Научная статья на тему 'Оценка работодателями качества профессиональной подготовки работников'

Оценка работодателями качества профессиональной подготовки работников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
638
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Н. В., Красильникова М. Д.

Левадацентр и ГУВШЭ представляют результаты исследования, проведенного для Федерального агентства по образованию. Це лью данного исследования являлось изучение требований работо дателей к профессиональной подготовке работников. В его рамках проводился опрос руководителей предприятий и организаций шести основных секторов экономики (за исключением сельских районов). На предприятиях исследуемых секторов экономики занято около половины работающего населения России, поэтому по дан ным исследования можно также судить о массовых тенденциях и требованиях к работникам на российских предприятиях и однов ременно выявить специализированные запросы предприятий от дельных секторов экономики. Помимо сравнения предприятий различных отраслей стояла задача также исследовать характер запросов предприятий разной степени успешности. С помощью определенного набора оценочных индикаторов была сконструирована стратификационная модель, со гласно которой предприятия классифицировались как «неуспеш ные», «средние» или «успешные». «Неуспешные» предприятия име ют более чем скромные показатели экономической деятельности, и для них характерны процессы «сворачивания» производственной деятельности. Имея весьма ограниченные ресурсы, эти предприя тия обрастают целыми «гроздьями» социальноэкономических проблем (низкая оплата труда и сокращение работников, отсутствие средств на модернизацию оборудования, невыплаты по обязательст вам и т.д.). И наоборот, «успешные предприятия» — это предприятия, имеющие достаточные финансовые ресурсы для проведения рес труктуризации, для внедрения новых технологий, для перехода на выпуск новой продукции, для активного расширения сферы своей деятельности. Успешные предприятия, занимающие лидирующее положение и задающие динамику экономического развития, однов ременно становятся ориентирами и на рынке труда. В рамках данно го исследования удалось выявить и охарактеризовать наиболее значимые различия в запросах на рынке труда успешных предприятий по сравнению с большинством других («массовым» потребителем), а также оценить степень удовлетворенности работодателей из «ус пешного» сектора качеством подготовки рабочей силы на рынке тру да в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка работодателями качества профессиональной подготовки работников»

М.Д. Красильникова, Н.В. Бондаренко

ОЦЕНКА РАБОТОДАТЕЛЯМИ КАЧЕСТВА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ

Аннотация Левада-центр и ГУ-ВШЭ представляют результаты исследования,

---------------- проведенного для Федерального агентства по образованию. Целью данного исследования являлось изучение требований работодателей к профессиональной подготовке работников. В его рамках проводился опрос руководителей предприятий и организаций шести основных секторов экономики (за исключением сельских районов).

На предприятиях исследуемых секторов экономики занято около половины работающего населения России, поэтому по данным исследования можно также судить о массовых тенденциях и требованиях к работникам на российских предприятиях и одновременно выявить специализированные запросы предприятий отдельных секторов экономики.

Помимо сравнения предприятий различных отраслей стояла задача также исследовать характер запросов предприятий разной степени успешности. С помощью определенного набора оценочных индикаторов была сконструирована стратификационная модель, согласно которой предприятия классифицировались как «неуспешные», «средние» или «успешные». «Неуспешные» предприятия имеют более чем скромные показатели экономической деятельности, и для них характерны процессы «сворачивания» производственной деятельности. Имея весьма ограниченные ресурсы, эти предприятия обрастают целыми «гроздьями» социально-экономических проблем (низкая оплата труда и сокращение работников, отсутствие средств на модернизацию оборудования, невыплаты по обязательствам и т.д.). И наоборот, «успешные предприятия» — это предприятия, имеющие достаточные финансовые ресурсы для проведения реструктуризации, для внедрения новых технологий, для перехода на выпуск новой продукции, для активного расширения сферы своей деятельности. Успешные предприятия, занимающие лидирующее положение и задающие динамику экономического развития, одновременно становятся ориентирами и на рынке труда. В рамках данного исследования удалось выявить и охарактеризовать наиболее зна-

264

Статистика и социология образования

чимые различия в запросах на рынке труда успешных предприятий по сравнению с большинством других («массовым» потребителем), а также оценить степень удовлетворенности работодателей из «успешного» сектора качеством подготовки рабочей силы на рынке труда в настоящее время.

