Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ВРАЧА-ОСТЕОПАТА'

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ВРАЧА-ОСТЕОПАТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
187
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧ-ОСТЕОПАТ / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ / OSTEOPATHIC PRACTITIONER / MENTAL STATE / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / FACTOR ANALYSIS / SUCCESSFUL PERFORMANCE / EXPERT ASSESSMENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бучнов А.Д., Егорова И.А., Червоток А.Е., Метра А.

По данным экспертных оценок выявлены профессионально важные психологические и психофизиологические качества (ПВК) специалиста, необходимые для успешного обучения и профессиональной деятельности врача-остеопата. Целью исследования было выявление профессионально важных качества слушателей в период обучения специальности «врач-остеопат». С помощью экспертных оценок были выявлены основные ПВК врача-остеопата и проведено их ранжирование. Экспертами являлись преподаватели Института остеопатической медицины им. В.Л. Андрианова. С помощью АПК «Мультипсихометр» проведено психофизиологическое тестирование слушателей разных курсов в количестве 35 человек, проходивших обучение по программе подготовки «врач-остеопат», позволившее оценить выраженность качеств и свойств индивида, которые соответствовали его ПВК по данной специальности. Результаты факторного анализа (главные компоненты) позволили определить значимость отдельных качеств в структуре ПВК, необходимых для успешного обучения и освоения специальности врача-остеопата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бучнов А.Д., Егорова И.А., Червоток А.Е., Метра А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF OSTEOPATHS

Professionally important psychological and psychophysiological qualities (PIQ) of an osteopathic doctor are identified according to expert assessments provided by lecturers of the V.L.Andrianov Institute of Osteopathic Medicine (IOM). With the help of Multipsychometre, a hardware and software system for psychodiagnostics, psychophysiological testing of 35 students majoring in osteopathy was carried out, which allowed one to assess skills and qualities of an individual that matched psychophysiological profile of this specialty. The results of factor analysis (main components) enabled us to determine the significance of psychological and psychophysiological qualities that are necessary for successful training of osteopaths.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ВРАЧА-ОСТЕОПАТА»

ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА. ФИЗИОТЕРАПИЯ

УДК 378 DOI: https://doi.org/10.34680/2076-8052.2021.1(122).101-103

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ВРАЧА-ОСТЕОПАТА А.Д.Бучнов*, И.А.Егорова***, АЕ.Червоток***, А.Метра*** ASSESSMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF OSTEOPATHS

AD.Buchnov*, LAEgorova***, AKChervotok***, А.Metrа***

*Институт остеопатической медицины им. В.Л.Андрианова, Санкт-Петербург

**Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Irina.Egorova@novsu.ru

***Высший институт остеопатии, Париж, Франция

По данным экспертных оценок выявлены профессионально важные психологические и психофизиологические качества (ПВК) специалиста, необходимые для успешного обучения и профессиональной деятельности врача-остеопата. Целью исследования было выявление профессионально важных качества слушателей в период обучения специальности «врач-остеопат». С помощью экспертных оценок были выявлены основные ПВК врача-остеопата и проведено их ранжирование. Экспертами являлись преподаватели Института остеопатической медицины им. В.Л. Андрианова. С помощью АПК «Мультипсихометр» проведено психофизиологическое тестирование слушателей разных курсов в количестве 35 человек, проходивших обучение по программе подготовки «врач-остеопат», позволившее оценить выраженность качеств и свойств индивида, которые соответствовали его ПВК по данной специальности. Результаты факторного анализа (главные компоненты) позволили определить значимость отдельных качеств в структуре ПВК, необходимых для успешного обучения и освоения специальности врача-остеопата.

Ключевые слова: врач-остеопат, психическое состояние, профессионально важные качества, факторный анализ, успешность обучения, экспертные оценки

Для цитирования: Бучнов А.Д., Егорова И.А., Червоток А.Е., Метра А. Оценка профессионально важных качеств врача-остеопата // Вестник НовГУ. Сер.: Медицинские науки. 2021. №1(122). С.101-103. DOI: https://doi. org/10.34680/2076-8052.2021.1(122). 101-103.

