Научная статья на тему 'Система подготовки специалистов для инновационной сферы в региональных условиях'

Система подготовки специалистов для инновационной сферы в региональных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ПРОЕКТ / ИННОВАЦИОННАЯ ИДЕЯ / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новоселов С. В., Максименко А. А.

В статье показана система подготовки специалистов для инновационной деятельности организаций и предприятий в региональных условиях, представлена систематизация существующих систем подготовки квалифицированных кадров и роль специалистов инновационной сферы как фактор развития организаций и предприятий. Показана система подготовки специалистов для инновационной сферы на основе федеральных программ «Студенты и аспиранты малому наукоемкому бизнесу» именуемая - Ползуновские гранты» - «УМНИК» - «Старт» Государственного фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Система этих программ имеет отличительные особенности и преимущества для развития организаций и предприятий, реализуется в региональных условиях и рекомендуемые для практического применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новоселов С. В., Максименко А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система подготовки специалистов для инновационной сферы в региональных условиях»

Система подготовки специалистов

для инновационной сферы в региональных условиях

С.В. Новоселов

директор научно-исследовательского сектора, кандидат технических наук, профессор кафедры ПМиИ (Прикладная механика и инноватика)

novoselov_sv@ma'il/ru

А.А. Максименко

проректор по НИР, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой ПМиИ

nirsagtu@list.ru

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

В статье показана система подготовки специалистов для инновационной деятельности организаций и предприятий в региональных условиях, представлена систематизация существующих систем подготовки квалифицированных кадров и роль специалистов инновационной сферы как фактор развития организаций и предприятий. Показана система подготовки специалистов для инновационной сферы на основе федеральных программ «Студенты и аспиранты малому наукоемкому бизнесу» именуемая - Ползуновские гранты» - «УМНИК» - «Старт» Государственного фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Система этих программ имеет отличительные особенности и преимущества для развития организаций и предприятий, реализуется в региональных условиях и рекомендуемые для практического применения.

Ключевые слова: специалисты инновационной деятельности, программы подготовки кадров, инновация, инновационная проект, инновационная идея, малое инновационное предприятие.

Инновационное развитие организаций и предприятий в региональных условиях определяет актуальность подготовки специалистов для инновационной деятельности (ИД), инноваторов, имеющих способности и знания для организации и ведения разработки, производства и сбыта новых новационных продуктов, и формирования потребительских предпочтений к инновационным товарам, что определяет создание потребительского спроса. Исследование инновационной активности в регионах отражает недостаток кадров для ИД.

Традиционная система подготовки специалистов для организаций и предприятий в регионах реализуется в системе «университет — предприятие» на основе действующих стандартов и программ подготовки квалифицированных специалистов. В университетах, ВУЗах имеется развитая система подготовки специалистов на основе дополнительного высшего образования, повышения квалификации и переподготовке кадров, которая реализуется в системе «университет — предприятие». Эти системы подготовки кадров характерны тем, что они обеспечивают достижение результативности в подготовке специалистов для ИД при партнерстве предприятий с университетами.

Отличительной особенностью специалистов для ИД является то, что они приобретают умения на основе реализации процессов генерации знаний, новаций (новшеств, нововведений) и инноваций [2, 4]. Такие

специалисты ИД отличаются умениями организации процесса познания, который является необходимым условием. Инновационная деятельность как процесс создания новаций и трансформацию их в инновации на основе закономерностей инновационного цикла основан на творческом процессе, включающем стадии ИД:

разработка технико-технологического образа (ТТО) новационного продукта имеющего преимущества в сравнении с традиционными товарами (аналогами, прототипами); разработка организационно-экономического образа (ОЭО) будущего производства и реализации, что синтезируется (ТТО и ОЭО) в виде инновационного проекта.

— апробация инновационного проекта, имеющего эффективность или эффект, позволяющая внедрять его в условиях региона и/или отрасли. Апробированный технико-технологический образ представляющий собой на стадиях ИД новацию в условиях эффективного производства и сбыта продукции становится — инновацией.