Требования работодателей к наличию формального профессионального образования

Табл. 1. Основные фильтры при приеме на работу различных категорий

персонала на предприятиях в отдельных отраслях экономики

(указана доля в процентах по столбцу предприятий, практикующих данные требования)

Отрасль экономики

промыш- ленность связь строи- тельство торговля транс- порт деловые услуги

необходимость наличия диплома (сертис при приеме на дол зиката) о получении профобразования жность/место...

руководителя высшего уровня 92 86 88 80 93 78

руководителя функциональной службы 89 87 93 70 86 72

руководителя линейного подразделения 81 76 86 50 76 55

специалиста и исполнителя функциональной службы 80 73 87 61 74 56

специалиста и исполнителя линейного подразделения 72 64 77 48 65 51

служащего 32 36 41 25 40 32

квалифицированного рабочего 41 32 49 32 53 26

требование наличия опыта работы по специальности/опыта подобной работы при приеме на должность/место...

руководителя высшего уровня 89 85 88 78 90 73

руководителя функциональной службы 89 86 90 73 88 72

руководителя линейного подразделения 88 85 89 64 80 62

специалиста и исполнителя функциональной службы 87 85 88 74 80 68

специалиста и исполнителя линейного подразделения 86 84 87 78 78 72

служащего 64 71 73 62 58 59

квалифицированного рабочего 69 76 71 77 71 66

265

М.Д. Красильникова, Н.В. Бондаренко Оценка работодателями качества профессиональной подготовки работников

Табл. 2 Требования к уровню профобразования руководителей

и специалистов в разных отраслях экономики

(указана доля в процентах по столбцу от числа опрошенных предприятий)

Уровень профобразования, который необходим или желателен для... Отрасли экономики

промыш- ленность связь строи- тельство торговля транс- порт сфера деловых услуг

руководителя высшего звена

высшее образование 99 95 96 91 96 88

в т.ч. любое высшее образование 15 22 11 21 20 19

специальное среднее 1 1 4 5 4 3

функционального руководителя

высшее 100 96 95 83 94 85

в т.ч. любое высшее образование 19 25 12 22 20 23

специальное среднее 4 1 5 5 6 2

линейного руководителя

высшее 97 95 93 72 89 81

в т.ч., любое высшее образование 25 29 14 29 28 34

специальное среднее 16 11 18 15 20 3

специалиста функционального подразделения

высшее 92 94 91 79 83 80

в т.ч. любое высшее образование 28 30 15 28 26 31

специальное среднее 27 14 26 25 36 9

специалиста линейного подразделения

высшее 85 87 80 54 67 75

в т.ч. любое высшее образование 33 35 17 28 25 38

специальное среднее 40 26 43 28 41 8

266

Статистика и социология образования

Табл. 3 Требования к уровню профобразования руководителей и

специалистов на предприятиях разной степени успешности (указана доля в процентах по столбцу от числа опрошенных предприятий)

Уровень проф юбразования, который необходим или желателен для...

руководителя высшего звена руководителя функциональной службы линейного руководи- теля специалиста функциональной службы линейного специа- листа

на успешных предприятиях

бизнес-школа (степень магистра делового администрирования МВА) 7 10 6 4 5

высшее образование 96 99 96 96 83

в том числе

вуз по профильной или смежной специальности 80 88 741 72 65

вуз по управленческой, юридической, экономической специальности 44 40 28 34 19

любой вуз 19 23 29 23 27

специальное среднее 3 5 11 15 30

на неуспешных предприятиях

бизнес-школа (степень магистра делового администрирования МВА) 7 5 2 2 1

высшее образование 95 95 94 84 71

в том числе

вуз по профильной или смежной специальности 86 76 76 61 51

вуз по управленческой, юридической, экономической специальности 42 46 25 37 20

любой вуз 16 14 25 24 34

специальное среднее 3 7 18 29 42

267

М.Д. Красильникова, Н.В. Бондаренко Оценка работодателями качества профессиональной подготовки работников

