Научная статья на тему 'Оценка пропускной способности Ванинского транспортного узла с помощью имитационного моделирования'

Оценка пропускной способности Ванинского транспортного узла с помощью имитационного моделирования Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
225
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ / ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВИДОВ ТРАНСПОРТА / TRANSPORT HUB / TRANSPORT LOGISTICS / IMITATING MODEL / INTERACTION OF TYPES OF TRANSPORT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Король Роман Григорьевич, Гарлицкий Евгений Игоревич

Сегодня большая часть мировых товарных и денежных потоков сосредоточена в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Стратегия развития Дальнего Востока основывается на увеличении экспорта в страны АТР, а также росте объема иностранных инвестиций. В сентябре 2018 г. во Владивостоке на IV Восточном экономическом форуме компания АО «ВаниноТрансУголь», резидент Свободного порта в Ванино, представила проект строительства нового угольного терминала для перевалки 12 млн т. Морской порт Ванино продолжает увеличивать свои перерабатывающие мощности, но недостаточная пропускная способность инфраструктуры железнодорожного транспорта является ограничивающим элементом развития транспортного узла. Строительство нового терминала для перевалки угля потребует соответствующее развитие железнодорожной инфраструктуры Ванинского транспортного узла. В условиях увеличения объемов перевалки грузов необходимо решить вопрос о предельном количестве вагонов, которое может быть переработано в системе «железнодорожная станция морской порт». Авторами данной статьи разработана программа имитационного моделирования, которая позволяет определить пропускную способность железнодорожной составляющей транспортного узла при существующем техническом оснащении и в условиях увеличения загрузки системы «станция порт». В данной статье представлены результаты имитационного моделирования работы Ванинского транспортного узла при увеличении выгрузки угля на 40 % до 280 вагонов в сутки. Рабочий парк станции Ванино составил 305 вагонов и продолжал увеличиваться, пути станции были заполнены вагонами в ожидании операций. Представлены две группы возможных путей увеличения пропускной способности транспортного уз-ла инфраструктурно-технические и технологические решения. В условиях ограниченности территориального развития строительство дополнительной железнодорожной инфраструктуры становится невозможным, поэтому можно увеличить пропускную способность транспортного узла за счет изменения специализации причалов порта. Это позволит уменьшить количество вагонов, находящихся на путях станции в ожидании выгрузки, и ускорить процесс обработки подвижного состава. После переоборудования причалов порта рабочий парк станции Ванино составил 230 вагонов и появился резерв пропускной способности для приема дополнительного вагонопотока. С помощью данной программы имитационного моделирования необходимо проанализировать работу ключевых транспортных узлов Дальнего Востока для определения максимального вагонопотока, при котором транспортные узлы будут функционировать устойчиво, в оптимальном режиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Король Роман Григорьевич, Гарлицкий Евгений Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF CAPACITY OF THE VANINO TRANSPORT HUB BY MEANS OF IMITATING MODELLING

Today the most part of world commodity and cash flows is concentrated in the Pacific Rim. The strategy of development for the Far East is based on increase in export to Asia-Pacific countries and also growth of volume of foreign investments. In September, 2018 in Vladivostok at the IV East economic forum the VaninoTransUgol company will submit the construction project in seaport Vanino of transport transshipment facility with transshipment capacities to 40 million tons. In 2017 the volume of transfer of freights in Vanino port was 7,2 million tons, the seaport continues to increase the refinery capacities, but the insufficient capacity of infrastructure of railway transport is the limiting element of development of the transport hub. Construction of the new terminal for transfer of coal will demand corresponding development of railway infrastructure of the Vanino transport hub. In the conditions of increase in volumes of transfer of freights, it is necessary to resolve an issue of the extreme number of cars which can be processed in "the railway station-seaport" system. The author has developed the program of imitating modeling which allows to determine the capacity of a railway component of the transport hub at the existing hardware and in the conditions of increase in loading of "the station-the port" system. In this work results of imitating modeling of work of the Vanino transport hub at increase in unloading of coal by 40% up to 280 cars a day are presented. The working park of the Vanino station has made 305 cars and continued to increase, ways of the station have been filled with cars waiting for operations. Two groups of possible ways of increase in capacity of the transport hub infrastructure and technology solutions are presented. In the conditions of limitation of territorial development, construction of additional railway infrastructure becomes impossible therefore it is possible to increase the capacity of the transport hub due to change of specialization of moorings of port. It will allow to reduce the number of the cars which are on the ways of the station waiting for unloading and to accelerate processing of the rolling stock. After re-equipment of moorings of port, the working park of the Vanino station has made 230 cars and the capacity reserve for reception of an additional traffic volume has appeared. By means of this program of imitating modeling it is necessary to analyse work of key transport hubs of the Far East for definition of the maximum traffic volume at which transport hubs will steadily function, in the optimum mode.

