ццщ
rffHBH
I- .
kfb: 1 К*ftisL J
■ згг-ч 7,
овационные продукты
питания
УДК 623.83
Методологические основы проектирования и продвижения
на рынок пищевых продуктов в условиях инновационной деятельности
Л.А. Маюрникова, д-р техн. наук, профессор, И.С. Маковская, аспирант Кемеровский технологический институт пищевой промышленности С.В. Новоселов, канд. техн. наук, профессор Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Принятие управленческих решений при разработке нового, новаци-онного пищевого продукта (НПП) основывается на закономерностях многофакторного анализа и синтеза возможностей и взаимосвязи факторов, определяющих результат, который опирается на процесс выбора идеи, определяющей цели и задачи инновационной деятельности (ИД). Принятие решений при разработке НПП в условиях ИД предусматривает: признание проблемы и ее определение (например, проблема «здоровое питание» через включение в рацион продуктов питания с заданными потребительскими свойства-
Ключевые слова: сфера питания; кадры инновационной сферы; новация; инновация; инновационная деятельность.
Key words: nutrition sphere; staffs of innovative sphere; novation; innovation; innovative activity.
ми); анализ альтернативных действий и оценка их влияния (например, использование разных видов сырья для производства функциональных пищевых продуктов, использование в рационе БАД и др.);
выбор предпочтительного решения; осуществление обоснованных действий (обоснованный выбор идеи для ИД); оценку результатов работ.
Принятие управленческих решений при разработке НПП происходит в обстановке, характеризующейся рядом факторов: определенность, риск, неопределенность. Неопределенность характерна малым объемом информации, требует анализа и оценки альтернатив, творчества, применения новаторских подходов. Нетрадиционные подходы к разработке НПП, например, использование нетрадиционных видов сырья, технологий, отличаются новизной, требуют творческого подхода.
В условиях ИД с целью получения конечного экономически эффективного результата интерес представляет инновационная идея, т. е. такая идея, которая точно будет реализована в продукцию, освоенную производством и реализованную на рынке при наличии сформированного или существующего спроса. В случае если спрос на будущую продукцию уже существует ясность имеющихся явных знаний об инновационной идее, как правило, такова, что можно прогнозировать будущие экономические результаты с учетом оценки показателей рисков. Однако в случае если оценки рисков выполнить сложно или невозможно, что характерно для ИД, то речь идет об новационной продукции, т.е. о про-
дукции, которая имеет доминирующую неопределенность экономических результатов, но предполагает создание нового рыночного спроса и высоких конкурентных преимуществ в условиях ИД. Поэтому необходимо снять эту неопределенность путем разработки и апробации организационно-экономического образа (ОЭО) производства, ранее разработанного технико-технологического образа (ТТО) продукции, а синтез этих образов (ТТО, ОЭО) образует инновационный проект. Положительные результаты апробации инновационного проекта позволяют его внедрять в серийное производство, и тогда продукция этого производства может называться инновационной продукцией. Период в закономерности инновационного цикла до тех пор, пока не достигнуто производство инновационной продукции, мы будущую продукцию называем новационной, т. е. имеющую потенциал для экономической результативности. Технико-технологический образ новационной продукции называют новацией. Не каждая новация может стать инновацией в рассматриваемых граничных условиях ИД. Процесс разработки новации и трансформации ее в инновацию является сущностью ИД и основан на работе в системе «наука и образование - производство - рынок», а доминирующие факторы в этой системе: кадры (включая специалистов инновационной сферы); инновационная идея; сырье (включая соответствующую технологию); потребительский спрос (на основе сформированных потребительских предпочтений).
