ф ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 338.439
Оценка потенциала предприятий
как фактор, способствующий обеспечению инновационного развития отрасли
С.В. Новоселов, канд. техн. наук, доц., Ю.В. Угарова
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул
Л.А. Маюрникова, д-р техн. наук, проф.
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности
В стратегии инновационного развития различных отраслей жизнедеятельности общества приоритетно и актуально обеспечить прежде всего развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, так как эта сфера де-
ятельности, обеспечивающая здоровье нации и национальную безопасность страны.
Инновационное развитие определяется потенциалом и эффективностью его использования на предприятиях,
Рис. 1. Схема
моделирования
оценки
инновационного
потенциала
предприятия
пищевой
промышленности
Ключевые слова: предприятия пищевой промышленности; инновационная деятельность; инновационный потенциал.
имеющих базу для освоения новшеств, нововведений, новаций. Управление инновационным развитием призвано обеспечить эффективность этого процесса путем организации инновационной деятельности (ИД). Участники этого процесса: научные, научно-образовательные организации (НОО), предприятия промышленности реального сектора экономики и агропромышленного комплекса, малые инновационные предприятия (МИП) сектора наукоемкого бизнеса. Деятельность этих структур имеет свои особенности и характерные им показатели оценки, которые для аналитического обоснования управленческих решений (УР) должны быть сопоставимы на основе обобщения и систематизации параметров, их характеризующих. Поэтому ИД как объект управления может быть организована на основе оценки инновационного потенциала (ИП).
Считается, что сущность ИП основывается на исследовании понятий «инновация», «маркетинг инноваций», «инновационная активность», «управление инновационным развитием», «выбор организационных форм и финансирование», «экспертиза инновационных проектов и программ», «концептуальные основы инновационного развития», «защита интеллектуальной собственности», «изучение закономерностей инновационного развития». Понятие «инновационный потенциал» отражает способность осуществлять ИД и представляет собой комплекс параметров и факторов, которые его формируют, включая те, которые характеризуют успешность ИД.
Модели оценки ИП обычно разделяют на две группы: нормативные, носящие общий характер и описывающие инновационные процессы «как они должны быть»; дескриптивные, основанные на сплошном или выборочном статистическом, экспертном наблюдениях и описывающие частные случаи инновационных процессов «как они были». Известные модели оценки ИП предполагают использование преимущественно математического аппарата (расчет средневзвешенных значений,
FOOD PROVISION SECURITY
P
либо суммы баллов) без учета неформализованных зависимостей ввиду отсутствия инструментов, позволяющих накапливать и аналитически использовать знания экспертов и решать неформализованные задачи.
Такой подход к разработке модели оценки ИП позволил рассматривать ИП в самом широком смысле, объединяя в комплекс параметры ресурсов и факторов, оценивающих состояние и определяющих успешность инновационного развития предприятий и организаций в региональных и отраслевых условиях. Процесс разработки авторской модели оценки ИП предприятия пищевой промышленности схематично представлен на рис. 1.
На рис. 2 представлены узлы вершин граф-дерева иерархической модели оценки ИП предприятия пищевой промышленности в соответствии с выбранными критериями.
Параметры и факторы ИП предприятий объединены в девять групп. Каждая группа характеризуется определенным комплексом показателей, разделяемых на основные и вспомогательные в зависимости от уровня их значимости, и определяет способность предприятия осуществлять ИД. Оценка ИП направлена на выявление сильных и слабых сторон предприятия с целью определения перспектив его инновационного развития, разработки проектов и программ на основе новейших разработок научных и научно-образовательных организаций. Для реализации модели оценки ИП предприятия авторами разработано программное обеспечение «Инпо». При его разработке использовали среду программирования Microsoft Visual Studio и систему управления базами данных SQL Server, язык программирования - С# (си-шарп). Программное обеспечение «Инпо» реализовано с помощью экспертной системы, основанной на правилах продукции, так как задача оценки ИП неформализованна.
Апробацию разработанной модели проводили на оценке ИП группы предприятий пищевой промышленности Алтайского края, имеющих, по мнению экспертов, потенциал для инновационного развития. В эту группу вошли предприятия: по 18 % предприятий мясной, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности; по 9 % предприятий спиртовой и ликерово-дочной, масложировой, хлебопекарной и кондитерской, пивоваренной и макаронной промышленности.
Оценка финансового потенциала выполнена на основе параметров: финансовое состояние предприятия; оборотные средства предприятия; общий
объем средств, затраченных на ИД; возможности привлечения дополнительных средств в необходимых размерах. В среднем по группе предприятий объем средств, затраченных на ИД, составляет не более 4,3 % от общего объема отгруженной продукции собственного производства по основному виду деятельности. Более 72 % предприятий оценили финансовое состояние по 10-балльной шкале на семь и более баллов. При этом 91 % предприятий отмечают наличие ограниченных или полное отсутствие возможностей для привлечения дополнительных средств в необходимых суммах.
