Научная статья на тему 'Оценка потребности и возможностей использования информационных технологий персоналом системы здравоохранения'

Оценка потребности и возможностей использования информационных технологий персоналом системы здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
147
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ПЕРСОНАЛ ОТРАСЛИ / ЕГО СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ДОЛЖНОСТЬ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПК / УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ "СОФТОМ" / LEVEL OF OWING THE "SOFTWARE" / INFORMATIZATION IN THE SYSTEM OF HEALTH CARE / PERSONNEL OF THE FIELD / ITS SPECIALIZATION AND POSITION / QUALIFICATION REQUIREMENTS / NEED AND OPPORTUNITIES OF USING PC

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кудрина В. Г., Андреева Т. В., Дзеранова Н. Г.

Представлены результаты научного исследования, проведенного на кафедре медицинской статистики и информатики Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО). Цель исследования определить потребность и реальные возможности внедрения персоналом отрасли информационных технологий (ИТ). Использована комплексная методика, включающая подходы оценок в фокусгруппах, при социологических опросах и экспертных процедурах. Объект исследования 12 фокус-групп общей численностью 249 человек по 6 профессионально однородным целевым аудиториям из числа проходивших профессиональную переподготовку, специализацию и повышение квалификации на кафедре в течение 2007-2008 и 2010-2011 учебных годов. Степень овладения навыками работы на персональных компьютерах (ПК) изучена применительно к создаваемой современной нормативно-правовой базе по информатизации. Определены мотивы использования ПК на рабочих местах. Выявлено, что активность участия персонала в информационных процессах связана с наличием соответствующих квалификационных требований и ориентирована прежде всего на занимаемую должность. Профессиональное развитие в рамках специальности решается в контексте должностных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of need and opportunities for usage of informational technologies by personnel of health care system

There were defined the need and real opportunities for implementing by field's personnel the informational technologies (IT). There is used a complex methodology, consisting of approaches of evaluations in focusgroups, while sociological questionnaires and expert procedures. Object of research 12 focus-groups consisting of 249 people divided in 6 professionally homogeneous target audiences among those who was going through professional re-preparation, qualification and enhancement of qualification in the Department within 2007-2008 studying years. There were defined motives of using PC on working places.

Текст научной работы на тему «Оценка потребности и возможностей использования информационных технологий персоналом системы здравоохранения»

Информатизация здравоохранения

www.idmz.ru

гол 1, N= Б

■■■■

РЧН

В.Г.КУДРИНА,

д.м.н., профессор, заведующий кафедрой медицинской статистики и информатики Российской медицинской академии последипломного образования (ГБОУ ДПО РМАПО Минздравсоцразвития России), г. Москва, [email protected] Т.В. АНДРЕЕВА,

к.п.н., доцент кафедры медицинской статистики и информатики Российской медицинской академии последипломного образования (ГБОУ ДПО РМАПО Минздравсоцразвития России), г. Москва, [email protected] Н.Г. ДЗЕРАНОВА,

аспирант кафедры медицинской статистики и информатики Российской медицинской академии последипломного образования (ГБОУ ДПО РМАПО Минздравсоцразвития России), г. Москва, [email protected]

ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕРСОНАЛОМ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УДК 002:372.8

Кудрина В.Г., Андреева Т.В., Дзеранова Н.Г. Оценка потребности и возможностей использования информационных технологий персоналом системы здравоохранения (Российская медицинская академия последипломного образования, г. Москва)

Аннотация. Представлены результаты научного исследования, проведенного на кафедре медицинской статистики и информатики Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО). Цель исследования — определить потребность и реальные возможности внедрения персоналом отрасли информационных технологий (ИТ). Использована комплексная методика, включающая подходы оценок в фокусгруппах, при социологических опросах и экспертных процедурах. Объект исследования — 12 фокус-групп общей численностью 249 человек по 6 профессионально однородным целевым аудиториям из числа проходивших профессиональную переподготовку, специализацию и повышение квалификации на кафедре в течение 2007-2008 и 2010-2011 учебных годов. Степень овладения навыками работы на персональных компьютерах (ПК) изучена применительно к создаваемой современной нормативно-правовой базе по информатизации. Определены мотивы использования ПК на рабочих местах. Выявлено, что активность участия персонала в информационных процессах связана с наличием соответствующих квалификационных требований и ориентирована прежде всего на занимаемую должность. Профессиональное развитие в рамках специальности решается в контексте должностных задач.

