Научная статья на тему 'Методологические основы проектирования и продвижения на рынок пищевых продуктов в условиях инновационной деятельности'

Методологические основы проектирования и продвижения на рынок пищевых продуктов в условиях инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА ПИТАНИЯ / КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ / НОВАЦИЯ / NOVATION / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / NUTRITION SPHERE / STAFFS OF INNOVATIVE SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маюрникова Л.А., Маковская И.С., Новоселов С.В.

Представлены методологические основы проектирования, производства и продвижения на рынок пищевых продуктов в условиях инновационной деятельности, которые апробированы на новационном продукте питания сироп «Калиновый» и отражают развитие инновационной деятельности организаций и предприятий в системе «наука и образование производство рынок». Пищевая промышленность, 11/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маюрникова Л.А., Маковская И.С., Новоселов С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical basis for foods developing and market promotion in an innovative environment

Methodological bases of designing, manufacture and promotion on the market of foodstuff in the conditions of innovative activity which are approved on novative foodstuff the syrup of «Kalinovyj» and reflect development of innovative activity of the organizations and the enterprises in system «science and education manufacture the market» are presented. Food processing, 11/2011

Текст научной работы на тему «Методологические основы проектирования и продвижения на рынок пищевых продуктов в условиях инновационной деятельности»

ццщ

rffHBH

I- .

kfb: 1 К*ftisL J

■ згг-ч 7,

овационные продукты

питания

УДК 623.83

Методологические основы проектирования и продвижения

на рынок пищевых продуктов в условиях инновационной деятельности

Л.А. Маюрникова, д-р техн. наук, профессор, И.С. Маковская, аспирант Кемеровский технологический институт пищевой промышленности С.В. Новоселов, канд. техн. наук, профессор Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

Принятие управленческих решений при разработке нового, новаци-онного пищевого продукта (НПП) основывается на закономерностях многофакторного анализа и синтеза возможностей и взаимосвязи факторов, определяющих результат, который опирается на процесс выбора идеи, определяющей цели и задачи инновационной деятельности (ИД). Принятие решений при разработке НПП в условиях ИД предусматривает: признание проблемы и ее определение (например, проблема «здоровое питание» через включение в рацион продуктов питания с заданными потребительскими свойства-

Ключевые слова: сфера питания; кадры инновационной сферы; новация; инновация; инновационная деятельность.

Key words: nutrition sphere; staffs of innovative sphere; novation; innovation; innovative activity.

ми); анализ альтернативных действий и оценка их влияния (например, использование разных видов сырья для производства функциональных пищевых продуктов, использование в рационе БАД и др.);

выбор предпочтительного решения; осуществление обоснованных действий (обоснованный выбор идеи для ИД); оценку результатов работ.

Принятие управленческих решений при разработке НПП происходит в обстановке, характеризующейся рядом факторов: определенность, риск, неопределенность. Неопределенность характерна малым объемом информации, требует анализа и оценки альтернатив, творчества, применения новаторских подходов. Нетрадиционные подходы к разработке НПП, например, использование нетрадиционных видов сырья, технологий, отличаются новизной, требуют творческого подхода.

В условиях ИД с целью получения конечного экономически эффективного результата интерес представляет инновационная идея, т. е. такая идея, которая точно будет реализована в продукцию, освоенную производством и реализованную на рынке при наличии сформированного или существующего спроса. В случае если спрос на будущую продукцию уже существует ясность имеющихся явных знаний об инновационной идее, как правило, такова, что можно прогнозировать будущие экономические результаты с учетом оценки показателей рисков. Однако в случае если оценки рисков выполнить сложно или невозможно, что характерно для ИД, то речь идет об новационной продукции, т.е. о про-

дукции, которая имеет доминирующую неопределенность экономических результатов, но предполагает создание нового рыночного спроса и высоких конкурентных преимуществ в условиях ИД. Поэтому необходимо снять эту неопределенность путем разработки и апробации организационно-экономического образа (ОЭО) производства, ранее разработанного технико-технологического образа (ТТО) продукции, а синтез этих образов (ТТО, ОЭО) образует инновационный проект. Положительные результаты апробации инновационного проекта позволяют его внедрять в серийное производство, и тогда продукция этого производства может называться инновационной продукцией. Период в закономерности инновационного цикла до тех пор, пока не достигнуто производство инновационной продукции, мы будущую продукцию называем новационной, т. е. имеющую потенциал для экономической результативности. Технико-технологический образ новационной продукции называют новацией. Не каждая новация может стать инновацией в рассматриваемых граничных условиях ИД. Процесс разработки новации и трансформации ее в инновацию является сущностью ИД и основан на работе в системе «наука и образование - производство - рынок», а доминирующие факторы в этой системе: кадры (включая специалистов инновационной сферы); инновационная идея; сырье (включая соответствующую технологию); потребительский спрос (на основе сформированных потребительских предпочтений).

