Научная статья на тему 'Оценка потенциала инвестирования в инновационное развитие Республики Кот-д’Ивуар'

Оценка потенциала инвестирования в инновационное развитие Республики Кот-д’Ивуар Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / DIRECT FOREIGN INVESTMENT / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / TRANSNATIONAL CORPORATIONS / ПРИРОСТ ВВП / GDP GROWTH / ИНВЕСТИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕЙ / ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / INNOVATION STRATEGY / INNOVATIVE PROJECTS EVALUATION / BRANCH INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кукукина Ирина Геннадьевна, Яо Куаме Вилфред

Статья посвящена исследованию наиболее эффективных направлений инвестирования в социально-экономическое развитие Республики Кот-д’Ивуар, рациональному использованию доходов, полученных от участия в ТНК. Проведен обзор основных направлений инвестирования. В качестве основного инструмента реализации инновационной стратегии рассматривается сотрудничество местных властей крупных городов, университетов и политехнических институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF POTENTIAL OF INVESTMENT IN INNOVATIVE DEVELOPMENT OF COTE D''IVOIRE REPUBLIC

The article is devoted to the research of the most effective directions of investment in social and economic development of Cote d'Ivoire Republic; to the rational use of income received from participating in transnational corporations (TNCs). The review of the basic investment directions is carried out. In the capacity of the main instrument of innovative strategy realization the cooperation of large cities’ municipal administration, universities and polytechnic institutes is examined.

Текст научной работы на тему «Оценка потенциала инвестирования в инновационное развитие Республики Кот-д’Ивуар»

УДК 332.1

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КОТ-Д'ИВУАР

И. Г. Кукукина, К. В. Яо

Ивановский государственный энергетический университет

Статья посвящена исследованию наиболее эффективных направлений инвестирования в социально-экономическое развитие Республики Кот-д'Ивуар, рациональному использованию доходов, полученных от участия в ТНК. Проведен обзор основных направлений инвестирования. В качестве основного инструмента реализации инновационной стратегии рассматривается сотрудничество местных властей крупных городов, университетов и политехнических институтов.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, транснациональные корпорации, прирост ВВП, инвестирование отраслей, инновационное развитие, инновационная стратегия, оценка инновационных проектов.

С середины 90-х годов, после тяжелой рецессии, в Африке продолжает улучшаться макроэкономическая ситуация. В большей степени, чем раньше, контролируется инфляция, снижается дефицит государственного бюджета. Несмотря на неблагоприятную международную обстановку, происходящие изменения являются результатом длительного процесса экономических реформ. Стабилизация государственных счетов, приватизация, реформа финансовой системы, либерализация торговли и сельского хозяйства, постепенное улучшение законодательной базы объясняют успех этих экономических преобразований. Отмечается множество факторов, которые позволяют утверждать, что Африка сейчас переживает поворотный момент, который может привести к радикальной трансформации экономики и ее устойчивому росту.

Среди этих факторов можно выделить три основных.

Во-первых, до начала мирового экономического кризиса (1998-2008 г.г.) экономический рост в африканских странах составлял 5% в год в течение десяти лет. В то же время, около 22 стран, не являющихся экспортерами нефти или нефтепродуктов, показывали темп роста 4 % в год. Несмотря на то, что Африка пострадала от

кризиса, осмотрительная макроэкономическая политика и финансовая поддержка со стороны многих институтов (например, Международного валютного фонда) позволили ей избежать рецессии в 2009 г., а затем, с начала 2010 г., начать восстановление экономики.

Во-вторых, многие страны достаточно быстро добились такого уровня развития, который позволит им достичь к 2015 г. большинства целей, сформулированных в Декларации тысячелетия. Цели развития тысячелетия (ЦРТ) включают: сокращение масштабов крайней нищеты, снижение детской смертности, борьбу с эпидемическими заболеваниями, такими, как СПИД, а также расширение всемирного сотрудничества в развитии. Уровень бедности в Африке снижается на один процент в год по сравнению с 59 % в 1995 г. и 50 % в 2005 г. [4]. Показатели детской смертности также снижаются, эпидемия ВИЧ/СПИДА стабилизируется, а число учащихся, оканчивающих начальную школу, в Африке растет быстрее, чем где-либо еще.

