СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Construction extantion to a guide to the Project Management body of knowledge. PMBOK®Guide -2000 Ed. PMI. 2003.
2. Моррис П. Нерелевантность управления проектами как профессиональной дисциплины // Управление проектами. 2005. № 3 (3).
3. Попов Ю., Яковенко О. Управление проектами. М.: ИНФРА-М. 2007.
4. Танака X. Комплексное управление проектами в подрядных организациях // Управление проектами и программами. 2006. № 1 (5).
5. Ципес Г., Товб А. Менеджмент проектов в практике современной компании. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». 2006.
Некрасова Т.П., Аксенова Е.Е.
Оценка прогнозных значений инвестиционных вложений в развитие систем мобильной связи
В настоящее время в развитие телекоммуникационных систем, в том числе систем сотовой связи, вкладывается достаточно значительный объем инвестиционных средств, уровень которого находится на отметке десятков миллионов долларов.
С целью обоснования необходимых объемов инвестиций применяются специальные методики по оценке и прогнозированию инвестиционных затрат.
Для оценки прогнозных значений инвестиционных затрат в развитие телекоммуникационных систем сотовой связи предлагается использование существующих методических подходов с внесением необходимых корректировок, отражающих особенности инвестирования в этой области.
Определение общего объема инвестиций и их структуры является первоначальным этапом управления формированием инвестиционными ресурсами и инвестиционной деятельностью. Эти показатели определяются на основе прогнозных расчетов.
Прогнозируемый объем инвестиций формируется в интервале от минимальной границы, обеспечивающей минимальный объем инвестиционной поддержки операционной деятельности компании, до максимальной, обеспечивающей объем инвестиционных потребностей, определяемых на основе целевых нормативов корпоративной стратегии [1].
Минимальная граница выступает как «критическая масса инвестиций», снижение объема которой ведет к ухудшению состояния и показателей деятельности телекоммуникационной компании и ее возможному банкротству. В планируемом периоде объем инвестиций формируется также с учетом выбранной политики - консервативной, умеренной или агрессивной.
Прогнозный объем инвестиций определяется с использованием следующих подходов:
• исходя из возможностей формирования компанией инвестиционных ресурсов, что корреспондируется с консервативной политикой их образования;
• исходя из полного удовлетворения инвестиционных потребностей компании.
Механизм формирования прогнозной величины инвестиционных ресурсов включает следующие этапы [1]:
• определение чистого денежного дохода по операционной деятельности;
• определение коэффициента участия в общем объеме инвестиционных ресурсов;
• определение возможного объема финансирования собственных инвестиционных ресурсов за счет внутренних источников;
• определение возможного объема финансирования за счет внешних источников;
• определение возможного объема привлечения заемного капитала;
• определение общих инвестиций в прогнозном периоде;
• определение структуры инвестиций в прогнозном периоде.
Коэффициент участия инвестиционных средств в полном объеме финансирования, который учитывается при определении прогнозного объема собственных инвестиционных ресурсов за счет внутренних источников, определяется как [1]:
СИРА
ру = ир СФР
(1)
ф
где СИРф — общая сумма инвестиционных ресурсов, сформированных за счет внутренних источников в рассматриваемом периоде;
СФРф — общая сумма финансовых ресурсов, сформированных за счет внутренних источников.
СИР = ЧПД X КУ
внутр ^п и
(2)
И = И
рп
(4)
Копр ип
(5)
где ИРп — прогнозируемый объем инвестиционных ресурсов;
ИПп — прогнозируемый объем инвестиционных потребностей.
• коэффициент самофинансирования
ИР„
(6)
где СИР — прогнозируемый объем собствен-
внутр
ных инвестиционных ресурсов, формируемых за счет внутренних источников;
ЧДП — прогнозируемая величина чистого денежного потока.
Общий прогнозный объем инвестиций складывается из:
ИР = СИР + СИР + ЗИР (3)
п внутр внеш 4 '
где СИР — прогнозируемый объем собственных инвестиционных ресурсов, формируемых за счет внешних источников
ЗИР — прогнозируемый объем заемных инвестиционных средств.
Метод прогнозирования инвестиционных ресурсов для полного удовлетворения объема инвестиционных потребностей исходит из предположения, что:
Предлагаемая ниже оценка прогнозного объема инвестиций, необходимого для развития компании сотовой связи, выполнена исходя из предположения о том, что они полностью формируются за счет собственных средств, привлекаемых из внутренних источников.
