Научная статья на тему 'Оценка работоспособности работников ведомственной охраны железнодорожного транспорта'

Оценка работоспособности работников ведомственной охраны железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / DEPARTMENTAL SECURITY OF RAILWAY TRANSPORT / STATE OF HEALTH / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / EFFICIENCY / УСЛОВИЯ ТРУДА / WORKING CONDITIONS / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анищенко Елена Борисовна, Транковская Лидия Викторовна, Шевченко Галина Николаевна

Выполнена оценка работоспособности у работников отряда Ведомственной охраны железнодорожного транспорта, показана зависимость уровня и динамики работоспособности в течение смены от профессиональной принадлежности и условий труда. Для исследования функциональных возможностей организма использовался тест Ландольта. Выявлено, что в начале рабочей смены во всех подгруппах имел место средний уровень работоспособности. В конце смены в 1-ой (стрелки, дежурящие по территории и проводники служебных собак) и 2-ой (стрелки, стоящие на посту) подгруппах уровень работоспособности оказался низким, в то время как в 3-ей (охранники поднадзорных объектов) и 4-ой (аппарат управления) остался на среднем уровне. Указанные особенности динамики показателей работоспособности могут быть связаны с условиями труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анищенко Елена Борисовна, Транковская Лидия Викторовна, Шевченко Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Performance evaluation of employees of the departmental security of railway transport

The assessment of the health of the employees of the detachment of the Departmental security of railway transport, the dependence of the level and dynamics of health during the shift from professional status and working conditions.

Текст научной работы на тему «Оценка работоспособности работников ведомственной охраны железнодорожного транспорта»

© Коллектив авторов, 2014 г УДК 613.6:625 (Приморский край)

Е.Б. Анищенко, Л.В. Транковская, Г.Н. Шевченко*

ОЦЕНКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКОВ ВЕДОмСТВЕННОЙ ОХРАНы

железнодорожного транспорта

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Владивосток;

*Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» Владивостокский филиал, г. Владивосток.

Выполнена оценка работоспособности у работников отряда Ведомственной охраны железнодорожного транспорта, показана зависимость уровня и динамики работоспособности в течение смены от профессиональной принадлежности и условий труда. Для исследования функциональных возможностей организма использовался тест Ландольта. Выявлено, что в начале рабочей смены во всех подгруппах имел место средний уровень работоспособности. В конце смены в 1-ой (стрелки, дежурящие по территории и проводники служебных собак) и 2-ой (стрелки, стоящие на посту) подгруппах уровень работоспособности оказался низким, в то время как в 3-ей (охранники поднадзорных объектов) и 4-ой (аппарат управления) -остался на среднем уровне. Указанные особенности динамики показателей работоспособности могут быть связаны с условиями труда.

Ключевые слова: Ведомственная охрана железнодорожного транспорта, состояние здоровья, работоспособность, условия труда.

Цитировать: Анищенко Е. Б., Транковская Л. В., Шевченко Г. Н. Оценка работоспособности работников ведомственной охраны железнодорожного транспорта // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №4(58). С. 69-72. URL: https://yadi.sk/i/ksbIAki4ZKusn

Сопровождение и охрану грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, охрану и пожарную профилактику железнодорожных объектов и подвижного состава обеспечивает Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» РФ (ВОХР). Установлено, что здоровье работников различных профессий железнодорожного транспорта имеет особенности, характеризующиеся высокой частотой состояний физиологической и психической дезадаптации, повышенными показателями заболеваемости с временной утратой трудоспособности, развитием производственно зависимых, профессиональных заболеваний, изменениями здоровья, отражающими природу и особенности действия производственных факторов [1, 4].

Проведенная нами ранее комплексная гигиеническая оценка условий труда на рабочих местах сотрудников отряда ВОХР выявила вредные условия труда 3 класса 1-3 степени [7]. При изучении состояния здоровья работающих установлено, что уровни показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности среди работников основного производственного штата отряда ВОХР выше аналогичных показателей в группе сравнения (административный штат). Доказана профессиональная обусловленность заболеваемости по ряду нозологических форм у работников ВОХР [2, 3, 5].

Цель исследования: оценить работоспособность работников вневедомственной охраны железнодорожного транспорта.

