Научная статья на тему 'Эквивалентные тепловые схемы тел с одномерным температурным полем'

Эквивалентные тепловые схемы тел с одномерным температурным полем Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
210
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эквивалентные тепловые схемы тел с одномерным температурным полем»

томского

Том 138

ИЗВЕСТИЯ

ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА

1965

ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СХЕМЫ ТЕЛ С ОДНОМЕРНЫМ

ТЕМПЕРАТУРНЫМ ПОЛЕМ

Решение различных задач по расчету нагрева электрических машин ввиду сложности температурного поля оказывается возможным только при использовании приближенных методов. К ним относятся, например, приведение трехмерного поля в какой-либо части машины к одномерному и метод эквивалентных тепловых схем. Объединение обоих методов позволяет избежать некоторых недостатков, свойственных каждому из них в отдельности.

Рассмотрим общий случай стационарного температурного поля в стержне с внутренними источниками тепла при передаче тепла вдоль оси х *(рис. 1). Пусть сечение ст'ержня s(x), объемная плотность источников тепла а(х) и теплопроводность К(х) меняются по длине стержня и не зависят от температуры. Тепловой поток вдоль стержня

Д. И. САННИКОВ

(Представлена научным семинаром кафедр электрических машин и общей электротехники)

Рис. 1.

(1)

На основании теплового баланса для элемента йх имеем

йА = а5 йх. Исключая А и вводя обозначения:

тепловое сопротивление на единицу длины

1

г = —,

линейная плотность источников тепла (потерь)

? = (4>

получаем дифференциальное уравнение теплопроводности

' н-т)*-»- (5>

ах \ г ах)

решение которого может быть записано в виде

t (х) = Ья (х, + /1 (х) + ¿2 • Л (*), (6)

где

= ^ -/.(х), (8)

/? (х2) — Ц (хх)

Щх) = ¡Г ах, (9)

о

(х, д) = -в (х) + в (х,) • /, (х) + 0 (Хо) . /, (х), (10)

X X

9(х) = | г {§дс(х)ах. (11)

о ' о .

Таким образом, температура складывается из трех составляющих:

— зависящей от потерь, * f\{x) и ¿2 * /г(х\ — зависящих от граничных условий. На основании общего выражения для теплового потока

' А = е (*'>-»(*■> ^ ' _ (12)

г йх ) Я(х2)~Я{хх)

о

находим потоки, выходящие из торцевых сечений,

= + (13)

И

А2 = А(^Хз) = (22+ , (14)

н

где

+ (15,

о

а^жи-, об)

о

лолное тепловое сопротивление стержня.

.Л о

(3, + <32 = | <7 «Ос = д

(18)

общие потери в стержне.

Выражениям (13) и (14) соответствует эквивалентная схема [рис. 2а), которая позволяет определить температуры tl и ^ при любых граничных условиях.

X

и /?/

а

б

Ъ I

6

Рис. 2.

Если потери удобнее отнести к одному узлу, схема преобразуется виду (рис. 26). Здесь ]

/?, . (19)

а

(20)

Температуру в любом сечении х можно найти как с помощью выражения (6), так и непосредственно из схемы, разделив стержень на две части сечением х (рис. 2 в). Параметры левой части схемы определяются из выражений (15—17) путем замены х2 на х; для правой части— заменой х.\ на х. Средний источник тепла

= (21) Средняя температура тела также может быть определена с помощью эквивалентных схем (рис. 3).

I/

где

.V .1

V = ]5-й?Х.

(22) (23)

:-ЭЬ

Вводя обозначения

О = ~~ \ 5-в(х).£/л:, (24

х1

х.>

/?- — \s-fl (25;

-VI

можно записать

в +е(*,)./!+ е(*2).Д, . (26

/7=*^=*", (27)

/¡ = ^^±^=1-/7. (28>

Составив по схеме (рис. 3а) выражения для Аи А2 и Ь и приравняв коэффициенты в этих выражениях и (13), (14) и (22), определяем параметры схемы:

+ (29)

Я; = /?(х2)-Я = /? (30>

= -+-[в - е м ^, (31).

