Информатизация здравоохранения
www.idmz.ru
гол 1, N= Б
■■■■
РЧН
В.Г.КУДРИНА,
д.м.н., профессор, заведующий кафедрой медицинской статистики и информатики Российской медицинской академии последипломного образования (ГБОУ ДПО РМАПО Минздравсоцразвития России), г. Москва, [email protected] Т.В. АНДРЕЕВА,
к.п.н., доцент кафедры медицинской статистики и информатики Российской медицинской академии последипломного образования (ГБОУ ДПО РМАПО Минздравсоцразвития России), г. Москва, [email protected] Н.Г. ДЗЕРАНОВА,
аспирант кафедры медицинской статистики и информатики Российской медицинской академии последипломного образования (ГБОУ ДПО РМАПО Минздравсоцразвития России), г. Москва, [email protected]
ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕРСОНАЛОМ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
УДК 002:372.8
Кудрина В.Г., Андреева Т.В., Дзеранова Н.Г. Оценка потребности и возможностей использования информационных технологий персоналом системы здравоохранения (Российская медицинская академия последипломного образования, г. Москва)
Аннотация. Представлены результаты научного исследования, проведенного на кафедре медицинской статистики и информатики Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО). Цель исследования — определить потребность и реальные возможности внедрения персоналом отрасли информационных технологий (ИТ). Использована комплексная методика, включающая подходы оценок в фокусгруппах, при социологических опросах и экспертных процедурах. Объект исследования — 12 фокус-групп общей численностью 249 человек по 6 профессионально однородным целевым аудиториям из числа проходивших профессиональную переподготовку, специализацию и повышение квалификации на кафедре в течение 2007-2008 и 2010-2011 учебных годов. Степень овладения навыками работы на персональных компьютерах (ПК) изучена применительно к создаваемой современной нормативно-правовой базе по информатизации. Определены мотивы использования ПК на рабочих местах. Выявлено, что активность участия персонала в информационных процессах связана с наличием соответствующих квалификационных требований и ориентирована прежде всего на занимаемую должность. Профессиональное развитие в рамках специальности решается в контексте должностных задач.
Ключевые слова: информатизация в системе здравоохранения, персонал отрасли, его специальность и должность, квалификационные требования, потребность и возможности использования ПК, уровень владения «софтом».
UDC 002:372.8
Kudrina V.G, Andreeva T.V, Dzeranova N.G. Evaluation of need and opportunities for usage of informational technologies by personnel of health care system (Russian medical academy of post-graduate education, Moscow) Annotation: There were defined the need and real opportunities for implementing by field's personnel the informational technologies (IT). There is used a complex methodology, consisting of approaches of evaluations in focus-groups, while sociological questionnaires and expert procedures. Object of research — 12 focus-groups consisting of 249 people divided in 6 professionally homogeneous target audiences among those who was going through professional re-preparation, qualification and enhancement of qualification in the Department within 2007-2008 studying years. There were defined motives of using PC on working places.
Keywords: informatization in the system of health care, personnel of the field, its specialization and position, qualification requirements, need and opportunities of using PC, level of owing the «software».
© В.Г. Кудрина, Т.В. Андреева, Н.Г. Дзеранова, 2011 г.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 15 ■
W4MM
1 и информационные
технологии
Информатизация здравоохранения
лассическим механизмом управления в системе здравоохранения является .программно-целевое планирование [1, 2], адекватно сочетающее финансовые и организационные возможности развития отрасли [3]. Внедрение программ и проектов развития «нового поколения»: приоритетного национального проекта «Здоровье», программы модернизации здравоохранения и др., [4, 5] позволяет организационные новации обеспечить финансово и обоснованно надеяться на реальное достижение поставленных задач. Вместе с тем система оптимизации не всегда срабатывает в той мере, как это определено в индикаторах выполнения программ и проектов. Одна из причин заключается в том, что при сосредоточении внимания на результирующих показателях из оценки выпадают составляющие их элементы и их взаимодействия.