Материалы и методы. Одним из важных показателей, отражающих функциональное состояние организма и систем организма человека, а также состояние его здоровья, является работоспособность индивидуума. Известно, что работоспособность - это величина функциональных возможностей организма человека, которая характеризуется количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время. В связи с этим, нами выполнено исследование умственной работоспособности у работников ВОХР по известной методике (тест Ландольта) [6].

Для исследования было сформировано 4 подгруппы по 50 человек каждая. 1-ю подгруппу составляли стрелки и проводники служебных собак, основное рабочее время которых связано с нахождением в парке станции или на искусственном сооружении (открытая территория); 2-ю подгруппу - стрелки, находящиеся на посту, оборудованном видеотерминалами и наблюдающие за экранами более 50% времени смены; в 3-ю подгруппу были включены работники, осуществляющие охранную деятельность поднадзорных объектов без наблюдения за экранами видеотерминалов и большую часть рабочего времени находящиеся в закрытом производственном помещении; 4-ю подгруппу составили работники аппарата управления, трудовой процесс которых связан с нахождением в кабинете и работой с ПЭВМ. Обследование работников проводилось до начала рабочей смены и после её окончания трёхкратно в течение месяца.

Полученные результаты и их обсуждение. Проведя анализ изученных показателей работоспособности, было установлено, что в 1-ой, 2-ой, 3-ей подгруппах (производственный штат) к окончанию рабочей смены наблюдалась закономерная тенденция к снижению работоспособности. Это нашло отражение в снижении таких показателей, как «Общее число колец, просмотренных за каждые 2 минуты работы ^)», «Среднее количество колец просмотренных за 10 минут работы», «Число колец, которые следовало вычеркнуть за каждые 2 минуты (М)», «Показатель точности работы за каждые 2 минуты (А)», «Показатель продуктивности работы за каждые 2 минуты (Р)», «Общее количество просмотренных колец за 10 минут (ф)», и одновременно - в росте «Среднего количество пропущенных и неправильно вычеркнутых колец за каждые 2 минуты (Ы)>>, «Количества пропущенных и неправильно зачеркнутых колец за 10 минут (№)». В то же время в 4-ой подгруппе (административно-управленческий персонал) динамика анализируемых показателей характеризовалась противоположными тенденциями, а именно: объем просмотренных знаков к концу смены увеличивался, а количество допущенных ошибок снижалось.

Анализ показал, что в 1-ой подгруппе в начале рабочей смены показатель скорости переработки информации косвенно характеризующий функциональную подвижность нервной системы (скорость смены возбуждения торможением или наоборот) составил 1,54±0,05 единиц или, согласно методике - 10 баллов, что характеризует высокую скорость переработки информации. Работники этой подгруппы в начале рабочей смены могли выполнять рабочие операции в повышенном темпе. Показатель средней продуктивности за 10 минут (Рт), отражающий количество работы (информации), выполненной (переработанной) в единицу времени, был равен 333,67±11,57 единиц (высокий уровень). Коэффициент выносливости (Кр), который определяет способность человека к длительному поддержанию выявленного уровня продуктивности без признаков утомления и косвенно характеризует силу нервного возбудительного процесса, выносливость нервных клеток к длительному действию раздражителя, составил 75,05±7,88 единиц (низкий уровень). Известно, что лица с низким уровнем выносливости быстро устают и снижают продуктивность работы, для предупреждения наступления сильного утомления им необходим многократный кратковременный отдых в течение дня [6]. Показатель средней точности за 10 минут (А^) определяющий способность человека к безошибочному выполнению деятельности (косвенно характеризует дифференцированное торможение в центральной нервной системе), составил 0,89±0,01 единиц (средний уровень). Коэффициент точности (Та) был равен 6,47±1,09% - умеренный

(допустимый) уровень. Этот показатель определяет способность человека к длительному поддержанию выявленного уровня точности без признаков утомления, и характеризует выносливость человека с точки зрения поддержания безошибочности деятельности. Амплитуда колебаний продуктивности (Ртах-Ртт) составляла 111,44±6,60 единиц и являлась высокой. При сопоставлении показателя средней точности за 10 минут и амплитуды колебания, был оценён показатель надёжности, определяющий вероятность поддержания заданной эффективности деятельности в течение заданного времени. Показатель надёжности в 1-ой подгруппе в начале рабочей смены был оценён как низкий (высокая амплитуда колебаний продуктивности (Ртах - Ртт >100 единиц) при среднем уровне точности (Аt = 0,80-0,90)). По сочетанию показателей продуктивности, выносливости, точности, надёжности была проведена интегральная оценка уровня работоспособности, которая определила уровень работоспособности в указанной подгруппе в начале рабочей смены как средний.