Текст научной работы на тему «Оценка пропускной способности Ванинского транспортного узла с помощью имитационного моделирования»

УДК 656.212:004.94

Р. Г. Король, Е. И. Гарлицкий

Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), г. Хабаровск,

Российская Федерация

ОЦЕНКА ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ВАНИНСКОГО ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА С ПОМОЩЬЮ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Аннотация. Сегодня большая часть мировых товарных и денежных потоков сосредоточена в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Стратегия развития Дальнего Востока основывается на увеличении экспорта в страны АТР, а также росте объема иностранных инвестиций. В сентябре 2018 г. во Владивостоке на IV Восточном экономическом форуме компания АО «ВаниноТрансУголь», резидент Свободного порта в Ванино, представила проект строительства нового угольного терминала для перевалки 12 млн т. Морской порт Ванино продолжает увеличивать свои перерабатывающие мощности, но недостаточная пропускная способность инфраструктуры железнодорожного транспорта является ограничивающим элементом развития транспортного узла. Строительство нового терминала для перевалки угля потребует соответствующее развитие железнодорожной инфраструктуры Ванинского транспортного узла. В условиях увеличения объемов перевалки грузов необходимо решить вопрос о предельном количестве вагонов, которое может быть переработано в системе «железнодорожная станция - морской порт». Авторами данной статьи разработана программа имитационного моделирования, которая позволяет определить пропускную способность железнодорожной составляющей транспортного узла при существующем техническом оснащении и в условиях увеличения загрузки системы «станция - порт». В данной статье представлены результаты имитационного моделирования работы Ванинского транспортного узла при увеличении выгрузки угля на 40 % до 280 вагонов в сутки. Рабочий парк станции Ванино составил 305 вагонов и продолжал увеличиваться, пути станции были заполнены вагонами в ожидании операций. Представлены две группы возможных путей увеличения пропускной способности транспортного узла - инфраструктурно-технические и технологические решения. В условиях ограниченности территориального развития строительство дополнительной железнодорожной инфраструктуры становится невозможным, поэтому можно увеличить пропускную способность транспортного узла за счет изменения специализации причалов порта. Это позволит уменьшить количество вагонов, находящихся на путях станции в ожидании выгрузки, и ускорить процесс обработки подвижного состава. После переоборудования причалов порта рабочий парк станции Ванино составил 230 вагонов и появился резерв пропускной способности для приема дополнительного вагоно-потока. С помощью данной программы имитационного моделирования необходимо проанализировать работу ключевых транспортных узлов Дальнего Востока для определения максимального вагонопотока, при котором транспортные узлы будут функционировать устойчиво, в оптимальном режиме.

Ключевые слова: транспортный узел, транспортная логистика, имитационная модель, взаимодействие видов транспорта

Roman G. Korol, Evgeniy I. Garlitskiy

Far Eastern State Transport University (FESTU), Khabarovsk, the Russian Federation

ASSESSMENT OF CAPACITY OF THE VANINO TRANSPORT HUB BY MEANS

OF IMITATING MODELLING

Abstract. Today the most part of world commodity and cash flows is concentrated in the Pacific Rim. The strategy of development for the Far East is based on increase in export to Asia-Pacific countries and also growth of volume of foreign investments. In September, 2018 in Vladivostok at the IV East economic forum the VaninoTransUgol company will submit the construction project in seaport Vanino of transport transshipment facility with transshipment capacities to 40 million tons. In 2017 the volume of transfer of freights in Vanino port was 7,2 million tons, the seaport continues to increase the refinery capacities, but the insufficient capacity of infrastructure of railway transport is the limiting element of development of the transport hub. Construction of the new terminal for transfer of coal will demand corresponding development of railway infrastructure of the Vanino transport hub. In the conditions of increase in volumes of transfer of freights, it is necessary to resolve an issue of the extreme number of cars which can be processed in "the railway station-seaport" system. The author has developed the program of imitating modeling which allows to determine the capacity of a railway component of the transport hub at the existing hardware and in the conditions of increase in loading of "the station-the port" system. In this work results of imitating modeling of work of the Vanino transport hub at increase in unloading of coal by 40% up to 280 cars a day are presented. The working park of the Vanino station has made 305 cars and continued to increase, ways of the station have been filled with cars waiting for

operations. Two groups of possible ways of increase in capacity of the transport hub - infrastructure and technology solutions are presented. In the conditions of limitation of territorial development, construction of additional railway infrastructure becomes impossible therefore it is possible to increase the capacity of the transport hub due to change of specialization of moorings of port. It will allow to reduce the number of the cars which are on the ways of the station waiting for unloading and to accelerate processing of the rolling stock. After re-equipment of moorings of port, the working park of the Vanino station has made 230 cars and the capacity reserve for reception of an additional traffic volume has appeared. By means of this program of imitating modeling it is necessary to analyse work of key transport hubs of the Far East for definition of the maximum traffic volume at which transport hubs will steadily function, in the optimum mode.

