ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В КАЧЕСТВЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Е.С. Карякина, студент
Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-182-187
Аннотация. В статье проводится оценка потенциала Шанхайской организации сотрудничества в качестве интеграционного объединения. Рассматривается деятельность организации через призмы трех аспектов: экономического, социокультурного и политического. В каждом из направлений рассматриваются программные, уставные и нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность организации. Подчеркивается роль организации в осуществлении интеграционных процессов в регионе, способность развивать новые направления сотрудничества государств-членов организации. Обосновывается положение о том, что на сегодняшний день Шанхайская организация сотрудничества является ключевым игроком на международной арене, определяющей векторы развития стран-участниц организации, а также устанавливающей их приверженность нормам международного права.
Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, интеграция, потенциал, государства-члены, ШОС, интеграционное объединение, экономическое сотрудничество, обеспечение безопасности, сетевая программа, Университет ШОС, рабочая группа.
С момента своего основания 15 июня 2001 года Шанхайская организация сотрудничества (далее - ШОС) стала существенной силой в международных отношениях, особенно во взаимоотношениях государств Центральной Азии. На сегодняшний день состав Организации насчитывает 9 государств: Республика Индия, Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Исламская Республика Пакистан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Исламская Республика Иран. При этом у нее имеются 2 государства-наблюдателя и 14 государств-партнеров по диалогу. Шанхайская организация сотрудничества активно взаимодействует с такими международными объединениями, как Содружество Независимых Государств, Организация Объединенных Наций, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Интерпол и другие.
В 2022 году было получено беспрецедентное число заявок на получение членства в ШОС. 10 заявок, среди которых государства Центральной Азии, Ближнего Востока и постсоветского пространства, настроенных на проведение национальной
политики, изъявляя свою приверженность «Шанхайскому духу». Территориально ШОС представляет собой обширное пространство, площадь которого насчитывает более 34,3 км2, что, в свою очередь, равно примерно 60% территории Евразии. Такой масштаб территориального охвата позволяет говорить о трансрегиональном характере организации. Также страны, входящие в состав ШОС, обладают населением более 3 миллиардов человек. Это равняется почти половине населения земного шара. Такой внушительный демографический потенциал делает ШОС одной из самых представительных международных организаций в мире. На сегодняшний день на долю государств-членов организации приходится около трети мирового ВВП.
Функционируя на протяжении более двадцати лет, Шанхайская организация сотрудничества состоялась не только в роли международной организации, но и активно развивает свой потенциал в качестве интеграционного объединения, способствуя региональной экономической интеграции, производя культурный обмен и взаимопонимание между странами-членами, развивая сотрудничество в борь-
бе с терроризмом, наркоторговлей и другими вызовами безопасности. ШОС не привязана к какому-либо одному блоку или державе, что позволяет ей выступать в качестве посредника и строить сотрудничество со всеми заинтересованными странами.
Для оценки потенциала ШОС в качестве интеграционного объединения необходимо рассмотреть три ключевых аспекта: экономический, социокультурный и политический.
Государства-члены организации обладают обширными ресурсами и привлекательными рынками, что создает благоприятные условия для развития взаимной торговли и инвестиций. Укрепление экономического сотрудничества в рамках ШОС может способствовать увеличению общего объема торговли и улучшению инвестиционного климата в регионе. На саммите ШОС 2023, который проходил в режиме видеоконференции под председательством Индии, президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин заявил, что в 2022 году торговля России со странами, являющимися членами ШОС, выросла до 30%, достигнув внушительной суммы в 263 миллиарда долларов. Более того, за первые четыре месяца 2023 года этот показатель увеличился еще на 35%, что демонстрирует стабильное и динамичное развитие торговых отношений между странами.
На саммите ШОС 2023 президент Владимир Путин также отметил, что более 80% коммерческих сделок между Россией и Китаем осуществляются в национальных валютах - рублях и юанях. Этот факт свидетельствует о стремлении стран укрепить свои экономические связи и сделать их более устойчивыми к внешним воздействиям.
ШОС уделяет особое внимание экономическому сотрудничеству между государствами-членами, особенно в области торговли, инвестиций и развития инфраструктуры. Так, в Программе торгово-экономического сотрудничества до 2035 года, которая была принята 2 ноября 2019 года во время сессии Совета глав правительств ШОС в Ташкенте, был сделан ак-
цент на сотрудничество в таких сферах как транспорт, инвестиции и торговля, промышленность, логистика, сельское хозяйство, энергетика, таможня, банковское и финансовое сотрудничество, цифровиза-ция и другие сферы. Также по инициативе России принято решение разработать концепцию сотрудничества по развитию удаленных сельских территорий в эпоху циф-ровизации. Были приняты рамочный документ о сотрудничестве в области торговли услугами, финансовый отчет о деятельности организации и отчет Секретариата ШОС. Государственными таможенными службами государств-членов ШОС была подписана декларация о взаимной интеграции национальных транзитных систем, в рамках которого предполагается, что документ значительно упростит и ускорит порядок совершения таможенных операций. Он также призван унифицировать принципы функционирования национальных информационных систем [1].