Новый продукт в условиях ИД — это продукт, имеющий интеллектуальную собственность (авторские права) на стадии разработки технико-технологического образа.

Новационный продукт в условиях ИД — это такой продукт, который имеет потенциал экономической эффективности в условиях ИД, оцениваемый

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

специалистами-экспертами на основе прогноза производства и реализации.

Инновационный продукт в условиях ИД — конкурентоспособный продукт, востребованный рынком, имеющий технико-технологического образа подтвержденный авторскими правами на интеллектуальную собственность и организационно-экономический образ производства и реализации представленный в апробированном инновационном проекте. Фактически это производимый предприятием товар, предложенный для реализации, имеющий цену, потребительский спрос, товароведные свойства.

Для реализации задач ИД в системе «наука и образование — производство — рынок» актуальна специальная система подготовки квалифицированных специалистов (рис. 1), которая основана на двух основных вариантах:

Подготовка специалистов для ИД по специальным программам и дисциплинам для специальностей и направлений «Инноватика» и подобным характерна обучению студентов в рамках университета, ВУЗа.

Подготовка специалистов для инновационной сферы на основе системы федеральных программ «Студенты и аспиранты малому наукоемкому бизнесу» именуемая «Ползуновские гранты» — «УМНИК» — «Старт» Государственного фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Государственный фонд).

Подготовка специалистов для ИД по специальности «Инноватика» и подобным этой включает перечень дисциплин формирующих творческую личность, предусматривает практику студентов на инновационных малых и крупных предприятиях, в научных структурах университетов, ВУЗов и НИИ, и в организациях инфраструктуры ИД (технопарки, ИТЦ, ЦТТ бизнес-инкубаторы и т. п.). Многие учебные программы университетов, ВУЗов включают специальные дисциплины развития творческих способностей студентов, развития научно-технического творчества, умений использовать инструментарии (методы, методики, модели, технологии) обеспечивающие разработку технико-технологических и организационно-экономических образов, их синтеза и

имеющие определяющую значимость для специалистов ИД.

Результативность подготовки квалифицированных специалистов для ИД наиболее значимо проявляется при их работе в условиях системы федеральных программ «Ползуновские гранты» — «УМНИК» — «Старт», которые в региональных условиях организуют представительства Государственного фонда. Особенностью этих программ является то, что они позволяют студентам, аспирантам, молодым ученым, предпринимателям инновационной сферы деятельности реализовать апробацию, как правило, разработанных авторами технико-технологических образов новационных продуктов в виде инновационных проектов и идей для практической реализации в региональных условиях. Происходит важный для результативности ИД процесс совершенствования с учетом возможностей производства и реализации техникотехнологического образа новационной продукции.

Программы «Ползуновские гранты» — «УМНИК» — «Старт» формируют генерацию системы подготовки специалистов для ИД. Программа «Студенты и аспиранты — малому наукоемкому бизнесу» — «Ползуновские гранты» призвана подготовить кадры для научной и инновационной деятельности. Государственное управление программой (Минобрнауки РФ, Государственный фонд) определяет ее основные цели и задачи: повышение роли науки и образования для инновационного развития организаций и предприятий регионов страны; подготовку квалифицированных кадров для сферы научной и ИД; развитие ИД для студентов, аспирантов и молодых ученых. Программа «Ползуновские гранты» впервые была организована на базе Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова и Государственным фондом в 1996 г.

Отбор инновационный проектов проводится на конкурсной основе комиссией с учетом результатов экспертизы, приоритетов развития науки и техники и на основе критериев:

наличие научно-технической новины в заявке инновационного проекта с учетом авторских прав и правообладания ими;

коммерциализуемость новационной продукции, потенциал производства и реализации;

ш ^

га о к

и ^00 со ^

ТС ф 5 С

ГО С і І І

І і Н $

£ с ^ 5- і- ^ ^ о

£1

Система подготовки специалистов для инновационной сферы

Подготовка специалистов Подготовка специалистов

по спецпрограммам и на основе системы

дисциплинам программ

для специальностей «Ползуновские гранты» —

«Инноватика» и т. п. «Умник» — «Старт»