Keywords: transport hub, transport logistics, imitating model, the interaction of types of transport

Политические и экономические санкции, введенные в отношении Российской Федерации со стороны стран Евросоюза, и ответные действия со стороны России укрепили экономическое сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Развитие территорий Дальневосточного региона является приоритетной задачей стратегического значения в существующей геополитической ситуации, что подтверждается ежегодными посланиями Президента РФ. Перспективы развития Дальнего Востока связаны с добычей большого количества природных ресурсов: нефти, угля, древесины, железа, цветного металла и др. Большая часть экспортного грузопотока следует по Транссибирской и Байкало-Амурской магистралям в адрес морских портов Ванино и Советская Гавань.

Ванинский транспортный узел включает в себя угольный терминал АО «Дальтрансу-голь», терминал для перевалки темных и светлых нефтепродуктов ООО «Трансбункер-Ванино» и АО «Порт Ванино». В бухте Мучке компания АО «ВаниноТрансУголь» ведет строительство транспортно-перегрузочного комплекса для перегрузки угля и железорудного концентрата в объеме 12 млн т. До 2023 г. компания «Дальтрансуголь», являющаяся дочерним предприятием АО «СУЭК», планирует построить третью очередь терминала, новый причал, увеличив перевалочные мощности до 40 млн т. в год.

АО «Порт Ванино» - крупнейшая стивидорная компания Ванинского транспортного узла. АО «Ванинский морской торговый порт» осуществляет перевалку грузов самой широкой номенклатуры, в 2017 г. объем перевалки грузов составил 7,2 млн т., что на 5,3 % меньше, чем в 2016 г. (рисунок 1). Диаграмма, приведенная на рисунке 1, показывает устойчивое увеличение грузооборота порта Ванино с 5,5 млн т. в 2003 г. до 8,1 млн т. в 2016 г. [1].

m ^г и ■■£• г- Ш' й о -й Й й 1 is Ч гО О О О О О О 7 т—1 J 1—1 -—1 т—1 От—1

О О О О О О О С О С О О О I- о

О) Тяййй-' ТЯЁЙЙ-- ТЯЁЙЙ-' тяйЭй-' ЯН (М

Период, год -►

Рисунок 1 - Объемы перевалки грузов в порту Ванино за 2003 - 2017 гг.

К 2020 г. терминалы порта Ванино планируют нарастить производственные мощности на перевалку до 16,4 млн т. в год. Порт Ванино обслуживает внеклассная грузовая припортовая железнодорожная станция Ванино, которая включает следующие парки: парк Ванино, парк Токи и парк Новый Район, который является пунктом передачи вагонов на морские паромы, соединяющие остров Сахалин с материком.

Парк Ванино обслуживает железнодорожные пути необщего пользования: ООО «Трансбункер — Ванино», ООО «Асфальтный завод», ОАО «Порт Ванино», склад-холодильник, ООО «Уралванкон». Порт Ванино включает в себя 16 причалов (рисунок 2), в том числе [1]:

- причалы 5, 6, 9, 10, 11, 12 входят в объединенный производственно-перегрузочный комплекс 1 (ОППК-1);

- причалы 14 и 14а предназначены для обслуживания паромного комплекса;

- причал 18 используется природоохранным флотом.

17 — номер причала; ■■ — сливная -эстакада;

— контейнерная площадка; Х//А — открытая грузопая платформа;

Условные обозначения:

— «Альбрехт»;

— «Альбатрос»;

— «„Чибхерр»;

— «Сокол»;

— «Гани»;

— «Конлор»

Рисунок 2 - Схема расположения причалов морского порта Ванино

Среднесуточный вагонооборот в порту Ванино составляет 200 вагонов (рисунок 3). Выгрузка существенно преобладает над погрузкой вагонов, это обусловлено географическим расположением порта и его направленностью на экспорт груза в страны АТР. Основной грузопоток, прибывающий под перегрузку на морские суда в порт Ванино, - это каменный уголь с месторождений Южно-Якутского угольного бассейна. При транспортировке угля от горно-обогатительного комплекса до причалов порта Ванино расстояние перевозки составляет 2200 км. Если осуществлять доставку в порты Приморского края, то расстояние составит 2500 км. Сокращение времени доставки и транспортных издержек делает порт Ванино перспективным транспортным узлом для увеличения объемов отгрузки каменного угля на экспорт.

С каждым годом выгрузка угля в порту Ванино (см. рисунок 3) и перерабатывающая способность причалов морского порта увеличиваются, но недостаточная пропускная способность инфраструктуры железнодорожного транспорта, нехватка тягового подвижного состава и порожнего вагонного парка является ограничивающим элементом развития транспортного узла, привлечения инвестиций [2, 3].