К числу «стыковых» задач относится неучтенная активность включения персонала в информатизацию здравоохранения. Даже в программе модернизации отрасли, в которой одним из направлений обеспечения качества и доступности медицинской помощи гражданам РФ определена информатизация, в целевые показатели не включено использование в этом процессе кадрового ресурса [6].
Внедрение современных информационных технологий (ИТ) является дорогостоящим процессом. Но, очевидно, что компьютеры, телемедицинские системы, программы сбора и обработки информации можно разработать и централизованно поставить в медицинские учреждения. Вместе с тем не исключено, что ожидаемый эффект, который в условиях информатизации фиксируется достаточно четко, получен не будет. Все решают кадры. Изменение порядка слов в этом слогане не меняет сути очевидного. Необходимо сформировать у персонала отрасли потребность, осознание полезности и необходимости внедрения информационных технологий (ИТ) и соответственно развить адекватные возмож-
ности работы в информационной среде. К примеру, требование персонифицированного учета пациентов в единой базе данных ЛПУ влечет за собой необходимость иметь навыки работы с пакетами прикладных программ, не говоря уже об операционных системах.
При формировании потребности важно учитывать мотивы использования ИТ в работе. Выяснилось, что наиболее сильным мотивом является включение соответствующих профессиональных компетенций в официально определенные должностные требования, обозначенные, оцениваемые и, главное, контролируемые по уровню знаний, формированию навыков и использованию приобретенных умений в работе. К 2010 г. владение информационными технологиями вошло в число этих требований [7], причем стало базовой компетенцией для администраторов деловых процессов (персонал статистических подразделений и служб) и компетенцией прикладного применения практически для каждого работника отрасли.
Выраженная потребность во внедрении ИТ формирует у персонала необходимость «владения навыками использования средств вычислительной техники и медицинских информационных систем», как это обозначено в Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения [8].
Что затрудняет этот процесс «владения навыками» оценивают эксперты. Одной из полезных инициатив для профессиональных оценок стала рубрика «мнения экспертов», открытая в журнале «Врач и информационные технологии» и посвященная вопросу: «Что следует учесть при разработке программы информатизации в проектах модернизации регионального здравоохранения?» [9].
Заключения экспертов обозначают ключевые моменты оптимизации процесса информатизации. Наряду с ними, целесообразно представлять мнения тех, кто непосредственно участвует в реализации информационных
16 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Информатизация здравоохранения
www.idmz.ru
гол 1, N= Б
■■■■
РЧН
процессов. «Оценка работы врачей должна быть встроена в контекст практики и в систему здравоохранения, в которой специалисты осуществляют свою практику, и опираться на них. Оценку необходимо рассматривать как позитивный процесс формирования врача, проводимый с целью выявления тех областей практики, на которых следует акцентировать дальнейшее обучение» [10, P. 20].
Моделью — обобщенным отражением мнений персонала не только по проблемам их обучения и аттестации, но и «в контексте практики» является система последипломного образования. На этой базе можно зафиксировать мнения различных контингентов работающих в отрасли здравоохранения. Помимо общих оценок, представляется возможным выявить специфические черты в каждой группе. Это позволяет оптимизировать учебный процесс и преподавание прикладных аспектов внедрения информационных технологий на практике. Такая работа ведется на кафедре медицинской статистики и информатики РМАПО с начала 2000-х годов [11,12] и позволила в этот период установить низкий уровень оценки персоналом процессов информатизации в здравоохранении, преимущественно отсутствие компьютерной подготовки и минимум заинтересованного участия в их продвижении.
Вместе с тем с каждым годом уровень компьютерной подготовки персонала неуклонно возрастает. Уровень «компьютерной грамотности» вырос с 30% в начале 2000-х годов до 85% в 2011 г. Суждение об этом сделано на основе анализа объективной картины по наличию навыков работы с использованием средств вычислительной техники, что обычно сам персонал объединяет в понятие владения или пользования персональными компьютерами — ПК (Примечание: это сокращение будет использовано и в данной статье).