В конце рабочей смены скорость переработки информации снизилась по сравнению с началом смены в 1,77 раза и была интерпретирована как средняя (0,87±0,04 единиц - 5 баллов). Показатель средней продуктивности за 10 минут (Рт) уменьшился в 1,78 раза (187,76±8,09 единиц - средний уровень). Коэффициент выносливости (Кр) оценен, как и в начале смены, как низкий (122,66±20,36 единиц), при этом его значения уменьшились в 1,63 раза. Кроме того, отмечено снижение средней точности за 10 минут (А^) в 1,13 раза (0,78±0,02 единиц - низкий уровень). Коэффициент точности (Та) стал равен 10,60±2,93% (умеренный, допустимый уровень). Амплитуда колебаний продуктивности (Ртах - Ртт) осталась высокой - 124,42±6,94 единиц, при этом увеличилась по отношению к началу смены в 1,12 раза. В итоге показатель надёжности к концу рабочей смены, также как и в её начале был оценён как низкий (высокая амплитуда колебаний продуктивности (Ртах - Ртт > 50 единиц) или волнообразные ее изменения при низком уровне точности (Аt < 0,80)). Интегральная оценка уровня работоспособности в конце рабочей смены показала низкий уровень работоспособности.

Проанализировав показатели, характеризующие колебания продуктивности и точности работы в динамике рабочей смены 1-ой подгруппы, нами установлено следующее. Вариабельность продуктивности составила от 30,75% до 51,61%, что свидетельствует о наличии переутомления работников к концу рабочей смены. Колебания точности работы находились в диапазоне от 8,70% до 17,86% - умеренные, допустимые колебания. Такое сочетание динамики параметров работоспособности может свидетельствовать об ориентации преимущественно на безошибочность работы. С учетом литературных данных [6] можно

предположить наличие у обследуемых таких личностных особенностей как добросовестность, старательность, терпеливость, чувство ответственности и, возможно, склонность к пунктуальности.

Во 2-ой подгруппе в начале рабочей смены «Скорость переработки информации ^)» и «Средняя продуктивность за 10 минут (Рт)» характеризовались уровнем выше среднего. «Средняя точность за 10 минут (Аф>, Амплитуда колебаний продуктивности (Ртах-Ртт)», «Показатель надёжности» были на среднем уровне. Коэффициент точности (Та) имел невысокие значения и согласно методике, не учитывался при анализе. Коэффициент выносливости (Кр) находился на низком уровне, что могло свидетельствовать об отсутствии утомления в период анкетирования. Интегральная оценка уровня работоспособности во 2-ой подгруппе определила в начале рабочей смены также, как и в 1-ой подгруппе, средний уровень работоспособности. К концу рабочей смены скорость переработки информации по сравнению с началом смены снизилась в 1,81 раза и составила 3 балла (низкий уровень). Показатель средней продуктивности за 10 минут (Рт) уменьшился по сравнению с началом смены в 1,74 раза, однако, так же как и в начале смены характеризовался как средний. Коэффициент выносливости (Кр) как и в начале рабочей смены был низким, причем, показатели его ухудшились в 2,44 раза. Кроме того, отмечалось снижение показателя средней точности за 10 минут (А^) в 1,13 раза - низкий уровень. Коэффициент точности (Та) интерпретирован как и в начале смены - умеренным, допустимым. Амплитуда колебаний продуктивности (Ртах-Ртт) к концу смены стала высокой (увеличилась по отношению к началу смены в 1,45 раза). В итоге показатель надёжности к концу рабочей смены был оценён как «низкая надёжность» (высокая амплитуда колебаний продуктивности (Ртах - Ртт > 50 единиц) при низком уровне точности (Аt < 0,80)). Интегральная оценка уровня работоспособности в конце рабочей смены показала низкий уровень работоспособности во 2-ой подгруппе. Проанализировав кривые, характеризующие колебания продуктивности и точности работы в динамике рабочей смены установлено, что вариабельность продуктивности в течение рабочей смены составила 39,72-48,16%, а колебания точности работы 10,00-16,67% (умеренные, допустимые). Такое сочетание изменений показателей продуктивности и точности указывает на наличие переутомления работников в конце рабочей смены.