В зимний период простой вагонов на причалах порта Ванино увеличивается (рисунок 4), при этом уменьшаются объемы выгрузки вагонов (см. рисунок 3). Такая динамика характерна для всех дальневосточных транспортных узлов. Основная причина этого - экстремальные морозы, приводящие к замерзанию угля и длительному процессу выгрузки, повреждению

подвижного состава, появлению «брошенных» составов на подходах к порту. Несоблюдение норм времени на выполнение грузовых и вспомогательных операций по обработке подвижного состава на причалах порта приводит к накоплению вагонов на путях станции в ожидании подачи, и, как следствие, происходит увеличение вагонного парка станции, что может привести к напряженному режиму работы припортовой станции и параличу железнодорожной подсистемы транспортного узла [4].

Рисунок 3 - Объемы выгрузки угля на причалах порта Ванино в зимний и летний периоды за2014-2017 гг.: —- зимний период; - летний период

Рисунок 4 - Простой вагонов с углем на причалах порта Ванино за 2017 г.:

— - зимний период; - летний период

№ 3(35) 2018

В условиях увеличения объемов перегрузки каменного угля на причалах порта необходимо решить вопрос о предельном количестве вагонов, которое может быть переработано в системе «железнодорожная станция - морской порт». Авторами данной статьи разработана программа имитационного моделирования работы припортовой станции, позволяющая установить соответствие параметров работы железнодорожной станции и порта при увеличении поступающего вагонопотока [5, 6].

Имитационная модель осуществляет перемещение вагонов между подсистемами (парк приема - сортировочный парк - пути порта - сортировочный парк - парк отправления), выполняя с вагонами последовательные операции (осмотр по прибытии, накопление, перемещения между парками станции, подача на пути порта, грузовые операции на причалах, уборка и накопление вагонов, отправление поезда) [7 - 11]. В программу вводятся следующие данные: количество и время прибытия поездов; количество вагонов в составе поезда с указанием грузоподъемности и рода груза; количество и вместимость железнодорожных путей; время осмотра состава в приемоотправочном парке, время выполнения грузовых и маневровых операций. Программа на данном этапе не учитывает загрузку локомотивов, терминальные емкости порта и подход судов.

Целью данного имитационного моделирования является определение максимально возможного объема вагонопотока при существующем техническом и инфраструктурном развитии подсистем транспортного узла на примере припортовой станции Ванино и АО «Порт Ванино». Результатом моделирования является установление предельного количества вагонов, при котором станция не сможет функционировать и перерабатывать поступающий ваго-нопоток.

Результаты имитационного моделирования работы припортовой станции Ванино в летний период в условиях увеличения выгрузки угля на причалах порта на 40 % (с 200 до 280 вагонов) показали, что при существующем времени нахождения вагонов под операциями на причалах порта максимальная пропускная способность железнодорожной инфраструктуры транспортного узла при ежесуточном поступлении 280 вагонов достигает 305 вагонов на третьи сутки (рисунок 5), происходит увеличение рабочего парка станции, что осложняет маневровую работу, станция не справляется с поступающим вагонопотоком.

Рисунок 5 - Графическое изображение загрузки сортировочных путей станции Ванино

В условиях постоянно возрастающего поступления вагонов с углем для перевалки на причалах порта Ванино и рассмотренных выше проблем на рисунке 6 представлены возможные пути увеличения пропускной способности транспортного узла [12, 13].

Для большинства дальневосточных транспортных узлов в условиях ограниченности территориального развития строительство дополнительной железнодорожной инфраструктуры

и создание новых причальных комплексов для увеличения перевалочных мощностей порта становится невозможным из-за городской застройки и особенностей рельефа местности, поэтому можно увеличить пропускную способность транспортного узла за счет изменения специализации причалов порта (рисунок 6).

Увеличение пропускной способности транспортного узла

Рисунок 6 - Возможные пути увеличения пропускной способности транспортного узла

Причалы морских портов могут быть специализированы по родам перерабатываемых грузов, по видам плавания и направлениям грузопотоков. Специализация причалов морского порта Ванино представлена в таблице.

В морском порту Ванино перерабатывается широкая номенклатура грузов, основным грузопотоком является уголь, в меньшем объеме идут металл и лес, при этом угольные причалы максимально загружены, портовые мощности не справляются с «пиковыми» объемами выгрузки, необходимо расширять производственную базу под выгрузку угля путем объединения определенных групп грузов для переработки на специально выделенном причальном комплексе, высвобожденные причалы можно специализировать под выгрузку угля. Распределение вагонов с грузом на большее число причалов порта позволит уменьшить количество вагонов, находящихся на путях станции в ожидании выгрузки, что позволит ускорить процесс обработки подвижного состава и соответственно уменьшить рабочий парк станции и оборот вагона.