На величину инвестиционных вложений в развитие телекоммуникационной инфраструктуры сотовой связи влияют следующие факторы:
• разработка и внедрение новых технологий;
• быстрая смена технологий;
• труднодоступность зоны внедрения телекоммуникационных сетей (географический фактор);
• сложность монтируемого оборудования;
• увеличение зоны охвата;
• расширение потребительского рынка.
Разработка, внедрение новых технологий и их
быстрая смена требуют дополнительных инвестиционных вложений в процессе действия и развития инвестиционных проектов по развитию услуг сотовой связи.
Прогнозные объемы инвестиций для создания и развития системы сотовой связи определяются как:
т кпр
=Кнач +Х / /+1чг
/=1 (1 + л-у
(7)
где Ир — общая сумма инвестиционных ресурсов;
И — общая сумма инвестиционных потребностей предприятия.
При прогнозировании общей суммы и структуры инвестиционных вложений используются следующие показатели:
• коэффициент обеспечения инвестиционной деятельности инвестиционными ресурсами
ИР„
где Кнач — начальные суммарные инвестиционные затраты, необходимые на организацию и строительство элементов системы сотовой связи в начальный период;
Кпр(+1 — инвестиционные затраты, необходимые на организацию и строительство дополнительных элементов системы сотовой связи в год t+1 (на начало года);
г — ставка дисконтирования; t — расчетный год.
Суммарные инвестиционные затраты на создание телекоммуникационной системы сотовой связи в базовом регионе, необходимые для обслуживания начального числа абонентов, определяются как:
N
Кнач = Л КППС„ + Кц + Кл (8)
п=1
где К — первоначальные инвестиционные зат-
п „ -
раты на строительство приемо-передающей базовой станции (ППС);
п = 1.. ..И — количество ППС;
Кц — инвестиционные затраты на создание коммутационного центра, обслуживающего N ППС;
Кл — инвестиционные затраты на лицензирование деятельности.
Величина инвестиционных вложений на создание ППС (строительство, приобретение и монтаж оборудования) определяется количеством ППС (И), подключенных к коммутационному центру, которое зависит от:
• плотности населения (количества абонентов) (чел./км2) ;
• характеристики зоны охвата;
• технических характеристик станций (заданной емкости (количества каналов связи), стандарта построения системы).
Необходимое количество ППС, определяемое величиной зоны охвата, можно рассчитать следующим образом:
Б
(9)
где 5" — общая площадь территории обслуживания;
Б. — зона охвата 1 базовой станции, равная, например, 1 км2.
Ь >> 1
5
При этом, необходимое количество ППС, определяемое числом абонентов, равно:
Ь-А
я
"ср
где Q — общее число абонентов;
(10)
пср — среднее количество абонентов на территории, равной 1 км2. Ь >>1
Следовательно, Ь5 = Ь
Из приведенных расчетов следует, что:
• потребности среднего количества абонентов (п ) обеспечиваются емкостью 1 ППС;
• количество зон охвата определяет количество ППС, емкость которых достаточна для обслуживания общего числа абонентов
Емкость ППС может колебаться от 1000 до ~ 10000 каналов связи и совпадает с емкостью коммутационного центра. Обеспечение потребностей абонентов может быть реализовано, используя следующие варианты организации системы сотовой связи:
• установление большого количества небольших по емкости ППС (пср = 1000 чел.);
• установление небольшого количества более мощных базовых станций (пср > 10000 чел.).
При этом принято, что для одного абонента выделен один канал связи, что позволяет обеспечить гарантированную возможность связи с ним. При этом условии определяется максимальная граница величины инвестиционных затрат. В реальных условиях на один канал связи подключены несколько абонентов, что приводит к снижению вероятности мгновенной связи с ними и возникновению дополнительных ситуаций «занято».
Зависимость объема инвестиционных затрат от реализации различных технических вариантов использования ППС представлена на рис. 1-3. Следует отметить, что оборудование, включая монтажные работы, для телекоммуникационных сетей сотовой связи не является дорогостоящим.
1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 8000 9000 10000 количество каналов связи, шт.
Рис. 1 Инвестиционные затраты на создание ППС при емкости каждой 1000 и 2000 каналов связи 1 — емкость ППС 1000 каналов, 2 — емкость ППС 2000 каналов
л о. н (О со ш л
I X
о
н и ш ш
X 5
900 800 700 600 500 400 300 200 100 0
Т
-С
-ф—
♦—♦—♦
1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 8000 9000 10000 количество каналов связи, шт.
