Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ'

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юные теннисисты / отбор / критерии отбора / факторы / тесты / функциональные показатели / контрольные упражнения / планирование / young tennis players / selection / selection criteria / factors / tests / functional indicators / control exercises / planning

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Усманова Альбина Рауфовна, Коновалов Игорь Евгеньевич, Мутаева Ильсияр Шафиковна, Исмагилова Лилия Фанисовна

Представлены результаты эксперимента с участием юных теннисистов: исходный уровень функциональных показателей и темпы прироста физических качеств за первый год тренировочного процесса. Дана оценка потенциальных возможностей теннисистов с учетом хронограммы благоприятных периодов для педагогического воздействия. Выявлены главные функциональные, физические и психологические критерии, необходимые для отбора одаренных ребят для занятий теннисом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Усманова Альбина Рауфовна, Коновалов Игорь Евгеньевич, Мутаева Ильсияр Шафиковна, Исмагилова Лилия Фанисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE POTENTIAL CAPABILITIES OF THE BODY OF YOUNG TENNIS PLAYERS

The results of an experiment with the participation of young tennis players are presented: the initial level of functional indicators and the rate of increase in physical qualities during the first year of the training process. An assessment of the potential capabilities of tennis players is given, taking into account the chronogram of favorable periods for pedagogical influence. The main functional, physical and psychological criteria necessary for selecting gifted children for tennis lessons have been identified.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ»

УДК 796.342 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-5-109-116

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ

А.Р. Усманова, И.Е. Коновалов, И.Ш. Мутаева, Л.Ф. Исмагилова

Представлены результаты эксперимента с участием юных теннисистов: исходный уровень функциональных показателей и темпы прироста физических качеств за первый год тренировочного процесса. Дана оценка потенциальных возможностей теннисистов с учетом хронограммы благоприятных периодов для педагогического воздействия. Выявлены главные функциональные, физические и психологические критерии, необходимые для отбора одаренных ребят для занятий теннисом.

Ключевые слова: юные теннисисты, отбор, критерии отбора, факторы, тесты, функциональные показатели, контрольные упражнения, планирование.

ASSESSMENT OF THE POTENTIAL CAPABILITIES OF THE BODY OF YOUNG TENNIS PLAYERS

Usmanovaa A.R., post-graduate student, al-binausmanova@rambler.ru, Russia, Kazan, Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism,

Konovаlov I.E., doctor of pedagogical sciences, professor, igko2006@mail.ru, Russia, Kazan, Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Mutaeva I.Sh., candidate of biological sciences, professor, mutaeva-i@mail.ru, Russia, Yelabuga, Yelabuga Institute (branch) of Kazan (Volga region) Federal University, Ismagilova L.F., senior lecturer, Nastia2014 ism@yande.ru, Russia, Yelabuga, Yelabuga Institute (branch) of Kazan (Volga region) Federal University

The results of an experiment with the participation of young tennis players are presented: the initial level of functional indicators and the rate of increase in physical qualities during the first year of the training process. An assessment of the potential capabilities of tennis players is given, taking into account the chronogram of favorable periods for pedagogical influence. The main functional, physical and psychological criteria necessary for selecting gifted children for tennis lessons have been identified.

Key words: young tennis players, selection, selection criteria, factors, tests, functional indicators, control exercises, planning.

Усманова Альбина Рауфовна, аспирант, albmausmanova@ramЫer.т, Россия, Казань, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

Коновалов Игорь Евгеньевич, д-р пед. наук, проф., igko2006@mail.ru, Россия, Казань, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

Мутаева Ильсияр Шафиковна, канд. биол. наук, проф., mutaeva-i@mail.ru, Россия, Елабуга, Елабуж-ский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета,

Исмагилова Лилия Фанисовна, старший преподаватель, Nastia2014ism@yande.ru, Россия, Елабуга, Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета

Анализ научно-методической литературы по проблеме отбора и тренировки одаренных спортсменов, в двигательном плане к занятиям теннисом показал, что далеко не каждый отобранный ребенок достигает высоких результатов в игровой деятельности. Для этого важно сочетание многих факторов, характеризующих потенциальные возможности организма юных спортсменов. Анализ соревновательной модели теннисиста мирового уровня включает многие факторы, что можно учитывать и при создании мо-

дели юного теннисиста. Первый фактор включает потенциальные возможности юного теннисиста в физическом развитии и физической подготовленности. Высокие показатели в данных

факторах иногда не сулят высоких успехов на корте. Правильно построенная спортивная подготовка позволяет достичь высоких результатов, если учитываются взаимосвязанные между собой факторы [1, 3].

Важен также учет психологических особенностей личности ребенка и его мотивационный уровень. Учет типологических особенностей личности, таких как темперамент, характер, способности, мышление, иногда также не приносит желаемых результатов. Важно рассмотреть не отдельные стороны подготовки, а их своеобразное сочетание в процессе. По мнению специалистов, например, развитие быстроты реакции не является фактором успеха на корте, но необходимо изучить при этом множество факто -ров, которые связаны с ним [3].

Сутью любой спортивной подготовки в первую очередь является изменение в системе адаптации к физическим нагрузкам различной направленности и интенсивности. Спортивная подготовка сопровождается изменениями функционального состояния нервно-мышечной системы за счет расширения ресурсов в системе энергообеспечения мышечной деятельности, где важным фактором является генетически предопределенный уровень вариантов обеспечения мышечной деятельности. Сочетание быст -рых и медленных мышечных волокон, что требует оценки сократительных способностей двигательных единиц [6, 8].

Есть публикации об исследованиях нервно -мышечной системы спортсменов в циклических и игровых видах спорта, где авторами четко представлено доминантное преобладание различных видов функциональ -ного компонента специальной подготовки и компонента, обеспечивающего уровень технической подготовленности спортсменов, что требуется в рам -ках отбора одаренных ребят [1, 2].

В новых исследованиях авторов четко представлена необходимость отбора детей с учетом критерия энергообеспечения мышечной деятельности, что дает максимальный уровень экономичности, техничности, пластичности, гибкости при обучении различным двигательным действиям [3, 6, 8].

Анализ вопросов, затрагивающих адаптацию сердечно-сосудистой системы к возрастающим физическим нагрузкам, показал, что у спортсменов формируются различные механизмы обеспечения организма кислоро -дом, что требует комплексной оценки сердечно-сосудистой системы, нервно-мышечной системы и систем защиты от различных срывов адапта -ции [2, с. 11-15; 4, с. 61-63].

По мнению специалистов, чтобы оценить потенциальные возможности детей к систематическим занятиям теннисом, важно изучить главные стороны способностей, такие как биологический возраст, физическое развитие и физическую подготовленность, функциональное состояние, ре-

зервные и адаптационные возможности организма, биологический профиль системы энергообеспечения мышечной деятельности, свойства личности, мотивацию личности, типологию психики и нервной системы [1, 4].

Следовательно, для процесса отбора одаренных потенциальных игроков в теннис важен комплексный подход, несмотря на то что это длительный процесс. При этом важно запланировать и провести три этапа отбора: начальный в течение года, ежегодный и для комплектования тренировочных групп по теннису.

Согласно Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «теннис» от 15 ноября 2022 года, известно, что к занятиям по теннису в спортивных школах допускаются дети 7-8 лет.

Важно набрать наиболее одаренных и способных ребят. Для этого важен охват большого количества детей данного возраста. Основными и важными критериями их отбора являются уровень двигательной активности, физическое развитие (определяется составом тела, мышечной массой, типологией телосложения, длиной конечностей), функциональные возможности юных теннисистов (оценивали по методу В.Л. Карпмана и экспресс-тесту «D&K-Test»).

Целью исследования является теоретическое и практическое обоснование комплексного подхода в отборе одаренных детей к занятиям теннисом в группах начальной подготовки.