Ключевые слова: информатизация в системе здравоохранения, персонал отрасли, его специальность и должность, квалификационные требования, потребность и возможности использования ПК, уровень владения «софтом».

UDC 002:372.8

Kudrina V.G, Andreeva T.V, Dzeranova N.G. Evaluation of need and opportunities for usage of informational technologies by personnel of health care system (Russian medical academy of post-graduate education, Moscow) Annotation: There were defined the need and real opportunities for implementing by field's personnel the informational technologies (IT). There is used a complex methodology, consisting of approaches of evaluations in focus-groups, while sociological questionnaires and expert procedures. Object of research — 12 focus-groups consisting of 249 people divided in 6 professionally homogeneous target audiences among those who was going through professional re-preparation, qualification and enhancement of qualification in the Department within 2007-2008 studying years. There were defined motives of using PC on working places.

Keywords: informatization in the system of health care, personnel of the field, its specialization and position, qualification requirements, need and opportunities of using PC, level of owing the «software».

© В.Г. Кудрина, Т.В. Андреева, Н.Г. Дзеранова, 2011 г.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 15 ■

W4MM

1 и информационные

технологии

Информатизация здравоохранения

лассическим механизмом управления в системе здравоохранения является .программно-целевое планирование [1, 2], адекватно сочетающее финансовые и организационные возможности развития отрасли [3]. Внедрение программ и проектов развития «нового поколения»: приоритетного национального проекта «Здоровье», программы модернизации здравоохранения и др., [4, 5] позволяет организационные новации обеспечить финансово и обоснованно надеяться на реальное достижение поставленных задач. Вместе с тем система оптимизации не всегда срабатывает в той мере, как это определено в индикаторах выполнения программ и проектов. Одна из причин заключается в том, что при сосредоточении внимания на результирующих показателях из оценки выпадают составляющие их элементы и их взаимодействия.

К числу «стыковых» задач относится неучтенная активность включения персонала в информатизацию здравоохранения. Даже в программе модернизации отрасли, в которой одним из направлений обеспечения качества и доступности медицинской помощи гражданам РФ определена информатизация, в целевые показатели не включено использование в этом процессе кадрового ресурса [6].

Внедрение современных информационных технологий (ИТ) является дорогостоящим процессом. Но, очевидно, что компьютеры, телемедицинские системы, программы сбора и обработки информации можно разработать и централизованно поставить в медицинские учреждения. Вместе с тем не исключено, что ожидаемый эффект, который в условиях информатизации фиксируется достаточно четко, получен не будет. Все решают кадры. Изменение порядка слов в этом слогане не меняет сути очевидного. Необходимо сформировать у персонала отрасли потребность, осознание полезности и необходимости внедрения информационных технологий (ИТ) и соответственно развить адекватные возмож-

ности работы в информационной среде. К примеру, требование персонифицированного учета пациентов в единой базе данных ЛПУ влечет за собой необходимость иметь навыки работы с пакетами прикладных программ, не говоря уже об операционных системах.

При формировании потребности важно учитывать мотивы использования ИТ в работе. Выяснилось, что наиболее сильным мотивом является включение соответствующих профессиональных компетенций в официально определенные должностные требования, обозначенные, оцениваемые и, главное, контролируемые по уровню знаний, формированию навыков и использованию приобретенных умений в работе. К 2010 г. владение информационными технологиями вошло в число этих требований [7], причем стало базовой компетенцией для администраторов деловых процессов (персонал статистических подразделений и служб) и компетенцией прикладного применения практически для каждого работника отрасли.

Выраженная потребность во внедрении ИТ формирует у персонала необходимость «владения навыками использования средств вычислительной техники и медицинских информационных систем», как это обозначено в Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения [8].

Что затрудняет этот процесс «владения навыками» оценивают эксперты. Одной из полезных инициатив для профессиональных оценок стала рубрика «мнения экспертов», открытая в журнале «Врач и информационные технологии» и посвященная вопросу: «Что следует учесть при разработке программы информатизации в проектах модернизации регионального здравоохранения?» [9].

Заключения экспертов обозначают ключевые моменты оптимизации процесса информатизации. Наряду с ними, целесообразно представлять мнения тех, кто непосредственно участвует в реализации информационных

16 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Информатизация здравоохранения

www.idmz.ru

гол 1, N= Б

■■■■

РЧН

процессов. «Оценка работы врачей должна быть встроена в контекст практики и в систему здравоохранения, в которой специалисты осуществляют свою практику, и опираться на них. Оценку необходимо рассматривать как позитивный процесс формирования врача, проводимый с целью выявления тех областей практики, на которых следует акцентировать дальнейшее обучение» [10, P. 20].