Табл. 4 Требования к уровню профобразования служащих в разных отраслях

экономики (указана доля в процентах по столбцу от числа опрошенных предприятий)

Уровень профобразования, который необходим или желателен для служащего Отрасли экономики

промыш- ленность связь строи- тельство торговля транспорт сфера деловых услуг

Высшее 55 69 49 50 44 55

Среднее специальное (техникум, колледж ) 51 46 61 52 60 34

Начальное профессиональное (ПТУ, профессиональный лицей) 13 6 12 20 21 7

Табл. 5 Требования к уровню профобразования квалифицированных рабочих

в разных отраслях экономики (указана доля в процентах по столбцу от числа опрошенных предприятий)

Уровень профобразования, который необходим или желателен для рабочего Отрасли экономики

промыш- ленность связь строи- тельство торговля транспорт сфера деловых услуг

среднее специальное 45 46 36 42 32 34

в т.ч. по профильной/ смежной профессии 38 34 27 30 24 22

любой техникум, колледж 24 25 22 26 19 24

начальное профессиональное 60 48 74 60 69 28

в т.ч. по профильной/ смежной профессии 50 35 59 42 56 15

любое ПТУ, проф. лицей 29 23 36 34 33 18

268

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статистика и социология образования

Отношение работодателей к работникам с более высоким уровнем образования

Рис. 1 Распределение ответов работодателей на вопрос: «Заинтересованы

ли вы в приеме на работу работника, имеющего более высокий уровень образования, чем требуется для выполнения работы?»

(в процентах от числа опрошенных)

□ Скорее заинтересованы В Скорее не заинтересованы В Затруднились ответить

9%

Табл. 6 Представление руководителей о профессиональных качествах

работника с более высоким уровнем образования

% руководителей, согласившихся с приведенным суждением

Имеет творческий потенциал, обладает гибким подходом к работе, быстро обучаем 83

Будет искать лучшее место работы для самореализации 64

Имеет более высокий культурный уровень (уровень культуры общения) 73

Амбициозен, готов занять сразу или в будущем место лидера 44

Ему сложно будет вписаться в сложившийся коллектив 25

Не исполнителен, имеет низкую трудовую дисциплину 16

269

М.Д. Красильникова, Н.В. Бондаренко Оценка работодателями качества профессиональной подготовки работников

И

Сравнительный анализ качества подготовки в системе профессионального образования в советское и постсоветское время

Табл. 7 Оценка уровня профессиональных знаний выпускников вузов разных

лет (в процентах по столбцу от числа опрошенных предприятий)

возраст руководителя

до 40 лет 40-55 лет старше 55

число предприятий 136 257 119

уровень профессиональных знаний выпускников вузов по профильным специальностям был наиболее высоким ...

до 1981 года 15 33 31

1981-1990 годы 41 40 43

1991-1997 годы 13 13 12

1998 г. и позже 27 11 13

уровень профессиональных знаний выпускников вузов по профильным специальностям был наиболее низким ...

до 1981 года 6 5 1

1981-1990 годы 21 4 3

1991-1997 годы 33 37 30

1998 г. и позже 31 49 61

Табл. 8 Оценка уровня профессиональных знаний выпускников ссузов

(техникумов, колледжей и т.д.) разных лет

(в процентах по столбцу от числа опрошенных предприятий)

возраст руководителя

до 40 лет 40-55 лет старше 55

число предприятий 110 234 114

уровень профессиональных знаний выпускников ссузов по профильным специальностям был наиболее высоким ...

до 1981 года 20 28 31

1981-1990 годы 45 44 51

1991-1997 годы 13 14 4

1998 г. и позже 17 10 14

уровень профессиональных знаний выпускников ссузов по профильным специальностям был наиболее низким ...

