УДК 635.743 Кубанский научный медицинский вестник № 8 (122) 2010
Р. А. БУБЕНЧИКОВ, М. В. ПОКРОВСКИЙ, Т. Г. ПОКРОВСКАЯ
ОЦЕНКА ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНОЙ
*+ ____ _ ___________________________ *+
И ОТХАРКИВАЮЩЕЙ АКТИВНОСТИ ФИАЛКИ ОПУШЕННОЙ
Кафедра фармакологии ГОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет», Россия, 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3. E-mail: fg.ksmu@mail.ru
В статье приведены данные о фармакологических исследованиях настоя, полученного из травы фиалки опушенной Viola hirta L. Экспериментальная работа выполнена на беспородных белых мышах, крысах, кроликах-альбиносах породы шиншилла, лягушках. В ходе исследований установлено, что данная лекарственная форма относится к классу практически не токсичных. Установлено противовоспалительное действие настоя травы фиалки опушенной, проявляющееся в угнетении стадии экссудации и пролиферации, влиянии на проницаемость капилляров. Показано, что трава фиалки опушенной по отхаркивающему действию не уступает официнальному виду - траве фиалки трехцветной.
Ключевые слова: Viola hirta L., антиэкссудативная активность, антифлогистическая активность, антипролиферативная активность, отхаркивающая активность.
R. A. BUBENCHICOV, M. V. POKROVSKY, T. G. POKROVSKAYA
STUDY OF PHARMACOLOGICAL ACTIVITY OF VIOLA HIRTA L.
Department of pharmacology Kursk state medical university,
Russia, 305041, Kursk, K. Marksa st., 3. E-mail: fg.ksmu@mail.ru
Infusion of herb Viola hirta L. was found to have anti-inflammatory activity du to inhibition of phase of exudation, antiproliferation and effect on capillary permeability activity. The expectorating action was studied on the model of motor function of frog’s epithelium. It has been shown that the herb of Viola hirta L. in its expectorating action isn’t inferior to its officinal species - the herb of Viola tricolor L.
Also found that infusion refers to the class practically nontoxic.
Key words: Viola hirta L., anti-inflammatory activity, expectorating action.
Введение
Растения рода фиалка включают 900 видов, широко распространенных по всему земному шару. В областях Центральной России встречается около 20 видов, среди которых фиалка опушенная довольно широко распространена [7].
Из растений рода фиалка в научной медицине используются лишь два вида: фиалка трехцветная и фиалка полевая, которые применяются в виде настоя из травы в качестве отхаркивающего средства. Другие же виды этого рода широко применяются в народной медицине в качестве отхаркивающих, диуретических, противовоспалительных и других средств [6, 9].
Разностороннее применение растений рода фиалка в народной медицине дает предпосылки для изучения химического состава и фармакологических исследований данных растений.
Целью работы явилось исследование острой токсичности, противовоспалительной и отхаркивающей активности фиалки опушенной.
Объектом исследования служила воздушно-сухая измельченная трава фиалки опушенной (Viola hirta L.). Сырье заготавливалось в 2008 г. в Курской области в период цветения растений.
Методика исследований
Для фармакологических исследований использовали настой из травы фиалки опушенной, который готовили по методике ГФ-XI [3].
Эксперименты проводили в соответствии с установленными документами «Об утверждении правил лабораторной практики» [8].
Для определения острой токсичности использовали методику Б. М. Штабского. Исследования проводили на беспородных белых мышах обоего пола массой 18,0-20,0 г. Настой травы фиалки опушенной вводили однократно внутрибрюшинно в дозах от 1 до 5 г/кг (в пересчете на сухое сырье) в объемах от 0,2 до 1 мл. После введения изучаемых веществ каждую группу животных (не менее 6 животных) помещали в изолированную клетку при стандартном температурном и пищевом режиме и вели наблюдение в течение 24 часов.
Исследование противовоспалительной активности проводили на беспородных мышах массой тела 18-29 г, белых беспородных крысах массой 180-220 г и кроли-ках-альбиносах массой 2,-2,5 кг. Животных содержали на обычном пищевом рационе в условиях вивария Курского государственного медицинского университета.
Для оценки противовоспалительной активности настоя фиалки опушенной определяли его влияние на разные стадии процесса воспаления [10]. Антиэкссуда-тивное действие изучали на модели острого воспалительного отека, вызванного субплантарным введением в заднюю лапу мыши 0,1 мл 2,5%-ного раствора формалина. В качестве препарата сравнения использовали настой цветков календулы и ацетилсалициловую кислоту. В контрольной группе мыши получали эквивалентный объем дистиллированной воды. В ходе эксперимента 10%-ный настой надземной части фиалки опушенной вводили внутрибрюшинно в дозах 5,0, 10,0, 15,0 мл/кг за 2 часа до введения флогогенного агента, а затем через 5 и 18 часов после его введения.