Экологическая ситуация, связанная с загрязнением атмосферного воздуха угольной пылью в поселке Ванино, в настоящее время также является сдерживающим фактором для развития морского порта. Эксплуатация открытых угольных площадок на причалах ОАО «Ва-нинский морской торговый порт», расположенных в черте поселка Ванино, приводит к ухудшению экологической обстановки в акватории бухты. Из-за возрастающего грузооборота порта и увеличения спроса на уголь в странах АТР экологическая ситуация в Ванино будет усугубляться, а значит, будет нагнетаться и социальная напряженность. Неоднократно перевалка угля в порту полностью останавливалась по решению надзорных органов.

Специализация причалов ОАО «Ванинский морской торговый порт»

Номер причала Специализация причала Длина, м Глубина, м Механизация

Пирс № 3 Генеральные, пиломатериалы, рефрижераторные Сев. 149,70, Южн. 147,00 8,70 - 11,50 2 мк «Либхер», г/п 64 т., 40 т.

5 Уголь 106,5 9,55 2 пк «Сокол» г/п 32 т.

6 106,5 9,75 пк «Сокол» г/п 32 т.

7 Контейнеры, генеральные, черные металлы 211,50 11,30 2 кп «КОНЕ» г/п 30,5 т., 1 мк «Либхер» г/п 64 т., 1 пк «Сокол» г/п 32 т.

9 Лесные, алюминий 150,00 9,20 1 пк «Сокол» г/п 32 т., 2 пк «Альбатрос» г/п 20 т.

10 Алюминий 200,00 9,55 2 пк «Альбатрос» г/п 20 т., 1 пк «Ганц» г/п 6 т.

11 Алюминий, металлолом 150,00 9,55 2 пк «Альбрехт» г/п 20 т., 1 пк «Ганц» г/п 6 т.

12 Алюминий, удобрения 200,00 9,55 2 пк «Сокол» г/п 32 т., 1 пк «Ганц» г/п 6 т.

15 Лесные 150,00 9,75 2 пк «Кондор» г/п 40 т., 1 пк «Сокол» г/п 32 т.

16 Лесные 150,00 9,75 3 пк «Сокол» г/п 32 т.

17 Лесные 152,70 9,75 1 пк «Кондор» г/п 40 т., 2 пк «Сокол» г/п 32 т.

19 Лесные, навалочные 131,00 11,50 3 пк «Сокол» г/п 32 т.

20 Глинозем, лесные 219,35 11,50 1 мк «Либхер» г/п 104 т., 1 пк «Кондор» г/п 40 т., 2 пк «Сокол» г/п 32 т.

Причал № 14 Причал № 14а Паромный комплекс 122,16 122,16 8,00 - 8,50 Паромный комплекс

Руководство порта Ванино принимает различные меры по уменьшению загрязнения окружающей среды. В 2017 г. были закуплены пять установок для пылеподавления в зимний период, пушка вырабатывает специфический снег, притягивающий угольную пыль. Угольная пыль возникает при использовании дробильно-сортировочных машин, с их помощью производится очистка угля, идущего на экспорт, поэтому порт не может от них отказаться. Перевалка металла и леса на 9-м и 10-м причалах порта Ванино осуществляется в небольших объемах относительно угля, поэтому можно осуществлять выгрузку только на одном причале в центральной части порта, которая находится в непосредственной близости от поселка, перенаправив перевалку угля на отдаленные причалы.

Результаты имитационного моделирования работы припортовой станции Ванино показали, что после переоборудования 9-го и 10-го причалов порта Ванино путем замены грузозахватных устройств для перевалки угля рабочий парк станции Ванино при ежесуточном поступлении 280 вагонов составляет 230 вагонов на третьи сутки (рисунок 7). Пропускная способность причалов порта увеличилась до 136 вагонов в сутки (рисунок 8). Станция Ванино имеет резерв пропускной способности для приема дополнительного объема грузопотока под перевалку.

Имитационное моделирование работы станции Ванино по обслуживанию морского порта позволило установить максимальное значение вагонопотока, который может быть обработан станцией и портом при существующем техническом оснащении грузовых фронтов и времени выполнения технологических операций с подвижным составом, в том числе в условиях увеличения прибывающего вагонопотока и техническом переоборудовании причалов порта. Несоответствие производственных мощностей системы «станция - порт» объемам работы приводит к перегрузке и последующей остановке системы или к экономическим убыткам от простоя оборудования. Установление соответствия между наличной пропускной спо-

собностью элементов системы «станция - порт» и существующими и перспективными объемами вагонопотоков является условием эффективного функционирования транспортного узла [14 - 17].

