение объемов более, чем на 20% [3].
В первую очередь в кризис под сокращение попадают крупные инфраструктурные проекты, связанные с большими капиталовложениями, в частности, внедрение или модернизация автоматизированных банковских систем [4], [5].
Снижение количества проектов по внедрению АБС привело к сокращению компаний, занимающихся разработкой автоматизированных банковских систем (рис. 1) [3], [6], [7].
15
111111
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рис. 1. Количество российских разработчиков автоматизированных банковских систем
Общий объем рынка АБС к 2015 году составил свыше 21,5 миллиарда рублей. Лидерами рынка являются две компании: ЦФТ (объем выручки в 2014 году составил свыше 14 миллиардов рублей, среднегодовой прирост к прошлому году - 10%), Диасофт (объем выручки в 2014 году составил около 3,7 миллиарда рублей, среднегодовой прирост к прошлому году - 3%). Общая доля рынка этих компаний составляет более 82%.
В заключении можно сделать следующие выводы:
• в связи с мировым экономическим кризисом и введением западных санкций наблюдается сокращение разработчиков автоматизированных банковских систем, за последние пять лет их количество сократилось почти на 30%;
• на российском рынке АБС наблюдается монополизация, двум компаниям принадлежит более 82% всего рынка.
Литература
1. Официальный сайт Центрального банка России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 15.08.2016).
2. Батаев А. В. Основные направления развития банковского рынка в России и мире. Молодой ученый, 2015. № 9 (89). С. 520-526.
3. Обзор: ИТ в банках и страховых компаниях, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/banks2015/articles/cherez_3_goda_rossij skie_banki_budut_ispolzovat_obla ка_у/ (дата обращения: 25.08.2016).
4. Батаев А. В. и др. Банковское дело. Интегрированная банковская система «БИСквит». СПб.: Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2006. 108 с.
5. Батаев А. В. Оценка экономической эффективности внедрения банковских смарт-карт. Молодой ученый, 2015. № 4 (84). С. 334-341.
6. Обзор: ИТ в банках и страховых компаниях, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/banks2014/review_table/aaa855d237711fD055c98457a5f42d3f137 18197/ (дата обращения: 30.08.2016).
7. Обзор: ИТ в банках и страховых компаниях, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/it_v_bankah_i_strahovyh_kompaniyah_2013/ (дата обращения: 30.08.2016).
Роль стратегического управления в деятельности предприятия
Колотова А. М.
Колотова Алена Михайловна / Ко1оХоуа А1уопа МАа]1оупа — студент, кафедра корпоративной экономики и управления персоналом, Институт экономики и менеджмента Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк
Аннотация: стратегическое управление - это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. В статье рассматривается роль стратегического управления в деятельности предприятия в современных условиях.
Ключевые слова: стратегическое управление, стратегия, стратегический план деятельности.
Стратегия управления современным предприятием охватывает огромное количество функций: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки. Стратегический выбор означает связывание бизнес-решений и конкурентоспособных действий всей компании в единый узел. Это единство действий и подходов отражает текущую стратегию предприятия [1].
Стратегическое управление - это «процесс определения связей организации с ее окружением, состоящий в реализации выработанных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружающими посредством распределения ресурсов, позволяющий эффективно и результативно действовать организации» [2].
Одна из основных задач стратегического управления - это умение добиваться поставленных целей, используя при этом интеллект и труд подчиненных людей [3].
Составляющая стратегии в управлении - это некий набор правил для управления и принятия решений на предприятии. В ней определяется, что и как производить, куда, как и кому продавать, как бороться с конкурентами на рынке.
На стратегическое управление оказывают большое влияние внутренние и внешние факторы. К внутренним можно отнести: основные сильные и слабые стороны деятельности, философию и внутреннюю этику компании. К внешним факторам относят: социальное и политическое влияние, рыночную конкурентоспособность, привлекательность отрасли.
Для развития стратегии бизнеса необходимо выбрать стратегическое направление. Выделяются два основных стратегических направления: дифференцирование; уменьшение издержек.