Таким образом, новационная продукция - это такая продукция, которая имеет потенциал экономической эффективности в условиях ИД, оцениваемая специалистами-экспертами. Условия ИД включают: условия региона, наличие сырьевых материальных и интеллектуальных ресурсов, технологического обеспечения, потребительского спроса и т. п. Новый продукт в условиях ИД - продукт, имеющий интеллектуальную собственность (авторские права) на стадии разработки ТТО. Новационный продукт в условиях ИД - это такой продукт, который имеет потенциал экономической эффективности в условиях ИД, оцениваемый специалистами-экспертами (стадия разработки ОЭО). Инновационный продукт в условиях ИД -конкурентоспособный продукт, востребованный рынком, имеющий ТТО, подтвержденный авторскими правами на интеллектуальную соб-

И, ^ ^ S пз ^ S е к ° 1 Рынок: Факторы, формирующие качество НПП: спрос сформированный и формируемый Факторы, сохраняющие качество НПП: транспортирование, хранение и реализация

Наука и образование - вуз формирующие качество: иде рецептура, разработка техно. \ Предприятие Факторы, формирующие качество НПП: сырье, воспроизводство рецептуры и технологии, кадры, финансовый потенциал, интеллектуальный потенциал, организационно-управленческий потенциал, маркетинговый потенциал, информационно-методическое обеспечение, опыт реализации инновационных проектов, внешний инновационный климат, потенциал материально-технической базы, инновационная культура Факторы, сохраняющие качество: упаковка, маркировка, хранение, транспортирование и реализация Факторы, стимулирующие качество: цена, мотивация, социальная и экономическая эффективность продукта

Рис. 1. Факторы, обеспечивающие качество новационного продукта на этапах товародвижения в условиях инновационной деятельности

ственность, и ОЭО, представленный в апробированном инновационном проекте. Синтез ТТО (ИС)* + ОЭО = конкурентоспособный продукт (спрос).

Знание потребностей способствует формированию потребительских свойств и требований к качеству при разработке новационной продукции. Традиционно к факторам, обеспечивающим качество продуктов, относят факторы формирующие, стимулирующие и сохраняющие качество продукции. Так как особенность ИД в отраслях жизнедеятельности человека, в том числе и пищевой промышленности, заключается в функционировании взаимосвязанной системы «наука и образование - производство - рынок», то предлагается расширить перечень факторов, формирующих качество новационных продуктов, и ввести: инновационная идея, кадры для ИД, спрос (сформированный и формируемый).

Применительно к объектам, реализующим процесс разработки, производства и реализации новацион-ных продуктов, нами разнесены факторы традиционные и предлагаемые, формирующие качество продуктов по участникам товародвижения в условиях ИД и дано их определение (рис. 1.)

Инновационная идея как фактор в условиях ИД - возможность разработки, производства и реализации нового товара, новационного продукта или же их улучшенных вариантов (модификаций), оцениваемых потребительскими предпочтениями и товароведными свойствами, которые определяются с учетом рыночного спроса существующего и формируемого.

ИС - интеллектуальная собствен-

Разработка нового (новационного) пищевого продукта в условиях инновационной деятельности представляет собой процесс, реализующийся в форме разработки концепции продукта (альтернативных продуктов, образующих портфель инновационных идей), технического задания (ТТО и ОЭО), создания образца продукта с заданными свойствами и его технологии производства, плана маркетинга и апробации продукта, выведения на рынок при знании имеющегося спроса и наличия моделей возможности формирования спроса, а также окончательной оценки продукта (тестирования).

Кадры инновационной сферы как фактор в условиях ИД - специалисты ИД в сфере питания, охватывающие специфику вопросов разработки, производства и реализации нового товара, новационного продукта или же их улучшенных вариантов (модификаций) в отраслевых и/ или региональных условиях. Отличительная особенность таких специалистов - профессиональные знания, необходимые для сферы питания, и умения, характеризующие процессы познания, исследования, апробации новационных технико-технологических решений. Как правило, в условиях ИД речь идет о команде талантливых специалистов

умеющих перспективно мыслить и обладающих опытом в сфере питания и в ИД. Команда специалистов в условиях ИД призвана генерировать знания, новации, инновации.