Интеллектуальный потенциал оценен по следующим параметрам: общая численность персонала; общее количество ИТР; количество ИТР, занимающихся только ИД и участвующих только в контроле качества; стаж работы ИТР на предприятии; количество научных сотрудников младше 30 лет; количество сотрудников с ученой степенью; мотивация специалистов; организация обучения специалистов; количество научных направлений в деятельности предприятия; взаимодействие с научными организациями; подготовленность специалистов в области маркетинга, патентно-правовых вопросов, коммерческой деятельности, внешнеэкономических связей, управления передачей технологий, специальных научно-технических знаний. В исследовании приняли участие три МП, три средних и пять крупных по численности персонала. Это свидетельствует о том, что в исследовании приняли участие предприятия всех групп. Количество ИТР на крупных и средних предприятиях составляет 20-30 %, на МП их количество ничтожно мало. На 73 % предприятий есть работники, которые участвуют только в контроле качества, на 64 % - занимающиеся только ИД. Большая часть экспертов, проводивших оценку, отмечала, что специалисты 64 % предприятий слабо подготовлены в области патентно-правовых вопросов и в области внешнеэкономических связей. Ни одно предприятие не сотрудничает с РАН, 18 % предприятий сотрудничают с университетами и 9 % - с НИИ.
Организационно-управленческий потенциал исследован по параметрам: наличие отдельного руководителя по ИД; наличие отдела по ИД; наличие сертификата СМК и сертификата на отдельные про-
Рис. 2. Узлы вершин граф-дерева иерархической модели оценки инновационного потенциала предприятия пищевой промышленности
дукты; численность технологического отдела, отдела управления качеством, патентно-лицензионной службы, отдела маркетинга, отдела автоматизации. Среди исследуемых предприятий только 9 % имеют отдел по ИД, на 18 % есть отдельный специалист по ИД. Сертификатом 1БО владеют 28 % предприятий, а сертификатом на отдельные продукты- около 46%. Большинство предприятий имеют опыт проведения маркетинговых инноваций, что обусловлено наличием отдела маркетинга в структуре 73 % предприятий. Наибольший показатель оценки организационно-управленческого потенциала имеют те предприятия, в структуре которых есть либо отдел, либо отдельный руководитель по ИД.
Маркетинговый потенциал оценивали по параметрам: количество пред-
ООО
Торговый немалого
«К.Т.К.»
представитель ^^ концерна
EMSLAND -STÂRKE GMBH
ПРЕДЛАГАЕТ следующие пищевые добавки: картофельный
картофельный модифицированный кукурузный модифицированный
• соусов, кетчупов и майонеза •детского питания и молочных продуктов
прпичипллтвл- -консервов и мясной гастрономии пгигмьидisi&A. .безалкогольных напитков
• кондитерских и хлебобулочных изделий
СУХОЕ КАРТОФЕЛЬНОЕ ПЮРЕ И КАРТОФЕЛЬНЫЙ ГРАНУЛЯТ
мешки m 25
Стабильные поставки. Вся ¡фоНукция серптфициршшшi Тел.: (495) 575 6471, 575-6570 ъ/ф, (4») 573-4083 (495) 508-85-72, 508-85-73
141-400 Россия, Московская «власть» г. Химки, ул. Энгельса« д. 10/19
ИГ&ЦЛ^М rVL. I VJIgflymu
КРАХМАЛЫ: ii
для
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ставительств предприятия; доля госзаказа в общей сумме производства за исследуемый период; количество основных организаций-поставщиков, организаций-покупателей, организаций-партнеров; количество проводимых совместных научно-производственных конференций и семинаров; количество ассортиментных позиций основной продукции, пользующихся устойчивым спросом; количество организаций-конкурентов; доля регионального рынка; участие в выставках. Большинство предприятий не имеют государственные заказы. Лидером оценки является предприятие, доля госзаказа у которого составляет около 5 % от общего объема производства за исследуемый период. Исследуемые предприятия занимают более 10 % регионального рынка.