Таким образом, новационная продукция - это такая продукция, которая имеет потенциал экономической эффективности в условиях ИД, оцениваемая специалистами-экспертами. Условия ИД включают: условия региона, наличие сырьевых материальных и интеллектуальных ресурсов, технологического обеспечения, потребительского спроса и т. п. Новый продукт в условиях ИД - продукт, имеющий интеллектуальную собственность (авторские права) на стадии разработки ТТО. Новационный продукт в условиях ИД - это такой продукт, который имеет потенциал экономической эффективности в условиях ИД, оцениваемый специалистами-экспертами (стадия разработки ОЭО). Инновационный продукт в условиях ИД -конкурентоспособный продукт, востребованный рынком, имеющий ТТО, подтвержденный авторскими правами на интеллектуальную соб-
И, ^ ^ S пз ^ S е к ° 1 Рынок: Факторы, формирующие качество НПП: спрос сформированный и формируемый Факторы, сохраняющие качество НПП: транспортирование, хранение и реализация
Наука и образование - вуз формирующие качество: иде рецептура, разработка техно. \ Предприятие Факторы, формирующие качество НПП: сырье, воспроизводство рецептуры и технологии, кадры, финансовый потенциал, интеллектуальный потенциал, организационно-управленческий потенциал, маркетинговый потенциал, информационно-методическое обеспечение, опыт реализации инновационных проектов, внешний инновационный климат, потенциал материально-технической базы, инновационная культура Факторы, сохраняющие качество: упаковка, маркировка, хранение, транспортирование и реализация Факторы, стимулирующие качество: цена, мотивация, социальная и экономическая эффективность продукта
Рис. 1. Факторы, обеспечивающие качество новационного продукта на этапах товародвижения в условиях инновационной деятельности
ственность, и ОЭО, представленный в апробированном инновационном проекте. Синтез ТТО (ИС)* + ОЭО = конкурентоспособный продукт (спрос).
Знание потребностей способствует формированию потребительских свойств и требований к качеству при разработке новационной продукции. Традиционно к факторам, обеспечивающим качество продуктов, относят факторы формирующие, стимулирующие и сохраняющие качество продукции. Так как особенность ИД в отраслях жизнедеятельности человека, в том числе и пищевой промышленности, заключается в функционировании взаимосвязанной системы «наука и образование - производство - рынок», то предлагается расширить перечень факторов, формирующих качество новационных продуктов, и ввести: инновационная идея, кадры для ИД, спрос (сформированный и формируемый).
Применительно к объектам, реализующим процесс разработки, производства и реализации новацион-ных продуктов, нами разнесены факторы традиционные и предлагаемые, формирующие качество продуктов по участникам товародвижения в условиях ИД и дано их определение (рис. 1.)
Инновационная идея как фактор в условиях ИД - возможность разработки, производства и реализации нового товара, новационного продукта или же их улучшенных вариантов (модификаций), оцениваемых потребительскими предпочтениями и товароведными свойствами, которые определяются с учетом рыночного спроса существующего и формируемого.
ИС - интеллектуальная собствен-
Разработка нового (новационного) пищевого продукта в условиях инновационной деятельности представляет собой процесс, реализующийся в форме разработки концепции продукта (альтернативных продуктов, образующих портфель инновационных идей), технического задания (ТТО и ОЭО), создания образца продукта с заданными свойствами и его технологии производства, плана маркетинга и апробации продукта, выведения на рынок при знании имеющегося спроса и наличия моделей возможности формирования спроса, а также окончательной оценки продукта (тестирования).
Кадры инновационной сферы как фактор в условиях ИД - специалисты ИД в сфере питания, охватывающие специфику вопросов разработки, производства и реализации нового товара, новационного продукта или же их улучшенных вариантов (модификаций) в отраслевых и/ или региональных условиях. Отличительная особенность таких специалистов - профессиональные знания, необходимые для сферы питания, и умения, характеризующие процессы познания, исследования, апробации новационных технико-технологических решений. Как правило, в условиях ИД речь идет о команде талантливых специалистов
умеющих перспективно мыслить и обладающих опытом в сфере питания и в ИД. Команда специалистов в условиях ИД призвана генерировать знания, новации, инновации.
