Оценка произвольной регуляции у старших дошкольников
с помощью подвижных игр
**
Романова А.А.*, Гусева В.Г. , Хакимова Д.М.**, Ахутина Т.В.** .
*ГБУ ГППЦ ДОгМ, **Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Введение
Состояние функций произвольной регуляции деятельности у старших дошкольников является одним из ведущих показателей, позволяющих прогнозировать успешность ребенка в обучении и адаптации к условиям школы. Важной задачей практических психологов является своевременное выявление и последующая коррекционная работа с такими детьми. Однако индивидуальные методы диагностики занимают у специалистов много времени, что может существенно сократить возможности для коррекционной работы. Для оптимизации временных ресурсов психологов-практиков мы обратились к анализу групповых диагностических средств, позволяющих специалистам дошкольного образования оценить уровень развития регуляторных функций у дошкольников. Учитывая важную роль игры в развитии психики ребенка (Выготский,1966; Эльконин, 1978), мы предположили возможность использования игры для диагностики ВПФ. Для исследования мы выбрали две формы предъявления стимульного материала: игровую и «учебную» (тестовую). Целью нашей работы стала проверка возможности использования подвижных игр для групповой диагностики регуляторных функций у старших дошкольников.
Выборка. В исследовании участвовало 77 московских дошкольников старшей (44 ребенка, средний возраст: 5 лет 3 мес. ± 3 мес.) и подготовительной (33 ребенка, 6 лет 6 мес. ± 4 мес.) групп. По уровню психического развития, исходя из данных психолого-педагогического консилиума детского сада, дети были разделены на 2 группы: 1) дети с нормативным развитием; 2) дети с риском трудностей обучения (далее - РТО), которые демонстрируют снижение когнитивных процессов, эмоционально-личностной сферы и поведения, что препятствует адекватной адаптации к условиям социума. Методы исследования включали две серии: 1. «Учебная» серия, где моделировалась атмосфера школьного урока, и дети за партами выполняли задания. Использовался групповой вариант пробы «Реакция выбора» (Нейропсихолог в школе, 2012), состоящий из двух последовательно предъявляемых субтестов:
• с прямой инструкцией: дети на специальных бланках в строчку должны были рисовать вертикальную палочку на 1 хлопок экспериментатора и точку а 2 хлопка;
• с обратной инструкцией, где дети на 1 хлопок рисовали точку, на 2 - палочку.
2. Игровая серия, в которой создавалась атмосфера игры (испытуемые были «цирковыми акробатами» и разучивали номер). Использовался адаптированный вариант игры «Head-to-Toes» (Cameron et al., 2007; McClelland, 2014):
• с прямой инструкцией: если экспериментатор говорит слово «голова», дети должны коснуться головы, если слово «ноги», то коснуться ног;
• с обратной инструкцией: на слово «голова» дети должны были дотронуться до ног, а на слово «ноги» - головы.
В обеих сериях предъявлялась одна и та же последовательность стимулов (1 2 1 2 1 2 2 2 1 2 1 2 1 2 1 1, ср. Нейропсихолог в школе, 2012), что позволило сопоставить результаты выполнения проб. Оценивались: 1) возможность усвоения инструкции (штрафные баллы от 1 до 3 начислялись за необходимость дополнительной помощи, неточность усвоения
инструкции, уход от заданной программы); 2) количество ошибок (с самокоррекцией и без нее) и слишком замедленных ответов с ориентацией на других детей. Результаты. Анализ состояния регуляторных функций у детей пяти и шести лет в норме и с РТО показал, что выполнение и «учебной» и игровой серий проб улучшается с возрастом. Об этом свидетельствует снижение количества ошибок в обеих сериях. Сравнение выполнения проб с прямыми и обратными инструкциями показывает, что у детей 5 лет оно различается только в игровой серии. Результаты выполнения обеих серий проб детей с РТО качественно и количественно хуже результатов группы нормы. В старшей группе (дети 5 лет) это отчетливо диагностируется преимущественно игровыми методами, в подготовительной группе (дети 6 лет) - как игровыми, так и учебными методами. Только у детей с риском трудностей обучения отмечаются трудности усвоения инструкции в игровых формах деятельности.
В целом исследование показало, что выбранные групповые диагностические средства пригодны для исследования регуляторных функций у дошкольников старшей и подготовительной групп. Игровая форма диагностики доступна всем детям и может быть использована для определения детей с риском трудностей обучения. Выявлено, что игровая форма является наиболее адекватным средством диагностики регуляторных функций у детей старшей группы (5 лет). Возможность успешного выполнения заданий в учебной форме появляется только в подготовительной группе, преимущественно у детей с нормативным развитием. Дети с РТО испытывают значительные затруднения в выполнении таких заданий и в 5, и в 6 лет.
Таким образом, мы подтвердили, что подвижная игра является валидным диагностическим средством для оценки произвольной регуляции детей дошкольного возраста. Такая форма предъявления материала соответствует ведущей в дошкольном возрасте игровой мотивации, понятна и близка детям, она точнее показывает актуальное состояние регуляторных процессов. Результаты «учебной» серии могут быть обусловлены различными факторами: новизной ситуации для ребенка, несоответствием его актуальным ведущим мотивам и потребностям и т.д., и ориентация только на результаты заданий, предъявляемых в такой форме, могут привести психологов-практиков к диагностической ошибке.
Литература
1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Камардина И.О. 2012. Нейропсихолог в школе. М.: Теревинф.
2. Выготский Л.С. 1966. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. №6. С. 62 - 68
3. Эльконин Д.Б. 1978. Психология игры. М.: Педагогика.
4. Cameron-Ponitz, C., McClelland, M. M., Jewkes, A. M., Connor, C. M., Farris, C. L., and Morrison, F. J. 2007. Touch your toes! Developing a direct measure of behavioral regulation in early childhood //Early Childhood Research Quarterly. № 23. PP. 2141158.
5. McClelland, M. M., Cameron, C. E., Duncan, R., Bowles, R. P., Acock, A. C., Miao, A., and Pratt, M. E. 2014. Predictors of early growth in academic achievement: the head-toes-knees-shoulders task // Frontiers in Psychology. № 5. PP. 599.
Романова Антонина Александровна, старший методист ГБУ ГППЦ ДОгМ, канд. псих. н.; Гусева Виктория Германовна, студентка факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова; Хакимова Диана Маратовна, студентка факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова; Ахутина Татьяна Васильевна, заведующая лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова