Научная статья на тему 'Оценка профессиональной готовности студентов медицинского колледжа к работе в системе здравоохранения (по материалам социологического исследования)'

Оценка профессиональной готовности студентов медицинского колледжа к работе в системе здравоохранения (по материалам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная готовность / выбор профессии / профессиональная ориентация / трудоустройство выпускников / образовательная среда / студенты-медики / медицинский колледж / professional readiness / choice of profession / career guidance / employment of graduates / educational environment / medical students / medical college

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмин Константин Викторович, Набойченко Евгения Сергеевна, Петрова Лариса Евгеньевна, Харченко Вера Сергеевна

Введение. Дефицит квалифицированных кадров среднего медицинского персонала в отечественном здравоохранении ощущается особенно остро: по оценкам Минздрава РФ осенью 2023 г. нехватка специалистов среднего звена в государственных медицинских организациях составила около 50 тыс. чел. Цель. Оценка готовности студентов медицинского колледжа к работе по выбранной профессии после окончания колледжа. Методы. Одномерный, двухмерный и сравнительный анализ. Онлайн-опрос проведен в марте–апреле 2023 г.; всего опрошено 2358 чел. В основу исследования лег принцип достижимой выборки, составившей 17,2 %. Ошибка выборки составила 1,84 %, что позволяет утверждать о достаточно высокой степени надежности полученных данных. Результаты. Представлен анализ профессиональной готовности студентов медицинского колледжа к работе в государственной системе здравоохранения. Заявили о такой готовности 63,8 % опрошенных. На формирование профессиональной готовности наиболее существенное воздействие оказывает качество образовательной среды. Незначительное воздействие – психологическая мотивация выбора медицинской профессии и трудовая занятость студентов в период обучения. Научная новизна. Субъективные оценки профессиональной готовности студентов к работе в здравоохранении являются важным индикатором качества подготовки будущих специалистов. Практическая значимость. Учет выявленных в ходе исследования факторов, оказывающих влияние на готовности студентов к будущей профессиональной деятельности, дает возможность корректировать основные направления профориентационной работы в колледже и добиваться высокого уровня трудоустройства выпускников по полученной специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмин Константин Викторович, Набойченко Евгения Сергеевна, Петрова Лариса Евгеньевна, Харченко Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the professional readiness of medical college students to work in the health care system (based on sociological research)

Introduction. The shortage of qualified paramedical personnel in domestic healthcare is particularly acute: according to estimates from the Ministry of Health of the Russian Federation, in the fall of 2023, the shortage of mid-level specialists in state medical organisations amounted to about 50 thousand people. Aim. Assessment of the professional readiness of students of the Sverdlovsk Regional Medical College to work in the healthcare system. Methods. Univariate, bivariate and comparative analysis. The online survey was conducted in March-April 2023; a total of 2358 people were surveyed. The study was based on the principle of an attainable sampling of 17.2%. The sampling error was 1.84%, which suggests a fairly high degree of reliability of the data obtained. Results. An analysis of the professional readiness of medical college students to work in the public health care system is presented. 63.8% of respondents declared such readiness. The quality of the educational environment has the most significant impact on the formation of professional readiness. Minor impact – psychological motivation for choosing a medical profession and students’ employment during the training period. Scientific novelty. Subjective assessments of students’ professional readiness to work in healthcare are an important indicator of the quality of training of future specialists. Practical significance. Taking into consideration the identified factors that have an impact on students’ readiness for future professional activities makes it possible to adjust the main directions of career guidance work in college and ultimately achieve a high level of employment of graduates in their specialty.

Текст научной работы на тему «Оценка профессиональной готовности студентов медицинского колледжа к работе в системе здравоохранения (по материалам социологического исследования)»

httDS://doi.ora/10.52944/P0RT.2024.58.3.006 Научная статья

jgypj)

Оценка профессиональной готовности студентов медицинского колледжа к работе в системе здравоохранения (по материалам социологического исследования)

К. В. Кузьмин1 3 , Е. С. Набойченко2, Л. Е. Петрова3, В. С. Харченко3

''Свердловский областной медицинский колледж, Екатеринбург, Российская Федерация 2Министерство здравоохранения Свердловской области, Екатеринбург, Российская Федерация 3Уральский федеральный университет имени Первого президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Российская Федерация н konstantinkuzmin1966@gmail.com

Аннотация

Введение. Дефицит квалифицированных кадров среднего медицинского персонала в отечественном здравоохранении ощущается особенно остро: по оценкам Минздрава РФ осенью 2023 г. нехватка специалистов среднего звена в государственных медицинских организациях составила около 50 тыс. чел. Цель. Оценка готовности студентов медицинского колледжа к работе по выбранной профессии после окончания колледжа.

Методы. Одномерный, двухмерный и сравнительный анализ. Онлайн-опрос проведен в марте-апреле 2023 г.; всего опрошено 2358 чел. В основу исследования лег принцип достижимой выборки, составившей 17,2 %. Ошибка выборки составила 1,84 %, что позволяет утверждать о достаточно высокой степени надежности полученных данных.

Результаты. Представлен анализ профессиональной готовности студентов медицинского колледжа к работе в государственной системе здравоохранения. Заявили о такой готовности 63,8 % опрошенных. На формирование профессиональной готовности наиболее существенное воздействие оказывает качество образовательной среды. Незначительное воздействие - психологическая мотивация выбора медицинской профессии и трудовая занятость студентов в период обучения. Научная новизна. Субъективные оценки профессиональной готовности студентов к работе в здравоохранении являются важным индикатором качества подготовки будущих специалистов.

Практическая значимость. Учет выявленных в ходе исследования факторов, оказывающих влияние на готовности студентов к будущей профессиональной деятельности, дает возможность корректировать основные направления профори-ентационной работы в колледже и добиваться высокого уровня трудоустройства выпускников по полученной специальности.

Ключевые слова: профессиональная готовность, выбор профессии, профессиональная ориентация, трудоустройство выпускников, образовательная среда, студенты-медики, медицинский колледж

© К. В. Кузьмин, Е. С. Набойченко, Л. Е. Петрова, В. С. Харченко Vocational Education and Labour Market. Vol.12 No. 3 / 2024 83

Для цитирования: Кузьмин К. В., Набойченко Е. С., Петрова Л. Е., Харченко В. С. Оценка профессиональной готовности студентов медицинского колледжа к работе в системе здравоохранения (по материалам социологического исследования) // Профессиональное образование и рынок труда. 2024. Т. 12. № 3. С. 83-99. https://doi.Org/10.52944/PORT.2024.58.3.006

Статья поступила в редакцию 27 июня 2024 г.; поступила после рецензирования 14 августа 2024 г.; принята к публикации 16 августа 2024 г.

Original article

Assessment of the professional readiness of medical college students to work in the health care system (based on sociological research)

Konstantin V. Kuzmin1 x , Evgenia S. Naboychenko2, Larisa E. Petrova3, Vera S. Kharchenko3

1 Sverdlovsk Regional Medical College, Yekaterinburg, Russian Federation 2 Ministry of Health of the Sverdlovsk Region, Yekaterinburg, Russian Federation 3 Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin,

Yekaterinburg, Russian Federation 13 konstantinkuzmin1966@gmail.com

Abstract

Introduction. The shortage of qualified paramedical personnel in domestic healthcare is particularly acute: according to estimates from the Ministry of Health of the Russian Federation, in the fall of 2023, the shortage of mid-level specialists in state medical organisations amounted to about 50 thousand people.

Aim. Assessment of the professional readiness of students of the Sverdlovsk Regional Medical College to work in the healthcare system.

Methods. Univariate, bivariate and comparative analysis. The online survey was conducted in March-April 2023; a total of 2358 people were surveyed. The study was based on the principle of an attainable sampling of 17.2%. The sampling error was 1.84%, which suggests a fairly high degree of reliability of the data obtained. Results. An analysis of the professional readiness of medical college students to work in the public health care system is presented. 63.8% of respondents declared such readiness. The quality of the educational environment has the most significant impact on the formation of professional readiness. Minor impact - psychological motivation for choosing a medical profession and students' employment during the training period. Scientific novelty. Subjective assessments of students' professional readiness to work in healthcare are an important indicator of the quality of training of future specialists. Practical significance. Taking into consideration the identified factors that have an impact on students' readiness for future professional activities makes it possible to adjust the main directions of career guidance work in college and ultimately achieve a high level of employment of graduates in their specialty.

Keywords: professional readiness, choice of profession, career guidance, employment of graduates, educational environment, medical students, medical college

For citation: Kuzmin, K. V., Naboychenko, E. S., Petrova, L. E., & Kharchenko, V. S. (2024). Assessment of the professional readiness of medical College students to work in the health care system (based on sociological research). Vocational Education and Labour Market, 12 (3), 83-99. (In Russ.) https://doi.org/10.52944/PORT.2024.58.3.006

Received June 27, 2024; revised August 14, 2024; accepted August 16, 2024.

Введение

Одной из острых проблем современного российского здравоохранения является дефицит квалифицированных кадров, сопряженный с их оттоком из государственных медицинских организаций. По оценкам Минздрава РФ, в октябре 2023 г. кадровый дефицит составил 76,5 тыс. чел., из которых почти 50 тыс. - средний медицинский персонал (медицинские сестры, фельдшеры, медицинские лабораторные техники, фармацевты, акушеры и др.)1.

Задачи ликвидации кадрового дефицита в здравоохранении (в особенности в структуре оказания первичной медико-санитарной помощи) сформулированы в Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»2. В Федеральном проекте «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»3 указывается необходимость не только ликвидации кадрового дефицита, но и, что немаловажно, обеспечения высокого уровня квалификации молодых специалистов.

В связи с вышесказанным крайне актуальным является изучение проблем профессиональной готовности студентов - будущих специалистов среднего звена - к работе в государственной системе здравоохранения после окончания медицинского колледжа.

При рассмотрении феномена профессиональной готовности (либо готовности к профессиональной деятельности) в отечественной научной литературе традиционно выделяют два подхода (Грачев, 2011; Завоёванная, 2014; Костенко и др., 2017): с одной стороны, функциональный, в рамках которого речь идет о «психологической готовности» - положительном отношении, направленности, внутренней «настроенности» и согласии на ту или иную деятельность (Ильин, 2008; Мясищев, 1998); с другой стороны, личностный, акцентирующий внимание на «де-ятельностной готовности» - интегративном состоянии личности, способствующем эффективному выполнению деятельности и достижению ее высокой результативности (Дьяченко и др., 1976; Сластенин, 2006).

В то же время целый ряд авторов придерживается «универсального подхода», определяющего «готовность» как некую степень соответствия требованиям к профессиональной деятельности, включающую

1 Смирнова О. Медицине нужна скорая кадровая помощь. Как клиники справляются с дефицитом персонала // Ведомости. Здоровье. 08 февр. 2024 г. https://www.vedomosti.ru/heaLth/clinical/ar1icles/2D24/02/08/1018797-meditsine-nuzhna-kadrovava-pomosch

2 Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». http://www.kremlin.ru/acts/bank/43D27

3 Федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» // Министерство здравоохранения РФ. https://minzdrav.gov.ru/poleznve-resursv/natsproektzdravoohranenie/kadrv

в себя как состояние психики, уровень интеллекта, физическое здоровье личности, так и уровень ее профессиональных качеств и компетенций, стремления к выполнению деятельности (Приказчикова, 2022). Так, В. Л. Бозаджиев определяет готовность как «субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности в условиях специфической профессиональной ситуации и стремящейся ее выполнять» (Бозаджиев, 2010, с. 99). О. И. Шишкина рассматривает готовность в единстве двух форм готовности к деятельности - долговременной, включающей в себя относительно устойчивые свойства и характеристики человека и обусловливающей потенциальную возможность его включения в деятельность, и ситуативной, определяющей конкретные условия включения в деятельность, обеспечивающие ее успешность (Шишкина, 2009).

Иными словами, профессиональная готовность рассматривается как многоуровневое и разноплановое образование, неразрывно связанное с процессом профессионально-личностного становления индивида.

Достаточно широко и разнопланово в современной литературе представлена проблематика профессиональной готовности студентов, обучающихся в системе среднего медицинского образования. В частности, авторы акцентируют внимание на изучении различных стратегий профессионализации студентов медицинского колледжа (Трофимова, 2016); на той роли в подготовке к самостоятельной работе в системе здравоохранения, которую играют практико-ориентированные технологии обучения (Попова, 2018), целенаправленно сформированные общие и профессиональные компетенции (Глухих, 2012; Плотникова, 2022; Шу-мовская, 2020) и профессионально-личностные ценностные ориентации студентов (Дьячкова и др., 2011). Отдельное внимание уделяется особенностям профессионального отбора и профориентационной работы (Алексеева, 2017), проблемам психологической готовности к выполнению будущей профессиональной роли (Кораблина и др., 2019), анализу профессионально-нравственных качеств (Садыханова, 2013), развитию навыков социальной активности (Бельтюкова и др., 2019), профессионального общения (Кондратова, 2011) и формированию общей и профессиональной культуры будущего медицинского работника (Милуше-ва, 2017; Абдуллина и др., 2020).

Наше исследование акцентирует внимание на проблемах влияния на показатели готовности работать в системе здравоохранения таких факторов, как психологическая мотивация выбора медицинской профессии, удовлетворенность либо неудовлетворенность качеством образовательной среды, наличие или отсутствие трудовой занятости в период обучения в медицинском колледже. Вышеперечисленные факторы являют собою своеобразный генезис профессионального становления будущего специалиста среднего звена, берущий свое начало с момента выбора профессии и реализующий себя в процессе последующего обучения в колледже; эти факторы во многом предопределяют последующую готовность работать в системе здравоохранения, суммируя в себе комплексное воздействие как личностных, так и внешних обстоятельств.

Целью проведенного исследования, предшествующего написанию статьи, являлась оценка профессиональной готовности студентов

медицинского колледжа к работе в системе здравоохранения. Задачи исследования: 1) определить ситуативную готовность студентов к работе по выбранной профессии после окончания колледжа; 2) проанализировать выявленные факторы, влияющие на профессиональную готовность обучающихся.

Методы

Исследование проведено в марте-апреле 2023 г. на базе Свердловского областного медицинского колледжа (СОМК). Всего было опрошено посредством онлайн-анкетирования 2358 чел. (п=2358), обучающихся как в головном колледже, так и в его 12 филиалах, расположенных в Екатеринбурге и других городах Свердловской области. Ссылка на заполнение онлайн-анкеты была размещена кураторами в чатах академических студенческих групп. В основу исследования лег принцип достижимой выборки, составившей 17,2 % (в колледже обучается около 13,7 тыс. студентов). Ошибка выборки составила 1,84 %, что свидетельствует о достаточно высокой степени надежности полученных данных. Методы анализа: одномерный, двухмерный и сравнительный анализ.

Результаты и обсуждение

При ответе на прямой вопрос «Готовы ли Вы после окончания работать в здравоохранении по выбранной Вами профессии?» положительные ответы дали чуть менее 2/3 студентов (63,8 %); отрицательные - 9 % респондентов. В то же время более четверти опрошенных (27,2 %) затруднились с ответом, что, с одной стороны, вызывает озабоченность по поводу адекватности выбора медицинской профессии значительной части обучающихся, с другой стороны, содержательно предопределяет задачи и основные ориентиры профориентационной работы в образовательной организации, качественно воздействующей на будущее ее выпускников. Несколько чаще о готовности после окончания медицинского колледжа работать по профессии заявляют женщины-респонденты: 64,5 % против 60,1 % мужчин, однако при практически равной доле затруднившихся с ответом частотность отрицательных ответов у мужчин в 1,5 раза выше, чем у женщин (12,5 % против 8,3 %). Также относительно чаще готовы работать по полученной профессии студенты, обучающиеся в Екатеринбурге в головном учреждении и фармацевтическом филиале (68,5 %).

На уровень профессиональной готовности работать в здравоохранении существенное влияние оказывает возраст респондентов (рис. 1).

В зависимости от возраста увеличивается готовность работать по профессии: в 16-17-летнем возрасте об этом заявляют 60,5 %, в 18-20-летнем - 63,2 %, в 21-22-летнем - 67,2 %, в возрасте 23 года и старше - 79,2 %. Также с возрастом сокращается удельный вес как затруднившихся с ответом - с 30,9 % у 16-17-летних до 18,7 % у респондентов в возрасте 23 года и старше, так и выбравших отрицательный вариант ответа - с 8,6 % до 2,1 %. Думается, что данные факты не являются случайными: представители старшей возрастной группы - это уже, как правило, состоявшиеся люди, многие из которых работают в системе практического здравоохранения - санитарами в больницах, на станциях скорой помощи и т. д.

Рис. 1. Готовность работать в здравоохранении в зависимости от возраста респондентов (в % к общему числу по выбранным группам) Fig. 1: Willingness to work in healthcare depending on the age of respondents (as a percentage of the total number for selected groups)

Психологически они уже готовы к выбору профессионального пути. При этом показательно, что подобной зависимости не прослеживается при анализе ответов студентов разных курсов обучения (рис. 2): напротив, доля респондентов, давших отрицательные ответы, здесь постепенно растет: с 7,7 % обучающихся на первом курсе до 12,6 % - на четвертом, а доля затруднившихся с ответом практически не меняется.

Тем самым, отмеченные различия в ответах о готовности к работе в системе здравоохранения у студентов разного возраста и почти одинаковые значения у студентов разных курсов обучения свидетельствуют о значимых различиях в «зрелости» принятия решений об обучении в медицинском колледже - те, кто поступают в колледж после окончания 11-го класса средней школы, делают более сознательный выбор, чем поступающие после окончания 9-го класса. И если первый вопрос показывает возрастные особенности принятия решения о выборе будущей профессии, то динамика ответов по курсам ярко демонстрирует социализирующую функцию колледжа в отношении будущей профессии.

Некоторые отличия в уровнях профессиональной готовности зафиксированы в ответах студентов, обучающихся на разных специальностях медицинского колледжа (рис. 3). В частности, наибольшую готовность работать по профессии выражают респонденты, обучающиеся по специальностям «Медицинский массаж» (78,9 %), «Ортопедическая стоматология» (74,3 %), «Акушерское дело» (71,6 %) и «Фармация» (70,2 %). Наименьшую готовность выразили студенты специальности «Сестринское дело» (58,2 %); здесь же представлено больше всего отрицательных ответов (10,8 %) при почти трети (31 %) затруднившихся с выбором.

Все курсы

Четвертый

Третий

Второй

Первый

9

27,2

12,6

25,8

10,5

27

7,1

29,7

7,7

28,9

10 20 30 40 50

затрудняюсь ответить I нет, не готовы да, готовы

63,8

61,6

62,5

63,2

63,4

60

70

Рис. 2. Готовность работать в здравоохранении в зависимости от курса обучения респондентов (в % к общему числу по выбранным группам) Fig. 2: Willingness to work in healthcare depending on the course of study of respondents (as a percentage of the total number for selected groups)

Такая ситуация, на наш взгляд, отражает общую тенденцию популярности среди молодежи таких медицинских специальностей, как «Акушерское дело», «Медицинский массаж», «Ортопедическая стоматология» и «Фармация», что в немалой степени связано с предполагаемым студентами более высоким уровнем оплаты в этих профессиях. «Сестринское дело» по этой же причине менее популярно, на него часто поступают студенты, которые не прошли на другие, более престижные, направления. Возможной причиной также является негативный опыт коммуникации во время практики: активное, непосредственное взаимодействие с пациентами и их близкими, сопровождаемое серьезным эмоциональным напряжением и конфликтами с медсестринским персоналом, способно породить нежелание студентов в дальнейшем работать по выбранной профессии.

На готовность работать в системе здравоохранения после окончания медицинского колледжа могут оказывать влияние самые разные факторы. В нашем исследовании во внимание были приняты следующие: 1) психологическая мотивация выбора медицинской профессии; 2) удовлетворенность либо неудовлетворенность качеством образовательной среды, сформированной в колледже; 3) наличие или отсутствие трудовой занятости в период обучения.