о 1

.V,

= Г я йх + [в - е (х,)] \, (32>

о

0.' = (33)

Вторую разновидность схемы для определения средней температуры стержня получим, отнеся общие потери к одному узлу (рис. 36). Ее параметры определяются аналогичным путем:

т

<?" - - <з-и = - о.* + <з-и (35)

Третья разновидность схемы получается путем преобразования звезды,в треугольник (рис. Зв):

= (36) Ч VI

7?, = -А^ , (37)

<2-Л

Я" = 1-Ц— ■ (38)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/г, + /г,

Рассмотрим применение данного метода к конкретным телам. 1. Полый цилиндр (на единицу длины)

5 = 2тгх, а = const, X = COnst. 1

Г = - 1

2ккх q — 2 кох.

Л,

о;

I

Q

Q'

0.

(40)

а

5

4

t,

схем (рис. 2б, 36)

R

q

Ь

Рис. 3.

Q = ko (xl-xl).

Q" = 0,

х:

In

X.,

я, = r: = — —

X:

X <j X £

In----

X! 2

2KI{x\—X})

P.

In

X;

4 x^ -f x^ x

(41)

(42)

(43)

(44)

2. Стержень постоянного сечения или плоская стенка с равномерным распределением потерь

S = const, а = const, X = COnst. -— 0, ==~

Для рис. 2, а и 2, б получаем обычные выражения:

R = rl, (46)

Q = ql, (47)

Qi = Q2 = -|' (48)

Я. = R3 = -f • (49>

/?; = /?; = — . (so)

Для рис. 3, a

2

3

= = (5i)

Для рис. 3, б

Для рис. 3, в

Ло = - ~ ' (52)

о

(Г = 0. (53)

^ = - — , (54)

6

2

При простейших граничных условиях на. основании данных схем получаются -известные выражения для внутреннего сопротивления тела с параболическим распределением температуры: при симметричном охлаждении (рис. 3, в)

/?, + /?2 12

при одностороннем охлаждении

-^1—0,

t — t■¡ = Q ^ = д ;

/г, + /?, + /?" з

при отсутствии внутренних источников тепла

<3=0, -А1 = А2,

^ - £ о — О -~- == /1'> - •

+ + " 2

Полученные схемы позволяют рассчитать среднюю температуру и температуру в крайних точках тела в самом общем случае — при не-

159

симметричном охлаждении и граничных условиях любого вида — более просто по сравнению с существующими методами.

Аналогичные схемы могут быть составлены для стержня, охлаждаемого по длин'е; с учетом зависимости потерь от температуры. Пусть для стержня (рис. 4) , .

г — Const,

q= <7о(1 + (об)

gQ— потери при температуре 0, принятой за уровень отсчета, а0 — температурный коэффициент потерь.

и

/7,

t

" 4i

X dz

R,

Рис 4.

Тепловая проводимость между стержнем и окружающей средой на единицу длины А = const; температура окружающей среды изменяется линейно по длине, например, вследствие подогрева охлаждающего потока

— ^01 ( 1--— j + ¿02 ~

(57)

На основании теплового баланса для элемента йх получаем уравнение теплопроводности

1 //2/

— + 0. (58)

г ах2

Подставляя выражения (56) и (57), приводим уравнение к виду йЧ

dx-

£ _ jg

(А — aQq0) t — A ■ t01 —— A • tU2 —

(59)

решением которого служит выражение

t = {ti

btoi)

sh W-x) sh p/ / — x

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+ (t2 -t„- ktu,)

sh px sh Щ

x

kUs\ ~ + kta2 ~^ h tq,

где

P = /A'r; A' = A -ao9o;

Яо .

A A7

(60)

(61, 62) (63, 64)

Средняя температура стержня

* = (¿1 + Ч ; +

где

(¿01 + ¿02) ~ + ¿<7 сЬ р/— 1

(1 2С),

(65)

(66)

Возможный вариант схемы, соответствующий данному случаю, при веден на рис. 5. Проводимости схемы определяются путем приравни

Се

7777777777

Чробёнь отсчета температуры

Рис. 5.

вания коэффициентов в выражениях для (2, А\ и Л2, составленных по схеме и полученных на основании- выражений (60) и (65):

О0 = Л/,

= — а0<70/,

= Л7Т,

(67)

(68) (69)

0, = -*-

г зЬ ,3/ Л

с;, =

Здесь

1. Згказ 7951.