Возможны различные алгоритмы контроля навыков работы на ПК: от проверок (объективный метод) до самооценки обучающихся
(субъективный метод). Для структурирования проблемы участия персонала в информационных процессах проведен комплексный анализ с применением в социологическом исследовании подходов работы в фокус-группах. В профессионально однородных группах обсуждались вопросы и систематизировались мнения по информатизации в здравоохранении.
Фокус-группа — это объединенная по некоторым критериям малая группа, внимание и интеллектуальные усилия которой временно сконцентрированы исследователем на определенной теме [13]. Группы при обучении в системе последипломного образования формируются по целевым профессиональным аудиториям. В результате изучения и обобщения индивидуальных мнений представляется возможным получить профессиональные «срезы» об уровне потребности и личном вкладе во внедрение информационных технологий. В целом было создано 12 фокус-групп в 2007-2008 и 2010-2011 учебных годах. Их участниками стали 249 человек, работающих в системе здравоохранения. Целевые группы представлены организаторами здравоохранения (25,3%), средними медицинскими работниками (СМР): медицинскими статистиками (27,3%), врачами клинических специальностей (12,1%), преподавателями и научными сотрудниками (4,8%) и немедицинским персоналом отрасли (2,4%), а также обучавшимися в системе послевузовского профессионального образования аспирантами (28,1%). Больше половины участников исследований проходили циклы повышения квалификации — тематическое усовершенствование (53,8%), меньшее число — профессиональную переподготовку (18,9%), а также общее усовершенствование и специализацию (27,3%).
Выбор интервала для исследования связан с выходом после учебного 2007/2008 года большого числа регламентирующих документов, ставших основой информационного развития отрасли [14, 15, 8 и др.]. Особо следует выделить документы, изменяющие сфор-
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 17 ■
РЧН
Информатизация здравоохранения
и информационные
технологии
Ш
>мированные ранее порядки деятельности в связи с переходом к страховой медицине и работе с персональными данными [14,16]. Суть реформ заключается в том, что формируются новые деловые процессы в отрасли, принципиально изменяются отношение к информации о пациенте и порядок регистрации медицинских данных, создается новый документооборот — электронный. Участие в деловых процессах специалистов в зависимости от должности различно. Но владение информационными технологиями необходимо всем.
Свои мнения слушатели конкретизировали в анкетах. Число опрошенных позволяет обеспечить среднюю степень достоверности оценок, что достаточно для суждения о ситуации. В ходе дискуссий и по открытым ответам анкеты определено, в частности, что крайне редко причиной ранее не реализованной возможности владения ПК было отсутствие технического оснащения. Участники дискуссий и опросов пришли к общему мнению, что не было потребности уделять особое внимание ПК, так как это не было зафиксировано в должностных требованиях.
Динамика использования ПК в работе медицинского персонала изучена в ходе наукометрического анализа. Сопоставлены балльные оценки по уровням потребности во внедрении ПК на рабочих местах, выставленные участниками дискуссий в группах в 2007/2008 и 2010/2011 гг. (рис. 1). Рассчитанные в процентах относительной шкалы (табл. 1) итоговые показатели потребности в применении ИТ оказались наибольшими среди немедицинского персонала, обеспечивающего ИТ-процессы. За 3-летний период уровни потребности изменились по всем группам привлеченных к дискуссиям специалистов — показатели в процентах относительной шкалы превысили 90% в 2010-2011 гг. Наибольший темп роста отмечен по профессиональным группам персонала, обеспечивающего ведение медицинской статистики (СМР — медицинские статистики) и среди врачей-клини-
цистов, все более активно вовлекаемых в работу с электронными медицинскими картами.
Предприняты попытки развить в группах 2010/2011 гг. дискуссию по перспективам внедрения современных информационных технологий в здравоохранении, представленным в Федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [5], «в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде» (ст. 50, п. 3, пп. 2). Были высказаны квалифицированные мнения и конкретные предложения лишь по ведению медицинских карт пациентов и электронному документообороту в части формирования статистического учета по первичным данным. Приложения универсальной электронной карты аудитории не понятны. В ряду своих профессиональных интересов телемедицинская составляющая информационной деятельности остается в стороне. Аудитория объясняет это невозможностью передачи информации о пациентах по каналам связи.
