12
ЗНиСО
май №5 (242)
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИИ ТРУДА И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Е.Б. Анищенко, Л.В. Транковская
HYGIENIC ASSESSMENT OF WORKING CONDITIONS AND STATE OF HEALTH OF WORKERS OF THE DEPARTMENTAL PROTECTION OF RAILWAY TRANSPORT
E.B.Anishchenko, L.V. Trankovskaya
ГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет», г. Владивосток
Дана комплексная гигиеническая оценка условий труда работников отряда ведомственной охраны железнодорожного транспорта. Изучено состояние здоровья работающих по показателям заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Осуществлена оценка профессионального риска и установлена степень причинно-следственной связи нарушений здоровья с условиями труда.
Ключевые слова: ведомственная охрана железнодорожного транспорта, условия труда, состояние здоровья.
Research and complex hygienic assessment of working conditions of employees of group of Departmental protection of railway transport is conducted. The state of health working on incidence indicators with temporary disability is studied. The assessment of professional risk is carried out and degree prichinno -investigative communication of violations of health with working conditions is established.
Keywords: railway departmental security forces, working conditions, state of health.
Служебная деятельность значительного числа сотрудников силовых структур характеризуется совокупностью неблагоприятных производственных факторов, ведущих к изменениям в состоянии здоровья, а впоследствии — к профессионально обусловленным заболеваниям [1]. Научные исследования специалистов по гигиене труда Всероссийского НИИ железнодорожной гигиены свидетельствуют о том, что труд работников основных железнодорожных профессий протекает в условиях воздействия комплекса вредных производственных факторов различной природы и интенсивности [2]. Сопровождение и охрану грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, охрану и пожарную профилактику железнодорожных объектов и подвижного состава обеспечивает Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» Российской Федерации(ВОХР). Однако в доступной литературе отсутствуют данные об условиях труда и состоянии здоровья работников ВОХР. Изложенные обстоятельства определили актуальность выполнения настоящего исследования.
Цель исследования: выявление связи между условиями труда и изменениями в состоянии здоровья работников ведомственной охраны железнодорожного транспорта для научного обоснования комплекса профилактических мероприятий.
Проведено комплексное гигиеническое обследование рабочих мест в структурных подразделениях отряда В ОХР на территории Приморского края (2009-2011 гг.).
С использованием общепринятых методов осуществлены инструментальные исследования воздуха рабочей зоны, изучены параметры производственного микроклимата, шума, вибрации, электромагнитных полей, условия освещения, а также проведена оценка тяжести и напряженности трудового процесса. Оценка факторов рабочей среды и трудового процесса, общая гигиеническая оценка условий труда выполнена в соответствии
с руководством Р 2.2.2006—05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».
Кроме того, дана оценка состояния здоровья работников ВОХР. Изучена заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) по методике Н.В. Догле, А.Я. Юркевич (1984). Материалом для исследования послужили листы временной нетрудоспособности за 2009—2011 гг. Статистическая обработка выполнена с применением параметрических и непараметрических методов [4].
Были сформированы 2 группы работающих: основная и группа сравнения. Основную группу составили работники производственного штата отряда В0ХР-1206 круглогодовых работающих (стрелки, проводники служебных собак); группу сравнения — административно-управленческие работники — 172 человека.
В ходе проведения исследования установлено, что наиболее многочисленной профессиональной группой являются стрелки и проводники служебных собак. Работники стрелковых команд проводят мероприятия по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений при перевозке грузов железнодорожным транспортом, устанавливают и задерживают лиц, совершающих правонарушения, пресекают действия лиц, угрожающие сохранности перевозимых грузов и безопасности движения на железнодорожном транспорте,принимают меры по спасению людей, оказанию помощи пострадавшим при крушениях, авариях, пожарах, стихийных бедствиях и других происшествиях. Выполнение функциональных обязанностей стрелков и проводников служебных собак сопровождается напряжением внимания, слуха, зрения, характеризуется монотонностью, эмоциональными нагрузками, обусловленными ответственностью за безопасность поднадзорного объекта и риском для собственной жизни. Режим работы
май № (242)
13
^^ стрелков и проводников служебных собак — сменный, включая работу в ночное время, продолжительность смены более 12 ч. с^ Предусмотрены регламентированные перерывы достаточной продолжительности. При ас изучении условий труда по показателям тяжести выявлено, что работа стрелков по охране грузов в 1— парке станции и проводников служебных собак, как правило, связана с постоянной ходьбой, а при дефиците времени — требует перебежек. Работа стрелков по охране искусственных сооружений характеризуется длительным нахождением на посту в позе стоя. Стрелки по сопровождению грузов в пути следования ведут наблюдение за охраняемыми вагонами, находясь в последней секции локомотива.