Professionally important psychological and psychophysiological qualities (PIQ) of an osteopathic doctor are identified according to expert assessments provided by lecturers of the V.L.Andrianov Institute of Osteopathic Medicine (IOM). With the help of Multipsychometre, a hardware and software system for psychodiagnostics, psychophysiological testing of 35 students majoring in osteopathy was carried out, which allowed one to assess skills and qualities of an individual that matched psychophysiological profile of this specialty. The results of factor analysis (main components) enabled us to determine the significance of psychological and psychophysiological qualities that are necessary for successful training of osteopaths.

Keywords: osteopathic practitioner, mental state, professionally important qualities, factor analysis, successful performance, expert assessments

For citation: Buchnov А.D., Egorova I.A., Chervotok А.Е., Metm А. Assessment of professionally important qualities of osteopaths // Vestnik NovSU. Issue: Medical Sciences. 2021. №1(122). P.101-103. DOI: https://doi.org/10.34680/2076-8052.2021.1(122).101-103.

Актуальность исследования

Актуальность изучения профессиональной деятельности врача-остеопата как специалиста «неструктурированного» типа с присущим ему нестандартным решением задач представляет большой научный интерес.

Известно, что высокий уровень развития тех или иных психофизиологических и психологических функций как профессионально важных качеств (ПВК) обусловливает успешность подготовки и эффективность деятельности специалистов многих профессий [1-4].

В последние десятилетия остеопатия успешно доказывает свою эффективность, поэтому она была внесена в список медицинских специальностей ВОЗ под названием «остеопатическая медицина». Статус остеопатической медицины был сформулирован ВОЗ в рекомендациях, вышедших в ноябре 2010 г. под названием «Benchmarks for training in Osteopathy» (Рекомендации по остеопатическому обучению).

В настоящее время согласно приказу Министерства здравоохранения от 07.10.2015 г. №700 «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образова-

ние» остеопатия как медицинская специальность получила в России государственное признание. Остеопаты официально признаны врачами и получили право работать в муниципальных врачебных учреждениях.

Цель исследования: выявить профессионально-важные качества слушателей в период обучения специальности «врач-остеопат».

Задачи исследования:

— выявить профессионально важные психологические и психофизиологические качества, необходимые для успешного обучения и профессиональной деятельности врача-остеопата;

— с помощью факторного анализа (главные компоненты) определить значимость отдельных качеств в структуре ПВК, необходимых для успешного обучения и освоения специальности врача-остеопата.

Методика

В качестве объекта исследования выступали врачи, слушатели Института остеопатической медицины им. В.Л. Андрианова (Санкт-Петербург), проходившие в течение 3-х лет курс обучения по остеопатии.

В соответствии с целью и задачами работы психофизиологическое обследование слушателей проводилось в несколько этапов.

На первом этапе с помощью экспертных оценок были выявлены основные ПВК врача-остеопата и проведено их ранжирование. Экспертами являлись преподаватели Института остеопатической медицины им. В.Л. Андрианова (ИОМ), имевшие опыт преподавательской и практической деятельности по специальности не менее 5 лет. Эксперты в количестве пяти человек из представленного перечня [5] выделили 10 ведущих качеств, присущих врачу-остеопату, и провели их ранжирование по степени значимости. Определялись средние оценки экспертов, коэффициенты вариации и конкордации.

На втором этапе проведено психофизиологическое тестирование слушателей разных курсов в количестве 35 человек, проходивших обучение в ИОМ. Его проведение было осуществлено с помощью АПК «Мультипсихометр» [6] и направлено на оценку тех качеств и свойств индивида, которые соответствовали его ПВК по данной специальности.

Задачей третьего этапа исследования являлась оценка профессионально важных качеств, необходимых для успешного обучения и освоения специальности врача-остеопата. По результатам обучения слушателей (знание теории, отработка практических навыков) сформированы группы «лучших», «средних» и «худших», которых в дальнейшем мы обозначали как высокоуспешных (ВУ), среднеуспешных (СУ) и низкоуспешных (НУ). Проведена сравнительная оценка ПВК в указанных группах слушателей с помощью общепринятых методов статистики (/-критерий Стъю-дента, факторный анализ методом главных компонент).