Так, при ответе на вопрос о психологической мотивации выбора медицинской профессии 69,2 % опрошенных указали на то, что их выбор был «сознательным и полностью самостоятельным»; 16,4 % отметили, что сделали свой выбор «по рекомендации знакомых и/или близких»; 7,9 % охарактеризовали его как «вынужденный» («надо было куда-то

Рис. 3. Готовность работать в здравоохранении в зависимости от специальности респондентов (в % к общему числу по выбранным группам) Fig. 3: Willingness to work in healthcare depending on the specialty of respondents (as a percentage of the total number for selected groups)

поступать»); наконец, 6,5 % назвали его «совершенно случайным». При соотношении указанных типов мотивации выбора профессии с последующей готовностью работать в здравоохранении были получены результаты, представленные на рис. 4.

Заметно, что тот или иной тип мотивации выбора профессии так или иначе воздействует на профессиональные планы обучающихся после окончания колледжа. Так, среди респондентов, сделавших, по их признанию, «сознательный и полностью самостоятельный» выбор, чуть выше доля готовых в дальнейшем работать в системе здравоохранения (66,4 %); несколько меньше среди них и тех, кто отвергает такую возможность (7,7 %). Менее всего стремятся работать по профессии те, кто сделал «вынужденный выбор»: чуть больше половины - 51,1 %; при этом 16,1 % респондентов данной группы выбрали отрицательный вариант ответа, а почти треть (32,8 %) затруднилась с ответом. Показательно также и то, что доли утвердительных ответов среди респондентов, сделавших «случайный выбор» и «выбор по рекомендации», практически идентичны (59,1 % и 60,7 % соответственно), что ставит под сомнение значимость влияния в наши дни постороннего «экспертного» мнения, в частности

Рис. 4. Готовность работать в здравоохранении в зависимости от мотивации выбора профессии (в % к общему числу по выбранным

группам)

Fig. 4: Willingness to work in healthcare depending on the motivation for choosing a profession (as a percentage of the total number for selected groups)

близкого окружения (родителей, значимых взрослых, друзей и пр.), а также средств массовой информации.

Куда более существенное воздействие на формирование готовности студентов в дальнейшем работать в здравоохранении по полученной профессии оказывает их удовлетворенность либо неудовлетворенность качеством образовательной среды (далее - ОС), включающей в себя не только организацию учебного процесса, практики в медицинских учреждениях, внеучебной и самостоятельной работы, но и материально-техническую оснащенность, организацию питания, условия проживания студентов и пр. (рис. 5).

Подавляющее большинство студентов (80,1 %), которых устраивает качество ОС в колледже, готовы после его окончания продолжить профессиональную деятельность в здравоохранении. В этой же группе опрошенных минимальна доля как не желающих в дальнейшем работать по профессии (14,4 %), так и затрудняющихся с выбором (лишь 5,5 %). Однако среди студентов, давших неудовлетворительную оценку, доля готовых работать в здравоохранении составляет чуть менее половины - 49,5 %; не желают работать по профессии свыше трети опрошенных данной группы (36,3 %), а затруднились с выбором - 14,2 %.

ОС среднего профессионального учебного заведения включает в себя целый ряд компонентов, оценить организацию которых было предложено студентам, принявшим участие в исследовании. Показательны при оценке ОС и ее компонентов различия в оценках, которые были даны респондентами, готовыми либо не готовыми после окончания медицинского колледжа работать в здравоохранении.

Рис. 5. Готовность работать в здравоохранении в зависимости от оценки респондентами качества ОС в медицинском колледже («удовлетворены»

- «не удовлетворены» в % к общему числу по выбранным группам) Fig. 5: Willingness to work in healthcare depending on respondents' assessment of the quality of the educational environment in a medical college ("satisfied" -"not satisfied" as a percentage of the total number for selected groups)

Так, в первой группе респондентов («готовы работать в здравоохранении» - 63,8 % опрошенных) удовлетворены организацией учебных занятий - 72,7 %; учебной практики - 75,6 %; самостоятельной работы - 81,3 %; внеучебной деятельности - 76,1 %; питания - 67,5 %; материально-технической оснащенностью - 72,7 %. Напротив, во второй группе («не готовы работать в здравоохранении» - 9 % опрошенных) удовлетворены организацией учебных занятий лишь 41,2%; практики - 45,3 %; самостоятельной работы - 58 %; внеучебной деятельности - 48,6 %; питания - 45,3 %; материально-технической оснащенностью - 49,5 %.

Таким образом, на показатели удовлетворенности / неудовлетворенности качеством СО, созданной в медицинском колледже, существенное воздействие оказывает готовность либо неготовность студентов в дальнейшем (после его окончания) работать по полученной профессии. Указанное обстоятельство актуализирует проблему профессионального отбора при приеме на обучение медицинским специальностям, так как ОС, сформированная в колледже, соответствует потребностям прежде всего тех студентов, которые изначально мотивированы на дальнейшую работу в системе здравоохранения.

Наконец, при сопоставлении готовности после окончания колледжа работать в здравоохранении и показателей наличия или отсутствия временной или постоянной трудовой занятости студентов в период обучения получены следующие результаты (рис. 6).