Антипролиферативные свойства изучали на модели «ватной гранулемы». Крысам, находящимся
под легким эфирным наркозом, в области спины тщательно выстригали шерсть и в асептических условиях делали продольный разрез кожи и подкожной клетчатки длиной 1-2 см. Затем пинцетом через образовавшийся разрез кожи в подкожной клетчатке формировали полость, в которую помещали предварительно простерилизованный ватный шарик массой 25 мг и накладывали 1-2 шва. Через 7 дней животных умерщвляли, имплантированный шарик с образовавшейся вокруг него грануляционной тканью извлекали и высушивали до постоянной массы при 55-60° С. Массу образовавшейся грануляционно-фиброзной ткани определяли по разнице между массой высушенной гранулемы и массой имплантированного ватного шарика. В качестве препаратов сравнения использовали индометацин и в настой цветков календулы. 10%-ный настой надземной части фиалки опушенной вводили в дозах 5,0, 10,0, 15,0 мл/кг, индометацин в дозе 6 мг/кг вводили внутрижелудоч-но. Контрольная группа животных получала эквивалентный объем дистиллированной воды.
Влияние настоя надземной части фиалки опушенной на проницаемость капилляров определяли при моделировании локальной воспалительной реакции с помощью ксилола на кроликах-альбиносах [1]. У кроликов предварительно выстригали шерсть на коже живота (участок 8x13 см). 10%-ный настой надземной части вводили в дозах 5,0, 10,0, 15,0 мл/кг внутримышечно за час до введения индикатора проницаемости, роль которого выполнял раствор трипановой сини. Трипано-вую синь вводили в краевую вену уха в виде 1%-ного раствора на 0,9%-ном растворе натрия хлорида из расчета 2 мл на 1 кг массы животного. Показателем проницаемости капилляров служили время появления на коже синеокрашенных пятен и их диаметр. По разнице во времени появления пятен и их диаметру до и после введения препарата судили о его действии на проницаемость капилляров.
Отхаркивающее действие изучали на модели моторной функции эпителия лягушки [4]. О моторной функции мерцательного эпителия судили по скорости перемещения отрезка нити, помещенной на слизистую оболочку глотки между задними краями глазниц в поперечном положении. Регистрировали время, затраченное на перемещение нитки на 10 мм, без препарата (контроль) и после нанесения препаратов.
Полученные результаты обрабатывали статистически по общепринятым методикам. Достоверность результатов оценивалась с применением критерия Стьюдента [2].
Результаты исследования
Исследование острой токсичности настоя травы фиалки опушенной показало, что в процессе эксперимента наблюдали угнетение двигательной активности животных, вялость, заторможенность, причем эти явления увеличивались с увеличением дозировки вводимого препарата. Однако к концу суток поведение животных не отличалось от интактных. LD50 в опытах не установлено, поскольку при введении максимально допустимой по объему вводимого извлечения дозы гибели животных не наблюдали. Исходя из имеющихся данных, можно говорить о том, что в исследуемом настое согласно гигиенической классификации ядов Е. А. Лужникова малотоксичными считаются вещества, имеющие LD50 1500 мг/кг [5].
Изучение антиэкссудативной активности настоя надземной части фиалки опушенной на модели воспаления, вызванного формалином, показало, что введение настоя в дозах 10 и 15 мл/кг приводило к торможению отека в 1,3 раза и более по сравнению с контролем. Использование ацетилсалициловой кислоты тормозило развитие отека в меньшей степени по сравнению с этим показателем (табл. 1). При этом антиэкссудативная активность настоя в дозе 15 мл/кг превышала препарат сравнения - настой цветков календулы - в 1,6 раза.
Проведенные исследования показали, что наряду с противоэкссудативным влиянием настой надземной части фиалки опушенной оказывает действие на пролиферативную фазу воспаления, замедляя развитие гранулемы (табл. 2). Так, назначение крысам настоя в дозе 10,0 мл/кг приводило к достоверному снижению воспалительного разрастания на 23,1% по сравнению с контролем. Использование индометацина снижало воспалительное разрастание на 20,8%.