Рисунок 7 - Графическое изображение загрузки сортировочных путей станции Ванино после переоборудования причалов порта

с

и 1 1

1 г 1 л Т| 1 ! Г1 1 1

У г 1 Цг ■J ^-

та 10® 15М Я» Ж» КО) И» *■») ЧИ Е-») я« «во и» вд

Время моделирования

Рисунок 8 - Графическое изображение загрузки причальных путей порта Ванино после переоборудования

Современные транспортные узлы являются сложными техническо-технологическими системами, которые нельзя рассматривать отдельно по элементам системы, значительно их взаимное влияние. В системе «станция - порт» существуют стохастические процессы, такие как приоритеты обслуживания грузовых фронтов, повреждение подвижного состава, отказ технических средств, природно-климатическое влияние на работу и т. д. Поэтому в данном исследовании было использовано динамическое имитационное моделирование, основанное на временных параметрах нахождения объекта в системе с учетом имеющихся инфраструктурных ограничений. Результаты имитационного моделирования являются приблизительными и отражают лишь основные характеристики системы.

В соответствии с инвестиционным проектом «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием

№ 3(35) 2018

пропускных и провозных способностей» объемы грузов, следующих в порты Ванино и Советская Гавань, были определены к 2020 г. в размере 66 млн т. С помощью данной программы имитационного моделирования необходимо проанализировать работу ключевых транспортных узлов Дальнего Востока для определения максимального вагонопотока, при котором транспортные узлы будут функционировать устойчиво, в оптимальном режиме.

Список литературы

1. Король, Р. Г. Совершенствование технологии функционирования Ванинско-Советско-Гаванского транспортного узла при наличии «сухого порта» [Текст] / Р. Г. Король // Молодые ученые - Хабаровскому краю: Материалы ХУ11 краевого конкурса молодых ученых и аспирантов / Тихоокеанский гос. ун-т. - Хабаровск, 2015. - С. 219 - 224.

2. Белов, А. А. Оценка эксплуатационных характеристик транспортного узла [Текст] / А. А. Белов, А. Н. Ларин // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. -2015. - №1(21). - С. 102 - 112.

3. Балалаев, А. С. Организационно-технологические проблемы взаимодействия железнодорожного и морского транспорта и направления их решения [Текст] / А. С. Балалаев // Транспорт Урала / Уральский гос. ун-т путей сообщения. - Екатеринбург. - 2009. - № 3 (22). - С. 11 - 15.

4. Король, Р. Г. Технология функционирования Владивостокского транспортного узла при наличии мультимодального терминала «сухой порт» [Текст] / Р. Г. Король, А. С. Балалаев // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова / Гос. ун-т морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. - СПб. -2014. - № 5 (27). - С. 92 - 101.

5. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ 2014613827. Рос. Федерация. Программа имитационного моделирования работы припортовой железнодорожной станции с вероятностно-статистическим подходом к изменению параметров поступающего вагонопотока / Р. Г. Король, П. В. Даниленко; правообладатель Дальневост. гос. ун-т путей сообщения. - № 2014613827; заявл. 05.03.2014; зарегистр. 08.04.2014, - 1 с.

6. Король, Р. Г. Взаимодействие различных видов транспорта в транспортном узле при наличии терминала «сухой порт» (на примере Владивостокского транспортного узла) [Текст]: Автореферат дис... канд. тех. наук: 05.22.01 / Король Роман Григорьевич. - М., 2015. 22 с.

7. Король, Р. Г. Имитационное моделирование системы «железнодорожная станция - морской порт» на примере Владивостокского транспортного узла [Текст] / Р. Г. Король, А. С. Балалаев // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова / Гос. ун-т морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. -СПб. - 2015. - № 3 (31). - С. 209 - 216.

8. Козлов, П. А. Автоматизированное построение имитационных моделей крупных транспортных объектов [Текст] / П. А. Козлов, В. Ю. Пермикин, В. С. Колокольников // Транспорт Урала / Уральский гос. ун-т путей сообщения. - Екатеринбург. - 2013. - № 2 (37). - С. 3 - 6.

9. Маликова, Т. Е. Модель массового обслуживания импортного грузопотока с применением технологии предварительного информирования [Текст] / Т. Е. Маликова, А. А. Янчен-ко, И. Н. Вольнов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова / Гос. ун-т морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. - СПб. - 2017. - Т.9. - № 2. - С. 280 - 287.

10. Имитационная модель в порту Тамань [Текст] / А. Л. Кузнецов, И. М. Русу и др. // Морские порты / М.: Морские вести России. - 2013. - № 7 (118). - С. 34 - 38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Хабаров, В. И. Создание имитационной модели движения поездов с использованием мультиагентного и дискретно-событийного подходов на примере Западно-Сибирской железной дороги [Текст] / В. И. Хабаров, К. В. Красникова // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2017. - № 3 (31). - С. 143 - 154.

12. Покровская, О. Д. Исследование эволюции транспортных узлов как логистических объектов [Текст] / О. Д. Покровская // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2017. - № 2 (30). - С. 146 - 158.