Моделью — обобщенным отражением мнений персонала не только по проблемам их обучения и аттестации, но и «в контексте практики» является система последипломного образования. На этой базе можно зафиксировать мнения различных контингентов работающих в отрасли здравоохранения. Помимо общих оценок, представляется возможным выявить специфические черты в каждой группе. Это позволяет оптимизировать учебный процесс и преподавание прикладных аспектов внедрения информационных технологий на практике. Такая работа ведется на кафедре медицинской статистики и информатики РМАПО с начала 2000-х годов [11,12] и позволила в этот период установить низкий уровень оценки персоналом процессов информатизации в здравоохранении, преимущественно отсутствие компьютерной подготовки и минимум заинтересованного участия в их продвижении.

Вместе с тем с каждым годом уровень компьютерной подготовки персонала неуклонно возрастает. Уровень «компьютерной грамотности» вырос с 30% в начале 2000-х годов до 85% в 2011 г. Суждение об этом сделано на основе анализа объективной картины по наличию навыков работы с использованием средств вычислительной техники, что обычно сам персонал объединяет в понятие владения или пользования персональными компьютерами — ПК (Примечание: это сокращение будет использовано и в данной статье).

Возможны различные алгоритмы контроля навыков работы на ПК: от проверок (объективный метод) до самооценки обучающихся

(субъективный метод). Для структурирования проблемы участия персонала в информационных процессах проведен комплексный анализ с применением в социологическом исследовании подходов работы в фокус-группах. В профессионально однородных группах обсуждались вопросы и систематизировались мнения по информатизации в здравоохранении.

Фокус-группа — это объединенная по некоторым критериям малая группа, внимание и интеллектуальные усилия которой временно сконцентрированы исследователем на определенной теме [13]. Группы при обучении в системе последипломного образования формируются по целевым профессиональным аудиториям. В результате изучения и обобщения индивидуальных мнений представляется возможным получить профессиональные «срезы» об уровне потребности и личном вкладе во внедрение информационных технологий. В целом было создано 12 фокус-групп в 2007-2008 и 2010-2011 учебных годах. Их участниками стали 249 человек, работающих в системе здравоохранения. Целевые группы представлены организаторами здравоохранения (25,3%), средними медицинскими работниками (СМР): медицинскими статистиками (27,3%), врачами клинических специальностей (12,1%), преподавателями и научными сотрудниками (4,8%) и немедицинским персоналом отрасли (2,4%), а также обучавшимися в системе послевузовского профессионального образования аспирантами (28,1%). Больше половины участников исследований проходили циклы повышения квалификации — тематическое усовершенствование (53,8%), меньшее число — профессиональную переподготовку (18,9%), а также общее усовершенствование и специализацию (27,3%).

Выбор интервала для исследования связан с выходом после учебного 2007/2008 года большого числа регламентирующих документов, ставших основой информационного развития отрасли [14, 15, 8 и др.]. Особо следует выделить документы, изменяющие сфор-

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 17 ■

РЧН

Информатизация здравоохранения

и информационные

технологии

Ш

>мированные ранее порядки деятельности в связи с переходом к страховой медицине и работе с персональными данными [14,16]. Суть реформ заключается в том, что формируются новые деловые процессы в отрасли, принципиально изменяются отношение к информации о пациенте и порядок регистрации медицинских данных, создается новый документооборот — электронный. Участие в деловых процессах специалистов в зависимости от должности различно. Но владение информационными технологиями необходимо всем.

Свои мнения слушатели конкретизировали в анкетах. Число опрошенных позволяет обеспечить среднюю степень достоверности оценок, что достаточно для суждения о ситуации. В ходе дискуссий и по открытым ответам анкеты определено, в частности, что крайне редко причиной ранее не реализованной возможности владения ПК было отсутствие технического оснащения. Участники дискуссий и опросов пришли к общему мнению, что не было потребности уделять особое внимание ПК, так как это не было зафиксировано в должностных требованиях.