В 3-ей подгруппе в начале рабочей смены показатель скорости переработки информации был равен 10 баллам (высокий уровень). «Средняя продуктивность за 10 минут (Рт)» и «Средняя точность за 10 минут (Аф» характеризовались уровнем выше среднего. Амплитуда колебаний продуктивности (Ртах-Ртт) была среднего уровня. «Коэффициент точности (Та)»

характеризовался как умеренный, допустимый. Коэффициент выносливости (Кр) - низкий. Показатель надёжности оценён как «надёжность работы ближе к высокой» (средняя амплитуда колебаний продуктивности (Ртах - Ртт = от 50 до 100 единиц) при высокой точности (Аt > 0,90)). Проведённая интегральная оценка уровня работоспособности определила средний уровень работоспособности в указанной подгруппе в начале рабочей смены. К концу рабочей смены скорость переработки информации снизилась в 1,50 раза и составила 5 баллов (средний уровень). Показатель средней продуктивности за 10 минут (Рт) уменьшился в 1,4 раза (средний уровень). Коэффициент выносливости (Кр) остался также низким, однако его показатели ухудшились в 1,59 раза. Показатель средней точности за 10 минут (А^) имел тенденцию к снижению в 1,05 раза (средний уровень). Коэффициент точности (Та) остался умеренным, допустимым. Амплитуда колебаний продуктивности (Ртах-Ртт) к концу смены осталась средней. В итоге показатель надёжности к концу рабочей смены был оценён как «средняя надёжность» (средняя амплитуда колебаний продуктивности (Ртах- Ртт <100 единиц) при среднем уровне точности работы ^ = 0,80-0,89)). Интегральная оценка уровня работоспособности в конце рабочей смены, как и в 1-ой и 2-ой подгруппах показала средний уровень работоспособности. Колебания продуктивности в течение рабочей смены составили 27,19%-34,33%, колебания точности работы - 3,23%-6,52%. Выявленное изменение показателей продуктивности и работоспособности может свидетельствовать о наличии переутомления работников к концу рабочей смены.

В 4-ой подгруппе в начале рабочей смены высоким уровнем характеризовались «Скорость переработки информации ^)», «Средняя продуктивность за 10 минут (Рт)». Уровни показателей «Средняя точность за 10 минут (Аф», «Амплитуда колебаний продуктивности (Ртах-Ртт)», «Надёжности» были средними. Интегральная оценка уровня работоспособности определила средний уровень работоспособности в указанной подгруппе в начале рабочей смены. В конце рабочей смены скорость переработки информации увеличилась в 1,11 раза (10 баллов) высокий уровень. Показатель средней продуктивности за 10 минут (Рт) увеличился в 1,12 раза (высокий уровень). Коэффициент выносливости (Кр) остался также низким, однако его показатели ухудшились в 1,59 раза. Показатель средней точности за 10 минут (А^) возрос в 1,04 раза (средний уровень). Коэффициент точности (Та) охарактеризован как умеренный, допустимый. Амплитуда колебаний продуктивности (Ртах-Ртт) к концу смены - высокая, её среднее значение увеличилось по отношению к началу смены в 3,35 раза. В итоге надёжность к концу рабочей смены была оценена как низкая (высокая амплитуда колебаний продуктивности (Ртах - Ртт >100 единиц) при среднем уровне точности ^

= 0,80-0,89)). Интегральная оценка уровня работоспособности в конце рабочей смены выявила средний уровень работоспособности. Колебания продуктивности в течение рабочей смены составили 1,83-20,33%, а колебания точности работы - от 1,18 до 5,49%. Установленное изменение показателя продуктивности работоспособности указывает на умеренный (допустимый) уровень утомления работников в конце рабочей смены. Указанное обстоятельство существенно отличает изменение работоспособности работников 4-ой подгруппы в течение смены. Колебания показателя точности незначительны и не учитывались.