Результаты изучения влияния настоев надземной части фиалки опушенной на проницаемость капилляров показали, что в случаях введения настоя во всех исследуемых дозах пятна окрашивания, свидетельствующие о проникновении трипановой сини через
Таблица 1
Влияние настоя надземной части Viola hirta на фазу экссудации процесса воспаления (модель формалинового отека)
Вариант отека Доза, мг/кг, мл/кг Средний прирост массы конечности, % Снижение отека, %
Контроль - 39,0±1,8* -
Ацетилсалициловая кислота 300,0 29,6±1,3* 24,1
Настой цветков календулы 10,0 28,0±1,4* 28,2
5,0 35,3±2,3* 9,5
Настой надземной части фиалки опушенной 10,0 29,0±1,8* 25,7
15,0 24,0±1,7* 38,5
Примечание: * - различия по сравнению с контролем статистически достоверны при Р<0,05; число животных в контроле и в каждом варианте опыта - 6.
Кубанский научный медицинский вестник № 8 (122) 2010
Кубанский научный медицинский вестник № 8 (122) 2010
Таблица 2
Влияние настоя надземной части Viola hirta на развитие «ватной гранулемы» при пероральном введении
Вариант опыта Доза, мг/кг, мл/кг Масса сухой грануляционнофиброзной ткани, мг Угнетение пролиферации, %
Контроль - 55,4±1,7 -
Индометацин 6,0 43,9±2,1* 20,8
Настой цветков календулы 10,0 45,6±3,2* 17,7
5.0 44,6±2,5* 19,5
Настой надземной части фиалки опушенной 10,0 42,6±1,8* 23,1
15,0 45,7±1,9* 17,5
Примечание: * - различия по сравнению с контролем статистически достоверны при Р<0,05; число животных в контроле и в каждом варианте опыта - 6.
Таблица 3
Влияние настоя надземной части Viola hirta на проницаемость капилляров у кроликов (n=10)
Вариант опыта Доза, мл/кг Латентный период появления пятен окрашивания Увеличение латентного периода пятен окрашивания Диаметр пятен окрашивания, см Уменьшение диаметра пятен окрашивания, %
мин %
Контроль - 3,73±0,25* - - 1,83±0,12* -
Настой цветков календулы 10,0 8,00±0,17* 4,27 114,5 0,97±0,003* 46,9
Настой надземной части фиалки опушенной 5.0 10.0 15,0 8,35±0,25* 7,65±0,33* 8,10±0,41* 3,92 4,66 4,37 105.1 123,9 117.2 1,10±0,04* 1,00±0,04* 1,19±0,08* 39.9 45,4 34.9
Примечание: * - отмечены достоверные изменения по отношению к контролю, Р<0,05; п - количество животных в группе.
Таблица 4
Влияние фитопрепаратов из растений рода фиалка на двигательную активность мерцательного эпителия лягушек
Условия опыта Коэффициент ускорения Увеличение двигательной активности, %
1 2 3
Опыт (фиалка трехцветная) ■настой травы 0,80±0,03 20,38±1,30*
Опыт (фиалка опушенная) ■настой травы 0,79±0,01 20,89±0,68*
гистогематический барьер, появлялись значительно позже по сравнению с контролем (увеличивался латентный период появления пятен окрашивания, а также уменьшался их диаметр) (табл. 3). Анализ полученных данных говорит об уменьшении сосудистой проницаемости для трипановой сини при введении настоя фиалки опушенной; наблюдаемые в этих случаях эффекты сопоставимы с препаратом сравнения - настоем цветков календулы. Результаты
свидетельствуют о наличии капилляроукрепляющего действия как одного из механизмов противовоспалительной активности изучаемых препаратов.
Флогистический эффект изучаемого настоя, по-видимому, объясняется содержанием в нем салициловой кислоты, которая содержится в данном растении в достаточном количестве, благодаря чему фиалка опушенная обладает противовоспалительным, отхаркивающим, жаропонижающим свойствами.
Капилляроукрепляющая активность настоя фиалки опушенной связана с наличием в надземной части значительного количества флавоноидных соединений, в частности рутина. Из данных литературы известно, что механизм сосудоукрепляющего действия рутина заключается в его способности ингибировать гиалуронидазу - фермент, осуществляющий гидролиз гиалуроновой кислоты и нарушающий ее связь с белками и тем самым повышающий проницаемость эндотелия сосудов.