2г/у

<3 =

_ с

~ 1-2:

(70)

(71)

(72)

(73)

161

В целях упрощения выражений (69—71) можно представить их в виде рядов. Взяв два первых члена ряда, получаем:

6_ г1

А'А 10

2, + Л'А

с;,

л/ 12

г1

30 А'гГ-60

(74)

(75)

(76)

При расчете распределения температуры по длине обмоток электрических машин в случае /<^60 см погрешность упрощенных формул обычно не превосходит 5%; при длине /<25 см можно ограничиться первым членом. В этом случае вид и параметры схемы соответствуют рис. 3, в при д—соп81, г=соп81 с добавлением проводимостей и отнесенных к среднему узлу и учитывающих сток тепла по длине стерж-

/////// /

Я

ы

/2 В,

пя и увеличение потерь с ростом температуры, и проводимостей

С'о и (—й 0 ), отнесенных к крайним узлам и учитывающих влияние подогрева охлаждающего потока по длине стержня. 162

В качестве ¡примера рассмотрим использование полученных эквивалентных схем для расчета распределения температуры по длине обмотки якоря машины постоянного тока при аксиальной системе вентиляции и отсутствии вентиляционных каналов в якоре. Тепловые связи между отдельными телами, входящими 1В активную часть якоря, можно представить в виде схемы !(рис. 6, а) с использованием схем (рис. 3, б) и формул (43—47, 50, 52, 53).

фмо — потери в пазовой части обмотки при температуре окружающей среды 0, принятой в качестве базы для отсчета перегрева £,

0г и ~ потери в стали зубцов и спинки. Тепловые сопротивления:

Яа — от поверхности якоря к охлаждающему воздуху,

Яг — по высоте зубца,

Rи — по толщине изоляции обмотки,

/?аъ Яа2 и /?а0 — ПО ВЫСОТе СПИНКИ,

— в зазоре между сердечником и валом, 7?в — сопротивление вала по активной длине якоря /, #вв и #вб — сопротивления на пути отвода тепла от вала через поверхности вентилятора и балансировочного кольца, ¿ок и ¿ов — перегрев внутреннего воздуха у поверхности коллектора и у вентилятора. Зависимость потерь в обмотке от температуры учитывается проводимостью

<2мо

4 235 + В

Схема приводится к простейшему виду (рис. 6, б) с одним источником тепла, отнесенным к обмотке,

Rli К;

— . - ■ / | —I—. ■ /

а

Q-Q мо + и параметрами

Q.

R

Z М

qa 1-

0,5/?,+/?

az

R

ZS

1

Rzvfiz

Go G'„ g:

(/?« + 0,5 Rz) R2UGz

1 r:

Rzm Rzt ; Gz Re Re

i R's

Rzm Rze Gr R'a + /?;

где

R

ZM

p яz

Kl — > 6

Ba 6

/?„ = 0,5/?г + Яв2+ /?„, +Ял-/?; = o,5/?e + /?i6,

R e = 0,5 Re -f- Ree, i , i _i R

Re ' Re

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Re "г* Rt

(78)

(79)

(80) (81)

(82)

(83)

(84)

(85)

(86)

ze

R*+0,5RZ

Далее можно представить якорь в виде стержня с равномерно распределенными потерями q — Q/Z, охлаждаемого по длине, обладающего сопротивлением на единицу длины г, равным аксиальному coli*. 163

противлению обмотки, и соединенного последовательно с двумя стержнями, представляющими лобовые части. На основе схем (рис. 5) и (рис. 6, б) составляется полная эквивалентная схема якоря (рис. 7). Проводимости в0 схемы (рис. 5) в данном случае могут не учитываться.

Лииия с\тсчягпа пере\гро5о6

Сторона коллектора

Сторона вентилятора

Рис. 7.

Параметры лобовых частей:

<3Л--потери в одной лобовой части при'температуре в;

СТл, С/л, рассчитываются аналогично соответствующим параметрам активной части через <3Л, /л/2 и

й'ол и Сол — проводимости между лобовыми частями и воздухом рассчитываются с учетом температурного перепада в витковой изоляции по 1/6 толщины обмотки и в изоляции бандажей; кроме того, бол учитывает отвод тепла с половины поверхности, образованной выводами секций, а проводимость (%л — отвод тепла с внутренней поверхности обмоткодержателя;

Ол ~ проводимость от торца лобовых частей к воздуху.