Система «университет — малое инновационное предприятиек— рынок»

Система «наука и образование — производство — рынок»

„ ш ш £ * £

_ ш ф =Е о н

“ I I а ЧН •

£ ° * 3 ■= £==

2 ? о о £^(и к

^ х £ с= а т ^

■= (2:8

га о с =§ ^ к <и « -I и Зт ■£ °

СО

I- 03 О 2 ^ и

О <и

Рис. 1. Принципиальная схема системы подготовки специалистов для инновационной деятельности в региональных условиях

— организационно-экономическая устойчивость субъекта инновационного предпринимательства. Наряду с экспертной оценкой научной значимости, актуальности и перспективности представленных на конкурс работ учитывалась реальность выполнения заявок, включая спрос на продукт. В конкурсе участвуют соискатели университетов, вузов, НИИ. С 1997 г. программа «Ползуновские гранты» получила статус государственных грантов, а особенностью ее стало то, что заявки принимались от студентов, аспирантов, молодых ученых вузов, НИИ. Основной задачей конкурса являлось создание стимулов к коммерциализации разработок, предоставление возможностей студентам и аспирантам для проведения исследований, направленных на развитие ИД. Конкурс инновационных идей и проектов студентов, аспирантов и молодых ученых обеспечивает:

научно-образовательную форму подготовки специалистов и высококвалифицированных кадров для инновационной сферы;

— формирование банка инновационных проектов для их развития и применения;

— исследование и апробация инновационных направлений работы в разных областях знаний и их интегрирование.

Анализ результатов программы показывает ее востребованность и развитие. Полученный опыт отражает технологическое формирование процесса разработки и апробацию внедрения новейших достижений науки и техники при подготовке квалифицированных кадров для инновационной сферы. Высокий уровень организации, обширная география участников, полученные результаты позволяют рассматривать программу как модель технологии подготовки специалистов для инновационной сферы. Особенно важным является апробация внедрения разработок в виде инновационных проектов и идей в производство на малом инновационном предприятии (МИП). Основными критериями конкурсного отбора заявок является новизна разработки и коммерциализация продукции, выполнение НИОКР и спрос на новый продукт. При этом программа реализует цель — вовлечение талантливой молодежи в инновационную сферу деятельности. В период 1996-2010 гг. лауреатами программы «Ползуновские гранты» стали сотни молодых специалистов из разных регионов страны, многие из которых в дальнейшем явились успешными в программах «УМНИК» и «Старт».

В 2006 г. Государственный фонд при поддержке Минобрнауки РФ объявил о программе «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («УМНИК»), которая призвана предоставить возможность молодым потенциальным инноваторам проверить себя в ИД путем реализации их первых инновационных идей, проектов. Большая часть результатов работы по программе «УМНИК» имеет потенциал для развития в рамках программы «Старт», что явилось основой для разработки и запуска в 2010 году программы «УМНИК, на Старт» с 2010 г.

Динамика выигранных и реализуемых по программе «Старт» инновационных проектов МИП отражает инновационный потенциал и перспективы его развития в региональных условиях. На базе интеллектуальной собственности университетов, ВУЗов создаются МИП в соответствие с ФЗ № 217, которые призваны обеспечить подготовку кадров для ИД, формировать технологический рынок (рынок интеллектуальной собственности) и реализовать апробацию инновационных проектов на основе новейших достижений науки и техники для развития инновационной экономики основанной на знаниях.

Анализ состояния МИП работающих по программе «Старт» (2003-2011 гг.) в региональных условиях отражает положительное влияние этой работы на развитие ИД. Формируется сектор МИП, выполняется апробация инновационных идей и проектов, осуществляется подготовка квалифицированных специалистов для ИД. Однако очевидно снижение количества подаваемых заявок и выявлено, что основными причинами этого и как следствие выигранных инновационных проектов являются:

повышение качества проработки авторами-заяви-телями материалов инновационного проекта и самой заявки;

ограниченность специалистов для ИД и инновационной сферы в целом;

— недостаточная сформированность технологического рынка (рынка интеллектуальной собственности) в условиях региона;

— ограниченность новационных разработок, роста задела научно-технических разработок;

— наличие сформированного спроса на создаваемую новационную продукцию.