В рамках ШОС существует основной механизм диалога среди структурных подразделений организации. Ключевым из них является Специальная рабочая группа по таможенному сотрудничеству (далее -СРГ), которая благотворно влияет на развитие ШОС в качестве интеграционного объединения. В свою очередь, Федеральная таможенная служба России участвует в интеграционных процессах в рамках государств-членов ШОС через СРГ.
СРГ при ШОС играет важную роль в развитии внешнеэкономических и внешнеторговых отношений государств-членов ШОС. Рабочая группа была создана в 2004 году. Председательствует в группе российская сторона.
В рамках СРГ проводятся регулярные встречи экспертов, которые занимаются подготовкой и повышением квалификации должностных лиц таможенных органов государств-членов ШОС. На этих встречах обсуждаются различные вопросы, включая совершенствование системы подготовки и повышения квалификации, внедрение программы «Партнерство в области научных исследований и развития таможни (PICARD)», использование современных информационных технологий в обучении та-
моженных служащих и критерии оценки сотрудников таможенных органов.
В рамках СРГ были приняты несколько документов, которые способствуют развитию сотрудничества между таможенными службами государств-членов ШОС. Среди этих документов: Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, Протокол об обмене информацией в области контроля за перемещением энергоресурсов, Протокол о сотрудничестве в области подготовки и повышения квалификации, Меморандум о сотрудничестве по защите прав интеллектуальной собственности и Меморандум о взаимодействии в области развития и применения системы управления рисками. Эти документы являются важными шагами в укреплении сотрудничества между таможенными службами государств-членов ШОС и способствуют обмену опытом и знаниями в сфере таможенных дел. Они также помогают эффективно бороться с незаконным перемещением товаров и защищать права интеллектуальной собственности.
«Один пояс - один путь» - крупнейшая инициатива в Азиатском регионе, выдвинутая в сентябре 2013 года председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином, в которой предполагается быстрая и недорогая доставка товаров в страны Юго-Восточной Азии, Африку, на Ближний Восток и в Европу [2]. ШОС, в свою очередь, играет важную роль в связи с мегапроектом «Один пояс - один путь» и проектом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ШОС предоставляет возможность разработки наиболее выгодных транспортных маршрутов через Казахстан, Туркмению, Азербайджан, Турцию и далее в Европу. Это становится логическим продолжением отношений между членами организации, которые теперь приобретают экономический характер. Важную роль при этом играют источники углеводородного сырья в Центральной Азии, которые являются важной составляющей для развивающейся экономики Китая [3].
Значительный рост объемов торговли свидетельствует о том, что страны ШОС все более осознают важность сотрудниче-
ства и взаимовыгодного обмена. Это открывает новые перспективы для развития не только экономики каждой из стран по отдельности, но и всего региона в целом.
Социокультурное взаимодействие также играет важную роль в интеграционном процессе ШОС. Сотрудничество в области образования, культуры и науки позволяет странами обмениваться опытом и укреплять культурные и научные связи. Поддержка образовательных программ и студенческих обменов способствует развитию человеческого капитала в регионе, что является важным фактором для устойчивого развития. В Хартии ШОС отмечено, что сотрудничество в гуманитарной сфере является одной из приоритетных задач. 26 октября 2005 г. Совет глав правительств государств-членов ШОС принял решение об активизации сотрудничества в сфере образования, в рамках которого были предусмотрены совещания министров образования государств-членов ШОС и утверждено создание постоянно действующей Экспертной рабочей группы в области образования. Согласно этому соглашению, государства-члены ШОС намерены: поддерживать развитие интеграционных процессов в области образования; содействовать взаимному обмену обучающимися и научно-педагогическими работниками; обмениваться информацией по вопросам образования; поощрять изучение языков ъ, истории, культуры государств-членов Организации [4].
В Стратегии развития ШОС до 2025 г. отдельный раздел посвящен культурно-гуманитарному взаимодействию. Участники организации договорились, что это сотрудничество будет осуществляться в двустороннем и многостороннем форматах.