Поскольку схемой учитывается тепловая связь между обмоткой и коллектором через выводы секций — ОЛКу то в нее входят такие параметры, как (Зк — коллекторные потери и Ск0 — проводимость от поверхности коллектора и половины поверхности соединительных выводов к воздуху.

Проводимости, отводящие тепло к охлаждающему потоку воздуха, присоединяются на схеме к точкам с фиксированным температурным потенциалом, который рассчитывается в предположении линейности изменения температуры потока вследствие его подогрева при прохождении через машину.

Расчет схемы удобно производить методом узловых потенциалов. После определения средних перегревов t, Гл и и перегревов на концах участков может быть построена кривая распределения перегрева с помощью формулы (60) или формулы эквивалентной параболы

1-Х , , X . л - , , ч X I — Л-

и

I

и*-

- I

3 СИ — ¿>)

I

(87)

На рис. 8 дана расчетная кривая распределения перегрева I по длине обмотки якоря двигателя постоянного тока, 4,5 кет, 1500 об ¡мин. Коэффициенты теплоотдачи и теплопроводности взяты из [1], потери и перегрев внутреннего воздуха определены расчетным путем. Полученная кривая удовлетворительно согласуется с показаниями термопар (точки на рис. 8), заложенных в различных местах поперечного сече-

ния пазовой и лобовой части обмотки при тепловых испытаниях двигателя. Разброс показаний термопар объясняется неравномерностью распределения температуры по сечению, а также по отдельным пазам.

Расчеты, выполненные при различных изменениях схемы, доказывают следующее:

1) учет проводи'мосгей С0 (рис. 5) дает снижение перегрева со стороны коллектора не более 0,5° и повышение с противоположной стороны не более 0,7°; следовательно, отказ от учета.является оправданным;

2) пренебрежение тепловой связью между обмоткой и коллектором приводит к значительному повышению расчетного перегрева обмотки (в среднем на 30°) 'и его выравниванию;

3) расчет в предположении постоянства перегрева воздуха по длине дает уменьшение разности перегревов лобовых частей на 4°; таким образом, неравномерность распределения перегрева по длине обмотки объясняется, в первую очередь, влиянием коллектора, а влияние подогрева воздуха является второстепенным;

4) пренебрежение теплоотдачей через вал (проводимостями О'0 и 0"п) приводит к повышению расчетного перегрева в среднем па 13°; следовательно, учет отвода тепла через вал, вентилятор и балансировочное кольцо необходим;

5) исключение проводимостей й 1 и О и приводит к схеме, которая применяется некоторыми авторами для учета аксиального сопрр-тивления обмотки; однако, в данном случае максимальный расчетный перегрев уменьшается на 8°;

6) если, кроме того, отбросить сопротивления (—/6) и (—/6) на рис. б и принять О г=2/г^ то это будет равносильно часто использующемуся допущению о том, что потери в каждом теле сосредоточены в его центре; это приводит к повышению расчетного перегрева для данной машины на 4°;

7) при увеличении мощности, размеров и скорости вращения машин искажение результатов ¡расчета вследствие рассмотренных выше упрощений схемы существенно увеличивается.

Заключение

1. Тело с внутренними источниками тепла и одномерным температурным полем изображается эквивалентной тепловой схемой, не зависящей от граничных условий.

2. Вид и параметры тепловых схем определяются на основании решения дифференциальных уравнений теплопроводности. Выражения для параметров в случаях, имеющих наибольшее практическое значение, имеют достаточно простой вид.

3. Составление тепловых схем замещения для электрических машин по данному принципу обеспечивает точность и полноту результатов расчета, характерную для метода, основанного на решении дифференциальных уравнений теплопроводности, при простоте и наглядности, свойственных методу тепловых схем.

ЛИТЕРАТУРА

1. И. М. Постников. Проектирование электрических машин. Гостехиздаг УССР, 1960.

2. Й. X а к. Метод эквивалентных тепловых схем. Ч. 1, Тех. отчет Моравского эксгт. завода, Перевод ЦБТИ НИИ электропромышленности П.-4937, 1959.

3. й. X а к. Теплопередача в электрических машинах. Ч. 1—3, Тех. отчет Моравского эксп. завода, Перевод ЦБТИ НИИ электропромышленности, П-4929—4931, 1959.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.