Оценка потенциальных возможностей развития интеграционных процессов в отрасли картофелеводства
Т.И. Захарова, преподаватель, Тарский филиал ФГОУ ВПО Омский ГАУ
Ключевые слова: оценка, развитие, процессы, интеграция, отрасль картофелеводства, рынок, анализ.
Эффективность функционирования картофелепродуктового подкомплекса во многом зависит от установления и совершенствования производственно-экономических связей в единой технологической цепи «производство — переработка — доставка потребителю». Оно может идти в разных направлениях, например, путем совершенствования системы заготовок, установления прямых связей между сельскохозяйственными и промышленными предприятиями, агропромышленной кооперации [1].
В последнее время в Омском регионе, как и по всей стране, все большее значение приобретают институциональные преобразования. Они основываются на кооперации в агропромышленном комплексе и включают сельскохозяйственную кооперацию, кооперацию крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперацию для переработки сельскохозяйственных продуктов, сбыта, а также кредитную кооперацию. Эти объединения типологизированы в модели, присущие сложившимся рыночным отношениям. Среди них: некоммерческие организации, к которым относят-
ся ассоциации, союзы; кооперативные формирования (потребительские и производственные); холдинговые компании, аграрно-промышленные финансовые группы [2].
Мировой опыт и разработки отечественных ученых-аграриев свидетельствуют о том, что для стабилизации производства сельскохозяйственной продукции, повышения конкурентоспособности конечной продукции экономически доступным путем необходим переход от обычного канала распределения продукции к горизонтальным и вертикальным интегрированным системам [3].
Для улучшения положения на рынке самостоятельных сельхозпроизводителей малых и средних предприятий северной зоны Омской области предлагаем их вертикальную интеграцию в форме сельскохозяйственного перерабатывающего потребительского кооператива.
Для выбора создания интегрированного формирования мы рассмотрели сложившуюся ситуацию в картофелепродуктовом подкомплексе двух районов северной зоны Омской области: Тарском и Тевризском (табл. 1).
Социологический опрос в северной зоне Омской области, который мы провели среди фермеров, руководителей агропромышленных предприятий, специалистов аграрной экономики, должен
1. Основные параметры создания интегрированного формирования
Районы Тарский Тевризский
Расстояние до областного центра 300 км 442 км
Рейтинговое место в области:
- по производству картофеля в хозяйствах всех категорий; 2 24
- по производству картофеля в фермерских хозяйствах; 3 6
- по производству картофеля в хозяйствах населения; 2 20
Рейтинговое место в северной зоне:
- по производству картофеля в хозя йствах всех категорий; 1 3
- по производству картофеля в фермерских хозяйствах; 1 2
- по производству картофеля в хозя йствах населения; 1 3
Наличие предприятий по переработке картофеля - -
2. Результаты социологического исследования по вопросам оказания помощи и услуг для развития ЛПХ, % к числу опрошенных
Форма предоставления помощи и услуг Всего по району г.Тара В сельских поселениях Тарского района В среднем по району
Чекру- шанское Ложни- ковское Заливин- ское Литков- ское
Льготный кредит 22,2 51,2 19,0 4,8 4,8 19,0 30,2
Предоставление сырья по льготным ценам 45,2 41,9 33,3 66,7 33,3 66,7 56,2
Помощь в сбыте с.-х. продукции 46,8 41,6 38,1 51,0 29,0 73,9 28,0
Развитие потребкооперации 5,4 14,7 4,8 3,0 9,6 2,3 7,4
Создание мини-переработки на месте 13,3 19,3 4,8 9,5 0,0 4,8 14, 1
был выявить позитивные аспекты и возможности развития кооперации в картофелепродуктовом подкомплексе, а также обозначить предполагаемые проблемы создания и функционирования этой формы в регионе. Нельзя забывать и о современных изменениях в производственной структуре данного подкомплекса и все более повышающейся роли частного сектора в этом процессе, так как более 90% валового сбора картофеля производят хозяйства населения зоны. Частный сектор на данный момент является очень привлекательным для небольших коммерческих структур, которые закупают свежий картофель у населения по низким ценам и продают его без какой-либо переработки по более высоким.
