Научная статья на тему 'Оценка распределения температуры в обмотке при неравномерном ее охлаждении по длине'

Оценка распределения температуры в обмотке при неравномерном ее охлаждении по длине Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка распределения температуры в обмотке при неравномерном ее охлаждении по длине»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА

Том 212

1971

ОЦЕНКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ В ОБМОТКЕ ПРИ НЕРАВНОМЕРНОМ ЕЕ ОХЛАЖДЕНИИ ПО ДЛИНЕ

В. Г. Рязанов

(Представлена научным семинаром кафедр электрических машин

и общей электротехники)

Основным методом опытного определения теплового состояния электрических машин мощностью до 5000 кет является измерение среднего сопротивления обмоток, имеющих выводы.

В мощных электрических машинах, имеющих интенсивную вентиляцию активных частей, и особенно в быстроходных, с относительно длинными лобовыми частями, может иметь место значительная нерав померность нагрева обмотки по длине витка. Поскольку в высоковольтных машинах постановка термопар непосредственно на активную медь сопряжена со значительными технологическими и конструктивными трудностями, обычно предпочитают производить достаточно подробные измерения перегревов зубцовой зоны активной стали заложенными в зубцы термопарами и затем прибавлением к ним расчетных перепадов температуры в изоляции обмотки определять тепловое состояние обмотки в пазовой части. В дальнейшем сопоставление среднего измеренного перегрева обмотки с перегревом пазовой части позволяет определить средний перегрев лобовых частей.

Часто оказывается, что средние уровни перегревов пазовой и лобовой частей отличаются значительно, поэтому при среднем перегреве обмотки, близком к предельно допустимому для данного класса изоляции, надежность работы изоляции в более нагретом участке обмотки бывает весьма сомнительная. В этом случае появляется необходимость представить распределение перегревов меди более точно, с учетом аксиальных потоков тепла в обмотке, выравнивающих перегревы участков с различной интенсивностью охлаждения. Рассмотрим способ расчета перегревов обмотки с учетом аксиальных потоков тепла при обработке результатов измерений.

Расчет более прост при симметричной аксиальной системе вентиляции. Выделим два участка обмотки: от середины сердечника до торца и от торца до головок (рис. 1).

Уравнение Пуассона для каждого участка:

_ &С)А = -р, (1)

где /. и [— коэффициент теплопроводности и сечение меди,

г^ — превышение температуры меди обмотки над входящим воздухом,

Фс — превышение температуры окружающей обмотку среды (стали сердечника или воздуха) над входящим воздухом,

л — проводимость для теплоотдачи в окружающую среду на единицу длины обмотки, р — потери в меди на единицу длины обмотки.

Граничные условия для каждого участка:

о ,2,

и

(1х х = / с!»

с!х

= + Ч. (3)

О

В (3) я — аксиальный тепловой поток (принят положительным в сторону лобовой части), и здесь и дальше верхний знак относится к пазовому участку.

Решение (1) с учетом (2) и (3)

а ч . Р — " х)т .--/„ч

* - 'с + + + ч ТШГГШГ - где т V Л . (4)

Из (4) средний перегрев меди

I

*сР.=4-1мх = + 4г(р:г4") (5)

о

и перегрев меди на торце сердечника

» - &с + -4- + Ч -~—т- ■ (6)

т Л /Лшйш/ 4 ;

Присвоим лобовой и '.пазовой частям соответственно индекс 1 и 2. Тогда, с учетом очевидного равенства

Фт1 = "&Т2 (7)

из выражений (6) следует

' "с-»<■> +(-!сг--£г,

--^-— " (8)

т^Иш! 1{ п^ Ь т2/2

Однако в нашем распоряжении еще имеется измеренная величина среднего перегрева обмотки

°срл • 1\ + &С2 ' 12 , ср. обм. — -1 ^ I-

по которой, с учетом (5), также можно определить q •Ч • д2

л, - л

»ср. обм.С, + У - + »С.) - 1-2 +»сг

(10)

Недостатком каждого из выражений (8) и (10), взятого в отдельности, является то обстоятельство, что наряду с измеряемыми величинами и Ауг и легко рассчитываемыми по измеренному сопротивлению обмотки и току потерями и рг, мы пользуемся расчетными величинами Л) и До. Причем, если величина До известна достаточно хорошо, то надежный расчет Д весьма затруднителен из-за неопределенности коэффициента теплоотдачи с поверхности катушек и самой величины их теп-лоотдающей поверхности (наличие распорок, вязок, бандажей). Поэтому совместное решение (8) и (10) относительно q и Д позволяет опре-

делить не только q, а следовательно, и распределение перегревов меди по (4), но и величину Ль что само по себе весьма ценно.