13. Кузнецов, А. Л. Транспортный узел: к вопросу об организации деятельности [Текст] / А. Л. Кузнецов, Я. Я. Эглит, А. В. Кириченко // Транспорт Российской Федерации. - СПб: Т-Пресса - 2013. - № 1 (44). - С. 30 - 33.

14. Покровская, О. Д. Моделирование системы организации перевозочного процесса через терминальную сеть [Текст] / О. Д. Покровская // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2017. - № 1 (29). - С. 118 - 130.

15. Нагорний, E. В. Имитационная модель процесса функционирования мультимодаль-ного транспортного узла [Текст] / E. В. Нагорний, В. С. Наумов, Я. В. Литвинова // Железнодорожный транспорт Украины / Гос. науч.-исследоват. центр ж.-д. транспорта Украины. -Киев. - 2016. - № 1-2 (116-117). - С. 4 - 13.

16. Сорокин, А. А. Имитационная модель транспортного узла с режимом оптимизации параметров [Текст] / А. А. Сорокин, С. В. Яковлев, А. Ю. Орлова // Вестник СевКавГТИ / Ставропольский ун-т. - Ставрополь. - 2017. - № 4 (31). - С. 246 - 250.

17. Ташлыкова, А. И. Имитационное моделирование для оценки влияния факторов на продолжительность простоя груза в транспортном узле [Текст] / А. И. Ташлыкова // Между -нар. науч.-исследоват. журнал. - Екатеринбург. - 2017. - № 12-5 (66). - С. 156 - 160.

References

1. Korol' R. G. Improving the technology of functioning of the Vanino-Soviet-Havana transport hub in the presence of a «dry port» [Sovershenstvovanie tekhnologii funktsionirovaniia vaninsko-sovetskogavanskogo transportnogo uzla pri nalichii «sukhogo-porta»]. Molodye uchenye - khaba-rovskomu kraiu: materialy khvii kraevogo konkursa molodykh uchenykh i aspirantov (Young scientists of the Khabarovsk territory : proceedings of the XVII regional contest of young scientists and graduate students). - Khabarovsk, 2015, pp. 219 - 224.

2. Belov A. A., Larin A. N. Assessment of the operational characteristics of the transport hub [Otsenka ekspluatatsionnykh kharakteristik transportnogo uzla]. Izvestiia Transsiba - Journal of Transsib Railway Studies, 2015, no. 1 (21), pp. 102 - 112.

3. Balalaev A. S. Organizational and technological problems of interaction of the railway and marine transport and direction of their decision [Organizatsionnotekhnologicheskie problem vzai-modeistviia zheleznodorozhnogo I morskogo transporta I napravleniia ikh resheniia]. Transport Urala - Journal Transport of The Urals, 2009, no. 3 (22), pp. 11 - 15.

4. Korol' R. G., Balalaev A. S. The technology functions of the Vladivostok transport hub in the presence of multimodal terminal «dry port» [Tekhnologiia funktsionirovaniia vladivostokskogo transportnogo uzla pri nalichii multimodalnogo terminal «sukhoi-port»]. Vestnik gosudarstvennogo universiteta morskogo I rechnogo flota im admiral S. O. Makarova - Bulletin of Admiral Makarov state University of Maritime and river fleet, 2014, no. 5 (27), pp. 92 - 101.

5. Korol' R. G., Danilenko P. V. The certificate on the state registration of the computer program. RU № 2014613827, 08.04.2014.

6. Korol' R. G. Vzaimodeistvie razlichnykh vidov transporta v transportnom uzle pri nalichii terminala «sukhoi port» (na primere Vladivostokskogo transportnogo uzla) (The interaction of different modes of transport in transport in the presence of the terminal «dry port» (on the example of Vladivostok transport hub). Doctor's thesis, Moscow, MIIT, 2015, pp. 22.

7. Korol' R. G., Balalaev A. S. Simulation of the system «railway station, the seaport» on the example of Vladivostok transport hub [Imitatsionnoe modelirovanie sistemy «zheleznodorozhnaia-stantsiia - morskoi port» na primere vladivostokskogo transportnogo uzla]. Vestnik gosudarstvennogo universiteta morskogo I rechnogo flota im admiral S. O. Makarova - Bulletin of Admiral Makarov state University of Maritime and river fleet, 2015, no. 3 (31), pp. 209 - 216.

8. Kozlov P. A., Permikin V. YU., Kolokol'nikov V. S. The automated creation of imitating models of large transport objects [Avtomatizirovannoe postroenie imitatsionnykh modelei krupnykh transportnykh obektov]. Transport Urala - Journal Transport of The Urals, 2013, no. 2 (37), pp. 3 - 6.