В-третьих, Африка привлекает все больше инвестиций в частный сектор. Доходность инвестиций в африканские страны является одной из самых высоких в мире [5]. Успех информационных компью-

терных технологий, в том числе проникновение мобильной связи, свидетельствует о возможности быстрого развития этих секторов. Китай, Индия и другие страны вкладывают значительные средства в Африку.

В зоне Западноафриканского экономического и валютного союза, созданного Францией в 1939 г. на базе ее бывших колоний, в том числе Республики Кот-д'Ивуар, восстановление экономики наблюдается наиболее отчетливо. На наш взгляд, это чрезвычайно важно, учитывая экономический вес Кот-д'Ивуара в Западной Африке.

Война и политическая нестабильность имели негативные последствия для экономического роста и уровня бедности в Республике. За период 2000-2006 г.г. сред-

Кроме этих обстоятельств, девальвация франка кфа в 1994 г. и реализация стратегии сокращения бедности не принесли ожидаемых результатов. Уровень бедности снизился до 33,6% в 1998 г. против 36,8% в 1995 г., и до 48,9% в настоящее время против 38% в 2002 г.

Наблюдаемая тенденция выхода из кризиса будет способствовать привлечению иностранного капитала, и, в первую очередь, прямых иностранных инвестиций как источников финансирования иннова-

уровне значительно ниже 4,1% для Западноафриканского экономического и валютного союза (ЗАЭВС) в целом и 4,9% - для стран Африки южнее Сахары. Доля государственных и частных инвестиций снизилась до 10,3%, что явилось следствием нестабильной политической ситуации, снижения уровня безопасности в стране и внешнего финансирования (рис. 1).

Реальный ВВП в 2006 г. был ниже примерно на 35%, по сравнению с ситуацией, наблюдаемой до кризиса. Разделение страны в результате войны дестабилизировало внутреннюю торговлю, замедлило приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ), направляемых в страну и ослабило роль Кот-д'Ивуара как регионального делового центра. Рост объемов экспорта

ций, содействовать экономическому развитию и модернизации, увеличению доходов, созданию новых рабочих мест (табл. 1).

Согласно теории эндогенного роста, несколько ключевых факторов - человеческий капитал, накопление капитала, международная торговля, политика правительства и передача технологий - определяют рост экономики в долгосрочной перспективе и находятся в тесной зависимости от прямых иностранных инвестиций [6].

ний экономический прирост ВВП стал от-зицательным (-0,4%). Он оставался на

пришелся на периоды 1994-1999 г.г. и 2000-2006 г.г.

Доля государственных н негосударственных пвестнцнй в процентах от ВВП с 2000 по 2013 гг.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2000 2010 2011 2012 2013

негосударстеенн ые инвестиции в % от ВВП

I государственные инвестиции в % от ВВП

Рис. 1. Структура инвестиций в Республике Кот-д'Ивуар за период 2000-2013 г.г.

Таблица 1

Долевое участие собственников в ведущих компаниях по отраслям

Отрасль Компания Собственники

Ивуарийская нефтеперерабатывающая компания (SIR) • Государство Кот д'Ивуар - 47,27% • Государство Буркина-Фасо - 5,38% • Французская нефтегазовая компания TOTAL - 10,26% • Французская нефтяная компания ELF - 15,1% • Американская нефтяная компания Exeon Mobil - 8% • Нидерландско-британская компания Royal Dutch Shell - 10,29% • Американская энергетическая компания Texaco Inc - 3,70%

Нефтепере-рабаты-вающая промыш- Национальная нефтяная компания Республики Кот-д'Ивуар (PETROCI) • Государство Кот д'Ивуар - 95,0% • Работники PETROCI - 5%