Приморский край, на территории которого проведены исследования, делится на несколько биоклиматических зон: континентальная, переходная и зона побережья. Континентальная биозона, охватывающая центральные и северозападные районы Приморья, характеризуется муссонным климатом с теплым, умеренно влажным летом и суровой зимой с устойчивым погодным режимом. Отличительной особенностью лета континентальной биозоны считается преобладание западных сухих ветров, значительно понижающих влажность воздуха. В переходной биозоне, располагающейся в 50—70 км от береговой черты, климат имеет схожие черты, но он несколько мягче за счет повышенной влажности в течение всего года. В зону побережья входят портовые населенные пункты. Климат на побережье — муссонный. Зимний муссон характеризуется господством сухого и холодного континентального воздуха с сильными северными и северо-западными ветрами, летний — прохладной дождливой погодой с частыми туманами, моросящим дождем, южными и юго-восточными ветрами [3]. При выполнении должностных обязанностей стрелки по охране грузов в парке станции, стрелки по охране искусственных сооружений, проводники служебных собак большую часть времени находятся на открытой территории и подвергаются неблагоприятному воздействию метеорологических условий: пониженная температура воздуха (в холодный период года до —23 °С и ниже), повышенная влажность воздуха (достигающая в прибрежных районах 100 %), значительная подвижность воздуха (сильный порывистый ветер до 25—30 м/с и более), частые обильные осадки, туман.
Гигиеническая оценка результатов исследований показателей трудового процесса, а также лабораторно-инструментальных измерений выявила комплекс неблагоприятно воздействующих на работников ВОХР производственных факторов:
— вредные вещества в воздухе рабочей зоны (углерод оксид — превышение ПДК в 1,26 раз, азота оксиды (в пересчете на N02) — превышение ПДК в 1,16 раз), что имело место на рабочих местах стрелков по сопровождению грузов в кабинах локомотивов;
— повышенные уровни шума (превышение ПДУ на 1—4 дБА) — на рабочих местах стрелков по сопровождению грузов в кабинах локомоти-
вов, а также стрелков по охране грузов в парке станции, охране искусственных сооружений и проводников служебных собак при прохождении железнодорожных составов;
— повышенные уровни общей вибрации (превышение ПДУ на 3—5 дБ) в кабинах локомотивов;
— неблагоприятные микроклиматические условия — низкая температура воздуха при работе на открытой территории в холодный период года;
— недостаточный уровень искусственного освещения охраняемой территории;
— тяжесть труда (нахождение в позе стоя более 80 % времени смены), что характерно для стрелков по охране грузов в парке станции, охране искусственных сооружений и проводников служебных собак;
— напряженность труда (обусловленная сенсорными, эмоциональными нагрузками, монотонностью, режимом работы) на рабочих местах стрелков, проводников служебных собак и работников аппарата управления.
Комплексная гигиеническая оценка, выполненная на основании требований действующих нормативных правовых актов, на рабочих местах стрелков и проводников служебных собак определила 3 (вредный) класс условий труда 3 степени (профессиональный риск высокий /непереносимый/), на рабочих местах административно-управленческих работников 3 (вредный) класс условий труда 1—2 степени (профессиональный риск средний /существенный/). Выявленные у работников производственного штата ВОХР условия труда могут провоцировать развитие утомления, снижение иммунного статуса, нарушение компенсаторно-адаптационных реакций и другие изменения в здоровье работающих.
Углубленное изучение ЗВУТ показало, что среднегодовой уровень временной нетрудоспособности среди стрелков и проводников служебных собак был значительно выше аналогичных показателей как в группе сравнения, так и в целом по предприятию. При исследовании показателей ЗВУТ в зависимости от стажа установлено, что число болевших лиц в основной группе возрастало с увеличением трудового стажа и достигало наибольших значений при стаже 10—14 лет (очень высокий уровень). В дальнейшем анализируемый показатель снижался, в то время как в группе сравнения число болевших лиц, имеющих стаж работы от 1 до 14 лет, характеризовалось как очень низкое и ниже среднего. Существенное увеличение числа болевших лиц имело место лишь при стаже 20 лет и более. Трёхфакторный дисперсионный анализ, выполненный нами, для выявления влияния возраста, профессии, стажа работы в профессии, а также их совместного воздействия на заболеваемость стрелков и проводников служебных собак, подтвердил влияние стажа работы ^ = 14,87, р = 0,95 (стрелки) и F=35,82, р = 0,95 (проводники служебных собак).
Анализ структуры патологии показал, что в основной группе наибольший удельный вес приходился на болезни органов дыхания (26,1 %), системы кровообращения (21,9 %), органов
14
ЗНиСО
май №5 (242)
пищеварения (20,4 %). В группе сравнения превалировали болезни системы кровообращения (36,4 %), органов пищеварения (20,8 %), травмы (16,1 %). При проведении количественной оценки относительного риска и этиологической доли профессионального риска (EF) установлено, что в основной группе болезни органов дыхания (EF = 61,8) имели высокую степень профессиональной обусловленности, в группе сравнения болезни системы кровообращения имели среднюю степень профессиональной обусловленности(EF = 34,2).