только учусь

Ell

32,5

63

бывает временная трудовая занятость 9,4

26,9

63,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

имеется постоянное место работы

22,6

67

О 10 20 30 40 50 60 70 80 затрудняюсь ответить нет, не готовы ■ да, готовы

Рис. 6. Готовность работать в здравоохранении в зависимости от наличия или отсутствия трудовой занятости в период обучения (в % к общему числу по выбранным группам) Fig. 6: Willingness to work in healthcare depending on the presence or absence of employment during the training period (as a percentage of the total number for selected groups)

Очевидно, что факт наличия или отсутствия трудовой занятости студентов во время обучения оказывает несущественное влияние на процессы формирования профессиональной готовности посвятить себя в дальнейшем работе в системе здравоохранения. В то же время привлекает к себе внимание группа студентов, которые «только учатся»: среди них, с одной стороны, выше доля не определившихся с выбором (затруднилась с ответом на вопрос о готовности работать по выбранной профессии почти треть опрошенных данной группы - 32,5 %), но при этом значимо ниже доля давших отрицательный ответ (лишь 4,5 %). Обнаруженное противоречие может указывать на то, что студенты, не имеющие трудовой занятости в период обучения (а они составляют 63,8 % всех опрошенных), нередко обладают смутным и неоднозначным представлением о специфике своей будущей профессиональной деятельности, что вызывает затруднения в выборе и некоторое «брожение в умах»: будущая работа, конечно же, не вызывает у них явного отторжения, но при этом относительно высокая доля затруднившихся с ответом свидетельствует о необходимости корректировки профориентационной работы с такими студентами, нацеленной в первую очередь на формирование в их сознании четкого представления о специфике профессионального предназначения и будущей работы по специальности.

От профессиональной готовности к трудоустройству

Изучение проблем профессиональной готовности студентов колледжа к работе после его окончания в системе здравоохранения заключает в себе важную научную и практическую составляющую, обращенную в целом к перспективам развития среднего медицинского образования в условиях модернизации отечественного здравоохранения, ориентированной в том числе на создание системы многоуровневого образования - от профильных классов в школе до углубленной подготовки высококвалифицированных специалистов, адаптированных к конкретным рабочим местам и нацеленных на непрерывный профессиональный рост.

При этом понимание причин нежелания студентов связывать свою жизнь со здравоохранением либо колебаний и неопределенности относительно профессионально-личностного выбора позволяет выявить те факторы, которые благоприятно либо неблагоприятно воздействуют на обучающихся в контексте их готовности работать по профессии. В этой связи в Свердловском областном медицинском колледже создан Центр содействия трудоустройства выпускников (далее - ЦСТВ), концентрирующий свою деятельность на организации занятости учащейся молодежи и последующем трудоустройстве выпускников в медицинские организации.

ЦСТВ ведет свою работу по целому ряду направлений, среди которых: 1) встречи с работодателями и презентации рабочих мест по востребованным медицинским специальностям; 2) проведение мастер-классов, «ярмарок вакансий» и «дней карьеры» на базе колледжа, его филиалов и медицинских организаций; 3) формирование банка вакансий, предлагаемых работодателями, предоставление студентам полной и всесторонней информации о состоянии рынка труда и требованиях к соискателям рабочих мест; 4) мониторинг трудоустройства выпускников и организация временной занятости студентов на должностях младшего и среднего медперсонала; 5) повышение уровня информированности студентов и выпускников для обеспечения максимальной возможности их трудоустройства (на сайте колледжа создана веб-страница «Есть работа»1, ее посещаемость только в 2020 / 2021 уч. г. составила 17 тыс. обращений); 6) информирование выпускников

0 специальных программах поддержки молодых специалистов; 7) проведение профориентационных вебинаров.

Результатами работы ЦСТВ и в целом коллектива и руководства СОМК являются показатели трудоустройства выпускников. В 2021 г. в государственные, ведомственные и частные медицинские организации было трудоустроено 84 % (2041 чел.) выпускников, в 2022 г. показатель трудоустройства составил 85,7 (2344 чел.)2, в 2023 г. - 72,35 % (без учета 17 %, не подлежавших трудоустройству по причинам продолжения обучения в медицинских вузах, нахождения в отпуске по уходу за ребенком или прохождения службы в армии; показательным является и тот факт, что только 55 % выпускников 2023 года обучались в колледже за счет ассигнований областного бюджета)3.

1 Есть работа. http://somkural.ru:8081/there is work

2 Отчет о самообследовании за 2022 год ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж». Екатеринбург: СОМК, 2023.

3 Отчет о самообследовании за 2023 год ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж». Екатеринбург: СОМК, 2024.

Заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Большинство опрошенных (63,8 %) выразили готовность после окончания колледжа работать в системе здравоохранения по полученной ими профессии. Существенной является доля колеблющихся (не определившихся с выбором) - более четверти участников опроса, что требует усиления профориентационной работы, нацеленной на данную группу студентов. В СОМК эта работа ведется Центром содействия трудоустройства выпускников.

2. Наиболее высокий уровень профессиональной готовности отмечается у респондентов старших возрастных групп (23 года и старше). Относительно высоким уровнем профессиональной готовности к работе в здравоохранении обладают студенты специальностей «Медицинский массаж», «Ортопедическая стоматология», «Акушерское дело» и «Фармация». Озабоченность вызывает низкий уровень профессиональной готовности студентов специальности «Сестринское дело», то есть той специальности, которая в наибольшей степени связана с оказанием непосредственной первичной медико-санитарной помощи, особенно в условиях стационарных учреждений здравоохранения.