Рис. 2 Инвестиционные затраты на создание ППС при емкости каждой 1000 и 4000 каналов связи 1 — емкость ППС 1000 каналов, 2 — емкость ППС 4000 каналов
Рис. 3 Инвестиционные затраты на создание ППС при емкости каждой 1000 и 10000 каналов связи 1 — емкость ППС 1000 каналов, 2 — емкость ППС 10000 каналов
Анализ графиков показывает, что инвестирование в менее дорогое и маломощное оборудование при прогнозных оценках спроса более 10 тыс. чел. является менее целесообразным (удорожание ~ на 25% при 4 тыс. чел.).
Небольшие по емкости ППС целесообразно устанавливать на территориях с небольшой плотностью населения — труднодоступные территории, побережья, на протяженности железных, автомобильных дорог.
Полученный показатель является одним из шагов планирования и прогнозирования инвестиционной деятельно сти телекоммуникационной компании. Сложность географического рельефа (например, изрезанность местности, различные виды грунтов) вызывает необходимость модернизации ППС для поддержания нормального уровня качества связи по ряду параметров, а следовательно удорожания инвестиционных затрат на их создание, комплектацию и монтаж.
На рис. 4 показана зависимость изменения величины инвестиционных затрат на создание и монтаж ППС в Мурманской и Ленинградской области.
Области характеризуются следующими гео-графо-климатическими условиями:
• Мурманская область — наличие многолетне-мерзлых грунтов, морской климат, холодные зимы, теплый период со средней температурой больше +10°С составляет 4 месяца, разность высот;
• Ленинградская область — равнинная местность, теплый период — с мая по октябрь.
Рис. 4 Инвестиционные затраты на создание ППС в Ленинградской и Мурманской областях 1 — Ленинградская область, 2 — Мурманская область
Проведенные исследования показали, что на 60 км зоны охвата удорожание инвестиционных затрат при обслуживании фиксированного количества абонентов в Мурманской области по сравнению с Ленинградской областью составляет ~ 20%.
Инвестиционные затраты на создание и организацию ППС, необходимые для обслуживания территории одной площади, но различной по геолого-географическим условиям, можно выразить следующей формулой:
К
= КППС * к, * С1 + Э
(11)
где КППС — инвестиционные затраты на создание ППС вм регионе предполагаемого внедрения и монтажа;
к, — коэффициент изменения инвестиционных затрат j -го региона;
£ — резерв на непредвиденные затраты (в долях единицы от инвестиционных затрат на строительство ППС в ,-м регионе).
Для сравнения инвестиционных затрат на создание ППС в различных географических регионах в равных условиях ППС приняты равные по емкости. На основании проведенного анализа (см. табл. 1) определены расчетные коэффициенты удорожания инвестиционных затрат на создание ППС для различных регионов России. В качестве базового региона принята Ленинградская область.
Таблица 1
Коэффициенты удорожания, применяемые при расчете инвестиционных затрат на создание приемо-передающих станций
Наименование региона Коэффициент удорожания
Ленинградская область 1
Новгородская область 1,01
Псковская область 1,03
Архангельская область 1,1
Мурманская область 1,19
Московская область 1,1
Дальневосточный регион 1,15
Тюменская область 1,14
Урал 1,25
Коммутационный центр ППС в зависимости от технических характеристик может обслуживать и координировать деятельность от N до ППС
с необходимой модернизацией входящих в его состав элементов оборудования. Увеличение числа базовых станций сверх вызывает необходимость создания и ввода в эксплуатацию нового коммутационного центра, который будет обслуживать базовые станции в количестве от N до
и
Величина инвестиционных затрат на строительство коммутационного центра зависит от числа ППС в заданном радиусе действия (например, 12 км), характеристики зоны охвата, стандарта построения системы, емкости (количества каналов связи).
Изменение объема инвестиционных затрат на создание коммутационных центров, каждый из которых обслуживает N ППС, имеет зависимость, представленную на рис. 5.
Величина инвестиционных затрат на создание коммутационного центра в ]-м регионе рассчитывается аналогично определению инвестиционных затрат на создание ППС в j-м регионе.
Таким образом, инвестиционные затраты на создание телекоммуникационной системы сотовой связи в j-м регионе определяются как:
КнаЧу=К,.*(1 + ^
N
ЕКППС„ +Кц
^=1 .