Спрос как фактор в условиях ИД на НПП- результаты маркетинговых

исследовании существующего спроса рынка на продовольственные товары и потенциального спроса, который возможно и целесообразно сформировать для обеспечения населения здоровым полноценным питанием на основе формирования со-

Рис. 2. Модель формирования потребительских свойств и расширения ассортимента новационных продуктов в системе управления разработкой, производством, реализацией продукции

Таблица 1

Предполагаемые достоинства и недостатки сиропа «Калиновый» на основе известных (явных) знаний

Предполагаемые достоинства сиропа «Калиновый» на основе известных знаний Предполагаемые недостатки сиропа «Калиновый» на основе известных знаний

1. Возможны варианты рецептуры по сырью -(свежая ягода, сухая ягода, выжимки, экстракт, сироп одноименный и купажированный, обогащенный дефицитными нутриентами)

2. Известность сырья (местное сырье, традиции) Специфический вкус калины

3. Простота приготовления в домашних условиях Невозможность употребить непосредственно при покупке

4. Массовое использование Аллергия, диабет

5. Контролируемость качества и безопасности -сырья, производства, хранения

6. Длительный срок хранения без использования консервантов Возможна частичная потеря функциональных свойств

7. Натуральность -

8. Полезность -

9. Экологичность Знание экологической ситуации сырьевой базы

10. Наличие трудовых ресурсов Отсутствие системы организации сбора ягодного сырья

11. Возможность патентования -

12. Отсутствие на рынке Отсутствие достаточного количества предприятий по переработке плодово-ягодного сырья

ответствующих потребительских предпочтений в обществе. Одна из главных целей при сборе и использовании рыночной информации -выявление потребительских предпочтений. Эмпирические исследования свидетельствуют о том, что основу успеха любого инновационного продукта составляет его ориентация на нужды потребителя. Полученную в ходе маркетинговых исследований информацию можно использовать как знания для принятия решений, их апробации, реализации и оценки для последующего тиражирования. Это свидетельствует о необходимости формирования ТТО и ОЭО новых продуктов в условиях вуза, но при знании условий производства или при его участии (проект).

Разработка нового (новационно-го) пищевого продукта в условиях ИД представляет собой процесс, реализующийся в форме разработки концепции продукта (альтернативных продуктов, образующих портфель инновационных идей), технического задания (ТТО и ОЭО), создания образца продукта с заданными свойствами и его технологии производства, плана маркетинга и апробации продукта, выведения на рынок при знании имеющегося спроса и наличия моделей возможности формирования спроса, а также окончательной оценки продукта (тестирования). Концепция продукта разрабатывается в зависимости от предприятия, его реализующего. Стратегия предприятия может включать производство продукта на основе уже имеющейся продуктовой платформы, как расширение линейки продукта, так и разработку совершенно нового продукта, для чего необходимо формирование новой продуктовой платформы. Базисом такого подхода к организации и ведению ИД в сфере питания служат здоровое питание населения (здоровье) и формирование инновационной культуры. В целом модель формирования потребительских свойств и расширения ассортимента новаци-онных продуктов в системе управления разработкой, производством, реализацией пищевой продукции будет иметь вид, представленный на рис. 2.

Используя ситуационный подход к управлению и логико-когнитивный к ИД как системе управления инновационным развитием [4], методологические основы проектирования и продвижения новационной продукции на рынок можно рассмотреть на функциональном продукте сироп «Калиновый». На основе имеющихся (явных) знаний о си-

ропах в целом и о сиропе «Калиновый» (неявные) сформулированы его предполагаемые достоинства и недостатки (табл. 1).

Выявленные достоинства сиропа (п. 1-12) и недостатки (2, 3, 6) должны быть положены в основу формирования технико-технологического образа разрабатываемого сиропа калинового, а недостатки (9, 10, 12) учтены при разработке его организационно-экономического образа.

Далее рассмотрим процесс разработки модели товародвижения участников ИД на основе гносеологической сущности ИД в системе «наука и образование - производство - рынок». На рис. 3 представлена модель технологии получения сиропа «Калиновый» в условиях ИД (от идеи до потребителя).

Рынок (рыночный спрос) на сиропы на основе результатов маркетинговых исследований оценивается в части существующего спроса и его насыщенности сиропами и в части потенциальной востребованности к НПП на основе потребительских предпочтений к сиропам. Если результаты маркетинговых исследований выявляют потребительские предпочтения к сиропам, превышающие насыщенность рынка сиропами, то это превышение уже определяет существующий потенциальный спрос к НПП. Потенциальный спрос актуализирует изыскание или создание идеи нового сиропа для ИД, его разработку, производство и удовлетворение существующего спроса, а также предусматривает формирование спроса на НПП.