Задачи исследования:

1) определить степень разработанности данной проблемы на основе анализа и обобщения научно-методической литературы;

2) выявить уровень физической подготовленности юных теннисистов по игровым тестам («Бегуны», «Разведка», «Три квадрата», «Точно в цель», «Рыбалка», «Игра в теннис без ракеток с мячом»);

3) оценить показатели физической работоспособности и аэробной производительности юных теннисистов.

Методика и организация исследования. Базой экспериментального исследования являлась спортивная школа «Олимп», отделение большого тенниса города Елабуги Республики Татарстан. Исследование проводилось в течение одного спортивного сезона. В исследовании приняли участие юные теннисисты 7 лет - 13 человек и 8 лет - 12 человек.

Двигательную активность юных теннисистов оценивали с помощью следующих игровых тестов: на тактическое мышление, реакцию на движущийся объект, точность броска, чувство ракетки, игру без ракетки.

Физическую работоспособность определяли по методу В.Л. Карп-мана, с учетом разности соответствующих величин частоты сердечных сокращений после 1-й и 2-й велоэргометрической нагрузки.

Проведено исследование функционального состояния и резервных адаптационных возможностей энергетического профиля юных тенниси-

стов с использованием экспресс-теста «D&K-Test». Исследованы общая метаболическая емкость, мощность креатинфосфатного и гликолитиче-ского источника энергообеспечения, мощность аэробного источника энергообеспечения, критерий эффективности использования аэробного источника и общий энергетический фонд [5].

Результаты исследования и их обсуждение. Для отбора в группы начальной подготовки юных теннисистов провели оценку уровня их двигательной активности, используя следующие игровые тесты:

- «Бегуны»: для оценки двигательной активности с проявлением быстроты и ловкости;

- «Разведка»: для оценки тактического мышления;

- «Три квадрата»: для оценки реакции на движущийся объект;

- «Точно в цель»: для оценки точности бросков на расстояние;

- «Рыбалка»: для оценки координационных способностей и точности мышечных усилий;

- «Игра в теннис без ракеток с мячом»: для оценки тактических решений.

Полученные результаты были внесены в протокол наблюдений для каждого участника, где указывается место, результативность игры в каж -дом тесте (табл. 1).

Таблица 1

Протокол оценки физической подготовленности юных теннисистов по игровым тестам

Игровые тесты Оценка в баллах Сумма баллов

1 2 3 4 5 6

«Бегуны» 5 5

«Разведка» 4 4

«Три квадрата» 2 2

«Точно в цель» 3 3

«Рыбалка» 6 6

«Игра в теннис без ракеток с мячом» 1 1

Итоговая сумма баллов 1 2 3 4 5 6 21

Для полноты образного восприятия полученных данных протокол наблюдений представлен на рис. 1.

Далее были изучены показатели физической работоспособности юных теннисистов в возрастных категориях 7, 8 и 9 лет, распределенных по Мартину. Например, дети в возрасте с 7 лет и 6 месяцев до 8 лет 6 месяцев считались 8-летними.

21

5 5 66 с 6

5 5 4 4 ^ ^ о45

I 2 2 3 3 1 1 :23|

«Бегуны» «Разведка» «Три «Точно «Рыбалка» «Игра Итого

квадрата» в цель» в теннис сумма

без ракеток баллов с мячом»

■ 1 2 ИЗ 4 ■ 5 6 ■ Сумма баллов

Рис. 1. Протокол оценки физической подготовленности юных теннисистов по игровым тестам

Физическую работоспособность определяли по методу В.Л. Карп-мана. В табл. 2 представлены средние значения физической работоспособности ^С170) и аэробной производительности - максимального потребления кислорода (МПК) юных теннисистов в течение одного сезона спортивной подготовки.