+ к„
(12)
пределение инвестиционных затрат на создание телекоммуникационного комплекса сотовой связи по видам работ на:
Инвестиционные затраты на лицензирование являются постоянной, единовременно финансируемой в установленном государственными органами порядке величиной.
Определенный объем инвестиционных затрат ложится в основу расчета основных фондов телекоммуникационной компании сотовой связи, подлежащих амортизации. Для определения величины основных фондов предусматривается рас-
К = К + К„ + К
нач смр об пр
(13)
где Ксмр — инвестиционные затраты на выполнение строительно-монтажных работ;
Коб — инвестиционные затраты на приобретение оборудования;
Кпр — прочие инвестиционные затраты.
Распределение инвестиционных затрат по видам работ определяется на основании сводного сметного расчета стоимости строительства объекта, который включает 12 тематических глав и резерв средств на непредвиденные работы и затраты (МДС 81-35.2004), а также налог на добавленную стоимость.
Статьи затрат по главам 1-7 представляют собой прямые затраты и включают подготовку территории строительства, строительство объектов основного производственного, подсобного и обслуживающего назначения, объектов инженерного обеспечения (объекты энергетического хозяйства и связи, средства охраны, транспортные коммуникации, наружные сети и сооружения объектов энергообеспечения), благоустройство территории.
Прямые затраты рассчитываются исходя из объема выполняемых строительных и монтажных работ, единичных расценок на выполнение работ, номенклатуры устанавливаемого оборудования и стоимости его изготовления.
Рис. 5 Величина инвестиционных затрат на создание комплекса коммутационных центров
при увеличении числа ППС
Затраты по главам 8-12 сводного расчета стоимости строительства являются косвенными затратами, величина которых определяется по нормативам в зависимости от затрат по прямым затратам (главам 1-7). В состав указанных затрат входят затраты на временные здания и сооружения, дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, затраты, связанные с премированием за ввод в действие построенных объектов, средства на организацию и проведение подрядных торгов (тендеров), затраты на проектные работы, авторский надзор и т. д.
В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенные для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства. Резерв средств определяется в размере 3-10% в зависимости от степени проработки и риска инвестиционного проекта.
Прогнозное изменение инвестиционных затрат, связанных со строительством новых ППС и коммутационных центров, зависит от изменения количества абонентов, каналов связи, зоны охвата. Прогнозируемое число абонентов может быть определено с помощью аналитического метода оценки спроса на услуги [3], учитывающего такие факторы как объем продаж услуг, цены на услуги, доходов абонентов в базовый и прогнозный период времени, а также изменение доли и коэффициента развития рынка рассматриваемой услуги.
Увеличение каналов связи, определенное при условии выделения одному абоненту один канал, взаимоувязано с прогнозным увеличением числа абонентов.
Увеличение зоны охвата может быть определено исходя из плотности населения предполагаемого региона размещения оборудования телекоммуникационной системы сотовой связи, а также границ возможных перемещений абонентов.
Кроме того, принятие решений по реализации инвестиционных проектов зависит от фактических финансовых и технических возможностей телекоммуникационной компании сотовой связи.
Прогнозный объем инвестиций ложится в основу определения прогнозных значений показателей хозяйственной деятельности телекоммуникационной компании сотовой связи, в том числе потока реальных денег. На основе потока реальных денег рассчитываются показатели эффективности инвестиционного проекта (NPV, IRR, PI, IP) [2, 4], определяющие его состоятельность и предпочтительность перед другими возможными направлениями вложений инвестиционных ресурсов.
Реализация инвестиционных проектов в области развития телекоммуникационных компаний связана с возникновением ряда технико-технологических, инвестиционных, географических рисков, влияние которых отражается на доходах компаний. Несмотря на это, вложения в их развитие, по крайней мере в краткосрочном периоде, можно считать перспективным направлением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бланк И.А. Управление инвестициями предприятия. Киев: Ника-центр. 2003. 469 с.
2. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика. 2000. 143 с.
3. Оценка и прогнозирование спроса на товары (услуги): Учебное пособие / О.А. Смирнова, В.Н. Юрьев. СПб.: Нестор. 2001. 52 с.
4. Экономическая оценка инвестиций: Учебник / А.М. Марголин, А.Я. Быстряков. М.: 2001. 240 с.