до 1981 года 1 5 2

1981-1990 годы 18 3 4

1991-1997 годы 30 34 30

1998 г. и позже 37 52 60

270

Статистика и социология образования

Табл. 9 Оценка уровня профессиональных знаний выпускников ПТУ,

профессиональных лицеев разных лет

(в процентах по столбцу от числа опрошенных предприятий)

возраст руководителя

до 40 лет 40-55 лет старше 55

число предприятий 100 232 125

уровень профессиональных знаний выпускников ПТУ по профильным специальностям был наиболее высоким ...

до 1981 года 23 29 29

1981-1990 годы 42 40 53

1991-1997 годы 16 14 6

1998 г и позже 14 13 11

уровень профессиональных знаний выпускников ПТУ по профильным специальностям был наиболее низким ...

до 1981 года 1 5 3

1981-1990 годы 19 3 3

1991-1997 годы 29 28 28

1998 г. и позже 41 58 62

Масштабы привлечения на предприятия нынешних выпускников учреждений профобразования и оценка профессиональных качеств этих выпускников

Табл. 10 Распространенность и масштабы найма выпускников учреждений

профессионального образования (вузов, техникумов, ПТУ)

последних 2 лет

группа предприятий

неуспешные средние успешные

число предприятий 237 629 143

доля (в %) предприятий, принимавших новых работников в 2003-2004 гг. 88 96 96

общая доля (в %) предприятий, принимавших выпускников последних 2 лет 51 68 68

доля предприятий, принимавших выпускников вузов последних 2 лет 33 54 64

доля предприятий, принимавших выпускников ссузов (техникумов, колледжей) последних 2 лет 33 48 55

доля предприятий, принимавших выпускников учреждений НПО (ПТУ, проф. лицеев) последних 2 лет 38 49 40

общая доля (в %) принятых в 2003-2004 гг. новых работников к общей численности персонала 21 25 27

общая доля (в %) выпускников последних 2 лет к общему числу принятых в 2003-2004 гг. 22 23 19

271

М.Д. Красильникова, Н.В. Бондаренко Оценка работодателями качества профессиональной подготовки работников

Табл. 11 Оценка работодателями выпускников последних 2 лет, принятых на

предприятия (в таблице приведены средние оценки по группе по пятибалльной шкале)

группа предприятий в целом по всем предприятиям

неуспешные средние успешные

оценка уровня профессиональных знаний...

выпускников вузов последних 2 лет 3,4 3,6 3,8 3,6

выпускников ^узов (техникумов, колледжей) последних 2 лет 3,5 3,6 3,7 3,6

выпускников учреждений НПО (ПТУ и т.д.) последних 2 лет 3,4 3,4 3,2 3,4

оценка уровня обучаемости (усвоения новых знаний и новых навыков).

выпускников вузов последних 2 лет 3,8 4,0 4,4 4,1

выпускников ссузов (техникумов, колледжей) последних 2 лет 3,8 3,9 4,2 3,9

выпускников учреждений НПО (ПТУ и т.д.) последних 2 лет 3,6 3,7 3,8 3,7

Табл. 12 Необходимость дополнительного обучения принятых выпускников

последних 2 лет

выпускники, принятые на должность/место...*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

специалиста в линейного служащего, на место квали-

функциональную специалиста технического фицированного

службу исполнителя рабочего

доля(в %)предприятий

обычно нуждались в дополнительном обучении на рабочем месте 64 69 67 68

обычно сразу начинали полноценно работать 30 22 23 24

соотношение ответов 2,2 3,1 2,8 2,9

* сумма процентов по столбцу меньше 100%, не указана доля предприятий, на которых затруднились дать ответ

272

Статистика и социология образования

Исходя из целей данного исследования, была спроектирована Все- Методология российская стратифицированная выборка, репрезентирующая исследования

предприятия и организации выделенных шести страт-секторов --------------

экономики России (за исключением сельских районов):

1) промышленности, в которую вошли предприятия

■ топливно-энергетического комплекса,

■ машиностроения,

■ легкой промышленности,

■ пищевой промышленности;

2) связи (кроме обычной почты);

3) строительства;

4) торговли(розничной и оптовой);

5) транспорта;

6) сектора «деловых услуг», под которыми понимаются предприятия, предлагающие услуги по информации, маркетингу, рекламе, консалтингу, инжинирингу, производству программных продуктов.