Таблица 2

Показатели физической работоспособности и аэробной производительности юных теннисистов

Показатели Юные теннисисты

7 лет 8 лет

PWC170, кгм/мин 499,76-652,40 567,23-701,60

PWC170OT, кгм/мин/кг 14,56-17,24 15,34-17,39

МПК, л/мин 18,87-20,23 18,87-20,66

Из табл. 2 видно, что при больших энергетических затратах во время мышечной работы, а именно по показателям PWC170 и МПК, наблюдается повышение аэробной производительности организма юных тенни -систов при физических нагрузках. МПК также зависит от увеличения мышечной массы юных спортсменов. Следовательно, МПК имеет тенденцию к увеличению с возрастом.

Динамические исследования показателей могут своевременно подчеркнуть необходимость коррекции использования тренировочных воздействий на организм юных теннисистов. МПК является важным показателем, характеризующим работы вегетативных функций организма и формирования более высокой экономичности энергетического обеспечения организма

при больших и значительных физических нагрузках. Показатели физической работоспособности юных теннисистов используются для модельной характеристики функциональной подготовленности.

Исследование функционального состояния и резервных адаптаци -онных возможностей энергетического профиля юных теннисистов проводилось с использованием экспресс теста «D&K-Test». Показатели функционального состояния и резервных возможностей организма юных теннисистов наглядно представлены на рис. 2.

198 200

7 лет В лет

ANAME АМЕ МКФЭ МГЛЭ ЧССпано

Рис. 2. Динамика показателей функционального состояния юных теннисистов по данным экспресс-теста «D&K-Test»: ANAME - анаэробная метаболическая емкость, АМЕ - аэробная метаболическая емкость, МКФЭ - мощность креатинфосфатного источника энергообеспечения, МГЛЭ - мощность гликолитического источника энергообеспечения ЧССпано - частота сердечных сокращений на пороге анаэробного обмена

В эксперименте, в котором участвовали юные теннисисты, рас -смотрены варианты оценки их потенциальных возможностей к систематическим занятиям теннисом. Оценка двигательной активности требует рас -ширения используемых тестов и придания им комплексной направленности. Исследования значений физической работоспособности и аэробной производительности юных теннисистов в течение одного сезона спортивной подготовки показали имеющийся диапазон колебаний изучаемых показателей в возрастном аспекте, что необходимо учитывать при построении тренировочного процесса. Анализ полученных данных юных теннисистов показал, что показатели функционального состояния и ре -зервных возможностей организма юных теннисистов взаимосвязаны.

Исследуемая проблема подчеркивает необходимость комплексного подхода к отбору юных теннисистов в группах начальной подготовки.

Подобные исследования позволяют получить информацию потенциальных возможностей детского организма, где заключение опирается на данные медико-биологических, педагогических, психологических обследований. Функциональное состояние и количественная оценка уровня их проявле -ния позволяет получить уровень стабильности в достижениях.

Выводы. Отбор способных детей к систематическим занятиям тен -нисом требует комплексного подхода с учетом модели как высококвалифицированных, так и юных теннисистов, уровня двигательной активности, личностной потребности к играм, физической работоспособности и функ -ционального состояния. Для окончательного отбора в тренировочные группы необходимо иметь банк данных прохождения игроками первого этапа набора, отбора и ежегодной оценки всех сторон компонентов спор -тивной подготовки в сочетании с личностными качествами и свойствами, что является результатом успешности формирования тренировочной группы.

Список литературы

1. Ванюшин Ю.С., Хайруллин Р.Р. Кардиореспираторная система в онтогенезе при адаптации к функциональным нагрузкам: монография. Казань: Изд-во КГАУ, 2016. 200 с.

2. Высочин Ю.В. Физиологические основы специальной подготовки футболистов: монография. Набережные Челны: Изд-во КамГИФК, 2007. 176 с.

3. Душанин С.А., Береговой Ю.В., Мигулева В.Г. Ускоренные методы исследования энергетического метаболизма мышечной деятельности: метод. рекомендации. Киев, 1984. 27 с.

4. Ибрагимов И.Н., Кузнецова З.М. Практические аспекты построения мезоцикла подготовки курсантов, занимающихся гиревым спортом, с учетом типологии их биоэнергетики // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020. Т. 15. № 2. С. 33-40.