Динамика использования ПК в работе медицинского персонала изучена в ходе наукометрического анализа. Сопоставлены балльные оценки по уровням потребности во внедрении ПК на рабочих местах, выставленные участниками дискуссий в группах в 2007/2008 и 2010/2011 гг. (рис. 1). Рассчитанные в процентах относительной шкалы (табл. 1) итоговые показатели потребности в применении ИТ оказались наибольшими среди немедицинского персонала, обеспечивающего ИТ-процессы. За 3-летний период уровни потребности изменились по всем группам привлеченных к дискуссиям специалистов — показатели в процентах относительной шкалы превысили 90% в 2010-2011 гг. Наибольший темп роста отмечен по профессиональным группам персонала, обеспечивающего ведение медицинской статистики (СМР — медицинские статистики) и среди врачей-клини-

цистов, все более активно вовлекаемых в работу с электронными медицинскими картами.

Предприняты попытки развить в группах 2010/2011 гг. дискуссию по перспективам внедрения современных информационных технологий в здравоохранении, представленным в Федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [5], «в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде» (ст. 50, п. 3, пп. 2). Были высказаны квалифицированные мнения и конкретные предложения лишь по ведению медицинских карт пациентов и электронному документообороту в части формирования статистического учета по первичным данным. Приложения универсальной электронной карты аудитории не понятны. В ряду своих профессиональных интересов телемедицинская составляющая информационной деятельности остается в стороне. Аудитория объясняет это невозможностью передачи информации о пациентах по каналам связи.

Изучение потребности работающих в отрасли здравоохранения врачей, среднего медицинского персонала и немедицинских кадров во внедрении на рабочих местах персональных компьютеров (ПК) и современных информационных технологий (ИТ) имеет практическую значимость, если эти потребности связаны с оценкой возможностей персонала внедрять информационные технологии.

Уровень навыков работы на ПК определен по самооценкам участников дискуссий и социологических опросов по алгоритму, использованному при изучении потребности персонала отрасли внедрять ПК на своих рабочих местах. В выбранных шести целевых профессиональных группах по той же системе

18 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Информатизация здравоохранения

www.idmz.ru

гол 1, N= Б

■■■■

РЧН

2007/2008 Профессиональные группы 2010/2011

100,0 1) Аспиранты 76,5 17,6 4,4 1,5

8,0 28,0 64,0 2) Организаторы здравоохранения 86,9 10,5 2,6

7,1 50,0 42,9 3) Врачи-клиницисты 85,7 14 ,3

50,0 50,0 4) Научные сотрудники и преподаватели 90,9 9,1

5,6 8,3 58,3 27,8 5) СМР-медицинские статистики 68,8 28,1 3,1

100,0 6) Немедицинский персонал 100,0

1,0 3,9 31,0 64,1 итого 84,8 13,2 СО о CN

ИП1= 89,6% Итоговые показатели потребности в % относительной шкалы ИП2= 95,5%

Потребность 4 — Да 3 — Скорее да 2 — Скорее нет 1 - Нет

Рис. 1. Балльная оценка потребности во внедрении ПК у участников дискуссий социологических опросов (в % относительной шкалы)

Таблица 1

Динамика итоговых показателей потребности во внедрении ПК (в % относительной шкалы)

№ Профессиональные группы Периоды исследования Темп роста

2007-2008 2010-2011 ' (в %)

1 Аспиранты 100,0 92,3* 92,3

2 Организаторы здравоохранения 89,0 96,1 108,0

3 Врачи-клиницисты 84,0 96,4 114,8

4 Научные сотрудники и преподаватели 87,5 97,7 111,7

5 СМР-медстатистики 77,1 90,7 117,6

6 Немедицинский персонал 100,0 100,0 100,0

Итоговый показатель (ИП) 89,6 95,5 106,6

* Среди аспирантов использование ПК в работе неизбежно, но в оценке потребности связано с текущим этапом выполнения диссертационной работы.

оценок рассчитаны балльные характеристики (рис. 2), итоговые оценки (в данном случае самооценки), которые в относительной шкале в среднем составили в 2007-2008 гг. — 74,3% и в 2010-2011 — 83,5%, с темпом роста показателя — 112,4% и с наибольшими значениями по группам врачей-клини-цистов, организаторов здравоохранения и СМР-медицинских статистиков (табл. 2).