Транснациональная компания (SMB COTE D'IVOIRE) • Нефтяная компания республики Кот-д'Ивуар PETROCI- 93,0% • Ивуарийская нефтеперерабатывающая компания SIR - 2,0% • Частные инвесторы - 5,0%

ленность Нефтегазовая компания (TOTAL COTE D'IVOIRE) • Французская нефтегазовая компания TOTAL - 100%

Финансовая компания африканского побережья (SIFCA) • Совместное предприятие NAUVU из Wilmar International Limited -ведущая азиатская агропромышленная группа, группа из Сингапура OLAM - 27,0% • ГРУППА PARMEINVESTISSEMENT (семейный холдинг) партнер группы SIFCA - 44,2% • ГРУППА IMMORIVSA (семейный холдинг) - 21,2% • другие инвесторы - 7,6%

Аграрно-продовольственный сектор Американская транснациональная корпорация CARGILL WEST AFRICA • Американская частная транснациональная корпорация CARGILL WEST AFRICA- 100%

Африканская компания по производству каучука (SAPH) • Африканская компания по производству каучука SAPH - 48,0% • Государство Кот д'Ивуар - 20,0% • Группа Сингапура GMG INVESTMENT - 32,0%

NESTLES.A • Американские компании-производители продуктов питания (NESTLES.A) - 100%

Электроэнергетика Электроэнергетическая компания Кот-д'Ивуара (CIE) • Французская группа по управлению общественными услугами, производством электроэнергии и питьевой воды (GROUPE FINAGESTION) - 54,0% • Государство Кот д'Ивуар - 15,0% • Инвестиционный фонд (CIE) - 5,0% • Ивуарийские частные инвесторы - 26,0%

Телекоммуникации Группа Кот-д'Ивуар (GROUPE ORANGE) • Компания FRANCE TELECOM- 85,0% • ГРУППА GROUPE SIFCOM - 15,0%

MTN International • Международная группа MTN International - 64,67% • Частные инвесторы - 35,33%

При этом предполагается, что стимулирование экономического роста в Республике произойдет за счет создания динамических сравнительных преимуществ с передачей передовых иностранных технологий, накоплением человеческого капитала и интенсификацией международной торговли [7].

Эти динамические преимущества известны под названием «Spillovers» (переключение избыточного спроса с одного рынка на другой), связаны друг с другом, дополняют друг друга и не должны рассматриваться изолированно.

Действительно, результаты, связанные с вложением иностранных инвестиций в фактор роста, могут стимулировать развитие и других факторов, образуя своего рода синергию. Таким образом, информация об экономическом росте прошлых лет и текущего момента позволяет прогнозировать будущий приток ПИИ в отношении Кот-д'Ивуара.

Привлекательность Кот-д'Ивуара с точки зрения притока прямых иностранных инвестиций во многом зависит и от способности к мобилизации внутренних ресурсов, внедрения лучшей экономической политики для повышения уровня экономической деятельности. Чтобы возродить сектор сельского хозяйства, продовольствия, добычи полезных ископаемых и других, Кот-д'Ивуару требуются значительные инвестиции. Для того, чтобы повысить конкурентоспособность, необходимо поощрять отечественных предпринимателей, создавать благоприятную экономическую среду, что позволит привлечь иностранных инвесторов, новых владельцев капитала.

Следует подчеркнуть, что на приток ПИИ может повлиять ряд факторов:

• экономические показатели страны;

• уровень индустриализации;

• открытие страны для внешнего мира;

• наличие эксплуатируемых природных ресурсов и др.

Как и другие развивающиеся страны, Кот-д'Ивуар нашел свой путь развития с помощью инвестиций. Стимулирование национальной экономики за счет частных инвестиций является одним из приоритетных направлений развития экономики Республики. Так, в 2012 г. в Кот-д'Ивуар поступило иностранных инвестиций на сумму 478 млн долл. США [8]. Чистый приток ПИИ в целом сократился в период 20002011 г.г. в среднем на 2,4% (рис. 2).