Специалисты науки и образования (вуза) на основе планируемых потребительских свойств и пищевой ценности нового новационного пищевого продукта (НПП) выявили и обосновали возможность разработки сиропа «Калиновый» на основе сырьевых местных ресурсов с учетом кадрового и технологического обеспечения его производства. Поэтому проектирование сиропа «Калиновый» в условиях ИД включает решение следующих задач: разработка ТТО НПП и на его основе разработка организационно-экономического образа производства сиропа «Калиновый» в региональных условиях и разработка инновационного проекта как результата синтеза ТТО и ОЭО с целью его последующей апробации на пищевом предприятии или в рамках МИП. В частности, это МИП ООО «Фирма Лена», которое в рамках партнерства с КемТИПП осваивает «расширение линейки» сиропов с частичным изменением продуктовой платформы.

Проектирование спроса «Калиновый»

Технико-технологический образ Организационно-экономический образ

ie-üüoS

^ Ш ш : u J ^ЧО

га га Ö" Ого га

• J CD

i= X ш

-üf^oiaitotornu

X-o^m^ro^mOi-xxSuo^Xi-uu

Емкость рынка спросов

Насыщенность рынка

сиропами

Востребованность,

потребительские

предпочтения к

сиропам

CD 2

о ^

С— CD

X О

■ = &

X X

х га >

о ^

^ ■=

^ и

га cd

m х

О го

X X

X Ю

о

о ~

х С

X S ги

§ 2 ^ m

X га £ о

-

m ^

§ 1 ^

1 ^ ш -

СО -

сс о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S ^

и 2 ru ^ о

Ю Ф CD

О О

--

с с

<

sc

0

Ci. сс 1= ^

® га .о со X о

X

01 s

m и ^

S.-&

Рис. 3. Модель технологии получения сиропа «Калиновый» в условиях инновационной деятельности (от идеи до потребителя)

Апробация инновационного проекта в рамках МИП позволяет привлекать финансирование в рамках федеральных программ Государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, что обеспечивает снятие рисков. При положительных результатах апробации с учетом корректировок целесообразно тиражирование инновационного проекта (внедрение) с учетом прав на интеллектуальную собственность. При этом возможно производство НПП и в рамках МИП, что определяет фактор формирования потребительского спроса. Передача инновационного апробированного проекта на пищевое предприятие или ряд предприятий определяет начало этапа инновационной диффузии в закономерности инновационного цикла, а производство ими НПП и обеспечение рыночного спроса отражает успешность ИД.

В условиях ИД важно формирование авторских прав на НПП, что определяет формирование рынка интеллектуальной собственности (технологического рынка) в региональных и отраслевых условиях. Поэтому модель технологии получения сиропа «Калиновый» в условиях ИД включает интеллектуальную собственность как товар, получаемый на основе идеи.

Рассмотрим особенности разработки технико-технологического образа сиропа «Калиновый». Разработка ТТО НПП, определяющего потребительские предпочтения, обеспечи-

В основу методологических элементов инновационной деятельности положены физиологические, социальные и когнитивные потребности человека. Это отражает сущность логико-когнитивного подхода к инновационной деятельности в системе «наука и образование -производство - рынок» и в показателе их инновационных потенциалов позволяет формировать и апробировать инновационные проекты и программы в региональных условиях.

вающие конкурентные преимущества продукта, ранее не известные на рынке, предполагает описание ассортиментной, количественной и качественной характеристики сиропа, являющихся частью его потребительной стоимости. Основные черты разрабатываемого ТТО включают факторы, формирующие качество нового пищевого продукта. К факторам, формирующим качество продукта, относят идею (кадры), сырье,

Таблица 2

Систематизация факторов, обеспечивающих качество продовольственных товаров, определяющих и выявляющих комплекс целей и задач для ИД при разработке организационно-экономического образа производства

ТТО ОЭО ТТО

ФАКТОРЫ

формирующие стимулирующие сохраняющие

Качество продовольственных товаров

1 Изучение рынка, продовольственных товаров Социальная и экономическая целесообразность производства и реализации и эффективность производства Упаковка товаров

2 Разработка требований к новационной пищевой продукции Особенности управления Маркировка товаров

3 Качество исходного сырья и материалов Ценообразование Условия транспортирования товаров

4 Качество конструирования и проектирования Материальная заинтересованность работников Условия хранения товаров

5 Качество изготовления (переработки) Санкции за производство некачественной продукции Условия реализации и использования

6 Контроль готовой продукции

Дополнительные факторы, формирующие качество продовольственных товаров в условиях инновационной деятельности

1 Изучение рынка, потребительских предпочтений, существующего и потенциального спроса на продовольственные товары Социальная и экономическая целесообразность производства и реализации и эффективность производства на основе разработки и апробации инновационного проекта НПП (в рамках МИП) Упаковка и маркировка

рецептуру и технологию производства. Поэтому можно считать, что формирование качества разрабатываемого сиропа из калины начинается с момента (производства) сбора растительного сырья до производства сиропа и доведение его до потребителя.