Общая характеристика владения «софтом» приведена на рис. 3. Для 63,8% оно ограничено офисными программами, 14,0% отметили владение специальными профессиональными программами (фактически это и есть ИТ) и единицы (2,0%) статистическим пакетом. Самооценку «продвинутый пользователь» дали лишь некоторые аспиранты. В целом работают с вычислительной техникой

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 19 ■

W4MM

1 и информационные

технологии

Информатизация здравоохранения

2007/2008 Профессиональные группы 2010/2011

100,0 1) Аспиранты 36,8 32,3 22,1 8,8

8,0 36,0 32,0 24,0 2) Организаторы здравоохранения 52,6 29,0 10,5 7,9

7,1 28,6 57,2 7,1 3) Врачи-клиницисты 56,3 31,2 12,5

100,0 4) Научные сотрудники и преподаватели 54,5 27,3 18,2

5,6 22,2 58,3 13,9 5) СМР-медицинские статистики 53,1 34,4 9,4 3,1

33,3 66,7 6) Немедицинский персонал 66,7 33,3

3,4 14,5 63,5 18,6 итого 53,3 31,3 12,1 3,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИПт = 74,3% Итоговые показатели владения ПК в % относительной шкалы ИП2 = 83,5%

Навыки работы на ПЭВМ 4-Да 3 — Скорее да 2 — Скорее нет 1 - Нет

Рис. 2. Балльная самооценка владения навыками работы на ПК (в % относительной шкалы)

Таблица 2

Динамика итоговых показателей самооценки владения навыками работы

на ПК (в % относительной шкалы)

№ П А. Периоды исследования Темп роста

/ Профессиональные группы " 2007-2008 2010-20U " (в %)

1 Аспиранты 75,0 74,3 99,1

2 Организаторы здравоохранения 68,0 81,6 120,0

3 Врачи-кпиницисты 66,1 86,0 130,1

4 Научные сотрудники и преподаватели 75,0 84,1 112,1

5 СМР-медстатистики 70,1 83,6 119,3

6 Немедицинский персонал 91,7 91,7 100,0

Итоговый показатель (ИП) 74,3 83,5 112,4

85,5%, не пользуются ею в работе 14,5% слушателей.

Интересны результаты сопоставления оценок соответствия навыков работы на ПК профессиональным требованиям самими участниками исследования и привлеченными экспертами — на основе анализа анкет. По заключениям экспертов, лишь у 12,4% участников исследования уровень владения ПК

ниже, чем требует практическая работа. Самооценки более критичны — 24,9%. Можно предположить, что внешнее оценивание носит относительно общий характер и «не привязано» к конкретному рабочему месту. Сам персонал более реалистичен, «встраивает» себя в должностные рамки и уже на этой основе определяет соответствие предъявляемым требованиям. Фактически

■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Информатизация здравоохранения

www.idmz.ru

гол 1, N= Б

■■■■

РЧН

Рис. 3. Характеристика участников дискуссий и социологических опросов по используемым программным средствам (в % к итогу)

речь идет о самоаттестации специалиста. И в целом представляется, что роль аттестации на соответствие должностным обязанностям имеет большой потенциал роста своей значимости. Статистически это подтверждает выявленная взаимосвязь между потребностью персонала в развитии новой информационной среды и активностью включения в эту работу именно в должностном аспекте: коэффициент корреляции рангов (р) в период 2007-2008 гг. составил +0,93, в 2010-2011 гг. - +0,87.

То, что именно служебные обязанности побуждают персонал к активному включению в информационные процессы, вполне логично. Как следует из определения [17] «должность — это служебное место, связанное с исполнением служебных обязанностей и определенной ответственностью». «Обязанность» и «ответственность» — нормы, побуждающие к действию. Вместе с тем, работая в должности, следует понимать, что разрешение на деятельность дается по специальности.

«Специальность — вид занятий в рамках одной профессии, требующий конкретных знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение профессиональных задач»[17]. Согласимся, что «образование» и «решение профессиональных задач» — нормы очевидности, а не особой ответственности. Не всегда осознается, что от специальности и подтверждения принадлежности к ней в первую очередь зависит занимаемая должность. Для того, чтобы стимулировать развитие у персонала потребности и возможностей внедрять современные медицинские и организационные информационные технологии, следует уделять равнозначное внимание как непрерывному медицинскому образованию на последипломном его этапе с подтверждением профессионального статуса, так и индивидуальной «точечной» подготовке на стажировках, тренингах, семинарах, мастерклассах и т.п. для развития квалификационного уровня.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ h ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■

W4MM

1 и информационные

технологии

Информатизация здравоохранения

Выводы:

• система последипломного образования является моделью изучения профессиональных проблем персонала отрасли, при этом перспективны исследования, использующие комплексный подход работы в фокус-группах, проведения социологических опросов и экспертных процедур;