Экспертиза инновационных проектов по программам «УМНИК» и «Ползуновские гранты» позволяет получить их оценку, что дает авторам — заявителям возможность принять обоснованное решение о перспективах. Участие в этих программах хорошая «предстартовая» возможность для молодых ученых, аспирантов и студентов, что позволяет: довести инновационные идеи до требований программы «Старт» и апробировать их; при реализации инновационного проекта обеспечить социально-экономическое положение авторов, мотивирующего их к ИД; специализацию на основе общения со специалистами Государственного фонда при выполнении инновационных проектов.

Системообразующий потенциал федеральных программ «Ползуновские гранты», «УМНИК», «Старт» выступающие внешним стимулом и одновременно методологической основой, позволяет моделировать и развивать процесс подготовки специалистов для инновационной сферы. Система этих программ обеспечивает процесс целеполагания на уровне управления университетом, факультетом, кафедрой, а также при планировании, выборе форм и методов организации НИР студентов, профессиональной подготовки студентов и аспирантов. Результатом рабо-

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

ты студентов, аспирантов и молодых ученых в МИП является апробация идей инновационных проектов, направленных на вывод нового продукта сформированного в виде товара на рынок. Работа с Государственным фондом обеспечивает для региона создание системы стимулирования сектора МИП и наукоемкого бизнеса. Часть рисков инновационных проектов снимают программы, а бизнес берет все риски, но и всю прибыль.

Анализ ИД в региональных условиях, основанной на федеральных программах Государственного фонда, показывает то, что формируется триединая сущность модели подготовки специалистов для инновационной сферы в системе программ «Ползунов-ские гранты — УМНИК — Старт». Такая система характерна подготовкой квалифицированных кадров для инновационной сферы и апробацией их инновационных идей. Интеграция этих программ — системообразующий потенциал при формировании внутри- и межвузовской модели подготовки кадров для инновационной сферы в региональных условиях, которая образует и интегрирует генерацию знаний, новаций и инноваций. В процессе развития ВУЗов на основе интеграции учебно-научно-инновационной видов деятельности представленная методологическая основа позволяет обеспечить качественный рост основных задач вуза, развивается система подготовки специалистов для работы в инновационной сфере, формируется кадровый состав молодых специалистов для ИД.

По результатам мониторинга МИП работающих по программам поддержки ИД и исследования его результатов получены следующие основные выводы:

1. Программы инновационного развития организаций и предприятий в региональных условиях выполняют актуальную для развития ИД функцию государственного регулирования и финансовой поддержки инноваторов. В условиях рыночных форм хозяйствования в региональных условиях программы Государственного фонда обеспечивают формирование технологического рынка, что является актуальной задачей для развития экономики, основанной на знаниях, формируют в регионах сектор наукоемкого бизнеса, интегрированный с регионами.

2. Особенностью опыта развития инновационной деятельности в региональных условиях является формирование системы федеральных программ «Студенты и аспиранты малому наукоемкому бизнесу» — «Ползуновские гранты», «УМНИК», «Старт» и им подобным. Такая система решает многие задачи ИД, включая обеспечение подготовки специалистов для инновационной сферы и поддержку инновационных идей и проектов, обеспечивает активность подготовки интеллектуальной собственности.

3. Студенты, аспиранты, молодые ученые, имеющие поддержку по программам Государственного фонда, отличаются активным участием в разных

конкурсах, выставках и т. п., где их разработки получают дипломы, премии и др., что формирует молодых специалистов для ИД и является фактором для развития ИД.

Таким образом, обоснованно введение новых факторов в системе товародвижения новационных продуктов:

- Кадры инновационной сферы как фактор в условиях ИД — специалисты ИД в региональных условиях, охватывающие специфику вопросов разработки, производства и реализации нового товара, новационного продукта или же их улучшенных вариантов (модификаций) в отраслевых и/или региональных условиях.