По результатам экспертных оценок установлено, что ведущими ПВК врача-остеопата являются:

— двигательная память (мускульно-пальцевая);

— наглядно-образное мышление;

— координация одновременных движений рук и ног, координация одновременных движений рук, координация движений пальцев;

— восприятие (пространственное, зрительно-пространственное);

— устойчивость и концентрированность внимания;

— индивидуально-психологические особенности личности;

— высокий уровень мотивации к овладению специальности.

Перечень ведущих ПВК и методик их оценки представлен в таблице.

Характеристика профессионально-важных качеств врача-остеопата и методик их оценки

Профессионально важные качества Методика оценки

Память (двигательная память: мускульно-пальцевая) Последовательное сравнение

Мышление (наглядно-образное мышление) Пространственные способности

Свойства представлений (представление фигур, форм, процессов и явлений) Пространственные способности

Психомоторика (координация одновременных движений рук и ног, координация одновременных движений рук, координация движений пальцев) Координация движений конечностей (тонкая ручная координация)

Восприятие (пространственное) Пространственная экстраполяция

Восприятие (зрительно-пространственное) Пространственно- временная экстраполяция

Внимание (устойчивость, концентрированность) Корректурная проба с кольцами Ландольта

Личность (индивидуально-психологические особенности личности) Опросник СМИЛ

Мотивация (трудолюбие) Опросник «Мотива-ционный профиль»

По результатам проведенных исследований выявлены существенные различия в значениях анализируемых показателей у лиц с разной успешностью обучения в ИОМ. В группе ВУ и СУ слушателей, по сравнению с НУ, показатель точности в методике «Пространственные способности» был в 1,5 раза выше (р < 0,05), а показатель скорости у СУ лиц — выше в 1,2 раза (р < 0,05). Это свидетельствует о более высоком уровне развития у высокоуспешных и сред-неуспешных слушателей, по сравнению с низкоуспешными, такого психофизиологического свойства как наглядно-образное мышление. О более высоком уровне развития двигательной (мускульно-пальцевой) памяти у ВУ и СУ слушателей, по сравнению с НУ, свидетельствовали анализируемые показатели методики «Последовательное сравнение»: показатели эф-

фективности и стабильности в группе ВУ и СУ слушателей, по сравнению с НУ слушателями, были выше в среднем в 1,5 раза ф < 0,05) и в 1,7 раза ф < 0,05) соответственно. У ВУ и СУ слушателей, по сравнению с НУ слушателями, отмечался более высокий уровень развития координации движения конечностей, в частности тонкой ручной координации. Об этом свидетельствовали более высокие значения (в 1,4 раза; p < 0,05) показателя точности в методике «Координация движений». Значения показателя возбуждения в методике «Пространственно-временная экстраполяция» в группе ВУ и СУ слушателей также было больше (в 1,3 раза; p < 0,05), чем в группе НУ слушателей, что свидетельствует о более высоком уровне развития зрительно-пространственного восприятия у ВУ и СУ лиц.

В результате проведенных нами исследований у НУ слушателей, по данным СМИЛ, было выявлено превышение значений общепринятой нормы показателей по шкалам Pt (тревожность) и Sc (индивидуа-листичность), что может характеризовать их как тревожных, мнительных лиц с преобладанием тормозных черт характера. Более высокие значения (в 1,5 раза; p < 0,05) по шкале D (депрессия) в сочетании с превышением значений (в 1,7 раза; p < 0,05) по шкале Pt (тревожность) у НУ слушателей, по сравнению с ВУ, могут свидетельствовать о наличии психологических проблем, вероятно, связанных с процессом обучения, вынужденным отказом от реализации своих намерений, что снижает настроение в группе НУ лиц.