Изучение потребности работающих в отрасли здравоохранения врачей, среднего медицинского персонала и немедицинских кадров во внедрении на рабочих местах персональных компьютеров (ПК) и современных информационных технологий (ИТ) имеет практическую значимость, если эти потребности связаны с оценкой возможностей персонала внедрять информационные технологии.
Уровень навыков работы на ПК определен по самооценкам участников дискуссий и социологических опросов по алгоритму, использованному при изучении потребности персонала отрасли внедрять ПК на своих рабочих местах. В выбранных шести целевых профессиональных группах по той же системе
18 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Информатизация здравоохранения
www.idmz.ru
гол 1, N= Б
■■■■
РЧН
2007/2008 Профессиональные группы 2010/2011
100,0 1) Аспиранты 76,5 17,6 4,4 1,5
8,0 28,0 64,0 2) Организаторы здравоохранения 86,9 10,5 2,6
7,1 50,0 42,9 3) Врачи-клиницисты 85,7 14 ,3
50,0 50,0 4) Научные сотрудники и преподаватели 90,9 9,1
5,6 8,3 58,3 27,8 5) СМР-медицинские статистики 68,8 28,1 3,1
100,0 6) Немедицинский персонал 100,0
1,0 3,9 31,0 64,1 итого 84,8 13,2 СО о CN
ИП1= 89,6% Итоговые показатели потребности в % относительной шкалы ИП2= 95,5%
Потребность 4 — Да 3 — Скорее да 2 — Скорее нет 1 - Нет
Рис. 1. Балльная оценка потребности во внедрении ПК у участников дискуссий социологических опросов (в % относительной шкалы)
Таблица 1
Динамика итоговых показателей потребности во внедрении ПК (в % относительной шкалы)
№ Профессиональные группы Периоды исследования Темп роста
2007-2008 2010-2011 ' (в %)
1 Аспиранты 100,0 92,3* 92,3
2 Организаторы здравоохранения 89,0 96,1 108,0
3 Врачи-клиницисты 84,0 96,4 114,8
4 Научные сотрудники и преподаватели 87,5 97,7 111,7
5 СМР-медстатистики 77,1 90,7 117,6
6 Немедицинский персонал 100,0 100,0 100,0
Итоговый показатель (ИП) 89,6 95,5 106,6
* Среди аспирантов использование ПК в работе неизбежно, но в оценке потребности связано с текущим этапом выполнения диссертационной работы.
оценок рассчитаны балльные характеристики (рис. 2), итоговые оценки (в данном случае самооценки), которые в относительной шкале в среднем составили в 2007-2008 гг. — 74,3% и в 2010-2011 — 83,5%, с темпом роста показателя — 112,4% и с наибольшими значениями по группам врачей-клини-цистов, организаторов здравоохранения и СМР-медицинских статистиков (табл. 2).
Общая характеристика владения «софтом» приведена на рис. 3. Для 63,8% оно ограничено офисными программами, 14,0% отметили владение специальными профессиональными программами (фактически это и есть ИТ) и единицы (2,0%) статистическим пакетом. Самооценку «продвинутый пользователь» дали лишь некоторые аспиранты. В целом работают с вычислительной техникой
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 19 ■
W4MM
1 и информационные
технологии
Информатизация здравоохранения
2007/2008 Профессиональные группы 2010/2011
100,0 1) Аспиранты 36,8 32,3 22,1 8,8
8,0 36,0 32,0 24,0 2) Организаторы здравоохранения 52,6 29,0 10,5 7,9
7,1 28,6 57,2 7,1 3) Врачи-клиницисты 56,3 31,2 12,5
100,0 4) Научные сотрудники и преподаватели 54,5 27,3 18,2
5,6 22,2 58,3 13,9 5) СМР-медицинские статистики 53,1 34,4 9,4 3,1
33,3 66,7 6) Немедицинский персонал 66,7 33,3
3,4 14,5 63,5 18,6 итого 53,3 31,3 12,1 3,3
ИПт = 74,3% Итоговые показатели владения ПК в % относительной шкалы ИП2 = 83,5%
Навыки работы на ПЭВМ 4-Да 3 — Скорее да 2 — Скорее нет 1 - Нет
Рис. 2. Балльная самооценка владения навыками работы на ПК (в % относительной шкалы)
Таблица 2
Динамика итоговых показателей самооценки владения навыками работы
на ПК (в % относительной шкалы)
№ П А. Периоды исследования Темп роста
/ Профессиональные группы " 2007-2008 2010-20U " (в %)
1 Аспиранты 75,0 74,3 99,1
2 Организаторы здравоохранения 68,0 81,6 120,0
3 Врачи-кпиницисты 66,1 86,0 130,1
4 Научные сотрудники и преподаватели 75,0 84,1 112,1
5 СМР-медстатистики 70,1 83,6 119,3
6 Немедицинский персонал 91,7 91,7 100,0
Итоговый показатель (ИП) 74,3 83,5 112,4
85,5%, не пользуются ею в работе 14,5% слушателей.