— Инновационная идея как фактор в условиях ИД — возможность разработки, производства и реализации нового товара, новационного продукта или же их улучшенных вариантов (модификаций), оцениваемых потребительскими предпочтениями и товароведными свойствами, которые определяются с учетом рыночного спроса существующего и формируемого.

Особенностью специалистов инновационной сферы являются профессиональные знания и умения, характеризующие процессы познания, исследования, апробации новых новационных продуктов. В условиях ИД речь идет о команде талантливых специалистов умеющих аналитически и перспективно мыслить и обладающих профессиональным опытом, как в отрасли производства, так и в инновационной сфере. Такие команды специалистов ИД призваны генерировать знания, новации, инновации.

Университеты, ВУЗы являются центрами научнотехнического развития, источником подготовки квалифицированных специалистов для инновационной сферы. В современных условиях повышается роль ИД, а система «наука и образование — производство — рынок» рассматривается как наиболее перспективная для повышения уровня качества жизни людей. На основе этой системы актуально учитывать кадры для инновационной сферы как фактор в условиях ИД, который формирует и реализует инновационные идеи. При этом актуально развитие ИД в региональных условиях на основе программ Государственного фонда, которые формируют кадры для инновационной сферы (инноваторов) и обеспечивают им условия апробации инновационных идей и проектов.

Методологические основы проектирования и продвижения на рынок продуктов в условиях инновационной деятельности являются руководством и инструментарием для работы инноваторов и организаций инновационной инфраструктуры (технополисы, технопарки, ИТЦ, ЦТТ и т. п.) региона и /или отрасли. Эти структуры, обеспеченные соответствующими специалистами инновационной сферы, позволяют определять обоснованные цели, задачи и применять методологические инструментарии для обоснования управленческих решений инновационной деятельности.

Литература

1. Маюрникова ЛА, Новоселов С.В. Роль научно-инновационной деятельности в подготовке специалистов // Пищевая промышленность №11, Экономика и управление, Москва, 2009. С. 3032.

2. Новоселов С.В. Аналитическая система управления инновационным развитием организаций и предприятий в региональных условиях на основе гибридных технологий: монография: Изд-во: Алтайский дом печати. Барнаул, 2009. 261 с.

3. Новоселов С.В., Маюрникова Л.А. Инновационная деятельность научно-образовательного комплекса // Пищевая промышленность №2, Экономика и управление. Москва, 2008. С. 54-56.

4. Новоселов С.В. Модель товародвижения новационной продукции в условиях инновационного развития организаций и предприятий сферы питания / Ползуновский Вестник № 3/2, Изд-во АлтГТУ им. И.И. Ползунова, Барнаул, 2011. С. 6472.

System of preparation of specialists for the innovation sphere

in regional conditions

S.V. Novoselov, director of the scientific-research sector, candidate of technical sciences, professor of the department of Applied mechanics and innovation, I.I.Polzunova Altai state technical university A.A. Maksimenko, vice-rector on Scientific and Innovation Works, doctor of technical sciences, professor, head of the department of Applied mechanics and innovation, I.I.Polzunova Altai state technical university

The article shows the system of training of specialists for the innovation activity of the organizations and enterprises in regional conditions, presented systematization of existing systems of preparation of qualified personnel and the role of the specialists of the innovative sphere as a factor of development of organizations and enterprises. Shows the system of training of specialists for the innovation sphere on the basis of the federal programme «Students and graduates of the small high technology business» referred to as - «Grants of Polzunov» - «UMNIK» - «Start» of the State fund of assistance to the time-development of small forms of the enterprises in scientific-technical sphere. The system of these programs has the differences-additional features and benefits for the development of organizations and enterprises, is being implemented in the regional conditions and recommended for practical use.

Key words: specialists of innovation activities, training programs, institute of innovation, and innovation project, innovative idea, a small innovative enterprise.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.