Сравнительная характеристика показателей теста «Мотивационный профиль» в исследуемых группах слушателей позволила установить, что ВУ слушатели отличались от НУ слушателей высокими значениями показателей по шкалам К (карьера) — в 1,4 раза; p < 0,05, П (признание) — в 1,6 раза; p < 0,05, ИР (интересная работа) — в 1,4 раза; p < 0,05, а также низкими значениями показателей по шкалам ОР (отношение с руководством) — в 1,4 раза; p < 0,05, ОК (отношение с коллегами) — в 4,4 раза; p < 0,05.

Для оценки структуры профессионально важных качеств, необходимых для успешного обучения и освоения специальности врача-остеопата, и значимости в ней отдельных качеств был проведен факторный анализ (главные компоненты). Установлено, что наиболее важным психофизиологическим качеством, удельный вес которого в структуре ПВК составлял около 30%, являлась психомоторика (уровень развития координации движения конечностей, в частности тонкой ручной координации). На долю наглядно-образного мышления приходилось около 11,2%, зрительно-пространственного восприятия — около 7,3%. Доля индивидуально-психологических особенностей личности в структуре ПВК слушателей, определяю-

щих успешность их обучения остеопатии, составляла около 17,8%.

Выводы

Выявлены ведущие профессионально важные качества врача-остеопата. Показаны существенные различия в значениях анализируемых показателей ПВК у лиц с разной успешностью обучения в ИОМ. С помощью факторного анализа (главные компоненты) определена значимость (вклад) отдельных качеств в структуре профессионально важных качеств, необходимых для успешного обучения и освоения специальности врача-остеопата.

1. Медведев В.И. Теоретические и прикладные проблемы физиологии труда: ее задачи и перспективы // Физиология человека. 1981. Т.7. №3. С.391-399.

2. Гуревич К.М. Психологическая диагностика и законы психологической науки // Психологический журнал, 1991. Т.12. №2. С.84-94.

3. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М.: Логос, 1996. 320 с.

4. Ясько Б.А. Экспертный анализ профессионально важных качеств врача // Психологический журнал. 2004. Т.25. №3. С.71-81.

5. Зараковский Г.М., Чунаева И.Н., Жильцов В.А. и др. Проект единой классификации профессий гражданской и военной сфер деятельности и номенклатуры профессионально важных качеств специалистов // Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики. 2004. №2. С.19-31.

6. Аппаратно-программный комплекс «Мультипсихометр» URL: www.multipsychometr.ru (дата обращения: 18.01.2021).

References

1. Medvedev V.I. Teoreticheskie i prikladnye problemy fiziologii truda: ee zadachi i perspektivy fiziologiya cheloveka [Theoretical and applied problems of physiology of labor: its problems and prospects]. Human Physiology, 1981, vol.7, no.3, pp.391- 399.

2. Gurevich K.M. Psikhologicheskaya diagnostika i zakony psikhologicheskoy nauki [Psychological diagnostics and methods of psychology]. Psikhologicheskiy zhurnal, 1991, vol.12, no.2, pp. 84-94.

3. Shadrikov V.D. Psikhologiya deyatel'nosti i sposobnosti cheloveka. Uchebnoe posobie [Psychology of activity and abilities of the person. A guidebook]. Moscow, Logos Publ., 1996, 320 p.

4. Yas'ko B.A. Ekspertnyy analiz professional'no vazhnykh kachestv vracha [Expert analysis of professional qualities of a doctor]. Psikhologicheskiy zhurnal, 2004, vol. 25, no.3, pp. 71 - 81.

5. Zarakovskiy G.M. et al. Proekt edinoy klassifikatsii professiy grazhdanskoy i voennoy sfer deyatel'nosti i nomenklatury professional'no vazhnykh kachestv spetsialistov [Draft uniform classification of professions of the civil and military spheres of activities and nomenclature of professionally important qualities of specialists]. Chelovecheskiy faktor: Problemy psikhologii i ergonomiki, 2004, no.2, pp. 19-31.

6. Apparatno-programmnyy kompleks «Mul'tipsikhometr» [Hardware and software system for psychodiagnostics Mul-tipsychometre]. Available at: www.multipsychometr.ru (assessed 04.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.