9. Malikova T. E., YAnchenko A. A., Vol'nov I. N. Model of mass service of import freght traffic with use of technology of preliminary informing [Model massovogo obsluzhivaniia im-portnogo gruzopotoka s primeneniem tekhnologii predvaritelnogo informirovaniia]. Vestnik gosu-darstvennogo universiteta morskogo I rechnogo flota im admiral S. O. Makarova - Bulletin of Admiral Makarov state University of Maritime and river fleet, 2017, no. 2, pp. 280 - 287.

10. Kuznetsov A. L., Rusu I. M., Goryntsev M. N., Prokopovich S. N., Korshunova A. M. A simulation model of the port of Taman [Imitatsionnaia model v portu Taman]. Morskie porty -Journal «Seaport», 2013, no. 1 (44), pp. 30 - 33.

11. Khabarov V. I., Krasnikova K. V. Creation of imitating model of train service with use of multiagentny and discrete and event approaches on the example of West Siberian Railway [Soz-danie imitatsionnoi modeli dvizheniia poezdov s ispolzovaniem multiagentnogo I diskretnosobyti-inogo podkhodov na primere zapadnosibirskoi zheleznoi dorogi]. Izvestiia Transsiba - Journal of Transsib Railway Studies, 2017, no. 3 (31), pp. 143 - 154.

12. Pokrovskaya O. D. Research of evolution of transport hubs as logistic objects [Issledovanie evoliutsii transportnykh uzlov kak logisticheskikh obektov]. Izvestiia Transsiba - Journal of Transsib Railway Studies, 2017, no. 2 (30), pp. 146 - 158.

13. Kuznetsov A. L., Eglit YA. YA., Kirichenko A. V. Transport hub: to a question of the organization of activity [Transportnyi uzel k voprosu ob organizatsii deiatelnosti]. Transport Ros-siyskoy Federatsii - Journal «Transport of the Russian Federation», 2013, no. 1 (44), pp. 30 - 33.

14. Pokrovskaya O. D. Modeling of system of the organization of transportation process through terminal network [Modelirovanie sistemy organizatsii perevozochnogo protsessa cherez terminalnuiu set]. Izvestiia Transsiba - Journal of Transsib Railway Studies, 2017, no. 1 (29), pp. 118 - 130.

15. Nagorniy, E. V., Naumov V. S., Litvinova YA. V. Imitating model of process of functioning of the multimodal transport hub [Imitatsionnaia model protsessa funktsionirovaniia multi-modalnogo transportnogo uzla]. Zheleznodorozhnyy transport Ukrainy - Journal «Railway transport of Ukraine», 2016, no. 1 - 2 (116 - 117), pp. 4 - 13.

16. Sorokin A. A., YAkovlev S. V., Orlova A. YU. Imitating model of the transport hub with the mode of optimization of parameters [Imitatsionnaia model transportnogo uzla s rezhimom opti-mizatsii parametrov]. Vestnik SevKavGTI- Bulletin SevKavGTU, 2017, no. 4 (31), pp. 246 - 250.

17. Tashlykova A. I. Imitating modeling for assessment of influence of factors on duration of idle time of freight in the transport hub [Imitatsionnoe modelirovanie dlia otsenki vliianiia faktorov na prodolzhitelnost prostoia gruza v transportnom uzle]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal - The international research journal, 2017, no. 12 - 5 (66). pp. 156 -160.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Король Роман Григорьевич

Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС).

Серышева ул., д. 47, г. Хабаровск, 680021, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология транспортных процессов и логистика», ДВГУПС.

Тел.: +7 (4212) 40-76-28.

E-mail: kingkhv27@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Korol Roman Grigorievich

Far Eastern State Transport University (FESTU). 47, Serysheva st., Khabarovsk, 680021, the Russian Federation.

Ph. D. in Engineering, Associate Professor of the department «Technology of Transport Processes and Logistics», FESTU.

Phone: +7 (4212) 40-76-28. E-mail: kingkhv27@mail.ru

Гарлицкий Евгений Игоревич

Дальневосточный государственный университет

Garlitskiy Evgeniy Igorevich

Far Eastern State Transport University (FESTU).

путей сообщения (ДВГУПС).

Серышева ул., д. 47, г. Хабаровск, 680021, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология транспортных процессов и логистика», ДВГУПС.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Король, Р. Г. Оценка пропускной способности Ва-нинского транспортного узла с помощью имитационного моделирования [Текст] / Р. Г. Король, Е. И. Гарлиц-кий // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2018. - № 3 (35). - С. 144 - 155.

47, Serysheva st., Khabarovsk, 680021, the Russian Federation.

Ph. D. in Engineering, Associate Professor of the department «Technology of Transport Processes and Logistics», FESTU.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Korol R. G., Garlitskiy E. I. Assessment of capacity of the Vanino transport hub by means of imitating modelling. Journal of Transsib Railway Studies, 2018, vol. 3, no 35, pp. 144 - 155 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.