Итоги социологического исследования «Влияние личных подсобных хозяйств на уровень жизни населения», проведенного в 2008 г., показали, что получить помощь в сбыте сельскохозяйственной продукции пожелали 28% опрошенных (в наиболее отдаленных от районных центров деревнях этот процент доходил до 70%), а в создании мини-цехов по переработке продукции — 14%.
В табл. 2 приведены результаты областного социологического исследования среди граждан, имеющих личные подсобные хозяйства в Тарском районе, что находится в северной зоне, и в целом по области. Наиболее остро проблема поддержки развития личного подсобного хозяйства проявляется в отдаленных от областного и районных цен-
тров деревнях, где производство картофеля является одним из основных видов трудовой деятельности и получения дохода. Товаропроизводители еще настороженно относятся к данной хозяйственной форме, и в условиях недостаточной правовой и экономической грамотности потенциальных членов кооператива требуется провести с ними дополнительные консультации.
Однако большинство товаропроизводителей уже сейчас отмечают, что предпочитают иметь права основного члена, готовы следовать рекомендациям кооператива и использовать все предполагаемые услуги.
Проведенные исследования показали, что в сложившейся ситуации товаропроизводители осознают необходимость создания перерабатывающего потребительского кооператива, но все же опасаются существующих реальных угроз, возникающих при формировании кооперативов и недостаточной административной поддержке на районном уровне (табл. 3).
Исходя из этих условий и выбранной формы кооператива, необходимо установить процесс регулирования товарообмена на условиях равно-выгодности, создания нормальных условий для экономического развития каждого участника технологической цепочки продвижения продукции от производителя к потребителю.
В основу такой системы внутрикооперативно-го регулирования должен быть положен экономический механизм реализации интересов каждой
3. Результаты исследований о возможностях развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Омской области (по методу SWOT-анализа)
Strength Сильные стороны Weakness Слабые стороны Opportunities Возможности Threats Угрозы
Хозяйственная самостоятельность членов кооператива при одновременной заинтересованности в конечных результатах работы Отсутствие специальных знаний у товаропроизводителей, поэтому нет мотивации Противостояние монопольным перерабатывающим предприятиям Подмена самоорганизации руководящими чиновниками и административное вмешательство
Создание условий для снижения издержек отрасли Недостаточная практика работы данных кооперативов в регионе Расширение рынков сбыта картофелепро-дуктов Угрозы двойного налогообложения
Увеличение занятости и уровня доходов сельского населения Слабая государственная поддержка и правовая база Увеличение объемов производства сырья Несовершенство договорных отношений между участниками
из сторон, который базируется на законах о кооперации.
В соответствии с целевой программой Омской области «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Омской области» и согласно задаче развития малых форм хозяйствования, обозначенной в национальном проекте «Развитие АПК», мы считаем: есть необходимость в разработке муниципальной целевой Программы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации Тарского муниципального района на 2008—2010 гг. Дополнительной мерой по развитию потребительской кооперации в картофелепродуктовом подкомплексе АПК Омской области должна стать разработка программы развития картофелеводческой отрасли, что по-
может в решении следующих проблем: формирование стабильной сырьевой базы; решение социальных проблем села, особенно таких, как создание новых рабочих мест; помощь в покупке высокоурожайных сортов картофеля; приобретение техники; создание действенных каналов сбыта продукции для мелких производителей картофеля.
Литература
1. Ткач, А.В. Сельскохозяйственная кооперация: учебное пособие. 2-е изд. М.: Дашков Ко, 2003. 304 с.
2. Захарова, Т.И., Водолазский, С.В. Развитие рынка картофеля в северном регионе Омской области: монография. Омск: Из-во ОмГАУ, 2006. 157 с.
3. О ситуации в агропромышленном комплексе РФ / Министерство сельского хозяйства РФ; департамент экономических программ, анализа и управления государственным имуществом. Ы1:/ www.mcx/гu/dep_dok.htmL