Основными его направлениями были определены: расширение связей между образовательными, научными и исследовательскими учреждениями; создание баз данных и реестров памятников архитектуры; проведение научно-технической и искусствоведческой экспертизы; музейное проектирование; развитие взаимных туристских потоков; взаимодействие в области здравоохранения; взаимодействие в
сфере охраны окружающей среды, экологической безопасности; предотвращение негативных последствий изменения климата [5].
В развитии гуманитарной составляющей сотрудничества важную роль играет созданный в 2006 г. Форум ШОС, являющийся экспертной площадкой для специалистов из стран-членов Организации. Форум проводит экспертно-аналитические исследования, готовит прогнозные материалы и рекомендации.
Одним из важных достижений в гуманитарной деятельности ШОС является создание и функционирование Университета ШОС (далее - УШОС). Инициатива о его создании исходила от российской стороны. Ее озвучил президент России Владимир Путин на саммите в Бишкеке в августе 2007 года, а уже в феврале 2008 года была изложена Концепция Университета ШОС, согласно которой он должен представлять систему взаимодействующих между собой вузов государств-членов Организации. На совещании министров образования государств-членов ШОС 28 октября 2008 г. в г. Астане был подписан ряд документов, отразивших общее стремление стран к созданию Университета ШОС, а также подтвердивших общее содержание Концепции Университета ШОС и основные направления изучения: регионоведение, энергетика, нанотехнологии, 1Т-технологии, экология, педагогика, экономика [6].
Создание УШОС стало результатом активного участия России в разработке и юридическом обеспечении этого проекта. Под непосредственным руководством РФ были разработаны концепции, хартии, механизмы отбора вузов, методики согласования образовательных программ и другие определяющие документы. УШОС является крупнейшим образовательным проектом на пространстве Евразии, представляя собой интеграционное объединение высших учебных заведений стран-членов ШОС. В настоящее время в него входит 82 высших учебных заведения государств-членов ШОС. УШОС построен по сетевому принципу: вузы объединили свой образовательный и научный потенциал для подготовки высококвалифицированных
специалистов в различных областях. Также государства-члены стремятся к интеграции своих систем образования к кадровому обеспечению экономического развития.
Благодаря созданию УШОС страны-члены ШОС стремятся не только повысить качество подготовки специалистов, но и интегрировать их в глобальное культурное и образовательное пространство, повысить их адаптацию к работе в международной среде и способствовать их конкурентоспособности на мировом рынке труда.
Политический потенциал ШОС также необходимо учитывать при оценке интеграционного объединения. Разрешение конфликтов и установление диалога между странами-членами способствует укреплению стабильности в регионе. Кроме того, сотрудничество в области безопасности и борьбы с терроризмом повышает уровень безопасности всех членов организации. Это важно для обеспечения мира и стабильности в регионе и за его пределами.
ШОС за короткое время смогла достичь впечатляющих результатов и стать ведущим игроком не только в Центральной Азии, но и в мировой политике. Одной из главных причин этого является эффективная структура и правовая база, которые привлекают новых участников.
Так, в Конвенции 2017 года, закрепляющей понятия «экстремизм» и «экстремистское деяние», ШОС заимствует практику ООН по принятию антитеррористических конвенций, позволяя ШОС принимать антиэкстремистские конвенции. При этом ШОС вводит новацию вновь заимствованную из практики ООН: Конвенция 2017 года содержит определения «финансирование экстремизма», «экстремистские материалы» и «экстремистская организация» [7].
По мнению экспертов, Конвенция 2017 года более четко и широко определяет пространственные и субъективные параметры действия: государства-участники обязались действовать против преступлений на их территории и объектах, находящихся под их юрисдикцией (например, на борту воздушного судна, зарегистрированного в соответствии с их законодатель-
ством), либо против преступлений, совершенных их гражданами, либо против своих граждан или имущества за рубежом, включая помещения дипломатических представительств и консульских учреждений [8].
Нормативная основа противодействия терроризму в рамках ШОС отличается конкретностью и четкостью правовых положений. В принятых документах нет неопределенных формулировок, что позволяет эффективно бороться с террористической угрозой. Основной акцент делается на силовых методах борьбы с терроризмом, но также проводятся мирные миссии и антитеррористические учения.
Особую роль в борьбе с терроризмом в рамках ШОС играет РАТС ШОС. Она занимается формированием и ведением специализированных банков данных о международных террористических, сепаратистских и экстремистских организациях. В рамках РАТС ШОС создан защищенный банк данных и «Единый розыскной реестр», что позволяет эффективно бороться с этими угрозами.
Кроме того, РАТС ШОС содействует в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Установление и поддержание рабочих контактов с международными организациями, занимающимися борьбой с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, также является важной задачей РАТС ШОС.