Наблюдаемый на рис. 2 рост притока ПИИ за 2003-2007 г.г. явился следствием возвращения доверия и подписания первых политических соглашений. Это изменение объясняется также приходом новых инвесторов в связи с освоением месторождения железа в районе горы Нимба и эксплуатацией нефтяного блока С-102, работами по развитию услуг контейнерного терминала.

Европейский Союз, Всемирный банк, Африканский банк развития, Франция и Германия остаются основными иностранными инвесторами и партнерами Республики Кот-д'Ивуар (табл. 2).

Приверженность Республики

Кот-д'Ивуар к международной торговле обусловлена, в частности, экспортом кофе и какао-бобов, притоком иностранной валюты, которая, в свою очередь, принимает участие в финансировании импорта. В связи с этим, транснациональные корпорации (ТНК) могут быть весьма полезны для Кот-д'Ивуара, учитывая, что суть деятельности ТНК заключается в интеграции рынков без национальных границ.

Транснациональные корпорации оказывают большое влияние на экономику Республики Кот-д'Ивуар, так как активно участвуют в приросте ВВП (табл. 3).

Однако, существует и ряд проблем, связанных с деятельностью транснациональных корпораций в принимающей стране. Как правило, результатом международных операций ТНК является ситуация, когда одна страна обязательно выигрывает, а другая, принимающая страна несет потери.

Доля участия ПИИ в ВВП

3

0,5 -

О -I-1-,-1-т-1-1-1-1-1-1-1-г—

2000 20012002 2003 2004 2005 20062007 20082009 2010 20112012

Рис. 2. Доля участия ПИИ в ВВП Республики Кот-д'Ивуар

Таблица 2

Основные секторы интервенции крупных партнеров по развитию Республики _Кот-д'Ивуар_

Отрасль Африканский банк развития Евросоюз Всемирный банк ООН Исламский банк развития Франция Италия Германия Япония США Китай Индия

Сельское хозяйство * * * * * * *

Образование * * * * * * *

Энергетика и горнодобывающая * * * * *

промышленность

Информация и связь *

Окружающая среда

и изменение клима- * *

та

Поддержка реформ

и государственных * * * * *

учреждений

Здравоохранение * * * * * * *

Частный сектор * * * *

Мир, безопасность и * * * * *

справедливость

Финансы * *

Транспорт * * * *

Водоснабжение * * * * * *

Децентрализация * *

Таблица 3

Участие инвестиций ТНК в приросте ВВП Республики Кот-д'Ивуар_

Отрасль Инвестиции, тыс. долл. США Удельный вес в ВВП, %

Нефтеперерабатывающая промышленность 593260 2,04

Аграрно-продовольственный сектор 438460 1,77

Электроэнергетика 26151 0,10

Телекоммуникация 145309 0,58

Всего 1203180 4,49

Кроме того, принимающие страны склонны считать, что получаемые транснациональными корпорациями прибыли чрезмерно велики. Получая налоги от транснациональных корпораций, они убеждены, что могли бы получать еще большие доходы, если бы эти компании давали объективную информацию о своих прибылях в странах с низким уровнем налогообложения.

Для того, чтобы рационально использовать доходы, полученные от участия в ТНК, развивающиеся страны Африки, в том числе Республика Кот-д'Ивуар, должны разрабатывать более эффективные направления инвестирования, прежде всего, связанные с инновационным развитием. Для этого необходимо активизировать переход на инновационный путь развития и разработать инновационную стратегию.

В качестве основного инструмента реализации инновационной стратегии в данной работе предлагается сотрудничество местных властей крупных городов, университетов и политехнических институтов. Будущая конкурентоспособность страны и ее привлекательность для потенциальных стратегических партнеров будет, на наш взгляд, зависеть от их эффективной совместной работы.

Основные стратегические направления инвестирования в инновационное развитие должны, по нашему мнению, заключаться в следующем.