О наличии отхаркивающих свойств судили по величине коэффициента ускорения движения ресничек мерцательного эпителия пищевода лягушки (табл. 4). Установлено, что настой травы фиалки опушенной повышает двигательную активность мерцательного эпителия, следовательно, обладает отхаркивающими свойствами. Настой травы фиалки опушенной по силе отхаркивающего действия (увеличение двигательной активности на 20,89%) не уступает действию настоя травы официнального вида фиалки трехцветной (увеличение двигательной активности на 20,38%).
Таким образом,
1) установлено, что настой травы фиалки опушенной относится к классу практически не токсичных;
2) противовоспалительное действие настоя Viola hirta L, проявляется в угнетении стадии экссудации и пролиферации, влиянии на проницаемость капилляров;
3) выявлено отхаркивающее действие настоя Viola hirta L. Показано, что трава фиалки опушенной по отхаркивающему действию не уступает официнальному виду - траве фиалки трехцветной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бубенчикова В. Н., Дроздова И. Л. Исследование противовоспалительной активности шток-розы розовой (Alcea rosea L.) // Междунар. съезд «Фитофарм-2005» и конф. молодых ученых Европейского фитохимического об-ва «Растение и здоровье» (9; 22-25 июня 2005 г.; Санкт-Петербург): Материалы... - СПб: НИИХ СПбГУ, 2005. - С. 696-699.
2. Государственная фармакопея СССР: Вып.1. Общие методы анализа. МЗ СССР. - 11-е изд. - М., 1987. - 336 с.
3. Государственная фармакопея СССР: Вып. 2. Общие методы анализа. Лекарственное растительное сырье. МЗ СССР. - 11-е изд., доп. - М.: Медицина, 1990. - 400 с.
4. Гребнева Н. Ю. Некоторые фармакологические свойства водных извлечений растительного сбора «полестелл» для лечения легочных заболеваний // Раст. ресурсы. - 1999. - Т. 35, вып. 3. - С. 25-34.
5. Лужников Е. А. Клиническая токсикология. - М.: Медицина, 2000. - 416 с.
6. Основы фитотерапии: Учебное пособие / В. А. Куркин. - Самара: ООО «Офорт»; ГОУ ВПО «СамГМУ Росздрава», 2009. - 963 с.
7. Полуянов А. В., Прудников Н. А. Сосудистые растения Курской области. - Курск: КГУ, 2005. - 80 с.
8. Приказ № 708-н от 23 августа 2010 г. «Об утверждении правил лабораторной практики».
9. Растения рода фиалка - перспективные источники эффективных лекарственных и оздоровительных средств: Монография / А. А. Маркарян, Р. А. Бубенчиков и др. - Москва - Курск, 2008. -86 с.
10. Руководство по экспериментальному (доклиническому) изучению новых фармакологических видов / Под ред. Р. У. Хабри-ева. - М., 2005. - 832 с.
Поступила 07.09.2010
И. С. ВАРТАНОВА
РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ 2-го ТИПА
Кафедра нормальной физиологии Кубанского государственного медицинского университета, Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4, тел. 8 (861) 26-85-502
У 60 больных сахарным диабетом 2-го типа при поступлении на стационарное лечение определяли регуляторно-адаптивные возможности по индексу регуляторно-адаптивного статуса (ИРАС). Для этого проводили пробу сердечно-дыхательного синхронизма и определяли диапазон синхронизации (ДС) и длительность ее развития на минимальной границе диапазона (ДлРмин). Было установлено, что регуляторно-адаптивные возможности больных сахарным диабетом по сравнению со здоровыми людьми снижены. Между уровнем глюкозы в крови и индексом регуляторно-адаптивного статуса прослеживается обратная сильная корреляционная связь. Оцениваемые по параметрам сердечно-дыхательного синхронизма регуляторноадаптивные возможности отражают степень тяжести больных сахарным диабетом 2-го типа: у больных с легкой степенью тяжести они были хорошие, при средней степени тяжести - удовлетворительные, а при тяжелой степени тяжести - низкие. По оценке регуляторно-адаптивного статуса у больных сахарным диабетом 2-го типа можно дифференцировать степень тяжести заболевания, что повышает информативность диагноза.
Ключевые слова: сердечно-дыхательный синхронизм, сахарный диабет 2-го типа, регуляторно-адаптивные возможности.
I. S. VARTANOVA
REGULATIVE ADAPTIVE ABILITIES OF AN ORGANISM OF PATIENTS WITH TYPE 2 DIABETES
Normal physiology department of Kuban state medical university, Russia, 350063, Krasnodar, Sedina st., 4, tel. 8 (861) 26-85-502
Кубанский научный медицинский вестник № 8 (122) 2010 УДК 612172.2+612.216]:616.379-008.64