Исследователь института социально-политических исследований РАН З. Коко-шина разделяет антитеррористические учения ШОС на три категории: учения спецслужб и правоохранительных структур под эгидой РАТС совместные погра-
сия». При этом все учения могут проходить как в двустороннем, так и в многостороннем формате и затрагивать различные аспекты планирования, управления, логистики и контроля антитеррористических мероприятий [9].
Законодательство государств-
участников ШОС динамично развивается. Предпринимаемые в государствах-членах ШОС меры свидетельствуют о выполнении принятых международных обязательств и соблюдении международных стандартов в области обеспечения прав детей в странах, население которых составляет четвертую часть жителей планеты [10].
Оценка потенциала ШОС в качестве интеграционного объединения позволяет увидеть перспективы развития регионального сотрудничества. Реализация совместных проектом и инициатив в экономической, социокультурной и политической сферах может способствовать устойчивому развитию членов ШОС и укреплению их позиций на мировой арене. Важно продолжать развивать и укреплять ШОС, чтобы регион мог эффективно справляться с вызовами глобализации и конкуренции, а также обеспечивать благополучие своих граждан. Таким образом, ШОС может стать важным связующим звеном между проектами «Один пояс - один путь» и ЕАЭС. Это открывает новые возможности для развития экономического сотрудничества, особенно в сфере транспорта и энергетики. Поддержка руководства России и Китая, а также активная работа стран-участниц ШОС позволят раскрыть потенциал многопланового сотрудничества и обеспечить стабильность и процветание в регионе и на планете.
ничные операции и учения «Мирная мис-
Библиографический список
1. Премьеры ШОС приняли программу торгово-экономического сотрудничества до 2035 года. // Официальный интернет-портал информационного агентства ТАСС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/7073753 (дата обращения: 29.05.2024).
2. Канаев Е.А., Лю Синтао. Шанхайская организация сотрудничества в китайской инициативе пояса и пути // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. - 2018. - №2.
3. Сюй Х. 22-й саммит ШОС - новый импульс для интеграционных проектов ЕАЭС и «Один пояс, один путь» // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2022. -№ 9 (90). Том 12. - С. 3384-3389.
4. Культура и гуманитарное сотрудничество. Общие сведения. // Официальный интернет-портал ШОС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rus.sectsco.org/20190717/565644.html (дата обращения: 29.05.2024).
5. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года. Принята в г. Уфе 10 июля 2015 г. // Официальный интернет-портал Президента России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/a3YPpGqLvQI4uaMX43lMkrMbFNewBneO.pdf (дата обращения: 29.05.2024).
6. Вахитова Г.В. Гуманитарное сотрудничество стран ШОС: университет ШОС // Роль субъектов Российской Федерации в укреплении сотрудничества стран ЕАЭС и ШОС (на примере Республики Башкортостан): Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Уфа, 14 апреля 2015 г. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. - С. 95-98.
7. Конвенция Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму. Принята 9 июня 2017 года // Официальное опубликование правовых актов. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201910280036 (дата обращения: 29.05.2024).
8. Abashidze A., Lyabakh, K. Countering extremism on the SCO's Agenda // The Shanghai Cooperation Organization: Exploring New Horizon. - 2022. - С. 53-66.
9. Кокошина З.А. Антитеррористические учения ШОС // Международная жизнь. -2018. - №9. - С. 192-204.
10. Нигматуллин Р.В., Каримов Р.Р. Обеспечение прав несовершеннолетних по законодательству государств-участников ШОС // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке: материалы VII Международной научно-практической конференции, г. Уфа, 2324 апреля 2015 года. - Уфа. УЮИ МВД РФ, 2015. - С. 37-45.
ASSESSMENT OF THE POTENTIAL OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION AS AN INTEGRATION ASSOCIATION
E.S. Karyakina, Student
Ufa University of Science and Technology
(Russia, Ufa)
Abstract. The article evaluates the potential of the Shanghai Cooperation Organization as an integration association. The activity of the organization is considered through the prism of three aspects: economic, socio-cultural and political. In each of the directions, the program, statutory and regulatory documents regulating the activities of the organization are considered. The role of the organization in the implementation of integration processes in the region, the ability to develop new areas of cooperation among the member states of the organization is emphasized. The article substantiates the position that today the Shanghai Cooperation Organization is a key player in the international arena, determining the vectors of development of the participating countries of the organization, as well as establishing their commitment to the norms of international law.
Keywords: Shanghai Cooperation Organization, integration, potential, member states, SCO, integration association, economic cooperation, security, network program, SCO University, working group.