1. Усиление привлекательности Республики Кот-д'Ивуар для

международной научно-исследовательской деятельности, предоставление на международном уровне дополнительных

возможностей в получении образования и проведении научных исследований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оптимальной стратегией для маркетинга в сфере образования является привлечение иностранных студентов с высоким уровнем знаний, которые заинтересованы в том, чтобы остаться в стране после завершения учебы. Университетам, политехническим институтам и местным властям следует предпринять совместные усилия для продвижения страны на международной арене, как интегрированного региона с острой потребностью в получении образования и проведении исследований. В связи с этим, важно обеспечить хорошие условия жизни иностранным исследователям и студентам, а также доступ к сфере услуг для смягчения их адаптации в стране.

2. Укрепление кластеров, основанных на знаниях и создании общей платформы для инновационного развития.

Высокие стандарты образования, хорошие условия для развития науки и технологий, кооперация частного и государственного сектора - база для создания инновационной продукции и услуг. В качестве предложения можно рекомендовать организовать координационную группу, состоящую из представителей ведущих предприятий страны, чтобы регулировать дальнейшее функционирование существующих моделей развития и сотрудничества между ними, контролировать реализацию проектов и разрабатывать совершенно новые платформы технологического и информационного развития.

3. Реформирование инноваций и их внедрение в сферу предоставления государственных услуг.

Местные власти должны играть более активную роль в формировании базовой инфраструктуры для бизнеса и инновационной деятельности. В функцию местных властей входит городское планирование, транспортные сети, а также предоставление широкого спектра услуг, таких, как среднее образование и организация бизнес-инкубаторов.

Инновационная стратегия предполагает более тесную интеграцию общественных услуг с созданием новых знаний, результатов научных исследований и инновациями; активное использование новых продуктов и инноваций в процессе предоставления услуг; способность сектора предоставления общественных услуг производить и предоставлять услуги инновационного характера. С этой целью необходимо организовывать финансирование и реали-зовывать мероприятия, которые позволят развивать инновационную деятельность в рамках общественного сектора. Важно уделять больше внимания будущей кадровой политике, соответствующей потребностям в инновационной деятельности и формулировать кадровые стратегии так, чтобы повысить организационную культуру, которая будет способствовать иннова-ционности.

4. Поддержка инновационной деятельности.

Ее суть заключается в сотрудничестве университетов, политехнических институтов, а также исследовательских организаций, что позволит гарантировать высокий стандарт инноваций и новых видов услуг для развития бизнеса во всех сферах. Необходимо исследовать возможность создания новой «инновационной платформы» на базе университетов и научно-исследовательских институтов, чтобы точнее оценивать перспективность новых выдвигаемых идей перед принятием надлежащих мер по их коммерциализации. Также требуется исследовать вопрос о том, как могут быть поддержаны некоммерциа-лизированные идеи инновационных предприятий.

Необходимо укрепить связи университета с бизнесом, чтобы университет мог максимально полно реализовывать свою функцию социального влияния.

На наш взгляд, международный профиль страны должен быть улучшен на основе развития сети поддержки новых предприятий, более активного постоянного внутреннего и международного маркетинга, удобного для развития бизнеса и продвижения инноваций.

Если подойти к проблеме оценки потенциала инновационной деятельности хозяйствующих субъектов с позиции функций управления инновациями, то мы увидим явные противоречия в интересах различных стейкхолдеров (Кукукина, Гили-лов, 2012) [8].

На стадии планирования намеченных к разработке и внедрению инноваций преследуются интересы разработчиков проектов, заключающиеся в максимизации своих доходов и прибылей. Та же целевая установка имеется у поставщиков частного капитала, стремящихся сделать поправку на более высокие инновационные риски и, соответственно, требующих более высокую доходность на свой капитал. Коммер-циализаторы инноваций, занимающиеся опытным и серийным производством, также стремятся покрыть высокие риски освоения новых технологий и новых продуктов, завышая себестоимость и желая получить высокие прибыли. Региональные власти стремятся получить дополнительные доходы в бюджет региона, обеспечить прирост регионального валового продукта. Ту же цель преследует и государство, желая видеть значимый темп прироста валового внутреннего продукта от коммерциализации инноваций.