Интересны результаты сопоставления оценок соответствия навыков работы на ПК профессиональным требованиям самими участниками исследования и привлеченными экспертами — на основе анализа анкет. По заключениям экспертов, лишь у 12,4% участников исследования уровень владения ПК
ниже, чем требует практическая работа. Самооценки более критичны — 24,9%. Можно предположить, что внешнее оценивание носит относительно общий характер и «не привязано» к конкретному рабочему месту. Сам персонал более реалистичен, «встраивает» себя в должностные рамки и уже на этой основе определяет соответствие предъявляемым требованиям. Фактически
■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Информатизация здравоохранения
www.idmz.ru
гол 1, N= Б
■■■■
РЧН
Рис. 3. Характеристика участников дискуссий и социологических опросов по используемым программным средствам (в % к итогу)
речь идет о самоаттестации специалиста. И в целом представляется, что роль аттестации на соответствие должностным обязанностям имеет большой потенциал роста своей значимости. Статистически это подтверждает выявленная взаимосвязь между потребностью персонала в развитии новой информационной среды и активностью включения в эту работу именно в должностном аспекте: коэффициент корреляции рангов (р) в период 2007-2008 гг. составил +0,93, в 2010-2011 гг. - +0,87.
То, что именно служебные обязанности побуждают персонал к активному включению в информационные процессы, вполне логично. Как следует из определения [17] «должность — это служебное место, связанное с исполнением служебных обязанностей и определенной ответственностью». «Обязанность» и «ответственность» — нормы, побуждающие к действию. Вместе с тем, работая в должности, следует понимать, что разрешение на деятельность дается по специальности.
«Специальность — вид занятий в рамках одной профессии, требующий конкретных знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение профессиональных задач»[17]. Согласимся, что «образование» и «решение профессиональных задач» — нормы очевидности, а не особой ответственности. Не всегда осознается, что от специальности и подтверждения принадлежности к ней в первую очередь зависит занимаемая должность. Для того, чтобы стимулировать развитие у персонала потребности и возможностей внедрять современные медицинские и организационные информационные технологии, следует уделять равнозначное внимание как непрерывному медицинскому образованию на последипломном его этапе с подтверждением профессионального статуса, так и индивидуальной «точечной» подготовке на стажировках, тренингах, семинарах, мастерклассах и т.п. для развития квалификационного уровня.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ h ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■
W4MM
1 и информационные
технологии
Информатизация здравоохранения
Выводы:
• система последипломного образования является моделью изучения профессиональных проблем персонала отрасли, при этом перспективны исследования, использующие комплексный подход работы в фокус-группах, проведения социологических опросов и экспертных процедур;
• средний показатель «компьютерной грамотности» персонала системы здравоохранения в настоящее время находится на уровне 85% от числа занятых в отрасли специалистов, что является достаточным для начала работы в новой, создаваемой в рамках
модернизации отрасли, информационной среде;
• наиболее сильным побуждающим мотивом у персонала внедрять информационные технологии является соответствие должностным обязанностям, представленным в квалификационных требованиях;
• для обеспечения профессионального статуса специалисту следует в определенные сроки проходить обучение в системе непрерывного профессионального образования, а также иметь возможность индивидуально совершенствовать навыки работы на конкретном рабочем месте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шиган Е.Н., Остапюк С.Ф. Целевые комплексные программы в здравоохранении. — М.: Издательство «Медицина», 1988. — 224 с.