3. На формирование профессиональной готовности наиболее существенное воздействие оказывает образовательная среда подготовки специалистов среднего звена.

4. Незначительное воздействие на готовность к профессиональной деятельности оказывают такие факторы, как психологическая мотивация выбора медицинской профессии и трудовая занятость студентов в период обучения в колледже.

Список литературы

1. Абдуллина Л. Б., Резяпова Р. А. Теоретическая модель развития нравственных отношений личности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 5-6. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00435

2. Алексеева Е. Е. Комплексный подход к профориентационной работе специалистов со средним медицинским образованием // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С. 10-15.

3. Бельтюкова О. В., Никитина Е. Л. Технология развития социальной активности будущих медицинских работников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 51-54.

4. Бозаджиев В. Л. К вопросу о психологической готовности к профессиональной деятельности // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 7. С. 98-99.

5. Глухих С. И. Профессиональная компетентность и профессиональная мобильность как системообразующие понятия подготовки медицинских сестер // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2012. № 3 (10). С. 98-107.

6. Грачев Ю. А. Понятие «готовности к деятельности» в системе современного психолого-педагогического знания // Вестник

Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 4 (52). С. 172175.

7. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 176 с.

8. Дьячкова Е. С. Аладинская А. О. Ценностно-мотивационная сфера студентов медицинского колледжа в процессе личностно-профессио-нального развития // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 4 (96). С. 124-131.

9. Завоёванная Н. С. Профессиональная готовность: краткая история, основные понятия и подходы к изучению // Наука. Мысль. Электронный периодический журнал. 2014. Т. 4. № 11. С. 6-13.

10. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 432 с.

11. Кондратова Н. В. Технология развития готовности будущего медицинского работника к профессиональному общению // Образование и саморазвитие. 2011. № 4 (26). С. 157-162.

12. Кораблина Е. П., Стоянова Е. Ю., Минвалеев Р. С. Психологическая готовность к медицинской деятельности у студентов медицинского колледжа // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98. № 5. С. 515-519. ЬЦр8:/Мо1 огд/10.18821/0016-9900-2019-98-5-515-519

13. Костенко Е. П., Лебединцева О. И. Современные подходы к анализу понятия «профессиональная готовность» // Акмеология. 2017. № 4 (64). С. 30-33.

14. Милушева Г. М. Культурологический и компетентностный подходы к формированию общей культуры личности будущего медицинского работника // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 25-28.

15. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды. Москва: Институт практической психологии, НПО МОДЭК, 1998. 368 с.

16. Плотникова Е. В. Формирование профессиональных паллиативных компетенций у будущих медсестер // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 2 (49). С. 132-138. https://doi.org/10.52944/ Р0ЯТ.2022.49.2.011

17. Попова С. В. Практико-ориентированные инновационные технологии обучения в структуре среднего профессионального образования будущих медиков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 5. С. 149-162. https://doi.org/10.25588/ С8Ри.2018.82..5..012

18. Приказчикова О. С. Теоретические подходы к феномену «готовность» в современной науке // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 3. Гуманитарные и общественные науки. 2022. № 2. С. 147-159. https://doi.org/10.24412/2308-7196-2022-2-147-159

19. Садыханова Р. Ш. Внедрение психолого-педагогических технологий внеучебной работы в процесс воспитания у студентов медицинского колледжа профессионально-нравственных качеств // Вестник университета. 2013. № 22. С. 263-267.

20. Сластенин В. А. Профессионализм педагога: акмеологический подход // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 4. С. 13-23.

21. Трофимова Э. В. Стратегии профессионализации студентов медицинского колледжа // Вестник медицинского института «РЕАВИЗ»: Реабилитация, врач и здоровье. 2016. № 1. С. 103-109.

22. Шишкина О. И. Психолого-педагогические условия возникновения ситуативной готовности учащихся средней школы к занятию: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2009. 135 с.

23. Шумовская О. А. Психологическая компетентность студентов специальности «Акушерское дело» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20. № 1. С. 89-93. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-89-93

References

Abdullina, L. B., & Rezyapova, R. A. (2020). Theoretical model of development of moral relationships of personality of students in the educational process at medical college. World of Science, Culture, Education, 3 (82), 5-6. (In Russ.) . https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00435 Alekseeva, E. E. (2017). An integrated approach to career guidance for specialists

with secondary medical education. Career Guidance, 1, 10-15. (In Russ.) Beltyukova, O .V., & Nikitina, E. L. (2019). Technology of development of social activity of future medical workers. Problems of Modern Teacher Education, 65-2, 51-54. (In Russ.) Bozadzhiev, V. L. (2010). To the question of psychological readiness for professional activity. International Journal of Experimental Education, 7, 98-99. (In Russ.)