Таким образом, все участники инновационных процессов, от идеи до коммерциализации инноваций на макро-, ме-зо - и микроуровнях становятся прямо или косвенно заинтересованными в иррациональном расходовании и дисбалансе имеющегося системного ресурса во всех видах проявления этого ресурса (Клей-нер, 2008) [9].

«Методические рекомендации по расчету макроэкономической эффективности инновационных проектов», вышедшие в свет из лаборатории Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и утвержденные в 2005 г. заместителем министра Минобрнауки Российской Федерации В.Н. Фридляновым, содержат такую же целевую установку, заключающуюся в приросте ВВП. Структура ВВП, рассматриваемая в этих Методических рекомендациях, учитывает в сумме долевое участие потребления домохозяйств, потребление (расходы) госучреждений и некоммерческих организаций, валовое накопление основного капитала и оборотных фондов и чистый экспорт (разность экспорта и импорта). Следует согласиться, что нацеленность на индикатор ВВП порождает интерес участников инновационного процесса на всех стадиях разработки и коммерциализации инноваций к исторически известной стратегии и тактике - преобладании экстенсивных факторов развития экономики над интенсивными. Это и наблюдается нами на примерах деятельности российских предприятий, освоивших инновационные технологии.

Индикатор ВВП, являющийся абсолютным показателем эффекта добавленной стоимости, продолжает ориентироваться на избыточность ресурсоемкости инноваций. При этом, мультипликация прямого и косвенного прироста экономических эффектов продолжает усиливать влияние экстенсивных факторов.

Модель интегрального прироста ВВП, построенная авторами Методических рекомендаций, в методическом аспекте объединяет проектную (данные бизнес-планов) и макроэкономическую информацию Росстата на принципах построения модели межотраслевого баланса (таблицы «затраты-выпуск»). Далее Методические рекомендации предлагают относительный показатель макроэкономической эффективности в виде мультипликатора, отражающего реакцию экономической системы на расширение того или иного вида экономической (инновационной) деятельности. Ве-

личина мультипликатора для анализируемых проектов определяется отношением интегрального и прямого экономических эффектов. На наш взгляд, в мультипликаторе следовало бы взять соотношение прямого и косвенного эффектов с тем, чтобы заложить приоритетность прямого эффекта инноваций перед косвенным и, тем самым, генерировать ускорение инновационной активности хозяйствующих субъектов.

Что касается самого показателя эффективности инновационной активности хозяйствующих субъектов, по нашему мнению, прирост ВВП должен соотноситься с инвестициями в инновации. Для выявления участия инновационных процессов в приросте ВВП отношение этого прироста к инвестициям в инновации предлагается умножить на долю снижения ресурсоемко-сти инноваций.

«Методические рекомендации по расчету макроэкономической эффективности инновационных проектов» ставят ряд вопросов проблемного характера и необходимость учета, как минимум, следующих ограничений:

- преемственность методов оценки проектов на макро-, мезо - и микроуровне;

- преемственность абсолютных и относительных показателей и критериев оценки инновационной активности хозяйствующих субъектов в масштабах страны, региона и предприятия;

- требование опережающего снижения ресурсоемкости инноваций в части материальных и трудовых ресурсов по отношению к росту ресурсоемкости социальных и экологических инноваций, т.е. преобладания участия факторов интенсивного развития (Гилилов, Кукукина, 2012) [8];

- участие замещения импорта в инновационных проектах;

- прирост нематериальных активов от коммерциализации инноваций в общих активах предприятий (Шичков, 2009) [11];

- новый подход к методам оценки эффективности инвестиционных программ бизнес-среды с выделением инновационных проектов, т.е. учет эффекта бифуркации инноваций и его влияния на рост