Проведённые исследования позволили обосновать и внедрить комплекс организационных, технологических, санитарно-технических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда и сохранение здоровья работников ведомственной охраны железнодорожного транспорта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Биккинина Г.М., Исхаков Э.Р. Факторы, влияющие на состояние здоровья сотрудников органов внутренних дел //Вестник Уральской медицинской академической науки. 2009. № 1. С. 4—6.
2. Вильк М.Ф., Капцов В.А., Панкова В.Б. Профессиональный риск работников железнодорожного транспорта. М.: РЕИНФОР, 2008. 447 с.
3. Виткина Т.И., Косолапов А.Б., Кику П.Ф. Экологические аспекты распространения иммунопатологии на Дальнем Востоке. Владивосток: ДВГАЭУ, 2001. 137 с.
4. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STA-TISTICA. М.: МедиаСфера, 2002. 312 с.
Контактная информация:
Транковская Лидия Викторовна, тел.8 (902) 556-87-49, 8 (914) 967-01-17, e-mail: [email protected]
Contact information:
Тrankovskaya Lidij,
phone 8 (902) 556-87-49, 8 (914) 967-01-17, e-mail: [email protected]
-V-
СВАРОЧНЫЙ АЭРОЗОЛЬ КАК ФАКТОР РИСКА РАЗВИТИЯ БОЛЕЗНЕЙ ОРГАНОВ КРОВООБРАЩЕНИЯ
М.В. Чащин2, Д.Г. Эллегсон3, Я.С. Кабушка2, И. Селдефлот3, И. Томассен3, В.П. Чащин1
WELDING FUMES LIKE IMPAKT FACTOR OF INFLAMINATION
AND COAGULATION
M.V. Chashchin, D.G. Ellingsen, I.S. Cabushka, I. Seljeflot, Y. Thomassen, V.P. Chashchin
ТБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» 2Городской центр профпатологии СПб ГБУЗ «Городская Мариинская больница» 'Национальный институт профессионального здоровья (Осло, Норвегия)
Результаты эпидемиологического исследования показали, что загрязнение воздуха рабочей зоны сварочным аэрозолем способствует повышению риска развития заболеваний сердечно-сосудистой системы. Проведенный анализ биомаркеров системного воспаления, эндотелиальной и тромбо-цитарной активности и коагуляции выявил тенденции к повышению средних концентраций TNF-альфа, P-селектина, D-димера, фрагмента протромбина 1+2 в крови сварщиков.
Ключевые слова: сварочный аэрозоль, наноразмерные аэрозоли, биомаркеры, эпителиальная и тромбо-цитарная активность, коагуляция
Epidemiological studies have shown exposure to particles in welding fumes be a risk factor for cardiovascular disease. In this study circulating biomarkers of systemic inflammation, endothelial and platelet activation and markers of coagulability were examined. The GM concentration of TNF-a, P-selectin, D-dimer and AM concentration of Prothrombin-fragment 1+2 were higher in the welders.
Keywords: weldingfumes, ultrafine particulate matter, biomarkers, activation of endothelial cells and platelets, coagulation
На всех этапах развития прогресса человек подвергался воздействию наноразмерных аэрозолей, однако интенсивность его резко возросла в последние сто лет в связи с технологической революцией. Несмотря на целый ряд исследований о патоморфологических механизмах, причинах высокой чувствительности организма, повышения риска развития заболеваний сердечно-сосудистой системы человека по отношению к воздействию наноразмерных аэрозолей, остаются пробелы в системе медицинских знаний, касающиеся биологических маркеров экспозиции и эффекта их воздействия [2, 4]. Особый интерес представляют наиболее массовые профессиональные группы, подвергающиеся интенсивному воздействию наноаэрозолей, например, сварщики. В процессе сварки воздух рабочей зоны загрязняется газопаровой смесью сложного химического состава.
В результате ее рассеяния из высокотемпературной зоны дугового разряда в окружающую среду с более низкой температурой происходит охлаждение, коагуляция и конденсация паровой фазы с образованием мельчайших твёрдых частиц, взвешенных в потоке газов.
Смесь газов и мельчайших твёрдых частиц называется сварочным аэрозолем (СА) [1]. Процесс образования отдельных частиц начинается непосредственно у электрической дуги, где они преимущественно имеют сферическую форму и размер от 50 до 300 пт [9]. Распределение общей массы аэрозоля относится к унимодальному типу, в которой большая часть частиц имеет среднегеометрический аэродинамический диаметр от 0,29 до 0,59 цт [6]. Измерения большого числа частиц показали, что в процессе сварки синтезируются частицы нормальной логарифмической формы