Glukhih, S. I. (2012). Professional competence and professional mobility as a system-forming concepts of training nurses. Bulletin of Volga University named after V N. Tatishchev, 3 (10), 98-107. (In Russ.) Grachev, Yu. A. (2011). The concept of "readiness for activity" in system of the modern psychology-pedagogical knowledge. Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 4 (52), 172-175. (In Russ.) Dyachenko, M. I., & Kandybovich, L. A. (1976). Psychological problems of readiness

for activity. Belarusian State University. (In Russ.) Dyachkova, E. S., & Aladinskaya, A. O. (2011). Value-motivational sphere of medical college students in process of personal and professional development. Tambov University Review: Series Humanities, 4 (96), 124-131. (In Russ.) Zavoevannaya, N. S. (2014). Professional readiness: a brief history, basic concepts

and approaches to the study. World Ecology Journal, 11, 6-13. (In Russ.) Ilyin, E. P. (2008). Differential psychology of professional activity. Piter. (In Russ.) Kondratova, N. V. (2011). Technology for developing the readiness of a future medical worker for professional communication. Education and Self-Development, 4 (26), 157-162. (In Russ.) Korablina, E. P., Stoyanova, E. Yu., & Minvaleev, R. S. (2019). Psychological readiness for medical activities in students of the medical college as a psycho-hygienic factor of nursing. Hygiene and sanitation, Russian journal, 98 (5), 515-519. (In Russ.) https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-5-515-519 Kostenko, E. P., & Lebedintseva, O. I. (2017). Modern approaches to the analysis

of "professional readiness" concept. Acmeology, 4 (64), 30-33. (In Russ.) Milusheva, G. M. (2017). Culturological and competence approaches to the formation of the general culture of a future medical worker. World of Science, Culture, Education, 6 (67), 25-28. (In Russ.)

Myasishchev, V. N. (1998). Psychology of relationships: selected psychological works.

Institute of Practical Psychology. (In Russ.) Plotnikova, E. V. (2022). Formation of professional palliative competencies in future nurses. Vocational Education and Labour Market, 2 (49), 132-138. (In Russ.) https://doi.org/10.52944/PQRT.2022.49.2.011 Popova, S.V. (2018). Praktiko-focused innovative technologies of training in structure of secondary professional education (on the example of medical colleges). Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University, 5, 149-162. (In Russ.) https://doi.org/10.25588/CSPU.2018.82..5..012 Prikazchikova, Q. S. (2022). Theoretical approaches to the 'readiness' phenomenon in modern science. Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series 3. Humanities and social sciences, 2, 147-159. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2308-7196-2022-2-147-159 Sadikhanova, R. Sh. (2013). The introduction of psychological and pedagogical technologies of extracurricular work in the process of educating students of a medical college of professional and moral qualities. University Bulletin, 22, 263-267. (In Russ.)

Slastenin, V. A. (2006). Professionalism of a teacher: acmeological approach. Siberian Pedagogical Journal, 4 (In Russ.) Trofimova, E.V. (2016). Professionalization Strategies for Medical College Students. Bulletin of the Medical Institute "REAVIZ": Rehabilitation, Doctor and Health, 1, 103-109. (In Russ.) Shishkina, Q. I. (2009). Psihologo-pedagogicheskie uslovija vozniknovenija situativ-nojgotovnosti uchashhihsja srednej shkoly k zanjatiju [Psychological and pedagogical conditions for the emergence of situational readiness of secondary school students for the lesson] (Unpublished PhD thesis). Moscow. (In Russ.) Shumovskaya, Q. A. (2020). Psychological competency of students of midwifery specialty. Izvestiya of Saratov University. New series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 20(1), 89-93. (In Russ.) https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-89-93

Информация об авторах

Кузьмин Константин Викторович, канд. истор. наук, доцент, руководитель Координационного научно-методического центра по социальной работе в системе здравоохранения Свердловской области (Свердловский областной медицинский колледж), QRCID: https://orcid.org/0000-0002-9063-4642, konstantinkuzmin1966@gmail.com

Набойченко Евгения Сергеевна, д-р психол. наук, профессор, главный внештатный специалист - клинический психолог Министерства здравоохранения Свердловской области, QRCID: https://orcid.org/0000-0001-7315-6741, dhona@mail.ru

Петрова Лариса Евгеньевна, канд. социол. наук, доцент, доцент кафедры инноватики и интеллектуальной собственности Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, QRCID: https://orcid.org/0000-0003-2981-916X, petrova@eaca.ru

Харченко Вера Сергеевна, канд. социол. наук, зав. кафедрой медиа-коммуникаций Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, QRCID: https://orcid.org/0000-0002-0909-6550, vskharchenko@urfu.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Information about the authors

Konstantin V. Kuzmin, Cand. Sci. (History), Docent, Head of the Coordinating Scientific and Methodological Center for Social Work in the Healthcare System of the Sverdlovsk Region (Sverdlovsk Regional Medical College), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9063-4642, konstantinkuzmin1966@ gmail.com

Evgenia S. Naboychenko, Dr. Sci. (Psychology), Professor, Chief Freelance Specialist - Clinical Psychologist of the Ministry of Health of the Sverdlovsk Region, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7315-6741, dhona@mail.ru

Larisa E. Petrova, Cand. Sci. (Sociology), Docent, Associate Professor at the Department of Innovation and Intellectual Property of the Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, ORCID: https:// orcid.org/0000-0003-2981-916X, petrova@eaca.ru

Vera S. Kharchenko, Cand. Sci. (Sociology), Head of the Department of Media Communications of the Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0909-6550, vskharchenko@urfu.ru

Conflict of interests: the authors declare no conflict of interest.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.