Знания о пользе калины как источнике целого ряда микро- макроэлементов, минорных компонентов пищи, необходимых для нормального функционирования организма человека, складываются из традиционных (издревле калина используется в народной медицине) и современных знаний о полноте химического состава калины (полезных свойств), полученных с помощью таких методов анализа, как ГЖХ, ВЭЖХ и др. Однако эти знания остаются неиспользованными на практике (НИОКР). Одна из причин - известные знания населения о специфичности органолептических свойств калины и продуктов ее переработки. В калине содержится вещество вибурин, придающее специфический вкус калине. Необходим процесс познания неявных знаний о химических процессах, происходящих при переработке калины, влиянии технологических режимов и параметров переработки в совокупности, способствующих формированию приемлемых органолептичес-ких свойств продуктов переработки калины, а именно, калинового сиропа. Наряду с этим при разработке

калинового сиропа необходимы знания рынка, а именно, имеющиеся потребительские предпочтения относительно потребительских свойств сиропа из плодов калины, а также знания, способствующие формированию потребительских предпочтений к нему.

Важная и неотъемлемая составляющая разработки продукта в системе «наука и образование - производство - рынок» - разработка организационно-экономического образа для организации производства сиропа «Калиновый». Этот образ разрабатывается на основе его технико-технологического образа, что формирует процесс синтеза ТТО и ОЭО в региональных условиях ИД. В этом процессе разработки доминирующими факторами являются стимулирующие. При этом сохраняющие факторы имеют важное значение и неотъемлемы от разработанного ранее ТТО сиропа «Калиновый».

Систематизация факторов, обеспечивающих качество продовольственных товаров (табл. 2), позволяет обеспечить их учет при разработке ОЭО производства и реализации НПП сиропа «Калиновый». Учет этих факторов позволяет определять и выявлять комплекс целей и задач для ИД при разработке организационно-экономического образа производства продовольственных товаров. Результат разработки ОЭО производства НПП - инновационный проект, который требует апробации

в условиях региона и при положительных результатах может быть рекомендован для тиражирования.

В процессе от идеи до потребителя в результате ИД, синтезирующей разработанный ТТО новационной пищевой продукции и ОЭО производства НПП, формируется база знаний, представляемая в виде инновационного проекта. Такая база знаний является результатом творческой деятельности специалистов, выполняющих систематизированные задачи ИД и их основные действия с начальной стадии формирования инновационной идеи, с последующим уточнением и с учетом экспертной оценки идей и новационного продукта. Это определяет перспективы применения методологических элементов при проектировании и продвижении на рынок новационных функциональных продуктов питания в условиях ИД. В основу методологических элементов ИД положены физиологические, социальные и когнитивные потребности человека. Это отражает сущность логико-когнитивного подхода к ИД в системе «наука и образование- производство - рынок» и в показателе их инновационных потенциалов позволяет формировать и апробировать инновационные проекты и программы в региональных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маюрникова, Л.А. Разработка и организация производства функциональных продуктов питания в условиях малых инновационных пред-приятий/Л.А. Маюрникова, С.В. Ре-мизов//Ползуновский Вестник. -2011. - № 3/2. - С. 41-45.

2. Маюрникова, Л.А. Теоретические аспекты инновационного развития пищевой отрасли по приоритетным проектам в региональных усло-виях/Л.А. Маюрникова, С.В. Новоселов/Хранение и переработка сель-хозсырья. - 2007. - № 12. - С. 8-11.

3. Маюрникова, Л.А. Разработка и реализация инновационных проектов и программ в сфере здорового питания на основе концептуального проектирования/Л.А. Маюрникова, С.В. Новоселов, Н.В. Горников, Г.И. Шевелева//Техника и технология пищевых производств. - 2010. - № 4 (19). - С. 37-41.

4. Новоселов, С.В. Аналитическая система управления инновационным развитием организаций и предприятий в региональных условиях на основе гибридных технологий: монография/С.В. Новоселов. -Барнаул: Алтайский дом печати, 2009. - 261 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.