Спрос как фактор в условиях ИД на НПП- результаты маркетинговых
исследовании существующего спроса рынка на продовольственные товары и потенциального спроса, который возможно и целесообразно сформировать для обеспечения населения здоровым полноценным питанием на основе формирования со-
Рис. 2. Модель формирования потребительских свойств и расширения ассортимента новационных продуктов в системе управления разработкой, производством, реализацией продукции
Таблица 1
Предполагаемые достоинства и недостатки сиропа «Калиновый» на основе известных (явных) знаний
Предполагаемые достоинства сиропа «Калиновый» на основе известных знаний Предполагаемые недостатки сиропа «Калиновый» на основе известных знаний
1. Возможны варианты рецептуры по сырью -(свежая ягода, сухая ягода, выжимки, экстракт, сироп одноименный и купажированный, обогащенный дефицитными нутриентами)
2. Известность сырья (местное сырье, традиции) Специфический вкус калины
3. Простота приготовления в домашних условиях Невозможность употребить непосредственно при покупке
4. Массовое использование Аллергия, диабет
5. Контролируемость качества и безопасности -сырья, производства, хранения
6. Длительный срок хранения без использования консервантов Возможна частичная потеря функциональных свойств
7. Натуральность -
8. Полезность -
9. Экологичность Знание экологической ситуации сырьевой базы
10. Наличие трудовых ресурсов Отсутствие системы организации сбора ягодного сырья
11. Возможность патентования -
12. Отсутствие на рынке Отсутствие достаточного количества предприятий по переработке плодово-ягодного сырья
ответствующих потребительских предпочтений в обществе. Одна из главных целей при сборе и использовании рыночной информации -выявление потребительских предпочтений. Эмпирические исследования свидетельствуют о том, что основу успеха любого инновационного продукта составляет его ориентация на нужды потребителя. Полученную в ходе маркетинговых исследований информацию можно использовать как знания для принятия решений, их апробации, реализации и оценки для последующего тиражирования. Это свидетельствует о необходимости формирования ТТО и ОЭО новых продуктов в условиях вуза, но при знании условий производства или при его участии (проект).
Разработка нового (новационно-го) пищевого продукта в условиях ИД представляет собой процесс, реализующийся в форме разработки концепции продукта (альтернативных продуктов, образующих портфель инновационных идей), технического задания (ТТО и ОЭО), создания образца продукта с заданными свойствами и его технологии производства, плана маркетинга и апробации продукта, выведения на рынок при знании имеющегося спроса и наличия моделей возможности формирования спроса, а также окончательной оценки продукта (тестирования). Концепция продукта разрабатывается в зависимости от предприятия, его реализующего. Стратегия предприятия может включать производство продукта на основе уже имеющейся продуктовой платформы, как расширение линейки продукта, так и разработку совершенно нового продукта, для чего необходимо формирование новой продуктовой платформы. Базисом такого подхода к организации и ведению ИД в сфере питания служат здоровое питание населения (здоровье) и формирование инновационной культуры. В целом модель формирования потребительских свойств и расширения ассортимента новаци-онных продуктов в системе управления разработкой, производством, реализацией пищевой продукции будет иметь вид, представленный на рис. 2.
Используя ситуационный подход к управлению и логико-когнитивный к ИД как системе управления инновационным развитием [4], методологические основы проектирования и продвижения новационной продукции на рынок можно рассмотреть на функциональном продукте сироп «Калиновый». На основе имеющихся (явных) знаний о си-
ропах в целом и о сиропе «Калиновый» (неявные) сформулированы его предполагаемые достоинства и недостатки (табл. 1).
Выявленные достоинства сиропа (п. 1-12) и недостатки (2, 3, 6) должны быть положены в основу формирования технико-технологического образа разрабатываемого сиропа калинового, а недостатки (9, 10, 12) учтены при разработке его организационно-экономического образа.
Далее рассмотрим процесс разработки модели товародвижения участников ИД на основе гносеологической сущности ИД в системе «наука и образование - производство - рынок». На рис. 3 представлена модель технологии получения сиропа «Калиновый» в условиях ИД (от идеи до потребителя).
Рынок (рыночный спрос) на сиропы на основе результатов маркетинговых исследований оценивается в части существующего спроса и его насыщенности сиропами и в части потенциальной востребованности к НПП на основе потребительских предпочтений к сиропам. Если результаты маркетинговых исследований выявляют потребительские предпочтения к сиропам, превышающие насыщенность рынка сиропами, то это превышение уже определяет существующий потенциальный спрос к НПП. Потенциальный спрос актуализирует изыскание или создание идеи нового сиропа для ИД, его разработку, производство и удовлетворение существующего спроса, а также предусматривает формирование спроса на НПП.
Специалисты науки и образования (вуза) на основе планируемых потребительских свойств и пищевой ценности нового новационного пищевого продукта (НПП) выявили и обосновали возможность разработки сиропа «Калиновый» на основе сырьевых местных ресурсов с учетом кадрового и технологического обеспечения его производства. Поэтому проектирование сиропа «Калиновый» в условиях ИД включает решение следующих задач: разработка ТТО НПП и на его основе разработка организационно-экономического образа производства сиропа «Калиновый» в региональных условиях и разработка инновационного проекта как результата синтеза ТТО и ОЭО с целью его последующей апробации на пищевом предприятии или в рамках МИП. В частности, это МИП ООО «Фирма Лена», которое в рамках партнерства с КемТИПП осваивает «расширение линейки» сиропов с частичным изменением продуктовой платформы.