• средний показатель «компьютерной грамотности» персонала системы здравоохранения в настоящее время находится на уровне 85% от числа занятых в отрасли специалистов, что является достаточным для начала работы в новой, создаваемой в рамках

модернизации отрасли, информационной среде;

• наиболее сильным побуждающим мотивом у персонала внедрять информационные технологии является соответствие должностным обязанностям, представленным в квалификационных требованиях;

• для обеспечения профессионального статуса специалисту следует в определенные сроки проходить обучение в системе непрерывного профессионального образования, а также иметь возможность индивидуально совершенствовать навыки работы на конкретном рабочем месте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шиган Е.Н., Остапюк С.Ф. Целевые комплексные программы в здравоохранении. — М.: Издательство «Медицина», 1988. — 224 с.

2. Венедиктов Д.Д. Очерки системной теории и стратегии здравоохранения. — М., 2007. — 309 с.

3. Управление здравоохранением на современном этапе/Под ред. акад. РАМН В.И. Стародубова и проф. Д.В. Пивеня: Монография. — М.: Издательский дом «Менеджер здравоохранения», 2006. — 156 с.

4. Приказ Минздравсоцразвития России от 8 июня 2011 г. №475 «Об организации работы по контролю за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий в целях реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2011 году».

5. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании».

6. Приказ Минздравсоцразвития России от 30 декабря 2010 г. № 1240н «Об утверждении порядка и формы предоставления отчетности о реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь».

7. Приказ Минздравсоцразвития России от 6 ноября 2009 г. № 869 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в системе здравоохранения».

8. Приказ Минздравсоцразвития России от 28 апреля 2011 г. №364 «Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения».

9. Обзор ответов экспертов на вопрос: «Что следует учесть при разработке программы информатизации в проектах модернизации регионального здравоохране-ния?»//Врач и информационные технологии. — 2010. — №6. — С. 55-63.

1 22 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Информатизация здравоохранения

www.idmz.ru

гол 1, N= Б

■■■■

РЧН

10. Краткий аналитический обзор «Как создать условия для адаптации умений и навыков врачей к новым потребностям и для непрерывного образования»/Еб$. Tanya Horsley, Jeremy Grimshaw, Craig Campbell//B03, 2010 и ВОЗ от имени Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения. — 2010. — № 14. — P. 1-55.

11. Андреева Т.В. Новые педагогические подходы в обучении работников здравоохранения основам информатики//Автореф.дисс...канд.пед.наук. — М., 2003. — 29 с.

12. Дрошнева В.А. Научно-методические подходы к совершенствованию информационной базы последипломного образования врачей-специалистов//Авто-реф.дисс...канд.мед.наук. — М., 2003. — 21 с.

13. В чем «фокус» фокус-групп. — http://rus.bazisgroup.com/resources/publications 04/06/2009.

14. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № Ф3-363 «О внесении изменений в статьи 19 и 25 Федерального закона «О персональных данных».

15. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи».

16. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. №313-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

17. «Должность», «специальность». — Глоссарий.ш. — www.glossary.ru

ИТ-новости

-------------------------------------------------f

В РОССИИ СОЗДАДУТ ИНТЕРНЕТ-СЛУЖБУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Разработана Концепция создания Интернет-службы психологической помощи населению. Так, на сайтах центров психиатрии имени Сербского и экстренной психологической помощи МЧС России, а также Федерального института развития образования Минобрнауки России планируется создать специальные разделы. На них будет размещаться информация о бесплатных психологических услугах, оказываемых учреждениями здравоохранения, соцзащиты населения, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, образования. Будут предоставлены сведения о самих учреждениях (адрес, телефон, факс, электронная почта, сайт) и даны рекомендации по преодолению стресса. Могут публиковаться статьи, обзоры, справочные материалы по вопросам оказания психологической помощи. Доступ к указанным сведениям должен быть круглосуточным и бесплатным.

Информация о создании вышеназванных разделов будет размещаться на Едином портале государственных (муниципальных) услуг (функций).

Разработаны требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения функционирования указанных разделов сайтов.

Утвержден комплексный план мероприятий по реализации Концепции. Они осуществляются в 2 этапа. Завершение планируется в 2012 г.

Источник: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ, МЧС РФ, Министерства образования и науки РФ и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 29 сентября 2011 г. № 1086/550/2415/241 «Об утверждении Концепции создания Интернет-службы психологической помощи населению и комплексного плана мероприятий по ее реализации»

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 23 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.