Задача данного исследования состояла в оценке мнений работодателей, предоставляющих рабочие места для значительной части работников. В связи с этим в сфере промышленности, строительстве и транспорте опрашивались руководители предприятий численностью свыше 50 человек, а в торговле, связи и сфере деловых услуг — руководители предприятий численностью свыше 10 человек. Общий объем выборки был разделен между образованными стратами поровну. Отбор предприятий для непосредственного включения их в выборку проводился в каждой страте независимо друг от друга систематическим методом. Основой выборки служила информационная база по предприятиям — <Бизнес-карта>.

Всего в исследовании приняли участие 1009 руководителей предприятий из 51 субъекта Российской Федерации. Опрос проводился методом личного интервью.

При расчете таблиц распределения, за исключением таблиц по отраслевому признаку, были использованы взвешенные данные.

Взвешивание данных проводилось по стандартной процедуре.

В качестве контролируемых характеристик использовались:

■ доля занятых по отдельным отраслям от общего числа занятых в обследованных отраслях экономики,

■ размер предприятия.

В основу взвешивания были положены данные ГОСКОМСТАТа о численности занятых и размере предприятий по отраслям за 2003 год.

Для изучения различий в стратегиях поведения, установках и предпочтениях работодателей учитывались (1) отраслевая принадлежность и (2) степень успешности деятельности этого предприятия.

Для классификации предприятий по степени успешности (эффективности их экономической деятельности) были использованы

273

М.Д. Красильникова, Н.В. Бондаренко Оценка работодателями качества профессиональной подготовки работников

несколько вопросов-индикаторов, в том числе оценка респондентом своего предприятия по сравнению с другими предприятиями данной отрасли, оценка финансовой стабильности предприятия. Эти данные контролировались оценками интервьюеров степени успешности предприятия и привлекательности работы в нем. В результате стратификации по этим признакам предприятия были сгруппированы по степени успешности. В таблицах 12 и 13 приведены данные, показывающие различия в хозяйственно-экономической деятельности успешных и неуспешных предприятий.

Табл. 13 Основные мероприятия, которые проводились на предприятиях

за последние 5 лет

(в процентах по столбцу от числа опрошенных предприятий)

Группа предприятий В целом

Неуспешные Средние Успешные В т.ч. самые успешные

Число предприятий в группе 237 629 143 72 1009

Структурная реорганизация предприятия 54 59 59 54 58

Открытие новых подразделений, отделов, филиалов 29 51 63 61 47

Модернизация оборудования, основных фондов 37 58 75 85 56

Внедрение новых технологических линий 20 48 62 72 44

Переход на выпуск новой продукции/ предоставление новых услуг 37 43 48 56 42

Значительное расширение найма работников 17 24 31 38 24

Закрытие некоторых подразделений, филиалов, отделов 32 31 30 15 31

Расконсервирование части производств 3 8 8 5 7

Свертывание производств 30 14 10 4 17

Массовые увольнения работников 17 5 6 3 8

Ничего из перечисленного не проводилось на нашем предприятии/организации за последние 5 лет 13 4 1 1 6

Вопрос не подходит -предприятие существует менее 5 лет 1 1 1 1 1

274

Статистика и социология образования

Табл. 14 Доля предприятий, деятельность которых по результатам 2004 года

прибыльна, неубыточна или убыточна, по группам предприятий

(в процентах от числа опрошенных предприятий)

Группа предприятий В целом по всем предприятиям

Неуспешные Средние Успешные В т.ч. самые успешные

Число предприятий в группе 237 629 143 72 1009

прибыльная деятельность 28 66 89 94 60

деятельность предприятия не прибыльная, но и не убыточная 43 28 11 5 29

убыточная деятельность 30 7 0 0 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.