Проектирование спроса «Калиновый»
Технико-технологический образ Организационно-экономический образ
ie-üüoS
^ Ш ш : u J ^ЧО
га га Ö" Ого га
• J CD
i= X ш
-üf^oiaitotornu
X-o^m^ro^mOi-xxSuo^Xi-uu
Емкость рынка спросов
Насыщенность рынка
сиропами
Востребованность,
потребительские
предпочтения к
сиропам
CD 2
о ^
С— CD
X О
■ = &
.о
X X
х га >
о ^
^ ■=
^ и
га cd
m х
О го
X X
X Ю
о
о ~
х С
X S ги
§ 2 ^ m
X га £ о
-
m ^
§ 1 ^
1 ^ ш -
СО -
сс о
S ^
и 2 ru ^ о
Ю Ф CD
О О
--
с с
<
sc
0
Ci. сс 1= ^
® га .о со X о
X
01 s
m и ^
S.-&
Рис. 3. Модель технологии получения сиропа «Калиновый» в условиях инновационной деятельности (от идеи до потребителя)
Апробация инновационного проекта в рамках МИП позволяет привлекать финансирование в рамках федеральных программ Государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, что обеспечивает снятие рисков. При положительных результатах апробации с учетом корректировок целесообразно тиражирование инновационного проекта (внедрение) с учетом прав на интеллектуальную собственность. При этом возможно производство НПП и в рамках МИП, что определяет фактор формирования потребительского спроса. Передача инновационного апробированного проекта на пищевое предприятие или ряд предприятий определяет начало этапа инновационной диффузии в закономерности инновационного цикла, а производство ими НПП и обеспечение рыночного спроса отражает успешность ИД.
В условиях ИД важно формирование авторских прав на НПП, что определяет формирование рынка интеллектуальной собственности (технологического рынка) в региональных и отраслевых условиях. Поэтому модель технологии получения сиропа «Калиновый» в условиях ИД включает интеллектуальную собственность как товар, получаемый на основе идеи.
Рассмотрим особенности разработки технико-технологического образа сиропа «Калиновый». Разработка ТТО НПП, определяющего потребительские предпочтения, обеспечи-
В основу методологических элементов инновационной деятельности положены физиологические, социальные и когнитивные потребности человека. Это отражает сущность логико-когнитивного подхода к инновационной деятельности в системе «наука и образование -производство - рынок» и в показателе их инновационных потенциалов позволяет формировать и апробировать инновационные проекты и программы в региональных условиях.
вающие конкурентные преимущества продукта, ранее не известные на рынке, предполагает описание ассортиментной, количественной и качественной характеристики сиропа, являющихся частью его потребительной стоимости. Основные черты разрабатываемого ТТО включают факторы, формирующие качество нового пищевого продукта. К факторам, формирующим качество продукта, относят идею (кадры), сырье,
Таблица 2
Систематизация факторов, обеспечивающих качество продовольственных товаров, определяющих и выявляющих комплекс целей и задач для ИД при разработке организационно-экономического образа производства
ТТО ОЭО ТТО
ФАКТОРЫ
формирующие стимулирующие сохраняющие
Качество продовольственных товаров
1 Изучение рынка, продовольственных товаров Социальная и экономическая целесообразность производства и реализации и эффективность производства Упаковка товаров
2 Разработка требований к новационной пищевой продукции Особенности управления Маркировка товаров
3 Качество исходного сырья и материалов Ценообразование Условия транспортирования товаров
4 Качество конструирования и проектирования Материальная заинтересованность работников Условия хранения товаров
5 Качество изготовления (переработки) Санкции за производство некачественной продукции Условия реализации и использования
6 Контроль готовой продукции
Дополнительные факторы, формирующие качество продовольственных товаров в условиях инновационной деятельности
1 Изучение рынка, потребительских предпочтений, существующего и потенциального спроса на продовольственные товары Социальная и экономическая целесообразность производства и реализации и эффективность производства на основе разработки и апробации инновационного проекта НПП (в рамках МИП) Упаковка и маркировка
рецептуру и технологию производства. Поэтому можно считать, что формирование качества разрабатываемого сиропа из калины начинается с момента (производства) сбора растительного сырья до производства сиропа и доведение его до потребителя.