2. Венедиктов Д.Д. Очерки системной теории и стратегии здравоохранения. — М., 2007. — 309 с.
3. Управление здравоохранением на современном этапе/Под ред. акад. РАМН В.И. Стародубова и проф. Д.В. Пивеня: Монография. — М.: Издательский дом «Менеджер здравоохранения», 2006. — 156 с.
4. Приказ Минздравсоцразвития России от 8 июня 2011 г. №475 «Об организации работы по контролю за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий в целях реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2011 году».
5. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании».
6. Приказ Минздравсоцразвития России от 30 декабря 2010 г. № 1240н «Об утверждении порядка и формы предоставления отчетности о реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь».
7. Приказ Минздравсоцразвития России от 6 ноября 2009 г. № 869 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в системе здравоохранения».
8. Приказ Минздравсоцразвития России от 28 апреля 2011 г. №364 «Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения».
9. Обзор ответов экспертов на вопрос: «Что следует учесть при разработке программы информатизации в проектах модернизации регионального здравоохране-ния?»//Врач и информационные технологии. — 2010. — №6. — С. 55-63.
1 22 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Информатизация здравоохранения
www.idmz.ru
гол 1, N= Б
■■■■
РЧН
10. Краткий аналитический обзор «Как создать условия для адаптации умений и навыков врачей к новым потребностям и для непрерывного образования»/Еб$. Tanya Horsley, Jeremy Grimshaw, Craig Campbell//B03, 2010 и ВОЗ от имени Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения. — 2010. — № 14. — P. 1-55.
11. Андреева Т.В. Новые педагогические подходы в обучении работников здравоохранения основам информатики//Автореф.дисс...канд.пед.наук. — М., 2003. — 29 с.
12. Дрошнева В.А. Научно-методические подходы к совершенствованию информационной базы последипломного образования врачей-специалистов//Авто-реф.дисс...канд.мед.наук. — М., 2003. — 21 с.
13. В чем «фокус» фокус-групп. — http://rus.bazisgroup.com/resources/publications 04/06/2009.
14. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № Ф3-363 «О внесении изменений в статьи 19 и 25 Федерального закона «О персональных данных».
15. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи».
16. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. №313-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
17. «Должность», «специальность». — Глоссарий.ш. — www.glossary.ru
ИТ-новости
-------------------------------------------------f
В РОССИИ СОЗДАДУТ ИНТЕРНЕТ-СЛУЖБУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Разработана Концепция создания Интернет-службы психологической помощи населению. Так, на сайтах центров психиатрии имени Сербского и экстренной психологической помощи МЧС России, а также Федерального института развития образования Минобрнауки России планируется создать специальные разделы. На них будет размещаться информация о бесплатных психологических услугах, оказываемых учреждениями здравоохранения, соцзащиты населения, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, образования. Будут предоставлены сведения о самих учреждениях (адрес, телефон, факс, электронная почта, сайт) и даны рекомендации по преодолению стресса. Могут публиковаться статьи, обзоры, справочные материалы по вопросам оказания психологической помощи. Доступ к указанным сведениям должен быть круглосуточным и бесплатным.
Информация о создании вышеназванных разделов будет размещаться на Едином портале государственных (муниципальных) услуг (функций).
Разработаны требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения функционирования указанных разделов сайтов.
Утвержден комплексный план мероприятий по реализации Концепции. Они осуществляются в 2 этапа. Завершение планируется в 2012 г.
Источник: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ, МЧС РФ, Министерства образования и науки РФ и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 29 сентября 2011 г. № 1086/550/2415/241 «Об утверждении Концепции создания Интернет-службы психологической помощи населению и комплексного плана мероприятий по ее реализации»
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 23 ■