При необходимости повысить точность обработки можно уточнить величину р! и р2 по полученным из (5) средним перегревам участков и повторить расчет.

Приведем пример обработки опытных данных. Двигатель типа АЗ-500/6000, асинхронный, 500 кет, 6 /се, 57 а, 3000 об/мин.

Параметры при расчете на половину машин, на один паз: 11 = = 0,439 м, 12=0,23 м) 1 = 3,28- 10~4м2, Л2 = 6,55 вт/м°С. Опытные данные и результаты расчетов с\ и Л]—в табл. 1.

Таблица 1

Номер режима Характеристика режима Ток >> ■ • Е- К « СО Й- о йои а> х с п о со а) со г* >> НйЯЧ ° С Л О о & и ф Ус I \'С2 Р1 Р2 Л! ч /я/

рл.

а 0 с ° с 0 с вт/м вт/м вт/м°с ВТ —

1 Питание обмотки постоянным током 57,0 23,6 40,9 8,6 17,3 1.38,5 138,5 4,11 1.0 0,031

2 Частичная нагрузка 45,1 23,7 39,2 6,4 40,0 86,3 89.8 3,78 9.3 0,45

3 Номинальный режим 57,2 25,0 58,7 8,8 54,5 148,5 154,0 4,01 12,5 0,352

Н0МИ~Й ^6,9 16,6 59,9 8,6 54,5 I43'5-149:0-3'67-И'-1_^

Режим 141,0 153,5 3,65 11,4 0,323

В табл. 1 величины удельных потерь определены при среднем перегреве обмотки Фср.обм- Во второй строке режима 4 произведено их уточнение по результатам первого просчета. В величине р2 учтены добавочные потери в меди.

Результаты расчета перегревов меди представлены на рис. 1 для режима 4.

Из приведенного примера можно сделать некоторые выводы:

1. Величина аксиального теплового потока составляет в номинальном режиме 32% от потерь в пазовой части, т. е, при расчетном перепаде температуры в изоляции 23,5° "Т""^ аксиальный поток снижает среднюю температуру пазовой части на 7,5°С, при этом максимальная температура ниже на 5,5°С.

ВТ

2. Из четырех режимов получена средняя величина!, = 3,89 ——

м С

при относительной погрешности до ±6%, определяемой в основном точностью измерений. Действительно, в режиме 4 измерен более высокий перегрев меди, чем ь режиме 3, несмотря на меньшие величины температуры входящего воздуха и тока.

3. Уточнение величин р по результатам первого просчета практически не отразилось на величинах перегревов и Изложенный метод применим к статорным или роторным обмоткам, в том числе в машинах с другими системами вентиляции. Например, при симметричной ра-

! 1, \\М_

-

----Н71----

€г . __

м аз 0,2 01 0 0,1 0,2 0,Ъ 0,4 0,5 м

Рис. 1. — — — расчет по (4), — — — расчет по (4) и (9) без учета ц, (ч=0), измеренные перегревы зубцов, 1 — расчет первого приближения, 2 — расчет второго приближения

диальной системе вентиляции можно пользоваться вышеприведенными выражениями, если положить:

Л2 = Лп-(1 -Р)+Л„-Р, .11)

ч »п - Ап - (1 - р) + &к . Лк - р >с2" Лп • (1 - Р) + Лк . р •

где

— измеренный средний по длине сердечника перегрев стали,

Фк — измеренный средний перегрев воздуха в районе об-

мотки в радиальных каналах, Лп и Лк — расчетные удельные проводимости обмотки соответственно на участке пакета и в радиальном канале по-прежнему на единицу длины обмотки,

ьк

Оп

относительная ширина радиального канала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.