Знания о пользе калины как источнике целого ряда микро- макроэлементов, минорных компонентов пищи, необходимых для нормального функционирования организма человека, складываются из традиционных (издревле калина используется в народной медицине) и современных знаний о полноте химического состава калины (полезных свойств), полученных с помощью таких методов анализа, как ГЖХ, ВЭЖХ и др. Однако эти знания остаются неиспользованными на практике (НИОКР). Одна из причин - известные знания населения о специфичности органолептических свойств калины и продуктов ее переработки. В калине содержится вещество вибурин, придающее специфический вкус калине. Необходим процесс познания неявных знаний о химических процессах, происходящих при переработке калины, влиянии технологических режимов и параметров переработки в совокупности, способствующих формированию приемлемых органолептичес-ких свойств продуктов переработки калины, а именно, калинового сиропа. Наряду с этим при разработке
калинового сиропа необходимы знания рынка, а именно, имеющиеся потребительские предпочтения относительно потребительских свойств сиропа из плодов калины, а также знания, способствующие формированию потребительских предпочтений к нему.
Важная и неотъемлемая составляющая разработки продукта в системе «наука и образование - производство - рынок» - разработка организационно-экономического образа для организации производства сиропа «Калиновый». Этот образ разрабатывается на основе его технико-технологического образа, что формирует процесс синтеза ТТО и ОЭО в региональных условиях ИД. В этом процессе разработки доминирующими факторами являются стимулирующие. При этом сохраняющие факторы имеют важное значение и неотъемлемы от разработанного ранее ТТО сиропа «Калиновый».
Систематизация факторов, обеспечивающих качество продовольственных товаров (табл. 2), позволяет обеспечить их учет при разработке ОЭО производства и реализации НПП сиропа «Калиновый». Учет этих факторов позволяет определять и выявлять комплекс целей и задач для ИД при разработке организационно-экономического образа производства продовольственных товаров. Результат разработки ОЭО производства НПП - инновационный проект, который требует апробации
в условиях региона и при положительных результатах может быть рекомендован для тиражирования.
В процессе от идеи до потребителя в результате ИД, синтезирующей разработанный ТТО новационной пищевой продукции и ОЭО производства НПП, формируется база знаний, представляемая в виде инновационного проекта. Такая база знаний является результатом творческой деятельности специалистов, выполняющих систематизированные задачи ИД и их основные действия с начальной стадии формирования инновационной идеи, с последующим уточнением и с учетом экспертной оценки идей и новационного продукта. Это определяет перспективы применения методологических элементов при проектировании и продвижении на рынок новационных функциональных продуктов питания в условиях ИД. В основу методологических элементов ИД положены физиологические, социальные и когнитивные потребности человека. Это отражает сущность логико-когнитивного подхода к ИД в системе «наука и образование- производство - рынок» и в показателе их инновационных потенциалов позволяет формировать и апробировать инновационные проекты и программы в региональных условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маюрникова, Л.А. Разработка и организация производства функциональных продуктов питания в условиях малых инновационных пред-приятий/Л.А. Маюрникова, С.В. Ре-мизов//Ползуновский Вестник. -2011. - № 3/2. - С. 41-45.
2. Маюрникова, Л.А. Теоретические аспекты инновационного развития пищевой отрасли по приоритетным проектам в региональных усло-виях/Л.А. Маюрникова, С.В. Новоселов/Хранение и переработка сель-хозсырья. - 2007. - № 12. - С. 8-11.
3. Маюрникова, Л.А. Разработка и реализация инновационных проектов и программ в сфере здорового питания на основе концептуального проектирования/Л.А. Маюрникова, С.В. Новоселов, Н.В. Горников, Г.И. Шевелева//Техника и технология пищевых производств. - 2010. - № 4 (19). - С. 37-41.
4. Новоселов, С.В. Аналитическая система управления инновационным развитием организаций и предприятий в региональных условиях на основе гибридных технологий: монография/С.В. Новоселов. -Барнаул: Алтайский дом печати, 2009. - 261 с.