стоимости компании (Астраханцева, 2012) [7], темпов устойчивого развития на основе спреда (Кукукина и др., 2011) [10];

- новые методы оценки индикаторов устойчивого роста добавленной экономической стоимости бизнес-среды, отрасли, региона и предприятия;

- повышение «работоспособности» абсолютных показателей (ВВП и др.) в комплексе с относительными показателями эффективности результатов инновационных процессов;

- участие коэффициентов пропорциональности в таблице «затраты-выпуск» (Леонтьев, 1929), заложенное в методике Росстата, работает в пределах одного технологического уклада, т.е. не учитывает поправку на бифуркацию инновационных процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шагурин С.В., Шимко П.Д. Экономика транснационального предприятия: Учебное пособие. -Санкт-Петербург, 2008. - С. 60-64.

2. Гапоненко А.Л. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления / А.Л. Гапоненко, В.Г. Полянский. - М.: Изд-во РАГС, 1999. - 208 с.

3. Новая парадигма развития России в XXI веке. Комплексное исследование проблем устойчивого развития: идеи и результаты / Под редакцией В.А. Коптюга, В.М. Матросова, В.К. Левашова. -М.: Academia, 2000. - 416 с.

4. African Poverty is Falling... Much Faster than You Think! Maxim Pinkovskiy, Massachusetts Institute of Technology, Xavier Sala-i-Martin, Columbia University, 2010.

5. The African Challengers: Global Competitors Emerge from the Overlooked Continent. - Boston Consulting Group, 2010.

6. Marouane ALAYA. L'investissements directs étrangers et croissance économique : une estimation à partir d'un modèle structurel pour les pays de la rive sud de la méditerranée // 7èmes journées scientifiques du réseau «Analyse Economique et Développement de l'AUF». - Université Montesquieu-Bordeaux. - 2006. -IV.

7. Астраханцева И.А. Методология оценки и обеспечения устойчивого развития стоимости компании. - Иваново: Изд-во Иван.гос. энерг. ун-та, 2012.

8. Гилилов М.В., Кукукина И.Г.Методы и инструменты оценки инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. - Иваново: Изд-во Иван. гос. энерг. ун-та, 2012.

9. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. - М.: Дело, 2008.

10 Кукукина И.Г., Соколов Ю.А., Колибаба В.И., Васильев И.А. Теория и инструментарий финансового контроля корпораций в условиях инновационного развития: научное издание. - Иваново: Научная мысль, 2011.

11. Шичков А.Н. Экономика и менеджмент инновационных процессов в регионе. - М.: Финансы и кредит, 2009.

12. Bende-Nabende Antony. Foreign Direct Investment in Sub-Sahara Africa: A co-integration analysis: Economics Bulletin. - 2002. - No.4. - Vol.6.

13. Африканский банк развития: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу:

http://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/Documents /Project-and-Operations/

14. Всемирный банк: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://donnees.banquemondiale.org/indicateur/bx.klt.din v.cd.wd.

15. Официальный сайт «Валютный перевод». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://www.xe.com/fr/currencyconverter/

16. Центральный банк западных Африканских стран: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа к ресурсу: http://www.bceao.int/

Рукопись поступила в редакцию 06.05.2014.

EVALUATION OF POTENTIAL OF INVESTMENT IN INNOVATIVE DEVELOPMENT OF

COTE D'IVOIRE REPUBLIC

I. Kukukina, K. W. Yao

The article is devoted to the research of the most effective directions of investment in social and economic development of Côte d'Ivoire Republic; to the rational use of income received from participating in transnational corporations (TNCs). The review of the basic investment directions is carried out. In the capacity of the main instrument of innovative strategy realization the cooperation of large cities' municipal administration, universities and polytechnic institutes is examined.

Key words: direct foreign investment, transnational corporations, GDP growth, branch investment, innovative development, innovation strategy, innovative projects evaluation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.