Выводы. Таким образом, в результате интегральной оценки работоспособности установлено следующее. В начале рабочей смены во всех подгруппах имел место средний уровень работоспособности. В конце смены в 1-ой и 2-ой подгруппах уровень работоспособности оказался низким, в то время как в 3-ей и 4-ой - остался на среднем уровне. Выявленные особенности динамики показателей работоспособности могут быть связаны с условиями труда. Так, в 1-ой подгруппе, условия труда характеризовались сочетанным воздействием на работников комплекса вредных производственных факторов (шум, охлаждающий микроклимат, недостаточный уровень освещенности рабочего место, тяжесть и напряженность трудового процесса), который мог оказать влияние на значительное снижение работоспособности. Во 2-ой подгруппе перечень вредных производственных факторов включал недостаточный уровень освещенности и напряженность трудового процесса, однако имела место необходимость продолжительной (в течение всей смены) работы с видеодисплейным терминалом, что, вероятно, и оказывало влияние на снижение к концу смены уровня работоспособности до низкого. В 3-ей и 4-ой подгруппах имели место менее вредные

условия труда, обусловленные лишь напряженностью трудового процесса, и на отдельных местах - параметрами освещённости, поэтому снижение работоспособности, было менее выраженно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амосов Н.В. Опыт работы по надзору на объектах транспорта // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2010. №1-2(41-42). С. 56-58.

2. Анищенко Е.Б., Транковская Л.В. Гигиенические аспекты оценки условий труда и состояние здоровья работников Ведомственной охраны железнодорожного транспорта // Гигиена и санитария. 2014. №2. С. 48-50.

3. Анищенко Е.Б., Транковская Л.В., Дыняк Г.С. Состояние здоровья работников ведомственной охраны железнодорожного транспорта// Тихоокеанский медицинский журнал. 2013.№3(53). С. 83-85.

4. Вильк М.Ф., Капцов В.А., Панкова В.Б. Профессиональный риск работников железнодорожного транспорта. М. РЕИНФОР: 2008. С. 447.

5. Морозова С.И., Трансковский Д.Е., Храмцов А.Н. Результаты работы управления Роспотребнад-зора по Приморскому краю по надзору на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2012. №3-4(49-50). С. 58-60.

6. Сысоев В.Н. Тест Ландольта диагностика работоспособности: методическое руководство/ В.Н. Сысоев - издание 2-е. СПб.: ИМАТОН, 2007. С. 32.

7. Транковская Л.В., Анищенко Е.Б. Гигиеническая оценка условий труда и риск развития изменений в состоянии здоровья работников Ведомственной охраны железнодорожного транспорта // Тихоокеанский медицинский журнал. 2011. №3. Приложение. С. 98-99

Anishchenko E. В., Trankovskaya L.v., *Shevchenko G.N.

PERFORMANCE EVALUATION OF EMPLOYEES

OF THE DEPARTMENTAL SECURITY OF RAILWAY TRANSPORT

State budgetary institution of higher professional education «Pacific state medical university» of the Ministry of health of the Russian Federation, vladivostok;

*the federal state health institution «federal centre of hygiene and epidemiology of railway transport» vladivostok branch.

Summary: the assessment of the health of the employees of the detachment of the Departmental security of railway transport, the dependence ofthe level and dynamics of health during the shift from professional status and working conditions.

Keywords: Departmental security of railway transport, state of health, efficiency, working conditions.

Citation: Anishchenko E. B., Trankovskaya L.V., Shevchenko G. N. Performance evaluation of employees of the departmental security of railway transport. Health. Medical ecology. Science. 2014; 4(58): 69-72. URL: https://yadi.sk/i/ksbIAki4ZKusn

Сведения об авторах

Анищенко Елена Борисовна - очный аспирант кафедры гигиены ТГМУ, e-mail: e-b-1979@mail.ru; Транковская Лидия Викторовна - д.м.н., профессор, заведующая кафедрой гигиены ТГМУ, e-mail: trankovskaya@mail.ru;

Шевченко Галина Николаевна - главный врач Владивостокского филиала ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.