Информационно-методическое обеспечение оценивали по параметрам: системы, которые использованы для автоматизации производства и работы предприятия; количество автоматизированных рабочих мест; наличие шеЬ-сайта; оценка информационного обеспечения в различных областях. По полученным данным можно сделать вывод, что предприятия пользуются в основном автоматизированной системой «1С: Предприятие» (73 %). В организации работы также применяются автоматизированные системы «Галактика», Ахар1а, «Парус». Количество автоматизированных рабочих мест зависит от специфики деятельности предприятия и от общего количества работников. В среднем этот показатель составил 15-20 % на каждом предприятии. Собственный web-сайт имеют 55 % предприятий. На большинстве предприятий сотрудники имеют доступ к мировым информационным ресурсам. Наиболее популярные источники для ИД - покупатели, выставки и источники периодической печати. Практически не используются в качестве источников информации научно-исследовательские организации (НИИ, университеты).
Опыт реализации инновационных проектов оценивали по параметрам:
и и Порядковый номер щ . предприятия, принявшего в . участие в оценке йи 1 з 5 7 9 1
!= I I
-,1
0 1 2 3 4 нновационный потенциал группы предпр промышленности Алтайского края 6 иятий
количество лет ИД; продуктовые инновации, которые продвигало предприятие; технологические инновации, которые продвигало предприятие; административно-управленческие инновации, которые продвигало предприятие; результаты ИД предприятия; количество поддерживаемых патентов и свидетельств; количество завершенных проектов; объемы финансирования самого крупного проекта. Основные направления в продуктовых инновациях для предприятий пищевой промышленности Алтая - создание новой продукции по отношению к существующей продукции предприятия, улучшение существующей продукции и использование нового сырья. В области технологических инноваций главный вектор движения предприятий направлен на создание новой технологии также по отношению к существующей. Предприятия активно занимаются реализацией различных административно-управленческих инноваций внутри предприятия. Результаты ИД за исследуемый период на предприятиях: повышение конкурентоспособности, экономия затрат труда и улучшение условий труда работников. Основные источники инновационных идей - администрирование, покупатели, поставщики и конкуренты. Как отмечалось ранее, научные организации слабо используются для поиска инновационных идей.
Внешний инновационный климат определили параметры: льготы при налогообложении; законодательные барьеры; доступ к инфраструктуре ИД; участие и причины неучастия в финансируемых инновационных проектах; поддержка предприятия органами государственной власти. Льготами при налогообложении пользуются 9 % исследуемых предприятий. Большая часть экспертов (82 %) сошлись во мнении, что законодательные барьеры для ведения ИД отсутствуют. Основными причинами, по которым предприятия пищевой промышленности не участвуют в финансируемых научно-исследовательских проектах, являются недостаток информации о программах по научному исследованию и недостаточная техническая поддержка. Предприятия, имеющие наибольшую оценку по данному критерию, участвуют в финансируемых проектах и имеют поддержку со стороны региональных властей.
Потенциал материально-технической базы оценивали по параметрам: коэффициент износа основных фондов; материально-техническая база для проведения экспериментов; стоимость основных фондов; уровень ди-
версификации производства. Материально-техническая база 73 % предприятий достаточна для проведения экспериментов, но моральный и физический износ основных фондов составляют существенное препятствие для осуществления ИД.
Итоговая оценка предприятий представлена на рис. 3 диаграммой сравнительной оценки ИП группы предприятий пищевой промышленности Алтая.
По результатам исследования сделаны следующие основные выводы:
предприятия пищевой промышленности Алтайского края недостаточно сотрудничают с научными и исследовательскими организациями (НИИ, НОО, университеты и др.), в стратегии инновационного развития сотрудничество науки и производства должно трансформироваться в партнерство;
предприятия обладают сравнительно высоким ИП в региональных условиях, при этом приоритет имеют финансовый и интеллектуальный локальные потенциалы исследованных предприятий;
на предприятиях недостаточно молодых специалистов для ИД, что служит сдерживающим фактором их инновационного развития, одна из причин такого состояния кадров состоит в том, что ИД не рассматривается в обществе как престижная работа;
оценку и анализ ИП предприятий на основе разработанной модели предпочтительно проводить в граничных условиях региона и/или отрасли.
В целом результаты сравнительной оценки и анализа ИП исследованных предприятий характеризуют их как инновационные, что соответствует экспертной оценке специалистов. Достоинство разработанной модели оценки ИП предприятий пищевой промышленности заключается в том, что она охватывает обширный перечень показателей и факторов, определяющих возможности ведения ИД на предприятии, позволяет выявить его сильные и слабые стороны и дает возможность разработки и реализации интеграционных процессов с научной сферой и стратегии инновационного развития предприятия в условиях региона.
Состояние и развитие предприятий пищевой промышленности и предприятий агропромышленного комплекса (АПК) в условиях Алтая существенно влияет на социально-экономический уровень жизни региона, что определяет приоритетное внимание к оценке и анализу их деятельности с целью реализации инновационного развития предприятий и организаций региона.