5. Коновалов И.Е., Сулейманов Г.Б. Показатели функциональной подготовленности студентов, занимающихся борьбой на поясах и имеющих различные индивидуально-типологические свойства центральной нервной системы // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 9. С.152-156.

6. Мосина Н.В. Характеристика и учет индивидуально-типологических особенностей, свойств нервной системы спортсменов в учебно -тренировочном процессе // Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 6. С. 16-21.

7. Мошкина Н.А. Методика тренировочного процесса пловцов тре -нировочных групп на основе выявления типологии биоэнергетики: дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2020. 185 с.

8. Мутаев И.Ш., Гизатулина Ч.А., Селиверстова А.С. Оценка функциональных и резервных возможностей организма бегунов на короткие дистанции по показателям «D&K-Test» с учетом биопрофиля // Педаго-гико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020. № 3. С. 48-55.

References

1. Vanyushin Yu.S., Hajrullin R.R. Kardiorespiratornaya sistema v ontogeneze pri adaptacii k funkcional'nym nagruzkam [Cardiorespiratory system in ontogenesis during adaptation to functional loads]: monograph. Kazan: Publishing house KSAU, 2016. 200 p.

2. Vysochin Yu.V. Fiziologicheskie osnovy special'noj podgotovki futbolistov [Physiological foundations of special training of football players]: monograph. Naberezhnye Chelny: Publishing house KamGIFK, 2007. 176 p.

3. Dushanin S.A., Beregovoj Yu.V., Miguleva V.G. Uskorennye metody issledova-niya energeticheskogo metabolizma myshechnoj deyatel'nosti [Accelerated methods for studying energy metabolism of muscle activity]: method. recommendations. Kyiv, 1984. 27 p.

4. Ibragimov I.N., Kuznecova Z.M. Prakticheskie aspekty postroeniya mezocikla podgotovki kursantov, zanimayushchihsya girevym sportom, s uchetom tipologii ih bioener-getiki [Practical aspects of constructing a mesocycle for training cadets involved in kettlebell lifting, taking into account the typology of their bioenergy] // Psihologo-pedagogicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Psychological, pedagogical and medical-biological problems of physical culture and sports]. 2020. Vol. 15. No. 2. P. 33-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Konovalov I.E., Sulejmanov G.B. Pokazateli funkcional'noj podgotovlennosti stu-dentov, zanimayushchihsya bor'boj na poyasah i imeyushchih razlichnye individual'no-tipolo-gicheskie svojstva central'noj nervnoj sistemy [Indicators of functional readiness of students engaged in belt wrestling and having various individual typological properties of the central nervous system] // Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern science-intensive technologies]. 2020. No. 9. P. 152-156.

6. Mosina N.V. Harakteristika i uchet individual'no-tipologicheskih osobennostej, svojstv nervnoj sistemy sportsmenov v uchebno-trenirovochnom processe [Characteristics and consideration of individual typological characteristics, properties of the nervous system of athletes in the educational and training process] // Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimen-tal'nogo obrazovaniya [International journal of experimental education]. 2018. No. 6. P. 1621.

7. Moshkina N.A. Metodika trenirovochnogo processa plovcov trenirovochnyh grupp na osnove vyyavleniya tipologii bioenergetiki [Methodology of the training process of swimmers of training groups based on identifying the typology of bioenergy]: dis. ... cand. ped. sciences. Izhevsk, 2020. 185 p.

8. Mutaev I.Sh., Gizatulina Ch.A., Seliverstova A.S. Ocenka funkcional'nyh i re-zervnyh vozmozhnostej organizma begunov na korotkie distancii po pokazatelyam «D&K-Test» s uchetom bioprofilya [Assessment of the functional and reserve capabilities of the body of short-distance runners according to the "D&K-Test" indicators, taking into account the bioprofile] // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports]. 2020. No. 3. P. 48-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.